Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Комментарий к Федеральному закону от 04.11.2005 N 137-ФЗ


Федеральный закон

от 04.11.2005 N 137-ФЗ

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров


Д.Е. Ковалевская,
адвокат

Л.А. Короткова,
юрист

 
     С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон N 137-ФЗ), который внес изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
 
     Законом N 137-ФЗ в том числе внесены изменения:
 
     1) в порядок взыскания сумм недоимки, пени по налогам с индивидуальных предпринимателей;
 
     2) в порядок взыскания сумм санкций за нарушения положений законодательства о налогах и сборах с организаций, индивидуальных предпринимателей;
 
     3) в порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).
 

1. Изменение порядка взыскания сумм недоимки, пеней по налогам с индивидуальных предпринимателей

 
     Порядок бесспорного взыскания налога, пеней, предусмотренный ранее ст. 46, 47 НК РФ только для организаций, распространяется с 1 января 2006 года и на индивидуальных предпринимателей.
 
     До 1 января 2006 года налоговые органы в соответствии со ст. 48 НК РФ для взыскания налога, пеней с индивидуальных предпринимателей были обязаны обращаться в суд.
 
     С 1 января 2006 года обязательный судебный порядок взыскания налога, пеней установлен только для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
 
     В связи с этим положения НК РФ претерпели следующие изменения.
 
     1. Абзац пятый п. 1 ст. 45 НК РФ*1 предусматривает, что взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

      _____

      *1 Здесь и далее номера абзацев, подпунктов, пунктов статей НК РФ (в разделах 1 и 2 настоящего комментария) и Закона N 167-ФЗ (в разделе 3 настоящего комментария), претерпевших изменения и приводимых в редакции Закона N 137-ФЗ, выделены полужирным курсивом.
      
     2. Согласно абзацу шестому п. 1 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
 
     1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
 
     2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.
 
     3. Подпункт 3 п. 2 ст. 47 НК РФ определяет, что в постановлении о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - индивидуального предпринимателя должны приводиться фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства налогоплательщика - индивидуального предпринимателя или налогового агента - индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание.
 
     4. В соответствии с подпунктом 6 п. 5 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - индивидуального предпринимателя производится в том числе в отношении другого имущества, не поименованного в подпунктах 1-5 п. 5 данной статьи Кодекса, за исключением имущества, предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
     5. Абзац второй п. 6 ст. 75 НК РФ устанавливает, что принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
 
     Кроме того, ст. 47 НК РФ дополнена положением, согласно которому постановление о взыскании налога с организации, индивидуального предпринимателя подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа (п. 3).
 
     В соответствии с п. 8 ст. 47 НК РФ положения, предусмотренные данной статьей Кодекса, применяются также при взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
 

     На основании вышеизложенного недоимка и пени взыскиваются налоговыми органами с налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя в бесспорном порядке независимо от суммы задолженности.
 
     Налогоплательщику важно знать порядок бесспорного взыскания налоговыми органами налога, пеней, установленный ст. 46 НК РФ, чтобы удостовериться в правомерности совершенных налоговыми органами действий.
 
     Если налог не уплачен в срок, установленный НК РФ, налоговые органы направляют налогоплательщику в соответствии со ст. 69 и 70 НК РФ требование об уплате налога.
 
     Согласно ст. 70 НК РФ:
 
     - при доначислении налога по результатам выездной налоговой проверки требование должно быть направлено в десятидневный срок с даты вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки;
 
     - во всех иных случаях требование должно быть направлено не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
 
     Необходимо учитывать, что пропуск срока выставления требования, допущенный налоговым органом, не является основанием для изменения порядка исчисления срока на принудительное (судебное) взыскание налога и пеней. Данная точка зрения изложена в п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"*1.

     _____

      *1 Этот и все приводимые далее в комментарии судебные акты основаны на анализе соответствующих статей НК РФ в предыдущей редакции, однако данные разъяснения актуальны и в настоящее время.
      
     В требовании должен быть указан срок его исполнения. Если налогоплательщик не исполняет требование об уплате налога в указанный срок, налоговый орган принимает решение о взыскании налога.
 
     Решение о взыскании налога должно быть принято в срок, не превышающий 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога доводится до сведения налогоплательщика в пятидневный срок.
 
     Если налоговый орган нарушает срок принятия решения, оно считается недействительным и не подлежит исполнению, то есть налоговый орган утрачивает право на бесспорное взыскание налога. Для взыскания налога налоговому органу будет необходимо обращаться в арбитражный суд с иском о взыскании налога.
 
     Срок обращения налогового органа для взыскания налога в арбитражный суд НК РФ не установлен.
 
     В п. 12 постановления ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что заявление о взыскании налога с юридического лица (организации) может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев с момента, с которого налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки во внесудебном порядке.
 
     В постановлении Президиума ВАС РФ от 24.05.2005 N 16159/04 указано, что если налоговый орган не реализовал предоставленные ему полномочия по взысканию долга в принудительном порядке за счет денежных средств, находящихся на счетах организации в банке, то он вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимок в судебном порядке в течение шести месяцев, исчисляющихся с даты, когда налоговым органом было утрачено право на бесспорное взыскание налогов (60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога). Таким образом, течение вышеуказанного срока начинается на следующий день после истечения 60-дневного срока.
 
     Кроме того, постановлением Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 10353/05 разъяснено, что в ст. 47 НК РФ, так же как и в ст. 46 настоящего Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
 
     Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 настоящего Кодекса подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 НК РФ.
 
     Таким образом, налоговый орган, установив, что исполнение решения о взыскании сумм налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, невозможно, должен принять решение о взыскании сумм налога за счет имущества налогоплательщика в течение 60-дневного срока.
 
     В постановлении Президиума ВАС РФ от 19.07.2005 N 853/05 указано, что НК РФ не содержит норм о том, что отзыв налоговым органом инкассовых поручений из банков является обязательным условием принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. В частности, ВАС РФ признал, что одновременное применение двух процедур взыскания может быть признано законным, поскольку механизм взаимодействия налоговых органов и службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов, принятых во исполнение решений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, предусмотренный Методическими рекомендациями по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации, утвержденными приказом Минюста России N 289, МНС России N БГ-3-29/619 от 13.11.2003, создает определенные гарантии налогоплательщикам, направленные на предотвращение излишнего взыскания с них сумм налогов и пеней.
 
     Согласно п. 3.2 вышеуказанных Методических рекомендаций в целях защиты прав должника и приведения действий по принудительному взысканию налогов (сборов), а также пеней в соответствие с законодательством Российской Федерации после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства налоговый орган принимает решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника (приостанавливает действие инкассового поручения, выставленного к счету должника) и в тот же день направляет его в соответствующий банк.
 
     По мнению Президиума ВАС РФ, отзыв инкассовых поручений не является необходимым условием для вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества, а само наличие инкассовых поручений, выставленных к счету налогоплательщика, не может быть основанием для признания этого решения недействительным.
 
     Отметим, что вышеприведенный порядок распространяется и на взыскание пеней и штрафов, взыскиваемых в бесспорном порядке.
 

2. Изменение порядка взыскания сумм санкций за нарушения положений законодательства о налогах и сборах с организаций, индивидуальных предпринимателей

 
     Закон N 137-ФЗ предоставил налоговым органам право самостоятельно, без обращения в арбитражный суд, взыскивать с организаций и индивидуальных предпринимателей налоговые санкции - штрафы.
 
     Это право налоговых органов распространяется на следующие ситуации:
 
     - если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает 5000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению налогового законодательства;
 
     - если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
 
     В связи с этим положения НК РФ претерпели следующие изменения.
 
     1. Подпункты 9 и 11 п. 1 ст. 31 НК РФ содержат указания, что налоговые органы имеют право:
 
     - взыскивать не только недоимки по налогам и сборам и пени, но и штрафы в порядке, установленном НК РФ;
 
     - требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов не только сумм налогов, пеней, но и штрафов.
 
     2. Согласно п. 3 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе обжаловать данное решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, арбитражный суд, приводятся порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.
 
     3. В соответствии с п. 10 ст. 101.1 НК РФ на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате штрафов и пеней. В случае неуплаты или неполной уплаты пеней и штрафов в срок, указанный в требовании, налоговый орган принимает решение о взыскании причитающихся к уплате пеней и штрафов в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46-48 НК РФ.
 
     4. НК РФ дополнен ст. 103.1, которая определяет порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа.
 
     5. Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Обязательность установления вины вступившим в законную силу решением суда исключена.
 
     6. Подпунктом 3 п. 1 ст. 112 НК РФ предусмотрено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. Согласно п. 4 ст. 114 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
 
     7. В соответствии с подпунктом 7 ст. 114 НК РФ налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном НК РФ, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает 5000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а на организацию - 50 000 руб. по аналогичным основаниям.
 
     Если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, превышает 5000 руб. по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а на организацию - 50 000 руб. по аналогичным основаниям, а также если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, то такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке в соответствии с НК РФ.
 
     Учитывая вышеизложенное, если сумма штрафа, взыскиваемая на основании решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, не превышает по каждому неуплаченному налогу за налоговый период с налогоплательщика - индивидуального предпринимателя 5000 руб., а с организации - 50 000 руб., руководитель налогового органа или его заместитель принимает решение о взыскании налоговой санкции.
 
     После принятия решения о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму штрафа, направив ему требование об уплате штрафной санкции, в котором указывается срок для добровольной уплаты штрафа.
 
     Налогоплательщик, получивший требование об уплате штрафной санкции, должен либо оплатить предъявленные ему налоговые санкции, либо обжаловать решение об их взыскании.
 
     При этом налогоплательщик должен совершить данные действия до истечения срока, указанного в требовании. Если налогоплательщик, не уплатив штраф, не предпримет мер по обжалованию решения о взыскании налоговой санкции, оно вступит в законную силу и будет обращено к принудительному исполнению.
 
     Это означает, что в течение пяти дней после вступления в силу данного решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
 
     Необходимо отметить, что принудительное взыскание штрафа осуществляется именно через судебного пристава. Налоговый орган не вправе выставить инкассовое поручение и списать эту сумму с расчетного счета организации (индивидуального предпринимателя).
 
     Если налогоплательщик не согласен со штрафом, то он должен обжаловать решение о взыскании штрафа до его принудительного исполнения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд.
 
     В случае обжалования решения в арбитражный суд вопрос о возможности приостановления его исполнения решается арбитражным судом в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ). Для этого налогоплательщику необходимо подать в арбитражный суд заявление о принятии обеспечительных мер и уплатить государственную пошлину. При этом налогоплательщику необходимо иметь в виду, что судья может отказать в приостановлении исполнения решения.
 
     Если решение о взыскании налоговой санкции обжалуется в вышестоящий налоговый орган, то его исполнение приостанавливается в силу прямого указания закона.
 
     При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик обязан одновременно с подачей жалобы направить ее копию в налоговый орган, вынесший решение.
 
     В соответствии с п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Под датой, с которой начинается исчисление трехмесячного срока, понимается дата, когда налогоплательщику стало известно о принятом решении о взыскании налоговой санкции.
 
     Срок обжалования решения в арбитражный суд также составляет три месяца с момента, когда налогоплательщику стало известно о вынесенном решении (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
 
     Несмотря на то что максимальный срок обжалования решения налогового органа составляет три месяца, налогоплательщику следует обжаловать это решение до истечения срока, установленного в требовании об уплате штрафа, поскольку, если штраф будет взыскан, а в последующем вышестоящим налоговым органом или арбитражным судом решение о взыскании штрафа будет отменено, вернуть налогоплательщику взысканную сумму штрафа будет почти нереально, так как порядок возврата взысканных штрафов в настоящее время НК РФ не урегулирован.
 
     Если сумма штрафа, взыскиваемая на основании решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, превышает по каждому неуплаченному налогу за налоговый период с налогоплательщика - индивидуального предпринимателя 5000 руб., а с организации - 50 000 руб. или штраф взыскивается с физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем, то такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке.
 
     При этом налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму штрафа, направив ему требование об уплате штрафной санкции, в котором указывается срок для добровольной уплаты штрафа.
 
     Если налогоплательщик, получивший такое требование об уплате штрафной санкции, не оплачивает предъявленные ему налоговые санкции в установленные в требовании сроки, налоговый орган обращается в соответствующий суд (при взыскании штрафа с организации, индивидуального предпринимателя - в арбитражный суд, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции) с заявлением о взыскании налоговой санкции.
 
     Хотелось бы обратить внимание читателей журнала на следующие обстоятельства.
 
     Превышение предела по сумме должно иметь место у организации по одному налогу по итогам одного налогового периода. Если по одному налогу по итогам одного периода штраф будет определен в сумме свыше 50 000 руб., а по итогам следующего - менее 50 000 руб., в судебном порядке будет подлежать ко взысканию только сумма штрафа свыше 50 000 руб., а вторая сумма будет взыскиваться в бесспорном порядке.
 
     Применение в судебном порядке ответственности по иным основаниям, кроме ответственности за неуплату налога, например, в связи с уклонением от постановки на учет в налоговом органе, за нарушение срока представления сведений об открытии счета в банке, за непредставление налоговой декларации, за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, за непредставление налоговому органу документов, сведений и т.д., возможно только в случае, если сумма штрафа по каждому основанию превышает установленный законом предел.
 
     Учитывая вышеизложенное, во внесудебном порядке будут подлежать взысканию с организации санкции согласно п. 1 и 2 ст. 116, п. 1 ст. 118, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 129.1 НК РФ.
 
     Таким образом, фактически с организации могут быть взысканы в судебном порядке штрафы, исчисляемые в процентном отношении от неуплаченных сумм налога, от полученного дохода, и только при условии, что сумма штрафов по каждому основанию будет превышать 50 000 руб. Так, например, штраф на основании ст. 122 НК РФ может быть взыскан в судебном порядке в случае, если сумма недоимки по итогам налогового периода составит более 250 000 руб.
 

3. Изменение порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа ПФР

 
     Закон N 137-ФЗ предоставил право территориальным органам ПФР взыскивать недоимку по страховым взносам, пени и штрафы, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5000 руб., а в отношении юридических лиц (организаций) - 50 000 руб.
 
     Ранее в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществлялось органами ПФР только в судебном порядке.
 
     С 1 января 2006 года положения Закона N 167-ФЗ претерпели следующие изменения.
 
     1. Статья 25 Закона N 167-ФЗ содержит положения, указывающие на то, что контроль за исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, которые передают соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах задолженности и документы, подтверждающие наличие задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления данной задолженности.
 
     Данная норма предусматривает, что если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5000 руб., а в отношении юридических лиц - 50 000 руб., то взыскание с налогоплательщика недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами ПФР.
 
     Если размер причитающейся к уплате суммы в отношении вышеназванных лиц превышает соответственно 5000 руб. и 50 000 руб., взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами ПФР в судебном порядке.
 
     Недоимка по страховым взносам, пени и штрафы взыскиваются территориальными органами ПФР в судебном порядке, если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.
 
     2. Закон N 167-ФЗ дополнен ст. 25.1, которая устанавливает порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа ПФР.
 
     3. Статья 31 Закона N 167-ФЗ предусматривает право страхователя или застрахованного подать заявление по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, которое рассматривается органом страховщика в течение одного месяца со дня получения этого заявления. О принятом решении орган страховщика обязан сообщить заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. Если страхователь или застрахованное лицо не согласно с принятым органом страховщика решением, спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде.
 
     Порядок взыскания недоимки, пеней и штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на основании решения территориального органа ПФР установлен ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ.
 
