Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Заполнение индивидуальных и сводных карточек по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1-е полугодие 2006 года


Заполнение индивидуальных и сводных карточек по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1-е полугодие 2006 года*1

(согласно приказу МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443)

     _____
     *1 Редакция журнала предлагает читателям одну из возможных форм комментария к официальным документам: комментируемые документы не являются новыми, но применяются в настоящее время (с учетом изменений и дополнений самих  документов, а также законодательства) и необходимы для составления текущей налоговой и бухгалтерской отчетности.


Комментарий

В.И. Янченко

    

1. Общие положения  

    
     В соответствии с
п. 4 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в целях исчисления сумм единого социального налога (ЕСН) и согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), а также в целях формирования отчетности по ЕСН и по страховым взносам на ОПС налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм ЕСН и страховых взносов на ОПС, относящихся к таким выплатам, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
     
     
Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443 утверждены формы индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на ОПС (налогового вычета) (далее - Индивидуальные карточки) для учета таких сумм, которые рекомендовано применять налогоплательщикам в практической работе. Кроме того, рекомендованы формы сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на ОПС (налогового вычета) (далее - Сводные карточки).
     
     Поскольку Индивидуальные и Сводные карточки являются рекомендуемыми для применения, налогоплательщик имеет право вносить свои коррективы в предложенные формы: их можно дополнять графами или строками, объединять или выделять отдельные графы исходя из практической целесообразности - либо вести учет в иной форме с соблюдением требований, установленных
п. 4 ст. 243 НК РФ.
     
     В связи с тем что
НК РФ установлена норма, обязывающая налогоплательщиков в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца производить исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН и по страховым взносам на ОПС исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового (для страховых взносов - с начала расчетного) периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки ЕСН и тарифа страховых взносов на ОПС, налогоплательщики обязаны вести учет по вышеуказанным выплатам ежемесячно по каждому месяцу и в целом нарастающим итогом с начала года.
     
     Используя данную информацию, налогоплательщики заполняют отчетность по ЕСН и по страховым взносам на ОПС.
     
     Читателям журнала необходимо обратить внимание на особенности определения той или иной суммы выплат, вознаграждений в целях исчисления налоговой базы по ЕСН и базы по страховым взносам на ОПС, которые являются исходными для занесения в Индивидуальную карточку и расчета в дальнейшем всех показателей, учитываемых в целях заполнения отчетности по ЕСН и по страховым взносам на ОПС.
     
     Если Индивидуальные карточки будут заполнены неверно, то это повлечет ошибки при заполнении Сводной карточки и, как следствие, - отчетности по ЕСН и по страховым взносам на ОПС. Это означает, что уже на этапе камеральной налоговой проверки налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     
Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443 рекомендованы:
     
     - Индивидуальная и Сводная карточки по ЕСН с применением налогового вычета;
     
     - Индивидуальная и Сводная карточки по страховым взносам на ОПС.
     
     Налогоплательщикам, применяющим общий режим налогообложения, рекомендуется вести учет соответствующих сумм по форме Индивидуальной карточки согласно
приложению 1 к приказу МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443 (далее - приложение 1), а налогоплательщикам, применяющим только специальные налоговые режимы, - в соответствии с приложением 2 к вышеуказанному приказу МНС России (далее - приложение 2) (при этом заполняется только раздел 2 этой формы).
     
     С учетом специфики определения суммы налогового вычета по ЕСН налогоплательщикам, применяющим специальные и общий налоговые режимы, рекомендуется вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на ОПС (налогового вычета) в Индивидуальных карточках согласно
приложениям 1, 2; при этом в форме, приведенной в приложении 2, заполняются все разделы.     
     

2. Общие требования, предъявляемые к заполнению Индивидуальных и Сводных карточек

    
     В Индивидуальных и Сводных карточках все показатели (до суммирования в целом) отражаются в рублях и копейках. Поэтому во избежание возникновения разницы между значениями показателей, исчисленных по вышеуказанным карточкам и отраженных в расчетах по авансовым платежам (декларациях), в Индивидуальных карточках значения показателей рекомендуется отражать цифрами, имеющими несколько знаков после запятой.
     
