Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

     
     К.В. Залата,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Что должно указываться в полях "ИНН плательщика" и "КПП плательщика" в платежных документах на перечисление налогов в случае, если у нескольких бюджетных организаций отсутствуют расчетные счета, а бухгалтерский и налоговый учет по ним осуществляется единой централизованной бухгалтерией?
     
     В соответствии с подпунктом “в” п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее - Закон N 129-ФЗ) руководители организации в зависимости от объема учетной работы могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.
     
     Централизованные бухгалтерии должны обеспечить раздельное ведение бухгалтерского учета, своевременное составление и представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности за каждое бюджетное учреждение. Платежные поручения на перечисление налогов составляются централизованными бухгалтериями раздельно по каждому обслуживаемому учреждению либо содержат информацию о суммах, перечисляемых по каждому обслуживаемому учреждению.
     
     Оформление централизованной бухгалтерией платежных поручений на уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н “Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации” и по каждому налогоплательщику (в том числе бюджетной организации) отдельно.
     
     В случае отсутствия у бюджетных организаций расчетных счетов централизованная бухгалтерия при оформлении расчетных документов в полях “ИНН плательщика” и “КПП плательщика” должна указывать соответственно ИНН и КПП бюджетной организации, которые присвоены ей в установленном порядке, а в поле “Плательщик” - наименование центральной бухгалтерии, которой открыт счет в банке для учета операций со средствами федерального бюджета, с которого будут списаны денежные средства.
     
Е.В. Евсик,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

     Организация является арендодателем офисных помещений и организует доставку горячего питания для своих арендаторов. При этом организация несет затраты только по доставке такого питания. Арендаторы же оплачивают стоимость приобретаемого питания. Может ли организация учесть в целях налогообложения прибыли расходы по оплате такой доставки?
     
     Согласно п. 16 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
     
     Как следует из ситуации, организация за свой счет производит доставку горячего питания для сотрудников организаций-арендаторов, которые не осуществляют возмещение понесенных ею расходов.
     
     В целях налогообложения прибыли такая доставка горячего питания является безвозмездно оказанной услугой и расходы, связанные с такой услугой, не могут быть признаны в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
     

Об обложении налогом на прибыль негосударственных пенсионных фондов

     
     С.А. Яковлева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Включает ли негосударственный пенсионный фонд при заполнении строки 120 Листа 06 декларации по налогу на прибыль сумму остатков страховых резервов, сформированных на 1 января 2002 года, а также суммы страховых резервов?
     
     В соответствии со ст. 295 НК РФ доходы негосударственных пенсионных фондов определяются раздельно по доходам, полученным от размещения пенсионных резервов, доходам, полученным от инвестирования пенсионных накоплений, и по доходам, полученным от уставной деятельности указанных фондов.
     
     В соответствии с п. 14.2 Раздела ХIV Приложения N 2 к приказу Минфина России от 07.02.2006 N 24н “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения” (далее - Декларация) по строке 120 Листа 06 Декларации отражается сумма размещенных пенсионных резервов за отчетный (налоговый) период, а также остатки страхового резерва, сформированного на 1 января 2002 года, подлежащие инвестированию самостоятельно негосударственным пенсионным фондом или через доверительного управляющего в отчетном (налоговом) периоде.
     
     При определении показателя размещенных пенсионных резервов по итогам отчетного (налогового) периода, отраженного по строке 120 Листа 06 Декларации, показывается сумма размещенных пенсионных резервов, за исключением дохода, размещенного (распределенного по решению совета фонда) по солидарным пенсионным счетам за отчетный (налоговый) период.
     
     Федеральным законом от 10.01.2003 N 14-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах”“ (далее - Закон N 14-ФЗ) внесены изменения и дополнения в п. 2 ст. 18 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”, где предусмотрено, что пенсионные резервы включают резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв.
     
