Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О лицензионных требованиях (условиях) осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции


О лицензионных требованиях (условиях) осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

     
     И.Б. Королева,
юрист
     

1. Понятие лицензионных требований (условий)

     
     По смыслу Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
     
     Порядок лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определен главой III Закона N 171-ФЗ, в которой установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, порядок и основания приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и ее аннулирования, порядок обжалования решений лицензирующего органа, касающихся вопросов лицензирования.
     
     Для получения лицензии и осуществления лицензируемого вида деятельности организация должна соответствовать установленным Законом N 171-ФЗ лицензионным требованиям (условиям).
     
     При регламентации вопросов лицензирования Закон N 171-ФЗ часто оперирует понятиями "условия действия лицензии", "лицензионные требования" и т.д.
     
     Например, в соответствии с п. 9 ст. 19 Закона N 171-ФЗ в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано в случае несоответствия организации установленным законом лицензионным требованиям, или согласно п. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.
     
     Но Закон N 171-ФЗ не определяет, что следует понимать под лицензионными требованиями (условиями), являющимися обязательными при осуществлении производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также что входит в перечень лицензионных требований (условий).
     
     В настоящее время можно выделить две позиции по этому вопросу.
     
     Суть первой позиции сводится к тому, что термином "лицензионные требования (условия)" охватывается как стадия приобретения лицензии, так и период ее действия. Под лицензионными требованиями и условиями понимаются как условия выдачи лицензии, так и условия ее действия. В связи с этим лицензионные требования распространяются в равной мере на лицензиата, осуществляющего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на соискателя лицензии.
     
     Вторая позиция отрицает вышеуказанное толкование, сводя понятие лицензионных требований (условий) к совокупности таких установленных законом положений, выполнение которых лицензиатом обязательно только при получении соответствующей лицензии.
     
     В ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) дается следующее определение лицензионных требований (условий): это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований (условий), выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
     
     Таким образом, в Законе N 128-ФЗ также не конкретизируется, является ли обязательным при осуществлении производства и оборота алкогольной продукции выполнение условий, предусмотренных для соискателя лицензии, то есть условий выдачи лицензии.
     
     По нашему мнению, термином "лицензионные требования (условия)" должна охватываться как стадия получения лицензии, так и период ее действия, то есть лицензионные требования (условия), обязательные к соблюдению при выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны быть также обязательны и при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
     
     Например, одним из лицензионных требований (условий), которым организация должна соответствовать при получении лицензии, является отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов. Данное требование следует из п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ, предусматривающего обязательность представления соискателем лицензии справки налогового органа об отсутствии у организации просроченной задолженности по уплате налогов и сборов.
     
     Если признать, что лицензионные требования (условия), необходимые при выдаче лицензии, не обязательны к соблюдению при осуществлении лицензируемого вида деятельности, можно предположить, что выполнение требования об отсутствии налоговой задолженности является обязательным для организации только при получении лицензии. В процессе осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организация вправе формировать налоговую задолженность, и это не будет нарушать лицензионные требования (условия), поскольку отсутствие налоговой задолженности является только условием выдачи лицензии.
     
     Данная ситуация является абсурдной. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться организацией постоянно, в течение всего периода действия лицензии, что подтверждается судебно-арбитражной практикой.
     
     Таким образом, если проводить разграничение лицензионных требований (условий), которые являются обязательными при выдаче лицензии, и лицензионных требований (условий), которые обязательны при осуществлении лицензируемой деятельности, то следует признать, что лицензионные требования (условия) выдачи лицензии являются обязательными и при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
     
     В то же время существуют лицензионные требования (условия), обязательные при осуществлении лицензируемого вида деятельности, выполнение которых не является необходимым на стадии получения лицензии (например, требование относительно учета объемов производства и оборота этилового спирта должно соблюдаться организацией только после получения лицензии).
     