     Процессу взыскания недоимки, пеней и штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование предшествует передача налоговым органом соответствующему территориальному органу ПФР сведений о суммах задолженности по плательщикам взносов, а также документов, подтверждающих наличие указанной задолженности.
 
     Данная информация и документы должны быть представлены территориальному органу ПФР в течение двух месяцев со дня выявления задолженности по взносам в ПФР.
 
     Территориальный орган ПФР направляет страхователю в трехмесячный срок со дня поступления вышеуказанных сведений требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое должно быть составлено по форме, утвержденной Минфином России по согласованию с ПФР, и должно содержать, помимо прочих обязательных сведений, перечисленных в п. 2 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ, срок его исполнения. Требование вручается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или индивидуальному предпринимателю лично под расписку или направляется по почте заказным письмом.
 
     Если страхователь добровольно не уплатит недоимку, пени и штраф в срок, указанный в требовании, территориальный орган ПФР принимает решение о принудительном взыскании сумм, причитающихся к уплате. Данное решение принимается руководителем территориального органа ПФР или его заместителем и доводится до сведения страхователя в срок не  позднее пяти дней после вынесения решения.
 
     Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть составлено по форме, утвержденной Минфином России по согласованию с ПФР, и содержать, помимо прочих обязательных сведений, перечисленных в п. 8 и 12 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ, срок, в течение которого плательщик вправе обжаловать данное решение в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд, а также наименование вышестоящего органа страховщика, его местонахождение.
 
     Если страхователь, не уплатив недоимку по страховым взносам, пеням и штрафам, не предпримет мер по обжалованию решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, то в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующее постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
 
     Если налогоплательщик не согласен с недоимкой по страховым взносам, пеням и штрафам, то он должен вовремя предпринять действия по обжалованию решения до его принудительного исполнения.
 
     Обжаловать решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов можно в  вышестоящий орган страховщика (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд.
 
     В случае обжалования вышеуказанного решения в арбитражный суд вопрос о возможности приостановления его исполнения решается арбитражным судом в порядке, установленном АПК РФ. Для этого налогоплательщику необходимо подать в арбитражный суд заявление о принятии обеспечительных мер и уплатить государственную пошлину.
 
     Если решение о принудительном взыскании сумм, причитающихся к уплате, обжалуется в вышестоящий орган страховщика, исполнение данного решения приостанавливается в силу прямого указания закона.
 
     При подаче жалобы в вышестоящий орган страховщика страхователь обязан одновременно с подачей жалобы направить ее копию в территориальный орган ПФР, вынесший решение.
 
     Как уже указывалось выше, наименование и местонахождение вышестоящего органа страховщика, в который может быть обжаловано решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также срок его обжалования указываются в решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Срок для обжалования этого решения исчисляется со дня, когда страхователю стало известно о вынесении такого решения. О времени и месте рассмотрения жалобы соответствующий орган ПФР обязан известить страхователя за 10 дней.
 
     Срок обжалования решения в арбитражный суд составляет три месяца с момента, когда страхователю стало известно о вынесенном решении (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
 
     Если сумма недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов превышает с индивидуального предпринимателя 5000 руб., а с организации - 50 000 руб. либо страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, то такая сумма недоимки, пени и штрафа взыскивается в судебном порядке.
 
     Необходимо отметить, что в Законе N 137-ФЗ содержатся указания на то, что поданные в соответствии с главой 26 АПК РФ и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу данного Закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании этого Закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа ПФР, подлежат рассмотрению в соответствии с АПК РФ.
 

4. Применение Закона N 137-ФЗ

 
     Вопрос о порядке применения положений Закона N 137-ФЗ в переходный период, а также некоторые вопросы, связанные с новым порядком взыскания сумм задолженностей, пеней и штрафов, рассмотрен Президиумом ВАС РФ в информационном письме от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137_ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"" (далее - Информационное письмо N 105).
 
     В п. 1 Информационного письма N 105 Президиумом ВАС РФ разъяснено, что при обращении налоговых органов, территориальных органов ПФР в арбитражные суды после 31 декабря 2005 года с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом N 137-ФЗ взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом на основании п. 1 части 1 ст. 129 АПК РФ.
     
