Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Общество привлекает стороннюю организацию для создания сайта в Интернете. Договором предусмотрено, что авторские права на произведенные разработки и на продукцию в рамках договора принадлежат обществу. В то же время документов, подтверждающих исключительные права на сайт, у общества не имеется.
     
     Является ли созданный сайт нематериальным активом и в каком порядке учитываются расходы, связанные с созданием сайта, для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в целях налогообложения прибыли нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
     
     Для признания нематериального актива необходимо наличие у него способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности [в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака].
     
     Таким образом, для учета сайта как нематериального актива у организации должны быть документы, подтверждающие существование нематериального актива и исключительного права на него, а сайт должен способствовать получению дохода, его стоимость должна превышать 10 000 руб., и он должен эксплуатироваться свыше 12 месяцев.
     
     Если организации не принадлежат исключительные права на созданный программный комплекс, а на сайте размещается рекламная информация о деятельности организации, то в этом случае затраты по созданию сайта учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на рекламу согласно п. 4 ст. 264 НК РФ.
     
     Что признается первоначальным вкладом участника в уставный капитал ООО, учитываемым при выходе данного участника из ООО или при ликвидации последнего, для целей применения подпункта 4 п. 1 ст. 251 НК РФ?
     

     Как следует рассматривать полученный при выходе из состава ООО доход - как доходы от реализации или как внереализационный доход?
     
     В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" для участника ООО четко разграничены две различные хозяйственные операции: выход из общества (в этом случае речь идет о действительной стоимости доли) и продажа (реализация) своей доли обществу или третьим лицам.
     
     Согласно подпункту 5 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
     
     В смысле вышеуказанной нормы под первоначальным взносом подразумевается взнос участника в уставный капитал ООО при его учреждении.
     
     В соответствии с подпунктом 4 ст. 1 ст. 251 НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) с 1 января 2006 года при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
     
     Соответственно согласно п. 3 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество.
     
     По нашему мнению, под вкладом (взносом) участника хозяйственного общества, полученным при его выходе из общества или при ликвидации общества, следует понимать взносы в уставный капитал общества (как при его учреждении, так и при увеличении его уставного капитала) или в случае приобретения доли у других участников. Вклады участников в имущество общества в рассматриваемую категорию вкладов в уставный капитал не входят.
     
     Доходы участника общества, полученные сверх суммы вклада при выходе из общества, увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль. Убыток, полученный участником при выходе из общества (в случае превышения стоимости вклада в уставный капитал над действительной стоимостью доли), не признается убытком, учитываемым для целей налогообложения.
     

     Согласно п. 2 ст. 277 НК РФ при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).
     
     Доходы в виде имущества, полученного при распределении между участниками ООО в связи с его ликвидацией, признаются согласно п. 2 ст. 248 НК РФ безвозмездно полученными и учитываются в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса в составе внереализационных доходов.
     
     В аналогичном порядке учитываются доходы, полученные участником ООО при выходе из общества, то есть доходы, полученные сверх суммы вклада, в целях налогообложения прибыли считаются безвозмездно полученными и учитываются при определении налоговой базы в составе внереализационных доходов.
     
Е.В. Серегина,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     В связи с дополнением, внесенным Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в ст. 318 НК РФ, может ли организация относить к прямым расходам другие материальные расходы, кроме определяемых в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 254 Кодекса?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) в п. 1 ст. 318 НК РФ внесены изменения. Согласно новой редакции п. 1 ст. 318 НК РФ к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
     
     - материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 254 настоящего Кодекса;
     
     - расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда;
     
     - суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
     

     При этом необходимо отметить, что перечень прямых расходов налогоплательщика в целях обложения налогом на прибыль является открытым, то есть налогоплательщики вправе самостоятельно подразделять произведенные расходы на прямые и косвенные.
     
     Таким образом, налогоплательщик имеет право самостоятельно определять перечень прямых расходов, указав его в учетной политике для целей налогообложения.
     

