Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы и ответы


Вопросы и ответы

          

О налоге на прибыль

Серегина Е.В.
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
          
     Организация приобрела процентный вексель банка, проценты по которому она начислила, и уплатила налог на прибыль. Но вексель не был погашен из-за банкротства банка. Как поступить с начисленными, но не полученными процентами по вышеуказанному векселю?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения прибыли полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде убытки в виде суммы безнадежных долгов, а если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва, приравниваются к внереализационным расходам.
     
     Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым согласно гражданскому законодательству обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
     
     Таким образом, резерв по сомнительным долгам не создается в отношении задолженности по ценным бумагам, в частности по векселям.
     
     В рассматриваемой ситуации организация является владельцем процентного векселя коммерческого банка, запись о ликвидации которого внесена в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом организация начисляла предусмотренные условием векселя проценты, которые не были получены вследствие ликвидации коммерческого банка.
     
     На основании вышеизложенного полагаем, что организация, применяющая метод начисления, должна сторнировать суммы процентов, ранее отраженных в аналитическом учете и учтенных в доходах при обложении налогом на прибыль, но фактически не полученных по причине ликвидации организации, выпустившей вексель.
     

     Организация занимается производством изделий из стеклопластика. Можно ли относить расходы по оплате услуг на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в уменьшение налогооблагаемой прибыли?
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на граждан-скую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
     
     Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Кроме того, согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ  "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
     
     Таким образом, организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли расходы по обеспечению безопасности для здоровья человека при выполнении производственных работ и работ по производственному контролю, осу- ществляемых на основании вышеуказанного Федерального закона, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
     
Белова Н.Н.
     
     Малое предприятие, осуществляющее строительные работы, зарегистрировано 30 октября 2000 года.
     
     Как произвести расчет удельного веса выручки от вида деятельности, позволяющего применить льготу по налогу на прибыль организаций, установленную п. 4 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", которая продолжала действовать в условиях применения главы 25 НК РФ, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг)?
     
     Пунктом 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (утратил силу с 1 января 2002 года, за исключением отдельных положений) (далее - Закон N 2116-1) была установлена льгота по налогу на прибыль малым предприятиям, которая продолжала действовать в условиях применения главы 25 НК РФ.
     

     Согласно п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 в первые два года работы не уплачивали налог на прибыль малые предприятия, осуществлявшие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от вышеуказанных видов деятельности превышала 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы малого предприятия считался день его государственной регистрации.
     
     Такие малые предприятия уплачивали налог на прибыль в третий и четвертый годы работы в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от вышеуказанных видов деятельности составляла свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Вышеуказанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежала внесению в федеральный бюджет.
     
     Статьей 55 НК РФ установлено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
     
     Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.
     

     Как следует из вопроса, малое предприятие зарегистрировано 30 октября 2000 года. Следовательно, первые два льготных года работы организации определяются периодом с 30 октября 2000 года по 29 октября 2002 года. При этом первым налоговым периодом организации являлся период с 30 октября по 31 декабря 2000 года.
     
     Для расчета льготы следовало учитывать, что исчисление суммы налога на прибыль производилось нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода, по истечении которых представлялась налоговая декларация.
     
     Следовательно, льготными периодами в первые два года работы малого предприятия были периоды деятельности:
     
     - с 30.10.2000 по 31.12.2000;
     
     - с 01.01.2001 по 31.12.2001;
     
     - с 01.01.2002 по 29.10.2002.
     
     Учитывая вышеизложенное, если в вышеуказанные периоды удельный вес выручки от вида деятельности, позволявшего применить льготу, превышал 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то малое предприятие имело право воспользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1, при соблюдении других условий ее предоставления.
     
     В аналогичном порядке должен был производиться расчет льготных периодов малого предприятия в третий и четвертый годы его работы.
     
     Иными словами, льготными периодами в третий и четвертый годы работы малого предприятия были периоды деятельности:
     
     - с 30.10.2002 по 31.12.2002;
     
     - с 01.01.2003 по 31.12.2003;
     
     - с 01.01.2004 по 29.10.2004.
     
