Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

    

Об исчислении доли налоговой базы, приходящейся на ликвидированное обособленное подразделение организации

     
     А.А. Назаров
     
     Порядок представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Декларация), форма которой утверждена приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н, а также исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, установлен ст. 286, 288 и 289 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     При применении вышеуказанного порядка у налогоплательщика, для которого в соответствии с п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, возникают вопросы, связанные с исчислением доли налоговой базы, приходящейся на ликвидированное обособленное подразделение.
     
     Допустим, организация закрывает в 2006 году ряд обособленных подразделений, находящихся на территориях различных субъектов Российской Федерации. Каким образом следует распределить налоговую базу по налогу на прибыль между обособленными подразделениями? Каков порядок заполнения Декларации по ликвидированному обособленному подразделению? Почему излишне уплаченной суммой налога на прибыль признаются ежемесячные авансовые платежи, уплаченные по срокам 28 января и 28 февраля 2006 года по месту нахождения одного из обособленных подразделений (единственного места осуществления организацией деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), после ликвидации вышеуказанного подразделения 1 марта 2006 года [иными словами, в течение двух полных месяцев (то есть двух третей отчетного периода) организация осуществляла на территории указанного субъекта Российской Федерации хозяйственную деятельность]?
     
     Если в течение налогового периода обособленные подразделения ликвидируются (в рассматриваемом случае - в 2006 году), то при определении причитающихся к уплате в бюджет субъекта Российской Федерации авансовых платежей по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, а также при заполнении Декларации по ликвидированному обособленному подразделению читателям журнала необходимо исходить из следующего.
     
     Учитывая, что Декларации составляются нарастающим итогом с начала года, в целях правильного распределения прибыли по организации без обособленных подразделений и по входящим в ее состав обособленным подразделениям подлежащая распределению налоговая база в целом по организации за последующие отчетные периоды и за текущий налоговый период должна быть определена без учета налоговой базы ликвидированного обособленного подразделения в размере, исчисленном и отраженном в Декларации за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором оно было ликвидировано.
     
     В соответствии с п. 1.4 раздела I "Состав Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные и налоговый периоды" Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, представляет по окончании каждого отчетного и налогового периода в налоговый орган по месту своего нахождения Декларацию, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям (ст. 289 НК РФ) или по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации (далее - группа обособленных подразделений), при уплате налога в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ.
     
     В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организация представляет Декларацию, включающую Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и (или) подраздел 1.2 Раздела 1, а также расчет суммы налога (Приложение N 5 к Листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения. При расчете налога по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, Декларация, составленная в вышеуказанном объеме, представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.
     
     При заполнении Декларации по ликвидированному в 2006 году обособленному подразделению организации читателям журнала необходимо учитывать следующее.
     
     В соответствии с п. 10.11 Раздела X "Порядок заполнения Приложения N 5 к Листу 02 “Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения” Декларации" при составлении Приложений N 5 с кодом "3" (код для обособленного подразделения, ликвидированного в течение текущего налогового периода) по строке 002 по ликвидированному обособленному подразделению в Декларациях за последующие отчетные периоды и текущий налоговый период по строке 040 "Доля налоговой базы (%)" указывается доля налоговой базы, а по строке 050 "Налоговая база исходя из доли (руб.)" - налоговая база в размерах, исчисленных и отраженных в Декларациях за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором оно было ликвидировано.
     
     При снижении налоговой базы в целом по организации

(строка 120 "Ежемесячные авансовые платежи на


 

квартал (руб.)" Приложения N 5 к

Листу 02)

по сравнению с предыдущим отчетным периодом подлежит уменьшению ранее исчисленный налог на прибыль как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая ликвидированные обособленные подразделения. Строка 050 Приложения N 5 к Листу 02 по ликвидированному обособленному подразделению определяется в данном случае путем умножения показателя по строке 040 на показатель строки 030 "Налоговая база в целом по организации (руб.)".
     
     В Приложениях N 5 к Листу 02 по вышеуказанным обособленным подразделениям строка 120, строка 130 "Налог на прибыль с сумм, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы/в бюджет субъекта Российской Федерации (руб.)", строка 140 "Налог на прибыль с сумм, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы/в местный бюджет (руб.)" не заполняются; показатели остальных строк исчисляются в общеустановленном порядке.
     
