Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     

А.А. Назаров
     

Об отражении в налоговой политике для целей налогообложения прибыли порядка уплаты налога в бюджеты субъектов Российской Федерации

     Обязана ли организация отразить в своей налоговой политике для целей налогообложения переход на исчисление и уплату налога на прибыль в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ?
     
     Согласно абзацу первому п. 2 ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками- российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
     
     В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Пунктом 1 ст. 274 НК РФ установлено, что налоговой базой для целей главы 25 настоящего Кодекса признается денежное выражение прибыли.
     

     Следовательно, абзацами первым и вторым п. 2 ст. 288 НК РФ определены два различных способа исчисления налоговой базы для целей налогообложения прибыли организаций, приходящейся на обособленные подразделения организации.
     
     Согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
     
     Это означает, что различные способы исчисления налоговой базы для целей налогообложения прибыли организаций, приходящейся на обособленные подразделения организации, являются различными способами ведения налогового учета.
     
     Статьей 313 НК РФ предусмотрено, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
     
     Следовательно, из двух предложенных (с 2006 года) налогоплательщику способов исчисления и уплаты налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Российской Федерации, налогоплательщик обязан выбрать один способ и закрепить этот способ в учетной политике для целей налогообложения.
     
     В связи с вышеизложенным организация обязана отразить в своей налоговой политике для целей налогообложения переход на исчисление и уплату налога на прибыль в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ.
     

О последнем дне налогового периода по налогу на прибыль ликвидируемой организации

     
     На какой день приходится последний день налогового периода по налогу на прибыль, если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована до конца этого года?
     
     Согласно п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
     
     При этом главой 25 НК РФ не установлено, какой период времени является налоговым периодом для организации в случае ее ликвидации.
     
     Однако в соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 55 НК РФ если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).
     
     Это означает, что если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована до конца этого года, то для нее последний день налогового периода приходится на день ликвидации.
     
     В ситуации не определено, какой из дней ликвидации имеется в виду: день начала ликвидации, день завершения ликвидации или какой-либо день между этими днями.
     
     В соответствии с абзацем первым п. 3 ст. 55 НК РФ, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
     
     Таким образом, если организация была ликвидирована до конца календарного года, то для нее последний день последнего налогового периода приходится на день завершения ликвидации.
     
     В этом случае речь идет об определенном дне, относящемся к процессу ликвидации организации, - дне завершения ликвидации.
     
     Правила, предусмотренные абзацами первым и вторым п. 3 ст. 55 НК РФ, аналогичны.
     
     В связи с вышеизложенным если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована до конца этого года, то для нее последний день налогового периода по налогу на прибыль организаций приходится на день завершения ликвидации.
     

О возможности взыскания штрафа за неполную уплату налога на прибыль организаций в результате отказа от использования льготы

     
     Организация представила скорректированную (к доплате) декларацию за 2005 год в связи с отказом от использования (с начала 2005 года) льготы. Влечет ли неполная уплата налога на прибыль в результате использования льготы, заявленной в первичной декларации за 2005 год, взыскание штрафа в соответствии со ст. 122 НК РФ?
     
     Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 122 НК РФ деяния, предусмотренные п. 1 настоящей статьи Кодекса, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога.
     
     Пунктом 1 ст. 56 НК РФ определено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     В рассматриваемом случае организация на основании первичной декларации за 2005 год осуществляла неполную уплату сумм налога на прибыль (уплачивала его в меньшем размере) в результате использования льготы.
     
     Согласно п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.
     
     Таким образом, неполная уплата сумм налога в результате отказа от использования льготы не приравнивается НК РФ к неполной уплате сумм налога в результате неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
     
     Это означает, что в рассматриваемом случае организация была обязана скорректировать  (к доплате) декларацию за 2005 год в связи с отказом от использования (с начала 2005 года) льготы, поскольку такой отказ свидетельствовал о занижении суммы налога на прибыль, подлежавшей уплате на основании первичной налоговой декларации за 2005 год.
     

     Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 года), если предусмотренное п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса заявление о дополнении и изменении декларации делалось после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, налогоплательщик освобождался от ответственности, если он сделал данное заявление до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 81 НК РФ, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождался от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
     
     В связи с вышеизложенным в рассматриваемом случае при соблюдении налогоплательщиком условий, приведенных в п. 4 ст. 81 НК РФ, неполная уплата сумм налога на прибыль в результате отказа от использования льготы не влекла взыскания штрафа в соответствии со ст. 122 настоящего Кодекса.
     
