Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     Чибисова А.В.
     

Налогообложение компенсационных выплат

     
     Относятся ли к пособиям, не подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ, пособия, выплачиваемые молодым специалистам, впервые поступающим на работу в учреждения социальной защиты населения, учреждения здравоохранения и культуры, выплаты которых производятся согласно решениям местных органов власти?
     
     В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика.
     
     Доходы, освобождаемые от обложения налогом на доходы физических лиц, перечислены в ст. 217 НК РФ, согласно п. 1 которой не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
     
     Следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц государственные пособия и выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством в целях компенсации потери доходов налогоплательщика. Выплаты разового пособия молодым специалистам - работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения не носят характер возмещения потери их доходов.
     
     Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     Понятие "компенсация", а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, устанавливаются законодательством, в частности Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ). Так, в соответствии со ст. 164 ТК РФ компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
     
     Согласно ст. 165 ТК РФ к таким компенсациям, в частности, относятся выплаты при направлении работников в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Выплаты молодым специалистам, впервые поступающим на работу в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения и социальной защиты, ТК РФ не предусмотрены и по своему характеру не соответствуют вышеуказанному определению компенсации как возмещения затрат, возникающих при выполнении трудовых обязанностей, или потери доходов.
     
     Таким образом, разовое пособие, выплачиваемое молодым специалистам, впервые поступившим на работу в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения и социальной защиты, не подпадает под действие п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
     
     Имеет ли право на льготу, установленную п. 9 ст. 217 НК РФ, работник организации, которому работодатель за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, компенсировал стоимость санаторно-курортной путевки? Если "да", то какие документы должны быть представлены в бухгалтерию организации для возврата налога на доходы физических лиц?
     
     Согласно п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые, в частности, за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций. Следовательно, суммы компенсации (полной или частичной) стоимости вышеуказанных путевок обложению налогом на доходы физических лиц не подлежат.
     
     В целях подтверждения использования денежных средств, выданных работнику организации под отчет, по назначению на приобретение путевки в санаторий за счет средств, оставшихся в распоряжении работодателя после уплаты налога на прибыль, физическому лицу необходимо представить в бухгалтерию документы, подтверждающие факт оплаты путевки: кассовый чек, квитанцию к приходному кассовому ордеру, если денежные расчеты осуществлялись наличными средствами, а также документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.
     
     Приказом Минфина России от 10.12.1999 N 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности" утверждена форма санаторно-курортной путевки, в которой указывается стоимость путевки.
     
     На основании утвержденных внутренних документов коммерческий банк оплачивает расходы, связанные с обучением своих сотрудников иностранным языкам. Включается ли сумма, уплаченная за изучение иностранного языка, в налогооблагаемый доход сотрудников банка в целях исчисления налога на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, установленные действующим законодательством.
     
     Статья 196 ТК РФ определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров.
     
     Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
     
     Вышеуказанное право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.
     
     Оплата расходов, связанных с обучением иностранным языкам сотрудников банка за счет средств работодателя, по нашему мнению, не подпадает под действие п. 1 ст. 217 НК РФ, поскольку является гарантией, а не компенсацией и соответственно включается в налоговую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц.
     
     Организация заключила договор аренды на использование сотового телефона с руководителем этой же организации. В договоре аренды указано, что оплата услуг сотовой связи производится за счет средств арендатора; при этом арендная плата арендодателю в договоре не оговорена. Начисляется ли налог на доходы физических лиц за оплаченные карты на арендованный сотовый телефон?
     
     Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
     
     Из вышеприведенной ситуации следует, что организация заключила договор аренды на использование сотового телефона с руководителем этой организации; при этом оплата услуг сотовой связи производится за счет средств организации.
     
     Если руководитель организации использует мобильную связь, оплачиваемую за счет средств организации в рамках корпоративного тарифа в служебных целях, что обусловлено производственной (управленческой) необходимостью организации, то для избежания включения услуг связи в налогооблагаемый доход сотрудника необходимо правильно оформить использование мобильной связи. Для этого производственный характер затрат на использование сотового телефона должен быть подтвержден служебными обязанностями работника, а также необходимостью постоянной и оперативной связи с руководством организации и деловыми партнерами.
     