     При составлении Приложений N 5 к Листу 02 с кодом "4" (код для группы обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации) по строке 002 в группу обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, может входить организация без числящихся в ее составе обособленных подразделений, если организация находится на территории этого же субъекта Российской Федерации.
     
     Что касается признания излишне уплаченной суммой налога ежемесячных авансовых платежей, уплаченных по срокам 28 января и 28 февраля 2006 года по месту нахождения обособленного подразделения, после ликвидации вышеуказанного подразделения 1 марта 2006 года, читателям журнала необходимо исходить из следующего.
     
     Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
     Указанные в п. 2 ст. 288 НК РФ удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
     
     Это означает, что производимое в соответствии с абзацем первым п. 2 ст. 288 НК РФ распределение прибыли между организацией и ее обособленными подразделениями возможно после истечения отчетного (налогового) периода.
     
     В рассматриваемом случае ликвидация обособленного подразделения произошла 1 марта 2006 года, а отчетный период (I квартал) истекает 31 марта. Следовательно, распределение прибыли между организацией и вышеуказанным обособленным подразделением в I квартале 2006 года не производилось. В связи с этим ежемесячные авансовые платежи, уплаченные по срокам 28 января и 28 февраля 2006 года по месту нахождения этого обособленного подразделения, после его ликвидации должны быть признаны излишне уплаченной суммой налога на прибыль, которая подлежит зачету или возврату в соответствии со ст. 78 и 79 НК РФ.
     

О зачете излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль в погашение недоимки по НДС

     
     В соответствии с п. 1 ст. 286 НК РФ налог на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой согласно ст. 274 Кодекса.
     
     Пунктом 1 ст. 274 НК РФ установлено, что налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.
     
     Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
     
     Следовательно, авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата согласно ст. 287 НК РФ - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.
     
     Таким образом, положения ст. 78 НК РФ о зачете излишне уплаченной суммы налога должны распространяться на суммы авансовых платежей по налогу на прибыль после представления налогоплательщиком деклараций по налогу на прибыль за соответствующий отчетный период.
     
     Это означает, что зачет излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль в погашение недоимки по НДС возможен по итогам отчетных периодов до представления декларации за налоговый период.
     

Об учете унитарным предприятием основного средства, приобретенного с использованием бюджетных средств целевого финансирования

     
     Унитарным предприятием приобретено (с использованием бюджетных средств целевого финансирования в размере 60 тыс. руб.) основное средство по цене 118 тыс. руб. (в том числе НДС - 18 тыс. руб.). Это основное средство со сроком полезного использования 10 лет получено унитарным предприятием в хозяйственное ведение и используется им для извлечения дохода. В каком размере в целях налогообложения прибыли погашается стоимость приобретенного основного средства путем начисления амортизации?
     
     Пунктом 1 ст. 257 НК РФ установлено, что под основным средством понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
     
     Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
     
     Таким образом, в рассматриваемом случае в первоначальную стоимость приобретенного амортизируемого имущества не включается НДС в размере 18 тыс. руб.
     
     Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия.
     
     При этом подпунктом 3 п. 2 ст. 256 НК РФ предусмотрено, что не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования.
     
     В связи с вышеизложенным в рассматриваемом случае путем начисления амортизации погашается не вся стоимость приобретенного основного средства, а только ее часть в размере 40 тыс. руб. (118 тыс. руб. - 18 тыс. руб. -  60 тыс. руб.).
     

Об исчислении суммы ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащего уплате в I квартале 2006 года

     
     В 2005 году налогоплательщик исчислял ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций исходя из фактически полученной прибыли. В 2006 году отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Как следовало исчислить сумму ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале 2006 года?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 286 НК РФ в течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате в I квартале текущего налогового периода, должна была быть принята равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
     
     Пунктом 1 ст. 287 НК РФ установлено, что налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
     
     Таким образом, в рассматриваемом случае уплате в IV квартале 2005 года подлежали ежемесячные авансовые платежи по налоговым декларациям за отчетные периоды январь - сентябрь (по сроку 28.10.2005), январь - октябрь (по сроку 28.11.2005) и январь - ноябрь (по сроку 28.12.2005).
     
