Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином социальном налоге


О едином социальном налоге


Е.В. Дорошенко
     

Налогообложение единовременных поощрений

     
     Облагаются ли единым социальным налогом выплаты единовременного поощрения государственным муниципальным служащим при выходе на пенсию, имеющие место во многих субъектах Российской Федерации, например в Архангельской, Воронежской и Ярославской областях, в Приморском крае?
     
     Согласно законам от 16.04.1998 N 68-15-ОЗ "О муниципальной службе в Архангельской области", от 15.04.1996 N 50-з "О муниципальной службе в Воронежской области", от 10.10.1997 N 27-з "О муниципальной службе в Ярославской области", от 20.01.1997 N 69-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае" муниципальным служащим данных областей при выходе на пенсию (в качестве поощрений) выплачивается единовременное поощрение (или единовременное вознаграждение, или дополнительное вознаграждение) различных размеров.
     
     Так, например, в Архангельской области вознаграждение определяется из расчета месячного должностного оклада по последней должности за каждый полный год работы сверх установленного стажа муниципальной службы (12,5 лет - для мужчин и 10 лет - для женщин), но не более 10 должностных окладов с надбавками, предусмотренными Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В Воронежской области дополнительное вознаграждение выплачивается в размере среднемесячного заработка за каждый год муниципальной службы, но не более чем за 10 лет. В Ярославской области единовременное поощрение за выслугу лет в связи с выходом на пенсию выплачивается в размере трехкратного ежемесячного должностного оклада муниципального служащего, а в Приморском крае - в размере пятикратного среднемесячного денежного содержания.
     
     Вышеназванные выплаты осуществляются из средств местных бюджетов.
     
     Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     При этом выплаты, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком вышеназванными договорными отношениями, не признаются объектом налогообложения.
     
     Учитывая, что выплата муниципальными организациями единовременного поощрения (или единовременного вознаграждения, или дополнительного вознаграждения), осуществляемая за счет средств местного бюджета, не связана с выполнением муниципальными служащими их должностных обязанностей, а основанием для выплаты поощрения является выход на пенсию, то данные выплаты, установленные вышеназванными областными законами, не являются объектом обложения единым социальным налогом.
     

Налогообложение единовременных пособий

     
     Должно ли облагаться единым социальным налогом единовременное пособие, выплаченное при приеме на работу молодым специалистам - медикам в г. Туле?
     
     Закон Тульской области от 10.06.1999 N 135-ЗТО "О здравоохранении в Тульской области" определяет организационно-правовые, экономические и социальные принципы построения и функционирования здравоохранения в Тульской области и реализует права граждан на охрану здоровья, обеспечение доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи.
     
     Так, п. 2 ст. 36 данного Закона, предусматривающей социальные гарантии, предоставляемые медицинским и фармацевтическим работникам, установлено, что молодым специалистам, окончившим высшие, средние специальные медицинские учреждения, при поступлении на работу в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения выплачивается единовременное пособие в размере пяти должностных окладов (тарифных ставок) за счет средств бюджета Тульской области.
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     При этом выплаты, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком вышеуказанными договорными отношениями, не признаются объектом налогообложения.
     
     Учитывая, что суммы выплат единовременного пособия молодым специалистам связаны не с выполнением ими определенных трудовых обязанностей, а выплачиваются только при поступлении на работу, причем за счет средств бюджета Тульской области, то такие суммы единовременных пособий не могут являться объектом обложения единым социальным налогом на основании норм п. 1 ст. 236 НК РФ.
     

Исчисление единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с вознаграждения, выплачиваемого педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя

     
     Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
     
     Подпунктом 13 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на вознаграждение за классное руководство в определенных Правительством РФ типах государственных и муниципальных образовательных учреждений.
     
     Порядок предоставления в 2006 году за счет средств федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 (далее - Правила N 854).
     
     В соответствии с п. 3 Правил N 854 размер субсидии, предоставляемой каждому субъекту Российской Федерации, определяется в пределах сумм, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год", из расчета 1000 руб. за классное руководство в классе с наполняемостью не менее установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях, либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, кадетских школах, кадетских школах-интернатах, общеобразовательных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, расположенных в сельской местности.
     
     Для классов с наполняемостью меньше установленной расчет размера субсидии осуществляется с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.
     
     В Правилах N 854 установлено, что при определении размера субсидии учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
     
     В подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ приведен перечень компенсационных выплат, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, которые не подлежат обложению единым социальным налогом. Данный перечень является исчерпывающим.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые согласно законодательству Российской Федерации, законодательным актам субъектов Российской Федерации, решениям представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
     
     Выплаты за классное руководство не относятся ни к компенсационным выплатам, ни к государственным пособиям, указанным в ст. 238 НК РФ.
     
     Как было указано выше, в соответствии с п. 3 Правил N 854 в размере субсидии, предоставляемой субъекту Российской Федерации на выплату вознаграждения за классное руководство, также учитываются отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
     
     Это означает, что по своей правовой природе вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, а составной частью заработной платы педагогического работника со всеми вытекающими правовыми последствиями, то есть данное вознаграждение за классное руководство, начисляемое работодателем в пользу педагогических работников, в силу п. 1 ст. 236 и ст. 237 НК РФ должно облагаться единым социальным налогом, а с учетом нормы п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на данные выплаты также должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
     
     Аналогичного мнения придерживается Минобрнауки России в Рекомендациях по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, утвержденных письмом Минобрнауки России от 25.04.2006 N АФ-100/03.
     

