Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге

    

О земельном налоге*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2006. - N 8. - С. 89.
     
Н.В. Трофимова
     

5. Льготы

     
     Статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрены льготы по земельному налогу, предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне.
     
     При применении п. 1 ст. 395 НК РФ в части освобождения от налогообложения организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на организации и учреждения функций, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     Уголовно-исполнительная система Минюста России включает:
     
     - учреждения, исполняющие наказания;
     
     - территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
     
     - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний [ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные указания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1)].
     
     Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 6 Закона N 5473-1).
     
     Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию и являются юридическими лицами, владеющими, распоряжающимися и пользующимися закрепленным за ними имуществом.
     
     По решению Правительства РФ в уголовно-исполнительную систему могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст. 5 Закона N 5473-1).
     
     Не подлежат налогообложению земельные участки, предоставленные для непосредственного выполнения возложенных на вышеуказанные организации и учреждения задач, установленных Законом N 5473-1.
     

     Постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 N 89 утвержден Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.
     
     В этой связи льгота по земельному налогу распространяется на учреждения, исполняющие наказания, федеральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы, указанные в ст. 5 Закона N 5473-1, а также учреждения и организации, которые включены в вышеуказанный Перечень, за исключением предприятий.
     
     При применении п. 4 ст. 395 НК РФ в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     К религиозной деятельности относится вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей [п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ)].
     
     Под религиозной организацией понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Закона N 125-ФЗ).
     
     Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
     
     Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.
     
     Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) создаются религиозными организациями для подготовки служителей и религиозного персонала и подлежат регистрации в качестве религиозных организаций, а также должны получать государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности (ст. 19 Закона N 125-ФЗ).
     
     Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Закона N 125-ФЗ и п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490).
     
     Освобождению от обложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.
     
     На основании п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ религиозные организации имеют право осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
     
     К зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения относятся объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Принимая во внимание положение п. 4 ст. 395 НК РФ, льготное налогообложение применяется в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям, на которых расположены здания, строения и сооружения благотворительного назначения.
     
     Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Законом N 125-ФЗ (п. 2 ст. 13 Закона N 125-ФЗ).
     
     При применении п. 5 ст. 395 НК РФ читателям журнала необходимо иметь в виду следующее. Под общественными организациями инвалидов понимаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляет не менее 80 %, а также союзы (ассоциации) вышеуказанных организаций (ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
     
     В собственности общественных организаций инвалидов могут находиться земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Общественные организации инвалидов, не имеющие статуса общероссийских, а также организации, созданные такими общественными организациями, не вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
     
     Статьей 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
     
     Таким образом, в соответствии с Законом N 82-ФЗ структурные подразделения общероссийской общественной организации могут являться самостоятельными юридическими лицами.
     
     При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. Если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии вышеуказанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае вышеуказанное отделение приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации общественного объединения (ст. 21 Закона N 82-ФЗ).
     
     Следовательно, региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, являющееся самостоятельным юридическим лицом, вправе воспользоваться льготой согласно п. 5 ст. 395 НК РФ, если его уставные документы и документы о государственной регистрации подтверждают, что отделение является структурным подразделением конкретной общероссийской общественной организации инвалидов и если численность инвалидов и их законных представителей соответствует численности, установленной абзацем первым п. 5 ст. 395 НК РФ.
     
     Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные в форме союзов) должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций (включая структурные подразделения) инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 % (на начало и конец отчетного и налогового периода).
     
     При рассмотрении возможности получения льгот, предоставляемых организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %, в отношении земельных участков, используемых этой организацией для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг, налогоплательщики должны обратить внимание на следующее.
     
     Льгота не предоставляется при производстве и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.02.2004 N 90 "Об утверждении перечня товаров, производимых с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество, и (или) реализуемых такими организациями". При определении состава подакцизных товаров необходимо руководствоваться ст. 181 НК РФ, которой определен перечень подакцизных товаров.
     
     При рассмотрении возможности получения льгот, предоставляемых учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общероссийские общественные организации инвалидов, в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, читатели журнала должны иметь в виду следующее.
     
     Под учреждением понимается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично [ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)].
     