     Это означает, что при исчислении ежемесячных авансовых платежей, подлежавших уплате в I квартале 2006 года, должны были учитываться суммы налога на прибыль к доплате (к уменьшению) за вышеуказанные отчетные периоды.
     
     Поэтому сумма ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате в I квартале 2006 года, должна была приниматься равной одной трети суммы строк 370 (сумма налога на прибыль к доплате, учитывается со знаком "+") и 380 (сумма налога на прибыль к уменьшению, учитывается со знаком "-") Листа 02 Декларации за вышеуказанные отчетные периоды*1.
     _____
     *1 Имеется в виду форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденная приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614, применявшаяся до 2006 года (далее - прежняя форма Декларации).
     
     Если рассчитанная таким образом сумма была меньше или равна нулю, то ежемесячные авансовые платежи вышеуказанными налогоплательщиками не должны были осуществляться.
     
     Пример 1.
     
     Если в прежней форме Декларации за январь - сентябрь 2005 года по строке 370 Листа 02 отражалась сумма в размере 15 млн руб. (соответственно по строке 380 ставился прочерк), в Декларации за январь - октябрь 2005 года по строке 380 Листа 02 отражалась сумма в размере 10 млн руб. (соответственно по строке 370 ставился прочерк), в Декларации за январь - ноябрь 2005 года по строке 370 Листа 02 отражалась сумма в размере 25 млн руб. (соответственно по строке 380 ставился прочерк), то сумма ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате в I квартале 2006 года, должна была быть принята равной 10 млн руб.
     

[(15 млн руб. - 10 млн руб. + 25 млн руб.) : 3].

     
     Пример 2.
     
     Если в прежней форме Декларации за январь - сентябрь 2005 года по строке 370 Листа 02 отражалась сумма в размере 15 млн руб. (соответственно по строке 380 ставился прочерк), в Декларации за январь - октябрь 2005 года по строке 380 Листа 02 отражалась сумма в размере 50 млн руб. (соответственно по строке 370 ставился прочерк), в Декларации за январь - ноябрь 2005 года по строке 370 Листа 02 отражалась сумма в размере 25 млн руб. (соответственно по строке 380 ставился прочерк), то сумма показателей вышеуказанных строк была меньше нуля (15 млн руб. - 50 млн руб. + 25 млн руб.) и, следовательно, ежемесячные авансовые платежи в I квартале 2006 года не должны были осуществляться.
     

Возможность перехода налогоплательщика с уплаты авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату авансовых платежей исходя
не из фактической прибыли

     
     В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода.
     
     Согласно п. 2 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
     
     Это означает, что отчетными периодами для налогоплательщика могут быть признаны либо месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (в этом случае ежемесячные авансовые платежи исчисляются исходя из фактически полученной прибыли), либо I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (в этом случае ежемесячные авансовые платежи исчисляются исходя не из фактически полученной прибыли).
     
     Система уплаты авансовых платежей исходя не из фактической прибыли установлена абзацами третьим - шестым п. 2 ст. 286 НК РФ, система уплаты авансовых платежей на основании фактической прибыли - абзацем седьмым п. 2 ст. 286 НК РФ.
     
     Таким образом, в настоящее время существуют две системы исчисления вышеуказанных платежей.
     
     Пунктом 2 ст. 286 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит такой переход. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
     
     Итак, налогоплательщик вправе в установленном порядке изменить систему уплаты авансовых платежей (уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит изменение указанной системы) и, в частности, перейти от системы уплаты авансовых платежей исходя из фактической прибыли к системе уплаты авансовых платежей исходя не из фактической прибыли.
     

Об учете доходов и расходов прошлых лет, выявленных в текущем периоде

     
     Каким способом следует учесть в целях налогообложения прибыли организаций выявленные в текущем отчетном периоде доходы (в размере 500 тыс. руб.) и расходы (в размере 600 тыс. руб.) прошлых лет (конкретный период определить невозможно) по неучтенным хозяйственным операциям: отнести вышеуказанные доходы к внереализационным доходам, а полученный убыток в размере 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. - 600 тыс. руб.) - к внереализационным расходам (первый способ); учесть только полученный убыток в размере 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. -  - 600 тыс. руб.) в качестве внереализационного расхода (второй способ); отнести выявленные доходы (500 тыс. руб.) к внереализационным доходам, а расходы в размере 600 тыс. руб. - к внереализационным расходам (третий способ)?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
     
     Согласно п. 10 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде.
     
