Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль


Исчисление авансовых платежей по налогу на прибыль и заполнение декларации по обособленным подразделениям

     
     Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     Согласно ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
     В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 288 НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ), удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств вышеуказанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
     
     Исчисление и уплата суммы налога на прибыль может производиться с 1 января 2006 года исходя из доли прибыли, определенной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое он осуществляет уплату налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации (далее - ответственное обособленное подразделение), уведомив о принятом решении налоговые органы в установленном порядке.
     
     Для расчета удельного веса среднесписочной численности работников необходимо взять либо среднесписочную численность работников, либо сумму расходов на оплату труда. Важно, чтобы выбранный показатель был утвержден в учетной политике организации и не менялся в течение налогового периода.
     
     Порядок расчета среднесписочной численности определен постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50 для заполнения унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения. Налогоплательщики должны брать данный показатель либо за налоговый, либо за отчетный период.
     
     Остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период характеризуется показателем средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу.
     
     Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость вышеуказанных основных средств за отчетный (налоговый) период определяется аналогично порядку, приведенному в п. 4 ст. 376 НК РФ, как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости основных средств на 1-е число каждого месяца отчетного (налогового) периода и 1-е число следующего за отчетным (налоговым) периодом месяца, на количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде, увеличенное на единицу.
     
     В случае ликвидации обособленного подразделения после того, как в налоговые органы представлены декларации по налогу на прибыль организаций (далее - декларация) за последний отчетный период, налогоплательщик вправе подать уточненные декларации, в которых снимаются ежемесячные авансовые платежи по ликвидированному обособленному подразделению, подлежащие уплате в квартале, в котором произошла ликвидация обособленного подразделения. Одновременно на вышеуказанную сумму увеличиваются ежемесячные авансовые платежи по головной организации.
     
     После того как организация снята с учета в налоговом органе в связи с ликвидацией обособленного подразделения, уточненная декларация по данному подразделению также представляется в налоговую инспекцию по месту учета головной организации.
     
     Читателям журнала необходимо иметь в виду, что уточненные декларации не подаются, если за ликвидированное подразделение налог на прибыль уплачивается ответственным обособленным подразделением (либо головной организацией), поскольку данные по ответственному подразделению определяются исходя из совокупности показателей всех обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации.
     
     Декларация составляется нарастающим итогом. Поэтому в Приложении N 5 к Листу 02 декларации суммы авансовых платежей (налога) рассчитываются исходя из налоговой базы по организации в целом без учета налоговой базы ликвидированного подразделения. Величина последней отражена в декларации за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором подразделение было ликвидировано.
     
     Данный показатель отражается в строке 031 Приложения N 5 к Листу 02 декларации, которая заполняется за последующие отчетные периоды (после ликвидации) и текущий год. Именно эта величина используется для дальнейшего расчета показателя строки 050 в Приложениях N 5 к Листу 02, заполняемых по действующим подразделениям.
     
     Разность между показателями строк 030 и 031 Приложений N 5 к Листу 02 декларации должна соответствовать сумме величин по строкам 050 всех Приложений N 5 к Листу 02, заполненных по ликвидированным обособленным подразделениям, то есть Приложений N 5, в которых по строке 002 приведен код "3".
     
     По ликвидированному обособленному подразделению за все следующие после ликвидации отчетные периоды и за текущий налоговый период показатели строк 040, 050, 070, 080 и 090 Приложения N 5 к Листу 02 декларации остаются неизменными. При этом строка 110 Приложения N 5 к Листу 02 декларации за отчетный период после ликвидации подразделения заполняется, если за квартал, в котором было ликвидировано обособленное подразделение, ежемесячные авансовые платежи были начислены и уточненные декларации не были представлены.
     
     Вышеприведенное справедливо только при условии, что за последующие отчетные периоды и за налоговый период по организации в целом величина налоговой базы превышает величину базы за отчетный период до ликвидации обособленного подразделения.
     
     Если по сравнению с предыдущим отчетным периодом, в котором действовали ликвидированные впоследствии обособленные подразделения, налоговая база уменьшится, расчет должен производиться следующим образом. Организация должна сначала определить налоговую базу по ликвидированным обособленным подразделениям исходя из размера долей за последний отчетный период, в котором подразделения действовали. Затем налоговая база должна быть уменьшена на размер уточненной налоговой базы по ликвидированным подразделениям. Оставшаяся налоговая база принимается за 100% и распределяется между организацией без обособленных подразделений и действующими обособленными подразделениями.
     
