Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

    
Учет расходов по оплате консультационных услуг

     
     Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     Открытое акционерное общество (ОАО), имеющее дочерние общества, несет расходы по оплате консультационных услуг по подготовке своей консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), а также по аудиту данной отчетности и обзору промежуточной консолидированной финансовой отчетности.
     
     Вправе ли ОАО включить в расходы для целей бухгалтерского учета и налогообложения затраты на оплату консультационных услуг по подготовке консолидированной финансовой отчетности в соответствии с правилами МСФО, а также расходы по ее обзору и аудиту?
     
     В соответствии с п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ.
     
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, управленческие расходы организации включаются в расходы по обычным видам деятельности.
     
     Расходы на ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности организации входят в состав управленческих расходов.
     
     При определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, включая в их состав в том числе расходы на консультационные и иные аналогичные услуги, а также расходы на аудиторские услуги, предусмотренные подпунктами 15 и 17 п. 1 ст. 264 настоящего Кодекса.
     
     Расходы налогоплательщиков на аудиторские услуги, включая расходы на оплату сопутствующих аудиту услуг (в том числе услуг по бухгалтерскому и налоговому консультированию), учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 17 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ основными критериями признания расходов налогоплательщика в целях налогообложения прибыли являются их одновременная обоснованность (то есть экономическая оправданность и целесообразность), документальное подтверждение и осуществление таких расходов при ведении деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Если в должностные обязанности работников ОАО входит осуществление тех функций, которые возложены по договору об оказании консультационных услуг на стороннюю организацию (например, знание и применение МСФО при подготовке консолидированной финансовой отчетности), расходы по оплате консультационных услуг по подготовке консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО не являются обоснованными расходами и, следовательно, не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.
     
     В иных случаях расходы по оплате консультационных услуг при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
     
     Из положений Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" следует, что обязательность аудиторской проверки и подтверждения финансовой отчетности акционерных обществ установлена только в отношении годовой финансовой отчетности.
     
     В то же время положения главы 25 НК РФ не ограничивают состав расходов на аудиторские услуги только расходами на обязательный аудит.
     
     Следовательно, ОАО вправе учесть для целей налогообложения прибыли расходы на аудиторские услуги, необходимые для управленческих целей ОАО и связанные с аудитом консолидированной финансовой отчетности, а также с обзором промежуточной консолидированной финансовой отчетности, которая подготовлена в соответствии с правилами МСФО.
     

Налогообложение средств, направляемых на расширение производства дочерних обществ

     
     Организация имеет дочерние общества, уставный капитал которых более чем на 50% состоит из вклада материнской организации. Организация планирует профинансировать инвестиционные проекты своих дочерних обществ, направленные на расширение существующего производства и освоение выпуска новых видов продукции, путем предоставления дочерним обществам денежных средств на основании соглашений об их безвозмездной передаче. Дочерние общества направляют денежные средства, полученные по вышеуказанным соглашениям, на закупку оборудования и строительство производственных цехов.
     
     Каков порядок налогообложения таких средств при их получении и имеется ли возможность учета расходов на приобретение оборудования при определении налоговой базы по налогу на прибыль у дочерних обществ?
     
     В целях налогообложения прибыли безвозмездное получение дочерней организацией денежных средств от материнской организации и дальнейшее расходование средств на приобретение оборудования и строительство производственных цехов должно рассматриваться как две различные хозяйственные операции, имеющие самостоятельное регулирование соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 251 НК РФ доходы в виде имущества (включая денежные средства), полученного российской организацией безвозмездно от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     После принятия к учету полученные безвозмездно денежные средства приобретают у получателя статус собственных средств, и, следовательно, их расходование в целях налогообложения прибыли также квалифицируется как расходование собственных средств налогоплательщика.
     
     Соответственно в случае приобретения дочерней организацией амортизируемого имущества за счет безвозмездно полученных ранее денежных средств от материнской организации стоимость такого имущества учитывается в целях налогообложения прибыли дочерней организации через механизм амортизации в соответствии со ст. 256-259 НК РФ.
     