Об обложении финансово-кредитных организаций налогом на прибыль

     
     С.А. Яковлева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Что является датой признания страховых взносов по страхованию банком вкладов физических лиц, начисленных по итогам расчетного периода (календарного квартала года) и уплаченных в месяце, следующем за данным кварталом?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 настощего Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 НК РФ.
     
     Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок.
     
     Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.
     
     В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Согласно п. 5 ст. 1 вышеуказанного Закона РФ действие данного Закона не распространяется на отношения по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.
     
     Налогоплательщики могут применять положение п. 6 ст. 272 НК РФ только при условии наличия договора страхования.
     
     Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон N 177-ФЗ) установлено, что страхование вкладов не требует заключения договора страхования.
     
     Согласно п. 1 и 2 ст. 36 Закона N 177-ФЗ расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года. Расчетная база для исчисления страховых взносов (далее - расчетная база) определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию в соответствии с Законом N 177-ФЗ.
     

     Уплата страховых взносов производится в течение пяти дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет Агентства по страхованию вкладов в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов, в соответствии с п. 11 ст. 36 Закона N 177-ФЗ.
     
     Исходя из вышеизложенного при определении периода признания расходов в виде страховых взносов по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках Российской Федерации налогоплательщикам необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 272 НК РФ. Иными словами, страховые взносы, начисленные по итогам расчетного периода, признаются для целей налогообложения прибыли расходами в месяце, следующем за вышеуказанным периодом, в соответствии с п. 1, 2 и 11 ст. 36 Закона N 177-ФЗ.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Какая ставка НДС применяется при реализации картофельного крахмала?
     
     Перечень продовольственных товаров, операции по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 10 %, установлен подпунктом 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. В данный перечень включены овощи, при этом продукты переработки овощей в вышеуказанном перечне отсутствуют. Поэтому при реализации картофельного крахмала применяется ставка НДС в размере 18 %.
     
     Имеет ли право получатель товара принять к вычету суммы НДС при безвозмездной передаче ему этого товара?
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты по НДС, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав. Поскольку при безвозмездной передаче товаров передающая сторона не предъявляет получателю товаров к уплате суммы НДС, правовых оснований для вычета этого налога получателем товаров не имеется.
     
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     В каком порядке применяется НДС при реализации медицинской продукции, относимой к медицинской технике, ввезенной на территорию Российской Федерации? При этом по части продукции при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации был уплачен НДС.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ 17.01.2002 N 19, куда включена медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России (в настоящее время - Минздравсоцразвития России) порядке.
     
     На основании п. 5 ст. 164 НК РФ при реализации товаров на территории Российской Федерации применяются те же размеры ставок НДС, что и при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     

     Учитывая вышеизложенное, а также то, что организация имеет удостоверение, свидетельствующее о совершении операций с медицинской техникой, освобождаемых от обложения НДС, при реализации на территории Российской Федерации таких товаров данный налог не применяется.
     
     Что касается медицинской продукции, которая относится в настоящее время к медицинской технике, но по которой при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации был уплачен НДС, то фактически уплаченные данные суммы налога учитываются в стоимости товаров на основании подпункта 1 п. 2 ст. 170 НК РФ.
     
Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Организация, арендующая федеральное имущество, удержала НДС при перечислении арендной платы. По результатам налогового периода сумма принятого к вычету НДС превысила сумму к начислению. Правомерны ли действия организации, которая не уплатила НДС, удержанный при перечислении арендной платы?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, арендующие федеральное и муниципальное имущество, а также имущество субъектов Российской Федерации, признаются налоговыми агентами. При реализации товаров (работ, услуг), приведенных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами.
     
     Следовательно, налоговый агент обязан уплатить НДС в бюджет независимо от того, что по основному расчету этот налог подлежит вычету из бюджета.
     
     Организация, имеющая обособленные подразделения, осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и не подлежащие налогообложению. Головная организация и каждый филиал рассчитывают долю "входного" НДС, подлежащего вычету или включаемого в расходы, отдельно. Правомерны ли вышеуказанные действия для целей налогообложения?
     
     Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ организация - это юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Поскольку плательщиком НДС в целях главы 21 НК РФ является организация в целом, то и пропорция, позволяющая определять суммы НДС, включаемые в расходы либо принимаемые к вычету, должна определяться по организации в целом.
     

