Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль


Л.В. Полежарова,

зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

     Какую дату следует считать моментом возникновения обязательств для целей налогового учета у бюджетной организации перед уволенными работниками по выплате заработной платы на основании решения судебного органа: дату оглашения судебного решения, дату вступления судебного решения в законную силу, дату предъявления исполнительного листа или дату исполнения обязательств по судебному решению?
     
     Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), положениями которой предусмотрено, что налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
     
     Налоговый учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
     
     Если в соответствии со ст. 273 НК РФ налогоплательщик определяет дату получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.
     
     Если налогоплательщик определяет дату признания доходов и расходов в соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ по методу начисления, расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. При этом расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из их начисленной в соответствии со ст. 255 НК РФ суммы.
     
     Если основанием для начисления налогоплательщиком заработной платы уволенному работнику является решение судебного органа, расходы на оплату труда при методе начисления должны признаваться по дате вступления решения судебного органа в законную силу.
     
     Одновременно необходимо обратить внимание читателей журнала на то, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет вышеуказанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
     

Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Может ли организация-продавец по до-говору, в условия которого включено вознаграждение (бонус) для покупателя за выполнение объема поставок, предусмотренных договором, в виде дополнительной бесплатной поставки товара, уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму данного вознаграждения?
     
     Согласно ст. 709, 801, 896, 972, 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вознаграждение - это плата, полученная лицом за оказанные им другому лицу услуги или выполненные работы.
     
     В рассматриваемом случае отсутствует услуга покупателя, оказанная продавцу, за которую продавец мог бы заплатить покупателю вознаграждение. Выданный бонус не является для продавца оплатой за реализованные товары (работы, услуги).
     
     Таким образом, для покупателя выплата ему вознаграждения (бонуса) будет "подарком" от продавца.
     
     Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ передача товара в качестве вознаграждения (безвозмездная передача) не признается расходом при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Поскольку вознаграждение представляется покупателю сверх цены, установленной договором (в виде дополнительной бесплатной поставки товаров), согласованная с покупателем стоимость реализованного ему товара не изменяется.
     
     Кроме того, для исчисления налогов при безвозмездной передаче товаров стоимость переданных товаров рассчитывается исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, п. 1 которой определено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
     
     В связи с этим, отгружая товар покупателю на сумму причитающегося ему вознаграждения, продавец должен применять те же цены, что и в договоре поставки.
     
     Если это условие по каким-либо причинам невыполнимо, то в целях соблюдения требований п. 2 ст. 40 НК РФ налогоплательщикам следует обратить внимание на то, чтобы цены не отклонялись более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком-продавцом по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.
     

Е.В. Евсик,
главный специалист департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     Необходимо ли подтверждать выданные работнику суточные чеками и другими первичными документами?
     
     Согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, в составе которых учитываются суточные или полевое довольствие в пределах норм, утвержденных Правительством РФ.
     
     Пунктом 1 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, приведенных в ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
     
     Согласно ст. 313 НК РФ налоговые и иные органы не имеют права устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
     
     При этом такой вид расходов, как суточные, подтверждается документами, на основании которых можно судить о производственном характере командировки. Кроме того, налогоплательщик должен подтвердить в своих расчетах, например в справке бухгалтера, размер выплаченных командированному работнику суточных. Для этого могут использоваться приказ о направлении в командировку и проездные документы, на основании которых можно установить время убытия (прибытия) командированного работника. Следует также подтвердить факт передачи командированному работнику денежных средств в размере начисленных суточных.
     
     Таким образом, для подтверждения расходов в виде выплаченных суточных представления чеков или иных подобных первичных документов не требуется.
     

     Признаются ли в целях налогообложения прибыли расходы организации по найму жилого помещения командированным работником в случае отсутствия документов, подтверждающих данный расход?
     
     Согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на наем жилого помещения.
     