Создание резерва по сомнительным долгам

     
     Зависит ли право налогоплательщика на создание резерва по сомнительным долгам от наличия подтвержденной дебитором (контрагентом) суммы своей задолженности перед налогоплательщиком? Можно ли создавать резерв по сомнительным долгам на основании самостоятельно проведенной инвентаризации по имеющимся первичным документам и не оформлять ежемесячные акты сверки с дебиторами?
     
     В соответствии с п. 7 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы на формирование резервов по сомнительным долгам у налогоплательщика, применяющего метод начисления.
     
     Порядок формирования резервов по сомнительным долгам установлен ст. 266 НК РФ.  В частности, сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
     
     Поскольку законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не устанавливает особенностей проведения инвентаризации для использования ее данных в целях налогообложения, то на основании ст. 11 НК РФ в целях формирования резервов по сомнительным долгам должны использоваться данные инвентаризации, проводимой в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
     
     Согласно п. 3.48 вышеназванных Методических указаний в процессе инвентаризации дебиторской задолженности проверяется правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, числящейся на балансе организации.
     
     В соответствии с постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" результаты инвентаризации дебиторской задолженности подтверждаются актом по форме N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" и приложением к форме N ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами". Вышеуказанные формы предусматривают отражение в них сумм дебиторской задолженности, как подтвержденной, так и не подтвержденной дебиторами, а также сумм задолженности с истекшим сроком исковой давности.
     
     Учитывая, что положениями ст. 265 и 266 НК РФ не установлено ограничение на учет в составе резервов по сомнительным долгам только сумм дебиторской задолженности, подтвержденной дебиторами, то в расчетах суммы сомнительной задолженности для налогообложения налогоплательщикам следует учитывать все суммы дебиторской задолженности по отгруженным товарам, работам, услугам, признанные подтвержденными результатами инвентаризации.
     
     Вышеуказанное не распространяется на суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности, поскольку в целях налогообложения такие суммы признаются безнадежными долгами на основании п. 3 ст. 266 НК РФ.
     

Отражение в налоговых регистрах курсовых разниц, возникших от переоценки иностранной валюты

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Организация выступает агентом по агентскому договору, по условиям которого агент приобретает за вознаграждение товар для принципала у иностранного поставщика. Для этого агент от своего имени заключает контракт с иностранным поставщиком. Принципал перечисляет агенту денежные средства в рублях. Агент самостоятельно закупает валюту и рассчитывается с иностранным поставщиком.
     
     Для определения налоговой базы по налогу на прибыль агент ведет аналитические регистры налогового учета:
     
     - по учету внереализационных расходов;
     
     - по учету расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации.
     
     Следует ли агенту отражать в налоговых регистрах курсовые разницы, возникшие от переоценки иностранной валюты?
     
     В силу норм ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Отношения между принципалом и агентом регулируются гражданским законодательством с учетом конкретных условий договора агентирования.
     
     Так, согласно ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что в соответствии с нормами ГК РФ агент всегда осуществляет свою деятельность за счет принципала независимо от того, от чьего имени (агента или принципала) совершаются сделки.
     
     Согласно ст. 316 НК РФ если реализация производится через комиссионера, то налогоплательщик-комитент определяет сумму выручки от реализации на дату реализации на основании извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав). При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавшего ему имущества.
     
     Следовательно, в обязанность агента входит только своевременное извещение принципала о совершенных агентом операциях.
     
     В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего организации как агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору. Кроме того, в состав доходов агента не должны также входить суммы, полученные им от принципала в счет возмещения затрат, произведенных посредником в ходе исполнения соответствующего договора (при условии, что такие затраты не включены им в состав расходов для целей налогообложения). Исключение составляет сумма вознаграждения, полученная агентом от принципала. При этом для целей налогообложения такие суммы принимаются в зависимости от метода признания доходов и расходов, определенных учетной политикой агента в соответствии с действующим налоговым законодательством.
     
