Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О медпункте предприятия


О медпункте предприятия

     
     Климова М.А.
     
     Объекты обслуживающих производств и хозяйств, находящиеся на балансе организации (при этом часто убыточные), безусловно, влияют на полученный организацией итоговый финансовый результат. Однако для целей налогообложения прибыли убыток, полученный от эксплуатации таких объектов, учитывается в особом порядке: чаще всего убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную от деятельности вышеназванных объектов [ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)].
     
     К обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобные хозяйства, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам (ст. 275.1 НК РФ). Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" уточнил это определение: в целях налогообложения с 1 января 2006 года реализация вышеперечисленными подразделениями товаров и работ (а не только услуг) регулируется нормами ст. 275.1 НК РФ.
     
     С 1 января 2006 года порядок признания убытка, установленный ст. 275.1 НК РФ, распространен уже не только на обособленные, но и на все остальные подразделения обслуживающих производств и хозяйств (то есть и на те производства и хозяйства, которые располагаются на территории самого предприятия). Это, безусловно, не улучшило положение налогоплательщика.
     
     Тем не менее при применении налогоплательщиками ст. 275.1 НК РФ следует учитывать, что ее действие распространяется не на все объекты социальной сферы, например медпункты.
     
     Если медпункты (здравпункты) не оказывают услуг населению и не осуществляют плановое лечение работников, а занимаются преимущественно проведением медицинских осмотров работников, то они не относятся к социальной сфере организации, как это трактуется в ст. 275.1 НК РФ. Дело в том, что действующим трудовым законодательством и нормами охраны труда предусмотрены обязательные периодические медицинские осмотры различных категорий работников.
     
     Целью медпункта (здравпункта) является также оказание работникам, занятым на вредных и опасных производствах, первой (доврачебной) медицинской помощи перед отправкой работника в медицинское учреждение (поликлинику, больницу, медсанчасть, травматологический пункт и т.д.).
     

     Это служит основанием для отнесения расходов по содержанию помещений и инвентаря медпунктов (здравпунктов) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
     
     Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627, такие существующие в системе здравоохранения структурные подразделения, как здравпункты и медпункты, не функционируют в качестве самостоятельных учреждений и могут входить в состав учреждений здравоохранения, предприятий и образовательных учреждений на правах структурных подразделений.
     
     Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работников, более половины рабочего времени проводящих за компьютером. Приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 и письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 определен порядок проведения обязательных ежедневных предрейсовых и периодических медосмотров водителей организации.
     
     Именно обязательность этих мероприятий позволяет вывести расходы медпунктов (здравпунктов) организаций из-под действия норм ст. 275.1 НК РФ.
     
     Согласно письму Минздрава России от 26.12.2002 N 2510/12993-02-23 функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в уставе хозяйственных субъектов медицинской деятельности.
     
     Медпункты (здравпункты) призваны осуществлять также мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических требований, направленных непосредственно на создание безопасных условий труда на вредном производстве, предупреждение и профилактику профессиональных заболеваний, принимать меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, поддерживать чистоту и порядок на производстве.
     
     Эти мероприятия не могут осуществляться без медицинского персонала. Медпункт (здравпункт) должен иметь в штате или по договору гражданско-правового характера хотя бы одного медицинского работника (медсестру, фельдшера, врача). При расчете штатов медпунктов (здравпунктов) налогоплательщикам следует применять Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек, утвержденные приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 N 999. Оплата труда медицинского персонала относится для целей налогообложения на расходы в соответствии с положениями ст. 255 НК РФ.
     

     В функции медпунктов (здравпунктов) не входит оказание стоматологических услуг работникам организации, так как стоматологические услуги не относятся к услугам по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи, однако приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" предусмотрено участие стоматолога в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников отдельных отраслей. В этом случае присутствие стоматолога и соответствующего оборудования в медпункте (здравпункте) экономически оправданно.
     
     Одновременно отметим, что организации, не имеющие на своей территории медпунктов (здравпунктов), могут учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, расходы на проведение медицинских осмотров работников, которые согласно законодательству Российской Федерации являются обязательными, так как данные расходы при их надлежащем документальном оформлении удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ (см. письмо Минфина России от 21.06.2005 N 03-03-04/1/20).