Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Плата за загрязнение окружающей природной среды


Плата за загрязнение окружающей природной среды

     
     О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
     
     Объектами негативного воздействия на окружающую среду являются:
     
     - земли, недра, почвы;
     
     - поверхностные и подземные воды;
     
     - леса и иная растительность;
     
     - животные и другие организмы и их генетический фонд;
     
     - используемое топливо.
     
     Видами негативного воздействия являются загрязнение, истощение, деградация, порча, уничтожение и иное вредное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
     
     Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Постановление N 632).
     
     В соответствии с Постановлением N 632 Минприроды России были разработаны и утверждены 27.11.1992 Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, 26.01.1993 - Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
     
     Вопрос о правомерности взимания экологических платежей рассматривался Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации. В процессе рассмотрения было определено, что вышеуказанные платежи лишены одного из основных признаков налоговых платежей - признака индивидуальной безвозмездности, и эти платежи были признаны неналоговыми.
     
     В целях приведения п. 2 Постановления N 632 в соответствие со ст. 16 Закона N 7-ФЗ постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее - Постановление N 344) были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
     

     Нормативы платы установлены за единицу объема размещаемых отходов (за тонну или кубический метр) по классам опасности отходов для окружающей среды: чрезвычайно опасные - I класс, высоко-опасные - II класс, умеренно опасные - III класс, малоопасные - IV класс и практически неопасные - V класс.
     
     Принятие Постановления N 344 придало легитимность Постановлению N 632, признанному решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49 недействующим в части делегирования Минприроды России права установления базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
     
     В приложении N 1 к Постановлению N 344 приведены нормативы платы (ставки) отдельно по видам загрязнения, видам загрязняющих веществ:
     
     - за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;
     
     - за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива);
     
     - за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
     
     - за размещение отходов производства и потребления.
     
     По выбросам загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты раздельно установлены ставки за загрязнение в пределах допустимых нормативов (ПДВ и ПДС) и в пределах временно согласованных лимитов (ВСВ и ВСС).
     
     Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ установлены в рублях за 1 тонну этих веществ, за размещение отходов - в рублях за 1 тонну или 1 кубический метр отходов.
     
     Постановление N 344 предусматривает применение к нормативам платы коэффициентов, учитывающих степень экологической опасности объектов либо экологические факторы (состояние атмосферного воздуха, почвы, водных объектов).
     
     Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов и коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек приведены в приложении N 2 к Постановлению N 344.
     
     При выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов применяется дополнительный коэффициент 1,2.
     

     Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления применяются с коэффициентами экологической ситуации, которые учитывают загрязнение почв, - от 1,1 в Дальневосточном и Восточно-Сибирском экономических районах до 2,0 в Центрально-Черноземном экономическом районе. При загрязнении водных объектов коэффициенты экологической ситуации составляют от 1,0 по прочим рекам бассейнов морей Северного Ледовитого и Тихого океанов до 2,2 по бассейну реки Кубань в Краснодарском крае.
     
     Постановление N 344 предусматривает необходимость применения еще дополнительного коэффициента - 2,0, который используется в отношении загрязнения особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, территорий, которые находятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Байкальской природной территории, а также зон экологического бедствия.
     
     В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, установленные в 2003 году, применяются в 2006 году с коэффициентом 1,3, а нормативы, установленные в 2005 году, - с коэффициентом 1,08.
     
     Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.
     
     Отходы сгруппированы по совокупности приоритетных признаков (по происхождению, агрегатному и физическому состоянию, по опасным свойствам, по степени вредного воздействия на окружающую природную среду). Код конкретного вида отходов позволяет определить его принадлежность к той или иной группе для правильного выбора норматива платы.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" нормативно-правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Ростехнадзор.
     
     Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 251 утвержден перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен.
     
     С 1 января 2005 года Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а именно: 20% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации и 40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов, а в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - 80%.
     

     Расчет платежей представляется по месту учета в налоговых органах (месту нахождения организации и каждого ее обособленного подразделения).
     
     Согласно ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения [в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы]. В соответствии со ст. 270 НК РФ расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду при налогообложении не принимаются.
     
     Статьей 23 Закона N 7-ФЗ установлено, что лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, могут устанавливаться при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
     
     Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
     
     При отсутствии разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов организация должна вносить плату за негативное воздействие в повышенном размере.
     
     Плата за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и от возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
     
     Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании), подлежат зачислению в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городских округов, в бюджеты городов и бюджеты муниципальных районов по месту нахождения природного объекта.
     
     В соответствии с Федеральными законами от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" и от 23.12.2004 N 174-ФЗ  "О внесении изменений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации” и Бюджетный кодекс Российской Федерации" плата за негативное воздействие на окружающую природную среду, ранее администрировавшаяся налоговыми органами, закреплена за новым администратором, а именно за Ростехнадзором:
     
     - плата за негативное воздействие на окружающую среду (код бюджетной классификации - 498 1 12 01000 01 0000 120).
     
     За правонарушения в области охраны окружающей среды установлены меры административной ответственности в виде штрафов согласно главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
     
     В настоящее время МПР России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает проект федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую природную среду". Законопроект устанавливает основные элементы платы: плательщиков, платежную базу, порядок установления нормативов платы, порядок ее исчисления и уплаты, ответственность плательщиков за нарушения законодательства, а также механизм корректировки платы. Принятие проекта федерального закона позволит создать прочный механизм исчисления, уплаты и администрирования экологических платежей.