     Соответственно, согласно п. 9 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
     
     Исходя из этого агент при исполнении определенных агентским договором юридических и иных действий по поручению принципала не ведет налоговый учет операций, совершенных им по агентскому договору. Налоговый учет операций по вышеуказанным сделкам осуществляется принципалом, который определяет налоговую базу по совершенным операциям для исчисления налога на прибыль и представления декларации в налоговый орган.
     
     В то же время если агент в рамках агентского договора осуществляет расходы, не возмещаемые принципалом и соответственно не учитываемые в налоговом учете принципала, то он вправе включить их в состав расходов, учитываемых им при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом вышеуказанные расходы должны отвечать требованиям ст. 252 НК РФ.
     
     Налоговый учет курсовых разниц, возникающих при осуществлении операций с иностранной валютой, ведется принципалом в соответствии с положениями ст. 250 и 265 НК РФ в составе внереализационных доходов (расходов).
     

Оценка вклада иностранного учредителя в уставный капитал российской организации

     
     Является правом или обязанностью налогоплательщика наличие документа от иностранного независимого оценщика, подтверждающего оценку стоимости оборудования, передаваемого в виде вклада в уставный капитал общества, при условии, что данное оборудование поступило из страны-производителя в Российскую Федерацию минуя страну-учредитель, на территории которой отсутствует институт независимых оценщиков?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 277 НК РФ при внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) в уставный капитал общества физическими лицами и иностранными организациями стоимостью (остаточной стоимостью) вклада признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством вышеуказанного государства.
     
     Таким образом, российская организация, принимающая от иностранного учредителя имущество в виде вклада в уставный капитал, обязана документально подтвердить стоимость принимаемого имущества.
     
     При отсутствии института независимых оценщиков на территории государства, резидентом которого является иностранный учредитель, и при условии, что оборудование на территорию Российской Федерации поступает транзитом из страны - производителя оборудования, по нашему мнению, организация может воспользоваться услугами независимых оценщиков, действующих в соответствии с законодательством страны - производителя ввозимого оборудования. При отсутствии в этой стране института оценщиков стоимость принимаемого имущества может быть подтверждена независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством иного государства и имеющим международный сертификат оценщика.
     

Формирование резерва на проведение ремонта основных средств

     
     Имеет ли право организация формировать резерв на проведение особо сложных и дорогих видов ремонта и не формировать резервы на проведение ремонта по остальным видам основных средств? Как формируются резервы на проведение ремонта: можно ли уточнять первоначальную смету ремонта, переносить его плановый срок и т.д.?
     
     Все виды ремонта основных средств условно подразделяются на текущие, средние и капитальные.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 260 НК РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 настоящего Кодекса.
     
     Исходя из структуры основных средств налогоплательщик должен самостоятельно определить, каким образом он будет учитывать в целях налогообложения расходы на капитальный ремонт основных средств, и отразить свое решение в учетной политике для целей налогообложения прибыли. При наличии основных средств, требующих сложного и дорогостоящего капитального ремонта, налогоплательщик создает резерв под предстоящие ремонты.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 324 НК РФ налогоплательщики, образующие резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывают отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых ими самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
     
     Совокупная стоимость основных средств устанавливается как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.
     
     Следовательно, налогоплательщик не может одновременно создавать в целях налогообложения резерв под предстоящие ремонты для особо сложных видов основных средств и списывать затраты по ремонту в составе прочих расходов по остальным видам основных средств. Но при этом порядок расчета отчислений на обычный (текущий) ремонт и сложный (капитальный) ремонт разный. Отчисления на сложные виды ремонта накапливаются в течение нескольких лет. В отличие от резерва на обычный ремонт, не израсходованная в конце года сумма резерва на сложный ремонт не восстанавливается.
     