     В то же время подлежащие уплате в федеральный бюджет и внебюджетные фонды суммы ЕСН, страховых взносов на ОПС, а также иные показатели, исчисленные в рублях и копейках по всем Индивидуальным карточкам после их суммирования в целом, отражаются налогоплательщиком в Сводных карточках.
     
     После округления (один раз) по правилам округления до целых рублей показатели переносятся из Сводных карточек в соответствующие строки и графы отчетности по ЕСН и по страховым взносам на ОПС.
     
     При этом округление до рублей налоговой базы, налогового вычета, исчисленных сумм ЕСН и страховых взносов (авансовых платежей по ЕСН и по страховым взносам на ОПС), иных показателей производится не в индивидуальном учете, а после суммирования данных индивидуального учета в целом по налогоплательщику.
     
     Если налогоплательщиком производятся выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовыми, гражданско-правовыми договорами, авторскими договорами, то Индивидуальные карточки не открываются, следовательно, такие данные не вносятся и в Сводные карточки.
     
     Данные Индивидуальных и Сводных карточек должны быть по всем физическим лицам взаимосвязаны с показателями строк и граф раздела 2 отчетности по ЕСН и по страховым взносам на ОПС. Для этого в графах приводятся соответствующие формулы и ссылки.
     
     В Индивидуальной карточке по ЕСН графы 2-6 являются основными: все остальные графы налогоплательщиком рассчитываются исходя из этих данных. Важными являются графы 23, 32 и 33, которые необходимы для заполнения отчетности по ЕСН. В графах 8, 10, 12 отражаются ставки исходя из размера налоговой базы по ЕСН, в графах 18, 19 - тарифы на основании размера базы для страховых взносов на ОПС за месяц и нарастающим итогом с начала года.
     
     Индивидуальные карточки ведутся как в случае применения регрессивных ставок ЕСН и тарифов страховых взносов на ОПС, так и при их отсутствии.
     
     Несмотря на то что формы вышеуказанных карточек носят рекомендательный характер, налогоплательщики должны соблюдать общие требования к порядку заполнения Индивидуальных и Сводных карточек.
     
     Это означает, что в Индивидуальных карточках указываются фамилия, имя, отчество работника полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность (в случае двойной фамилии слова пишутся через дефис), его ИНН (при наличии) - в точном соответствии с записью в Свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации и страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, а также гражданство лица, на которое открыта Индивидуальная карточка.
     
     Кроме того, приводятся реквизиты паспорта (либо иного документа, удостоверяющего личность) и пол работника; число, месяц, год его рождения в соответствии с записью в паспорте (ином документе, удостоверяющем личность). Если документ, удостоверяющий личность, не содержит сведений о дате рождения, то дата рождения заполняется на основании свидетельства о рождении или другого документа, содержащего такие сведения. Приводится полный адрес места жительства работника на основании записи в паспорте (ином документе, удостоверяющем личность), с указанием почтового индекса, района, города (населенного пунк-та), улицы (проспекта, переулка и т.д.), номера дома (владения), номера корпуса (строения), номера квартиры. Указываются должность и вид договора, по которому работник работает у налогоплательщика.
     
     Если в течение налогового периода между налогоплательщиком и физическим лицом расторгается действующий, а затем заключается новый трудовой (гражданско-правовой, авторский) договор, то в целях исчисления налоговой базы, сумм ЕСН, страховых взносов на ОПС (налогового вычета) нарастающим итогом с начала года налогоплательщик может вести одну Индивидуальную карточку по данному физическому лицу.
     
     В таких случаях перечисляются все договоры, заключенные с работником в текущем налоговом периоде, с указанием их реквизитов. При этом заполняются соответствующие строки, относящиеся к месяцам налогового (расчетного) периода, в течение которых физическое лицо было связано с налогоплательщиком трудовым, гражданско-правовым, авторским договором.
     
