Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

    
Учет стоимости общехозяйственных расходов и вычет сумм НДС по ним

     
     О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Российская организация осуществляет реализацию товаров на внутреннем рынке российским организациям и на экспорт иностранным организациям. Для осуществления своей деятельности организация приобретает работы и услуги, которые относятся по данным бухгалтерского учета на общехозяйственные расходы. Принимаются ли суммы НДС, предъявленные при приобретении таких работ и услуг, к вычету в порядке, предусмотренном для экспортных операций?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение НДС производится по налоговой ставке в размере 0% при условии представления в налоговые органы документов, установленных ст. 165 настоящего Кодекса. При этом суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров, работ (услуг), использованных при осуществлении вышеуказанных операций, подлежат вычету в соответствии с нормами ст. 171 и 172 НК РФ.
     
     Так, на основании п. 2 ст. 171 и п. 3 ст. 172 НК РФ при реализации товаров, облагаемых по налоговой ставке в размере 0%, суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления таких операций, принимаются к вычету.
     
     В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, общехозяйственные расходы включаются в затраты на производство.
     
     Как следует из ситуации, российская организация реализует товары на внутреннем рынке и на экспорт. В связи с этим общехозяйственные расходы включаются в затраты по производству и реализации вышеуказанных товаров.
     
     Таким образом, суммы НДС, предъявленные при приобретении работ и услуг, учитываемых в бухгалтерском учете как общехозяйственные расходы, принимаются к вычету в порядке, установленном для экспортных операций, при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, и при наличии раздельного учета указанных сумм.
     

Налогообложение работ, осуществляемых российской организацией по модификации программ для ЭВМ, принадлежащих не зарегистрированной на территории Российской Федерации иностранной компании

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ.
     
     Так, согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом оказания услуг (выполнения работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг (работ) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг (работ) считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя вышеуказанных услуг (работ) на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, приведенного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги (работы) оказаны (выполнены) через это постоянное представительство.
     
     В данном случае покупателем работ по модификации программ для ЭВМ является иностранная компания, не зарегистрированная на территории Российской Федерации и осуществляющая деятельность на этой территории. Поэтому местом реализации таких работ, выполняемых российской организацией, территория Российской Федерации не признается и соответственно данные работы обложению НДС на территории Российской Федерации не подлежат.
     

Налогообложение вспомогательных услуг

     
     Российская организация оказывает иностранной компании услуги по тестированию принадлежащих иностранной компании программ для ЭВМ. При этом для целей тестирования российская организация создает новые программы и передает исключительные права на них иностранной компании. Услуги по тестированию программ для ЭВМ и по передаче исключительных прав на новые программные продукты осуществляются в рамках одного контракта, заключенного между российской организацией и иностранной компанией. Каков в этом случае порядок обложения НДС вышеуказанных услуг?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ.
     
     Так, на основании подпункта 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по тестированию программных продуктов признается территория Российской Федерации, если организация, оказывающая такие услуги, осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Поэтому местом реализации услуг по тестированию принадлежащих иностранной компании программ для ЭВМ, оказываемых российской организацией, признается территория Российской Федерации, и соответственно такие операции подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 148 НК РФ, если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
     
     Услуги по созданию в целях тестирования программ для ЭВМ новых программных продуктов, выполняемые российской организацией, рассматриваются в данном случае для целей НДС как вспомогательные работы по отношению к услугам по тестированию.
     
     Учитывая вышеизложенное, местом реализации вспомогательных услуг по передаче исключительных прав на созданные в целях тестирования программные продукты признается территория Российской Федерации, и соответственно операции по реализации данных услуг подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации.
     