     Сроки и периодичность проведения капитальных ремонтов основных средств (особо сложных и дорогостоящих видов ремонта) определяются исходя из технической документации по эксплуатации основных средств и контролируются инженерными службами организации.
     
     В году окончания сложного капитального ремонта основных средств у организации возникает обязанность по уплате налога с неизрасходованной суммы резерва под предстоящие ремонты. Поэтому в случае неиспользования зарезервированной суммы на сложный капитальный ремонт организация в конце года, в котором планировалось проведение капитального ремонта, обязана учесть неизрасходованную сумму резерва при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Ежемесячные (ежеквартальные) отчисления в резерв под предстоящие ремонты учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то есть уменьшают размер налога на прибыль и не зависят от финансового состояния организации. Возможность создания резервов под предстоящие ремонты - это не обязанность, а право организации.
     
     Организация самостоятельно решает, будет она осуществлять капитальные и текущие ремонты, как это предусмотрено технической документацией по эксплуатации основных средств, или будет эксплуатировать основные средства до их полного износа без ремонта, а после выбытия из строя изношенных основных средств приобретать новые (но при этом у организации могут возникнуть проблемы со списанием недоамортизированных основных средств).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 324 НК РФ при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан установить предельную сумму отчислений в этот резерв исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости вышеуказанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на данный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование вышеуказанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения данных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах вышеуказанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
     
     Расчетная величина резерва на сложные виды ремонта после окончания ремонта сравнивается с понесенными фактическими затратами на капитальный ремонт. Если фактические затраты больше, то разница по состоянию на 31 декабря должна включаться в состав прочих расходов; если же затраты меньше, то неизрасходованная сумма резерва не восстанавливается (она может быть восстановлена только в году окончания ремонта).
     

Возможность организации отказаться от отсрочки признания дохода по дате сдачи товара перевозчику для доставки покупателю

     
     Исходя из п. 3 ст. 271 НК РФ при методе начисления датой получения дохода от реализации товаров (работ, услуг) признается дата реализации, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 настоящего Кодекса. По договору переход права собственности на товар происходит на складе покупателя. В связи с большими объемами реализации организация не имеет возможности получить от всех покупателей документы, подтверждающие переход права собственности на каждую партию товара. Имеет ли право организация отказаться от отсрочки признания дохода по дате сдачи товара перевозчику для доставки покупателю?
     
     Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 39 НК РФ место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.
     
     Так, в целях налогообложения прибыли организаций исходя из положений ст. 271 НК РФ датой признания доходов от реализации товаров (работ, услуг) признается переход права собственности на товары (работы, услуги) согласно п. 1 ст. 39 Кодекса.
     
     Таким образом, если договором поставки предусмотрен переход права собственности на реализуемые товары в момент доставки товаров на склад покупателя, то исходя из норм главы 25 НК РФ датой признания доходов от реализации товаров является дата поставки реализуемых товаров на склад покупателя.
     
     Выбрать иную дату признания доходов от реализации товаров без изменения условий договора поставки организация не вправе.
     
     В то же время исходя из положений параграфов 2 и 3 главы 30 ГК РФ в договоре поставки должен быть указан конкретный срок поставки товара.
     
     Срок поставки товара - одно из важных условий договора поставки (в частности, для исчисления штрафных санкций за нарушение договорных условий).
     
     Таким образом, организация при определении момента признания доходов от реализации товаров должна исходить из срока, определенного условиями договора поставки. Исключений из этого правила не допускается и в случае, если налогоплательщик готов пойти на более раннее признание доходов от реализации товаров (работ, услуг).
     

Учет лизинговых платежей

     
     Е.В. Евсик,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Как отразить в налоговой базе по налогу на прибыль организаций у лизингодателя суммы лизинговых платежей, поступившие от лизингополучателя сверх сумм, предусмотренных графиком уплаты лизинговых платежей, если лизингодатель в целях налогообложения прибыли применяет метод начисления?
     
     Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 настоящего Кодекса. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок.
     
     Кроме того, согласно подпункту 1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.
     
     Таким образом, лизингодатель, применяющий в целях налогообложения прибыли метод начисления, учитывает в составе своих доходов лизинговые платежи равномерно в течение договора аренды согласно графику уплаты лизинговых платежей вне зависимости от их фактической уплаты.
     
     Лизинговые платежи, уплаченные сверх размера, установленного графиком уплаты лизинговых платежей, в целях налогообложения прибыли признаются авансом и не учитываются у лизингодателя при налогообложении прибыли в момент их получения.
     

Налогообложение потребительского ипотечного кооператива

     
     Члены потребительского ипотечного кооператива вносят в общий паевой фонд паевые взносы до 50% от заявленной на приобретение стоимости недвижимости. Из общего паевого фонда для члена кооператива покупается недвижимость заявленной площади, которая переходит в собственность члена этого кооператива после оплаты полной ее стоимости. При этом член кооператива по договору безвозмездного пользования вселяется в приобретенную для него квартиру сразу после ее приобретения. После полного внесения паевого взноса квартира оформляется в собственность члена кооператива.
     
     Является ли данная передача имущества объектом обложения налогом на прибыль?
     
     Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ.
     
     Деятельность потребительских кооперативов, созданных как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов (далее - жилищный накопительный кооператив), регулируется Федеральным законом от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах".
     
     Согласно п. 4 ст. 2 и п. 1 ст. 23 вышеуказанного Федерального закона одним из источников финансирования деятельности жилищного накопительного кооператива являются паевые взносы - денежные средства, которые вносятся членами кооператива в порядке и в сроки, предусмотренные формой участия члена кооператива в деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, и размер которых определяется в соответствии с положениями этого Закона.
     
     Таким образом, паевые взносы, уплачиваемые членами жилищного накопительного кооператива, не учитываются в его налоговой базе по налогу на прибыль.
     

     В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     
     Таким образом, расходы, осуществленные жилищным накопительным кооперативом за счет паевых взносов, вносимых его членами и относимых к целевым поступлениям, не учитываются в составе расходов в целях налогообложения прибыли.
     
     При передаче квартир в собственность членов жилищного накопительного кооператива, полностью внесших паевой взнос, читателям журнала следует учитывать, что, как уже отмечалось, паевой взнос является формой участия в деятельности кооператива и не рассматривается как доход кооператива от реализации квартир.
     
     В связи с вышеизложенным при передаче квартир в собственность членов жилищного накопительного кооператива, полностью внесших паевой взнос, в налоговой базе по налогу на прибыль жилищного накопительного кооператива не возникает налогооблагаемого дохода.
     
     Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
     
     Таким образом, налогоплательщик - жилищный накопительный кооператив при передаче в собственность квартиры члену кооператива не учитывает в составе расходов в целях налогообложения прибыли расходы по приобретению этого имущества.
     

Учет расходов по оплате труда беременной сотрудницы организации

     
     Признаются ли в целях налогообложения прибыли расходы налогоплательщика по оплате труда беременной сотрудницы организации, переведенной по ее просьбе на другую работу, если по штатному расписанию размер ставки, на которую она переведена, составляет 0,5 единицы?
     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки согласно принятым у налогоплательщика формам и системам оплаты труда.
     
     В соответствии со ст. 93 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
     
     Кроме того, согласно ст. 254 ТК РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
     
     Таким образом, трудовым законодательством предусматривается сохранение среднего заработка беременной женщине, переведенной на другую работу без сокращения продолжительности рабочего времени. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда беременной женщины производится пропорционально отработанному времени.
     
     Учитывая вышеизложенное, в целях налогообложения прибыли признаются расходы налогоплательщика по оплате труда беременной сотрудницы, переведенной по ее просьбе на другую работу, исходя из ее среднего заработка по прежнему месту работы и фактически отработанного времени.
     

