Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

    

Налогообложение при реконструкции объектов недвижимости

     
     Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация предполагает провести реконструкцию объекта недвижимости. Реконструкция здания будет проводиться полностью за счет средств другой организации, которая выступает инвестором в рамках инвестиционного контракта о реконструкции и в результате реализации данного инвестиционного контракта получит в собственность часть площадей реконструированных зданий. К отношениям между данной организацией и организацией-инвестором не применяются положения главы 55 ГК РФ, регулирующие правоотношения по договору простого товарищества.
     
     Каков порядок бухгалтерского и налогового учета операций, связанных с реконструкцией здания? Следует ли на период реконструкции выводить основное средство из эксплуатации? В каком порядке должна формироваться или изменяться первоначальная стоимость реконструированных основных средств? Возникает ли у организации обязанность уплачивать налог на прибыль в связи с реализацией данного инвестиционного проекта?
     
     1. В соответствии с п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией объекта основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.
     
     Правила бухгалтерского учета затрат, связанных с незавершенным строительством объектов, установлены Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, и Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167.
     
     В соответствии с вышеуказанными Положениями по бухгалтерскому учету до окончания работ по строительству (в том числе по модернизации, реконструкции) объектов связанные с ними расходы учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" с их последующим включением в первоначальную стоимость объекта основных средств.
     
     Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств оформляется соответствующим актом по форме N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств", утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
     

     В форме N ОС-3 указывается стоимость объекта основных средств после реконструкции, модернизации, которая определяется путем сложения восстановительной стоимости объекта и затрат, связанных с реконструкцией, модернизацией. Раздел 2 "Сведения о затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств" формы N ОС-3 содержит, в частности, сведения, необходимые для определения стоимости объекта после завершения соответствующих работ.
     
     При определении стоимости вводимых после реконструкции основных средств, являющихся амортизируемым имуществом, налогоплательщикам необходимо учитывать, что согласно ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в случаях реконструкции, модернизации первоначальная стоимость основных средств изменяется. При проведении налогоплательщиком после вступления в силу главы 25 НК РФ переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемых для целей налогообложения в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества, и, следовательно, на период реконструкции и модернизации объектов основных средств начисление амортизации по ним в целях налогообложения приостанавливается. Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества, находящегося по решению руководства организации на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев, установлены п. 2 ст. 322 НК РФ.
     
     Остаточная (недоамортизированная) стоимость объектов основных средств определяется в налоговом учете на момент передачи прав на часть площадей объектов недвижимости организации-инвестору как разница между стоимостью объектов недвижимости после реконструкции и суммой амортизации, начисленной до перевода объектов недвижимости на реконструкцию.
     
     2. Исходя из приведенных в ситуации существенных положений планируемого инвестиционного контракта предмет данного контракта является в соответствии со ст. 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) возмездным договором, и в целях налогообложения согласно ст. 39 НК РФ его исполнение сторонами признается реализацией товаров (работ, услуг) организацией, в данном случае реализацией части площадей объектов недвижимости по договорной цене, в качестве которой принимается сумма инвестиций на реконструкцию объекта недвижимости.
     
     В целях налога на прибыль, как это предусмотрено ст. 249 НК РФ, доходом от реализации признается, в частности, выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги).
     
     Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен ст. 251 НК РФ.
     
     Однако средства, получаемые от организации-инвестора в рамках инвестиционного контракта, не соответствуют видам доходов, указанным в ст. 251 НК РФ, и, следовательно, учитываются организацией при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Согласно ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса.
     
     Исходя из изложенного в связи с исполнением инвестиционного контракта и передачей в установленном порядке прав на часть недвижимого имущества организации-инвестору у организации возникнет обязанность уплатить налог на прибыль, исчислив налоговую базу как разницу между фактическим объемом полученных от организации-инвестора инвестиций, оцененным с учетом положений ст. 40 НК РФ, и остаточной стоимостью части объектов недвижимости, передаваемой инвестору в соответствии с контрактом.
     