     Документальным подтверждением затрат могут служить счета оператора связи, их детализация с указанием номеров абонентов. Подтверждением экономической оправданности телефонных переговоров могут служить внутренние отчеты работников организации, договоры, заключенные с деловыми партнерами, где в графе "Реквизиты" указаны номера их телефонов, и т.д.
     
     Кроме того, для внутреннего контроля руководитель организации может издать специальное положение об обеспечении сотрудников мобильной связью, в котором отражается, кому и для чего полагается мобильная связь, какие услуги связи предоставляются, лимит переговоров (в денежном или временном выражении).
     

Налогообложение доходов, полученных в виде дивидендов, ценных бумаг

     
     Признается ли дивидендом доход, полученный членом производственного кооператива при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, и по какой ставке следует удерживать с вышеуказанных выплат налог на доходы физических лиц: 9 или 13%?
     
     Согласно п. 1 ст. 43 НК РФ дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 224 НК РФ налоговая ставка в размере 9% применяется в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (в ред. от 14.05.2001 N 53-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ) производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Статьей 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что член кооператива имеет право, в частности, получать долю прибыли кооператива, подлежащую распределению между его членами, а также иные выплаты.
     
     Пунктом 2 ст. 214 НК РФ определено, что если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате вышеуказанных доходов по ставке, предусмотренной п. 4 ст. 224 настоящего Кодекса, в порядке выполнения ст. 275 НК РФ.
     
     Поскольку член производственного кооператива имеет право получать часть распределенной прибыли кооператива, то такой доход приравнивается к дивидендам и его налогообложение производится в соответствии с п. 4 ст. 224 НК РФ, то есть по ставке 9%.
     
     Возникает ли объект обложения налогом на доходы физических лиц при реализации участником открытого акционерного общества акций по цене не ниже номинальной? Каким образом производится исчисление и удержание налога, если участник - физическое лицо не состоит в трудовых отношениях с обществом? Вправе ли налогоплательщик при продаже акций воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ?
     

     Согласно положениям НК РФ дивидендом может быть признан только доход, полученный акционером (участником) в результате распределения чистой прибыли организации.
     
     Это подтверждается также нормами ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Общество вправе по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев или по результатам финансового года принимать решения о выплате дивидендов по размещенным акциям. Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества).
     
     Применительно к акционерам общества - физическим лицам следует отметить, что в соответствии с п. 19 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы физических лиц, полученные от акционерных обществ или других организаций акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных ими акций или иных имущественных долей, распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале.
     
     Если же уставный капитал акционерного общества увеличен за счет других источников, в частности за счет нераспределенной прибыли общества, то стоимость дополнительно полученных акционером - физическим лицом акций или увеличение номинальной стоимости принадлежащих ему акций считается доходом акционера, полученным в натуральной форме, подлежащим налогообложению в соответствии со ст. 210 НК РФ в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода в натуральной форме определяется как день передачи дохода в натуральной форме. Таким днем при получении дохода в натуральной форме в виде увеличения номинальной стоимости акций может считаться дата регистрации увеличения уставного капитала акционерного общества.
     
     Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обязательств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
     
     Следовательно, акционерное общество обязано исчислить и удержать налог на доходы физических лиц с разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций, образовавшейся на дату увеличения уставного капитала, а при невозможности удержать исчисленную сумму налога - письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета.
     

     В соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ доход (убыток) по сделке купли-продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами, полученными от реализации ценных бумаг, и расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком и документально подтвержденными.
     
     Если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, то на основании ст. 214.1 НК РФ налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым подпункта 1 п. 1 ст. 220 Кодекса.
     
     Физическое лицо является участником общества с ограниченной ответственностью и получает дивиденды. Как в таком случае должен уплачиваться налог на доходы физических лиц: непосредственно самим налогоплательщиком либо бухгалтерией общества с ограниченной ответственностью?
     
     Статьей 214 НК РФ определено, что если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму налога на доходы физических лиц отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате вышеуказанных доходов по ставке, указанной в п. 4 ст. 224 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном ст. 275 НК РФ.
     