     Если за последующий отчетный период или за текущий налоговый период организация получит убыток, вся начисленная за этот период сумма авансовых платежей (включая ежемесячные авансовые платежи) должна быть уменьшена. Это касается и доли, приходящейся на ликвидированное обособленное подразделение.
     
     Декларация по ликвидированному в течение налогового периода обособленному подразделению заполняется и в следующие после ликвидации отчетные периоды, а также за текущий налоговый период. Приложение N 5 к Листу 02 декларации по ликвидированному обособленному подразделению включается также в состав декларации, представляемой в налоговый орган по месту учета организации. В строке 002 этого Приложения указывается код "3".
     

Формирование выручки от реализации жилищно-коммунальных услуг в условиях получения организацией ЖКХ бюджетных средств

     
     Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются вышеуказанные цены (тарифы).
     
     Поэтому организации, реализующие услуги населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным тарифам, учитывают выручку за оказанные услуги по государственным регулируемым тарифам.
     
     Средства, полученные вышеуказанными организациями из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования на покрытие сумм превышения расходов над доходами, учитываются в целях налогообложения прибыли организации в составе ее внереализационных доходов, в том числе и в случае, если сумма полученных из бюджета средств больше суммы превышения расходов над доходами.
     

Невозможность начисления амортизации по объектам внешнего благоустройства

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     При строительстве объектов недвижимости, предназначенных для использования их в качестве магазинов, организация создала следующие объекты: асфальтированные территории, подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки и т.д.
     
     Вправе ли организация в целях налогообложения прибыли начислять амортизацию по вышеуказанным объектам?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации следующее амортизируемое имущество: объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты.
     
     Аналогичное положение в отношении начисления амортизации по этим объектам существует и в бухгалтерском учете.
     
     Так, согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, по объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам стоимость не погашается, то есть амортизация не начисляется.
     
     Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1999 N 359, установлен перечень имущества, которое относится к основным фондам.
     
     В соответствии с ОКОФ основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг.
     
     Согласно ОКОФ к основным фондам не относятся приведенные в ситуации объекты внешнего благоустройства (подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для транспорта, тротуары, пешеходные дорожки, газоны и т.д.).
     
     Таким образом, указанные в ситуации объекты, по нашему мнению, относятся к объектам внешнего благоустройства и не подлежат амортизации в целях налогообложения прибыли.
     

Учет сумм комиссии за открытие и обслуживание кредитной линии

     
     В соответствии с подпунктом 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, относятся в том числе расходы на оплату услуг банков.
     
     В составе расходов на оплату услуг банков может быть учтена, в частности, сумма комиссии, взимаемой банком за совершение операций.
     
     В то же время, в случае если комиссия за проведение операций по ссудному счету установлена в процентах от суммы непогашенного кредита, данная комиссия должна включаться для целей налогообложения прибыли в состав расходов в виде процентов по кредиту в порядке, установленном ст. 269 НК РФ. Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 265 НК РФ вышеуказанные суммы учитываются в составе внереализационных расходов.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения прибыли расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного (налогового) периода.
     

Учет расходов на оплату труда

     
     Вправе ли банк учитывать в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, сумму доплаты сотруднику разницы между размером пособия, выплачиваемого из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, и фактическим заработком сотрудника в случае временной нетрудоспособности?
     
     В соответствии с подпунктом 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль уменьшается на расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника согласно законодательству Российской Федерации в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности.
     
     Согласно п. 15 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся, в частности, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, доплаты до фактического заработка сверх сумм, погашаемых страховыми выплатами и выплатами работодателя, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда согласно п. 15 ст. 255 НК РФ.
     

Учет капитальных вложений в арендованное имущество

     
     Общество планирует арендовать торговые площади в торговом комплексе.  В рамках этого договора с согласия арендодателя общество планирует осуществить различные работы, в том числе монтаж гипсокартонных перегородок.
     
     К какому виду работ относятся произведенные затраты арендатора (монтаж подвесного потолка, монтаж гипсокартонных перегородок, витрин, отделка стен, покрытие пола керамической плиткой, монтаж электропроводки и т.п.): к капитальным работам или к ремонту?
     
