Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге

    
О земельном налоге

     
     Голубева Н.В.
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

О ставках земельного налога

     
     При применении ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщикам следует иметь в виду, что данной статьей Кодекса установлены максимальные размеры налоговых ставок, в рамках которых представительные органы муниципальных образований [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] устанавливают ставки налога, которые должны применяться на их территориях. При определении налоговых ставок, которые будут устанавливаться вышеуказанными органами, учитываются все категории земель.
     
     При этом федеральным законодателем при установлении земельного налога определена максимальная ставка в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства - 0,3%.
     
     Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, далее - ЗК РФ).
     
     В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
     
     Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
     
     - гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
     
     - хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
     

     - некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
     
     - казачьими обществами;
     
     - опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
     
     - общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
     
     При этом земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях признаются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки (ст. 85 ЗК РФ).
     
     В отношении земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), применяется налоговая ставка в размере 0,3%.
     
     При определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс), другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность.
     
     Сведения об объектах инженерной инфраструктуры и благоустройстве территории включаются в градостроительный кадастр (п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса).
     
     При этом п. 13 раздела 3.1.5 "Генеральные планы" Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
     
     Кроме того, перечень таких объектов содержится в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". К ним отнесены трубопроводы, линии электропередачи и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
     

     В состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры, а также эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).
     
     В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, должен использоваться в том числе Классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по виду деятельности "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов", утвержденный постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51.
     
     При определении состава объектов жилищного фонда налогоплательщикам необходимо руководствоваться положениями Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ЖК РФ).
     
     В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ.
     
     К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
     
     Право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ЖК РФ (ст. 18 ЖК РФ).
     

     При этом жилищным фондом является совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
     
     В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:
     
     - на частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
     
     - на государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
     
     - на муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
     
     В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется:
     
     - на жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
     
     - на специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
     
     - на индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
     
     - на жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
     
     Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
     

     В отношении земель, предоставленных для жилищного строительства, применяется налоговая ставка в размере 0,3%.
     
     По вопросу применения налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных  участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, налогоплательщикам следует руководствоваться письмом Минфина России от 27.12.2005 N 03-06-02-02/108, согласно которому ст. 394 НК РФ для исчисления земельного налога определены две предельные величины налоговых ставок: в размере 0,3% и 1,5% от налоговой базы.
     
     В частности, предельная величина налоговой ставки в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков предоставленных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность).
     
     В то же время согласно ЗК РФ земельные участки могут приобретаться в собственность, а также предоставляться в собственность физическим и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, ст. 15 ЗК РФ установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
     
     На основании ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Земельные участки могут предоставляться в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
     
     Принимая во внимание вышеуказанные положения ЗК РФ, при исчислении земельного налога положения ст. 394 НК РФ должны одинаково применяться в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства.
     
     В отношении земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, налоговая ставка устанавливается в размере 0,3%, а в отношении прочих земель - 1,5%.
     

     Под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"). Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
     
     При этом право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
     
     Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для ведения личного подсобного хозяйства гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для ведения личного подсобного хозяйства при наличии свободных земельных участков. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены для этих целей.
     
     Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
     
     Для ведения личного подсобного хозяйства применяются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
     
     Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.
     
     Что касается земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и животноводства, то налогоплательщикам следует иметь в виду положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которому садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
     
     Огородным земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
     
     Садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан (садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим товариществом) признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
     
     В целях реализации прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, граждане могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества. В то же время граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
     
     Представительным органам муниципальных образований [законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
     
     Для определения категорий земель налогоплательщикам необходимо учитывать положения ст. 7 ЗК РФ. Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
     
     - земли сельскохозяйственного назначения;
     
     - земли поселений;
     
     - земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
     
     - земли особо охраняемых территорий и объектов;
     
     - земли лесного фонда;
     
     - земли водного фонда;
     
     - земли запаса.
     
     Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
     
     В градостроительном регламенте (понятие которого приводится в Градостроительном кодексе) в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков.
     
     Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
     
     - основные виды разрешенного использования;
     
     - условно разрешенные виды использования;
     
     - вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ст. 37 Градостроительного кодекса).
     
     Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
     
     Категория земель и разрешенное использование земельных участков содержатся в Едином государственном реестре земель (ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
     

О земельном налоге за земельные участки в пределах лесного фонда, ограниченные в обороте

     
     Согласно п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.
     
     Законодательством Российской Федерации установлено, что в обороте ограничиваются находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
     
     При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
     
     В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (ЛК РФ) в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
     
     В лесной фонд не входят леса, расположенные:
     
     - на землях обороны;
     
     - на землях городских поселений - городские леса;
     
     - на землях сельских поселений.
     
     В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная:
     
     - на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
     
     - на землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
     
     - на землях городских и сельских поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
     
     - на землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
     
     - на землях иных категорий.
     
     Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах лесного фонда, не подлежат налогообложению.
     
     В то же время ст. 103 ЛК РФ установлено, что от внесения платы за землю освобождаются лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
     
     ЛК РФ, ст. 103 которого установлено, что от внесения платы за землю освобождаются лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не относится к законодательству о налогах и сборах, поэтому при применении льгот по земельному налогу налогоплательщикам следует руководствоваться нормами главы 31 НК РФ.
     
     Однако главой 31 НК РФ не предусмотрено предоставление налоговых льгот по земельному налогу в отношении земельных участков, не относящихся к землям лесного фонда, под зданиями и сооружениями федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Рослесхоза. В связи с этим данные организации уплачивают земельный налог в общеустановленном порядке.
     