Налогообложение комиссионера

     
     Российская организация заключила с иностранной компанией договор комиссии, согласно которому российская организация (комиссионер) обязуется реализовать товары иностранной компании (комитента) российской организации (покупателю). Комиссионер участвует в расчетах. Товары иностранной компании отгружаются российскому покупателю с территории иностранного государства. Каков порядок налогообложения вышеуказанных операций у комиссионера? Возникают ли при этом у комиссионера обязанности налогового агента по уплате НДС по вышеуказанным товарам?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации товаров в целях применения НДС установлен нормами ст. 147 НК РФ, согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
     
     Как следует из ситуации, в момент начала отгрузки товары, реализуемые российскому покупателю через комиссионера, находятся на территории иностранного государства. Поэтому местом реализации вышеуказанных товаров для целей обложения НДС территория Российской Федерации не является, и соответственно российский комиссионер в отношении вышеуказанных операций налоговым агентом не признается.
     

Представление налоговой отчетности

     
     Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-Ф3 в налоговое законодательство внесены изменения, предусматривающие централизованный порядок представления налоговой отчетности по НДС иностранной организацией, имеющей на территории Российской Федерации несколько подразделений. Имеет ли иностранная организация право выбирать, в каком порядке представлять налоговую отчетность по НДС?
     
     Согласно п. 3 ст. 144 НК РФ, вступившему в действие с 1 января 2006 года, иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать НДС в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений иностранной организации.
     
     При этом в соответствии с п. 2 ст. 144 НК РФ иностранные организации имеют право вставать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации.
     
     Таким образом, иностранные организации имеют право выбирать при условии одновременного действия двух вышеуказанных норм, в каком порядке представлять налоговую декларацию и уплачивать НДС: через одно подразделение (централизованно) или по месту постановки на учет каждого подразделения (децентрализованно).
     
     С 1 января 2006 года иностранным организациям, имеющим на территории Российской Федерации несколько подразделений, предоставлено право представлять отчетность по НДС по месту постановки на учет одного из подразделений иностранной организации, расположенного на территории Российской Федерации. Каков порядок перехода иностранной организации на централизованный порядок представления налоговой отчетности?
     
     На основании нормы п. 3 ст. 144 НК РФ в случае выбора централизованного порядка уплаты НДС и представления налоговой отчетности иностранная организация должна письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории Российской Федерации, о таком выборе, включая налоговый орган, в котором зарегистрировано подразделение, которое будет централизованно представлять налоговую отчетность за все подразделения иностранной организации.
     
     Таким образом, иностранная организация, имеющая на территории Российской Федерации несколько подразделений, может перейти на централизованный порядок исчисления и уплаты НДС не ранее налогового периода, в котором налоговые органы по месту регистрации всех подразделений будут уведомлены о переходе на такой порядок.
     
     При переходе на централизованный порядок представления налоговой отчетности по НДС иностранная организация, имеющая на территории Российской Федерации несколько подразделений, должна уведомить налоговый орган о том, что будет представлять отчетность по НДС в централизованном порядке. Каков срок представления такого уведомления в налоговые органы?
     
     Согласно п. 3 ст. 144 НК РФ, вступившему в действие с 1 января 2006 года, иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько подразделений, в случае выбора централизованного порядка представления налоговой отчетности по НДС должны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории Российской Федерации, о таком выборе. При этом срок представления в налоговые органы такого уведомления нормами НК РФ не установлен.
     
     В то же время следует учитывать, что п. 31 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, утвержденного приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н, зарегистрированным в Минюсте России 26.01.2006, регистр. N 7416, предусмотрено письменное уведомление налоговых органов о выборе порядка представления налоговой отчетности и уплаты НДС иностранной организацией в срок до 20 января календарного года, начиная с 1 января которого исчисление НДС и соответственно представление деклараций и уплата этого налога будут осуществляться в централизованном порядке.
     
     В соответствии с п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
     
     Приказ Минфина России от 28.12.2005 N 163н официально опубликован 15 февраля 2006 года в "Российской газете" N 31 и вступил в силу 26 февраля 2006 года.
     
