Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О начислении и уплате налогов на примере ошибок и нарушений, установленных налоговыми органами во время проведения налоговых проверок


О начислении и уплате налогов на примере ошибок и нарушений, установленных налоговыми органами во время проведения налоговых проверок


Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

1. Исчисление и уплата налога на прибыль организаций

    
Установление расчетного периода при определении расходов в виде дисконта по собственным дисконтным векселям сроком "по предъявлении, но не ранее"

     
     Ситуация. В ходе выездной налоговой проверки установлено, что организация выпустила 1 марта 2005 года для привлечения оборотных средств простой дисконтный вексель со сроком платежа "по предъявлении, но не ранее 1 июня 2005 года".
     
     Для расчета налоговой базы по налогу на прибыль организация применяла метод начисления. Отчетным периодом по налогу на прибыль являлся квартал.
     
     При начислении внереализационных расходов в виде дисконта за I квартал 2005 года организация в качестве срока обращения, исходя из которого определялся дисконт на конец отчетного периода, использовала срок с даты составления векселя до даты "по предъявлении, но не ранее", то есть с 1 марта 2005 года по 1 июня 2005 года.
     
     Согласно п. 8 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.
     
     Пунктом 4 ст. 328 НК РФ установлено, что налогоплательщик, применяющий метод начисления, определяет сумму расхода, выплаченного либо подлежащего выплате в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде.
     
     Согласно п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
     
     В соответствии с п. 34 Положения о переводном и простом векселе, введенного в действие постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341 [применяется на территории Российской Федерации в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из ее участия в Конвенции о Единообразном законе о переводном и простом векселе от 07.06.1930 (Федеральный закон от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе")], переводной вексель сроком "по предъявлении" оплачивается при его предъявлении. Он должен быть предъявлен к платежу в течение одного года со дня его составления.
     
     Векселедатель может установить, что переводной вексель сроком "по предъявлении" не может быть предъявлен к платежу ранее определенного срока. В таком случае срок для предъявления течет с этого срока.
     
     Пунктом 77 Положения о переводном и простом векселе установлено, что к простому векселю применяются, поскольку они не являются несовместимыми с природой этого документа, постановления, относящиеся к переводному векселю и касающиеся в том числе срока платежа.
     
     Таким образом, под сроком действия (сроком обращения) векселя со сроком платежа "по предъявлении, но не ранее" понимается срок, устанавливаемый в соответствии с п. 34 Положения о переводном и простом векселе, то есть один год плюс срок от даты составления векселя до минимальной даты предъявления векселя к платежу (даты, указанной в векселе как дата, ранее которой вексель не может быть предъявлен к платежу).
     
     В рассматриваемой ситуации в качестве срока обращения, исходя из которого определяется дисконт на конец отчетного периода, следовало использовать срок с 1 марта 2005 года по 1 июня 2005 года. Следовательно, при расчете расходов в виде дисконта по собственному векселю организация занизила налоговую базу по налогу на прибыль, исчисленную за I квартал 2005 года.
     

Отнесение расходов на оплату услуг по реализации ценных бумаг организацией-доверителем

     
     Ситуация. Организация, выступающая по договору как доверитель, возлагает на поверенного обязанность по погашению ценных бумаг, а именно простых векселей. После выполнения поручения доверитель выплачивает поверенному вознаграждение.
     
     В состав расходов при исчислении общей налоговой базы по налогу на прибыль организация-доверитель относила расходы на оплату услуг по реализации ценных бумаг.
     
     Статьей 280 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами.
     
     Согласно п. 2, 8 и 10 ст. 280 НК РФ расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.
     
     Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно.
     
     Налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее), в порядке и на условиях, которые установлены ст. 283 НК РФ.
     
     В рассматриваемой ситуации расходы по реализации ценных бумаг не могут быть приняты в уменьшение общей налоговой базы по налогу на прибыль, а должны учитываться организацией, выступающей по договору как доверитель, в уменьшение доходов от операций с ценными бумагами.
     

Учет начисленных за время простоя заработной платы работников и единого социального налога с нее в составе расходов, связанных с производством и реализацией

     
     Ситуация. В ходе налоговой проверки установлено, что организация находилась в течение месяца в простое из-за отсутствия сырья на одном из участков цеха. Сумма заработной платы работников данного цеха и единого социального налога, начисленного с нее, учтена в составе расходов, связанных с производством и реализацией.
     
     В соответствии с подпунктами 3 и 4 п. 2 ст. 265 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль к внереализационным расходам относятся потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.
     
     Простои по внутренним причинам могут возникнуть только внутри предприятия (цеха, отдела). К их числу относятся, например, простой в результате неисправности оборудования, незапланированных остановок отдельных видов оборудования и другие. Вышеуказанные затраты могут возмещаться из различных источников в зависимости от причин простоя организации. Например, эти потери могут быть связаны с оплатой труда согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ).
     
     Не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам могут происходить в результате неподачи топлива, воды, отключения электроэнергии, получаемых от сторонних источников, неподачи железнодорожных вагонов и других аналогичных причин.
     
     Отсутствие заказов, тяжелое финансовое положение организации к вышеперечисленным причинам не относятся. Следовательно, расходы организации, связанные с простоями по последним из названных причин, в целях налогообложения прибыли не могут быть учтены в составе внереализационных расходов как экономически не обоснованные затраты организации.
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     В соответствии со ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
     
     При соблюдении работником порядка, предусмотренного ст. 157 ТК РФ (то есть при сообщении о начале простоя), работодатель обязан оплатить время простоя, поэтому данные расходы должны рассматриваться в качестве расходов на содержание этих работников, предусмотренных нормами законодательства Российской Федерации.
     
     Таким образом, вышеуказанные расходы могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в размере двух третей средней заработной платы работника. Работодатель может оплатить время простоя исходя из полного размера заработка работника, но суммы превышения не могут рассматриваться в качестве экономически оправданных расходов и они не должны учитываться для целей налогообложения прибыли.
     
     Следовательно, выплаты работникам за время простоя по вине работодателя в размере двух третей средней заработной платы, как это установлено нормами ст. 157 ТК РФ, подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке. Выплаты за время простоя, превышающие данный лимит, не учитываются для целей налогообложения прибыли и не облагаются единым социальным налогом согласно положениям п. 3 ст. 236 НК РФ.
     

Учет лицензионного платежа за право пользования объектом интеллектуальной собственности

     
     Налоговой проверкой установлено, что единовременный лицензионный платеж за право пользования объектом интеллектуальной собственности (программным продуктом) в течение 16 месяцев учтен в составе расходов, уменьшающих сумму доходов в целях исчисления налога на прибыль, в момент принятия к учету вышеуказанных расходов. Правомерны ли действия организации?
     
     Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ для целей налогообложения прибыли включение в состав нематериальных активов приобретенного права пользования программным продуктом не предусмотрено.
     
     В соответствии с подпунктом 26 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
     
     При определении суммы расходов, уменьшающих доходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, читателям журнала следует исходить из условий договора на приобретение прав пользования программным продуктом.
     
     Согласно ст. 272 НК РФ при методе начисления расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 настоящего Кодекса.
     
     Моменты возникновения доходов и расходов при методе начисления определены ст. 271, 316, 317, 272 НК РФ.
     
     Даты возникновения расходов при методе начисления установлены ст. 272 НК РФ. При этом расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся, исходя из условий сделки. Иными словами, при осуществлении расходов период их учета (возникновения) определяется документом, в соответствии с которым подобные расходы осуществлены.
     
     Таким образом, при приобретении права пользования программным продуктом на срок 16 месяцев подобные расходы включаются в состав расходов текущего периода ежемесячно равномерно по одной шестнадцатой от общей суммы платежа.
     
     В рассматриваемой ситуации расходы, связанные с приобретением прав пользования, должны отражаться при исчислении налога на прибыль ежемесячно начиная с месяца, в котором приобретено право пользования программным продуктом, и в течение срока его использования (16 месяцев согласно условиям договора). Сумма расходов по приобретению права пользования должна равномерно учитываться в расходах, уменьшающих доходы.
     

Учет дебиторской задолженности

     
     Ситуация. Налоговой проверкой установлено, что организация списала дебиторскую задолженность в III квартале 2005 года. Три года с момента возникновения долга истекли в октябре 2005 года. При этом в мае 2004 года от покупателя было получено письмо, в котором он подтвердил сумму задолженности и обязался погасить ее.
     
     В состав внереализационных расходов организация списала задолженность покупателя как безнадежную. При этом она неправильно исчислила срок исковой давности.
     
     Как в рассматриваемой ситуации организация должна была правильно исчислить срок исковой давности и признать долг покупателя безнадежным?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
     
     Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
     
     Следовательно, в налоговом учете долги, срок исковой давности по которым истек, списываются в состав внереализационных расходов.
     
     Согласно ст. 195 и 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности установлен в три года.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
     
     По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании вышеуказанного срока.
     
     Согласно п. 2 ст. 314 ГК РФ в случае, если обязательство не предусматривает срок исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
     
     Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не следует из закона, иных правовых актов, условий обязательств, обычаев делового оборота или существа обязательства.
     