     Если физическое лицо является инвалидом, то в целях использования льготы по выплатам в пользу таких лиц должны быть указаны группа инвалидности (I, II или III группа), а также реквизиты справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт наличия инвалидности работника, с указанием серии, номера и даты выдачи справки. В отношении Индивидуальных карточек по страховым взносам на ОПС такая информация не требуется.
     
     В Сводной карточке отражаются только полное наименование налогоплательщика и его ИНН.
     
     Все показатели в карточках должны быть отражены за каждый календарный месяц налогового (расчетного) периода, а также нарастающим итогом с начала года.
     

3. Заполнение граф 2, 3, 4 Индивидуальной карточки*1  

    _____
     *1 В текст комментария включены фрагменты Индивидуальной карточки (в привязке к разделам комментария).

     

Месяц, период

Начислено выплат и иных вознаграждений по трудовым, гражданск.-правов., авторским договорам -
всего

Выплаты, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций (выплаты, не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц) (п. 3 ст. 236)     
дЕСН (рЕСН)
р. 2 стр. 1000
гр. 3 (4, 5, 6)     

Выплаты, не подлежащие налогообложению во все фонды и федеральный бюджет (п. 1, 2 ст. 238 НК РФ)
дЕСН (рЕСН)
р. 2 стр. 1100 г
р. 3 (4, 5, 6)

1

2

3

4

январь

за месяц


 


 


 


 

с начала года


 


 


 

февраль

за месяц


 


 


 


 

с начала года


 


 


 

<и далее до конца года>


 


 


     В целях исчисления ЕСН должны учитываться все выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физического лица по трудовому договору, гражданско-правовому договору (предметом которого является выполнение работ, оказание услуг) как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе произведенные налогоплательщиком самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные действующим законодательством, выплаты, не облагаемые ЕСН в соответствии со ст. 236, 238, 239 НК РФ, которые отражаются также (помимо графы 2) в графах 3, 4, 5, 6, 23, 32 Индивидуальной карточки.
     
     На выплаты и вознаграждения, производимые организациями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам за счет целевых поступлений, действие
п. 3 ст. 236 НК РФ не распространяется, суммы таких выплат подлежат обложению ЕСН, страховыми взносами на ОПС и должны отражаться в графе 2 Индивидуальной карточки.
     
     Это связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых поступлений, налоговая база по налогу на прибыль не формируется.
     
     Такими выплатами могут быть выплаты в пользу работников структурных подразделений в непроизводственной сфере, деятельность которых не направлена на получение прибыли, производимые за счет целевых поступлений, например, работникам столовой, медпункта, оплата труда которых производится согласно штатному расписанию на основании заключенных с ними трудовых договоров.
     
     Здесь же учитываются и выплаты по авторскому договору.
     
     В соответствии с нормами
главы 24 НК РФ для того, чтобы не завысить налоговую базу по ЕСН, выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не включаются в графу 2 Индивидуальной карточки.
     
     Однако согласно
п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника. Это означает, что если вознаграждение физическому лицу по трудовому договору за выполненную работу, оказанные услуги выплачено в виде имущественных или иных прав, то такие суммы подлежат отражению в графе 2 Индивидуальной карточки.
     
     При заполнении графы 2 Индивидуальной карточки у налогоплательщиков возникают вопросы, связанные с передачей имущественных авторских прав на использование произведения.
     
     Существуют два вида авторских договоров - на создание произведения и на передачу имущественных прав на его использование.
     
     Из положений
ст. 16, 30 и 33 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" следует, что передача автором имущественных прав может быть реализована только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных ст. 18-26 настоящего Закона.
     
     Кроме того, по авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.
     
     Вознаграждения, выплачиваемые авторам по этим договорам, на основании
ст. 236 НК РФ включаются в объект налогообложения, а вознаграждения, выплачиваемые по другим видам до-говоров, связанных с передачей имущественных авторских прав, например при передаче их третьим лицам, не облагаются ЕСН согласно абзацу третьему п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса.
     