     При этом в третий и четвертый годы работы малое предприятие имело право уплачивать налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от вида деятельности, позволявшего применить льготу, составляла свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) при соблюдении других условий предоставления рассматриваемой льготы.
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что исходя из п. 2 ст. 249 НК РФ с 1 января 2002 года выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     Следовательно, в данном случае показатель выручки от реализации строительных работ, осуществляемых в рамках строительной деятельности, включает результаты от реализации строительных работ, выполненных как собственными силами, так и подрядным способом.
     

     Читателям журнала также следует учитывать, что исходя из п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 2116-1 показатель общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) формировался с учетом выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг и не включал результаты от реализации основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия (в том числе ценных бумаг) и доходы от внереализационных операций.
     

Об обложении банков налогом на прибыль

     
     Яковлева С.А.
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Является ли для банка обязательным наличие счета-фактуры для включения в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, сумм НДС, уплаченных за услуги по проверке Сбербанком России подлинности выданных им векселей?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам).
     
     Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счет-фактура составляется налогоплательщиком согласно требованиям, установленным п. 5 и 6 этой статьи Кодекса, и, следовательно, он не должен рассматриваться в качестве документа, соответствующего требованиям ст. 252 НК РФ.
     
     Исходя из вышеизложенного банк, осуществляющий учет НДС в соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ, может принять для целей налогообложения прибыли суммы НДС, уплаченные за услуги по проверке Сбербанком России подлинности выданных им векселей, при условии их соответствия требованиям ст. 252 Кодекса, в частности подтверждения вышеуказанных расходов первичными документами. В рассматриваемом случае под такими документами понимаются документы строгой отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 28.06.2000 N 59н, содержащие отдельную строку для указания соответствующей суммы уплаченного НДС.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Цибизова О.Ф.
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Градообразующая организация оплатила в 2005 году услуги по ремонту дорог, стоимость которых в целях обложения налогом на прибыль организаций относилась на расходы в пределах нормативов, утвержденных органами местного самоуправления. Можно ли было принять к вычету НДС, уплаченный по вышеуказанным услугам?
     
     Пунктом 2 ст. 171 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года, было предусмотрено, что суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежали вычетам в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признававшихся объектами обложения НДС. При этом согласно абзацу второму п. 7 ст. 171 НК РФ, если в соответствии с главой 25 Кодекса расходы для целей налогообложения принимались по нормам, суммы НДС по таким расходам подлежали вычету в размере, соответствовавшем таким нормативам.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные градообразующей организацией по услугам по ремонту дорог, принимались к вычету только в случае использования данных услуг в осуществлении операций, облагавшихся НДС, с учетом нормы абзаца второго п. 7 ст. 171 НК РФ.
     
Лобачева Е.С.
консультант Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     В какой момент организация может принять к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиком при приобретении оборудования к установке, если:
     
     а) после окончания строительства данное оборудование будет являться  частью единого основного средства;
     
     б) после окончания строительства данному оборудованию будет присвоен отдельный инвентарный номер?
     
     Согласно Федеральному закону от 28.02.2006 N 28-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона “О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” (далее - Закон N 28-ФЗ), вступившему в силу с 1 мая 2006 года (для налогоплательщиков, уплачивающих налог ежеквартально, - с 1 июля 2006 года), суммы НДС, предъявленные продавцами при приобретении оборудования к установке, подлежат вычету в полном объеме после принятия на учет этого оборудования. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 28-ФЗ эта норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
     
     Учитывая вышеизложенное, после вступления в силу Закона N 28-ФЗ суммы НДС, предъявленные продавцами по оборудованию к установке, приобретаемому для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычету в полном объеме после принятия этого оборудования на учет независимо от присвоения такому оборудованию отдельного инвентарного номера.
     

     Являются ли объектом обложения НДС операции по изготовлению собственными силами нестандартизированного оборудования?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 146 НК РФ передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль, признается объектом обложения НДС. Таким образом, если расходы по изготовлению нестандартизированного оборудования собственными силами принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, то передача такого оборудования для собственных нужд объектом обложения НДС не является.
     