     Исходя из вышеизложенного негосударственный пенсионный фонд при заполнении Листа 06 Декларации отражает по строке 120 сумму размещенных им пенсионных резервов за отчетный период, включающую остатки страхового резерва, сформированного на 1 января 2002 года, а также страховые резервы, сформированные начиная с момента вступления в силу Закона N 14-ФЗ, за исключением дохода, размещенного (распределенного по решению совета фонда) по солидарным пенсионным счетам за отчетный (налоговый) период.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Каким образом может быть возмещена сумма НДС, уплаченная в бюджет в 2004 году с аванса, поступившего в счет предстоящего оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке в размере 0 %, если в момент оказания услуг в 2005 году организация переведена на уплату единого налога на вмененный доход по этому виду деятельности?
     
     Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации, являющиеся плательщиком единого налога на вмененный доход, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
     
     На основании п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных при получении авансовых платежей в счет оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке в размере 0 %, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса, и отдельной налоговой декларации, в которой отражаются операции, подлежащие налогообложению по ставке в размере 0%.
     
     Поскольку оказание услуг, по которым в 2004 году предполагалось применение налоговой ставки в размере 0%, осуществлялось в 2005 году в период применения единого налога на вмененный доход по этому виду деятельности, в отношении сумм НДС, уплаченных по авансовым платежам в 2004 году, вышеуказанный порядок вычетов не применяется. Поэтому при переходе на уплату единого налога на вмененный доход суммы НДС, уплаченные по вышеуказанным авансам, следует списывать за счет чистой прибыли организации.
     
Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Включаются ли в налогооблагаемую базу по НДС бюджетные субсидии на возмещение выпадающих доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением гражданам льгот и субсидий?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектами обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий (субвенций), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям согласно законодательству, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
     
     В связи с этим читателям журнала необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
     
     Кроме того, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату подлежащих обложению НДС услуг, оказываемых льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС. Поэтому сумма НДС должна учитываться при направлении из бюджета организациям вышеуказанных денежных средств в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
     
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Имеет ли право плательщик НДС на вычет сумм налога, уплаченных по товарам, приобретенным им для осуществления своей деятельности у лица, не являющегося плательщиком НДС? При этом счета-фактуры по данным товарам выставлены с указание сумм НДС.
     
     Согласно ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм НДС, является счет-фактура.
     
     На основании п. 3 ст. 169 НК РФ счета-фактуры выставляются только плательщиками НДС.
     
     Таким образом, счета-фактуры, выставленные лицом, не являющимся плательщиком НДС, не могут являться документами, на основании которых принимаются к вычету указанные в них суммы НДС.
     

Об обложении акцизами

     
     Н.А. Нечипорчук,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Должна ли уплачивать акциз организация, осуществляющая оптовую реализацию приобретенной (в том числе по импорту) спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции?
     
     Согласно ст. 179 НК РФ плательщиками акцизов являются лица, совершающие операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ.
     
     В частности, согласно подпункту 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается операция по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров. Таким образом, по товарам, произведенным на территории Российской Федерации, акциз уплачивается производителями этих товаров. Соответственно организация, осуществляющая перепродажу закупленной на территории Российской Федерации парфюмерно-косметической продукции плательщиком акцизов не является.
     
     Что касается закупок подакцизных товаров по импорту, то в соответствии с подпунктом 13 п. 1 ст. 182 НК РФ ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации признается объектом обложения акцизами. Иными словами, при ввозе подакцизных товаров из-за рубежа акциз уплачивается на таможне.
     
     Однако читателям журнала следует обратить внимание на то, что не вся спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция относится к подакцизным товарам.
     
     В частности, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 181 НК РФ не признается подакцизным товаром парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно, а также парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке.
     
     Должна ли организация, реализующая алкогольную продукцию собственного производства со складов, находящихся вне территории ликероводочного завода, начислять акциз при передаче произведенной алкогольной продукции на собственные склады?
     
     Согласно п. 4 ст. 204 НК РФ акциз по подакцизным товарам (за исключением нефтепродуктов) уплачивается по месту производства таких товаров.
     