     При этом льгота по земельному налогу предоставляется учреждениям, единственным собственником имущества которых является общероссийская общественная организация инвалидов, на основании учредительских документов (решения учредителя о создании организации, устава, положения), в которых содержатся сведения о собственнике имущества данной организации, а также при наличии в них записи о том, что организация создана для достижения образовательных и (или) культурных и (или) лечебно-оздоровительных и (или) физкультурно-спортивных и (или) научных и (или) информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
     
     При этом виды деятельности учреждения, единственным собственником имущества которого является общероссийская общественная организация инвалидов, определяются по Общероссийскому классификатору видов деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденному постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст.
     
     При применении п. 6 ст. 395 НК РФ в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     Организации народных художественных промыслов (далее - промыслы) имеют право на льготу по земельному налогу при выполнении следующих условий:
     
     - деятельность организации связана с народным художественным промыслом, под которым понимается деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов [ст. 3 Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее - Закон N 7-ФЗ)];
     
     - местом традиционного бытования промысла признается территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы. Земли, на которых расположены места традиционного бытования промыслов, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения в порядке устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 3 и 9 Закона N 7-ФЗ);
     
     - изделием промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла (ст. 3 Закона N 7-ФЗ);
     
     - изделия промыслов составляют, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, не менее 50 % в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи или обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) (ст. 5 Закона N 7-ФЗ);
     
     - имеется решение художественно-экспертных советов по промыслам об отнесении изделий к изделиям промыслов, принимаемое по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий промыслов (ст. 7 Закона N 7-ФЗ). Перечень изделий, отнесенных к изделиям промыслов, утверждается советом и прилагается к протоколу (п. 21 Типового положения о художественно-экспертном совете по промыслам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.1999 N 1349);
     
     - образцы изделий промыслов зарегистрированы на основании решения художественно-экспертного совета по промыслам соответствующего субъекта Российской Федерации и Правил регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.01.2001 N 35. Регистрация образцов изделий промыслов признанного художественного достоинства осуществляется посредством присвоения регистрационного номера перечню образцов изделий промыслов, представленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 857 "О внесении изменений и дополнений в отдельные акты Правительства Российской Федерации о народных художественных промыслах" зарегистрированными образцами изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства признаются включенные в соответствующие перечни образцы с даты присвоения этим перечням регистрационных номеров. Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден приказом Минпромнауки России 08.08.2002 N 226.
     
     При применении п. 7 ст. 395 НК РФ в отношении использования права на освобождение от уплаты земельного налога физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общин таких народов, читателям журнала следует иметь в виду, что вышеуказанные граждане и их общины должны отвечать следующим критериям:
     
     - граждане должны относиться к коренным малочисленным народам по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" [коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 000 человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", далее - Закон N 82-ФЗ)];
     
     - граждане должны постоянно проживать в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов (территория традиционного природопользования коренных малочисленных народов образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании; части территорий традиционного природопользования определены ст. 10 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации");
     
     - граждане должны относиться к лицам, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, или к лицам, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ст. 3 Закона N 82-ФЗ);
     
     - общины должны признаваться общинами малочисленных народов, которыми являются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;
     
     - уставом общины малочисленных народов должен определяться порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов (ст. 10 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации").
     
     Таким образом, при предоставлении льготы по земельному налогу вышеуказанным организациям и гражданам необходимо учитывать всю совокупность приведенных выше критериев по их отнесению к льготной категории налогоплательщиков.
     
     При применении п. 9 ст. 395 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что от обложения земельным налогом освобождаются организации - резиденты особой экономической зоны (ОЭЗ) сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ).
     
     Решение о создании ОЭЗ на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 116-ФЗ).
     
     При этом с 25 августа 2005 года - со дня вступления в силу Закона N 116-ФЗ - существование особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, прекращается (за исключением особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях, урегулированных федеральными законами) (ст. 40 Закона N 116-ФЗ).
     
     На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ следующих типов:
     
     - промышленно-производственные ОЭЗ;
     
     - технико-внедренческие ОЭЗ.
     
     ОЭЗ не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований, а территория ОЭЗ не должна включать полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
     
     ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.
     
     Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Органы управления ОЭЗ управляют и распоряжаются земельными участками в пределах ее территории на основании соглашения о создании ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом положений Закона N 116-ФЗ.
     
     Организация, имеющая свидетельство, удостоверяющее ее регистрацию в качестве резидента ОЭЗ, вправе вести на территории зоны промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность. При этом резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории зоны (ст. 10 Закона N 116-ФЗ).
     
     Налоговая льгота предоставляется организации - резиденту ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 Закона N 116-ФЗ) с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ.
     
     Органы управления ОЭЗ сообщают сведения о регистрации юридического лица в качестве резидента зоны, а также представляют копию соглашения по утвержденной в установленном п. 5 ст. 9 Закона N 116-ФЗ порядке форме о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в налоговые органы в течение дня, следующего за днем регистрации (п. 6 и 7 ст. 9 Закона N 116-ФЗ).
     
     При двух и более существенных нарушениях резидентом ОЭЗ налогового и (или) таможенного законодательства организация может быть лишена статуса резидента зоны по результатам рассмотрения судом заявления органов управления ОЭЗ (п. 9 ст. 11 Закона N 116-ФЗ).
     
     Органы управления ОЭЗ сообщают в налоговые органы сведения о лишении организации статуса резидента зоны в течение дня, следующего за днем внесения в реестр резидентов ОЭЗ соответствующей записи (п. 10 ст. 9 Закона N 116-ФЗ).
     
     В п. 11-14 ст. 396 НК РФ содержатся положения об обязанности органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.
     
     Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
     
     Вышеуказанные сведения представляются в налоговые органы по форме "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу", утвержденной приказом Минфина России от 20.06.2005 N 75н.
     

6. Уплата налога

     
     Земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате физическими лицами, не являющимися предпринимателями, в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
     
     Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами местного самоуправления.
     
     Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления на уплату земельного налога, направленного налоговым органом. В отношении физических лиц обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа, установленного нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
     
     Форма налогового уведомления на уплату земельного налога утверждена приказом ФНС России от 31.10.2005 N САЭ-3-21/551@ "Об утверждении форм налоговых уведомлений" (приложение N 2) (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2005, регистр. N 7216).
     
     В случае неуплаты налога (авансовых платежей по налогу) в установленные сроки налогоплательщику начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
     
     При применении п. 1-6 ст. 396 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что по итогам налогового периода определяется сумма налога, подлежащая уплате по окончании налогового периода, исчисляемая по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
     
     При этом организации исчисляют сумму налога самостоятельно, так же как и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
     

     Пример.
     
     Земельный участок под производственным объектом организации расположен в районном центре. Кадастровая стоимость земельного участка под этим объектом определена в размере 750 000 руб. Налоговая ставка установлена представительными органами муниципального образования в размере 1,5 %. Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода, составляет 11 250руб. (750 000 руб. х 1,5 %).
     
     Второй земельный участок предоставлен организации под объект общественного питания. Кадастровая стоимость земельного участка под этим объектом составляет 870 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,5 %. Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода по земельному участку, занятому объектом общественного питания, составляет 13 050 руб. (870 000 руб. х 1,5 %).
     
     Сумма земельного налога по двум земельным участкам равна 24 300 руб. (11 250 руб. + 13 050 руб.).
     
     Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
     
     При исчислении авансовых платежей организациям и физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями, следует иметь в виду, что по итогам отчетных периодов уплачивается фиксированная сумма авансового платежа, рассчитанная в размере одной четвертой соответствующей налоговой ставке процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом исчисление суммы авансовых платежей производится по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода.
     
     Пример.
     
     Рассчитаем суммы авансовых платежей, которые организация должна уплатить в течение налогового периода по окончании отчетных периодов за земельный участок под производственным объектом, данные по которому приведены в вышеуказанном примере.
     
     Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:
     
     - за I квартал - 2813 руб. [(750 000 руб. х 1,5 %) : 4];
     

     - за 1-е полугодие - 2813 руб. [(750 000 руб. х 1,5 %) : 4];
     
     - за 9 месяцев - 2813 руб. [(750 000 руб. х 1,5 %) : 4].
     
     Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сроку сумму авансовых платежей в размере 8439 руб. (2813 руб. + 2813 руб. + 2813 руб.).
     
     Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют и уплачивают авансовые платежи по налогу только в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
     
     При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
     
     В этом случае авансовые платежи исчисляются как произведение соответствующей налоговой базы и установленной доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, - в случае установления представительными органами муниципальных образований одного авансового платежа, и не превышающем одной третьей налоговой ставки - в случае установления двух авансовых платежей.
     
     При применении п. 7 ст. 396 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности [постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения] на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента правообладания земельным участком (К2).
     
     Коэффициент К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности [постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении] налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
     
     При этом если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения этих прав.
     

     Пример.
     
     Земельный участок приобретен в собственность 10 февраля текущего года. Его кадастровая стоимость составляет 900 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,5 %.
     
     Коэффициент К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев.
        

К2 = 11 мес. : 12 мес. = 0,92.

    
     Сумма налога за налоговый период составит 12 420 руб. (900 000 руб. х 1,5 % х 0,92).
     
     С учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетные периоды рассчитывается в следующем порядке.
     
     Если земельный участок использовался в течение всего отчетного периода (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев), то сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы и налоговой ставки.
     
     Если земельный участок использовался не весь отчетный период, то сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента К2.
     
     Пример
     
     Земельный участок предоставлен 8 февраля текущего года. Его кадастровая стоимость составляет 1 200 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,2 %. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составит 13 248 руб. (1 200 000 руб. х 1,2 % х 0,92).
     
     Для исчисления суммы авансового платежа по налогу, подлежащей уплате в бюджет за I квартал, 6 месяцев и 9 месяцев, коэффициент К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:
     
     - за I квартал: К2 = 2 мес. : 3 мес. = 0,67;
     
     - за 1-е полугодие: К2 = 5 мес. : 6 мес. = 0,83;
     
     - за 9 месяцев: К2 = 8 мес. : 9 мес. = 0,89.
     
     Авансовые платежи, подлежащие уплате в бюджет, по итогам отчетных периодов составят:
     
     - за I квартал - 2412 руб. [(1 200 000 руб. х 1,2 % х 0,67) : 4];
     
     - за 1 полугодие - 2988 руб. [(1 200 000 руб. х 1,2 % х 0,83) : 4];
     
     - за 9 месяцев - 3204 руб. [(1 200 000 руб. х 1,2 % х 0,89) : 4].
     
     Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сроку сумму авансовых платежей в размере 8604 руб. (2412 руб. + 2988 руб. + 3204 руб.).
     
     Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит 4644 руб. (13 248 руб. - 8604 руб.).
     

     При применении п. 10 ст. 396 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента использования налоговой льготы (К1).
     
     При этом коэффициент использования налоговой льготы определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения вышеуказанного права принимается за полный месяц. Коэффициент использования налоговой льготы рассчитывается по следующей формуле:
        

K1=1-()

     где
     
     К1 - коэффициент использования налоговой льготы;
     
     Еkli - количество месяцев, в течение которых отсутствует право на налоговую льготу в налогом периоде;
     
     Em - общее количество календарных месяцев налогового периода.
     
     Пример.
     
     Организация должна уплатить земельный налог в сумме 10 000 руб. Данная организация получила в сентябре текущего года право на льготу по земельному налогу на основании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования. В связи с этим можно сделать вывод, что она получила право на льготу с 1 сентября текущего года.
     
     Коэффициент использования налоговой льготы рассчитывается следующим образом: 8 мес.
     

К1 = 1 - () = 0,33.


     Сумма налоговой льготы составит 3300 руб. (10 000 руб. х 0,33).
     
     Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составит 6700 руб. (10 000 руб. - 3300 руб.).
     
     В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
     
     При этом если срок проектирования и строительства по вышеуказанным земельным участкам превышает трехлетний срок вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, то при исчислении суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) применяется коэффициент 4.
     
     Пример.
     
     Организация приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства, на котором в течение года строит многоэтажные жилые дома. Кадастровая стоимость земельного участка - 1 132 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3 %.
     
     Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составит 6792 руб. (1 132 000 руб. х 0,3 % х 2), где 2 - коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
     

     В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
     
     Если земельный участок физического лица (его доля) перешел по наследству к другому лицу, то земельный налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.