     В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ вышеуказанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
     

О налогообложении внешнеэкономической деятельности

     
     С.В. Плужникова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     ЗАО является производителем лекарственных средств и изделий медицинского назначения, зарегистрированным на территории Российской Федерации. При маркировке произведенной продукции на упаковку изделия медицинского назначения ЗАО наносит товарный знак, зарегистрированный на территории Украины. Для законного использования данного товарного знака на территории Украины ЗАО заключило лицензионный договор с иностранной компанией - лицензиаром. Согласно данному договору лицензиар предоставляет лицензию на использование своего товарного знака на территории Украины, а ЗАО ежеквартально выплачивает лицензионные платежи. Относятся ли выплачиваемые ЗАО лицензионные платежи иностранной компании к доходам от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности и удерживается ли налог на доходы с лицензионных платежей?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.
     
     Таким образом, доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности облагаются у источника выплаты по ставке 20 %, если иное не предусмотрено соглашением об избежании двойного налогообложения.
     
Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

     Может ли рассматриваться постоянным представительством для целей налогообложения в Российской Федерации лицо в постоянным местопребыванием в Японии, если оно осуществляет коммерческую деятельность в Российской Федерации через брокера или комиссионера, при условии, что брокер действует в рамках своей обычной деятельности?
     
     Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и законодательство о налогах и сборах, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, устанавливают различные обязанности как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и иных лиц - налоговых агентов, банков как агентов по перечислению налогов и сборов, организаций и физических лиц.
     
     Так, в соответствии с п. 5 ст. 4 Конвенции от 18.01.1986 между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Конвенция) лицо с постоянным местопребыванием в Японии не рассматривается как имеющее постоянное представительство в Российской Федерации, только если оно осуществляет коммерческую деятельность в Российской Федерации через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что такие брокер или агент действуют в рамках своей обычной деятельности.
     
     Аналогичное положение, не противоречащее положению п. 5 ст. 4 Конвенции, предусмотрено п. 9 ст. 306 НК РФ, согласно которому иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.
     
     При этом п. 2 ст. 309 НК РФ определено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 п. 1 ст. 309 настоящего Кодекса, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организации от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), при условии, что получение вышеуказанных доходов данной организацией не связано с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам этой иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     На основании п. 1 ст. 310 НК РФ налог с таких доходов исчисляется и удерживается налоговым агентом при каждой выплате доходов.
     
     При этом брокер, комиссионер, профессиональный участник российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности, определяется как налоговый агент, выплачивающий вышеупомянутые доходы.
     
     В то же время п. 1 ст. 19 Конвенции установлено, что виды доходов лица с постоянным местопребыванием в Японии независимо от источников их возникновения, о которых не идет речь в предыдущих статьях Конвенции, подлежат налогообложению только в Японии.
     
     Таким образом, для применения п. 1 ст. 19 Конвенции к доходам, указанным в п. 5 ст. 309 НК РФ, то есть в случае, если налогоплательщик с постоянным местопребыванием в Японии осуществляет свою деятельность через брокера в Российской Федерации и намерен использовать свое право налогообложения полученных доходов в Японии в соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 310 настоящего Кодекса, брокер должен представить российскому налоговому агенту документ, предусмотренный п. 1 ст. 312 НК РФ, подтверждающий постоянное местопребывание на территории Японии.
     
     По какой ставке облагаются налогом суммы выплачиваемых процентов за облигации?
     
     Нормами п. 2 ст. 8 Конвенции установлено, что проценты, выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в Японии, возникающие в Российской Федерации, могут облагаться налогами в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом если получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10 % валовой суммы процентов. Читателям журнала следует учитывать, что положение ст. 8 Конвенции распространяется только на проценты, получение которых не связано с деятельностью резидента Японии в Российской Федерации через постоянное представительство.
     
     Таким образом, если получение резидентом Японии доходов в виде процентов не связано с его деятельностью на территории Российской Федерации через постоянное представительство, то на основании п. 2 ст. 8 Конвенции вышеуказанные доходы облагаются налогом в Российской Федерации, сумма которого не должна превышать 10 % от валовой суммы этого дохода.
     