О налогообложении внешнеэкономической деятельности

     
     Прокудина О.В.
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Российский филиал иностранной компании, зарегистрированный в налоговых органах Российской Федерации, получает от иностранной компании исключительную лицензию на прокат кинофильмов на территории Российской Федерации и стран СНГ. Подлежали ли обложению НДС в 2004-2005 годах выплаты вознаграждения за передачу исключительных прав по авторскому договору от иностранной компании, зарегистрированной на территории Франции, российскому филиалу? Подлежали ли обложению НДС выплаты вознаграждения за передачу исключительных прав по авторскому договору от российского филиала иностранной компании, кинотеатрам СНГ?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ. Так, согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) местом реализации услуг по переуступке лицензий, торговых марок или иных аналогичных прав признавалась территория Российской Федерации, если покупатель таких работ (услуг) осуществлял деятельность на территории Российской Федерации. Положения вышеуказанного подпункта п. 1 ст. 148 НК РФ применялись в отношении операций по передаче в собственность или по переуступке прав, осуществляемых на основании заключенных договоров, предусматривавших прекращение права у одного правообладателя и возникновение прав у другого правообладателя, то есть по тем договорам, по которым происходила передача (переуступка) исключительных прав.
     
     Вышеуказанный порядок обложения НДС операций по реализации исключительных прав на осуществление показа кинофильмов после 1 января 2006 года не изменился.
     
     Таким образом, местом реализации услуг по передаче исключительных прав на осуществление показа кинофильмов признается территория Российской Федерации, если покупателем таких услуг является организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, при приобретении организацией у иностранного лица исключительных прав на показ кинофильмов НДС в бюджет Российской Федерации уплачивается.
     

     Что касается вопроса о применении НДС в отношении услуг по передаче исключительных прав на осуществление показа кинофильмов, оказанных организацией юридическим лицам стран СНГ, то на основании вышеуказанной нормы НК РФ эти услуги обложению НДС на территории Российской Федерации не подлежат.
     
Плужникова С.В.
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     ООО является юридическим лицом с участием французского капитала (доля - 75%). ООО, осуществляющее розничную торговлю через сеть гипермаркетов, несет убытки от хищений - в среднем 1 - 2% от товарооборота. Такие убытки признаются согласно российскому налоговому законодательству внереализационными расходами и могут быть учтены в целях налогообложения прибыли при соблюдении условий, установленных подпунктом 5 п. 2 ст. 265 НК РФ. Могут ли быть приняты к вычету при исчислении налога на прибыль суммы убытков, возникших в результате невыявленных хищений?
     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 4 Протокола к Конвенции от 26.11.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество издержки, по которым организация несет расходы в целях своей промышленной и коммерческой деятельности, принимаются к вычету при исчислении налогооблагаемых доходов при соблюдении следующих условий:
     
     а) не менее чем 30% капитала такой организации принадлежит одному или нескольким резидентам Франции;
     
     б) общая сумма уставного капитала такой компании составляет не менее 500 000 французских франков или эквивалент этой суммы в другой валюте.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.
     
     При соблюдении вышеперечисленных условий ООО, о котором идет речь в вопросе, может принимать к вычету при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль суммы убытков, возникших в результате невыявленных хищений.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Ивер И.Н.
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Физическое лицо учится в институте на очной форме обучения. Организация, в которой оно работало, выплачивает ему стипендию. Исчисляется ли налог на доходы физических лиц с суммы стипендии, выплачиваемой данному физическому лицу?
     
     В соответствии с п. 11 ст. 217 НК РФ не включаются в налогооблагаемый доход физических лиц стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые вышеуказанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.
     
     Стипендия, выплачиваемая физическому лицу организацией, о которой идет речь в вопросе, не подпадает под действие п. 11 ст. 217 НК РФ и подлежит включению в налогооблагаемый доход физических лиц.
     