     Командировочное удостоверение с отметкой, произведенной в месте осуществления служебного задания, и проездные документы до места командировки и обратно ни прямо, ни косвенно не подтверждают факт осуществления работником расходов по найму жилого помещения в месте командировки.
     
     Обращаем также внимание читателей журнала на то, что главой 25 НК РФ не предусмотрена возможность признания прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в размере, установленном коллективным договором.
     
     Таким образом, расходы по найму жилого помещения, не подтвержденные документами об их оплате, не учитываются в целях налогообложения прибыли.
     

     Начисляется ли амортизация по объектам жилого фонда?
     
     Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации, признаются амортизируемым имуществом. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     Пунктом 1 ст. 256 НК РФ предусмотрено, что амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
     
     Учитывая вышеизложенное, объекты жилого фонда не могут быть отнесены к основным средствам, подлежащим амортизации, так как не отвечают вышеуказанным критериям.
     

     Учитываются ли в целях налогообложения потери (бой) фарфоровых и стеклянных изделий?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются в том числе потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, которые должны быть утверждены в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Действие данного положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     
     Таким образом, налогоплательщик имеет право учитывать в составе материальных расходов потери (бой) фарфоровых и стеклянных изделий в пределах норм, утвержденных приказом Минторга СССР от 04.01.1988 N 2 "Об утверждении Норм потерь (боя) фарфоро-фаянсовых, майоликовых и гончарных товаров, посуды стеклянной сортовой, хозяйственной, кухонной из жаростойкого стекла и колб для термосов при транспортировании, хранении и реализации и Порядка их применения".
     

А.В. Трунов
     
     Для отнесения к расходам на оплату труда компенсационных начислений (в частности, за работу в выходные и праздничные дни) необходимо, чтобы данные начисления были предусмотрены нормами законодательства Российской Федерации, а также трудовыми договорами (контрактами) и коллективными договорами.
     
     Должны ли вышеуказанные условия выполняться одновременно?
     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     В частности, к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.
     
     Согласно ст. 112 ТК РФ заработная плата работникам в связи с нерабочими праздничными днями не уменьшается. За нерабочие праздничные дни сдельщикам производится оплата, размер которой определяется локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения выборного профсоюзного органа, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
     
     Таким образом, учитывая нормы ст. 112 ТК РФ, размер заработной платы сдельщикам за нерабочие праздничные дни должен быть определен локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения выборного профсоюзного органа, коллективным договором, соглашениями.
     
     Следовательно, при наличии в организации локального нормативного акта, коллективного договора или соглашения расходы по оплате труда за нерабочие праздничные дни учитываются в составе затрат в целях налогообложения прибыли при условии их закрепления в вышеуказанных актах и отражения в трудовом договоре.
     

     При отсутствии таковых актов в организации размер оплаты сдельщикам за нерабочие праздничные дни должен быть определен в трудовом договоре.
     

     В соответствии с п. 8 ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. На практике возникают ситуации, при которых работник, имея неиспользованные очередные отпуска, пишет заявление на очередной отпуск и, уходя в этот отпуск, одновременно получает компенсацию за неиспользованные отпуска. При этом остается неясным вопрос о том, следует ли общее число дней неиспользованных отпусков уменьшать на 28 дней в соответствии со ст. 126 ТК РФ.
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки и т.д.
     
     Согласно подпункту 25 п. 1 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, различные виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
     
     Таким образом, перечень расходов на оплату труда, приведенный в ст. 255 НК РФ, является открытым.
     
     Одновременно читателям журнала необходимо иметь в виду, что в составе расходов на оплату труда, признаваемых для целей налогообложения прибыли, не учитываются расходы, поименованные в ст. 270 НК РФ, в частности расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), в силу п. 21 ст. 270 настоящего Кодекса.
     
     Учитывая вышеизложенное, любые вознаграждения, осуществляемые в пользу работников, учитываются для целей налогообложения прибыли только в случае, если возможность осуществления подобных выплат предусмотрена в трудовом договоре или в законодательстве Российской Федерации.
     
