Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовое регулирование проведения налоговых проверок с 2007 года

    

Правовое регулирование проведения налоговых проверок с 2007 года


И.Д. Черник,
государственный советник Российской Федерации 2 класса, член Палаты налоговых консультантов, к.ю.н.
     
     1 января 2007 года вступит в действие Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ ""О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ), которым устанавливаются, в частности, новые правила проведения камеральных и выездных налоговых проверок и порядок обжалования их результатов.
     
     Анализ норм части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), регулирующих проведение проверок, которые изменяются с 1 января 2007 года Законом N 137-ФЗ, показывает следующее:
     
     - правила проведения камеральных проверок подверглись большей детализации и в значительной мере приблизились к правилам проведения выездных налоговых проверок;
     
     - у налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) и у налоговых органов появились новые права и обязанности.
     

1. Камеральные налоговые проверки

     
     С 1 января 2007 года при обнаружении в ходе проведения камеральной проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречий между сведениями в представленных документах либо при выявлении несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, должностные лица налогового органа должны сообщить об этом налогоплательщику и потребовать от него в пятидневный срок либо представить необходимые пояснения, либо внести в представленные документы соответствующие исправления.
     
     В случае представления пояснений налогоплательщик получает право передать в налоговый орган дополнительно выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
     
     Лицо, проводящее проверку, обязано рассмотреть комплект представленных документов.
     
     Если после рассмотрения пояснений и дополнений налогоплательщика (а также если последний отказался представить что-либо дополнительно) будет установлен факт совершения правонарушения, должностные лица налогового органа будут обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
     
     При проведении камеральных проверок налоговые органы получат с 1 января 2007 года право истребовать у лиц, применяющих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы.
     
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что центр тяжести смещается с выездных налоговых проверок на камеральные.
     
     Дополнительные условия установлены п. 9 ст. 88 НК РФ для проведения камеральных проверок по налогам, связанным с использованием природных ресурсов: - налоговые органы получат с 1 января 2007 года законодательно установленное право получать от налогоплательщика все иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.
     
     Плательщики НДС при подаче налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение этого налога, должны представлять документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. Исходя из общей логики главы 21 НК РФ можно предположить, что документы должны быть готовы представлять не только налогоплательщики, применяющие ставку НДС в размере 0%, но и те плательщики, которые применяют другие ставки налога.
     

2. Выездные налоговые проверки

     
     Законом N 137-ФЗ в НК РФ введено несколько новаций, касающихся выездных налоговых проверок.
     
     Место проведения выездной налоговой проверки. Если налогоплательщик не может предоставить проверяющим помещение для работы, то выездная проверка будет проводиться в помещении налогового органа.
     
     Решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом по месту нахождения организации (в случае проверки филиала - по месту нахождения филиала) либо по месту жительства физического лица.
     
     Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносится налоговым органом, осуществившим постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
     
     Сроки проведения выездной налоговой проверки. Основной срок проведения выездной налоговой проверки - два месяца. Этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести. Основания и порядок продления сроков проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
     
     Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки:
     
     1) для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, которая включена в Кодекс Законом N 137-ФЗ и вступит в силу с 1 января 2007 года;
     
     2) для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
     
     3) для проведения экспертиз;
     
     4) для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
     
     Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
     
     Но если выездная налоговая проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления вышеуказанной проверки может быть увеличен еще на три месяца.
     
     На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика.
     
     Налогоплательщику должны быть возвращены все подлинники, истребованные у него при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Приостанавливаются также действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.
     
     Проверка организаций, имеющих филиалы и представительства. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства организации проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
     
     Проверка филиалов и представительств может осуществляться только по предмету проверки - установление правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
     
     В отношении филиала или представительства не могут проводиться две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.
     
     Срок выездной налоговой проверки филиала или представительства не может превышать один месяц. Возможность продления этого срока Закон N 137-ФЗ, внесший изменения в статью 89 НК РФ, не предусмотрел.
     
     Кроме того, филиалы и представительства могут проверяться также в ходе проведения выездной проверки всей (головной) организации.
     