Обложение единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование выплат медицинским работникам, установленных постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851

     
     Федеральным законом от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2006 год на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и их медицинскими сестрами по тарифам, утверждаемым этим Фондом, которое является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
     
     В соответствии со ст. 9 Закона N 171-ФЗ средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам и устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врачапедиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача).
     
     Вышеуказанные денежные выплаты в районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, высокогорных с неблагоприятными природными климатическими условиями, выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов.
     
     Порядок выплат (доплат) в размере 10 000 руб. и 5000 руб. установлен постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851.
     
     Письмом Минздравсоцразвития России от 23.01.2006 N 18-МЗ, изданным в связи с принятием Закона N 171-ФЗ, разъяснено, что трудовые отношения между вышеназванными категориями медицинских работников и учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), по выполнению дополнительного объема работы в связи с выполнением государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи оформляются путем заключения дополнительных соглашений к трудовым до-говорам в письменной форме, которые составляются в двух экземплярах. Один экземпляр дополнительного соглашения передается работнику, другой хранится у работодателя.
     
     В этом же письме Минздравсоцразвития России приведена примерная форма дополнительного соглашения к трудовому договору.
     
     Вышеуказанные выплаты осуществляются в рамках трудовых отношений за выполнение дополнительных обязанностей в пределах установленной работнику законодательством продолжительности рабочего времени; следовательно, они являются частью заработной платы работника и на основании норм п. 1 ст. 236 и 237 НК РФ должны облагаться единым социальным налогом, а с учетом нормы п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на данные выплаты должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
     
     К тому же вывод об обложении данных выплат единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование следует также из приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) от 27.02.2006 N 27 "Об утверждении тарифа на дополнительную медицинскую помощь, оказываемую в рамках государственного задания на 2006 год учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации)", согласно которому денежные выплаты врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) в размере 10 000 руб. в месяц и денежные выплаты медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, медицинским сестрам участковым врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) в размере 5000 руб. в месяц относятся к ст. 210 "Оплата труда и начисления на оплату труда" (подстатья 211 "Заработная плата") приложения 6 "Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации" Бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ.
     
     Этим же приказом ФФОМС предусмотрено, что начисления на оплату труда в виде средств на уплату единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование относятся к подстатье 213 Экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
     
     Минздравсоцразвития России разъяснило письмом от 13.06.2006 N 187-МЗ, что в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации данные выплаты необходимо учитывать при исчислении средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных настоящим Кодексом в порядке, установленном законодательством.
     
     Финансирование дополнительных расходов учреждения, связанных с увеличением размера среднего заработка работника, должно осуществляться за счет средств, формирующих фонд оплаты труда, в том числе средств соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
     

Изменения, внесенные в главу 24 НК РФ, касающиеся организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий

     
     Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложении для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы" ст. 241 НК РФ дополнена ставками, по которым с 1 января 2007 года будут исчислять единый социальный налог налогоплательщики-организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий.
     
     Так, с 1 января 2007 года налогоплательщики-организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, производящие выплаты физическим лицам, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, будут исчислять единый социальный налог по следующим ставкам:
     
     1) при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года:
     
     - до 75 000 руб. - ставка 26, 0%, в том числе:
     
     - в доле, зачисляемой в федеральный бюджет, - 20,0%;
     
     - в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) - 2,9%;
     
     - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 1,1%;
     
     - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - 2,0%;
     
     2) от 75 001 руб. до 600 000 руб. - ставка 19 500 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 75 000 руб., в том числе:
     
     - в доле, зачисляемой в федеральный бюджет, - 15 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 75 000 руб.;
     
     - в доле, зачисляемой в ФСС РФ, - 2175 руб. +1,0% с суммы, превышающей 75 000 руб.;
     
     - в доле, зачисляемой в ФФОМС, - 825 руб. +0,6% с суммы, превышающей 75 000 руб.;
     
     - в доле, зачисляемой в ТФОМС, - 1500 руб. +0,5% с суммы, превышающей 75 000 руб.;
     
     3) свыше 600 000 руб. - ставка 72 000 руб. +2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб., в том числе:
     
     - в доле, зачисляемой в федеральный бюджет, - 56 475 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.;
     

     - в доле, зачисляемой в ФСС РФ, - 7425 руб.;
     
     - в доле, зачисляемой в ФФОМС, - 3975 руб.;
     
     - в доле, зачисляемой в ТФОМС, - 4125 руб.
     
     Для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, ставки единого социального налога отличны согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 144-ФЗ от ставок налога, уплачиваемого налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам; различаются также пороги налоговых баз, после которых применяется регрессивная шкала налогообложения (максимальная ставка единого социального налога в размере 26% при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года):
     
     - до 75 000 руб. - у налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
     
     - до 280 000 руб. - у налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам.