Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц


А.В. Чибисова,

Т.В. Воронова
     

Предоставление социального налогового вычета

     
     В каком порядке производится предоставление социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме затрат на лечение в санаторно-курортном учреждении в случае, если санаторно-курортная путевка приобретена налогоплательщиком через туристическое агентство, осуществляющее свою деятельность на основании заключенных со здравницами агентских договоров? Оплата таких путевок на санаторно-курортное лечение, как правило, производится в кассу турагента, а медицинские услуги оказываются непосредственно в санатории, при этом санаторий не осуществляет расчеты с налогоплательщиком, а рассчитывается с агентом.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде, в том числе за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (согласно перечню лекарственных средств, утверждаемому Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
     
     Социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной за лечение, предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов, в том числе Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, утвержденной приказом Минздрава России N 289 и МНС России N БГ-3-04/256 от 25.07.2001 (далее - Справка).
     
     Выдача налогоплательщику Справки с целью получения социального налогового вычета по затратам на лечение входит в компетенцию медицинских учреждений, оказывающих медицинские услуги. В письме Минздрава России от 12.02.2002 N 2510/1430-02-32 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201" приведен порядок подготовки и выдачи Справки медицинскими учреждениями при санаторно-курортном лечении.
     
     Следовательно, для получения социального налогового вычета налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган Справку по специальной форме, утвержденной в соответствующем порядке. Справка выдается налогоплательщику по его требованию соответствующим санаторно-курортным учреждением, которым была оказана медицинская помощь.
     
     Справка должна подтверждать оплату только определенных услуг, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 и включает следующие услуги населению:
     
     - по диагностике и лечению при оказании скорой медицинской помощи;
     
     - по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации в амбулаторно-поликлинических условиях (включая проведение медицинской экспертизы);
     
     - по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации в условиях стационара (включая проведение медицинской экспертизы);
     
     - по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации в санаторно-курортных учреждениях;
     
     - по санитарному просвещению.
     
     Если санаторно-курортное учреждение реализует путевки через туристические фирмы-посредники, Справка выдается налогоплательщику соответствующим санаторно-курортным учреждением. При этом в Справке отражается только стоимость медицинских услуг без учета комиссионного и агентского вознаграждения, полученного турагентом от продажи путевок.
     

Налогообложение компенсационных выплат и доходов в натуральной форме

     
     Освобождаются ли от уплаты налога на доходы физических лиц выплаты денежной компенсации стоимости санаторно-курортной путевки государственным гражданским служащим, установленные законодательным актом субъекта Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
     
     Статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
     
     В ст. 165 ТК РФ приведены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей (например, при направлении в служебные командировки, при переезде на работу в другую местность, при исполнении государственных или общественных обязанностей, при совмещении работы с обучением и т.д.), а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
     
     Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Статья 4 Закона N 79-ФЗ предусматривает единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 52 Закона N 79-ФЗ гражданским служащим гарантируется отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.
     
     Какие-либо иные компенсационные выплаты, в том числе на лечение, Законом N 79-ФЗ работникам органов государственной власти субъекта Российской Федерации не предусмотрены.
     
     В связи с этим дополнительные выплаты для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих в виде компенсации стоимости санаторно-курортных путевок, установленные законодательным актом субъекта Российской Федерации, не могут рассматриваться в качестве компенсационных выплат, поскольку они не определены как компенсационные выплаты ТК РФ и Законом N 79-ФЗ.
     
     Таким образом, денежная компенсация стоимости санаторной путевки, выплачиваемая государственным гражданским служащим и муниципальным служащим, учитывается при определении налоговой базы и облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.
     
     Подлежит ли включению в налоговую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц стоимость расходов на проезд командированного работника на такси до места назначения и обратно?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
     
     При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в том числе фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения и пересадок.
     
     Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     Подпунктом 1 п. 2 ст. 211 НК РФ определено, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
     
     Учитывая, что работник организации пользуется такси для выполнения должностных обязанностей, а не в личных целях, а также то, что ст. 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, стоимость расходов организации-работодателя по оплате услуг такси не подлежит включению в налоговую базу работника при наличии распоряжения руководителя организации либо соответствующего локального акта организации.
     

Особенности исчисления налоговой базы

     
     Банк, действуя в качестве брокера, совершает для физических лиц - резидентов Российской Федерации на бирже операции по купле-продаже и по погашению корпоративных облигаций с купонным доходом. В каком порядке осуществляется расчет налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц при частичном погашении корпоративных облигаций?
     
     В соответствии с п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются согласно ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса, признаются налоговыми агентами, обязанными исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
     
     Согласно ст. 816 Гражданского кодекса Российской Федерации облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.
     
     Следовательно, доходы, полученные физическими лицами в виде процентов (купонов) по корпоративным облигациям, облагаются налогом на доходы физических лиц эмитентом облигаций или лицом, уполномоченным эмитентом представлять его интересы в порядке, предусмотренном ст. 29 НК РФ.
     
     Если физическое лицо передает облигации в номинальное держание юридическому лицу по договору брокерского обслуживания и это юридическое лицо не является уполномоченным представителем эмитента, то в обязанности юридического лица не входит исчисление налога на доходы физических лиц с доходов в виде процентов по корпоративным облигациям.
     
     При получении физическим лицом доходов в виде выплаты в погашение облигаций объект обложения налогом на доходы физических лиц определяется в виде положительной разницы между полученной выплатой и расходами физического лица на приобретение облигаций. При этом исчислять, удерживать и перечислять в бюджет сумму налога на доходы физических лиц может только эмитент облигации, признаваемый в соответствии со ст. 226 НК РФ налоговым агентом.
     
     Следовательно, если банк не является эмитентом облигации, а, действуя в качестве брокера, производит частичное погашение корпоративных облигаций, такое юридическое лицо не производит расчет налоговой базы и исчисление и удержание налога на доходы физических лиц.
     

Начисление пени налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения

     
     Следует ли налоговым органам начислять пени налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, которые перечисляют исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц с работников обособленного подразделения по месту нахождения головной организации?
     
     Налоговые агенты - российские организации, у которых есть обособленные подразделения, обязаны согласно п. 7 ст. 226 НК РФ перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц с работников обособленных подразделений в бюджеты тех субъектов Российской Федерации, где эти обособленные подразделения состоят на налоговом учете. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
     
     Исходя из содержания ст. 75 НК РФ пеня является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм налога в срок, чего в рассматриваемом случае не произошло.
     
     Суммы налога на доходы физических лиц с работников обособленного подразделения, уплаченные в бюджет по месту нахождения головной организации, при условии, что налог зачисляется в один и тот же бюджет, не могут рассматриваться как налоговая недоимка, и начисление пеней налоговому агенту неправомерно.
     

Налогообложение подотчетных средств, выданных физическим лицам

     
     В ходе выездной налоговой проверки установлено, что к авансовым отчетам подотчетных лиц приложены расходные документы на приобретение товарно-материальных ценностей несуществующих организаций. В связи с данными обстоятельствами были проведены мероприятия налогового контроля в виде запросов в налоговые органы. В результате проверки получены подтверждения из налоговых органов, что юридические лица, от имени которых составлены расходные документы на приобретенные товарно-материальные ценности, в действительности не существуют, то есть ИНН, указанные в первичных документах, юридическим лицам не присваивались, в Едином государственном реестре юридических лиц данные организации не зарегистрированы. В связи с этим по взаиморасчетам с организацией, не состоящей на налоговом учете, списаны подотчетные денежные средства по авансовым отчетам. Являются ли списанные суммы доходом подотчетного лица, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц?
     
     При проведении выездной налоговой проверки в организации установлено, что сотрудники, бравшие денежные средства под отчет, в подтверждение произведенных расходов представили документы (накладные, приходные кассовые ордера и т.д.) несуществующих организаций.
     
     В данном случае следует иметь в виду, что налоговое законодательство не возлагает на покупателя обязанность при приобретении товаров (работ, услуг) проверять факт постановки на налоговый учет поставщиков (продавцов) и не связывает отсутствие продавцов товара в реестре налогоплательщиков с невозможностью бухгалтерского учета произведенных расходов организации.
     
     Следовательно, если в организации имеются первичные бухгалтерские документы, подтверждающие расходы сотрудников, а товарно-материальные ценности организацией оприходованы, правовых оснований для включения соответствующих сумм в доход физических лиц не имеется.
     

Представление отчетности о доходах физических лиц

     
     Налогоплательщиком получен доход от сдачи имущества в аренду юридическому лицу. Обязан ли он при подаче в налоговый орган декларации по налогу на доходы физических лиц формы N 3-НДФЛ прилагать справку о доходах по форме N 2-НДФЛ?
     
     В соответствии со ст. 208 НК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов (доходы по операциям с ценными бумагами, доходы индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, и доходы, перечисленные ниже по тексту), в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса, признаются налоговыми агентами, в обязанности которых входят исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата суммы налога, исчисленного по ставкам, установленным ст. 224 НК РФ.
     
     При этом налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
     
     В соответствии со ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и о суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов, а также выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
     
     Согласно ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят следующие категории налогоплательщиков:
     
     - физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
     

     - физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
     
     - физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;
     
     - физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов;
     
     - физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей.
     
     Вышеуказанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Эти налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.
     
     Следовательно, в случае выплаты юридическим лицом физическому лицу дохода от сдачи в аренду имущества, юридическое лицо обязано исчислить, удержать начисленную сумму налога непосредственно из дохода налогоплательщика и представить по истечении налогового периода (календарного года) в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сведения о доходах физического лица и начисленной и удержанной в этом налоговом периоде сумме налога. При этом налогоплательщикам следует иметь в виду, что арендная плата, выплачиваемая физическому лицу - резиденту Российской Федерации, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%. Если налоговым агентом налог удержан у налогоплательщика - физического лица, то у последнего не возникает обязанности по представлению в налоговый орган по месту своего жительства налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны выдать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
     

     В налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц формы N 3-НДФЛ согласно п. 4 ст. 229 НК РФ физические лица должны указывать все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
     
     Правомерно ли налоговый орган отказал физическому лицу в выдаче справки о доходах физического лица за 2005 год формы N 2-НДФЛ, мотивируя отказ тем, что это обязанность налогового агента, который непосредственно выплачивал доходы физическому лицу и удерживал налог на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
     
     Пунктом 3 ст. 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налогах по форме N 2-НДФЛ. Таким образом, обязанность выдачи физическому лицу справки о доходах возложена НК РФ только на налогового агента, а не на налоговые органы.
     
     Расчет налоговой базы производится в форме N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц". Налоговая карточка предназначена для учета налоговыми агентами персонально по каждому налогоплательщику - физическому лицу в том числе результатов перерасчета налоговой базы и суммы налога за прошлые налоговые периоды, произведенного в отчетном налоговом периоде.
     
     Кроме того, в случае перерасчета налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налоговый агент должен представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц в виде новой справки, взамен ранее представленной.
     
     Исходя из вышеизложенного налогоплательщик вправе получить интересующую информацию от налогового агента, который выдает по заявлениям физических лиц справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога.
     

     Одновременно сообщаем, что налоговые органы согласно п. 02.01.012 Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков, утвержденного приказом ФНС России от 02.09.2005 N САЭ-3-25/422@, выдают сведения о доходе физического лица по запросу налогоплательщика согласно информации, полученной налоговым органом от налоговых агентов, только в случае ликвидации юридического лица и (или) при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо при смене гражданства.