     Так как объектом обложения ЕСН не являются выплаты гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых российскими фондами поддержки образования и науки учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений, то они в графе 2 Индивидуальной карточки не отражаются.
     
     Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, возмещаемые за счет средств федерального бюджета, не могут быть отнесены к выплатам, производимым работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, они также не включаются в графу 2 Индивидуальной карточки и не облагаются ЕСН.
     
     Суммы среднего заработка, выплаченные организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей. Поэтому они не являются объектом обложения ЕСН и страховыми взносами на ОПС и не отражаются по графе 2 Индивидуальной карточки.
     
     Но не все выплаты, производимые работодателем за счет средств федерального бюджета, не облагаются ЕСН. Так, например, материальная помощь, выплачиваемая работникам бюджетными организациями (за исключением случаев, указанных в
ст. 238 НК РФ), подлежит обложению ЕСН.
     
     Иначе говоря, в графу 2 Индивидуальной карточки не включаются выплаты, не связанные с трудовыми, гражданско-правовыми и авторскими договорами.
     
     По графе 3 Индивидуальной карточки налогоплательщик должен показать выплаты и вознаграждения в пользу физического лица, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций и по налогу на доходы физических лиц, которые в соответствии с
п. 3 ст. 236 НК РФ не признаются объектом обложения ЕСН.
     
     Эти выплаты перечислены в
ст. 270 НК РФ.
     
     Если выплаты в целях исчисления ЕСН будут неправомерно отнесены к расходам, указанным в
ст. 270 НК РФ, то при их отражении в графе 3 Индивидуальной карточки налогоплательщик занизит налоговую базу по ЕСН, базу по страховым взносам на ОПС, сумму ЕСН и страховых взносов на ОПС.
     
     В графе 4 Индивидуальной карточки налогоплательщик должен отразить выплаты, не подлежащие налогообложению ЕСН в федеральный бюджет, в государственные внебюджетные фонды в соответствии с
п. 1 и 2 ст. 238 НК РФ; в данной статье Кодекса такие выплаты указаны подробно.
     
     С 1 января 2006 года сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая застрахованному за полный календарный месяц, равна 15 000 руб. и на основании
п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежит обложению ЕСН; следовательно, такие суммы должны быть отражены по графе 4 Индивидуальной карточки.
     
     Если организация произведет оплату больничных в сумме, превышающей 15 000 руб., то эта сумма подлежит обложению ЕСН. Из этого можно сделать вывод, что суммы, превышающие 15 000 руб. в расчете на физическое лицо за месяц, не отражаются по графе 4, но приводятся по графе 2 Индивидуальной карточки.
     
     Оплата первых двух дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя относится также к государственным пособиям и отражается по графам 2 и 4 Индивидуальной карточки.
     
     Не должны быть указаны в графе 4 Индивидуальной карточки выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимые членам экипажей судов заграничного плавания, так как они облагаются ЕСН на основании того, что они не могут быть отнесены к компенсационным выплатам; такие суммы отражаются только по графе 2 Индивидуальной карточки.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что выплата суточных предназначена для компенсации расходов на питание работников в командировках, а членам экипажей судов заграничного плавания предоставляется бесплатное питание.
     
     В то же время вышеуказанная норма взаимоувязана с
п. 3 ст. 236 НК РФ.
     
     Рассмотрим налогообложение стоимости питания работников и оплату стоимости их проезда к месту работы и обратно, оплачиваемых работодателем.
     
     У организаций, не формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, вышеуказанные выплаты подлежат обложению ЕСН и отражаются по графе 2 Индивидуальной карточки.
     
     Если организация формирует налоговую базу по налогу на прибыль, то исходя из положений
ст. 255 и п. 25, 26 ст. 270 НК РФ расходы в виде компенсации удорожания стоимости питания либо его предоставления бесплатно или по льготным ценам, а также расходы по оплате проезда работников к месту работы и обратно включаются в расходы налогоплательщика на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, если это предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Соответственно такие расходы подлежат обложению ЕСН и страховыми взносами на ОПС и также включаются только в графу 2.
     
