Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

    
Налогообложение иностранных граждан

     
     Н.И. Муравьева
     
     По какой ставке следует удерживать налог на доходы физических лиц, если на предприятие по трудовому договору, заключенному с начала года, приняты на работу граждане Украины?
     
     Согласно п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) сумма полученного физическим лицом дохода от выполнения работ по трудовым договорам (контрактам) облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13%, если физическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации, и по ставке 30%, если физическое лицо не является налоговым резидентом Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к налоговым резидентам Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, при этом не имеет значения, гражданином какой страны является физическое лицо.
     
     Граждане Российской Федерации, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоявшие на 1 января 2006 года в трудовых отношениях или работавшие в организациях, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации по договорам гражданско-правового характера, предусматривающих продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода с последующим уточнением статуса налогоплательщика.
     
     Учитывая вышеизложенное, доходы иностранных физических лиц, соответствующие вышеприведенным требованиям, облагаются налогом на доходы физических лиц начиная с 1 января 2006 года в порядке и по ставкам, установленным для налоговых резидентов Российской Федерации.
     

Налогообложение возмещенной стоимости утерянного железнодорожного билета

     
     Отчитываясь за командировку, работник не представил обратный билет. Вместо этого он представил объяснительную записку об утере билета и справку из сервис-центра железной дороги с указанием стоимости проезда по тарифу плацкартного вагона. Облагается ли возмещенная стоимость проезда работника налогом на доходы физических лиц?
     
     Пунктом 3 ст. 217 НК РФ определено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты налогоплательщику расходов на командировки, в том числе фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно. В данном случае отсутствует документ, подтверждающий фактически произведенные расходы налогоплательщиком. Следовательно, выплаченная ему сумма, компенсирующая проезд, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     

Уплата налога на доходы физических лиц - сотрудников обособленных подразделений

     
     Куда следует перечислять налог на доходы физических лиц, удержанный с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений?
     
     Статьей 11 НК РФ определено, что под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
     
     Статьей 226 НК РФ определено, что российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
     
     Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
     
     Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, исчисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
     

Налогообложение суточных

     
     Коллективным договором предусмотрено, что в случае направления работника в командировку ему выплачиваются суточные в размере 250 руб. в сутки. Можно ли с суточных свыше установленных законодательством норм не начислять налог на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению установленные действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями правительственных органов местного самоуправления компенсационные выплаты в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанные в том числе с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд в другую местность и возмещение командировочных расходов).
     
     Согласно ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
     
     Статьей 168 ТК РФ установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
     
     Следовательно, суточные, выплачиваемые организацией работникам за время служебных командировок, предусмотренные коллективными договорами, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, в которых определены категории лиц и нормы таких выплат, подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и не подлежат налогообложению в размерах, установленных работодателем в коллективном договоре или приказе.
     

Основания освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц

     
     Т.В. Воронова
     
     Общество с ограниченной ответственностью увеличило свой уставный капитал за счет нераспределенной прибыли прошлых лет путем пропорционального увеличения номинальной стоимости долей участников общества - физических лиц. Облагается ли налогом на доходы физических лиц доход в виде разницы между первоначальной и последующей (увеличенной) номинальной стоимостью долей участников общества - физических лиц?
     
     В соответствии с п. 19 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы физических лиц, полученные от акционерных обществ или других организаций акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных ими акций или иных имущественных долей, распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале.
     
     Если уставный капитал общества увеличен за счет других источников, в частности за счет нераспределенной прибыли общества, то увеличение номинальной стоимости принадлежащих участнику долей считается доходом физического лица, подлежащим налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода в натуральной форме определяется как день передачи дохода в натуральной форме. Таким днем при получении дохода в виде увеличения номинальной стоимости долей участников общества может считаться дата регистрации увеличения уставного капитала общества. При этом сумма налога на доходы физических лиц, уплаченная в связи с увеличением номинальной стоимости акций, может быть учтена при их последующей реализации.
     
     Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обязательств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
     
     Следовательно, общество с ограниченной ответственностью обязано исчислить и удержать налог на доходы физических лиц с разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью долей, образовавшейся на дату увеличения уставного капитала, а при невозможности удержать исчисленную сумму налога - письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета.
     

     Освобождается ли от обложения налогом на доходы физических лиц материальная помощь, выданная физическому лицу - члену первичной профсоюзной организации за счет средств местной общественной организации, деятельность которой осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
     
     Согласно п. 31 ст. 217 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов.
     
     Пунктом 8 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что от налогообложения освобождаются в том числе суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи (в денежной или натуральной форме), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации.
     
     Из ситуации следует, что физическому лицу выплачена материальная помощь не профсоюзной организацией, а местной общественной организацией. Вышеуказанная материальная помощь не соответствует критериям, установленным п. 8 и 31 ст. 217 НК РФ, поэтому подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     Облагаются ли налогом на доходы физических лиц дополнительные денежные выплаты военнослужащим в виде денежного вознаграждения за каждый обнаруженный и (или) обезвреженный (уничтоженный) взрывоопасный предмет, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 N 699, а также в виде вознаграждения за несение караульной службы, выплачиваемого на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.07.1994 N 224?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", кроме выплат, предусмотренных вышеназванным Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством РФ военнослужащим могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты, которые определяются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
     

     Материальное стимулирование военнослужащим в виде денежного вознаграждения за каждый обнаруженный и (или) обезвреженный (уничтоженный) взрывоопасный предмет, а также за несение караульной службы, выплачиваемые на основании постановления Правительства РФ от 24.11.2005 N 699 "О материальном стимулировании военнослужащих, занятых поиском и (или) обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах)" и приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.07.1994 N 224 "О материальном стимулировании военнослужащих за несение караульной службы", не относится к компенсационным выплатам и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Пунктом 4 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, работающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года. Относятся ли суммы оплаты этих дополнительных отпусков к компенсационным выплатам и соответственно освобождаются ли они от обложения налогом на доходы физических лиц?
     
     Статьей 3 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) установлено право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение компенсаций и мер социальной поддержки за вред, причиненный их здоровью.
     
     В частности, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, включая граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов, предоставляется дополнительно оплачиваемый отпуск, предусмотренный п. 5 ст. 14 и п. 4 ст. 19 Закона N 1244-1, продолжительностью 14 и 7 календарных дней соответственно.
     
     Пунктом 3 ст. 217 НК РФ установлено, что от обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
     

     Следовательно, суммы оплаты вышеуказанных дополнительных отпусков, связанных с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ.