Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение внешнеэкономической деятельности


Налогообложение внешнеэкономической деятельности

Зачет (возврат) сумм НДС


О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Применяются ли нормы ст. 78 НК РФ, регламентирующие возврат излишне уплаченной суммы налога, в отношении НДС в части возврата из бюджета сумм этого налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров на экспорт, а также уплаченных в бюджет по операциям реализации товаров на экспорт, применение ставки НДС в размере 0% по которым ранее было не подтверждено, в случае подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС в размере 0% по экспортным операциям?
     
     Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлен порядок зачета или возврата излишне уплаченных сумм налогов.
     
     Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком в бюджет при неподтверждении правомерности применения ставки этого налога в размере 0% в срок, установленный п. 9 ст. 165 НК РФ, а также суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), излишне уплаченными суммами налога не являются.
     
     Учитывая вышеизложенное, нормы ст. 78 НК РФ в отношении зачета или возврата сумм НДС при реализации товаров на экспорт не применяются.
     
     Возмещение сумм НДС по экспортным операциям осуществляется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 176 НК РФ.
     
     Российская организация реализует товары на экспорт и на внутреннем рынке, подает в налоговые органы декларации по НДС по внутренним оборотам и по операциям, облагаемым НДС по ставке в размере 0%. На дату уплаты НДС по внутренней декларации по платежам за текущий налоговый период у предприятия имеется решение налогового органа о правомерности возмещения НДС по экспортным операциям по "нулевой" декларации за прошлые периоды. Возможно ли проведение зачета сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета по операциям, облагаемым по ставке НДС в размере 0%, в счет текущих платежей по НДС по внутренней декларации без письменного заявления налогоплательщика о проведении такого зачета? Правомерны ли требования налоговых органов о необходимости представления в налоговые органы такого заявления?
     
     Согласно положениям п. 4 ст. 176 НК РФ суммы налоговых вычетов, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, в отношении операций, облагаемых НДС по ставке в размере 0%, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании решения налогового органа.
     

     При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
     
     Таким образом, требования налоговых органов о представлении в налоговые органы налогоплательщиками заявлений на зачет сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета по операциям, облагаемым по ставке НДС в размере 0%, в счет текущих платежей по НДС обоснованны и не противоречат нормам действующего законодательства о налогах и сборах.
     

Налогообложение при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

     
     Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь установлен порядок документального подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0% в отношении операций по реализации российских товаров на территорию Республики Беларусь, при этом нормами Соглашения не установлен порядок представления налоговых деклараций по таким операциям. Каков порядок представления в этом случае налоговой декларации по НДС?
     
     Нормами Соглашения от 15.09.2004 между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение от 15.09.2004) и Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение о порядке взимания косвенных налогов), являющегося неотъемлемой частью вышеуказанного Соглашения, определены сроки документального подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0%, но не установлены сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций по НДС и акцизам. Поэтому порядок представления в налоговые органы налоговых деклараций осуществляется на основании норм национального законодательства о налогах и сборах.
     
     Так, на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 164 и 174 НК РФ российские налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета отдельную налоговую декларацию по НДС по экспортным операциям (включая операции по реализации товаров на территорию Республики Беларусь) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Следовательно, в случае реализации товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь российские налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы декларацию с документами, обосновывающими правомерность применения ставки НДС в размере 0%, по истечении налогового периода в срок до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Российская организация реализует товары российского происхождения на территорию Республики Беларусь, в течение 90 дней с даты отгрузки товаров собирает документы, обосновывающие правомерность применения ставки НДС в размере 0 %. При этом день сбора документов приходится на налоговый период, в котором истекают 90 дней, установленные нормами Соглашения от 15.09.2004 для сбора документов, подтверждающих применение ставки НДС в размере 0 %. За какой налоговый период в этом случае следует представлять налоговую декларацию?
     

     Согласно нормам раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется ставка НДС в размере 0% при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных п. 2 данного раздела Положения. Документы, обосновывающие право на применение ставки НДС в размере 0%, представляются одновременно с налоговой декларацией в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) таких товаров. При этом данными нормами сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций по НДС и акцизам не установлены. Поэтому сроки и порядок представления в налоговые органы налоговых деклараций осуществляются на основании норм национального законодательства о налогах и сборах.
     
     На территории Российской Федерации порядок представления в налоговые органы налоговых деклараций по НДС регулируется положениями главы 21 НК РФ, в соответствии с которыми российские налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета отдельную налоговую декларацию по НДС по экспортным операциям (включая операции по реализации товаров на территорию Республики Беларусь) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Если документы, обосновывающие правомерность применения ставки НДС в размере 0% в отношении товаров, реализуемых на территорию Республики Беларусь, собраны в срок не позднее 90 дней с даты отгрузки (передачи) таких товаров, то налоговая декларация по ставке НДС в размере 0% и соответствующие документы представляются российским налогоплательщиком в налоговые органы за тот налоговый период, в котором данные документы собраны, независимо от того, на какой день налогового периода приходится окончание 90-дневного срока.
     