     Для применения п. 2 ст. 8 Конвенции к доходам в виде процентов резидент Японии должен представить налоговому агенту, выплачивающему такие доходы, подтверждение постоянного местопребывания на территории Японии.
     

Об обложении акцизами

     
     Т.К. Подгорная,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Может ли переработчик давальческого сырья получить освобождение от обложения акцизами (при наличии гарантии банка или поручительства банка), если он передает подакцизный продукт собственнику давальческого сырья, не имеющему свидетельства, и последний осуществляет экспорт подакцизных товаров?
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизами признаются операции по передаче на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 183 НК РФ являющиеся объектами налогообложения согласно подпунктам 2, 3 и 4 п. 1 ст. 182 настоящего Кодекса операции с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) акцизами. Освобождение вышеуказанных операций от обложения акцизами производится в соответствии со ст. 184 НК РФ.
     
     Согласно ст. 184 НК РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза, начисленного по операциям, предусмотренным подпунктами 2-4 п. 1 ст. 182 настоящего Кодекса, в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, реализованные за пределы территории Российской Федерации, в порядке, предусмотренном вышеуказанной статьей Кодекса, при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 НК РФ или банковской гарантии.
     
     Учитывая вышеизложенное, в ситуации, при которой переработчик, являясь плательщиком акцизов, передает нефтепродукты собственнику давальческого сырья, не имеющему свидетельства, и последний осуществляет реализацию на экспорт этих нефтепродуктов, у переработчика возникает право на освобождение от уплаты акцизов при наличии поручительства банка или банковской гарантии.
     
     При вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации вышеуказанных товаров представляются соответствующие документы, определенные п. 7 ст. 198 НК РФ. Проверка обоснованности освобождения от уплаты акцизов производится налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 203 НК РФ.
     

     Переработчик давальческого сырья передает подакцизный продукт собственнику давальческого сырья, имеющему свидетельство. Собственник (при наличии гарантии банка) в свою очередь продает этот подакцизный товар третьему лицу (не имеющему свидетельства). Третье лицо осуществляет экспорт и представляет документы, подтверждающие факт экспорта, в соответствии с п. 7 ст. 198 НК РФ собственнику давальческого сырья.
     
     Может ли собственник давальческого сырья получить в данной ситуации освобождение от обложения акцизами?
     
     В рассматриваемой ситуации собственник давальческого сырья осуществляет операции по реализации подакцизных нефтепродуктов третьему лицу на территории Российской Федерации, а не за ее пределы. При этом ст. 183 и 184 НК РФ освобождение от уплаты акцизов по вышеуказанным операциям не предусмотрено.
     
     Таким образом, получение освобождения от обложения акцизами собственником давальческого сырья при продаже подакцизного товара третьему лицу на территории Российской Федерации, которое осуществляет впоследствии экспорт этих нефтепродуктов, не предусмотрено.
     
     Должны ли с 1 января 2006 года представляться налоговые декларации и уплачиваться акцизы на алкогольную продукцию организацией-производителем по месту нахождения каждого обособленного структурного подразделения производителя, занимающегося оптовой реализацией подакцизной продукции, в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом обложения акцизами?
     
     Согласно п. 4 ст. 204 НК РФ акциз по подакцизным товарам (за исключением нефтепродуктов) уплачивается по месту производства таких товаров.
     
     Пунктом 5 ст. 204 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено п. 5 ст. 204 Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизами признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
     
     Учитывая вышеизложенное, если организация-производитель осуществляет реализацию произведенной алкогольной продукции через свои обособленные структурные подразделения, то она уплачивает акциз и представляет декларацию по своему месту нахождения.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     И.Н. Ивер,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Физическое лицо купило в 2005 году квартиру и оплатило обучение своего сына по очной форме в институте. Как в этом случае лучше воспользоваться социальным и имущественным вычетами?
     
     С 2005 года имущественный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет (п. 3 ст. 220 НК РФ) или при подаче налоговой декларации в налоговый орган.
     