     К какой амортизационной группе следует отнести гипсокартонные перегородки?
     
     Гражданское законодательство не содержит определений, разграничивающих понятия "модернизация" и "капитальный ремонт". Поэтому организация должна самостоятельно определить, какие конкретно работы она осуществляет на арендованном объекте. Кроме того, организациям следует исходить также из существа договора, заключенного организацией со строительной фирмой (договор на проведение капитального ремонта или на реконструкцию).
     
     В соответствии со ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
     
     Таким образом, капитальный ремонт арендованного имущества производится либо арендодателем, либо арендатором, но за счет средств арендодателя. Порядок проведения капитального ремонта объекта аренды регулируется договором аренды.
     
     В соответствии со ст. 623 ГК РФ если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
     
     Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ с 1 января 2006 года налогоплательщику предоставлено право признавать амортизируемым имуществом также капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.
     
     Таким образом, с 1 января 2006 года капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя в арендованные основные средства в форме неотделимых улучшений, подлежат амортизации и соответственно признаются расходами арендатора в целях налогообложения.
     
     Капитальные вложения арендатора в арендованное амортизируемое имущество в форме неотделимых улучшений, произведенных до 1 января 2006 года, не подлежат амортизации для целей налогообложения.
     
     Амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой Кодекса), используются им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях налогообложения понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. Применительно к этому определению гипсокартонные перегородки не могут быть отнесены к основным средствам и, следовательно, не могут быть признаны амортизируемым имуществом.
     

Учет средств и ресурсов для ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций

     
     В соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов" каждая организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана иметь резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.
     
     В состав каких расходов относятся средства на формирование данного резерва?
     
     Главой 25 НК РФ не предусмотрено создание в целях налогообложения прибыли резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные резервы в случае необходимости формируются и аккумулируются организациями на счетах бухгалтерского учета.
     
     Согласно ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Так, в соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону согласно законодательству Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
     

Учет бонусного товара

     
     Е.В. Евсик,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Как учитывать в целях налогообложения прибыли полученный бонусный товар?
     
     Согласно п. 2 ст. 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
     
     Получение покупателем товара с нулевой ценой означает в целях налогообложения прибыли, что данный товар получен безвозмездно.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже устанавливаемой в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
     
     Таким образом, при получении бонусного товара с нулевой ценой налогоплательщик включает в состав внереализационных доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль, доход в виде безвозмездно полученного имущества, оцененного исходя из рыночной стоимости этого имущества.
     
     Статья 268 НК РФ устанавливает особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения прибыли.
     
     Ввиду того что бонусный товар получен налогоплательщиком по нулевой цене, при его реализации налогоплательщик не вправе уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на рыночную стоимость данного товара.
     

Учет арендной платы за квартиру для проживания командированных работников

     
     Организация арендует квартиру в г. Москве у другой организации по договору аренды имущества для проживания своих работников во время их служебных командировок. Возможно ли отнести к расходам организации в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с арендой квартиры, которая используется работниками в период их служебных командировок?
     
     Подпункт 12 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает в составе расходов на командировки такой вид, как расходы на наем жилого помещения.
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 настоящего Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
     
     Закон N 58-ФЗ внес изменение в абзац четвертый п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которому с 1 января 2006 года под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
     
     Такая редакция определения документально подтвержденных расходов позволяет расходы по аренде квартиры, предназначенной для проживания в ней командированных работников, на основании документов, косвенно подтверждающих факт пребывания в ней данных работников во время командировки (командировочного удостоверения, проездных документов до места командировки и др.), относить к признаваемым при налогообложении прибыли расходам. При этом отметим, что подобные расходы принимаются к налоговому учету в той доле, в которой арендуемая квартира использовалась для проживания в ней командированных работников. Плата за аренду квартиры, исчисленная за то время, когда квартира пустовала, не может быть признана расходом в целях налогообложения прибыли.
     

Учет платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ

     
     Организация является абонентом по договору об очистке сточных вод, сбрасываемых в городской коллектор. В соответствии с лицензией на водопользование организация производит очистку сточных вод, начисляет плату за сброс загрязняющих веществ в пределах временно согласованных нормативов и сверх установленных лимитов.
     