     Пунктом 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов установлен перечень документов, обосновывающих правомерность применения ставки НДС в размере 0% при реализации товаров на экспорт. Какие документы, подтверждающие перевозку товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, следует представлять в налоговые органы, если реализация товаров между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь осуществляется с использованием складов, расположенных на территории Республики Беларусь?
     
     При реализации российскими налогоплательщиками товаров в Республику Беларусь с использованием складов на территории этой Республики для обоснования права на применение ставки НДС в размере 0 % в отношении вышеуказанных операций в качестве транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, в случае отсутствия в транспортных документах данных о вышеуказанных складах налогоплательщики должны представлять в налоговые органы транспортные документы, подтверждающие перевозку экспортируемых товаров до места расположения склада, а также транспортные документы о перевозке данных товаров со склада до места расположения покупателей.
     

Налогообложение маркетинговых услуг

     
     В соответствии с долгосрочным контрактом, предусматривающим договорные обязательства на период с 2004 года по 2007 год, российская организация приобретает у иностранной компании, не зарегистрированной на территории Российской Федерации, маркетинговые услуги. Каков порядок налогообложения маркетинговых услуг на территории Российской Федерации?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ. Так, место реализации маркетинговых услуг до 1 января 2006 года определялось на основании подпункта 5 п. 1 ст. 148 НК РФ по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом согласно п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, оказывавшей вышеуказанные услуги, признавалась территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
     
     Таким образом, местом реализации маркетинговых услуг, оказывавшихся иностранной компанией на основании долгосрочного контракта в 2004 и 2005 годах, территория Российской Федерации не являлась и соответственно такие услуги не признавались объектом обложения НДС на территории Российской Федерации.
     
     Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-Ф3 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января 2006 года, предусмотрено определение места реализации маркетинговых услуг по месту нахождения покупателя таких услуг. Поэтому начиная с 2006 года маркетинговые услуги, приобретаемые российской организацией по долгосрочному контракту у иностранной компании, признаются на территории Российской Федерации объектом налогообложения и соответственно облагаются НДС.
     

Налогообложение операции по реализации морского судна

     
     Российская организация является собственником морских судов и использует их для перевозок грузов. Ряд судов используется для перевозок грузов за пределами территории Российской Федерации между иностранными портами, при этом такие суда вывозятся с территории Российской Федерации под таможенным режимом временного вывоза. Одно из таких судов в период его нахождения в иностранном морском порту было реализовано иностранной компании. В связи с этим режим вывоза данного судна с территории Российской Федерации без его предъявления таможенным органам был изменен на режим экспорта. Уплачивается ли на территории Российской Федерации НДС по операции реализации вышеуказанного морского судна?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации товаров в целях применения НДС установлен нормами ст. 147 НК РФ, согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации. При этом согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации.
     
     Как следует из ситуации, в момент вывоза за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме временного вывоза морское судно использовалось в качестве транспортного средства для перевозки грузов, для реализации не предназначалось и соответственно товаром не являлось. Впоследствии в период нахождения за пределами территории Российской Федерации данное морское судно было реализовано иностранной компании. Поэтому для целей налогообложения это морское судно должно относиться к товару только в тот момент, когда оно было реализовано покупателю, то есть когда оно находилось за пределами территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, для целей обложения НДС местом реализации морского судна в рассматриваемом случае территория Российской Федерации не признается. В связи с этим при реализации морского судна, вывезенного с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме временного вывоза и реализованного иностранной компании за пределами территории Российской Федерации после изменения режима временного вывоза по данному судну на режим экспорта, НДС на территории Российской Федерации не уплачивается.
     

Оформление счетов-фактур

     
     Положениями ст. 169 НК РФ не определен порядок отражения адресов в счете-фактуре. Какие адреса следует указывать налогоплательщику в счете-фактуре при реализации товаров, работ, услуг?
     
     Пунктом 5 ст. 169 НК РФ определен перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в счете-фактуре.
     
     Так, согласно подпункту 3 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны адреса грузоотправителя и грузополучателя.
     
     Форма счета-фактуры утверждена постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
     
     В соответствии с положениями вышеуказанного постановления Правительства РФ адреса продавца и покупателя приводятся в строках 2а и 6а счета-фактуры, а адреса грузоотправителя и грузополучателя - в строках 3 и 4 счета-фактуры.
     
     Следует отметить, что в строках 2а и 6а счета-фактуры указываются юридические адреса продавца и покупателя, которые приведены в учредительных документах и зафиксированы при государственной регистрации этих юридических лиц.
     
     В строках 3 и 4 счета-фактуры отражаются почтовые адреса грузоотправителя и грузополучателя. При этом почтовый адрес (то есть место фактического нахождения) должен совпадать с местом государственной регистрации. Эти строки заполняются в счетах-фактурах, оформляемых при реализации товаров; при выполнении работ или оказании услуг в вышеуказанных строках ставятся прочерки.
     

Обложение иностранных граждан единым социальным налогом


Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     В строительстве зданий и сооружений посольства в Российской Федерации заняты иностранные граждане, работающие по найму в иностранной организации, страна инкорпорации которой - Япония.
     