Учет расходов по уплате арендных платежей

     
     Признаются ли расходы организации по уплате арендных платежей, если договор аренды не прошел государственной регистрации?
     
     Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество.
     
     Как следует из ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ и единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом гражданским законодательством не предусмотрено, что отсутствие надлежащей регистрации, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, делает договор аренды недействительным или незаключенным. Таким образом, законодательное закрепление обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяет только права и обязанности сторон по договору и имеет не связанные с вопросами налогообложения цели.
     
     Учитывая вышеизложенное, отсутствие государственной регистрации прав по договорам аренды не влияет на порядок учета сумм арендной платы при исчислении налога на прибыль.
     
     В то же время в соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на сумму документально подтвержденных затрат, под которыми понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Установленный п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" порядок оформления первичных учетных документов предусматривает указание на содержание хозяйственной операции, определяемой условиями заключенных между сторонами договоров.
     
     Таким образом, расходы по не заключенным в установленном порядке договорам не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие условиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, если на момент проведения налоговой проверки договор аренды прошел государственную регистрацию, то расходы организации на оплату аренды учитываются с момента такой регистрации. В то же время если в соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ условия договора распространены на период с момента передачи объекта аренды потенциальному арендатору, то арендные платежи по зарегистрированному или находящемуся на государственной регистрации договору принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль с момента получения объекта в пользование.
     
     В таком же порядке учитываются расходы по ремонту арендованного имущества, договор аренды которого подлежит обязательной государственной регистрации.
     

Учет предприятием расходов, связанных с содержанием столовой и здравпункта

     
     В 1992 году фабрика приватизировала производственные здания, помещения, сооружения. Поскольку по действовавшему ранее законодательству Российской Федерации объекты соцкультбыта приватизировать было нельзя, то имевшиеся помещения соцкультбыта (столовая и здравпункт) не приватизировались, но по договору были переданы в полное хозяйственное ведение фабрики и на этом основании учитывались в качестве основных средств и амортизировались.
     
     В августе 2005 года фабрике было разрешено воспользоваться преимущественным правом выкупа объектов (столовой и здравпункта) в связи с тем, что данные объекты ошибочно не вошли в план приватизации. Фабрика воспользовалась данным правом и на основании заключенного договора купли-продажи произвела оплату стоимости столовой и здравпункта. Таким образом, в настоящее время данные помещения являются собственностью фабрики.
     
     Принимая во внимание вышеизложенное, правомерно ли было включать в 2005 году в состав расходов, учитывавшихся при налогообложении прибыли, сумму амортизации помещений столовой и здравпункта?
     
     Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     Как следует из ситуации, в период до августа 2005 года помещения столовой и здравпункта не находились в собственности фабрики, что не позволяло ей относить данные основные средства к амортизируемому имуществу. Таким образом, вышеназванные объекты основных средств в период до августа 2005 года амортизировались в налоговом учете фабрики неправомерно.
     
     Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию вышеуказанных прав (п. 8 ст. 258 НК РФ).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
     

     В соответствии с подпунктом 48 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 Кодекса.
     
     Таким образом, налогоплательщик, амортизируя помещение столовой, включает суммы начисленной амортизации в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
     
     Что касается вопроса о включении амортизации помещения здравпункта в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, то согласно подпункту 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
     

Учет суммы беспроцентного займа

     
     Организацией получен беспроцентный заем. Возникает ли в связи с этим у нее объект обложения налогом на прибыль?
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
     
     Таким образом, сумма займа, полученного налогоплательщиком, не отражается в его налоговой базе по налогу на прибыль.
     
     Так как главой 25 НК РФ не предусмотрен в составе доходов, подлежащих налогообложению, такой вид доходов, как материальная выгода, полученная от пользования беспроцентным займом, налогоплательщик не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль на сумму такой выгоды.
     
     При возврате беспроцентного займа налогоплательщик не отражает на основании п. 12 ст. 270 НК РФ в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, расходы в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение такого займа.