Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового ..."


Федеральный закон

от 27.07.2006 N 137-ФЗ

"О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"*1

     _____
     *1 В связи с большим объемом текст официального документа не приводится.
     Общий комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 137-ФЗ см.: НВ: комментарии… - 2006. - N 10. - С. 2-7; N 11. - С. 2-23.
     

Комментарий к изменениям, внесенным в главу 14 "Налоговый контроль" НК РФ

     
     Т.Н. Мехова,
главный консультант ФГУП ГНИИ РНС ФНС России, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) внесены изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), направленные на регламентацию процедур налогового контроля с учетом правоприменительной практики.
     
     Рассмотрим наиболее значимые изменения, внесенные в главу 14 "Налоговый контроль" НК РФ.
     

1. Установление понятия "налоговый контроль"

     
     Впервые в ст. 82 НК РФ приведено понятие "налоговый контроль", а сама статья переименована, теперь она называется "Общие положения о налоговом контроле". Так, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
     

2. Изменение процедуры истребования документов

     
     В новой редакции изложена ст. 88 НК РФ, которая изменена в части процедуры истребования дополнительных документов для камеральной проверки, объем которых в новых условиях значительно сокращен и строго ограничен.
     
     Так, в соответствии с положениями ст. 88 НК РФ налоговые органы имеют право истребовать следующие дополнительные документы:
     
     1) пояснения налогоплательщика, которые представляются по требованию налогового органа в случае, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо обнаружены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, приводимым в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
     
     Законодательно установлен срок представления пояснений или внесения соответствующих исправлений - пять дней. При этом право по истребованию дополнительных документов в рамках этой процедуры налоговым органам не предоставлено. Что же касается налогоплательщика, то он может по собственной инициативе дополнительно к пояснению представлять в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
     
     В данном случае законодатель предоставил право налогоплательщику ответить на вопросы, которые могут возникнуть на этапе камеральной налоговой проверки, тем самым дал ему возможность снимать сомнения налогового органа в достоверности и полноте заявленных им налоговых обязательств и, как следствие этого, исключил дополнительный повод для назначения выездной налоговой проверки;
     
     2) документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы.
     
     Например, одним из условий предоставления налоговой льготы по НДС согласно п. 6 ст. 149 НК РФ является наличие у налогоплательщиков, производящих не облагаемые этим налогом операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Так, согласно подпункту 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, при наличии у налогоплательщиков, выполняющих эти работы, лицензии на право осуществления деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которая подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и порядок лицензирования которой регулируется Положением о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.2003 N 96.
     
     Отдельно хотелось бы остановиться на истребовании документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов по НДС в соответствии со ст. 172 НК РФ, в рамках проведения проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. Так, налоговые органы в данном случае вправе истребовать счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав; документы, подтверждающие фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; документы, подтверждающие уплату сумм этого налога, удержанного налоговыми агентами, и т.д. Кроме того, одним из условий предоставления вычетов являются принятие на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и наличие соответствующих первичных документов. Таким образом, при проведении камеральной налоговой проверки налоговых деклараций налоговый орган вправе истребовать, так же как и прежде, первичные документы.
     
     Кроме того, налоговый орган вправе истребовать документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
     
     Таким образом, можно сделать вывод, что приведен в равновесие баланс интересов налогоплательщиков и налоговых органов, заложенный в первоначальной редакции НК РФ. Как показала судебная практика, у налоговых органов часто отсутствовала необходимость истребования дополнительных документов, поскольку положительного результата проверки этих документов не приносили, а нарекания со стороны добросовестных налогоплательщиков (например, по поводу представления на постоянной основе копий всех полученных от поставщиков и всех выставленных покупателям налоговых счетов-фактур) были обоснованны, так как изготовление этих копий требовало от налогоплательщика материальных затрат и отвлекало работников бухгалтерских служб от выполнения основных обязанностей по подготовке и отправке этих документов налоговым органам.
     

3. Изменения, внесенные в процедуру проведения камеральной налоговой проверки

     
     На первый взгляд может показаться, что в новых условиях у налоговых органов меньше возможностей по выявлению в ходе камеральных проверок налоговых правонарушений и основной центр тяжести переносится на выездные налоговые проверки, но при грамотном и рациональном подходе к истребованию дополнительных документов объем получаемой информации может быть не менее достаточным для оценки заявленных налоговых обязательств, чем до вступления в силу внесенных Законом N 137-ФЗ изменений.
     
     Например, всем известно, что одним из методов оценки налоговых обязательств является логическая сверка показателей представленных налоговых деклараций с аналогичными показателями за предыдущие налоговые периоды. Так, при выявлении фактов резкого роста по отдельным статьям расходов, принимаемых в целях налогового учета по налогу на прибыль, при одновременном снижении выручки от реализации товаров (работ, услуг), по мнению автора, совершенно правомерно налоговые органы могут истребовать у налогоплательщика необходимые пояснения. В данном случае имеет факт несоответствия сведений, содержащихся в налоговой декларации, сведениям, полученным налоговым органом в ходе налогового контроля (по налоговым декларациям за предыдущие налоговые периоды). Конечно, проверка достоверности представленных пояснений может быть произведена исключительно в ходе выездной налоговой проверки. Тем не менее по фактам представления документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в искаженном виде налоговые органы будут вправе привлечь налогоплательщика-гражданина либо должностное лицо налогоплательщика-организации к ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
     
     С 1 января 2007 года при выявлении по результатам камеральной проверки факта нарушения законодательства о налогах и сборах налоговый орган обязан будет составлять акт камеральной налоговой проверки, который позволит обеспечить объективность принимаемых по итогам этих проверок решений. Процедура составления акта камеральной налоговой проверки, его вручения налогоплательщику, рассмотрения возражений и принятия решения по результатам проверки аналогична процедуре выездных налоговых проверок и регулируется ст. 100 "Оформление результатов налоговой проверки", 100.1 "Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях", 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ.
     
     Так, согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностные лица налогового органа, проводящие вышеуказанную проверку, должны составить акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
     
     Так же как и по результатам выездной налоговой проверки, лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
     
     Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 Кодекса. Вышеуказанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
     
     Если в старой редакции п. 6 ст. 101 НК РФ отсутствовали конкретные причины, которые в случае несоблюдения должностным лицом налогового органа требований настоящей статьи Кодекса могли служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, то в новой редакции ст. 101 НК РФ четко прописаны существенные условия нарушения процедур рассмотрения материалов налоговой проверки. К ним относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
     
     Исходя из положений новой редакции ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (п. 2 ст. 101 НК РФ), и перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
     
     1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
     
     2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие вышеуказанных лиц либо об отложении данного рассмотрения;
     
     3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
     
     4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
     
     5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для такого рассмотрения.
     
     Таким образом, усилена ответственность соблюдения должностными лицами налоговых органов законных прав налогоплательщика. Следует отметить, что имеют место случаи, когда решения о привлечении налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) принимались до истечения двухнедельного срока, установленного прежней редакцией п. 5 ст. 100 НК РФ для представления письменных объяснений мотивов отказа подписать акт или возражений по акту в целом или по отдельным его положениям. Некоторые налоговые инспекции нарушали и сроки рассмотрения материалов проверки (которые были установлены п. 6 ст. 100 НК РФ - не более 14 дней), сроки принятия решений по этим проверкам. При этом материалы проверки часто рассматривались без приглашения налогоплательщика (его представителей) либо чисто формально ему направлялось извещение о рассмотрении материалов проверки накануне дня, назначенного для рассмотрения материалов проверки, тем самым налогоплательщик лишался возможности прибыть в налоговый орган в срок, назначенный налоговым органом для рассмотрения материалов проверки.
     
     Кроме того, основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
     

4. Изменения, внесенные в процедуру проведения выездных налоговых проверок

     
     Ограничено количество выездных проверок, проводимых в течение календарного года, - их должно быть не более двух. При определении количества выездных налоговых проверок не будут учитываться самостоятельные (независимо от проведения проверок самого налогоплательщика) выездные проверки филиалов организаций и представительств.
     
     Исключением из этого правила является проведение выездных налоговых проверок сверх указанного ограничения по решению руководителя ФНС России.
     
     Позитивным является закрепление в законодательном порядке права налоговых органов на проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для ее проведения.
     
     В настоящее время при наличии письменного согласия налогоплательщика выездные налоговые проверки по месту нахождения налогового органа проводятся в следующих случаях:
     
     - организация, сообщившая в установленном законодательством порядке о своей ликвидации, уже не имеет фактического адреса местонахождения, а необходимые для проверки документы находятся у кого-либо из ответственных лиц по домашнему или иному адресу;
     
     - отсутствует возможность организации проверки на территории организации. Например, юридический адрес совпадает с домашним адресом руководителя, отсутствуют административные помещения, помещение опечатано правоохранительными или контролирующими органами, существует опасность для жизни и здоровья проверяющих;
     
     - налогоплательщик относится к категории "мелких" и объем учетной документации у него незначителен.
     
     В новых условиях существенно ограничена продолжительность проведения выездных налоговых проверок: отводятся два месяца на проведение проверки налогоплательщика, один месяц - для самостоятельной проверки филиалов и представительств налогоплательщика-организации. Таким образом, отменяется действующая в настоящее время норма, согласно которой продолжительность проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства, которая позволяла налоговым органам осуществлять проверки организаций - крупнейших налогоплательщиков, имеющих большое количество филиалов и представительств, на протяжении ряда лет.
     
     Срок проведения проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести.
     

     В новой редакции НК РФ изменена дата начала проверки: срок проведения проверки с 1 января 2007 года будет исчисляться со дня вынесения решения о ее назначении, а не со дня вручения решения налогоплательщику, как это было установлено в прежней редакции Кодекса; датой окончания проверки, как и прежде, является день составления справки о проведенной проверке. Вместе с тем, в отличие от прежнего порядка, указанную справку теперь проверяющие должны будут вручить налогоплательщику (или его представителю) в последний день проверки. Тем самым решена проблема обеспечения прозрачности сроков проведения проверки, поскольку налогоплательщик имеет возможность до 1 января 2007 года получить копию этой справки только в составе приложений к акту выездной налоговой проверки.
     
     Вводимая с 1 января 2007 года в действие новая норма НК РФ предусматривает, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период деятельности, не превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В связи с этим налоговый орган может вынести решение о проведении проверки 31 декабря 2007 года и назначить ее за 2004, 2005, 2006 годы. В настоящее время налоговый орган должен так организовать проведение проверки, чтобы завершить ее до истечения года, которому предшествуют три года, охваченные проверкой.
     
     В то же время остался открытым вопрос о возможности охвата проверкой текущих периодов года, в котором вынесено решение о ее проведении. В настоящее время по данному вопросу имеется арбитражная практика, допускающая такую возможность.
     
     В законодательном порядке урегулирован вопрос о сроке приостановления проверки, который не может превышать шесть месяцев. Право приостановления проверки предоставлено руководителю (заместителю руководителя) налогового органа на основании решения о ее приостановлении и возобновлении в следующих случаях:
     
     1) истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках" НК РФ, согласно которому должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).  В данном случае приостановление проведения выездной налоговой проверки допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;
     
     2) получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации. При этом если в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить данную информацию, то срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца;
     

     3) проведение экспертиз;
     
     4) перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
     
     На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с этой проверкой.
     
     Законом N 137-ФЗ внесены изменения в нормы, регламентирующие процедуру назначения повторных выездных налоговых проверок. Так, сохранено право вышестоящего налогового органа проводить повторные выездные налоговые проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. В то же время налоговые санкции по выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах в рамках этих повторных проверок могут быть применены только в случае установления факта сговора между лицом, в отношении которого проводилась проверка, и должностным лицом налогового органа. Таким образом, основанием для применения санкций в данном случае будет являться вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу.
     
     В связи с тем что введен запрет на истребование дополнительных документов в рамках проведения камеральных проверок, налоговым органам разрешено назначать повторную проверку в случаях представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
     
     Законом N 137-ФЗ внесены изменения в ст. 89 НК РФ, вменяющие налогоплательщику в обязанность обеспечить возможность проверяющим ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, что позволяет преодолеть правовую неопределенность ситуаций, при которых довольно часто проверяющие не располагали конкретной информацией об имеющихся у налогоплательщика документах, необходимых для осуществления налогового контроля, и в требованиях о представлении документов указывали только общую информацию об их возможном содержании. Это приводило к тому, что недобросовестные налогоплательщики отказывали налоговым органам в представлении документов, ссылаясь на нарушение процедуры их истребования.
     
