Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральные законы от 27.07.2006 N 138-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", от 27.07.2006 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “Об ипотечных ..."


Федеральные законы

от 27.07.2006 N 138-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации",

от 27.07.2006 N 141-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах"*1

     _____
     *1 Текст официальных документов не приводится.
     

Комментарий к изменениям, внесенным в законодательство о ценных бумагах

     
     В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     I. Российское законодательство предполагает возможность выпуска нового вида облигаций в зависимости от необходимости регистрации в уполномоченном государственном органе.
     
     Федеральный закон от 27.07.2006 N 138-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 138-ФЗ) дополнил главу 5 "Эмиссия ценных бумаг" Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) статьей 27.5.2 об особенностях эмиссии и обращения биржевых облигаций, которая осуществляется без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) по решению их эмитента.
     
     Эмиссия облигаций может производиться без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) при одновременном выполнении следующих условий:
     
     1) размещение облигаций осуществляется путем открытой подписки на торгах фондовой биржи;
     
     2) эмитентом облигаций является открытое акционерное общество, акции которого включены в котировальный список фондовой биржи, осуществляющей допуск таких облигаций к торгам;
     
     3) эмитент облигаций существует не менее трех лет и имеет надлежащим образом утвержденную годовую бухгалтерскую отчетность за два завершенных финансовых года;
     
     4) облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости либо номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости;
     
     5) срок исполнения обязательств по облигациям не может превышать один год с даты начала их размещения;
     
     6) облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов в депозитарии, осуществляющем депозитарные операции по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через фондовую биржу, которая осуществляет допуск таких облигаций к торгам в процессе их размещения, на основании договора, в соответствии с которым осуществляется допуск облигаций к торгам и который заключается с этой фондовой биржей и (или) клиринговой организацией;
     
     7) оплата облигаций при их размещении, а также выплата номинальной стоимости и процентов по облигациям осуществляются только денежными средствами.
     

     Установленные федеральными законами ограничения, связанные с выпуском облигаций, не распространяются на биржевые облигации, за исключением ограничения на выпуск облигаций до полной оплаты уставного капитала общества.
     
     Законом N 138-ФЗ устанавливаются технология при осуществлении допуска биржевых облигаций к торгам, порядок присвоения индивидуального идентификационного номера биржевых облигаций.
     
     Обязательными реквизитами сертификата биржевых облигаций вместо государственного регистрационного номера выпуска эмиссионных ценных бумаг и даты государственной регистрации являются идентификационный номер, присвоенный выпуску (дополнительному выпуску) биржевых облигаций фондовой биржей, и дата допуска биржевых облигаций к торгам.
     
     Изменениями, внесенными в Закон N 39-ФЗ Законом N 138-ФЗ, устанавливаются обязанности эмитента, а также требования к размещению биржевых облигаций на фондовой бирже.
     
     В связи с вышеизложенным внесено изменение в ст. 18 "Форма удостоверения прав, составляющих эмиссионную ценную бумагу" Закона N 39-ФЗ. Если выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, сертификат ценной бумаги должен содержать в числе прочих реквизитов идентификационный номер выпуска ценных бумаг и дату его присвоения.
     
     Обращение биржевых облигаций до их полной оплаты и завершения размещения запрещается.
     
     Обращение биржевых облигаций может осуществляться только на торгах фондовой биржи.
     
     Владельцы биржевых облигаций вправе предъявить их к досрочному погашению в случае, если акции всех категорий и типов эмитента биржевых облигаций исключены из списка ценных бумаг, допущенных к торгам, на всех фондовых биржах, осуществивших допуск биржевых облигаций к торгам.
     
     ФКЦБ России ведет реестр, содержащий информацию как о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, так и о выпусках ценных бумаг, не подлежащих регистрации, за исключением облигаций Банка России.
     
     Закон N 138-ФЗ внес изменения в п. 2 ст. 102 "Ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Установлено, что акционерное общество вправе выпускать облигации только после полной оплаты уставного капитала. Номинальная стоимость всех выпущенных акционерным обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала акционерного общества и (или) величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьим лицам.
     
     Аналогичные изменения внесены в Федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
     

     II. Федеральным законом от 27.07.2006 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" (далее - Закон N 141-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" (далее - Закон N 152-ФЗ).
     
     Закон N 152-ФЗ регулирует отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг, за исключением закладных, а также при исполнении обязательств по вышеуказанным ипотечным ценным бумагам.
     
     Напомним, что под ипотечными ценными бумагами понимаются облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия.
     
     Под облигацией с ипотечным покрытием согласно Закону N 152-ФЗ (без учета изменений, внесенных Законом N 141-ФЗ) подразумевалась облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивалось залогом ипотечного покрытия.
     
     Под ипотечным сертификатом участия понималась именная ценная бумага, удостоверявшая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также иные права, предусмотренные Законом N 152-ФЗ.
     
     Законом N 141-ФЗ расширено понятие "облигация с ипотечным покрытием": таковой признается облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивается полностью или в части залогом ипотечного покрытия.
     
     В основном изменения и дополнения касаются в том числе требований, предъявляемых к ипотечному покрытию облигаций, а также к их эмиссии.
     