     Для целей налогообложения прибыли должны учитываться расходы на денежные компенсации за неиспользованный отпуск, осуществленные в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п. 8 ст. 255 НК РФ).
     
     Статьями 126 и 127 ТК РФ предусмотрен порядок выплаты денежной компенсации взамен ранее не использованного отпуска. Кроме того, ст. 126 ТК РФ установлены ограничения по предоставлению таких компенсаций. Иных ограничений трудовым и налоговым законодательством не предусмотрено.
     
     В аналогичном порядке рассматриваются вопросы по предоставлению работнику отпуска за предыдущие периоды.
     
     Таким образом, суммы денежной компенсации за неиспользованный отпуск, выплаченные в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, относятся к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ.
     

О налоге на добавленную стоимость

     

О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Аптека оказывает услуги по изготовлению лекарственных средств населению по рецептам медицинских учреждений. Изготовление лекарственных средств производится с использованием собственного сырья аптеки. Аптека облагает НДС стоимость лекарственных субстанций по ставке 10%, а услуги по изготовлению лекарственных средств не облагает этим налогом на основании подпункта 24 п. 2 ст. 149 НК РФ. Правильно ли в данном случае применяется НДС?
     
     В соответствии с подпунктом 24 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены услуги аптечных организаций в том числе по изготовлению лекарственных средств. Данная норма НК РФ применяется при изготовлении лекарственных средств из сырья заказчика.
     
     Что касается изготовления лекарственных средств из собственного сырья аптек и продажи готового лекарственного средства потребителю, то данные операции должны рассматриваться как производство и реализация товара. Поэтому в отношении таких операций вышеуказанное освобождение от обложения НДС не применяется.
     

     Вправе ли учебное заведение на основании подпункта 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагать НДС операции по реализации услуг по предоставлению в пользование жилого помещения в общежитии?
     
     Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
     
     В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. При этом часть комнаты жилым помещением не является.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по предоставлению в пользование части комнат в общежитиях от обложения НДС не освобождаются.
     

З.А. Чехарина,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Правомерно ли требование налогового органа о частичном восстановлении организацией принятого к вычету НДС по приобретенным в 2005 году основным средствам в связи с получением субсидии из федерального бюджета для частичной компенсации расходов на приобретение данных основных средств?
     
     Согласно п. 2 ст. 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении основных средств, после принятия на учет данных основных средств подлежали вычету (возмещению из бюджета).
     
     В случае приобретения основных средств за счет средств бюджета суммы НДС оплачиваются продавцам основных средств за счет средств бюджета. Поэтому предъявление к вычету (возмещению из бюджета) данных сумм НДС неправомерно. Поэтому требование налогового органа о частичном восстановлении и уплате в бюджет сумм НДС, принятых к вычету по основным средствам, расходы по которым частично компенсированы из федерального бюджета, правомерно.
     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Каков порядок применения НДС в отношении безвозмездно переданных в рекламных целях товаров?
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что операции по реализации товаров на территории Российской Федерации на безвозмездной основе признаются объектом обложения НДС.
     
     Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
     
     На основании п. 1 ст. 39 НК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, реализацией товаров признается передача на безвозмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица.
     
     Таким образом, безвозмездная раздача рекламной продукции в ходе проведения рекламных акций должна рассматриваться для целей применения НДС как безвозмездная передача товаров.
     
     Учитывая вышеизложенное, обложение НДС вышеуказанных товаров производится в общеустановленном порядке. При этом согласно п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС должна определяться исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров.
     
     Одновременно сообщаем, что с 1 января 2006 года согласно подпункту 25 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.
     

     Облагается ли НДС стоимость сувенирной продукции, безвозмездно передаваемой страховой организацией в ходе проведения рекламной кампании?
     
