Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об имущественных налогах


Об имущественных налогах


Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Налог на имущество организаций

     
     В каком порядке предоставляется льгота по налогу на имущество организаций согласно п. 11 ст. 381 НК РФ? Может ли налогоплательщик - ОАО воспользоваться налоговой льготой, если отдельные объекты и сооружения, входящие в состав линии энергопередачи, учитываются на балансе дочерних предприятий или обособленных подразделений с отдельным балансом, а основной технологический объект - в ОАО?
     
     Пунктом 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, имущество, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     В соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ организации освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении находящихся на балансе железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов. Перечень имущества, относящегося к вышеуказанным объектам, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень).
     
     Структура Перечня такова, что его основой является перечень сложных технологических объектов, относящихся, в частности, к железным дорогам, а также к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов. При этом в целях более точной идентификации этих объектов (сооружений) указываются их коды по Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
     
     Структура кодов по ОКОФ состоит из X0 0000000 - раздел; ХХ 0000000 - подраздел; ХХ ХХХХ000 - класс; ХХ ХХХХ0ХХ - подкласс; ХХ ХХХХХХХ - вид.
     
     Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
     
     Так, указание в Перечне кода по ОКОФ, относящегося к классу, подразумевает льготирование объектов всех подклассов и видов в пределах выделенного для данного класса интервала кодов (если иное не установлено самим Перечнем). Если в Перечне поименован код ОКОФ, относящийся к подклассу, то льготированию подлежат объекты всех видов в пределах интервала кодов для данного подкласса (если иное не установлено самим Перечнем). Если в Перечне поименован только код по ОКОФ, относящийся к виду, то льготированию подлежит объект с кодом данного вида.
     
     Кроме того, читателям журнала необходимо учитывать, что объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
     
     Следовательно, в бухгалтерском учете (в инвентарной карточке основного средства) сложному технологическому объекту может быть присвоен код по ОКОФ по совокупности приспособлений и принадлежностей, являющихся неотъемлемой частью данного объекта. В то же время приспособления и принадлежности могут учитываться в бухгалтерском учете отдельно от основного объекта как обособленные предметы (например, в связи с разными сроками службы предметов с основным объектом классификации; учетом отдельных основных средств сложного технологического объекта на балансе дочернего предприятия, филиала или иного обособленного подразделения), поэтому таким объектам основных средств может быть присвоен свой код по ОКОФ в соответствии с классификацией в пределах интервала данного кода по ОКОФ.
     
     Именно поэтому подлежат льготированию имущество, которое является составной неотъемлемой частью основного сложного технологического объекта классификации, код по ОКОФ которого указан в Перечне, а также объекты, которые поименованы в графе "Примечание" Перечня. При этом имущество, приведенное в примечании к Перечню, может иметь свой код по ОКОФ, независимый от кода по ОКОФ основного сложного технологического объекта (сооружения), если иное не установлено Перечнем. При этом состав имущественных объектов, указанных в Перечне по графе "Примечание", является закрытым.
     
     Таким образом, поименованные в технической документации сложный технологический объект классификации и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью этого объекта, подлежат льготированию в обложении налогом на имущество организаций согласно п. 11 ст. 381 НК РФ вне зависимости от того, на чьем балансе учитываются основные средства (приспособления и принадлежности или отдельные конструктивно обособленные предметы либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов), входящие в состав сложного технологического объекта.
     
     Как формируется остаточная стоимость имущества для целей налогообложения, если по договору купли-продажи приобретается и реконструируется здание, а затем во временную эксплуатацию вводится один этаж? Облагается ли завершенный этап строительства налогом на имущество?
     
     Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается, в частности, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета для учета движимого и недвижимого имущества в качестве объектов основных средств предназначены счета 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
     
     Как следует из ситуации, организация приобрела здание, эксплуатация которого невозможна без капитального ремонта. При этом в здании начаты капитальные работы, и по мере завершения этапов работ здание вводится во временную эксплуатацию. Однако работы, обеспечивающие нормальную эксплуатацию здания, выполнены не в полном объеме, что не позволяет окончательно сформировать его стоимость.
     
     В соответствии с п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).
     
     Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, отражаются до их ввода в постоянную эксплуатацию как незавершенные капитальные вложения.
     
     В связи с этим объекты незавершенного капитального строительства, учитываемые в соответствии с установленным порядком на счетах по учету капитальных вложений, не могут рассматриваться в качестве объекта обложения налогом на имущество до их перевода в состав основных средств.
     