     Осуществление работ по реконструкции объектов основных средств и последующее увеличение их первоначальной стоимости не является самостоятельным фактором, влияющим на налоговую базу по налогу на прибыль.
     

Учет расходов на содержание обслуживающих производств

     
     На балансе организации, оказывающей услуги по перевозке пассажиров городским транспортом, находятся различные объекты обслуживающих производств и хозяйств, в том числе медпункты, которые осуществляют установленный законом предрейсовый контроль водителей городского транспорта, оказывают первую неотложную помощь на производстве, осуществляют обязательные предварительные и периодические медосмотры работников, подверженных влиянию вредных факторов на производстве, а также реализуют свои услуги сторонним лицам. Как правильно учесть в целях налогообложения прибыли расходы на содержание и функционирование объектов обслуживающих производств и хозяйств, в том числе медпунктов?
     
     Налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности в порядке, установленном ст. 275.1 НК РФ.
     
     Перечень объектов, признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами, объектами жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и объектами социально-культурной сферы в целях главы 25 НК РФ, установлен ст. 275.1 настоящего Кодекса. При этом, по нашему мнению, факт оказания услуг подразделениями и службами ЖКХ и социально-культурной сферы одновременно и своим работникам, и сторонним лицам не является квалифицирующим в признании соответствующих объектов объектами обслуживающих производств и хозяйств.
     
     Полагаем, что если вышеуказанные объекты прямо указаны в ст. 275.1 НК РФ как объекты обслуживающих производств и хозяйств, то вне зависимости от того, оказываются услуги через такие объекты как своим работникам, так и сторонним лицам либо только сторонним лицам, налогообложение этих объектов должно производиться с учетом требований ст. 275.1 настоящего Кодекса.
     
     Перечисленные в ситуации объекты, числящиеся на балансе организации, поименованы в ст. 275.1 НК РФ в качестве объектов обслуживающих производств и хозяйств, и, следовательно, налоговая база по деятельности организации, связанной с использованием данных объектов, определяется отдельно в соответствии с положениями ст. 275.1 настоящего Кодекса.
     
     Что касается расходов на содержание медпунктов, дополнительно необходимо учитывать следующее.
     
     Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в системе здравоохранения в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены такие подразделения, как медпункт или здравпункт.
     
     В то же время согласно ст. 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасные условия труда и не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, в частности, это относится к работникам, занятым на производствах, связанных с движением транспорта.
     
     Кроме того, Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры.
     
     Следовательно, организации, обязанные в соответствии с установленным законодательством порядком осуществлять медицинское освидетельствование водителей, вправе открывать медпункты, входящие в состав их организации.
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
     
     Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в состав расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль по основному виду деятельности организации, могут быть включены затраты на содержание медпункта, находящегося непосредственно на территории организации, в той их части, которая относится к деятельности медпунктов, обусловленной требованиями законодательства.
     
     Налоговая база в отношении иной деятельности медпунктов определяется отдельно в соответствии с требованиями ст. 275.1 НК РФ.
     
     Если вид деятельности, осуществляемый структурным подразделением, указан в качестве одного из основных видов деятельности в учредительных документах (уставе) организации, признается ли структурное подразделение, через которое такой вид деятельности осуществляется, обслуживающим производством (хозяйством)?
     
     Статьей 275.1 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. При этом налоговая база по вышеуказанной деятельности определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     В ст. 275.1 НК РФ приведен перечень объектов, признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами, объектами ЖКХ и объектами социально-культурной сферы в целях главы 25 настоящего Кодекса.
     
     Полагаем, что если объекты прямо указаны в ст. 275.1 НК РФ как объекты обслуживающих производств и хозяйств, то вне зависимости от иных обстоятельств (в частности, указания в уставе организации какого-либо вида деятельности, связанного с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, в качестве одного из основных видов деятельности) налогообложение доходов от деятельности, связанной с их использованием, должно производиться с учетом требований ст. 275.1 Кодекса.
     