     Учитывая, что данный приказ Минфина России вступил в силу по истечении установленного срока представления в налоговые органы письменного уведомления, иностранные организации вправе уведомить налоговые органы по месту регистрации своих подразделений на территории Российской Федерации о централизованном порядке исчисления и уплаты НДС в срок до 20-го числа любого месяца 2006 года, начиная с которого будет применяться такой порядок.
     
     Иностранная организация, имеющая на территории Российской Федерации несколько подразделений, перешла на централизованный порядок представления налоговой отчетности по НДС. Может ли иностранная организация в случае необходимости изменить подразделение, по месту регистрации которого производится централизованное представление такой отчетности?
     
     Согласно ст. 144 НК РФ иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько подразделений, имеют право самостоятельно выбрать подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать НДС в целом по операциям всех подразделений иностранной организации, находящихся на территории Российской Федерации, в централизованном порядке, письменно уведомив о таком выборе налоговые органы по месту регистрации всех своих подразделений на территории Российской Федерации.
     
     Следует отметить, что нормами НК РФ никаких ограничений права иностранной организации изменять отделение, по месту регистрации которого осуществляется централизованное исчисление и уплата НДС, не установлено.
     
     Учитывая вышеизложенное, иностранная организация имеет возможность изменить отделение, которому делегируются полномочия по централизованной уплате НДС, письменно уведомив о таком решении налоговые органы.
     

Налогообложение передачи сырья филиалу предприятия

     
     А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Филиал российского предприятия, не имеющий статуса юридического лица, находится на территории Республики Молдова. Предприятие ежемесячно производит в адрес филиала отгрузку сырья на переработку на давальческой основе. Подлежит ли обложению НДС в Российской Федерации данная отгрузка сырья в Республику Молдова?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ под реализацией товаров признается в том числе передача на возмездной (безвозмездной) основе права собственности на товары. В связи с тем что при передаче российским предприятием сырья его филиалу для переработки перехода права собственности на такие заготовки и материалы не происходит, такая передача не признается объектом обложения НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, передача российским предприятием сырья для переработки его филиалу, находящемуся на территории Республики Молдова, НДС не облагается.
     

Возникновение права на вычет суммы НДС, уплаченной организацией - налоговым агентом

     
     Российская организация, являющаяся налоговым агентом по НДС при приобретении у иностранного лица услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, уплатила полностью сумму этого налога в бюджет согласно условиям контракта с иностранным лицом, но при этом полностью не оплатила стоимость услуг. В каком налоговом периоде у российской организации возникает право на принятие к вычету суммы НДС, уплаченной организацией как налоговым агентом?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС при приобретении у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в налоговом органе, товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, имеет право на вычет данной суммы налога в вышеуказанном порядке в том налоговом периоде, в котором произведено фактическое перечисление этой суммы в бюджет, то есть независимо от факта полной оплаты этих товаров (работ, услуг) иностранному лицу.
     

Налогообложение вознаграждения за привлечение клиентов банка

     
     Российский банк заключил с банком-контрагентом, расположенным за пределами территории Российской Федерации, договор об оказании агентских услуг по привлечению клиентов-нерезидентов, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, на банковское обслуживание в банке-нерезиденте. За оказанные услуги по привлечению клиентов банк-нерезидент платит российскому банку вознаграждение. Подлежат ли вышеуказанные услуги обложению НДС?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ, согласно подпункту 5 п. 1 которой место реализации посреднических услуг, оказываемых по агентскому договору, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 ст. 148 НК РФ установлено, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей эти услуги, признается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
     
     Таким образом, местом реализации посреднических услуг, оказываемых российской организацией иностранному лицу на основании агентского договора, признается территория Российской Федерации, и соответственно такие услуги подлежат обложению НДС.
     
     Пунктом 1 ст. 156 НК РФ предусмотрено, что при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица, в том числе на основе агентского договора, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода, полученная налогоплательщиком в виде вознаграждения за исполнение вышеуказанного договора. При этом в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ данные операции подлежат обложению НДС по налоговой ставке в размере 18%.