     В то же время не допускается оплачивать стоимость проезда работников одной суммой независимо от количества перевозимых сотрудников и учитывать ее в целях обложения ЕСН и страховыми взносами на ОПС одной суммой.
     
     В этом случае налогоплательщик нарушает требования
п. 4 ст. 243 НК РФ, согласно которому он обязан вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, сумм ЕСН, относящихся к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
     
     Имеется ряд выплат, которые, хотя и оговорены трудовыми или коллективным договорами, но не могут быть включены в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Это, например, выплаты в виде материальной помощи (в том числе для первоначального взноса на приобретение или строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, выданных беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий и иные социальные потребности), расходы по оплате путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, кроме подписки на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.
     
     Согласно
п. 23, 29 ст. 270 НК РФ налогоплательщик должен отразить такие выплаты как по графе 2, так и по графе 3 Индивидуальной карточки.
     
     Если какая-либо выплата согласно положениям
ст. 252 НК РФ должна быть отнесена к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, то налогоплательщик не может самостоятельно отнести ее на расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и не облагать ее ЕСН и страховыми взносами на ОПС.
     
     При осуществлении выплат по договорам гражданско-правового характера в некоторых случаях налогоплательщики оплачивают (возмещают) физическим лицам, кроме обозначенного в договорах вознаграждения за выполнение работ или оказание услуг, стоимость проезда, проживания в гостиницах и другие расходы, связанные с выполнением работ по заключенным договорам, которые учитываются на основании
п. 1 ст. 237 НК РФ в налоговой базе по ЕСН вместе с остальной частью вознаграждения и отражаются только по графе 2 Индивидуальной карточки.
     
     
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"” и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены существенные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), которые затронули порядок обложения организаций ЕСН и страховыми взносами на ОПС с 2005 года; этот порядок действует и в 2006 году.
     
     Рассмотрим, например, налогообложение надбавок взамен суточных, выплачиваемых работникам и специалистам, за вахтовый метод работы.
     
     В соответствии со
ст. 302 ТК РФ работникам, выполняющим работы вахтовым методом, выплачивается за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно надбавка за вахтовый метод работы взамен суточных.
     
     Казалось бы, вышеуказанная сумма надбавки не должна облагаться ЕСН и страховыми взносами на ОПС в пределах установленных норм, а следовательно, должна отражаться по графам 2 и 4 Индивидуальной карточки.
     
     Однако в отдельных случаях она подлежит обложению ЕСН и страховыми взносами на ОПС и должна быть указана только в графе 2 Индивидуальной карточки. Почему?
     
     
Ст. 302 ТК РФ определено, что размер надбавок за вахтовый метод работы определяется Правительством РФ.
     
     Согласно
ст. 302 ТК РФ (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) надбавка за вахтовый метод работы с 1 января 2005 года выплачивается:
     
     - работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, - в размере и порядке, устанавливаемых Правительством РФ;
     
     - работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, - в размере и порядке, устанавливаемых соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
     
     - работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, - в размере и порядке, устанавливаемых работодателем.
     
     
Постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 N 51 утверждены размеры и порядок выплаты надбавок за вахтовый метод работы, выплачиваемых взамен суточных работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета.
     
     В 2006 году работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, установленных работодателем.
     
     Если размеры и порядок выплаты надбавок взамен суточных за вахтовый метод работы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления до настоящего времени не установлены, то данные выплаты также подлежат обложению ЕСН и страховыми взносами на ОПС до момента принятия соответствующего нормативного акта вышеуказанными органами власти. В этом случае такие выплаты отражаются по графе 2 и не подлежат включению в графу 4 Индивидуальной карточки.
     
     При заполнении граф 3 и 4 Индивидуальных карточек определенные сложности у налогоплательщиков вызывает вопрос налогообложения компенсационных выплат, предоставляемых работникам организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
     
     Согласно
ст. 326 ТК РФ и ст. 35 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.
     
     Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.
     
     В соответствии с
подпунктом 9 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежит обложению ЕСН стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях согласно действующему законодательству, трудовым договорам (контрактам) и (или) коллективным договорам.
     