     Повторная выездная налоговая проверка. Под повторной выездной налоговой проверкой с нового года будет пониматься проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
     
     При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.
     
     Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
     
     1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
     
     2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
     
     Если при проведении повторной выездной налоговой проверки обнаруживается факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случая, если невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки стало результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
     
     При реорганизации или ликвидации организации выездная налоговая проверка может проводиться независимо от времени осуществления предыдущей проверки. В этом случае может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
     
     В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой должен зафиксировать предмет проверки и сроки ее проведения и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
     
     Срок представления налогоплательщиком документов. Увеличен срок представления плательщиками документов налоговым органам при проведении проверки - с 2007 года он будет составлять 10 дней (вместо пяти) со дня получения соответствующего требования.
     
     Вызывает вопросы то, как урегулирован предмет выездной налоговой проверки - правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Из системного толкования норм НК РФ следует, что при выездной проверке не могут проверяться документы, относящиеся к уплате сборов.
     
     С 1 января 2010 года должна вступить в действие норма п. 5 ст. 93 НК РФ: в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Вышеуказанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
     
     НК РФ дополнен статьей 93.1, которая вовлекает в проведение проверок конкретного плательщика достаточно широкий круг лиц, по меньшей мере всех его контрагентов.
     
     Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
     
     Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
     
     Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
     
     Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы вышеприведенные документы (информация).
     
     При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки - также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
     
     В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
     
     Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
     
     Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставление в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
     
     Результаты выездной, а в указанных отдельно случаях - и камеральной налоговой проверок будут оформляться актом налоговой проверки.
     

3. Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях по результатам проверок

    
3.1. Общие положения

     
     С 1 января 2007 года порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях будет зависеть от вида правонарушения.
     
     Налоговые правонарушения разделены в НК РФ на два вида, которые условно можно классифицировать так - 1) неуплата налогов и 2) прочие правонарушения.
     
     К первому виду отнесены следующие правонарушения:
     
     - грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
     
     - неуплата или неполная уплата сумм налогов (ст. 122 НК РФ);
     
     - невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) исчислению налогов (ст. 123 НК РФ).
     
     Дела по этим правонарушениям будут рассматриваться в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ в новой редакции.
     
     Ко второй категории дел отнесены все прочие предусмотренные НК РФ правонарушения, производство по которым регулируется ст. 101.4 НК РФ, которая вступит в действие с 2007 года.
     

3.2. Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях, связанных с неуплатой налогов

     
     Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по этому акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня представления налогоплательщиком возражений по этому акту. Вышеуказанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
     
     Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения этих материалов лично и (или) через своего представителя.
     
     Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения этих материалов, за исключением случая, если участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным.
     
     Процедура рассмотрения, установленная в НК РФ, в значительной степени напоминает судебный процесс.
     
     Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению; установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц он должен выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принять решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие вышеуказанных лиц либо о переносе данного рассмотрения на другой срок. В случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен проверить полномочия этого представителя.
     
     Кроме того, лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, должны быть разъяснены их права и обязанности.
     
     Отсутствие письменных возражений не лишает проверяемое лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
     
     В ходе рассмотрения материалов проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
     

3.3. Обстоятельства, устанавливаемые в ходе рассмотрения материалов проверки

     
     В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
     
     1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
     
     2) определяет, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
     
     3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
     
     4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за его совершение.
     
     В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
     
     Решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля должно включать:
     
     - изложение обстоятельств, вызвавших необходимость проведения таких дополнительных мероприятий;
     
     - срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;
     
     - указание на конкретную форму проведения дополнительных мероприятий.
     
     В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
     

3.4. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

     
     По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
     
     1) о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
     
     2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в таком привлечении вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
     
     В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном вновь включенной в НК РФ Законом N 137-ФЗ ст. 101.2 (эта статья начнет действовать с 1 января 2007 года), вышеуказанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
     
     Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до его вступления в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.
     