     Подлежат ли возврату гражданам иностранного государства, занятым в строительстве зданий и сооружений посольства в Российской Федерации, работающим по найму в иностранной компании, являющейся главным подрядчиком посольства, суммы уплаченного единого социального налога?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, уплачивают единый социальный налог в общеустановленном порядке.
     
     Согласно абзацу второму подпункта 1 п. 1 ст. 235 и п. 1 ст. 236 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются организации, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Соответственно физические лица, получающие вышеуказанные выплаты, не являются плательщиками единого социального налога.
     
     Освобождение от уплаты единого социального налога, предусмотренное главой 24 НК РФ, распространяется на сотрудников посольства, а не на коммерческие организации, к которым относится компания, осуществляющая возведение зданий и сооружений для посольства.
     
     Таким образом, деятельность компании, связанная со строительством комплекса зданий и сооружений посольства, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке, а суммы единого социального налога, уплаченные данной компанией с выплат в пользу иностранных граждан, возврату не подлежат.
     

Постановка на учет иностранной организации

     
     Юридическое лицо, являющееся резидентом Федеративной Республики Германия, намерено произвести поставку строительного оборудования для российской организации и осуществить шефмонтаж по его установке. Выполнение шефмонтажных работ должно производиться силами персонала немецкой компании.
     
     В целях избежания нарушений налогового законодательства необходимо ли немецкой компании зарегистрироваться в налоговом органе по месту осуществления шефмонтажа поставленного оборудования? Необходимо ли немецкой компании открыть постоянное представительство на территории Российской Федерации и осуществить его постановку на учет в налоговом органе?
     
     Одной из форм присутствия иностранной организации в Российской Федерации является представительство. Именно сотрудники представительства иностранного хозяйствующего субъекта проводят маркетинговые исследования, подготавливают соглашения, заключают контракты в целях выполнения различных работ, оказания услуг и т.п.
     
     Известно, что налоговая юрисдикция государства распространяется не только на его налоговых резидентов, но и на иностранных юридических и физических лиц - нерезидентов, которые извлекают доходы на территории этого государства от предпринимательской деятельности, используя имущество либо имущественные права или осуществляя инвестирование в различных его формах.
     
     В настоящее время аккредитацией представительств иностранных организаций занимаются в Российской Федерации различные организации, в том числе Государственная регистрационная палата (ГРП) при Минюсте России и негосударственная некоммерческая Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
     
     При этом согласно абзацу третьему ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" аккредитацию представительств иностранных организаций должен осуществлять федеральный орган исполнительной власти. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 21.12.1999 N 1419 "О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц" ответственность за аккредитацию представительств возложена на Минэкономразвития России.
     
     Непосредственное же выполнение процедур по аккредитации по предложению вышеуказанного министерства возложено на орган юстиции - ГРП.
     
     Аккредитация предоставляется представительствам иностранных организаций на период от 3 до 5 лет и при необходимости может быть продлена. На ГРП также возложены полномочия по ведению сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных организаций.
     
     При этом процедура аккредитации представительств иностранных организаций аналогична по содержанию процедуре государственной регистрации российских юридических лиц, которая осуществляется налоговыми органами.
     
     Читателям журнала необходимо учитывать, что определяющим критерием для квалификации деятельности иностранной организации в Российской Федерации как осуществляемой через постоянное представительство является регулярность ее осуществления.
     
     Так, в соответствии с п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярной предпринимательской деятельности. При этом в соответствии с п. 3 ст. 306 НК РФ при пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на соответствующую деятельность, или даты фактического начала последней. Согласно п. 3 ст. 308 НК РФ началом существования строительной площадки считается более ранняя из следующих дат: дата подписания акта о передаче площадки подрядчику или дата фактического начала работ.
     
     Постановка на учет в налоговом органе иностранных организаций, осуществляющих строительно-монтажные работы на территории Российской Федерации, производится исходя из того, что каждая строительная площадка рассматривается с момента начала работ как самостоятельное отделение иностранного юридического лица.
     
     При этом согласно разделу 2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через отделения, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности независимо от того, будет в дальнейшем их деятельность признана подлежащей налогообложению или нет в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными налоговыми соглашениями.
     
     Согласно п. 1 ст. 308 НК РФ под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации понимается, в частности, место строительства новых и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества, а также место строительства и (или) монтажа машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.
     
     Таким образом, работы по производству шефмонтажа оборудования, его пуску и наладке относятся к понятию работ, относящихся к стройплощадке, и, следовательно, в случае производства таких работ иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления таких работ.
     
     При осуществлении на стройплощадке ремонтных, отделочных и других работ, не подпадающих под определение "строительная площадка", иностранная организация должна встать на учет в налоговом органе не позднее 30 дней с начала таких работ.
     
     Кроме того, деятельность субподрядчиков - иностранных организаций, привлекаемых генподрядчиками для выполнения строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации, рассматривается как самостоятельное отделение каждого из субподрядчиков, которое также подлежит постановке на учет в налоговом органе.