     В целях главы 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде (подпункт 1 п. 2 ст. 265 настоящего Кодекса).
     
     Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в данном отчетном (налоговом) периоде, налоговая база признается равной нулю (п. 8 ст. 274 Кодекса).
     
     Таким образом, убыток является отрицательной разницей между доходами и расходами.
     
     Это означает, что к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в прошлых налоговых периодах и выявленные в текущем отчетном периоде, если в этом периоде не выявлены доходы прошлых налоговых периодов.
     
     В связи с вышеизложенным в рассматриваемом случае выявленные доходы в размере 500 тыс. руб. могут быть отнесены к внереализационным доходам в соответствии с п. 10 ст. 250 НК РФ, а выявленные расходы в размере 600 тыс. руб. - к внереализационным расходам согласно подпункту 20 п. 1 ст. 265 Кодекса.
     

О сроке уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль организаций

     
     Организация создана 29 декабря 2005 года. Отчетными периодами для нее признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В 2006 году выручка от реализации составляет: в январе - 700 тыс. руб., в феврале - 800 тыс. руб., в марте - 900 тыс. руб., в апреле - 1100 тыс. руб. С какого месяца 2006 года организация обязана была уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль: с мая или с июля 2006 года?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 287 НК РФ вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала 1 млн руб. в месяц либо 3 млн руб. в квартал. В случае превышения вышеуказанных ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 287 НК РФ с учетом требований п. 6 ст. 286 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 6 ст. 286 НК РФ организации, созданные после вступления в силу главы 25 настоящего Кодекса, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.
     
     Пунктом 1 ст. 287 НК РФ предусмотрено, что ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Статьей 6.1 НК РФ определено, что квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года. При этом месяцем признается календарный месяц.
     
     В связи с этим уплата ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в течение отчетного периода, начинается не позднее первого месяца квартала. При этом п. 3 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
     
     Это означает, что вышеуказанная уплата со второго или третьего календарного месяца квартала не предусмотрена.
     
     Таким образом, в случае превышения ограничений, указанных в п. 5 ст. 287 НК РФ, вновь созданная организация уплачивает авансовые платежи начиная не с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, а с квартала, следующего за кварталом, в котором такое превышение имело место.
     
     В рассматриваемом случае превышение указанного в п. 5 ст. 287 НК РФ ограничения имело место в апреле 2006 года.
     
     Апрель является первым месяцем II квартала.
     
     В связи с вышеизложенным в данном случае организация была обязана уплачивать ежемесячные авансовые платежи начиная не с мая 2006 года, а с III квартала 2006 года, то есть с июля 2006 года.
     

Уведомление налогового органа о переходе организации на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли

     
     Н.Н. Белова
     
     Статьей 286 НК РФ установлены три способа исчисления налога на прибыль и авансовых платежей по налогу:
     
     - исчисление ежемесячных авансовых платежей и авансовых платежей по итогам отчетного периода;
     
     - исчисление квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода;
     
     - исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли за отчетный период.
     
     По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено ст. 286 НК РФ, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
     
     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
     
     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала.
     
     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
     
     Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, вышеуказанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
     
     Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
     
     При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
     

     В соответствии со ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
     
     Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.
     
     Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм вышеуказанного законодательства.
     
     Таким образом, уведомление налогового органа о переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли производится только при принятии налогоплательщиком такого решения, о чем вносятся изменения в учетную политику для целей налогообложения прибыли.
     
     Если налогоплательщик не изменяет принятый порядок уплаты налога на прибыль, то у него отсутствует обязанность подтверждать ежегодно факт уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.
     
     Налогоплательщикам следует иметь в виду, что организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации вышеуказанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
     

Уведомление налогового органа о создании обособленных подразделений

     
     Согласно дополнениям, внесенным Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в п. 2 ст. 288 НК РФ, с 1 января 2006 года налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе перейти на исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации, и уплату налога на прибыль производить через одно из этих обособленных подразделений.
     
