Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"


Федеральный закон

от 27.07.2006 N 137-ФЗ

"О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"*1

     _____
     *1 В связи с большим объемом текст официального документа не приводится.

     
     М.Г. Разгулина,
советник налоговой службы II ранга     
     

Общий комментарий

     
     Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) внесены многочисленные изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), целью которых является совершенствование налогового администрирования.
     
     Изменения, внесенные Законом N 137-ФЗ в НК РФ, вступают в силу с 1 января 2007 года. При этом новые положения НК РФ применяются к отношениям, возникшим после 31 декабря 2006 года (п. 5 ст. 7 Закона N 137-ФЗ). Некоторые нормы начнут действовать в более поздние сроки, в частности обязательность досудебного урегулирования споров - с 1 января 2009 года.
     

1. Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах

     
     Согласно поправкам, внесенным Законом N 137-ФЗ в ст. 5 НК РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти о налогах и сборах будут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
     
     Таким образом, после 1 января 2007 года новые формы деклараций, например, по налогу на прибыль могут быть введены в действие с начала календарного года при условии, что они официально опубликованы не позднее 30 ноября предшествующего года.
     
     Сроком вступления в силу нормативного правового акта, определяющего порядок проведения налогового контроля, по всей видимости, должно стать истечение месяца со дня его опубликования.
     

2. Исполнение обязанности по уплате налога

     
     Согласно изменениям, внесенным Законом N 137-ФЗ в ст. 45 НК РФ, налог не будет считаться уплаченным при неправильном указании налогоплательщиком номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, что повлекло неперечисление суммы на соответствующий счет казначейства. Правила заполнения поручений будут установлены Минфином России по согласованию с Банком России.
     
     В то же время в обязанности налоговых органов (ст. 32 НК РФ) включена обязанность информирования налогоплательщиков о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства для уплаты налогов [реквизиты либо их изменения должны сообщаться организациям (их обособленным подразделениям) и индивидуальным предпринимателям при постановке на учет в налоговых органах].
     
     ФНС России должна разработать порядок доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе об изменении реквизитов счетов для уплаты налога.
     
     Кроме того, вводится специальная процедура действий налогоплательщика, обнаружившего ошибку, допущенную при заполнении поручения. Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в данном случае речь идет о состоявшемся зачислении средств в бюджетную систему, но на другой счет казначейства или в связи с иным основанием, например при заполнении поручения организация указала свой статус - "налогоплательщик", а следовало указать - "налоговый агент".
     
     В подобных ситуациях налогоплательщик подает в налоговый орган заявление. При этом может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Налоговый орган вправе потребовать от банка документы о перечислении налогоплательщиком налогов (копии платежных поручений). Все вышеуказанные действия направлены на уточнение платежа налогоплательщика, которое оформляется соответствующим решением налогового органа. На основании такого решения налоговый орган осуществляет перерасчет начисленных пеней.
     
     В течение налогового периода может быть предусмотрена уплата авансовых платежей - предварительных платежей по налогу (ст. 58 НК РФ), которая производится в том же порядке, что и уплата налога. Из буквального прочтения Закона N 137-ФЗ следует, что независимо от того, в каком порядке производится исчисление авансовых платежей, за их несвоевременную уплату будут начисляться пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты.
     
     Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.07.2002 N 200-О, закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, то есть до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного в течение бюджетного года поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.
     
     В п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъясняется, что по смыслу п. 1 ст. 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
     
     В соответствии со ст. 52-55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
     
     При рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судебная практика исходит из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ*1.
     _____
     *1 Согласно п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ. В силу п. 1 ст. 122 НК РФ штраф подлежит взысканию с налогоплательщика в случае неуплаты или неполной уплаты им сумм налога. Поскольку в ст. 122 НК РФ прямо указывается на наступление ответственности в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога, то в рассматриваемой ситуации ответственность налогоплательщика не может быть применена.
     
     Норма о непривлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение порядка исчисления или уплаты авансовых платежей закреплена Законом N 137-ФЗ в ст. 58 НК РФ.
     
     Обязанность по уплате авансовых платежей с предполагаемого дохода или дохода за предыдущий период не в полной мере согласуется с требованием исчисления налога на основе налоговой базы, что, в частности, влечет невозможность начисления пени.
     
     Уплата налога будет производиться только в рублях в наличной или безналичной форме.
     
     Читателям журнала необходимо обратить внимание на то, что наличная форма уплаты предусмотрена исключительно для налогоплательщиков (налоговых агентов), являющихся физическими лицами, в том числе индивидуальных предпринимателей.
     
     Способами наличной уплаты является внесение денежных средств в организацию почтовой связи либо в кассу местной администрации.
     