     Пунктом 5 этой же статьи НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров. В целях главы 22 НК РФ реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также их использование при натуральной оплате.
     
     Согласно п. 2 ст. 195 НК РФ дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе алкогольной продукции.
     
     С учетом изменений, внесенных в главу 22 НК РФ Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации”, с 1 января 2006 года уплата акциза на алкогольную продукцию осуществляется ее производителем. При этом дата передачи алкогольной продукции собственному структурному подразделению, осуществляющему ее розничную или оптовую реализацию, датой реализации не признается.
     
     Учитывая вышеизложенное, если завод осуществляет реализацию произведенной алкогольной продукции через свои обособленные структурные подразделения, уплата акциза и представление декларации производятся по месту нахождения завода. При этом по месту нахождения структурных подразделений данной организации-производителя, осуществляющих оптовую или розничную реализацию алкогольной продукции, акциз не уплачивается и декларация не представляется.
     
     Пивоваренный завод заключил с оптовой организацией договор на поставку пива. Согласно этому договору право собственности переходит к покупателю в момент получения указанного товара. В какой момент должен начисляться акциз на пиво?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения являются операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
     
     При этом под реализацией подакцизных товаров в целях исчисления и уплаты акцизов понимаются передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также их использование при натуральной оплате.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 195 НК РФ дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день их отгрузки (передачи). Иными словами, дата фактического перехода права собственности и дата реализации, определяемая в целях исчисления акцизов, могут не совпадать. В частности, и в рассматриваемом случае датой реализации пива является дата его отгрузки налогоплательщиком-производителем, а не дата его получения покупателем.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     И.Н. Ивер,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Ветеран Великой Отечественной войны получил подарок на сумму 8000 руб. Подлежит ли сумма полученного подарка обложению налогом на доходы физических лиц?
     
     С 1 января 2005 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.06.2005 N 71-ФЗ “О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”, в ст. 217 НК РФ добавлен п. 33, согласно которому не подлежат налогообложению в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период, помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Учитывая, что сумма материальной помощи не превышает 10 000 руб., она налогообложению не подлежит.
     
     Члену профсоюзного комитета за счет членских взносов выплачена материальная помощь в размере 5000 руб. и к юбилейной дате вручен подарок на сумму 6000 руб. Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц данная материальная помощь и подарок?
     
     К доходам, не подлежащим налогообложению, отнесены выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюза за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей (п. 31 ст. 217 НК РФ).
     
     Таким образом, материальная помощь и подарок, полученные членом профсоюза за счет членских взносов (независимо от стоимости), не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
     

О специальных налоговых режимах

     
 И.М. Андреев,
 государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Распространяются ли положения абзаца четвертого п. 1 ст. 346.2 НК РФ на сельскохозяйственных товаропроизводителей, передающих на давальческих началах произведенную ими сельскохозяйственную продукцию другим хозяйствующим субъектам для ее промышленной переработки, в случае если данная сельскохозяйственная продукция не прошла первичной переработки?
     
     Положения абзаца четвертого п. 1 ст. 346.2 НК РФ распространяются на всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, независимо от используемого ими способа промышленной переработки данной продукции (хозяйственным способом либо посредством передачи другим хозяйствующим субъектам на основе договора о переработке переданной на давальческих началах сельскохозяйственной продукции первичной переработки).
     
     Данные нормы НК РФ подлежат применению также сельскохозяйственными товаропроизводителями, использующими для последующей (промышленной) переработки произведенную ими сельскохозяйственную продукцию и (или) выращенную ими рыбу, не прошедшую первичной переработки.
     
     Крестьянское (фермерское) хозяйство, ранее созданное в качестве юридического лица, применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     
     Сохранится ли за хозяйством право на дальнейшее применение данного специального налогового режима после прохождения им процедуры перерегистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"?
     
     В соответствии со ст. 346.1 и 346.2 НК РФ плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели [в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ)], перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном главой 26.1 настоящего Кодекса.
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” (далее - Закон N 74-ФЗ), вступившего в силу с 16 июня 2003 года, КФХ представляют собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
     

     КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 5 Закона N 74-ФЗ).
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 МНС России (в настоящее время - ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 года - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию КФХ.
     
     При этом согласно постановлению Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 государственная регистрация КФХ осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона N 74-ФЗ КФХ, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание нормы ст. 5 Закона N 74-ФЗ, КФХ, ранее созданные в качестве юридических лиц, прошедшие перерегистрацию в порядке, предусмотренном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, признаются с момента такой перерегистрации вновь созданными (вновь зарегистрированными) субъектами предпринимательской деятельности.
     
     В связи с этим данные КФХ утрачивают право на дальнейшее применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.3 НК РФ вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, имеют право подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.
     
Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Каков порядок признания расходов по строительству, изготовлению и сооружению основных средств, осуществляемых хозяйственным способом, у организации, применяющей систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 346.5 НК РФ (в ред. от 13.03.2006 N 39-ФЗ) налогоплательщик имеет право уменьшать начиная с 1 января 2007 года доходы на расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств.
     
     Согласно новой редакции п. 5 ст. 346.5 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 4 настоящей статьи Кодекса, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода. При этом вышеуказанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
     
     Читателям журнала следует учитывать, что п. 4 и 5 ст. 346.5 НК РФ (в ред. от 13.03.2006 N 39-ФЗ) вступают в силу с 1 января 2007 года, но их действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
     
     Таким образом, при условии, что оплата (завершение оплаты) сооружения, изготовления основных средств, их ввод в эксплуатацию и подача документов на государственную регистрацию прав на эти основные средства произведены в 2006 году, налогоплательщик будет иметь право учесть затраты на сооружение, изготовление основных средств в составе расходов, однако это будет возможно только после вступления в силу данного положения, то есть после 1 января 2007 года, при расчете единого сельскохозяйственного налога за налоговый период 2006 года.
     
У.В. Бокова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), сдает в аренду собственные здания. Платежи арендаторов - единственный доход организации. Основными расходами организации являются платежи, уплачиваемые сторонним организациям, за уборку территории и вывоз мусора, а также платежи, уплачиваемые санитарно-эпидемиологической службе за дератизацию помещений. Учитываются ли данные расходы в целях налогообложения?
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы по единому налогу учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса (расходы обоснованы и документально подтверждены). Причем перечень вышеназванных расходов является исчерпывающим.
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходами, уменьшающими налоговую базу по единому налогу, признаются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 настоящего Кодекса.
     
     В частности, к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (подпункт 6 п. 1 ст. 254 Кодекса).
     
     К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
     
     По нашему мнению, расходы организации на дератизацию торговых помещений (на оплату услуг санитарно-эпидемиологической службы), направленные на соблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов, могут быть признаны в целях налогообложения.
     
     При этом для соблюдения требования о документальном подтверждении произведенных затрат, указанного в ст. 252 НК РФ, читателям журнала необходимо иметь в виду, что порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.
     
     Расходы по оплате услуг специализированных организаций по уборке и вывозу мусора с территории, которую налогоплательщик предоставляет в аренду, в целях налогообложения не учитываются, поскольку не предусмотрены ст. 254 и п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
     

О налоговой ответственности и обязанности налогоплательщиков

     
     В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     В соответствии с какими законодательными или иными нормативными правовыми актами садоводческие товарищества, являющиеся некоммерческими организациями, обязаны представлять в налоговый орган налоговые декларации по налогу на прибыль, по НДС, по единому социальному налогу?
     
     Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
     
     Статьей 246 НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации. Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по этому налогу, от особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Таким образом, обязанность представлять декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ. Это означает, что некоммерческие организации (в том числе садоводческие товарищества) в соответствии с вышеуказанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы независимо от того, возникает ли у них объект налогообложения или нет.
     