     При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации (далее - ответственное обособленное подразделение), уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Налогоплательщик может также принять решение об уплате налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за все обособленные подразделения, находящиеся на налоговом учете в том же субъекте Российской Федерации.
     
     О принятом решении налогоплательщик должен уведомить налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения с указанием обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет, их местонахождения, КПП.
     
     Рекомендуемые типовые формы уведомлений при принятии налогоплательщиком решения об уплате налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации через ответственное обособленное подразделение приведены в письме ФНС России от 31.10.2005 N ММ-6-02/916@ "Об уведомлении об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций".
     
     Достоверность и полнота сведений, указанных в уведомлении, подтверждается подписями руководителя и главного бухгалтера организации либо представителем, полномочия которого подтверждены в установленном порядке, с проставлением даты подписания.
     
     Второй экземпляр уведомления направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика - юридического лица (головной организации).
     
     Одновременно налогоплательщик должен уведомить налоговые органы по месту нахождения прочих обособленных подразделений о том, что через вышеуказанные подразделения уплата налога в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет (с указанием их местонахождения и КПП, а также ответственного обособленного подразделения, его местонахождения и КПП).
     
     По аналогии с вышеизложенным порядком производится уведомление налоговых органов, если уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации будет производиться головной организацией.
     
     По месту нахождения обособленных подразделений, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет, декларации по налогу на прибыль не представляются.
     
     Учитывая положения ст. 288 НК РФ, в случае создания в течение года обособленных подразделений налогоплательщик должен направить налоговому органу уведомление только при создании нескольких обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации.
     
     При этом налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 23 НК РФ они обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации, ликвидации.
     

Начисление пени при неуплате ежемесячных авансовых платежей по налогу или их уплате с нарушением сроков, установленных ст. 287 НК РФ

     
     В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
     
     Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
     
     Пеня не начисляется на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа либо суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или был наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
     
     Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
     
     Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.
     
     Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
     
     Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ.
     
     Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.
     
     При начислении пени за неуплату или несвоевременную уплату налога на прибыль налогоплательщикам следует иметь в виду, что они должны уплачивать пени в случае образования у них недоимки, то есть не уплаченной в установленный срок суммы налога.
     
     Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     В соответствии со ст. 286 НК РФ налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.
     
     Согласно ст. 287 НК РФ по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода, а авансовые платежи по итогам отчетного периода - в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
     
     Следовательно, ежемесячные авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата в соответствии со ст. 287 НК РФ - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.
     
     В Декларации, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган на основании ст. 289 НК РФ, предусмотрены соответствующие строки (строки 290-310 Листа 02), по которым указываются суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена Декларация.
     
     Таким образом, если по итогам отчетного периода налогоплательщик представил в налоговый орган Декларацию, из которой следует, что он исчислил в соответствии со ст. 286 НК РФ ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в квартале, за который представлена налоговая декларация, то при неуплате или уплате вышеуказанных ежемесячных авансовых платежей в сроки, более поздние по сравнению со сроками, установленными ст. 287 настоящего Кодекса, налогоплательщику начисляется пеня.
     
     При этом, если согласно Декларации сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа меньше суммы начисленных ежемесячных авансовых платежей за этот квартал, налоговый орган производит начисление пени на ежемесячные авансовые платежи за последний квартал отчетного (налогового) периода, принимая их (для расчета пени) в суммах не выше авансовых платежей за этот квартал.
     
     Если по итогам за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал квартального авансового платежа равна или превышает сумму начисленных за этот же квартал ежемесячных авансовых платежей (своевременно не уплаченных), то налоговый орган начисляет пени исходя из сумм начисленных ежемесячных авансовых платежей, которые налогоплательщик должен был уплатить в течение квартала.
     
     Это следует из письма МНС России от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@, а также из Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201.
     

Особенности учета расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

     
     В соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ, которой установлены особенности учета расходов на научно-исследовательские или опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР), расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
     
     При определении расходов на изобретательство налогоплательщикам следует руководствоваться Законом СССР от 31.05.1991 N 2213-1 "Об изобретениях в СССР" в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
     
     При осуществлении отчислений на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР налогоплательщикам следует руководствоваться перечнем фондов, утвержденным Правительством РФ.
     