     При этом если имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью в налоговом периоде, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды.
     
     Социальный налоговый вычет можно получить только при представлении физическим лицом налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода (п. 2 ст. 219 НК РФ). Остаток социального налогового вычета на следующий налоговый период не переносится.
     
     Таким образом, в рассматриваемом случае физическому лицу лучше всего представить налоговую декларацию в налоговый орган по окончании налогового периода, приложив к ней все предусмотренные НК РФ документы и заявление на предоставление социального и имущественного налоговых вычетов.
     
     Организация приобрела для своих работников противогриппозную вакцину. Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость такой вакцины?
     
     Для ответа на этот вопрос сначала следует определить, за счет каких денежных средств приобретена вакцина.
     
     Если противогриппозная вакцина приобретена за счет денежных средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, то стоимость противогриппозной вакцины можно отнести к средствам, истраченным на медицинское обслуживание сотрудников. В соответствии с п. 10 ст. 217 НК РФ медицинское обслуживание в виде сделанной сотрудникам противогриппозной вакцины не облагается налогом на доходы физических лиц.
     

О специальных налоговых режимах

     
     Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация, применявшая упрощенную систему налогообложения, приостановила свою деятельность в декабре 2005 года. Возобновить работу организация намерена в 2007 году. Будет ли это означать, что с 2006 года организация должна переходить на общий режим налогообложения и соответственно обязана подавать декларации по НДС, по налогу на прибыль, по единому социальному налогу?
     
     Приостановление деятельности организации без намерения прекратить ее не может рассматриваться как прекращение деятельности (ликвидация) организации.
     
     Если организация временно приостановила осуществление деятельности и в течение всего налогового периода не осуществляла ее, у такой организации не возникает обязанности по уплате налога за вышеуказанный налоговый период.
     
     При этом организация, приостановившая на время свою деятельность, согласно положениям части первой НК РФ остается налогоплательщиком и соответственно несет все предусмотренные налоговым законодательством обязанности в связи с уплатой налогов и (или) сборов, в том числе представляет налоговые декларации в сроки, установленные налоговым законодательством.
     
     Учитывая вышеизложенное, полагаем, что организация, приостановившая свою деятельность, должна представлять налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ.
     
     Относятся ли к расходам при применении упрощенной системы налогообложения расходы по уплате конкурсного взноса за участие в конкурсе на право пользования радиочастотой?
     
     Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения. Данный перечень расходов является закрытым.
     
     Учитывая, что в вышеуказанном перечне отсутствуют расходы, связанные с уплатой конкурсного взноса за участие в конкурсе на право пользования радиочастотой, организация не имеет права включать данные затраты в расходы, учитываемые при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     
     Относится ли к услугам по обучению и репетиторству обучение персонала юридических лиц при применении индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента?
     

     С 1 января 2006 года в соответствии с положениями ст. 346.25.1 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и осуществляющим в том числе услуги по обучению и репетиторству.
     
     Каких-либо ограничений в применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальными предпринимателями, оказывающими организациям услуги по обучению их персонала, ст. 346.25.1 НК РФ не содержит.
     
     Таким образом, в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона индивидуальный предприниматель, оказывающий организациям услуги по обучению их персонала, может применять упрощенную систему налогообложения на основе патента.
     
У.В. Бокова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     В декабре 2005 года преподаватель колледжа был направлен на повышение квалификации. Оплата за обучение произведена в феврале 2006 года. Организация применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы за вычетом расходов). Можно ли учесть эти расходы при расчете единого налога в 2006 году? Ведь такие расходы предусмотрены только с 1 января 2006 года, а первичные документы подписаны в 2005 году.
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ начиная с 1 января 2006 года в целях налогообложения учитываются расходы на подготовку и переподготовку кадров (в частности, расходы налогоплательщика, связанные с повышением квалификации кадров), состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 настоящего Кодекса.
     
     В то же время на основании подпункта 4 п. 1 ст. 346.25 НК РФ расходы, осуществленные организацией после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на упрощенную систему налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения.
     

