Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

     
     Е.В. Серегина,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Организация имеет в собственности производственно-складскую базу, на которой расположены административные, складские и производственные помещения. Вправе ли организация учесть в целях налогообложения прибыли амортизационные отчисления по системе видеонаблюдения, расположенной на производственно-складской базе?
     
     Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     В соответствии с вышеизложенным считаем, что суммы амортизации системы видеонаблюдения, расположенной на производственно-складской базе, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль с учетом положений ст. 252 и 256 НК РФ.
     
     Организация осуществляет строительство объектов связи, относящихся к движимому имуществу и не требующих регистрации прав собственности. Одновременно отраслевыми нормами для ввода объекта связи в эксплуатацию требуется разрешение органов надзора за связью, получение которого занимает много времени. Поэтому бывают случаи, когда разрешение еще не получено, а объект смонтирован и действует. С какого момента организация должна начислять амортизацию по вышеуказанным объектам?
     
     В соответствии со ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
     
     Согласно Правилам ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденным приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N 113, до ввода сооружения связи в эксплуатацию не допускается его использование для предоставления услуг связи. При этом требуется разрешение на эксплуатацию сооружения связи.
     
     Таким образом, поскольку введение объекта связи в эксплуатацию невозможно до получения соответствующего разрешения, начисление амортизации по такому объекту следует производить в соответствии со ст. 259 НК РФ с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, то есть после получения соответствующего разрешения.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     З.А. Чехарина,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     При строительстве объекта организация является одновременно инвестором, застройщиком и заказчиком. Для осуществления инвестиционного проекта организация до 1 января 2006 года приобрела товары (работы, услуги). После 1 января 2006 года организация выбрала генерального подрядчика, подписала договор подряда и предполагает начать выполнение строительно-монтажных работ генеральным подрядчиком.
     
     
Применяется ли в данном случае подпункт 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, то есть должна ли организация начислять НДС на стоимость строительно-монтажных работ, которые будут выполняться генеральным подрядчиком?
     
     
Может ли организация предъявить к вычету в течение 2006 года НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным до 1 января 2006 года, в порядке, установленном п. 2 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Поэтому если строительство объекта осуществляется подрядными организациями без производства строительно-монтажных работ собственными силами организации, то данная норма ст. 146 НК РФ не применяется.
     
     Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ) суммы НДС, предъявленные налогоплательщику с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. Поскольку в рассматриваемой ситуации проведение капитального строительства объекта предполагалось начать после 1 января 2006 года, то для применения нормы п. 2 ст. 3 Закона N 119-ФЗ оснований не имеется.
     
     Что касается вычетов НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным организацией до 1 января 2006 года для осуществления инвестиционного проекта, то, поскольку ст. 3 Закона N 119-ФЗ особый порядок применения налоговых вычетов по таким товарам (работам, услугам) не установлен, вышеуказанные суммы НДС подлежали вычетам в порядке, установленном п. 5 ст. 172 НК РФ, до введения в действие Закона N 119-ФЗ, то есть по мере постановки на учет соответствующих объектов, завершенных капитальным строительством, с момента начала начисления амортизации на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС.
     
     В соответствии с договором банк перечислил аванс в счет будущей поставки драгоценных металлов с оплатой процентов за время пользования авансом. Поставщик не только не поставил драгоценные металлы, но и не вернул аванс. Банк передает право требования на перечисленную сумму аванса и процентов по нему другой организации. С какой суммы выручки от передачи права требования банк должен уплатить НДС?
     
     Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ при передаче имущественных прав налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, установленных главой 21 настоящего Кодекса.
     
     Поскольку особенности определения налоговой базы в вышеприведенной ситуации положениями главы 21 НК РФ не установлены, то при передаче банком права требования на перечисленную сумму аванса в счет предстоящей поставки драгоценных металлов и процентов по нему налоговая база определяется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 153 НК РФ, согласно которому при установлении налоговой базы выручка от передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных имущественных прав.
     
