Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Воронова
     

Предоставление стандартных и социальных налоговых вычетов

     
     Полагается ли установленный подпунктом 1 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет в повышенном размере - 3000 руб. физическому лицу - пенсионеру, инвалиду III группы по заболеванию, полученному во время прохождения службы в органах внутренних дел?
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрено, что предоставление стандартного налогового вычета в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих.
     
     Действие вышеназванной льготы на других инвалидов, в том числе вследствие заболевания, полученного в период военной службы, не распространяется.
     
     Поэтому налогоплательщик, о котором идет речь в ситуации, не имеет права на получение стандартного налогового вычета в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода.
     
     Правомерно ли налоговая инспекция отказала налогоплательщику в предоставлении социального налогового вычета в связи с обучением дочери, учащейся 11-го класса дневной школы, на платных подготовительных курсах в высшем учебном заведении на том основании, что в справке не указана форма обучения на курсах?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
     
     Вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, и документов, подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы на обучение.
     

     Согласно Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к числу образовательных учреждений относятся: дошкольное образовательное учреждение, школа, лицей, гимназия, училище, институт, академия и т.д.
     
     Для получения налогового вычета по расходам на обучение ребенка (детей) в налоговый орган должны быть представлены следующие документы:
     
     - письменное заявление налогоплательщика о предоставлении социального налогового вычета;
     
     - декларация о доходах по форме N 3-НДФЛ;
     
     - справка о доходах налогоплательщика-родителя по форме N 2-НДФЛ;
     
     - копия договора, заключенного между образовательным учреждением и учащимся, либо между образовательным учреждением и налогоплательщиком - родителем учащегося дневной формы обучения;
     
     - копия лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения;
     
     - платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие внесение денежных средств по договору налогоплательщиком, заявляющим социальный налоговый вычет.
     
     НК РФ определено, что социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику за обучение своих детей в образовательном учреждении по дневной форме обучения, следовательно, в договоре либо в приложении к договору должна быть указана конкретная форма обучения.
     
     Если в договоре, заключенном с учебным заведением, отсутствует отметка о том, что форма обучения на платных курсах вуза дневная, то действия налоговой инспекции в части отказа в предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета правомерны по суммам, направленным за обучение ребенка.
     

Предоставление имущественных налоговых вычетов

     
     В случае приобретения юридическим лицом доли в уставном капитале организации у физического лица признается ли это юридическое лицо налоговым агентом и, следовательно, обязано ли оно исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджет сумму налога на доходы физических лиц без предоставления физическому лицу имущественного налогового вычета?
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, рассчитанную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 208 НК РФ при реализации физическим лицом доли (ее части) участия в уставном капитале организаций возникает доход от источников в Российской Федерации в сумме выручки, являющийся согласно ст. 209 настоящего Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
     
     В то же время согласно абзацу второму подпункта 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих доходов, облагаемых налогом, на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
     
     Таким образом, при приобретении у физического лица доли в уставном капитале организация является источником выплаты дохода, и соответственно на нее возлагается обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц с вышеуказанного дохода в порядке, установленном ст. 226 НК РФ. Если сумма налога на доходы физических лиц не была удержана налоговым агентом, физическое лицо обязано осуществить уплату этого налога самостоятельно путем подачи налоговой декларации в налоговый орган.
     
     Кроме того, согласно ст. 230 НК РФ на организацию возлагается обязанность по подаче сведений о выплаченных физическим лицам доходах в налоговую инспекцию по месту своего учета.
     
     Вправе ли физическое лицо уменьшить сумму облагаемых налогом на доходы физических лиц доходов, полученных в 2005 году от продажи доли в уставном капитале, на сумму документально подтвержденных расходов на юридические услуги, связанные с продажей доли?
     
     В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. При формировании налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в составе расходов учитывается сумма вклада участника в имущество общества.
     
     Вопрос о принятии расходов на юридические услуги должен рассматриваться с учетом обоснованности и документального подтверждения затрат, произведенных физическим лицом для осуществления деятельности, направленной на получение дохода от продажи доли в уставном капитале общества.
     
     Физическое лицо приобрело в июле 2004 года квартиру по договору купли-продажи и договору займа, заключенному между физическим лицом и ОАО, по которому был предоставлен заем под 15% годовых на 10 лет. Правомерно ли налоговая инспекция отказала в предоставлении физическому лицу имущественного налогового вычета в сумме, направленной на погашение процентов по договору займа в 2004 году?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имел право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
     
     Из содержания вышеприведенной нормы НК РФ следует, что при расчете имущественного налогового вычета за 2004 год могла быть учтена сумма, направленная на погашение процентов только по ипотечным кредитам, полученным в российских банках и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение дома или квартиры. Суммы, направленные до 1 января 2005 года на погашение процентов по целевому займу, полученному в данном случае в ОАО, при определении размера имущественного налогового вычета учитываться были не должны.
     
     На основании изменений, внесенных Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", с 1 января 2005 года имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в том числе в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
     
     Вправе ли было физическое лицо воспользоваться имущественным налоговым вычетом при продаже акций в 2005 году, находившихся в его собственности с 1996 года, стоимость которых увеличилась в 2001 году за счет переоценки основных фондов, произведенной по решению общего собрания акционеров?
     
     Пунктом 3 ст. 214.1 НК РФ предусмотрены два метода определения доходов от операций купли-продажи ценных бумаг:
     
     - как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком; либо
     
     - как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и имущественными вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделки купли-продажи в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 214.1 НК РФ.
     