     Согласно ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить соответствующую сумму в бюджет.
     
     Таким образом, исчисление, удержание и уплата сумм налога на доходы физических лиц с дивидендов, выплаченных физическому лицу, производится налоговым агентом непосредственно из доходов этого лица по ставке, установленной п. 4 ст. 224 НК РФ, - в размере 9%.
     
     Имеет ли право физическое лицо воспользоваться имущественным налоговым вычетом, если у налогоплательщика отсутствуют документы (договоры, контракты и т.д.) на приобретение ценных бумаг? Акции были приобретены в 1995 году на приватизационные чеки, поэтому налогоплательщик не может доказать, что акции приобретены им на возмездной основе, а не получены бесплатно.
     
     Пунктом 3 ст. 214.1 НК РФ предусмотрены два метода определения доходов от операций купли-продажи ценных бумаг:
     

     - как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком; либо
     
     - как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и имущественными вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделки купли-продажи, в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 214.1 НК РФ.
     
     При этом в п. 3 ст. 214.1 НК РФ указывается, что налогоплательщик при продаже ценных бумаг может воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым подпункта 1 п. 1 ст. 220 настоящего Кодекса, если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально.
     
     Возможность выбора налогоплательщиком метода расчета налоговой базы по операциям купли-продажи ценных бумаг действующим законодательством не предусмотрена. Поэтому имущественные налоговые вычеты предоставляются, если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг хотя и были произведены, но по тем или иным причинам не могут быть подтверждены документально (отсутствуют расчетные и иные документы, подтверждающие оплату ценных бумаг и услуг, связанных с их приобретением, реализацией и хранением).
     
     Таким образом, чтобы воспользоваться имущественным налоговым вычетом, налогоплательщик должен иметь документы (контракты, договоры и т.д.), подтверждающие возмездный характер приобретения ценных бумаг, поскольку они могли быть получены бесплатно (например, при распределении дополнительных акций среди акционеров в случае увеличения уставного капитала акционерного общества за счет его имущества), без осуществления расходов по их приобретению.
     
     При отсутствии документов, подтверждающих возмездный характер приобретения ценных бумаг, доходы налогоплательщика от продажи ценных бумаг могут быть уменьшены на суммы фактически подтвержденных расходов в виде комиссионных отчислений и биржевого сбора. При этом имущественный налоговый вычет не предоставляется.
     
     При отсутствии платежных документов, подтверждающих фактическую оплату стоимости приобретенных ценных бумаг, но при наличии документов, подтверждающих приобретение ценных бумаг на возмездной основе (контракты, договоры, справки, выданные регистратором о приобретении акций на ваучеры и т.д.) налоговый агент может предоставить налогоплательщику имущественный налоговый вычет.
     

     Согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
     
     Банк является доверительным управляющим Общего фонда банковского управления (ОФБУ), который представляет собой имущественный комплекс без образования юридического лица, находящийся в общей долевой собственности учредителей ОФБУ и переданный в доверительное управление банку. Согласно договору между доверительным управляющим (банком) и учредителями доверительного управления доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям.
     
     Физическому лицу - учредителю ОФБУ выплачивается при его выходе из состава участников ОФБУ сумма денежных средств, соответствующая стоимости доли выводимого из ОФБУ имущества. При этом промежуточные выплаты дохода участникам ОФБУ не предусмотрены.
     
     Должен ли банк, являясь налоговым агентом, по состоянию на 31 декабря отчетного календарного года исчислять и удерживать сумму налога на доходы физических лиц, если выплаты денежных средств в течение этого года не производились?
     
     Положения ст. 214.1 НК РФ применяются при определении налоговой базы по операциям купли-продажи ценных бумаг, принадлежащих физическому лицу - налогоплательщику, в том числе по операциям, осуществляемым доверительным управляющим по индивидуальному договору доверительного управления в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), являющегося физическим лицом.
     
