Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О снижении ставки акциза на алкогольную продукцию

    

О снижении ставки акциза на алкогольную продукцию


 М.В. Блинов,
 государственный советник налоговой службы I ранга
     
     Как показывает практика, все реформы алкогольного рынка, проходившие за последние годы, положительного эффекта не дали. Уровень легального производства водки и ликероводочных изделий не увеличивается с 1999 года. Стабилен также объем нелегального сектора. Увеличение объемов поступлений в бюджет достигалось в основном за счет индексации ставки акциза. Но в течение последних двух лет, несмотря на индексацию ставок в среднем на 8% ежегодно, сбор акцизов практически не увеличивался.
     
     Легальный ежегодный объем производства ликероводочной продукции составляет в среднем 136 млн дал [1 дал (1 декалитр) -10 литров)].
     
     Объем розничной продажи водки и ликероводочных изделий составил, по данным Росстата, в 2005 году 212 млн дал, при этом объем импорта превысил объем экспорта на 5 млн дал. Следовательно, 44% проданной продукции имеет нелегальное происхождение. Следует учесть, что данные Росстата о розничной продаже являются оценочными и не включают около 25% действительных объемов продаж. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2006 году. По данным Росстата, с января по август 2006 года в стране реализовано в розницу 139,4 млн дал водки, в то время как произведено ее 78 млн дал.
     
     Для обеспечения поступлений в бюджет и гарантии качества алкогольной продукции необходима легализация алкогольного рынка. Эта цель может быть достигнута путем увеличения доступности легальной продукции и соответственно путем снижения цены. Учитывая, что сумма налогов в розничной цене дешевой бутылки водки составляет более 50%, необходимо снизить ставку акциза на крепкую алкогольную продукцию.
     
     За 8 месяцев 2006 года в бюджет поступило 49,6 млрд руб. "водочного" акциза (78 млн дал : 2,5 159 руб./л).
     
     В то же время с учетом данных о розничной продаже, вышеназванная сумма поступлений могла бы быть обеспечена при ставке акциза 90 руб./л [49,6 млрд руб. : (139 млн дал : 2,5)].
     
     Следует учитывать, что минимальная розничная цена бутылки водки 0,5 л при такой ставке акциза рассчитывается следующим образом:
     

38,1 руб. + 3,8 руб. + 6,3 руб. = 48,2 руб.,

     

     где
     
     38,1 руб. - отпускная цена производителя, включая себестоимость 13,1 руб., 1%-ю маржу производителя, сумму акциза - 18 руб. и НДС;
     
     3,8 руб. - оптовая надбавка в 10%;
     
     6,3 руб. - розничная надбавка в 15%.
     
     Таким образом, минимальная розничная стоимость легальной бутылки водки 0,5 л снизится на 30%, что сделает легальную продукцию доступной для малообеспеченного населения. Снижение минимальной цены легальной продукции с 69 руб. до 48 руб. позволит категории населения с доходом от 2000 руб. до 4000 руб. приобретать легальную продукцию, а это 32,3 млн человек (22,3% населения), увеличить налогооблагаемую базу по акцизу и легализовать те самые 25% не учтенных розницей объемов продаж водки. Кроме того, у населения с доходами от 1000 руб. до 2000 руб. впервые появится выбор между употреблением нелегальной (суррогатной) продукции и менее частым употреблением качественной легальной алкогольной продукции. В ситуации, когда магазин, реализующий водку, находится при ликероводочном заводе, розничная цена бутылки водки 0,5 л может составить менее 44 руб. При такой стоимости продукция будет доступна населению с доходом около 1000 руб.
     
     В настоящее время потребителями водки являются 60% населения страны. Как показывает практика, 30% населения с доходами ниже 4000 руб. предпочитало крепкую нелегальную алкогольную продукцию. Именно поэтому объем нелегального рынка алкоголя равен рынку легальной алкогольной продукции, а определяющей границей этих рынков является уровень платежеспособного спроса населения.
     
     Таким образом, снижение ставки акциза на 40,2% приведет к увеличению на 74,4% доли населения, которому уровень платежеспособного спроса позволит приобрести легальную продукцию.
     
     Кроме того, ежегодная индексация ставки акциза, осуществлявшаяся с 1997 года по 2003 год темпами, опережающими инфляцию, стимулировала производство нелегальной алкогольной продукции.
     
     В настоящее время себестоимость бутылки водки объемом 0,5 л на многих региональных ликероводочных заводах составляет 13 руб. Если из этой суммы исключить косвенные расходы, акциз на спирт ("левая" водка делается из "левого" спирта), стоимость федеральной специальной марки и прибавить стоимость "левой" акцизной марки, то себестоимость нелегальной бутылки водки получится в размере 9,5 руб. Себестоимость же легальной продукции (куда включается акциз, НДС и маржа производителя в 10%) составляет около 54,5 руб.
     