2. Перечень лицензионных требований (условий)

     
     Как было сказано выше, Закон N 171-ФЗ не содержит четкого перечня лицензионных требований (условий) для осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
     
     Если понимать лицензионные требования (условия) как условия, обязательные для соблюдения организацией как на стадии рассмотрения вопроса о выдаче лицензии, так и в процессе осуществления лицензируемых видов деятельности, то их перечень должен быть сформулирован прежде всего исходя из положений ст. 19 Закона N 171-ФЗ, определяющей порядок выдачи лицензии. Согласно п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организация должна представить в лицензирующий орган следующие документы:
     
     1) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, наименования лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции, срока, на который испрашивается лицензия;
     
     2) копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);
     
     3) копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе;
     
     4) копия документа об уплате сбора за выдачу лицензии;
     
     5) справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов;
     
     6) заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям;
     
     7) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;
     
     8) копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования;
     
     9) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с п. 9 ст. 8 и п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ.
     
     Исходя из вышеизложенной нормы можно определить лицензионные требования (условия), выполнение которых является обязательным для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в частности:     


     1) требования, предъявляемые к организационно-правовой форме организации.
     
     В соответствии с действующим законодательством индивидуальные предприниматели исключены из числа участников алкогольного бизнеса.
     
     Законом N 171-ФЗ установлены также специальные требования, касающиеся организационно-правовых форм организаций.
     
     Согласно п. 9 ст. 8 Закона N 171-ФЗ производство этилового спирта может осуществляться казенными предприятиями, а также иными организациями, имеющими оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн руб.
     
     В соответствии с п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (за исключением водки) могут осуществляться казенными предприятиями, а также иными организациями, имеющими оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн руб. Вышеуказанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера.
     
     Производство водки может осуществляться казенными предприятиями, а также иными организациями, имеющими оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 млн руб.
     
     В соответствии с п. 3.2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ субъекты Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 млн руб.
     
     Согласно п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организация представляет в лицензирующий орган в том числе документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с п. 9 ст. 8 и п. 2.1 и 2.2 ст. 11 этого Закона.
     
     Анализ вышеприведенных норм Закона N 171-ФЗ позволяет сделать вывод, что их действие распространяется только на организации, имеющие оплаченный уставный капитал или уставный фонд.
     
     В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) уставный капитал и уставный фонд могут формироваться только у коммерческих организаций.
     
     Следовательно, некоммерческие организации не вправе осуществлять производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
     
     Вышеуказанный запрет на занятие лицензионной деятельностью в полной мере распространяется на потребительские кооперативы, которые являются некоммерческими организациями.
     
     В соответствии со ст. 116 ГК РФ потребительским кооперативом (некоммерческой организацией) признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
     
     Потребительские кооперативы, составляющие предмет регулирования ст. 116 ГК РФ, могут быть разграничены в зависимости от целей создания и особенностей деятельности на три основные группы: потребительские общества; сельскохозяйственные кооперативы; специализированные кооперативы.
     
     Отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских кооперативов, также регулируются Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", согласно ст. 1 которого паевой взнос - это имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку; паевой фонд - это фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества.
     
     Таким образом, организации, имеющие паевой фонд (который по правилам гражданского законодательства отличается от уставного капитала или уставного фонда), не включаются в круг субъектов, которые вправе осуществлять производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
     
     Действующим законодательством Российской Федерации также не предусмотрено формирование уставного капитала (уставного фонда) учреждениями.
     
     Таким образом, к лицензионным требованиям (условиям) можно отнести требование об осуществлении производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции коммерческими организациями, имеющими соответствующий уставный капитал или уставный фонд. К ним относятся хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, закрытые акционерные общества, открытые акционерные общества) и унитарные предприятия. Иные организационно-правовые формы юридических лиц не соответствуют лицензионным требованиям (условиям) осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;     

    2) требования, предъявляемые к минимальному размеру оплаченного уставного капитала или уставного фонда.
     
     Для организаций, осуществляющих производство этилового спирта, оплаченный уставный капитал (уставный фонд) должен составлять не менее чем 10 млн руб.
     
     Для организаций, осуществляющих производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (за исключением водки), оплаченный уставный капитал должен составлять не менее чем 10 млн руб.
     
     Для организаций, осуществляющих производство водки, оплаченный уставный капитал должен составлять не менее чем 50 млн руб.
     
     Гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает возможность формирования уставного капитала (уставного фонда) организации за счет денежных средств, ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку.
     
     В частности, в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
     
     Размер уставного капитала общества и номинальная стоимость долей участников общества определяются в рублях. Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.
     
     Согласно ст. 15 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
     
     Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
     
     Согласно ст. 34 Федерального закона "Об акционерных обществах" оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.
     
     Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, осуществляется советом директоров.
     
     При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом.
     
     С учетом вышеизложенного, лицензионное требование (условие) Закона N 171-ФЗ относительно минимального размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) организации может быть сформулировано как обязанность организации иметь уставный капитал (уставный фонд), денежная оценка которого составляет не менее определенной суммы, установленной этим Законом;     

    3) требование об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов.
     
     Отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов является обязательным не только на стадии получения лицензии, но и в процессе осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Наличие задолженности по уплате налогов и сборов влечет приостановление либо аннулирование действия лицензии в порядке, определенном Законом N 171-ФЗ.
     
     Некоторые организации считают, что Закон N 171-ФЗ прямо не предусматривает в качестве лицензионного требования (условия) отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. Поскольку отсутствие у организации такой задолженности упоминается в Законе N 171-ФЗ только по отношению к представляемым для получения лицензии документам, отнесение налоговым органом необходимости отсутствия задолженности по налогам и сборам к условиям действия лицензии, по их мнению, незаконно.
     
     Но с этим доводом организаций нельзя согласиться.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ одним из обязательных условий выдачи лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, отсутствие у юридического лица просроченной задолженности по уплате налогов и сборов является одним из лицензионных требований (условий), установленных этим Законом.
     
     Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является в том числе невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии.
     
     Таким образом, если организация не выполнит предписание лицензирующего органа о погашении задолженности по уплате налогов и сборов, действие ее лицензии будет приостановлено (аннулировано) в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
     
     Вышеизложенная позиция находит подтверждение в судебно-арбитражной практике. В частности, арбитражный суд г. Москвы в решении от 23.07.2003 по делу N А40-15493/03-125-122 признал отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов лицензионным требованием. При этом арбитражный суд исходил из того, что в силу ст. 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организацией в лицензирующий орган наряду с другими документами представляется справка налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. Поскольку Законом N 171-ФЗ не предусмотрено иное, ссылка налогового органа на необходимость представления такой справки и в случае продления срока действия лицензии действующему законодательству не противоречит. У общества на момент обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган имелась задолженность по уплате налогов и сборов, что заявителем не отрицалось. С учетом этого обстоятельства в просьбе заявителя о продлении срока действия лицензии налоговым органом было отказано правомерно.
     
     ФАС Московского округа в постановлении от 29.10.2003 по делу N КА-А40/8431-03 признал вышеуказанное судебное решение принятым с соблюдением норм материального и процессуального права, отказав в удовлетворении кассационной жалобы.
     
     К другим судебным актам, подтверждающим, что отсутствие налоговой задолженности является лицензионным требованием (условием), обязательным при выдаче (продлении) лицензии и осуществлении лицензируемого вида деятельности, относятся постановления ФАС Дальневосточного округа от 09.10.2002 по делу N Ф03-А73/02-2/1753; ФАС Московского округа от 19.01.2006 по делу N КА-А40/13652-05, от 29.10.2003 по делу N КА-А40/8431-03; ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2005 по делу N А42-12214/04-25;     

     4) иные лицензионные требования (условия) осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
.
     
     Лицензионные требования (условия) осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не исчерпываются рамками ст. 19 Закона N 171-ФЗ, предусматривающей порядок выдачи соответствующих лицензий.
     
     К их числу также можно отнести следующие лицензионные требования (условия):
     
     - правила об учете и декларировании объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
     
     В соответствии со ст. 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
     
     Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта.
     
     Таким образом, лицензионное требование о декларировании и учете этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции распространяется на организации:
     
     - осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции;
     
     - осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
     
     На организации, занимающиеся иными видами деятельности, требование о декларировании и учете вышеназванной продукции не распространяется. Это лицензионное требование (условие) также не распространяется и на организации, являющиеся соискателями лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
     
     - правила о представлении уведомлений о закупке и (или) поставке этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции.
     
     Данное лицензионное требование (условие) предусмотрено ст. 9 Закона N 171-ФЗ и распространяется на организации:
     

     - осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд;
     
     - осуществляющие поставки этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции;
     
     - правила об осуществлении оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при наличии документов, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции;
     
     - правила о розничной продаже алкогольной продукции;
     
     - правила о рекламе алкогольной продукции и т.д.