     
Статьей 325 ТК РФ и ст. 33 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 установлено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа.
     
     Размер, условия и порядок компенсации расходов по оплате стоимости проезда и провозу багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.
     
     Согласно
ст. 323 ТК РФ для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии медицинского заключения за счет средств организации, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания.
     
     Гарантии медицинского обслуживания работников, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами.
     
     Таким образом, не подлежат обложению ЕСН и отражаются в Индивидуальной карточке (кроме графы 2) по графе 4:
     
     - компенсация расходов, связанных с переездом работника;
     
     - компенсация расходов по оплате стоимости проезда и провозу багажа к месту использования отпуска и обратно.
     
     Поскольку оплата проезда сотрудников, нуждающихся в медицинской консультации или лечении, является не компенсацией, а гарантией, то она облагается ЕСН, а в Индивидуальной карточке отражается только по графе 2.
     
     Налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что если данная выплата не отнесена к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, то она на основании
п. 3 ст. 236 НК РФ должна быть отражена не в графе 4, а в графе 3 Индивидуальной карточки. Такая выплата также должна быть включена в сумму графы 2 этой карточки.
     
     У налогоплательщиков возникают трудности при обложении ЕСН и страховыми взносами на ОПС надбавок взамен суточных, выплачиваемых работникам и специалистам, направленным для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ.
     
    Размер надбавки к заработной плате взамен суточных при направлении работников на монтажные, наладочные и строительные работы был установлен постановлением Минтруда России от 29.06.1994 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации", которое было признано утратившим силу согласно постановлению Минтруда России от 26.04.2004 N 60.
     
     После этого не было издано ни одного законодательного акта по данной норме.
     
     Таким образом, с учетом
постановления Минтруда России от 26.04.2004 N 60, отменившего постановление Минтруда России от 29.06.1994 N 51, надбавка к заработной плате взамен суточных при направлении работников на монтажные, наладочные и строительные работы облагается ЕСН и страховыми взносами на ОПС в общеустановленном порядке, и, следовательно, такие суммы надбавок отражаются только по графе 2 Индивидуальной карточки.
     
     Однако если данная надбавка не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем налоговом (отчетном) периоде, то она на основании
п. 3 ст. 236 НК РФ не является объектом обложения ЕСН, а это значит, что такую сумму можно отразить не только по графе 2, но и по графе 3 Индивидуальной карточки.
     
     Если налогоплательщиком производятся выплаты в пользу работника за расходы по найму жилого помещения, по проезду от места постоянной работы до места производства работ и обратно, если направление работника на проведение монтажных, наладочных и строительных работ оформлено в качестве служебной командировки, то эти расходы согласно
подпункту 2 п. 1 ст. 238 НК РФ должны быть включены в графу 4 Индивидуальной карточки.
     
     По-прежнему у налогоплательщиков возникают вопросы по поводу правильности включения в графу 4 Индивидуальной карточки расходов, поименованных в
ст. 188 ТК РФ, где говорится, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
     
     На основании
подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ вышеуказанные расходы отражаются по графе 4 Индивидуальной карточки как не подлежащие обложению ЕСН, относящиеся к компенсационным выплатам в возмещение иных расходов, связанным с выполнением работником трудовых обязанностей.
     
     При этом налогоплательщикам следует иметь в виду, что размер возмещения расходов, связанных с использованием такого имущества и не облагаемых ЕСН, должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием имущества для целей трудовой деятельности.
     
     Определение такой суммы часто вызывает у налогоплательщиков сложности.
     
     
Пример.
     
     Организация заключила корпоративный договор с телефонной компанией на обслуживание своих работников мобильной связью. При этом размер компенсаций, ежемесячно выделяемых организацией на оплату данных услуг, зафиксирован в трудовых договорах с каждым работником индивидуально. Вправе ли налогоплательщик отразить такие суммы по графе 4 Индивидуальной карточки?
     