     Физическое лицо уволилось, проработав в организации с января по июль 2005 года. В июле 2005 года оно устроилось на новое место работы. Как в этом случае предоставляются стандартные налоговые вычеты?
     
     При увольнении физического лица бухгалтерия организации выдает ему справку о выплаченных доходах и предоставленных стандартных налоговых вычетах (п. 3 ст. 218 НК РФ).
     
     Физическое лицо представляет вышеуказанную справку по новому месту работы. Стандартные налоговые вычеты предоставляются по новому месту работы с учетом дохода, полученного физическим лицом с начала налогового периода по предыдущему месту работы.
     

О едином социальном налоге

     
      Кобзева Т.Я.
 советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Подлежат ли обложению единым социальным налогом суммы, выплаченные в стране инкорпорации в материнской компании гражданам-нерезидентам, направленным на работу в представительства, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации?
     
     Согласно п. 1 ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
     
     Пунктом 2 ст. 11 НК РФ установлено, что в целях применения положений настоящего Кодекса к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные согласно законодательствам иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, а к физическим лицам - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Пунктом 3 ст. 236 НК РФ определено, что выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Глава 24 НК РФ не содержит специальных положений, регулирующих порядок исчисления и уплаты единого социального налога иностранными организациями.
     
     При этом согласно ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, объектом обложения единым социальным налогом признаются выплаты и вознаграждения, начисленные иностранной организацией по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) в пользу физических лиц - иностранных граждан, и связанные с выполнением ими работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации, а также по авторским договорам, в представительстве организации, независимо от статуса нахождения физического лица - иностранного гражданина на территории Российской Федерации (постоянно или временно проживающего либо временно пребывающего на территории Российской Федерации), места заключения договора, а также от того, где начисляются и производятся выплаты (на территории Российской Федерации или за ее пределами).
     
     Таким образом, если гражданин иностранного государства будет выполнять на территории Российской Федерации также иные функции, то выплаты и вознаграждения, начисленные за их выполнение в головном офисе, должны быть включены представительством иностранной организации в Российской Федерации в объект обложения единым социальным налогом.
     
     Что касается налогообложения командировочных расходов, то в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе возмещение командировочных расходов).
     
     При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы на вышеперечисленные расходы, выплачиваемые иностранной организацией гражданину, командированному в представительство организации, находящееся на территории Российской Федерации, не подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     При этом поскольку суммы выплат на суточные расходы за каждый день пребывания в Российской Федерации не облагаются единым социальным налогом в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, у организаций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, суточные, выплаченные сверх установленных норм, не учитываются согласно п. 38 ст. 270 НК РФ для целей налогообложения прибыли и на основании п. 3 ст. 236 настоящего Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом.
     

О специальных налоговых режимах

     
     Козлова Л.А.
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Имеют ли право адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты до 22.08.2004, применять упрощенную систему налогообложения в течение первых четырех лет своей деятельности с учетом положений Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"?
     
     Согласно подпункту 10 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с 1 января 2006 года адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не имеют права применять упрощенную систему налогообложения.
     
     Что касается вопроса о применении ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", где говорится, что если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства (к ним относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности вышеуказанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, сообщаем, что поскольку адвокатская деятельность в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не признается предпринимательской, то положения Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ на адвокатскую деятельность не распространяются.
     
     Уменьшается ли налоговая база при применении упрощенной системы налогообложения на сумму уплаченных процентов по инвестиционному кредиту?
     
     Расходы в виде процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), предусмотрены подпунктом 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и согласно п. 2 ст. 346.16 настоящего Кодекса принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Пунктом 2 ст. 346.16 НК РФ определено, что расходы, указанные в подпункте 9 п. 1 данной статьи Кодекса, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль ст. 269 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами признаются затраты после их фактической оплаты, что относится и к расходам в виде процентов, начисленных за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов). Исключений для инвестиционных кредитов глава 26.2 и ст. 269 НК РФ не предусматривают.
     