     Форма квитанции, подтверждающей прием денежных средств, будет утверждена ФНС России.
     
     Принятые денежные средства подлежат перечислению в бюджетную систему в течение пяти дней со дня их приема.
     
     Статья 58 НК РФ устанавливает обязанности местной администрации, организации почтовой связи по приему и перечислению денежных средств в счет уплаты налогов. При этом из НК РФ исключено упоминание о сборщиках налогов.
     
     Срок предоставления отсрочки или рассрочки согласно изменениям, внесенным в НК РФ Законом N 137-ФЗ, увеличен с шести месяцев до одного года. По решению Правительства РФ может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года (ст. 64 НК РФ).
     
     В качестве основания для предоставления отсрочки (рассрочки) признано утверждение арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления.
     
     Возможность изменения срока уплаты налога в форме налогового кредита отменена.
     
     Зачет сумм излишне уплаченных или взысканных налогов станет возможным по видам налогов - федеральные, региональные, местные (в настоящее время - в части соответствующего бюджета). Это вызвано организованным в налоговых органах порядком ведения учета поступлений по виду налога в целом без разбивки по бюджетам.
     
     Согласно п. 2 ст. 7 Закона N 137-ФЗ новый порядок проведения зачета или возврата сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов вступает в силу с 1 января 2008 года.
     
     Кроме того, правила проведения зачета или возврата сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов распространены на штрафы. Иными словами, прямо предусмотрено, что излишне уплаченный (взысканный) штраф может быть возвращен налогоплательщику. В то же время налоговый орган вправе направить переплату по налогу в счет погашения задолженности по штрафам.
     

3. Налоговые декларации

     
     Принципиальным нововведением законодателя является установление обязательности представления налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей в электронном виде.
     
     Согласно п. 8 ст. 7 Закона N 137-ФЗ с 2007 года электронный порядок представления деклараций и расчетов будет обязательным для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых на 1 января 2007 года превысит 250 человек. С 2008 года обязаны будут представлять декларации и расчеты в электронном виде налогоплательщики, среднесписочная численность которых на 1 января года превысит 100 человек. Исключение может быть сделано для организаций, сведения о которых отнесены к государственной тайне.
     
     Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12. Порядок расчета среднесписочной численности работников изложен в постановлении Росстата от 03.11.2004 N 50.
     
     Таким образом, если налогоплательщик удовлетворяет установленному критерию, то в течение года он должен представлять декларации и расчеты в электронном виде.
     
     Законом N 137-ФЗ вводится упрощенная форма декларации, представляемая налогоплательщиком при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности. В отличие от "нулевых" деклараций упрощенная форма декларации должна характеризовать исполнение обязанностей по уплате всех налогов, плательщиком которых признаются организация или физическое лицо.
     
     Срок представления упрощенной декларации НК РФ не установлен. Процедура подтверждения факта отсутствия финансово-хозяйственной деятельности также не определена. Данные обстоятельства неизбежно приведут к возникновению споров, в том числе в вопросе привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление декларации.
     
     Норма об упрощенной форме представления декларации может быть реализована только после утверждения вышеуказанной формы приказом Минфина России.
     
     Отметим, что Закон N 137-ФЗ не предусматривает возможность представления упрощенной формы расчетов авансовых платежей.
     
     Законодатель посчитал необходимым включить в НК РФ норму о непредставлении налогоплательщиками, освобожденными от обязанности уплаты отдельных налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, деклараций (расчетов) по этим налогам. С одной стороны, внесенное уточнение создает неясности в применении общих положений НК РФ, например в ситуации, при которой лицо не признается плательщиком налога (освобождено от исполнения обязанности по уплате налога). С другой стороны, не учитываются случаи, при которых лицо не соблюдает требования, предъявляемые к нему в части освобождения его от уплаты налога, и в отношении такого лица нормы о непредставлении деклараций применяться не должны.
     
     Закон N 137-ФЗ закрепляет в ст. 81 НК РФ правоприменительную практику в части содержания такого понятия, как "уточненная (корректирующая) декларация". Внесение изменений в декларацию производится путем представления за соответствующий прошлый налоговый период новой декларации, в которой отражаются обязательства с учетом внесенных изменений.
     
     Кроме того, в целях стимулирования налогоплательщика к представлению уточненных деклараций введено новое основание освобождения его от ответственности. Если уточненная декларация представляется после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности и в случае, если в отношении соответствующего налога была проведена выездная налоговая проверка, не выявившая нарушений. Предварительной уплаты недоимки и пени при этом не требуется.
     