     В первую очередь, при наличии сумм компенсации таких расходов и принятии решения об их включении в графу 4 Индивидуальной карточки налогоплательщику следует определиться, для каких целей выделяется сотрудникам мобильная связь.
     
     Если мобильная телефонная связь предназначена для личных надобностей работника, то на основании
ст. 237 НК РФ суммы оплаты этой связи подлежат включению в налоговую базу по ЕСН как оплата товаров, работ, услуг, имущественных или иных прав, предназначенных для физического лица - работника, и отражаются только по графе 2 Индивидуальной карточки.
     
     При этом если организация формирует налоговую базу по налогу на прибыль, а затраты по оплате мобильной связи отнесены на расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, то они не облагаются ЕСН и отражаются, кроме графы 2, по графе 3 Индивидуальной карточки.
     
     Если услугами мобильной связи сотрудники организации пользуются в производственных целях, то такие расходы не представляют собой компенсационные выплаты в пользу физического лица.
     
     Если в производственных целях используется личный мобильный телефон сотрудника, то сумма стоимости пользования мобильной связью, оплаченная работодателем, также не включается в Индивидуальную карточку.
     
     Определенные трудности у налогоплательщиков вызывает вопрос отнесения в графу 4 Индивидуальной карточки денежной компенсации за использование сотового телефона, принадлежащего работнику.
     
     С учетом положений
подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ и ст. 188 ТК РФ денежная компенсация за использование сотового телефона, принадлежащего работнику, не облагается ЕСН в пределах установленных организацией размеров компенсации.
     
     Размер возмещения расходов, связанных с использованием такого имущества и не облагаемых ЕСН (следовательно, подлежащих включению в графу 4 Индивидуальной карточки), должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием имущества для целей производственной деятельности.
     
     При этом организация обязана иметь оправдательные документы (или заверенные в установленном порядке их копии), подтверждающие право собственности работника на используемое имущество, а также подтверждающие расходы, понесенные им при использовании такого имущества в рабочих целях. Только в этом случае такие суммы могут быть включены в графу 4 Индивидуальной карточки.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на порядок включения в графу 4 Индивидуальной карточки сумм пособий, гарантий и компенсаций, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации и выплачиваемых муниципальным служащим, государственным служащим и работникам бюджетных организаций в связи с их выходом на пенсию, предоставлением бесплатных или льготных путевок, и других выплат.
     
     В
подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ указаны обстоятельства, с которыми связано предоставление компенсационных выплат.
     
     В связи с этим дополнительные гарантии и компенсации, хотя бы и установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, но не соответствующие условиям, приведенным в
подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, подлежат обложению ЕСН и включаются только в графу 2 Индивидуальной карточки.
     
     При каких условиях такие компенсации могут быть включены в графу 4 Индивидуальной карточки?
     
     Во-первых, при наличии обстоятельств, в связи с которыми осуществляется выплата компенсации (перечень этих обстоятельств приведен в
подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     Во-вторых, нормы компенсационных выплат должны быть определены федеральным законодательством либо в федеральном законодательстве должна быть сделана ссылка на то, что установление нормы по какой-либо компенсационной выплате предоставлено представительным органам субъектов Российской Федерации или представительным органам местного самоуправления.
     
     В-третьих, компенсационная выплата должна соответствовать понятию "компенсация", приведенному в
ст. 164 ТК РФ, как возмещение расходов, понесенных работником при выполнении им трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
     
     По мнению Минфина России, отнесение выплат к компенсационным в целях применения
ст. 238 НК РФ зависит не от наименования, которое может быть присвоено вышеуказанным выплатам, например, коллективным договором, а от их целевого назначения - возмещение реальных затрат, понесенных работником при исполнении им трудовых обязанностей.
     
     С 2005 года внесены изменения в
ст. 238 НК РФ в части налогообложения выплат, производимых членам профсоюза, согласно которым с этого года подлежат обложению ЕСН и страховыми взносами на ОПС выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов, членам профсоюза, которые состоят с профсоюзной организацией в договорных отношениях и выполняют определенные трудовые функции.
     