     Учитывая вышеизложенное, в данной ситуации банк должен уплатить НДС со всей суммы средств, поступивших от покупателя данного права требования.
     
     Сохраняется ли льгота по уплате таможенных платежей в отношении технологического оборудования, ранее ввезенного в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал ЗАО и переданного в уставный капитал ОАО?
     
     Письмом от 15.08.2005 N 01-06/27838 "Об условно выпущенных товарах, ввезенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал коммерческих организаций, реорганизуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации" ФТС России проинформировала таможенные органы о случаях, при которых условно начисленные таможенные платежи не подлежат взысканию, в том числе при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица.
     
     Для согласования вопроса сохранения льгот по уплате таможенных платежей в отношении условно выпущенного оборудования, передаваемого ЗАО в связи с реорганизацией в уставный капитал ОАО, необходимо обратиться в таможенный орган, производивший таможенное оформление данного оборудования, с документами, перечисленными в вышеуказанном письме ФТС России.
     

А.И. Белый

     
     При ликвидации АО после завершения расчетов с кредиторами и бюджетами всех уровней на балансе у общества остаются ценные бумаги. Ценные бумаги подлежат передаче единственному акционеру АО - физическому лицу. Рыночная стоимость передаваемых ценных бумаг превышает стоимость, по которой они были приобретены в собственность АО.
     
     
Возникает ли объект обложения НДС у ликвидируемого АО в связи с передачей ценных бумаг акционеру - физическому лицу?
     
     Согласно п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) ликвидация юридического лица представляет собой прекращение его функционирования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
     
     Пунктом 2 ст. 61 ГК РФ, в частности, установлено, что ликвидация юридического лица может быть осуществлена по решению учредителей (участников), то есть добровольно, и по решению суда, то есть принудительно.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ процедура ликвидации юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
     
     Таким образом, до момента исключения юридического лица из Единого государственного реестра оно на основании ст. 49 НК РФ обязано исполнять обязанность по уплате налогов, в том числе и за счет средств, полученных от реализации его имущества.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Операции, не признаваемые объектом налогообложения, поименованы в п. 2 ст. 146 НК РФ.  В частности, подпунктом 1 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено, что не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 3 ст. 39 НК РФ для целей налогообложения не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
     
     Таким образом, передача имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества его участнику по стоимости в пределах его первоначального взноса не признается объектом обложения НДС.
     
     Согласно подпункту 12 п. 2 ст. 149 НК РФ операции по передаче ценных бумаг не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, при ликвидации АО и передаче физическому лицу, являющемуся единственным акционером этого общества, акций по стоимости, превышающей стоимость его первоначального взноса, указанное превышение не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС на основании подпункта 12 п. 2 ст. 149 НК РФ.
     

О налогообложении внешнеэкономической деятельности

     
     С.В. Плужникова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Для применения норм международного законодательства российская организация получила от контрагента из США подтверждение постоянного местонахождения, оформленное на холдинг, в который входит ее контрагент, и она поименована как дочерняя компания в приложении к данному подтверждению. Является ли достаточным для применения норм международного законодательства вышеназванный документ?
     
     Согласно п. 2 ст. 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов иностранных организаций не производится налоговым агентом в случае выплаты нерезиденту доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения постоянного местонахождения в иностранном государстве.
     
     Однако предъявлять подтверждение, предусмотренное п. 1 ст. 312 НК РФ, должна иностранная компания, которой организация, о которой идет речь в вопросе, начисляет и выплачивает доходы. Подтверждение, предоставленное холдингом, в который входит контрагент российской организации, основанием для неудержания налога, удерживаемого у источника выплаты доходов, не является.
     