     До вступления в силу изменений, внесенных в часть первую НК РФ Законом N 137-ФЗ, налоговые органы могут получать от налогоплательщика подлинники документов только в рамках процедуры выемки документов при проведении выездной налоговой проверки и при наличии соответствующих оснований в следующих случаях:
     

     - при отказе налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или при непредставлении их в установленный ст. 93 НК РФ срок;
     
     - при наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
     
     В новых условиях исходя из смысла п. 12 ст. 89 и абзаца третьего п. 2 ст. 93 НК РФ документы налогоплательщиком должны быть представлены налоговому органу незамедлительно, и срок ознакомления с ними ограничен только рамками проведения выездной налоговой проверки.
     
     Увеличен с пяти до десяти дней срок представления истребованных документов в налоговые органы. При этом в отличие от действующего в настоящее время порядка, в соответствии с которым период времени между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представлением запрашиваемых документов исключался при исчислении срока проведения проверки, в новой редакции НК РФ вышеназванная норма отсутствует. Но это не означает, что проверяющим нечем будет заняться в это время, - они могут незамедлительно приступить к ознакомлению с подлинниками документов.
     
     Введен запрет на истребование у налогоплательщика при проведении налоговой проверки документов, ранее представленных им при проведении камеральных или выездных проверок, кроме документов, ранее представленных налоговому органу в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также в случае, если документы, представленные налоговому органу, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Следует отметить, что вышеуказанная норма вступает в силу с 1 января 2010 года.
     
     Законом N 137-ФЗ введена в часть первую НК РФ ст. 93.1, регламентирующая процедуру истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Ранее вышеуказанная норма содержалась в ст. 87 НК РФ ("встречная проверка"). Законодатель вполне обоснованно исключил этот термин, поскольку истребование документов еще не означает их проверку.
     
     В действующей редакции ст. 87 НК РФ законодатель, по-видимому, имел в виду, что встречная проверка означает проверку документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у его контрагентов, а не по всей цепочке поставщиков товара. Однако в связи с недостаточно четкой формулировкой данной нормы НК РФ налоговые органы проводили встречные проверки по всей цепочке поставщиков товара, поскольку, например, в условиях массового применения схем по незаконному возмещению как внутреннего, так и экспортного НДС это было действенной мерой по предотвращению мошенничества с возмещением этого налога. Данная практика проведения встречных проверок была поддержана ВАС РФ.
     

     С 1 января 2007 года законодательно закреплено, что налоговый орган, проводящий налоговую проверку, может истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не только у его контрагента, но и у иных лиц, располагающих этими документами (информацией), например у государственных органов, у правоохранительных органов. Кроме того, согласно новому порядку вышеуказанную информацию можно получить не только в рамках проведения налоговой проверки, но и в процессе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
     
     Следует отметить, что нормами ст. 93.1 НК РФ налоговым органам предоставлено право при наличии обоснованной необходимости на истребование информации по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Это очень важное дополнение, которое сможет устранить противостояние налогоплательщиков и налоговых органов, возникающее в настоящее время при проведении встречной проверки.
     
     Хочется обратить внимание на то, что до 1 января 2007 года механизм проведения встречных проверок был прописан в ведомственных внутренних документах ФНС России (МНС России); в новой редакции НК РФ законодательно закреплено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы эти документы (информация), с указанием мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла такая необходимость, а при истребовании информации относительно конкретной сделки, кроме того, запрашивает сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
     
     С введением в действие Закона N 137-ФЗ эта практика приобретет более прочную законодательную основу.
     
     Установлены также сроки исполнения вышеуказанных поручений.
     
     В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации), к данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
     
     Лицо, получившее вышеуказанное требование, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
     

     Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
     
     За отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или за непредставление их в установленные сроки предусмотрена ответственность согласно ст. 129.1 НК РФ.
     
     Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов должен быть установлен ФНС России.
     
     Существенных изменений ст. 100 "Оформление результатов налоговой проверки" НК РФ не претерпела, однако, как было указано выше, ее положения распространяются и на оформление результатов камеральной налоговой проверки. Следует отметить, что более детально прописана вводная часть акта выездной налоговой проверки (общая часть), которая в настоящее время регламентирована в Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
     
     В ст. 101 НК РФ законодательно урегулирован вопрос о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов, в том числе у иных лиц, допрос свидетеля, проведение экспертизы), которые могут продолжаться не более одного месяца.
     
     Принципиальным изменением, внесенным в НК РФ Законом N 137-ФЗ, является введение института апелляционного обжалования решений налогового органа, но это отдельная и по степени важности очень большая тема.