     До 1 января 2005 года вышеуказанные выплаты не облагались ЕСН и страховыми взносами на ОПС.
     
     Что касается возможности применения профсоюзными организациями нормы
подпункта 15 п. 1 ст. 238 НК РФ, в соответствии с которой с 1 января 2005 года не подлежат обложению ЕСН суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период, то налогоплательщикам необходимо учитывать следующее.
     
     
Статьей 11 НК РФ определено понятие "бюджеты (бюджет)", которое применяется в следующем значении: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
     
     Исходя из норм
Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" средства профсоюзных организаций формируются не за счет средств бюджетов, а за счет членских взносов и других поступлений.
     
     Следовательно, профсоюзные организации не относятся к организациям, финансируемым за счет средств бюджетов, и действие нормы
подпункта 15 п. 1 ст. 238 НК РФ на них не распространяется.
     
     В связи с отменой
подпункта 8 п. 1 ст. 238 НК РФ суммы, выплачиваемые налогоплательщиком за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для вышеуказанных организаций, должны отражаться только в графе 2 Индивидуальной карточки, облагаться ЕСН и страховыми взносами на ОПС.
     
     Часто у налогоплательщиков возникают вопросы о правомерности включения суммы суточных, выплаченных сверх норм, установленных
постановлениями Правительства РФ от 08.02.2002 N 93, от 02.10.2002 N 729, приказом Минфина России от 12.11.2001 N 92н, в графу 3 Индивидуальной карточки.
     
     В соответствии с налоговым законодательством суточные, выплаченные сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации, подлежат обложению ЕСН с учетом применения
п. 3 ст. 236 НК РФ.
     
     Согласно
п. 38 ст. 270 НК РФ суточные, выплаченные сверх норм, установленных Правительством РФ, не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Следовательно, организации, формирующие налоговую базу по налогу на прибыль, могут отразить суточные, выплаченные сверх установленных норм, согласно
п. 3 ст. 236 НК РФ по графе 3 Индивидуальной карточки как не подлежащие обложению ЕСН.
     
     Бюджетные и некоммерческие организации, которые не формируют налоговую базу по налогу на прибыль, но за счет экономии средств, выделенных на их содержание, оплачивают работникам суточные свыше норм, установленных Правительством РФ, при решении вопроса о включении таких сумм в графу 3 или 4 Индивидуальной карточки должны иметь в виду следующее: поскольку норма
п. 3 ст. 217 НК РФ аналогична норме п. 2 ст. 238 настоящего Кодекса, а также поскольку общий порядок установления норм суточных предусмотрен трудовым законодательством, а нормы суточных - вышеуказанными постановлениями Правительства РФ, то такие суммы не подлежат обложению ЕСН и отражаются по графе 4 (и по графе 2) Индивидуальной карточки.
     

4. Заполнение граф 5-16 Индивидуальной карточки  

     

Выплаты

Суммы, не

Налоговая база и ставка по ЕСН

по

включаемые

в ФБ

в ФСС РФ

в фонды ОМС

договорам гражданск.-
правового характера и авторским договорам, не облагаемые в ФСС РФ (п. 3 ст. 238 НК РФ)

дЕСН (рЕСН)
р. 2 (стр. 1100
гр. 4 - стр. 1100
гр. 3)

в налоговую базу для исчисления ЕСН в федеральный бюджет
(п. 3 ст. 245 НК РФ)

дЕСН (рЕСН)
р. 2 стр. 1300
гр. 3

налоговая база
(гр. 2 - гр. 3 -  гр. 4 - гр. 6)
дЕСН (рЕСН)
р. 2 стр. 0100-0140
гр. 3

ставка

налоговая база
(гр. 2 - гр. 3 -  гр. 4 - гр. 5)
дЕСН (рЕСН)
р. 2 стр. 0100-0140
гр. 4

ставка

налоговая база
(гр. 2 - гр. 3 -  гр. 4)
дЕСН (рЕСН)
р. 2 стр. 0100-0140
гр. 5, 6

ставка

5

6

7

8

9

10

11

12