     Московское представительство американской компании занимается обслуживанием займов, вспомогательной и подготовительной деятельностью в пользу американской головной компании. Главный финансовый управляющий работает на основании трудового договора, подписанного с головной компанией в США, но является налоговым резидентом Российской Федерации, так как фактическим местом его работы является российское представительство. Заработная плата главному финансовому управляющему выплачивается с банковского счета американской компании и передается в российское представительство путем выпуска актов передачи расходов. В какой момент возникает обязательство по перечислению налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     В соответствии со ст. 14 Договора от 17.06.1992 между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве, если выполняются все следующие условия:
     
     а) получатель находится в другом Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в соответствующем календарном году;
     
     б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в другом Государстве;
     
     в) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Государстве.
     
     Согласно ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день:
     
     1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной  форме;
     
     2) передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме;
     
     3) уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды.
     
     При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения такого дохода признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
     
     В связи с тем что главный финансовый управляющий американской компании является налоговым резидентом Российской Федерации, дата фактического получения его дохода определяется в соответствии со ст. 223 НК РФ.
     

Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     В соответствии с п. 1, 2 ст. 7 Конвенции от 18.01.1986 между Правительством СССР и Правительством Японии дивиденды, выплачиваемые российскими предприятиями японским компаниям - акционерам, могут облагаться налогами как в Российской Федерации, так и в Японии.
     
     
Каков порядок налогообложения дивидендов, выплачиваемых российской организацией - эмитентом акций?
     
     Статьей 7 Конвенции от 18.01.1986 между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Конвенция) предусмотрено, что дивиденды, выплачиваемые юридическим лицом, которое является лицом с постоянным местопребыванием в Российской Федерации, лицу с постоянным местопребыванием в Японии, могут облагаться налогами в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но если получатель фактически имеет право на дивиденды, взимаемый налог не должен превышать 15 % валовой суммы дивидендов.
     
     При этом данное положение Конвенции применяется к доходам в виде дивидендов, получение которых не связано с коммерческой деятельностью резидента Японии через постоянное представительство на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 309 НК РФ дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российской организации, получение которых не связано с предпринимательской деятельностью данной иностранной организации в Российской Федерации, относятся к доходам этой иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты таких доходов по ставке 15 %, которая предусмотрена п. 1 ст. 310 НК РФ.
     
     Таким образом, если получение доходов в виде дивидендов резидентом Японии не связано с его деятельностью на территории Российской Федерации через постоянное представительство, то на основании положений п. 2 ст. 7 Конвенции и п. 1 ст. 312 НК РФ вышеуказанные доходы облагаются налогом в Российской Федерации по ставке 15 %.
     
     При этом исчисление и удержание налога источником выплаты для перечисления в бюджет Российской Федерации производятся российской организацией, выплачивающей такие доходы.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     И.Н. Ивер,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Физическое лицо в 2006 году взяло в банке кредит на приобретение автомобиля. Сумма процентов за пользование кредитными средствами меньше чем три четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России. Исчисляется ли в этом случае материальная выгода и кто должен ее исчислять?
     
     С 1 января 2006 года определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных (кредитных) средств, осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые подпунктом 3 п. 1 ст. 223 НК РФ, но не реже чем один раз в налоговый период, установленный ст. 216 настоящего Кодекса.
     
     Физическому лицу необходимо было в данном случае представить по окончании налогового периода, то есть до 1 мая 2007 года, в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию, на основании которой производится расчет материальной выгоды и исчисляется налог на доходы физических лиц.
     
     В каком размере предоставляется стандартный налоговый вычет на дочь физического лица, которой 17 лет? Может ли физическое лицо получить стандартный налоговый вычет на сына, если ему 20 лет и он учится по очной форме обучения в институте?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется:
     
     - на каждого ребенка налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей;
     
     - на каждого ребенка налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями.
     
     Вышеуказанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором вышеуказанный доход превысил 40 000 руб., налоговый вычет не применяется. Но этот налоговый вычет может применяться только к доходам, которые облагаются по ставке 13 %.
     
     Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов родителей, опекунов или попечителей, приемных родителей.
     