     Если в результате произведенных расходов на НИОКР организация-налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в соответствии с п. 2 ст. 258 настоящего Кодекса.
     
     Пунктом 2 ст. 262 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 настоящего Кодекса.
     
     Для целей налогообложения расходы на НИОКР признаются при соблюдении следующих условий: НИОКР (или их отдельные этапы) должны быть завершены; сторонами договора должен быть подписан акт сдачи-приемки; исследования и разработки (или отдельные этапы) должны использоваться в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы).
     

     При выполнении вышеуказанных условий налогоплательщик имеет право применять положения ст. 262 НК РФ.
     
     Положения п. 2 ст. 262 НК РФ не распространяются на соответствующие расходы в организациях, выполняющих НИОКР в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Вышеуказанные расходы рассматриваются как расходы на осуществление деятельности, направленной на получение доходов.
     
     До 1 января 2006 года вышеуказанные расходы равномерно включались налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).
     
     Следует отметить, что вышеуказанное положение п. 2 ст. 262 НК РФ действовало до 1 января 2006 года. Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ внесены изменения в ст. 262 НК РФ, в частности, сокращен срок, в течение которого расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов. Теперь срок списания таких расходов сокращен с трех лет до двух лет.
     
     Таким образом, вышеуказанная норма закона предусматривает, что с 1 января 2006 года расходы на НИОКР равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение двух лет.
     
     Следовательно, до 1 января 2006 года расходы на НИОКР включались в состав прочих расходов налогоплательщика равными частями в размере 1/36 от суммы фактически осуществленных затрат. После 1 января 2006 года такие расходы подлежат включению в состав прочих расходов равными частями в размере 1/24 от суммы осуществленных затрат. Вышеуказанные положения п. 2 ст. 262 НК РФ применяются также и при завершении отдельных этапов работ.
     
     Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет (до 1 января 2006 года - в размере, не превышающем 70 % фактически осуществленных расходов, с 1 января 2006 года - в полной сумме) в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 262 НК РФ.
     
     Статья 262 НК РФ применяется в случае, если налогоплательщик выступает в роли заказчика либо осуществляет работы собственными силами для собственных нужд.
     

     Такие расходы могут быть также произведены организацией совместно с другими организациями в размере, приходящемся на долю организации.
     
     Если в договоре на выполнение НИОКР не предусмотрена поэтапная сдача работ заказчику, то расходы могут признаваться в налоговом учете только по окончании всего исследования на основе подписанного сторонами акта сдачи-приемки.
     
     В любом из этих случаев расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов равномерно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены исследование либо разработки или их отдельные этапы.
     
     Налогоплательщику целесообразно в приказе об учетной политике для целей налогообложения отразить порядок включения расходов на НИОКР либо по окончании выполнения работ, либо по окончании этапа работ.
     
     В соответствии со ст. 262 НК РФ для учета расходов на НИОКР налогоплательщик суммирует все расходы, связанные с НИОКР, в которых он выступает в роли заказчика либо осуществляет работы собственными силами для собственных нужд. Данный показатель формируется в течение периода осуществления подобных работ по определенному договору (теме) и по окончании вышеуказанных работ либо этапа работ (что должно быть подтверждено соответствующим актом) включается в состав прочих расходов ежемесячно в течение двух лет в размере 1/24 фактически осуществленных работ (до 1 января 2006 года - в течение последующих трех лет в размере 1/36 данного показателя ежемесячно). Для учета вышеуказанных расходов необходимо подтверждение налогоплательщиком использования результатов этих работ в его производственной деятельности.
     
     Если это подтверждение может быть дано только через определенный промежуток времени, то вся сумма осуществленных расходов будет учитываться для налогообложения в течение срока, оставшегося до окончания двухлетнего срока, исчисляемого с даты окончания соответствующих работ, равномерно.
     
     Необходимо отметить, что п. 9 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2005 N 117-ФЗ  "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2006 года, п. 2 ст. 262 НК РФ был дополнен новым абзацем, согласно которому расходы на НИОКР (в том числе на не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особых экономических зон (ОЭЗ), созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
     
     Таким образом, налогоплательщики, имеющие статус резидента ОЭЗ, в том числе промышленно-производственной ОЭЗ, учитывают расходы на НИОКР при исчислении налога на прибыль в размере фактических затрат, то есть в полном размере вне зависимости от результата исследований (положительного или отрицательного), и включают в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором расходы на НИОКР были осуществлены.
     