4. Постановка на учет

     
     НК РФ использует при определении структурных частей организации понятие "обособленное подразделение организации", под которым понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
     
     Создание организацией обособленного подразделения приводит к возникновению у организации ряда обязанностей, связанных как с учетом подразделения, так и с порядком исполнения обязанностей по уплате налогов. Организация должна сообщить в течение месяца после создания обособленного подразделения о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения, а также встать на учет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (ст. 23, 83 НК РФ).
     
     Законом N 137-ФЗ скорректирован порядок постановки на учет (снятия с учета) организаций по месту нахождения обособленных подразделений. Если на территории муниципального образования организация уже поставлена на учет по любому из оснований, предусмотренных НК РФ, то самостоятельная постановка на учет организацией не проводится. Налоговый орган поставит ее на учет на основании сообщения о создании обособленного подразделения, направленного организацией в порядке выполнения требований ст. 23 НК РФ.
     
     Напомним, что согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному основанию.
     
     Если на территории муниципального образования расположено несколько налоговых органов, то с 2007 года организация, в состав которой входят обособленные подразделения, созданные на территории такого муниципального образования, самостоятельно определяет место постановки на учет по месту нахождения одного из своих обособленных подразделений.
     
     Если в отношении обособленного подразделения организации проводится выездная налоговая проверка, то снятие организации с учета по месту нахождения обособленного подразделения производится не ранее окончания проверки.
     
     В то же время проведение проверки не препятствует осуществлению процедуры снятия организации с учета в случае ее ликвидации или реорганизации.
     

5. Ответственность налогоплательщика

     
     Налоговый орган может осуществлять постановку на учет налогоплательщика самостоятельно без участия налогоплательщика. Ответственность за непостановку налогоплательщика на учет возникает только в случае нарушения налогоплательщиком обязанности по самостоятельной постановке на учет. Действующая редакция ст. 83 НК РФ не содержит норм, регулирующих сроки подачи заявления о постановке на учет по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Поэтому привлечение налогоплательщика к ответственности на основании действующей редакции ст. 116 НК РФ возможно только в случае нарушения организацией срока постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
     
     После исключения Законом N 137-ФЗ отсылки в ст. 116 на ст. 83 НК РФ налоговый орган может привлечь налогоплательщика к ответственности за нарушение постановки на учет в случаях, установленных частью второй Кодекса.
     
     В главу 16 НК РФ перенесена статья из главы 29 НК РФ об ответственности плательщиков налога на игорный бизнес за нарушение порядка регистрации объектов обложения этим налогом (п. 7 ст. 366 НК РФ).
     
     Обязанности банков по исполнению поручений налогоплательщика и налогового органа на перечисление налога за счет денежных средств налогоплательщика установлены ст. 60 НК РФ.
     
     Ответственность в виде пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки закреплена ст. 133 НК РФ за нарушение срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а п. 1 ст. 135 НК РФ - за нарушение срока исполнения поручения налогового органа.
     
     Налоговым органам предоставлено право взыскивать с банка сумму налога, не перечисленного по поручению клиента-налогоплательщика, и соответствующих пеней за счет денежных средств банка в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки, а за счет иного имущества - в судебном порядке (п. 4 ст. 60 НК РФ).
     
     Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить сумму налога и уплатить соответствующие пени.
     
     Закон N 137-ФЗ исключил из ст. 60 НК РФ упоминание о соответствующих пенях, а в ст. 133 и 135 НК РФ наименование платежа приведено в соответствие с его содержанием: слово "пени" заменено словом "штрафы".
     
     Таким образом, в результате поправок, внесенных Законом N 137-ФЗ, за неисполнение поручений на перечисление налога с банка будет взыскиваться штраф в том же порядке, что и с других организаций.
     
     Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа), признается Законом N 137-ФЗ новым основанием, при наличии которого на сумму соответствующей недоимки пени не начисляются.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что в качестве источника разъяснений назван также и налоговый орган. Аналогичное дополнение внесено в подпункт 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. Иными словами, обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, признано выполнение им разъяснений, полученных в том числе и от налоговых органов.
     
     В то же время поправками, внесенными Законом N 137-ФЗ в часть первую НК РФ, введено условие освобождения налогоплательщика от начисления пени и применения ответственности. Согласно Закону N 137-ФЗ вышеуказанное освобождение не применяется, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком. Следовательно, налогоплательщик, который руководствовался разъяснениями уполномоченных органов, при возникновении спора должен будет представлять подтверждение полноты и достоверности информации, указанной им в запросе.
     
     Положения п. 8, введенного Законом N 137-ФЗ в ст. 75 НК РФ, касающиеся неначисления пени, будут применяться в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 года.
     

(Продолжение следует)