     Законом N 137-ФЗ в НК РФ введена новая норма, согласно которой руководитель налогового органа получает с 2007 года право применять обеспечительные меры.
     
     Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в таком привлечении либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
     
     Обеспечительными мерами могут быть:
     
     1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, который производится последовательно в отношении:
     
     - недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
     
     - транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
     
     - иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
     
     - готовой продукции, сырья и материалов.
     
     Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы должен применяться в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате;
     
     2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
     
     Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате.
     
     Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).
     
     По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры:
     
     1) на банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в таком привлечении сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
     
     2) на залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ;
     
     3) на поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ.
     
     При предоставлении налогоплательщиком на сумму, подлежащую уплате, банковской гарантии банка с инвестиционным рейтингом рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Минфином России, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене обеспечительных мер.
     
     Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом по их усмотрению.
     
     Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. По смыслу нормы абзаца второго п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий является безусловным основанием для отмены принятого решения.
     
     К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки отнесены:
     
     1) обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
     
     2) обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
     
     Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
     

3.5. Рассмотрение дел о прочих налоговых правонарушениях

     
     Рассмотрение этой категории дел будет производиться с 1 января 2007 года на основании включенной в НК РФ ст. 101.4.
     
     При обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, поименованных в ст. 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностное лицо налогового органа составляет акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.
     
     В акте должны быть приведены:
     
     - документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах;
     
     - выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.
     
     Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
     
     Если совершившее правонарушение лицо уклоняется от получения акта, должностное лицо налогового органа делает соответствующую отметку в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения акта считается шестой день считая с даты отправки документа.
     
     Лицо, в отношении которого составлен акт, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в нем, а также с выводами и предложениями должностного лица налогового органа представить в течение 10 дней со дня получения акта в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность возражений.
     
     По истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком письменных возражений, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает в течение 10 дней акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение, в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган обязан известить заинтересованное лицо заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
     
     Так же как и при производстве по первому виду нарушений, отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
     
     В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
     
     При рассмотрении акта устанавливаются те же обстоятельства, что и в первом случае: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушение законодательства о налогах и сборах; образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; выявляются обстоятельства, исключающие, смягчающие или отягчающие вину лица.
     
     По результатам рассмотрения могут быть приняты решения либо о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности.
     
     Так же, как и в первом случае, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены принятого решения.
     
     Отличие состоит в том, что по этой категории дел не предусмотрено применение обеспечительных мер.
     
     В случае вынесения решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа.
     
     Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем).
     
     Если лицо, привлеченное к ответственности, или его представитель уклоняются от получения копий вышеуказанных решения и требования, эти документы должны направляться заказным письмом по почте и считаться полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.
     
     Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в таком привлечении подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
     
     Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение.
     
     В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом вступившее в силу решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
     
     На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа (в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение).
     
     С 1 января 2009 года порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности будет изменен.
     
     Введенная Законом N 137-ФЗ ст. 101.2 НК РФ, которая вступит в действие с 01.01.2009, предусматривает следующее.
     
     Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в таком привлечении, не вступившее в силу, можно будет обжаловать в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
     
     Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, оно вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.
     
     Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, это решение вступит в силу с учетом внесенных изменений с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
     
     Вступившее в силу решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в таком привлечении, которые не были обжалованы в апелляционном порядке, могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган.
     
     По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.
     
     Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в таком привлечении может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
     

4. Выводы

     
     В целом можно сделать следующие выводы:
     
     - налогоплательщики получат с 1 января 2007 года больше прав для защиты своих интересов, но реализация этих прав потребует строго документального подтверждения позиции налогоплательщиков;
     
     - процедуры проверок и обжалования их результатов более детализированы;
     
     - с учетом того что в НК РФ с 1 января 2007 года под днями при отсутствии особых оговорок понимаются рабочие дни, процедуры налоговых проверок и обжалования их результатов будут длиться значительное время, поскольку статьи НК РФ, регулирующие проверки, оформление и обжалование их результатов, исходят из рабочих дней.