     Вышеуказанный налоговый вычет удваивается, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.
     
     Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление вышеуказанного налогового вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления их в брак.
     
     Вышеуказанный налоговый вычет предоставляется вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет. Под одинокими родителями понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
     
     Таким образом, стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговым агентом на дочь физического лица в размере 600 руб., на сына-студента - также в размере 600 руб. на основании справки из учебного заведения и заявления физического лица, если оно больше не имеет каких-либо из вышеперечисленных льгот.
     
     Стандартные налоговые вычеты за месяц предоставляются физическому лицу в сумме 1600 руб. (400 руб. + 600 руб. + 600 руб.) при одном условии: физическому лицу предоставляются вычеты в размере 400 руб. до того  момента, пока его совокупный доход не превысил 20 000 руб., а на детей - до тех пор, пока его совокупный доход не превысит 40 000 руб.
     

Н.И. Муравьева

     
     Вправе ли физическое лицо при продаже принадлежащих ему акций воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ? Документы, подтверждающие расходы на приобретение акций, у физического лица отсутствуют.
     
     Пунктом 3 ст. 214.1 НК РФ предусмотрены два метода определения доходов от операций купли-продажи ценных бумаг:
     
     - как разница между суммой доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и суммой документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенных налогоплательщиком; либо
     
     - как разница между суммой доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и имущественными вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделки купли-продажи, в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 214.1 НК РФ.
     
     При этом в данном пункте ст. 214.1 НК РФ указывается, что налогоплательщик при продаже ценных бумаг может воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым подпункта 1 п. 1 ст. 220 настоящего Кодекса в случае, если расходы налогоплательщика на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально.
     
     Возможность выбора налогоплательщиком метода расчета налоговой базы по операциям купли-продажи ценных бумаг действующим законодательством не предусмотрена.
     
     Иными словами, имущественные налоговые вычеты предоставляются, если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг хотя и были произведены, но по тем или иным причинам не могут быть подтверждены документально, то есть у физического лица отсутствуют документы, подтверждающие оплату ценных бумаг и услуг, связанных с их приобретением, реализацией и хранением.
     
     Таким образом, чтобы воспользоваться имущественным налоговым вычетом при отсутствии платежных документов, у налогоплательщика должны быть документы (контракты, договоры и т.д.), подтверждающие возмездный характер приобретения ценных бумаг, поскольку они могли быть получены бесплатно (например, при распределении дополнительных акций среди акционеров в случае увеличения уставного капитала акционерного общества за счет его имущества).
     
     Налоговый орган в ходе проведения налогового контроля при проверке налоговой декларации исследует все обстоятельства, связанные с приобретением физическим лицом ценных бумаг, в том числе может истребовать как у налогоплательщика, так и у третьих лиц документы, подтверждающие расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг (уплату денежных средств, передачу за ценные бумаги имущества или имущественных прав). И только в случае отсутствия таких документов, подтверждающих расходы на приобретение ценных бумаг, не только у налогоплательщика, но и у третьих лиц налогоплательщику предоставляется имущественный налоговый вычет, предусмотренный абзацем первым подпункта 1 п. 1 ст. 220 НК РФ.
     
     Обязана ли организация, выплачивающая доходы физическим лицам от продажи имущества, принадлежащего последним на праве собственности, удерживать налог на доходы физических лиц и представлять в налоговый орган сведения по форме N 2-НДФЛ?
     
     В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет исчисленную сумму налога на доходы физических лиц. В соответствии с п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, по которым исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.
     
     Поскольку подпунктами 2 и 5 п. 1 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют налог на доходы физических лиц исходя из сумм полученных ими доходов, на организации, которые выплачивают доходы физическим лицам от продажи имущества, принадлежащего последним на праве собственности, не возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц с таких сумм. Такие организации не являются налоговыми агентами.
     