     Например, при определении размера ипотечного покрытия не должно учитываться требование по обязательству, в отношении которого в течение более чем шести месяцев отсутствует страхование недвижимого имущества, заложенного в обеспечение исполнения обязательства, от риска утраты или повреждения.
     
     Исключение требований и иного имущества из состава ипотечного покрытия допускается не только в связи с их заменой (как предусматривалось ранее), но и в связи с их продажей, а также в связи с прекращением соответствующего обязательства.
     
     Установлено, что в случае снижения размера (суммы) обеспеченных ипотекой требований ниже 80% непогашенной номинальной стоимости облигаций эмитент обязан в срок не более трех месяцев увеличить долю обеспеченных ипотекой требований в составе ипотечного покрытия облигаций до вышеуказанного размера суммы, в том числе путем приобретения обеспеченных ипотекой требований и (или) иного досрочного погашения (частичного погашения) облигаций, если соответствующее право предусмотрено решением о выпуске таких облигаций.
     

     Статья 12 "Эмиссия облигаций с ипотечным покрытием" Закона N 152-ФЗ дополнена положением о том, что в решении о выпуске облигаций с ипотечным покрытием должны быть определены срок погашения (частичного погашения) облигаций и стоимость (порядок определения стоимости), выплачиваемая (выплачиваемой) по каждой облигации при ее погашении (частичном погашении).
     
     В случае эмиссии облигаций с одним ипотечным покрытием двух и более выпусков, в отношении которых установлена различная очередность исполнения обязательств, требования владельцев облигаций с ипотечным покрытием каждой очереди о досрочном покрытии таких облигаций подлежат удовлетворению в порядке очередности, установленной решением о выпуске облигаций.
     
     Внесены также изменения и дополнения в раздел о раскрытии информации об ипотечных ценных бумагах.
     
     Хотелось бы обратить внимание читателей журнала на порядок налогообложения операций купли-продажи вышерассмотренных ценных бумаг.
     
     Федеральным законом от 20.08.2004 N 107-ФЗ "О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 107-ФЗ) и Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения и дополнения в ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), предусматривающую установление размера ставок по налогу на прибыль.
     
     Согласно п. 4 ст. 284 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2005 года) к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:
     

N
п/п

До 01.01.2005

После 01.01.2005

1

1) 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в подпункте 2 п. 4 ст. 284 НК РФ), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов

1) 15% - по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года

2

Ранее не было

2) 9% - по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года

     
     Вышеуказанными законами, а также Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в подпункт 1 п. 4 ст. 284 НК РФ и дополнительно введен подпункт 2 п. 4 ст. 284 настоящего Кодекса. Рассмотрим три составляющие данных изменений.
     
     Составляющая 1. Она касается ставки налога на прибыль по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием.
     
     Предусматриваются две ставки в зависимости от периода выпуска (эмиссии) облигаций с ипотечным покрытием: первый период - облигации, эмитированные до 1 января 2007 года, и второй период - облигации, эмитированные после 1 января 2007 года. Доходы в виде процентов по эмитированным облигациям с ипотечным покрытием до 1 января 2007 года будут подлежать налогообложению по ставке 9%, а доходы в виде процентов по эмитированным облигациям с ипотечным покрытием после 1 января 2007 года - по ставке 15%.
     
     Основы правового регулирования отношений, возникающих при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг, за исключением закладных, а также при исполнении обязательств по указанным ипотечным ценным бумагам, определены Законом N 152-ФЗ.
     
     Следует отметить, что в Лист 04 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее - декларация) внесены соответствующие поправки, которые предусматривают введение строк, позволяющих рассчитать обязательства по уплате налога на прибыль в связи с принятием Закона N 107-ФЗ.
     
     Составляющая 2. Специальные ставки предусматриваются для доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием. Вводятся также две ставки в зависимости от периода выдачи сертификатов участия управляющим ипотечным покрытием: до 1 января 2007 года - ставка 9%, а после 1 января 2007 года - 15%.
     
     Составляющая 3. В настоящий момент неясно, как облагаются налогом на прибыль накопленный купонный доход при обращении на вторичном рынке облигаций с ипотечным покрытием, эмитированных до 1 января 2007 года, и доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года. В соответствии с НК РФ такие ценные бумаги должны облагаться налогом на прибыль по ставке 9%.
     
     Автор считает необходимым обратить внимание читателей журнала на следующее. Поскольку вышеуказанные ценные бумаги не имеют статуса государственных и муниципальных и тем более не включены в Перечень государственных и муниципальных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, утвержденный приказом Минфина России от 05.08.2002 N 80н, то исходя из действующего порядка налогообложения (ст. 286 и 287 НК РФ) право на применение пониженной ставки имеют налогоплательщики, которые дождутся погашения ценной бумаги эмитента с выплатой от него дохода. Этот доход должен будет облагаться налогом на прибыль по ставке 9% у источника выплаты. При этом должен будет заполняться Раздел Б Листа 03 декларации.
     
     По логике, при осуществлении купли-продажи таких ценных бумаг налогоплательщик-продавец должен будет применить ставку 24%.
     
     В результате такой порядок налогообложения существенно сократит вторичный рынок ценных бумаг.
     
     Минфин России и ФНС России официально не высказывали свою позицию по этому вопросу, но, по мнению автора, рассмотренная проблема может быть решена только путем внесения изменений в законодательство.