     Учитывая вышеизложенное, обоснованные и документально подтвержденные расходы налогоплательщика, связанные с повышением квалификации кадров, соответствующие требованиям п. 3 ст. 364 НК РФ и оплаченные в феврале 2006 года, учитываются для целей налогообложения на дату их фактической оплаты, то есть в 2006 году.
     

О налоговой ответственности и обязанностях налогоплательщиков

     
     В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Являются пени, начисляемые банкам за нарушение срока исполнения поручений налогоплательщиков или налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, штрафными санкциями либо мерой по обеспечению уплаты налогов (сборов)?
     
     Распространяются ли установленные ст. 115 НК РФ сроки давности взыскания налоговых санкций на пени?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 60 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных данной статьей настоящего Кодекса обязанностей банки несут ответственность, установленную НК РФ.
     
     При этом применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога и уплатить соответствующие пени.
     
     Согласно ст. 72 НК РФ пеня определяется как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”" пеня определяется как дополнительный платеж - компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
     
     С учетом вышеизложенного пеня не является штрафной санкцией, и соответственно установленные ст. 115 НК РФ сроки давности взыскания налоговых санкций на пени не распространяются.
     
     В то же время налогоплательщикам следует учитывать, что согласно ст. 114 НК РФ налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями главы 16 настоящего Кодекса.
     

О государственной пошлине

     
     А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     В последнее время многие граждане и юридические лица занимаются оформлением прав на землю. Встречаются ситуации, при которых свои права одновременно заявляют как физические, так и юридические лица, так как они владеют правами на помещения в одном здании. Исковое заявление объединено в одном производстве и рассматривается на одном судебном заседании. Иск удовлетворен. В каком размере подлежит взысканию государственная пошлина с юридического лица и с физического лица?
     
     Подпунктом 6 п. 1 ст. 333.20 НК РФ установлено, что в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается.
     
     Таким образом, в приведенном в вопросе случае государственная пошлина должна быть уплачена до подачи в суд общей юрисдикции исковых заявлений юридическими и физическими лицами в порядке и размерах, установленных ст. 333.19 НК РФ.
     
     Какая форма квитанции строгой отчетности должна использоваться при приеме должностным лицом или кассой сельского и поселкового органа местного самоуправления наличных денег от физических лиц в уплату государственной пошлины?
     
     До 1 января 2007 года для уплаты государственной пошлины могут использоваться квитанции формы N 10.
     
     ФНС России подготовлены проекты формы квитанции, предназначенной для приема должностным лицом или кассой органа местного самоуправления, осуществляющим прием наличных денежных средств от физических лиц в уплату налогов (сборов), пеней, штрафов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также рекомендаций по ее применению.
     
     В случае утверждения Минфином России вышеуказанной формы квитанции она будет использоваться в соответствующих случаях при приеме наличных денежных средств в уплату не только государственной пошлины, но и других налогов (сборов), уплачиваемых физическими лицами в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ предусмотрено, что арбитражные суды вправе уменьшить исходя из имущественного положения плательщика размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым судами.
     

     Правомерно ли уменьшение арбитражным судом государственной пошлины, подлежащей уплате, например в сумме 17 000 руб., до 10 руб.?
     
     Да, арбитражный суд вправе вынести определение исходя из имущественного положения истца об уменьшении размера государственной пошлины, в том числе с 17 000 руб. до 10 руб.
     
     Подпунктом 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ предусмотрено взыскание государственной пошлины при подаче в арбитражный суд заявления об обеспечении иска в сумме 1000 руб.
     
     Если в исковом заявлении имущественного характера заявлено ходатайство об обеспечении иска, то в каком размере должна взыскиваться в данном случае государственная пошлина, так как в одном заявлении присутствуют два основания для ее уплаты?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ при подаче в арбитражный суд исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, определенная для исковых заявлений неимущественного характера.
     
     В связи с этим в приведенном в вопросе случае государственная пошлина должна быть уплачена в размере, установленном подпунктом 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска (1000 руб.), и для исковых заявлений имущественного характера - в размерах, определенных подпунктом 1 п. 1 ст. 333.21 Кодекса (в зависимости от цены иска).