     В соответствии с подпунктом 25 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., освобождаются от обложения НДС.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, освобождаемых от обложения данным налогом, включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг). В связи с этим в целях освобождения от обложения НДС товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях, расходы на приобретение (создание) единицы этих товаров (работ, услуг) не должны превышать 100 руб. с учетом сумм налога, предъявленных поставщиками таких товаров или материальных ресурсов, приобретаемых для их создания.
     
     Таким образом, операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых превышают 100 руб. с учетом НДС, признаются объектом обложения этим налогом. При этом налоговая база по НДС должна определяться в порядке, установленном п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть на основе полной стоимости товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях, исходя из рыночных цен.
     
     Страховые организации, утвердившие в учетной политике порядок исчисления НДС в соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ, имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по вышеуказанной сувенирной продукции. При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.
     

     Подлежат ли обложению НДС суммы санкций, полученных от покупателей за несвоевременную оплату товаров (работ, услуг)?
     
     На основании ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом суммы санкций, полученных за несвоевременную оплату продукции, связаны с оплатой реализованной продукции.
     
     Денежные средства, полученные организациями, поставляющими товары (выполняющими работы, оказывающими услуги), от покупателей за несвоевременную оплату этих товаров (работ, услуг), в целях применения НДС должны рассматриваться как денежные средства, связанные с оплатой вышеуказанных товаров (работ, услуг), и должны включаться в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.
     

О налогообложении внешнеэкономической деятельности

     

С.В. Плужникова,
зам. начальника отдела международного налогообложения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Распространяются ли на Тайвань и Гонконг положения межправительственного соглашения от 27.05.1994 между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы?
     
     В соответствии с подпунктом "с" п. 1 ст. 3 Соглашения от 27.05.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы термин "Китай" означает Китайскую Народную Республику; при использовании в географическом смысле означает всю территорию Китайской Народной Республики, включая ее территориальное море, на которые распространяются законы Китая, касающиеся налогообложения.
     
     Учитывая вышеизложенное, территории, которые имеют самостоятельную налоговую систему и на которые не распространяются законы Китая, касающиеся налогообложения, не входят в зону действия вышеуказанного Соглашения. К таким территориям, в частности, относятся Гонконг и Тайвань.
     

     Представительство американской компании осуществляет формирование выручки, полученной из двух источников: от клиентов - резидентов Российской Федерации и от головного офиса. Каким образом должна сопровождаться передача выручки из головного офиса представительству и как рассчитывать объем затрат, сформированных в представительстве, но относящихся к выручке, переданной головным офисом?
     
     Согласно п. 2 ст. 247 НК РФ прибыль иностранной организации от деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство определяется как разность между всеми относящимися к постоянному представительству доходами и всеми произведенными этим постоянным представительством расходами.
     
     При формировании расходов каждого отчетного периода, признаваемых в целях налогообложения, налогоплательщикам следует учитывать, что в соответствии со ст. 318 НК РФ расходы постоянного представительства подразделяются на прямые и косвенные и включаются в расходы текущего отчетного (налогового) периода в порядке, предусмотренном этой статьей настоящего Кодекса.
     
     Международным договором Российской Федерации с иностранным государством может быть предусмотрена возможность включения в состав расходов постоянного представительства расходов, включая управленческие и общеадминистративные, понесенных иностранной организацией на осуществление деятельности постоянного представительства в Российской Федерации и в других государствах.
     
     Согласно п. 3 ст. 6 "Прибыль от коммерческой деятельности" Договора от 17.06.1992 между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Договор) при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное распределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие распределяемые расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследования и развитие, процент и плату за управление, консультации или техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте. Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, определяется ежегодно одним и тем же методом, если только нет веской и достаточной причины для его изменения.
     
     Таким образом, в зависимости от того, какие показатели предусмотрены головным офисом иностранной организации в методике распределения доходов и расходов, исчисление доли расходов российского отделения организации производится на основании документов, подтверждающих эти конкретные показатели, в соответствии с положениями Договора и согласно ст. 318 НК РФ.
     