     Обязанность по представлению в налоговые органы сведений по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год", утвержденной приказом ФНС России от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@ (далее - Справка), возложена ст. 230 НК РФ только на налоговых агентов. Организации, не являющиеся налоговыми агентами, такие сведения не представляют.
     
     В то же время в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы могут потребовать у налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Налоговые агенты отражают доходы, исчисление и уплата налога с которых возложена на физических лиц, в разделе 3 Справки без их включения в облагаемую сумму дохода.
     

О специальных налоговых режимах

     
     У.В. Бокова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     С 1 января 2006 года п. 2 ст. 346.13 НК РФ предусматривается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения в случае утери права на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а именно: организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного года перестали быть плательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.
     
     
Означает ли это, что перейти на упрощенную систему налогообложения можно как в случае, если организация потеряла право на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход из-за изменений, внесенных в региональные или местные нормативные правовые акты, так и в случае превышения организацией установленных НК РФ ограничений?
     
     Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного года перестали быть плательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.
     
     Данная норма распространяется на плательщиков единого налога на вмененный доход, которые не вправе применять такую систему налогообложения в связи с принятием представительными органами муниципальных районов, городских округов, городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом нормативных правовых актов (законов), лишающих вышеуказанных налогоплательщиков права применять данный специальный налоговый режим.
     
     Плательщики единого налога на вмененный доход, перестающие удовлетворять требованиям, установленным главой 26.3 НК РФ, вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения после прекращения применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.13 Кодекса.
     
     Организация применяла в 2004 году общий режим налогообложения. По состоянию на 31 декабря 2004 года по итогам хозяйственной деятельности у нее образовался убыток.
     
     
С 1 января 2005 года организация перешла на применение упрощенной системы налогообложения. Если эта организация перешла с 1 января 2006 года снова на общий режим налогообложения, могла ли она перенести на начало этого года убыток, который возник в 2004 году, когда она применяла общий режим налогообложения?
     
     Как усматривается из вопроса, по итогам предпринимательской деятельности за 2004 год у организации, применявшей общий режим налогообложения, образовался убыток, после чего эта организация перешла с 1 января 2005 года на применение упрощенной системы налогообложения.
     
     Согласно п. 7 ст. 346.18 НК РФ убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.
     
     Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.
     
     В этой связи организация, перешедшая с 1 января 2006 года на общий режим налогообложения после применения ею в 2005 году упрощенной системы налогообложения, не вправе учесть в целях налогообложения в 2006 году убытки, полученные в 2004 году.
     

Об общих правилах применения законодательства о налогах и сборах

     
     М.А. Высоцкий,
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Является ли отсутствие в резолютивной части решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика наименования налогоплательщика, в отношении которого выносится соответствующее решение, а также отсутствие ИНН/КПП существенным отступлением от требований налогового законодательства и соответственно основанием для отказа от выполнения банком подобного решения?
     
     Правопредшественником ФНС России - МНС России издан приказ от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 "О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности", которым утверждена, в частности, форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
     
     При этом решение должно основываться на обстоятельствах, связанных с неисполнением обязанности по уплате налога после истечения срока исполнения требования об уплате налога, непредставлением налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока ее представления, отказом от представления налоговой декларации налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом, а также должно содержать полное наименование налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента и соответствующие ИНН/КПП.
     
     Отсутствие указания наименования налогоплательщика и его ИНН/КПП при составлении решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке должно рассматриваться как несоблюдение налоговым органом процедуры оформления документа и наличия необходимых реквизитов, являющихся обязательными при вынесении данного решения.
     
     Налогоплательщикам следует учитывать, что в настоящее время на основании приказа ФНС России от 03.11.2004 N САЭ-3-24/21@ действует Порядок направления в банки решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, согласно п. 1.5 которого состав и структура информации, содержащей решение о приостановлении операций, определяются ФНС России.
     