Налогообложение НИОКР

     
     Вновь созданная организация осуществляет НИОКР, в результате которых рассчитывает получить патент на изобретенную полезную модель и использовать полученный нематериальный актив для извлечения дохода. До момента получения патента и признания прав в качестве нематериального актива организация не имеет доходов от деятельности и несет только расходы, связанные с НИОКР, включая расходы на уплату налогов, исчисленных с фонда оплаты труда работников, участвовавших в создании нематериального актива. Включаются ли суммы единого социального налога, взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и на обязательное пенсионное страхование в первоначальную стоимость созданного нематериального актива?
     
     В соответствии со ст. 262 НК РФ расходы на НИОКР для целей налогообложения складываются из всех расходов, которые прямо связаны с осуществлением таких работ. При этом п. 5 ст. 262 НК РФ предусмотрено, что, если в результате произведенных расходов на НИОКР организация-налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 настоящего Кодекса, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в соответствии с п. 2 ст. 258 НК РФ.
     
     Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
     
     Таким образом, суммы налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ, не включаются в первоначальную стоимость амортизируемого имущества, созданного организацией самостоятельно.
     
     Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 настоящего Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
     
     Согласно ст. 13-15 НК РФ единый социальный налог является федеральным налогом.
     
     Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не относятся к налогам и сборам в Российской Федерации.
     
     Исходя из вышеизложенного расходы в виде заработной платы работников, участвующих в создании нематериального актива, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на данную заработную плату, увеличивают первоначальную стоимость амортизируемого имущества, созданного организацией самостоятельно.
     
     Единый социальный налог, относимый в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, не увеличивает первоначальную стоимость создаваемого организацией самостоятельно нематериального актива и относится к расходам в зависимости от выбранного метода признания доходов и расходов.
     
     Ввиду того что в периоде начисления единого социального налога организация не имеет доходов от деятельности и несет только расходы, связанные с НИОКР, включая уплату единого социального налога, полагаем, что расходы на уплату этого налога могут быть списаны впоследствии в порядке переноса убытков на будущее, предусмотренном ст. 283 НК РФ.
     

Налогообложение безвозмездно переданного имущества

     
     Организация, реализующая изделия медицинской техники, в целях продвижения медицинской техники на российский рынок планирует осуществить передачу вышеуказанных изделий на определенный срок на безвозмездной основе в медицинские организации, высшие учебные заведения для проведения апробации.
     
     Возникает ли у организации налогооблагаемый доход и влияют ли затраты, произведенные организацией в связи с предоставлением имущества во временное безвозмездное пользование, на налогооблагаемую прибыль?
     
     Правоотношения сторон по договору безвозмездного пользования регулируются главой 36 ГК РФ, ст. 689 которого определено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
     
     В отдельных случаях взаимоотношения сторон по договору ссуды регулируются правилами, предусмотренными соответствующими статьями ГК РФ для договора аренды имущества.
     
     В соответствии со ст. 247-249 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком; в качестве прибыли для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые включают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также внереализационные доходы.
     
     Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     Внереализационными доходами признаются все иные доходы, не относящиеся к доходам от реализации в классификации НК РФ.
     
     В связи с тем что в рассматриваемом случае имущество передается во временное пользование безвозмездно, то есть у передающей стороны получение дохода от такой передачи договором сторон не предусмотрено, стоимость безвозмездно переданного во временное пользование имущества объектом обложения налогом на прибыль не является.
     
     При этом в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
     

Оформление путевых листов в качестве документального подтверждения расходов

     
     Е.В. Евсик,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Вправе ли налогоплательщик для документального подтверждения расходов, связанных с содержанием автомобилей, используемых сотрудниками для выполнения служебных обязанностей, составлять путевой лист один раз в месяц?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 252 НК РФ в целях обложения налогом на прибыль организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
     
     Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в вышеуказанной статье Закона N 129-ФЗ.
     
     Форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, подлежит применению юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.
     
     Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, который подтверждает произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов и в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, а именно:
     

     а) наименование документа;
     
     б) дата составления документа;
     
     в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
     
     г) содержание хозяйственной операции;
     
     д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
     
     е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
     
     ж) личные подписи указанных лиц.
     
     При этом первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенных расходов.
     
     Если ежемесячное составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода горюче-смазочных материалов, считаем, что путевой лист, составляемый с такой периодичностью, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика.
     

Учет стоимости материально-производственных запасов, определенной в величине налога на прибыль

     
     В каком отчетном периоде налогоплательщиком на основании п. 2 ст. 254 НК РФ может быть признана в качестве расходов стоимость материально-производственных запасов, определенная в величине налога на прибыль, исчисленного в соответствии с п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ?
     
     Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ с 1 января 2006 года стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13 и 20 ст. 250 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 272 НК РФ материальные расходы в виде сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги), признаются в налоговом учете на дату передачи их в производство.
     
     Таким образом, материально-производственные запасы в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, с 1 января 2006 года признаются в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на дату передачи их в производство.
     

Учет имущества, полученного при демонтаже оборудования

     
     Имеет ли право налогоплательщик уменьшать доходы от реализации имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, на стоимость данного имущества, определенную в величине налога на прибыль, исчисленного в соответствии с п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров и (или) имущественных прав, определяемую как цена приобретения (создания) этого имущества. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
     
     При этом, как отмечалось выше, согласно п. 2 ст. 254 НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ; далее - Закон N 58-ФЗ) с 1 января 2006 года стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13 и 20 ст. 250 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, с 1 января 2006 года при реализации материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой реализации на стоимость этого имущества, определяемую в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ.
     

Амортизация объектов основных средств, выявленных в результате инвентаризации

     
     Подлежат ли амортизации для целей налогообложения прибыли объекты основных средств, выявленные в результате инвентаризации? Каким образом определяются их первоначальная стоимость и ежемесячные амортизационные отчисления?
     
     Порядок определения стоимости амортизируемого имущества приведен в ст. 257 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства устанавливается как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
     
     Применение положений п. 2 ст. 254 НК РФ (в ред. Закона N 58-ФЗ) при определении первоначальной стоимости основного средства, выявленного в ходе инвентаризации, неправомерно.
     
     Если материально-производственные запасы, выявленные при инвентаризации, а также полученные при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, используются впоследствии при ремонте основных средств, то стоимость основных средств увеличивается на стоимость этих материально-производственных запасов, определяемую в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ (в ред. Закона N 58-ФЗ).
     

Учет выплачиваемого банку комиссионного вознаграждения

     
     Вправе ли организация-заемщик относить к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, на основании подпункта 15 п. 1 ст. 265 НК РФ комиссионное вознаграждение, ежемесячно выплачиваемое банку за открытие и ведение ссудного счета, размер которого установлен в процентах от суммы непогашенной задолженности по кредиту? Вправе ли заемщик учесть как внереализационные расходы выплаченное банку вознаграждение за банковскую услугу, оказанную в рамках кредитного договора, если размер вознаграждения определяется сторонами в процентном отношении к сумме непогашенного кредита?
     
     В соответствии с подпунктом 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, относятся в том числе расходы на оплату услуг банков.
     
     В составе расходов на оплату услуг банков может быть учтена, в частности, сумма комиссии, взимаемой банком за совершение операций.
     
     В то же время, если комиссия за проведение операций по ссудному счету установлена в процентах от суммы непогашенного кредита, данная комиссия должна включаться для целей налогообложения прибыли в состав расходов в виде процентов по кредиту в порядке, установленном ст. 269 НК РФ.
     