     В соответствии с Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (N ВГ-9-Д), по не оконченным строительством или не оформленным актами приемки объектам капитального строительства или их частям, но фактически эксплуатируемым теми предприятиями и организациями, которым они будут переданы в основные средства, или с их согласия другими предприятиями и организациями, амортизация начисляется в общем порядке - с 1-го числа месяца ввода в эксплуатацию. Основанием для начисления суммы амортизации является справка о стоимости вышеуказанных объектов или их частей по данным учета капитальных вложений.
     
     При оформлении актами о приемке ввода в действие этих объектов и при их зачислении в состав основных средств производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации.
     
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.
     
     Суммы начисленной амортизации по вышеуказанным объектам капитального строительства до момента государственной регистрации и принятия этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств" и учитываются при расчете остаточной стоимости основных средств для целей исчисления налога на имущество после их перевода в состав основных средств.
     
     При начислении амортизации читателям журнала необходимо принимать во внимание нормы Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
     
     При формировании в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, читателям журнала необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденным приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н, п. 28 и 31 которого установлено, что затраты по полученным займам и кредитам, предназначенные для строительства объектов основных средств, не включаются в первоначальную стоимость основных средств и относятся на текущие расходы организации-заемщика при прекращении работ, связанных со строительством объекта основных средств, после срока, превышающего три месяца. Кроме того, если объект основных средств не принят к бухгалтерскому учету в составе основных средств, но на нем начат фактический выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг), то включение затрат по предоставленным займам и кредитам в первоначальную стоимость данного объекта должно быть прекращено с 1-го числа месяца, следующего за месяцем фактического начала эксплуатации.
     

Транспортный налог

     
     С какой даты не подлежат обложению транспортным налогом автотранспортные средства при их продаже: с даты снятия с баланса транспортных средств или с даты их снятия с государственной регистрации в органах Госавтоинспекции МВД России?
     
     Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. При этом вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя, если иное не предусмотрено договором купли-продажи (ст. 224, 458, 489 ГК РФ).
     
     В соответствии со ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство относится к движимому имуществу и при его продаже государственная регистрация прав на это имущество не требуется, поэтому основаниями для снятия и постановки на баланс является выполнение всех условий по договору купли-продажи транспортного средства.
     
     Аналогичное мнение по данному вопросу высказано Верховным Судом Российской Федерации, которым в мотивировочной части решения от 13.08.1999 N ГКПИ 99-566 определено, что право собственности на транспортное средство возникает из сделок дарения, купли-продажи и тому подобных сделок после их заключения и передачи имущества, а не после регистрации транспортного средства органами внутренних дел. Регистрация транспортного средства не является государственной регистрацией имущества в том смысле, который в силу закона порождают права собственности (ст. 164, 223 ГК РФ).
     
     Однако следует отметить, что момент снятия с баланса транспортного средства влияет на обложение транспортных средств налогом на имущество организаций в соответствии с главой 30 НК РФ, поскольку объектом обложения этим налогом является движимое и недвижимое имущество. На основании п. 1 ст. 374 и п. 1 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на имущество признаваемые объектом налогообложения основные средства учитываются по их остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Основанием для снятия с баланса транспортных средств будут являться полная оплата товара и его приемка новым собственником.
     
     Что касается транспортного налога, то в соответствии со ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

     Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы; эти сведения поступают в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
     
     Таким образом, если транспортные средства зарегистрированы на организацию, вне зависимости от передачи их новому собственнику по договору купли-продажи продавец является плательщиком транспортного налога.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что ФАС Уральского и Дальневосточного округов (постановления от 06.05.2002 по делу N Ф09-906/02-АК и от 17.01.2001 по делу N Ф03-А16/00-2/2457) рассматривали дела в отношении налога с владельцев транспортных средств, плательщиками которого в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" признавались юридические и физические лица, имеющие транспортные средства, то есть собственники транспортных средств. При этом судами отмечалось, что основанием для уплаты налога с владельцев транспортных средств служит факт наличия транспортных средств у организаций, а не факт регистрации транспортных средств в органах ГИБДД.
     
     Как отмечалось выше, главой 28 НК РФ предусмотрено, что основанием для уплаты транспортного налога служит факт регистрации транспортных средств в органах ГИБДД.