     Налогоплательщикам также необходимо иметь в виду, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не отнесены к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах исходя из положений ст. 1 НК РФ. Несмотря на это, акты государственных органов, не отвечающие установленным требованиям и составленные с нарушением соответствующего порядка, являются основанием для обжалования таких актов в административном или судебном порядке.
     
     Одновременно с этим налогоплательщикам следует учитывать принятие к рассмотрению ВАС РФ заявления о признании недействующим части положений приказа МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 04.10.2005 N 7445/05.
     

В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     Имеется ли у налогоплательщика обязанность представлять налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход и по налогу на доходы физических лиц при временном прекращении (приостановлении) в том или ином налоговом периоде предпринимательской деятельности?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
     
     На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно настоящему Кодексу возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплата налога на доходы физических лиц производятся физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В соответствии с п. 5 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 данной статьи Кодекса, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в установленный срок.
     
     На основании ст. 346.28 НК РФ плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются плательщиками единого налога на вмененный доход в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
     
     При этом освобождение налогоплательщиков от обязанности представлять в налоговый орган налоговые декларации в связи с временным прекращением (приостановлением) в том или ином налоговом периоде предпринимательской деятельности главами 23 и 26.3 НК РФ не предусмотрено.
     
     Кроме того, согласно решению ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03 обязанность представлять декларацию по уплате налога не связана с наличием объекта налогообложения и суммы налога к уплате.
     

О государственной пошлине

     
     А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     Что является основанием для отражения начислений по государственной пошлине в карточке расчетов с бюджетом?
     
     Согласно п. 1 Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" (в редакции приказов ФНС России от 30.06.2005 N САЭ-3-10/293@, от 13.12.2005 N САЭ-3-10/670@, от 19.01.2006 N САЭ-3-10/13@), утвержденных приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@, учет исчисленных и уплаченных сумм государственной пошлины осуществляется в информационном ресурсе "Журнал учета совершенных налоговыми органами юридически значимых действий, исчисленных и уплаченных сумм государственной пошлины", утвержденном приказом ФНС России от 03.05.2005 N ШС-3-04/189@ (с учетом внесенных в него приказом ФНС России от 26.02.2006 N САЭ-3-04/112@ изменений и дополнений).
     
     Имеет ли право налоговый орган проверять частного нотариуса по вопросу правильности взыскания государственной пошлины?
     
     Частный нотариус за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной конторе и с учетом особенностей, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальные тарифы в размерах, установленных согласно ст. 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1.
     
     Каков размер государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя?
     
     В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя государственная пошлина уплачивается в размере 400 руб.
     
     Ранее глава 25.3 НК РФ не содержала положения, определявшего размер государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     Федеральным законом от 31.12.2005 N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон “О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения”" п. 1 ст. 333.33 НК РФ дополнен подпунктом 8.1, согласно которому за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя государственная пошлина уплачивается в размере 20 % размера государственной пошлины, установленной подпунктом 8 п. 1 ст. 333.33 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя государственная пошлина уплачивается в размере 80 руб.
     
     Как уплачивается государственная пошлина лицами, осужденными на срок более трех лет и обратившимися после освобождения в отдел ЗАГС для дополнения актовой записи о расторжении брака, оформленной по заявлению второго супруга в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации?
     
     В соответствии со ст. 333.26 НК РФ при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, государственная пошлина уплачивается в размере 100 руб.
     
     Супруг, осужденный за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет и освободившийся из мест лишения свободы либо признанный безвестно отсутствующим или недееспособным на основании решения суда, которое отменено, при обращении в орган записи актов гражданского состояния с заявлением о выдаче ему свидетельства о расторжении брака уплачивает государственную пошлину на общих основаниях, то есть в размере 200 руб.
     
     Каков размер государственной пошлины за государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве, когда фактически отчуждения недвижимого имущества не происходит?
     

     В соответствии с подпунктом 20.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме уплачивается в размере 50 руб.