     Гражданским законодательством установлено, что при исчислении срока исковой давности необходимо учитывать случаи приостановления течения срока исковой давности (ст. 202 ГК РФ) и прерывания течения срока исковой давности (ст. 203 ГК РФ).
     
     Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
     
     В рассматриваемом случае срок давности прервался в мае 2004 года. С мая 2004 года исчисление срока исковой давности по данной задолженности необходимо было начать заново.
     
     Следовательно, организация неправильно исчислила срок исковой давности и неправомерно признала долг покупателя безнадежным.
     

Учет таможенной пошлины

     
     Ситуация. Налоговой проверкой установлено, что организация импортировала материалы, используемые в производстве продукции.  В периоде получения материалов таможенные пошлины включены в состав расходов. При этом сами материалы в производство не списаны.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
     
     Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), в том числе:
     
     - комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;
     
     - ввозные таможенные пошлины и сборы;
     
     - расходы на транспортировку;
     
     - иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.
     
     Таким образом, уплаченные ввозные таможенные пошлины увеличивают стоимость материалов.
     
     В рассматриваемом случае организация неправильно оценила сумму расходов на приобретение материалов и занизила их стоимость в налоговом учете. Учитываемые в стоимости материалов таможенные пошлины фактически признаются в составе материальных расходов при списании материалов в производство.
     
     В результате неправомерного включения в состав прочих расходов таможенных пошлин занижена налоговая база по налогу на прибыль.
     
     Как формируется для целей налогового учета стоимость приобретенного организацией товара - с учетом или без учета таможенных пошлин?
     
     Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав регулируются ст. 268 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров в состав расходов включается стоимость приобретения данных товаров, определяемая согласно принятой организацией учетной политике для целей налогообложения прибыли одним из предусмотренных вышеуказанным подпунктом п. 1 ст. 268 настоящего Кодекса методов оценки покупных товаров.
     
     При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ.
     
     Согласно ст. 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров, относятся к прямым расходам.
     
     Все остальные осуществленные в текущем месяце расходы, включая другие транспортные расходы, кроме внереализационных, которые определяются в соответствии со ст. 265 НК РФ, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
     
     Статья 254 НК РФ определяет формирование стоимости товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы. При определении стоимости покупных товаров налогоплательщикам необходимо руководствоваться ст. 268 и 320 НК РФ.
     
     Таким образом, под стоимостью приобретения товаров понимается контрактная (договорная) цена приобретения, а уплаченные отдельно ввозные таможенные пошлины и сборы и иные, не включенные в договорную (контрактную) цену расходы, связанные с приобретением этих товаров, учитываются в составе косвенных расходов текущего отчетного (налогового) периода.
     
     При этом прочие суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров, относятся к прямым расходам, распределяемым между реализованными товарами и остатками на складе в соответствии с порядком, изложенном в п. 1-4 ст. 320 НК РФ.
     

Учет работ, финансируемых из бюджета

     
     Организация, которая не является бюджетополучателем, выполняла по договору субподряда работы, финансируемые из бюджета. Является ли правомерным невключение организацией в налоговую базу по налогу на прибыль выручки, полученной по данному договору?
     
     Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
     
     Таким образом, для того чтобы иметь право не включать вышеуказанные средства в налоговую базу по налогу на прибыль, организация должна являться бюджетополучателем.
     
     Согласно ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) формами целевого бюджетного финансирования, при которых полученные средства не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, являются, в частности, субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам. Они предоставляются в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами, законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     
     Пунктом 2 ст. 163 БК РФ определено, что получатели бюджетных средств обязаны, в частности, своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств.
     
     Согласно ст. 220 БК РФ в течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели вышеуказанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Показатели сводной бюджетной росписи доводятся в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
     
     Согласно ст. 219 БК РФ до получателей бюджетных средств доводится также уведомление о лимитах бюджетных обязательств.
     
     Пункт 4 ст. 223 БК РФ предусматривает также ведение сводного реестра лимита бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств.
     
     При получении субвенций (субсидий) распорядитель бюджетных средств заключает соответствующий договор с получателем бюджетных средств, к которому прилагается смета расходов.
     
     Бюджетное финансирование осуществляется через бюджетные счета казначейства.
     
     Согласно п. 2 ст. 163 БК РФ для подтверждения целевого расходования средств получатели бюджетного финансирования представляют отчет об использовании бюджетных средств.
     
     Следовательно, получатель бюджетных средств должен иметь:
     
     - договор на предоставление субвенций (субсидий) со сметой;
     
     - уведомление о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
     
     - лицевой счет, открытый в казначействе.
     