     Президиум ВАС РФ указал, что в случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании
п. 1 части 1 ст. 150 АПК РФ.
 
     При этом согласно п. 3 Информационного письма N 105 поданные в арбитражный суд до 1 января 2006 года в соответствии с главой 26 АПК РФ заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании Закона N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа ПФР во внесудебном порядке, если они не рассмотрены арбитражным судом до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ, подлежат рассмотрению арбитражным судом с учетом положений ст. 114 АПК РФ в порядке, установленном главой 26 АПК РФ.
 
     В п. 2 Информационного письма N 105 указано, что отсутствие утвержденных Минфином России по согласованию с ПФР форм требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в период с 1 января 2006 года до момента их утверждения не является основанием для обращения территориальных органов ПФР в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые согласно Закону N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению указанных органов во внесудебном порядке.
 
     В п. 4 Информационного письма N 105 разъяснено, что по смыслу ст. 101 и 103.1 НК РФ решение о взыскании налоговой санкции выносится на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения и фактически является частью решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.
 

     Президиум ВАС РФ указал, что обжалование решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) означает обжалование в том числе решения о взыскании налоговой санкции и влечет обязательное приостановление исполнения решения о взыскании налоговой санкции.
 
     Однако решение о привлечении  налогоплательщика  (иного лица) к ответственности за  совершение  налогового  правонарушения  может  предусматривать не только налоговые санкции в виде штрафа, подлежащего уплате, но и взыскание недоимки по налогу и пени.
 
     В то же время обязательное приостановление взыскания недоимки и пеней в случае обжалования решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган действующим законодательством не предусмотрено.
 
     В связи с этим читателям журнала необходимо учитывать следующее.
 
     Согласно общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 141 НК РФ, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Только в случае, если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, он вправе на основании положений п. 2 ст. 141 НК РФ полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.
 
     Таким образом, при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) на решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения заявителю следует просить налоговый орган о приостановлении исполнения данного решения в части взыскания недоимки и пеней.
 
     В п. 4 Информационного письма N 105 также разъяснено, что при обжаловании в арбитражный суд решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения арбитражный суд (в отличие от вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу) не обязан, но может приостановить исполнение решения на основании части 3 ст. 199 АПК РФ*1 с учетом положений главы 8 настоящего Кодекса.

     _____

      *1 Применение положений части 3 ст. 199 АПК РФ разъяснено Президиумом ВАС РФ в информационном письме от 13.08.2004 N 83  "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
      
     В п. 5 Информационного письма N 105 отмечено, что полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в рамках Закона N 167-ФЗ наделены лишь территориальные органы ПФР. Налоговые органы такими полномочиями не обладают.
 
     В п. 6 Информационного письма N 105 указано, что привлечение налогоплательщика к ответственности на основании положений п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125_ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 НК РФ, включая вступившие в силу с 1 января 2006 года положения о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа.
 
     Таким образом, санкции за нарушения, указанные в п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на страхователя (индивидуального предпринимателя), не превышает 5000 руб., а на страхователя (организацию) - 50 000 руб., взыскиваются на основании решения руководителя (его заместителя) страховщика во внесудебном порядке.
 
     Недоимка и пени по страховым взносам взыскиваются страховщиком со страхователя согласно п. 6 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ с физического лица в судебном порядке, а с юридического лица - на основании решения страховщика о взыскании во внесудебном порядке недоимки и пеней.
 
     В п. 7 Информационного письма N 105 обращено внимание судов на то, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушение, предусмотренное частью 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", следует исходить из прямого указания, содержащегося в ст. 17 этого Федерального закона, на то, что взыскание этих сумм производится органами ПФР в судебном порядке.
 
     Необходимо отметить, что частью 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена ответственность страхователя, в том числе физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также за представление неполных и (или) недостоверных сведений. К страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся за отчетный год платежей в ПФР.