Н.Н. Савостенок,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Применяется ли освобождение от обложения НДС при оказании услуг по сдаче помещения в аренду японской компании, аккредитованной и состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации?
     
     Согласно п. 1 ст. 149 НК РФ предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не подлежит обложению НДС. Положения данного пункта ст. 149 НК РФ применяются в случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы п. 1 ст. 149 НК РФ, определяется МИД России совместно с Минфином России.
     
     Полномочия по установлению вышеуказанного перечня предоставлены МИД России совместно с Минфином России с 1 августа 2004 года Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления". В настоящее время МИД России осуществляется подготовка информации для составления и утверждения указанного перечня государств.
     
     До 1 августа 2004 года данный перечень государств определялся МИД России совместно с МНС России и был утвержден приказом МИД России N 13747, МНС России N БГ-3-06/386 от 13.11.2000. Кроме того, в письме МНС России от 24.01.2001 N ВГ-6-06/62 налогоплательщикам было рекомендовано использовать также перечень государств, установленный письмом Госналогслужбы России от 13.07.1994 N ЮУ-6-06/80н.
     
     Согласно ст. 78 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу данного Закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
     
     Таким образом, до переиздания МИД России совместно с Минфином России перечня соответствующих иностранных государств следует применять перечни, установленные приказом МИД России N 13747, МНС России N БГ-3-06/386 от 13.11.2000, с учетом письма МНС России от 24.01.2001 N ВГ-6-06/62.
     

     Учитывая вышеизложенное, поскольку согласно приложению к письму Госналогслужбы России от 13.07.1994 N ЮУ-6-06/80н Япония включена в список государств, в отношении граждан и организаций которых применяется освобождение от НДС, предусмотренное п. 1 ст. 149 НК РФ, то услуги арендодателя по предоставлению представительству японской компании, аккредитованному в Российской Федерации и являющемуся резидентом Японии, в субаренду помещений на территории Российской Федерации в настоящее время не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС.
     

     Подлежит ли возврату предъявленная российской организацией сумма НДС, уплаченная на территории Российской Федерации иностранной организацией по услугам по предоставлению права на участие в иностранной выставке?
     
     Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
     
     На основании п. 2 и 3 ст. 168 НК РФ сумма НДС, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в п. 1 ст. 168 настоящего Кодекса цен (тарифов). При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ уменьшить общую сумму НДС, исчисленную согласно ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей Кодекса налоговые вычеты имеет право только плательщик НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, у иностранной организации, не состоящей на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах Российской Федерации, права на возмещение НДС не возникает.
     

О налоге на доходы физических лиц

     

Т.В. Воронова
     
     Международный Комитет Красного Креста и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию заключили Соглашение о сотрудничестве, предметом которого является подготовка и обучение в техникуме физических лиц, не являющихся сотрудниками Красного Креста, по специальности "техник-протезист". В рамках вышеуказанного Соглашения Международный Комитет Красного Креста утверждает список кандидатов для получения данной специальности и финансирует расходы, связанные с их обучением. Возможно ли в данной ситуации освобождение сумм оплаты за обучение физических лиц от налогообложения в порядке, установленном п. 8 ст. 217 НК РФ?
     
     Пунктом 8 ст. 217 НК РФ определены виды единовременной материальной помощи, при получении которой у налогоплательщиков не возникает обязанности по уплате налога на доходы физических лиц.
     
     В частности, не подлежит налогообложению единовременная материальная помощь в виде благотворительной помощи (в денежной или натуральной форме), оказываемой налогоплательщикам зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями) в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации.
     
     Из ситуации следует, что в рамках Соглашения о сотрудничестве между Международным Комитетом Красного Креста и Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию производится оплата курса обучения для получения специальности "техник-протезист".
     