     Кроме того, бюджетополучатель должен:
     
     - быть упомянут в бюджетной росписи;
     
     - значиться в реестре бюджетополучателей.
     
     В противном случае организация не является бюджетополучателем.
     
     Исходя из вышеизложенного в рассматриваемом случае выполнение работ должно отражаться в бухгалтерском и налоговом учете как обычная реализация работ (услуг) с начислением НДС (при отсутствии льгот и если организация является плательщиком этого налога) и налога на прибыль в общеустановленном порядке.
     

Налогообложение квартиры, полученной некоммерческим благотворительным фондом по завещанию

     
     На осуществление уставной (благотворительной) деятельности некоммерческим благотворительным фондом получена от физического лица квартира по завещанию в порядке наследования. Данная квартира, оставаясь на балансе фонда, передана в безвозмездное пользование коммерческой организации для осуществления деятельности по оказанию платных стоматологических услуг.
     
     При формировании налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческий благотворительный фонд не включил получение квартиры в состав внереализационных доходов. Правомерны ли действия некоммерческого благотворительного фонда в данном случае?
     
     В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами организации признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     Пунктом 2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные вышеуказанными получателями по назначению.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ.
     
     В соответствии со ст. 118 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
     
     Определение благотворительной деятельности дано в ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", согласно которой под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
     
     Согласно ст. 2 вышеуказанного Федерального закона благотворительная деятельность осуществляется в целях:
     
     - социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
     
     - подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
     
     - оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
     
     - содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
     
     - содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
     
     - содействия защите материнства, детства и отцовства;
     
     - содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
     
     - содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
     
     - содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
     
     - охраны окружающей природной среды и защиты животных;
     
     - охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
     
     Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям благотворительной деятельностью не являются.
     
     Следовательно, полученная некоммерческим благотворительным фондом квартира от физического лица по завещанию в порядке наследования не использовалась по целевому назначению для осуществления уставной благотворительной деятельности.
     
     Согласно п. 14 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных доходов включается имущество (в том числе денежные средства), полученное в рамках благотворительной деятельности, но использованное не по целевому назначению.
     
     Исходя из вышеизложенного получение некоммерческим благотворительным фондом квартиры от физического лица по завещанию в порядке наследования подлежало обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
     

2. Исчисление и уплата единого социального налога

    
Отражение в налоговом учете единого социального налога, начисленного на сумму оплаты отпуска

     
     Ситуация. В ходе выездной налоговой проверки установлено, что единый социальный налог, начисленный на сумму оплаты отпуска, который приходится на текущий и следующий месяцы, в налоговом учете разбит на две части: на затраты текущего месяца и на расходы будущих периодов.
     
     В соответствии со ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
     
     Суммы заработка, выплаченные работникам за время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, относятся согласно ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда.
     
     В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Следовательно, сумма оплаты отпуска признается объектом обложения единым социальным налогом.
     
     В бухгалтерском учете сумма отпускных за дни отпуска, приходящиеся на месяц начисления их работнику, отражается согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, по дебету счетов учета затрат на производство (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы"), а за дни, приходящиеся на следующий месяц, - по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов".
     
     Аналогично отражаются и суммы начисленного единого социального налога.
     
     Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, относятся согласно ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда и учитываются в целях налогообложения в порядке, установленном п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     Порядок признания расходов для целей налогообложения при методе начисления определен ст. 272 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 272 НК РФ расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных согласно ст. 255 настоящего Кодекса расходов на оплату труда.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов признается дата начисления налогов.
     
     Исходя из вышеизложенного для целей налогообложения при методе начисления сумма отпускных принимается в качестве расходов в тех же периодах, в которых она списывается на затраты в бухгалтерском учете. Таким образом, единый социальный налог, начисленный на сумму отпускных, отражается в налоговом учете в месяце начисления в полном объеме.
     
     Для целей налогообложения прибыли при кассовом методе расходами налогоплательщиков в соответствии с подпунктом 1 п. 3 ст. 273 НК РФ признаются расходы на оплату труда в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы.
     
     Суммы налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком.
     
     Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ срок уплаты ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу - не позднее 15-го числа следующего месяца.
     
     Учитывая вышеизложенное, для целей налогообложения при кассовом методе расходы по оплате отпускных учитываются в составе расходов в месяце выплаты отпускных, а расходы по единому социальному налогу - в месяце уплаты сумм налога.
     
     В рассматриваемой ситуации неправильное отражение расходов по единому социальному налогу в налоговом учете приведет к неправильному исчислению налоговой базы по налогу на прибыль.