Бокова У.В.
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     В силу требований Закона РФ "О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации" охранное предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при выдаче огнестрельного оружия должно иметь достоверные сведения об отсутствии у охранника алкогольной и наркотической зависимости, а также о его причастности к умышленным преступлениям. Для этого планируется прибегнуть к услугам детективов.
     
     Можно ли расходы охранного предприятия на оплату услуг по выяснению биографических и других характеризующих личность данных сотрудников при заключении трудовых и иных контрактов учесть в целях налогообложения на основании подпункта 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ?
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы учитываются расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. Данная статья вышеуказанного Закона содержит перечни видов услуг, предоставляемых в целях сыска и охраны. Такой вид предпринимательской деятельности, как выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов, осуществляется в рамках оказания услуг сыска, а не охранных услуг.
     
     Таким образом, услуги по выяснению биографических и других характеризующих личность данных при заключении трудовых и иных контрактов не относятся к услугам охранной деятельности. В связи с этим данные расходы налогоплательщиков на оплату подобных услуг не учитываются при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, вне зависимости от того, являются ли такие расходы обоснованными и документально подтвержденными затратами.
     
     Организация оказывает услуги по передаче во временное владение и пользование в торговом центре помещений под организацию розничной торговли в бутиках, имеющих зал обслуживания посетителей, а также отделы без зала обслуживания покупателей. Организация предоставляет также площади под приемный пункт химчистки, игровые залы, бар.
     
     
В какой части будет применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а в какой части - упрощенная система налогообложения?
     
     Согласно подпункту 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в ред. от 21.07.2005 N 101-ФЗ) начиная с 1 января 2006 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности в виде оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
     
     При обложении единым налогом на вмененный доход вышеназванной предпринимательской деятельности необходимо руководствоваться следующим.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ (в ред. от 21.07.2005 N 101-ФЗ) площадью торгового зала признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала.
     
     В этой связи на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах организации торговли, не имеющих торговых залов.
     
     Статьей 346.27 НК РФ (в ред. от 21.07.2005 N 101-ФЗ) к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, отнесены магазины и павильоны. Торговым местом является место, используемое для совершения сделок купли-продажи.
     
     Таким образом, в отношении предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя по передаче во временное владение и (или) пользование торговых павильонов (бутиков), имеющих торговые залы, единый налог на вмененный доход не применяется. Не облагается единым налогом на вмененный доход также предпринимательская деятельность по передаче в аренду площадей под приемный пункт химчистки, игровые залы, бар.
     
     В отношении видов предпринимательской деятельности, по которым единый налог на вмененный доход не применяется, налогоплательщики вправе по выбору применять общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ.
     

О государственной пошлине

     
     Новиков А.И.
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Имеет ли право налоговый орган принять платежный документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица, если она уплачена от своего имени физическим лицом, действующим на основании доверенности от создаваемого юридического лица, в которой он доверяет доверенному лицу оплачивать государственную пошлину?
     
     Да, имеет право, но только при создании юридического лица. При государственной регистрации создаваемого юридического лица в платежном документе на уплату государственной пошлины указываются фамилия, имя, отчество заявителя в соответствии с документом, удостоверяющим его личность (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
     
     Уплачивается ли гражданами государственная пошлина при подаче исковых заявлений к Пенсионному фонду Российской Федерации (ПФР) по вопросам об отказе в назначении пенсии?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются только истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к ПФР, к негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
     
     Другие категории граждан при подаче в суды общей юрисдикции или к мировым судьям исков имущественного характера к ПФР не освобождаются от уплаты государственной пошлины.
     
     В каком размере уплачивается государственная пошлина за регистрацию до-говора аренды в подразделении Росрегистрации, если в договоре предметами аренды являются несколько объектов недвижимого имущества, - за каждый объект отдельно или при объединении объектов в один предмет договора?
     
     В приведенном в вопросе случае государственная пошлина должна быть уплачена за государственную регистрацию права ограничения (обременения) договора аренды в размерах, установленных подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ: если арендатор физическое лицо - 500 руб., если юридическое лицо - 7500 руб.
     
     Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, взыскивается ли она с ответчика?
     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.