     Вышеуказанные расходы, связанные с обучением физических лиц, не соответствуют критериям, установленным п. 8 ст. 217 НК РФ, и поэтому подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     

О едином социальном налоге

     

Е.В. Дорошенко
     
     Работник организации, не использовавший отпуск в течение двух лет, обратился с просьбой о выплате денежной компенсации. Организация не платит ЕСН, но уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, так как применяет специальный налоговый режим (является плательщиком единого сельскохозяйственного налога). Должны ли на данную компенсацию начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом (ЕСН) для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 8 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ установлено, что не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск. Освобождение от обложения ЕСН компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой работнику в других случаях, кроме увольнения, главой 24 НК РФ не предусмотрено. Следовательно, компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, подлежит обложению ЕСН.
     
     Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и ЕСН уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
     
     Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     На основании п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ; следовательно, компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
     

О специальных налоговых режимах

Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     Организация занимается производством пластиковых окон, а также оказывает услуги по их установке в муниципальных образованиях; численность работников, занятых оказанием услуг, - 5 человек. Подлежит ли деятельность организации переводу на уплату ЕНВД?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг.
     
     Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК-002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, к бытовым услугам относятся, в частности, услуги по ремонту и замене оконных рам (код 016108). Поэтому услуга по замене оконных рам на пластиковые окна, предоставляемая физическим лицам, может быть переведена на уплату ЕНВД. В случае оказания таких услуг организациям налогообложение производится в соответствии с общим режимом налогообложения.
     
     Такой вид деятельности, как установка окон в строящихся физическими лицами домах, не указан в разделе "Бытовые услуги населению" Классификатора ОКУН и, следовательно, не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Деятельность организации по гарантийному ремонту установленных изделий Классификатором ОКУН не предусмотрена, следовательно, она не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД и налогообложение такой деятельности осуществляется в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения (УСН). Если договором не предусмотрена оплата гарантийного ремонта установленных окон собственного производства, то у организации отсутствует объект налогообложения - доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ с 1 января 2006 года налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные ст. 346.26 настоящего Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления вышеуказанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала ее осуществления и производить уплату единого налога, введенного в муниципальных районах, городских округах и городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
     

     При исчислении ЕНВД по предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг в качестве физического показателя принимается количество работников, включая индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
     
     При этом под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 346.27 НК РФ).
     
     Согласно п. 84 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовым состоянии организации", N 4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденного постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50, среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1 по 30 или 31-е число (для февраля - по 28 или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
     
     В рассматриваемой ситуации организация осуществляет предпринимательскую деятельность по предоставлению бытовых услуг на территории муниципальных образований, имеет численность работников, занятых их оказанием, - 5 человек.
     
     В этом случае при исчислении ЕНВД по месту осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг по каждому муниципальному образованию в отдельности следует учитывать общую численность работников, занятых оказанием данных услуг (5 человек).
     
     В соответствии с п. 6 ст. 346.29 НК РФ при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К2, который определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 настоящего Кодекса.
     
     В связи с этим вышеназванные органы власти могут самостоятельно определять значения факторов, учитывающих уровень доходности отдельных видов деятельности.
     
     В целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение коэффициента К2 определяется как отношение календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в этом месяце.
     
     Вышеуказанная корректировка коэффициента К2 осуществляется налогоплательщиком самостоятельно по каждой территории.
     

У.В. Бокова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     Индивидуальный предприниматель применяет УСН с 2004 года по настоящее время (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов). В 2001-2003 годах он находился на общем режиме налогообложения. В течение 2001-2006 годов индивидуальный предприниматель строил основное средство (здание), которое введено в эксплуатацию в 2006 году. Может ли он включить в расходы стоимость построенного основного средства?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ индивидуальные предприниматели, переходящие с иных режимов налогообложения на УСН и с УСН на иные режимы налогообложения, применяют правила, установленные п. 2.1 данной статьи Кодекса, согласно которым в налоговом учете на дату такого перехода налогоплательщики отражают остаточную стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самим индивидуальным предпринимателем) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на УСН, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммой начисленной амортизации согласно требованиям главы 25 НК РФ.
     