     Пунктом 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
     
     Таким образом, некоммерческие организации (в том числе садоводческие товарищества), у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют в налоговые органы декларации по упрощенной форме только по истечении налогового периода.
     
     Согласно п. 1.2 и 1.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н, зарегистрированным Минюстом России 20.02.2006, регистр. N 7528, в состав этой декларации входят:
     
     - титульный лист декларации;
     
     - Лист 02 “Расчет налога на прибыль организаций” (без приложений);
     
     - Лист 07 “Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования”.
     
     Формы налоговых деклараций по НДС утверждены приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н, зарегистрированным Минюстом России 26.01.2006, регистр. N 7416.
     
     Периодичность представления в налоговые органы налоговой декларации по НДС зависит от выручки, полученной налогоплательщиком за отчетный месяц.
     
     Согласно п. 6 ст. 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., имеют право уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
     
     Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
     
     При отсутствии операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщики представляют налоговую декларацию по НДС в налоговые органы по месту своего учета за налоговый период, установленный п. 2 ст. 163 НК РФ, в составе титульного листа, Разделов 1.1 “Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика” и 2.1 “Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (возмещению из бюджета)” декларации, при заполнении строк и граф Разделов 1.1 и 2.1 декларации ставятся прочерки.
     
     Таким образом, вышеуказанные разделы формы декларации по НДС представляются налогоплательщиками, не ведущими финансово-хозяйственной деятельности (в том числе некоммерческими организациями), один раз в квартал (четыре раза в год).
     
     Некоммерческие организации, у которых возникают обязательства по уплате налога, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета по итогам отчетного (налогового) периода.
     
     Отношения, связанные с освобождением от уплаты единого социального налога с сумм заработной платы, выплачиваемой физическим лицам за счет членских взносов, регулируются ст. 238 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 283 НК РФ до 1 января 2005 года не подлежали обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для вышеуказанных организаций.
     
     Федеральным законом от 24.07.2004 N 70-ФЗ “О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации” подпункт 8 п. 1 ст. 238 НК РФ признан утратившим силу с 1 января 2005 года.
     
     Таким образом, с 1 января 2005 года суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ), подлежат включению в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, и соответственно представление в налоговый орган налоговых деклараций по данному налогу является обязательным.
     
     Могут ли некоммерческие организации, в частности садоводческие некоммерческие товарищества, производить уплату налогов наличными денежными средствами?
     
     В соответствии со ст. 861 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке, а также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
     
     Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не следует из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
     
     Согласно главе 45 ГК РФ открытие счета в банке обусловлено заключением между банком и заинтересованным лицом (клиентом банка) договора банковского счета.
     
     В соответствии со ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случая, если обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
     
     Понуждение юридического лица к заключению договора банковского счета законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
     
     В то же время согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.
     
     Пунктом 3 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что уплата налогов производится в наличной и безналичной форме.
     
     При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.
     
     Однако такое право предоставлено НК РФ только налогоплательщикам или налоговым агентам, являющимся физическими лицами.
     
     Налогоплательщики, являющиеся организациями, в силу п. 2 ст. 45 НК РФ вправе производить уплату налогов только посредством перечисления денежной суммы со своего счета в банке.
     
     При этом положениями письма Банка России N 151-Т, МНС России N ФС-18-10/2 от 12.11.2002 “Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов” налогоплательщикам-организациям прямо запрещено при уплате налогов и сборов вносить в банки наличные денежные средства для их перечисления на счета по учету доходов соответствующих бюджетов минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     При исполнении обязанности по уплате налога в безналичном порядке налогоплательщик вправе использовать единственную предусмотренную НК РФ форму расчетов - расчеты платежными поручениями.
     
     Учитывая вышеизложенное, садоводческие некоммерческие товарищества, являющиеся юридическими лицами, производят уплату налогов денежными средствами в безналичной форме путем направления в банк, в котором открыты счета товарищества, поручения на уплату соответствующего налога.