     Но вышеуказанная норма п. 2 ст. 262 НК РФ распространяется только на заказчиков НИОКР, а не на исполнителей НИОКР. Исполнитель НИОКР, если даже он и работает в ОЭЗ, не вправе применять положения ст. 262 НК РФ.
     
     Сумма расходов на НИОКР, учтенная в истекшем отчетном (налоговом) периоде в составе прочих расходов, исчисленная в соответствии со ст. 262 НК РФ, подлежит отражению по строке 042 Приложения N 2 к Листу 02 "Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам" Декларации с расшифровкой по строке 043 этого Приложения расходов на НИОКР, не давшие положительного результата.
     
     Сумма расходов на НИОКР, учтенная в истекшем отчетном (налоговом) периоде в составе прочих расходов, включается в общую сумму признанных расходов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
     

О налогообложении обособленных подразделений

     
     Налогоплательщик имеет много обособленных подразделений на территории субъектов Российской Федерации, причем на территории одних субъектов Российской Федерации налогоплательщик имеет всего два или три обособленных подразделения, а на территории других - двадцать пять.
     
     Может ли налогоплательщик на территории субъектов Российской Федерации, где находится большое количество обособленных подразделений, выбрать ответственные обособленные подразделения, то есть по таким субъектам Российской Федерации перейти на новый порядок уплаты налога на прибыль, а по другим субъектам Российской Федерации, где находятся всего по два-три обособленных подразделения, производить уплату налога на прибыль в бюджеты по месту нахождения каждого обособленного подразделения?
     
     Если налогоплательщик принял решение о переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации через ответственное обособленное подразделение, то он обязан на территории всех субъектов Российской Федерации, где он имеет обособленные подразделения, выбрать ответственные обособленные подразделения, через которые он будет производить уплату налога на прибыль в бюджеты таких субъектов Российской Федерации.
     
     Если же налогоплательщик такое решение не принимает, он должен производить уплату налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации, где он имеет обособленные подразделения, по месту нахождения каждого обособленного подразделения, как это и ранее делали все налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения.
     
     Учитывая вышеизложенное, производить уплату налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации на территории одних субъектов Российской Федерации через ответственные обособленные подразделения, а на территории других субъектов Российской Федерации - по месту нахождения каждого обособленного подразделения неправомерно, поскольку вышеуказанное противоречит нормам ст. 288 НК РФ.
     

Отражение в учетной политике организации перехода на новый порядок уплаты налога на прибыль

     
     Налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения, принял решение об уплате налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации через ответственное обособленное подразделение.
     
     Должен ли налогоплательщик отразить факт перехода на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в учетной политике организации для целей налогообложения?
     
     С 1 января 2006 года налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе перейти на исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации, и уплату налога на прибыль производить через ответственное обособленное подразделение.
     
     В то же время в п. 2 ст. 288 НК РФ сохранена норма, предусматривающая уплату налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Иными словами, налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, могут производить уплату налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
     
     Таким образом, в настоящее время ст. 288 НК РФ содержит два способа уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации:
     
     1) по месту нахождения каждого обособленного подразделения;
     
     2) через ответственное обособленное подразделение за все обособленные подразделения, находящиеся на налоговом учете в том же субъекте Российской Федерации.
     
     Из ст. 288 НК РФ не следует, что налогоплательщик должен отразить решение о переходе на новый порядок уплаты налога в бюджет субъекта Российской Федерации в учетной политике.
     
     В соответствии с п. 8 раздела II Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета налогоплательщик осуществляет выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
     
     Второй способ уплаты налога является новым порядком уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации и применяется начиная с 1 января 2006 года.
     
     До 1 января 2006 года налогоплательщики применяли только первый способ уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации. Он был общим для всех налогоплательщиков и применялся всеми налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, без исключения.
     
     Поскольку в настоящее время существуют два способа уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации, налогоплательщик должен выбрать один из них.
     
     Следовательно, при принятии налогоплательщиком решения об уплате налога