     При этом в п. 3 ст. 214.1 НК РФ указывается, что налогоплательщик при продаже ценных бумаг может воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым подпункта 1 п. 1 ст. 220 настоящего Кодекса в случае, если он не может подтвердить документально свои расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг.
     
     Возможность выбора налогоплательщиком метода расчета налоговой базы по операциям купли-продажи ценных бумаг действующим законодательством не предусмотрена.
     
     Иными словами, имущественные налоговые вычеты предоставляются, если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг хотя и были произведены, но по тем или иным причинам не могут быть подтверждены документально (отсутствуют расчетные и иные документы, подтверждающие оплату ценных бумаг и услуг, связанных с их приобретением, реализацией и хранением).
     
     Таким образом, чтобы воспользоваться имущественным налоговым вычетом при отсутствии платежных документов, налогоплательщик должен иметь документы (контракты, договоры и т.д.), подтверждающие возмездный характер приобретения ценных бумаг, поскольку они могли быть получены бесплатно (например, при распределении дополнительных акций среди акционеров в случае увеличения уставного капитала акционерного общества за счет его имущества), без осуществления расходов по их приобретению.
     
     При отсутствии документов, подтверждающих возмездный характер приобретения ценных бумаг, доходы налогоплательщика от продажи ценных бумаг могут быть уменьшены на суммы фактически подтвержденных расходов в виде комиссионных отчислений и биржевого сбора. При этом имущественный налоговый вычет налогоплательщику не предоставляется.
     
     Из ситуации следует, что решением общего собрания акционеров уставный капитал акционерного общества был увеличен путем размещения дополнительных акций за счет добавочного капитала в результате переоценки основных средств и дополнительные акции были безвозмездно размещены обществом среди своих акционеров в количестве, пропорциональном количеству имеющихся у них акций.
     
     Таким образом, по дополнительно полученным акциям имущественный налоговый вычет не предоставляется независимо от момента возникновения права собственности.
     

Представление сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ

     
     Общество зарегистрировано в г. Москве и имеет обособленное подразделение, зарегистрированное в Московской области. Обособленное подразделение не имеет отдельного баланса и расчетного счета. Должно общество производить уплату налога на доходы физических лиц, удержанного у работников обособленного подразделения, а также представлять сведения о доходах физических лиц по месту своего нахождения или по месту нахождения обособленного подразделения?
     
     Пунктом 7 ст. 226 НК РФ на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица (организации), на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Таким образом, головная организация должна перечислять сумму налога на доходы физических лиц, удержанного с заработной платы и иных доходов физических лиц, полученных за работу в обособленных подразделениях, по месту нахождения каждого такого подразделения. При этом сведения о доходах, выплаченных физическим лицам (включая работников обособленных подразделений), должны представляться в налоговый орган по месту учета головной организации.
     
     Профсоюзная организация выплачивает членам профсоюза за счет членских взносов материальную помощь и проводит экскурсионные поездки. Следует ли считать эти выплаты налогооблагаемым доходом и соответственно заполнять Справку о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ для представления в налоговый орган по месту своего учета?
     
     Согласно п. 31 ст. 217 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов. Исключение составляют вознаграждения и иные выплаты за выполнение трудовых обязанностей.
     
     Следовательно, при выплате членам профсоюза материальной помощи и оплате экскурсионных поездок за счет членских взносов такие доходы подпадают под действие п. 31 ст. 217 НК РФ и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц; соответственно при заполнении Справки о доходах физического лица за отчетный год по форме N 2-НДФЛ такие доходы не отражаются.
     
     Если, кроме вышеуказанных сумм, других выплат членам профсоюза в налоговом периоде не производилось, то представлять на них Справку по форме N 2-НДФЛ в налоговый орган не надо.
     

Налогообложение доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

     
     Облагаются ли налогом на доходы физических лиц суммы оплаты расходов, осуществленных постоянным представительством иностранной организации (Австрийская Республика) в Российской Федерации в отношении иностранных представителей головной организации, осуществляющих шефмонтажные работы на территории Российской Федерации, в виде оплаты представительством проезда из головной организации (Австрийская Республика) в представительство и обратно, оплаты услуг гостиницы, оплаты проживания в соответствии с договором аренды жилого помещения, оплаты услуг связи и почтовых услуг и других расходов, связанных с осуществлением деятельности на территории Российской Федерации?
     
     В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации. Подпунктом 10 п. 1 ст. 208 НК РФ установлено, что к доходам от источников в Российской Федерации относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности на территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
     
     Из ситуации следует, что представительство оплачивает иностранным представителям головной организации проезд, проживание и другие расходы, связанные с осуществлением ими шефмонтажной деятельности в период временного пребывания в Российской Федерации.
     

     Суммы оплаты представительством расходов иностранных граждан рассматриваются как доходы, полученные этими лицами в натуральной форме от источников в Российской Федерации, подлежащие налогообложению по ставке 13% в отношении физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации и по ставке 30% - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 21 Конвенции от 13.04.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал виды доходов резидента Австрийской Республики, независимо от источника их возникновения, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящей Конвенции, подлежат налогообложению только в Австрийской Республике.
     
     Следовательно, для освобождения от налогообложения в Российской Федерации доходов, полученных резидентами Австрийской Республики, являющимися сотрудниками иностранной организации, в виде оплаты расходов по проезду, проживанию, услуг связи и почтовых услуг, на специальную одежду и других расходов, связанных с осуществлением шефмонтажных работ в представительстве этой организации на территории Российской Федерации, налогоплательщик во исполнение п. 2 ст. 232 НК РФ обязан представить документ о подтверждении того, что он является резидентом государства, с которым заключено соответствующее соглашение, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.