     В случае заключения физическим лицом, выступающим учредителем управления, с кредитной организацией, являющейся доверительным управляющим, договора доверительного управления имуществом на условиях объединения такого передаваемого по договору имущества в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц такое имущество объединяется в ОФБУ на праве общей долевой собственности. Каждому учредителю управления принадлежит доля имущества в ОФБУ, размер которой указывается в сертификате долевого участия, выдаваемом учредителю управления. В связи с этим операции по доверительному управлению в кредитных организациях - доверительных управляющих учитываются не в разрезе конкретных учредителей, а в целом по каждому ОФБУ.
     
     Доходы, полученные в ОФБУ от операций купли-продажи ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении, за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации его расходов на управление ОФБУ, распределяются пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ.
     

     При вышеназванном порядке учета имущества ОФБУ отсутствуют основания для распространения положений ст. 214.1 и 220 НК РФ на доходы, получаемые физическими лицами - учредителями ОФБУ.
     
     Из ситуации следует, что ОФБУ банка представляет собой имущественный комплекс без образования юридического лица, находящийся в общей долевой собственности учредителей ОФБУ и переданный в доверительное управление банку.
     
     В соответствии со ст. 248 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) доходы от использования имущества (в данном случае - от доверительного управления), находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
     
     Как следует из общих условий договора между доверительным управляющим (банком) и учредителями доверительного управления, выплата доходов из ОФБУ производится только одновременно с возвратом имущества и осуществляется доверительным управляющим на основании заявки на возврат имущества из ОФБУ. При выходе из ОФБУ или при уменьшении доли в ОФБУ учредителю управления выплачивается сумма, соответствующая стоимости доли выводимого из ОФБУ имущества; при этом промежуточные выплаты не производятся.
     
     Датой фактического получения дохода при выводе долей из ОФБУ является в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 223 НК РФ день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. При этом налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется в виде положительной разницы между стоимостью доли имущества, получаемого учредителем при расторжении договора, и стоимостью имущества, переданного им в доверительное управление на момент заключения договора ОФБУ.
     
     Сумма налога на доходы физических лиц подлежит исчислению и удержанию налоговым агентом - банком, управляющим ОФБУ, по ставке 13% в порядке, установленном ст. 226 НК РФ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за соответствующий налоговый период и о суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
     
     При отсутствии выплат денежных средств учредителям ОФБУ в течение года оснований для исчисления и удержания налога на доходы физических лиц по итогам отчетного календарного года не имеется.
     

     Для сведения сообщаем, что в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при продаже имущества и долей в вышеуказанном имуществе. Предоставление имущественного налогового вычета при получении дохода от доверительного управления имуществом не предусмотрено.
     

Представление налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц

     
     Организация является организатором лотереи и производит выплаты выигрышей физическим лицам. В каком порядке она должна исчислять налог на доходы физических лиц в отношении выигрыша, выплачиваемого организаторами лотерей, основанных на риске игр с использованием игровых автоматов? Как вести учет доходов и расходов этих физических лиц и на основании каких статей НК РФ?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет исчисленную сумму налога. Пунктом 2 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что исчисление и уплата сумм налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 227 НК РФ нотариусы, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 Кодекса.
     
     Подпунктами 2 и 5 п. 1 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, а также получившие выигрыши, самостоятельно исчисляют налог исходя из сумм полученных ими доходов.
     
     Таким образом, поскольку положениями главы 23 НК РФ на организации, которые производят оплату услуг, оказываемых им частными нотариусами, а также выплачивают доходы физическим лицам от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, либо выплачивают физическим лицам выигрыши, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм, то они не признаются налоговыми агентами.
     
     Учитывая, что требования ст. 230 НК РФ, касающиеся представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут.
     
     В то же время согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
     
     Обязана ли организация представлять сведения по форме N 2-НДФЛ на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в части сумм, выплаченных организацией за приобретенные у них услуги, товары?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты не представляют сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в случае, если индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
     
     Таким образом, организация вправе не представлять сведения о доходах, выплаченных индивидуальному предпринимателю, в случае предъявления им при заключении сделки документов, подтверждающих факт его государственной регистрации в качестве предпринимателя в базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков и постановку на учет в налоговых органах.