     Сопоставление вышеназванных ценовых показателей объясняет, почему ликероводочные заводы заинтересованы в неподакцизном обороте алкогольной продукции: разница в 45 руб. служит источником финансирования "откатов" и нелегальной прибыли.
     

     Неучтенная продукция очень выгодна производителю, так как в ее отпускную цену закладывается около 200% прибыли: "левая" бутылка водки уходит с завода к оптовикам по цене 27 руб. После оптовой (не менее 20%) и розничной (25%) надбавок цена нелегальной водки составит 40-41 руб. После надбавки на "откаты" (20-25%) окончательная цена этой поллитровки - около 50 руб.
     
     Цена легальной продукции в розницу (даже с минимальными оптово-розничными надбавками) не может быть ниже 69 руб.
     
     По данным экспертов, в стране ежегодно производится и реализуется около 1,5 млрд бутылок нелегальной водки.
     
     Ежегодная индексация ставки акциза постоянно увеличивает разницу между легальной и нелегальной продукцией и создает экономическую мотивацию для выпуска неучтенной продукции легальными ликероводочными заводами и подпольными производителями. При этом следует учитывать, что ежегодно возрастающая сумма косвенных налогов уплачивается покупателем в цене товара до тех пор, пока рост цены не превышает уровень платежеспособного спроса определенной категории покупателя. Дальнейшее увеличение суммы косвенных налогов в цене начинает "съедать" прибыль производителя. Если же и дальше увеличивать сумму косвенных налогов в цене товара, то следствием будет уменьшение спроса в данной ценовой категории, а результатом - уменьшение налогооблагаемой базы. Это и происходит в настоящее время на рынке крепкого алкоголя. Причем первый этап, при котором прибыль производителя была "съедена" уровнем ставки акциза, произошел уже более семи лет назад. На дешевую водку ликероводочные заводы "накручивают" около 10% маржи, то есть 1,2-1,3 руб. на бутылку водки 0,5 л. Но при этом на дешевую ординарную водку и на водку экономкласса приходится более 80% легальной реализации действующих ликероводочных заводов. Таким образом, постоянное увеличение акциза привело к снижению рентабельности производства легальной водки в массовом дешевом сегменте.
     
     Рост ставки акциза и цены крепкой легальной алкогольной продукции стимулировал также употребление малообеспеченными слоями населения дешевых алкогольных суррогатов. По официальным данным, ежегодно в стране погибает от отравлений алкогольными суррогатами 40 000 человек. По данным экспертов, эта цифра в 1,5-2 раза выше. Смертность от отравлений данного вида составляет около 3,5%. Следовательно, в стране за год травится алкогольными суррогатами около 2 млн человек. Продолжительность лечения составляет 21 день, а стоимость лечения больного токсическим гепатитом - 25-28 тыс. руб. Таким образом, стоимость лечения больных данной категории составляет около 50 млрд руб. в год (аналогичную сумму составляют поступления "водочного" акциза в бюджет) и еще десятки, сотни миллионов рублей расходуются из региональных и местных бюджетов на приобретение оборудования для таких пациентов. Кроме того, около 70% таких больных получают инвалидность и соответствующее пособие за государственный счет. Другой вопрос, что большинство из них умирает в течение 6-12 месяцев. И это только потому, что уровень доходов малообеспеченных слоев населения не позволяет приобретать легальную алкогольную продукцию. В стране, по данным Росстата 2005 года, 42 млн человек имеют доход ниже 130 руб. в день. Очевидно, что для этой категории граждан легальная водка по минимальной цене 69-70 руб. за бутылку 0,5 л является недоступной.
     
     Следовательно, необходимость снижения, а не индексации ставки акциза на крепкий алкоголь существует уже давно, но не воспринимается в связи с ежегодной, сугубо фискальной, мотивацией принятия решения.
     

     С учетом расходов на лечение отравившихся алкогольными суррогатами, последующих выплат полумиллионной армии инвалидов, перенесших токсический гепатит, выделенных средств на закупку медоборудования и т.д. ежегодные решения об индексации ставки акциза нельзя назвать "рентабельными": полученные государством доходы затем расходуются на устранение последствий этой индексации. Правда, при этом умирает около 600-700 тыс. человек (с учетом краткосрочной продолжительности жизни большинства инвалидов, перенесших токсический гепатит).
     
     В то же время имеется "медицинский" аргумент против снижения акциза/цены на водку: доступность водки приведет к спаиванию населения. Но, во-первых, водка по 45-50 руб. и так существует во всех мелких магазинах, а во-вторых, наши аптеки давно торгуют безакцизной, качественной и самой дешевой (10-12 руб. за флакон 100 мл 90-95%-го спирта) алкогольной продукцией в режиме винно-водочного магазина. По количеству проданных аптеками упаковок спиртовая настойка боярышника занимает 2-е место! Таким образом, за 25 руб. можно приобрести эквивалент (в пересчете на чистый алкоголь) бутылки водки.