     При этом налогоплательщики, применяющие УСН, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии, что они соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     На основании подпункта 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики вправе учесть при определении налоговой базы расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (с учетом положений п. 3 и 4 данной статьи Кодекса).
     
     Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств принимаются в целях налогообложения с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию [это касается приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств в период применения УСН].
     
     При этом расходы на сооружение, изготовление основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном подпунктом 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, должны отражаться в последний день отчетного (налогового) периода, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий: оплата (завершение оплаты) сооружения, изготовления основных средств; ввод основных средств в эксплуатацию; подача документов на государственную регистрацию прав на основные средства. Если какое-либо из вышеуказанных событий произошло в 2006 году, то расходы на сооружение, изготовление основных средств должны были отражаться в последний день отчетного (налогового) периода 2006 года, когда последним произошло одно из этих событий.
     

     Таким образом, индивидуальный предприниматель вправе учесть расходы на изготовление основного средства (торгового комплекса, который строился в 2001-2006 годах) единовременно в период применения УСН с соблюдением вышеприведенного порядка.
     

О государственной пошлине

     

А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Может ли арбитражный суд предоставить отсрочку (рассрочку) уплаты государственной пошлины иностранному юридическому лицу при условии представления им подлинных документов, подтверждающих имущественное положение юридического лица?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 254 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации.
     
     Согласно п. 4 ст. 333.18 НК РФ иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены главой 25.3 настоящего Кодекса соответственно для организаций и физических лиц.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 333.22 НК РФ арбитражные суды вправе исходя из имущественного положения плательщика уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым ими, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев.
     
     Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд, совершающий юридически значимое действие, может предоставить иностранному юридическому лицу отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев.
     
     Для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины в заявлении при обращении в арбитражный суд должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение иностранного лица не позволяет уплатить государственную пошлину в установленном размере.
     

     Каковы размеры государственной пошлины за выдачу судом повторных копий документов из дела?
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов государственная пошлина уплачивается в размере 2 руб. за одну страницу документа, но не менее 20 руб.
     
     Таким образом, при повторной выдаче судом копий вышеуказанных документов в пределах от одной до десяти страниц государственная пошлина уплачивается в размере 20 руб., а при количестве, превышающем десять страниц, - исходя из расчета 2 руб. за каждую страницу документа.
     
     Например, за повторную выдачу судом копии решения, состоящего из двух страниц, уплачивается государственная пошлина в размере 20 руб., а решения на пятнадцати страницах - в размере 30 руб.
     

     В каком размере уплачивается государственная пошлина при подаче апелляционных, кассационных, надзорных жалоб на решения судов общей юрисдикции?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче в суд общей юрисдикции или мировому судье искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическим лицом в размере 100 руб., а организацией - 2000 руб.
     
     Подпунктами 4 и 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче апелляционной, кассационной, надзорной жалоб в размере 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера.
     
     Следовательно, при подаче апелляционной, кассационной либо надзорной жалобы по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции или мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается, если такая жалоба подана физическим лицом, в размере 50 руб., организацией - 1000 руб.
      

     Уплачивается ли государственная пошлина за государственную регистрацию соглашений об изменении или расторжении договора аренды? Если уплачивается, то в каком размере?
     
     Согласно п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, если в соответствии с ГК РФ договор, предусматривающий совершение сделки с недвижимым имуществом, подлежит обязательной государственной регистрации, то и соглашение о его изменении должно быть также зарегистрировано.
     
     Например, соглашение сторон об изменении размера арендной платы в договоре аренды недвижимого имущества, подлежащем государственной регистрации, также подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды.
     
     В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическим лицам в размере 500 руб., юридическим лицам - 7500 руб., федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления - 100 руб.
     
     Таким образом, государственная пошлина за государственную регистрацию соглашений об изменении (расторжении) ранее зарегистрированных договоров уплачивается в тех же размерах, что и за государственную регистрацию самих договоров, то есть в размерах, установленных подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.