     В случае уплаты в пользу банка за банковскую услугу, оказанную в рамках кредитных правоотношений, вознаграждения, размер которого определен в процентах к сумме непогашенного кредита, данное вознаграждение, так же как и комиссия за обслуживание кредитного счета, подлежит включению в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, в виде процентов по кредиту в порядке, установленном ст. 269 НК РФ.
     

Учет сверхнормативных потерь в электрических сетях

     
     Основной деятельностью организации является эксплуатация наружных систем электроснабжения, внутренних систем электроснабжения: передача и распределение электрической энергии. По условиям договора организация обязана оплачивать полученную энергию в объемах, компенсирующих нормативные и сверхнормативные потери в электрических сетях. Могут ли признаваться в налоговой базе по налогу на прибыль платежи за сверхнормативные потери в электрических сетях, уплачиваемые в соответствии с условиями договора и связанные со спецификой организации?
     
     Как следует из ситуации, по условиям договора, помимо фактически полученной электроэнергии, организация оплачивает нормативные и сверхнормативные потери в электрических сетях.
     
     Исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки налогоплательщик определяет норматив технологических потерь каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данный норматив может быть установлен в организации, в частности, технологической картой, сметой технологического процесса или иным аналогичным документом, которые являются внутренними документами, не имеющими унифицированной формы.
     
     Поэтому вышеназванные документы разрабатываются специалистами организации, контролирующими технологический процесс (например, технологами), и утверждаются уполномоченными руководством организации лицами (например, главным технологом или главным инженером). Для определения нормативов образования технологических отходов используются отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 7 ст. 254 НК РФ (в ред. Закона N 58-ФЗ) к материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.
     
     Учитывая вышеизложенное, потери электроэнергии при ее транспортировке, компенсируемые организацией, могут быть списаны в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как технологические потери при производстве и (или) транспортировке в пределах норматива технологических потерь.
     
     При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Таким образом, сверхнормативные потери в электрических сетях, образовавшиеся, например, в результате несанкционированного подключения к данным сетям потребителей, как необоснованные потери не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль налогоплательщика.
     

Учет суммы единовременного пособия

     
     Может ли организация отнести на расходы сумму выплаты единовременного пособия (в размере должностного оклада или более), произведенной работнику организации по предварительной с ним договоренности в связи с переездом на работу в другую местность?
     
     Согласно ст. 169 ТК РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:
     
     - расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случая, если работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);
     
     - расходы по обустройству на новом месте жительства.
     
     Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
     
     Что касается признания расходов по переезду работника в целях налогообложения прибыли организаций, то согласно подпункту 5 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Кроме того, п. 37 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации, не учитываются.
     
     При этом под подъемными понимаются компенсация расходов по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случая, если работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также расходы по обустройству на новом месте жительства.
     
     Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187 утверждены размеры возмещения расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность, осуществляемого организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета.
     
     Так как глава 25 НК РФ ограничивает данный вид расходов для всех категорий налогоплательщиков, считаем, что организации, не финансируемые за счет средств федерального бюджета, до утверждения соответствующих норм должны признавать затраты по возмещению расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность в пределах размеров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187.
     

Оформление командировки

     
     Может ли организация в целях налогообложения прибыли при оформлении командировки ограничиться составлением только одного документа - либо командировочного удостоверения, либо приказа о направлении работника в командировку?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в том числе согласно законодательству Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     В соответствии с подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, которые включают в том числе расходы на наем жилого помещения.
     
     Согласно ТК РФ служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
     
     Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и командировочное удостоверение являются, во-первых, документами, подтверждающими производственный характер командировки, во-вторых, документами, на основании которых определяется ее продолжительность.
     
     Таким образом, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и командировочное удостоверение имеют одно и то же назначение.
     
     Исходя из вышеприведенного организация может в локальном нормативном акте установить перечень документов, являющихся основанием для направления работника в служебную командировку.
     
     В частности, это может быть приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и (или) выдача ему командировочного удостоверения, так как, по нашему мнению, параллельное составление двух документов по одному факту хозяйственной деятельности является необязательным.