     Кроме того, читателям журнала необходимо иметь в виду, что штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ, в случае неполного внесения авансовых платежей налога (по любой причине) не взыскивается (п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
     

О последствиях непредставления отчета о целевом использовании имущества, работ, услуг, полученных налогоплательщиком в рамках целевых поступлений и целевого финансирования

     
     Является ли налоговым правонарушением непредставление плательщиком налога на прибыль в налоговый орган по месту своего учета отчета о целевом использовании имущества, работ, услуг, полученных налогоплательщиком в рамках целевых поступлений и целевого финансирования?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу на прибыль, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие декларации.
     
     Пунктом 14 ст. 250 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получившие имущество  (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, представляют по окончании налогового периода в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Минфином России.
     
     Вышеуказанный отчет представляется в составе декларации по налогу на прибыль организаций, форма которой утверждена приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н. Это Лист 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" декларации.
     
     Пунктом 1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного вышеуказанным приказом Минфина России, установлено, что Лист 07 заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ, при составлении декларации только за налоговый период.
     
     Согласно п. 4 ст. 289 НК РФ декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Таким образом, декларация за календарный год включает вышеуказанный отчет.
     

     В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
Т.М. Гуркова
     

Перенос убытка прошлых лет

    
     В соответствии со ст. 283 НК РФ налоговая база текущего налогового периода может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущем периоде.
     
     По итогам 2005 года у налогоплательщика образовался убыток. Можно ли было перенести часть этого убытка в I квартале 2006 года при условии, что по итогам I квартала (то есть отчетного периода) получена прибыль, или этой нормой НК РФ перенос убытка предусмотрен только по окончании налогового периода?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный согласно главе 25 настоящего Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных ст. 275.1, 280, 283 и 304 НК РФ.
     
     Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в 2006 году установлено ограничение по совокупной сумме переносимого на будущее убытка, который ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ.
     
     Таким образом, при соблюдении вышеперечисленных норм налогоплательщик может перенести часть полученного в прошлых налоговых периодах убытка на конец отчетного периода, в котором получена прибыль.
     

Учет расходов на оплату труда работников, работающих сверхурочно

     
     Статьей 99 ТК РФ предусмотрено, что сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
     
     На практике встречаются случаи, при которых сверхурочные работы превышают размеры, установленные согласно трудовому законодательству.
     
     Будут ли относиться в целях налогообложения прибыли к расходам по оплате труда расходы организации на оплату труда работников, работающих сверхурочно, если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в год?
     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Порядок привлечения к сверхурочной работе предусмотрен ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), согласно которой сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
     
     Оплата сверхурочной работы производится в соответствии с положениями ст. 152 ТК РФ, которая определяет минимальный размер оплаты труда сверхурочной работы.
     
     При этом сверхурочная работа должна быть оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к сверхурочным работам.
     
     В случае нарушения работодателем порядка привлечения к сверхурочной работе (например, превышение максимально допустимого числа часов сверхурочной работы в год) это не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда за сверхурочную работу.
     
     В связи с вышеизложенным трудовое законодательство предусматривает обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд работника, привлекаемого к работе сверхурочно с нарушением ограничений, установленных ст. 99 ТК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под экономически оправданными расходами понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.
     
     Оплата сверхурочной работы с согласия работника рассматривается как обоснованный расход.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы на оплату труда работников, работающих сверхурочно (в том числе если количество часов отработанных ими сверхурочно превышает 120 часов в год) в целях налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда согласно п. 3 ст. 255 НК РФ при условии, что такая обязанность предусмотрена трудовым договором, заключенным с работником.
     
Д.В. Коновалов     
     

Налогообложение прибыли, распределяемой между участниками ООО

    
     ООО принимает решение по итогам года о распределении чистой прибыли между своими участниками - юридическими лицами. По какой налоговой ставке будет облагаться прибыль, распределяемая ООО между участниками, в случае если она распределяется не пропорционально их долям в уставном капитале общества? Вправе ли ООО рассматривать вышеизложенную ситуацию как выплату дивидендов своим  участникам и соответственно применить к такой выплате ставку налога на прибыль в размере 9%?
     
     В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" ООО вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Решение об определении части прибыли ООО, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников ООО.
     
     Часть прибыли ООО, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества.
     
     Уставом ООО при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников ООО, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками ООО.
     
     Согласно п. 1 ст. 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
     
     Учитывая вышеизложенное, часть прибыли, распределяемой ООО между своими участниками не пропорционально их долям в уставном капитале общества, не будет признаваться дивидендами для целей налогообложения прибыли. Таким образом, к вышеуказанной распределяемой прибыли применяется общая ставка налога на прибыль, то есть 24%.