О льготе по земельному налогу за земельный участок, занятый общественной организацией "Областная организация Всероссийского общества глухих"

     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2006 года утратил силу Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (за исключением ст. 25), в связи с этим налогоплательщики уплачивают земельный налог за 2006 год, применяя нормы, установленные главой 31 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ от обложения земельным налогом освобождаются общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под общественными организациями инвалидов понимаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 %, а также союзы (ассоциации) вышеуказанных организаций.
     
     Общественные организации инвалидов, не имеющие статуса общероссийских, а также организации, созданные такими общественными организациями, не имеют права применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
     
     Статьей 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
     
     Таким образом, согласно Закону N 82-ФЗ структурные подразделения общероссийской общественной организации могут являться самостоятельными юридическими лицами.
     

     Следовательно, региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, являющееся самостоятельным юридическим лицом, вправе воспользоваться льготой, предоставляемой п. 5 ст. 395 НК РФ, если его уставные документы и документы о государственной регистрации подтверждают, что отделение является структурным подразделением конкретной общероссийской общественной организации инвалидов, и при условии установленной абзацем первым п. 5 ст. 395 настоящего Кодекса численности инвалидов и их законных представителей.
     
     Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные в форме союзов) должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций (включая структурные подразделения) инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 % (на начало и конец отчетного и налогового периодов).
     
     При этом к законным представителям относятся один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель.
     
     Что касается льготы по земельному налогу, предоставляемой непосредственно общественной организации "Областная организация Всероссийского общества глухих", то для получения такой льготы начиная с 1 января 2006 года данная организация должна документально подтвердить, что среди ее членов инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (на начало и конец отчетного и налогового периодов), а земельные участки используются данной организацией для осуществления уставной деятельности.
     
     В то же время статус этой общественной организации инвалидов должен соответствовать общероссийскому. В отношении подтверждения общероссийского статуса общественной организации инвалидов налогоплательщикам следует руководствоваться следующими положениями законодательства.
     
     В соответствии со ст. 5 Закона N 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
     
     При этом членство в общероссийской общественной организации не является подтверждением статуса общественной организации как общероссийской.
     
     Подтверждением общероссийского статуса любой общественной организации является свидетельство о ее государственной регистрации, выданное Минюстом России, в котором указаны статус общественной организации и территория ее деятельности.
     
     Подтверждением принадлежности структурного подразделения к общероссийской общественной организации служит свидетельство о государственной регистрации, выданное территориальными органами Минюста России, где указывается, что данное структурное подразделение является структурным подразделением (отделением, организацией) общероссийского общественного объединения.
     
     Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом N 82-ФЗ специального порядка государственной регистрации общественных объединений.
     
     Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. При этом решение о государственной регистрации общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.
     
     Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.
     
     На основании вышеуказанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.
     
     Федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи об общественном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц.
     
     Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа. По рассматриваемому случаю в своем названии структурное подразделение использует наименование общероссийского общественного объединения с указанием своей принадлежности к территории субъекта Российской Федерации, например общественная организация "Омская областная организация Всероссийского общества глухих". Омская областная организация - это принадлежность к территории структурного подразделения, Всероссийское общество глухих свидетельствует о принадлежности этой организации к общероссийскому общественному объединению. Для подтверждения принадлежности данного структурного подразделения к общероссийской организации в налоговые органы должны быть представлены названные ранее документы.
     

О налогообложении земельных участков, занятых объектами использования атомной энергии

     
     Согласно п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Законодательством Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ (п. 4 ст. 27 ЗК РФ).
     
     При этом земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" объектами применения данного Закона являются в том числе:
     
     - ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства;
     
     - сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;
     
     - сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях;
     
     - другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.
     
     При этом налогоплательщикам следует иметь в виду, что отнесение вышеуказанных установок, сооружений к перечисленным категориям определяется эксплуатирующей организацией и фиксируется в соответствующем документе в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
     
     В области использования атомной энергии осуществляются следующие виды деятельности:
     
     - размещение, проектирование, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
     
     - разработка, производство, испытание, транспортирование, хранение, утилизация, использование ядерных зарядов в мирных целях и обращение с ними;
     
     - обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;
     
     - обеспечение безопасности при использовании атомной энергии;
     
     - контроль за обеспечением ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия граждан при использовании атомной энергии;
     
     - проведение научных исследований в областях использования атомной энергии;
     
     - физическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
     
     - учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
     
     - экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии;
     
     - государственный контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и т.д.
     
     В федеральной собственности находятся:
     
     - все ядерные материалы;
     
     - радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы;
     
     - имеющие оборонное назначение ядерные установки, радиационные источники и пункты хранения.
     
     Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности, если иное не установлено законом.
     
     Не имеющие оборонного назначения радиационные источники, радиоактивные вещества и не содержащие ядерных материалов радиоактивные отходы могут находиться как в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, так и в муниципальной собственности, собственности юридических лиц. Право собственности на вышеуказанные объекты приобретается и прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
     
     Допускается передавать ядерные материалы, находящиеся в федеральной собственности, в пользование только юридическим лицам, имеющим разрешения (лицензии), выданные органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии, и на основании до-говоров, заключаемых специально уполномоченным на то государственным органом.
     
     Ввод в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется при наличии у эксплуатирующих организаций разрешений (лицензий), выданных соответствующими органами государственного регулирования безопасности на их эксплуатацию.
     
     Эксплуатирующей организацией признается организация, созданная согласно законодательству Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
     
     Учитывая вышеизложенное, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, ограниченные в обороте согласно законодательству Российской Федерации, занятые объектами использования атомной энергии, введенными в эксплуатацию эксплуатирующей организацией, имеющей лицензию, выданную соответствующими органами государственного регулирования безопасности на ее эксплуатацию, не подлежат обложению земельным налогом.