     Сумма платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами рассчитывается в соответствии с Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов, утвержденным постановлением главы администрации области. Вправе ли организация учесть для целей налогообложения прибыли платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ как расходы на приобретение услуг сторонних организаций?
     
     Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденным постановлением главы администрации области, установлены следующие виды платежей:
     
     - за услуги по приему, отведению и (или) очистке сточных вод абонента;
     
     - за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента в пределах временно согласованных нормативов;
     
     - за сверхнормативный сброс абонентом сточных вод и загрязняющих веществ;
     
     - за неразрешенный сброс абонентом сточных вод и загрязняющих веществ.
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения [в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы].
     
     Таким образом, плата за услуги по приему, отведению и (или) очистке сточных вод абонента, взимаемая с налогоплательщика на основании договора, заключенного с организацией, оказывающей такие услуги, в полном объеме относится к материальным расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.
     
     Как следует из вышеприведенной нормы НК РФ, к материальным расходам относятся также платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду.
     
     Кроме того, согласно п. 4 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
     
     Таким образом, к материальным расходам в целях налогообложения прибыли относится только плата за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента в пределах временно согласованных нормативов.
     
     Платежи за сверхнормативный сброс абонентом сточных вод и загрязняющих веществ и за неразрешенный сброс абонентом сточных вод и загрязняющих веществ при налогообложении прибыли не учитываются в составе расходов, уменьшающих полученные доходы.
     

Учет расходов арендатора на коммунальные платежи

     
     В каком порядке признаются в целях налогообложения прибыли расходы арендатора по оплате перевыставленных арендодателем счетов на коммунальные услуги, электроэнергию, услуги связи в отношении арендованного имущества?
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Расходы по содержанию арендованного имущества, используемого арендатором в деятельности, направленной на получение дохода, несет арендатор. Поскольку договоры на оказание коммунальных услуг, услуг связи заключены между арендодателем и соответствующими службами, арендодатель оплачивает выставленные этими организациями счета, а арендатор на основании предъявленных к оплате счетов арендодателя должен полностью или частично возместить эти расходы.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы арендатора по оплате перевыставленных арендодателем счетов на коммунальные услуги, электроэнергию, услуги связи в отношении арендованного имущества признаются в его налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. При этом арендатор должен иметь документы, подтверждающие понесенные им расходы.
     

Амортизация лизингового имущества

     
     По условиям договора лизинга по окончании его действия к лизингополучателю переходит право собственности на лизинговое имущество. При этом имущество учитывается на балансе лизингополучателя.
     
     Начисляется ли у лизингополучателя амортизация по лизинговому имуществу?
     
     Расходами на содержание и эксплуатацию основного средства могут быть расходы на его ремонт, на приобретение электрической энергии, топлива, воды, расходных материалов и т.д.
     
     Для принятия этих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль лизинговое имущество не обязательно должно находиться в собственности лизингополучателя.
     
     Так, согласно ст. 260 НК РФ произведенные арендатором расходы на ремонт основных средств, полученных в аренду, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение вышеуказанных расходов арендодателем не предусмотрено, признаются прочими расходами арендатора.
     
     Данное положение может применяться и в отношении лизингового имущества, полученного по договору финансовой аренды (лизинга).
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся в том числе расходы налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели.
     
     Таким образом, расходы на приобретение электрической энергии, топлива, воды, необходимые для эксплуатации лизингового имущества, при условии его использования в производственной деятельности, даже если это лизинговое имущество не находится в собственности лизингополучателя, относятся к материальным расходам последнего.
     
     Как следует из ситуации, лизинговое имущество амортизировалось лизингодателем, так как учитывалось на его балансе (п. 7 ст. 258 НК РФ).
     
     Таким образом, лизингополучатель может амортизировать объект лизинга, по которому он завершил выплату лизинговых платежей, после перехода к нему права собственности на объект.
     
     При этом в главе 25 НК РФ имеется специальное положение о моменте начала амортизации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации. Согласно п. 8 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию вышеуказанных прав.
     
     Таким образом, лизингополучатель в рассматриваемой ситуации имеет право начислять амортизацию по объекту лизинга, права на который подлежат обязательной государственной регистрации (если лизингополучатель не амортизировал его до этого), с момента документального подтверждения факта подачи документов на государственную регистрацию прав на объект.