Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможенно-тарифные льготы в общей системе таможенных льгот

    
Таможенно-тарифные льготы в общей системе таможенных льгот

     
     Хрешкова В.В.
     

1.Общая система таможенных льгот

     
     Понятие "таможенные льготы" в законодательстве не определено. На практике под таможенными льготами понимаются любые преимущества (исключения), установленные для участников отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, касающиеся сферы таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.
     
     Таким образом, в зависимости от того, в какой области таможенного дела делаются исключения смягчающего характера, таможенные льготы подразделяются следующим образом (см. схему 1).
     

    Схема 1

Классификация таможенных льгот*1

     


     _____     
     *1 Данная классификация приведена исходя из общих правил по уплате таможенных платежей. Уплата таможенных платежей при вывозе товаров производится по общим правилам до подачи таможенной декларации, то есть до таможенного оформления товаров и прохождения таможенного контроля.
     
     В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ТК РФ) к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины, НДС и акциз, взимаемый при перемещении товаров через таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы.
     
     Кроме того, НДС и акциз относятся налоговым законодательством к налогам, а таможенная пошлина - нет. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" таможенная пошлина отнесена к такому виду доходов бюджета, как доходы от внешнеэкономической деятельности. Если рассматривать льготы по уплате таможенных платежей с точки зрения налогового и бюджетного регулирования, то они могут быть подразделены на две группы - налоговые и неналоговые.
     

2. Таможенные платежи с точки зрения налогового, бюджетного и таможенного законодательства

     
     Уплата таможенной пошлины представляет собой тарифный метод регулирования внешнеторговой деятельности. НДС, акцизы и таможенные сборы входят в группу нетарифных методов.
     
     Существует несколько классификаций нетарифных методов регулирования, разработанные ГАТТ/ВТО, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и т.д. По одной из классификаций, разработанной ЮНКТАД, нетарифные ограничения внешней торговли подразделяются на семь категорий: паратарифные меры, меры контроля над ценами, финансовые меры, меры автоматического лицензирования, меры количественного контроля, монополистические меры, технические меры. К паратарифным мерам традиционно относят налоги и сборы, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу (кроме таможенной пошлины). Формально их уплата не связана с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние.
     
     Следовательно, можно сделать вывод об особой роли таможенной пошлины во внешнеторговом регулировании - как об абсолютно самостоятельном инструменте регулирования (см. схему 2).
     

Схему 2

    
Таможенные платежи с точки зрения налогового, бюджетного и таможенного законодательства



          


3. Классификация таможенных льгот

     
     Льготы по уплате таможенных платежей могут подразделяться на две группы:
     
     1) льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин;
     
     2) льготы по уплате иных таможенных платежей (НДС, акциза, таможенных сборов). Учитывая характер воздействия их на внешнеторговую деятельность, предлагается использовать для обозначения совокупности льгот по данной группе таможенных платежей такой термин, как "паратарифные льготы".
     
     Первую группу льгот можно классифицировать в зависимости от оснований (критериев) предоставления. В качестве таких оснований могут выступать страна происхождения товаров, цель ввоза товара, категории перемещаемых через таможенную границу товаров, стоимость ввозимого товара, вид таможенного режима или специальной таможенной процедуры. При этом льготы по уплате таможенной пошлины, предоставляемые в зависимости от страны происхождения товара, традиционно принято называть тарифными преференциями. Льготы, предоставляемые по иным основаниям, объединяют в одну группу - тарифные льготы. Совокупность тарифных льгот и преференций обозначается термином "таможенно-тарифные льготы".
     
     Таможенно-тарифные льготы могут предоставляться как физическим, так и юридическим лицам. Поэтому они могут классифицироваться и по субъектному составу.
     
     Кроме этого, освобождение от уплаты таможенных пошлин может быть как полным, так и частичным. В связи с этим таможенно-тарифные льготы в зависимости от степени освобождения от их уплаты подразделяются на две группы:
     
     1) полное освобождение от уплаты пошлины;
     
     2) частичное освобождение от уплаты пошлины.
     
     Льготы по уплате таможенных платежей могут подразделяться:
     
     1) на основные льготы по таможенным платежам - льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, возврат ранее уплаченных таможенных платежей);
     
     2) на дополнительные льготы по таможенным платежам - льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (льготы по таможенным платежам до помещения товаров под таможенный режим либо при завершении действия таможенного режима).
     
     Кроме того, тарифные льготы и тарифные преференции имеют согласно Закону РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1) свои собственные виды:
     
     1) возврат уплаченной пошлины;
     
     2) снижение ставки пошлины;
     
     3) освобождение в исключительных случаях от уплаты пошлины.
     
     В соответствии со ст. 36 Закона N 5003-1 тарифные преференции могут предоставляться в следующих видах:
     
     1) освобождение от оплаты пошлиной;
     
     2) снижение ставок пошлин;
     
     3) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
     
     Существуют и иные виды тарифных льгот, связанных не с их размером, а со сроком уплаты, например предоставление плательщику отсрочек и рассрочек по уплате таможенной пошлины.
     
     Единые ставки таможенных платежей также традиционно считаются одним из видов таможенно-тарифных льгот. Но, по мнению автора, в связи с тем что данная льгота может предоставляться как в отношении уплаты таможенной пошлины, так и в отношении любого другого таможенного платежа, относить данную льготу только к системе таможенно-тарифных льгот неправомерно. Ввиду того что единые ставки таможенных платежей представляют собой комплексную льготу по уплате как и таможенной пошлины, так и налогов, они могут быть отнесены к комплексным таможенным льготам.
     

4. Таможенно-тарифные и паратарифные льготы

     
     В целях сравнения таможенно-тарифных и паратарифных льгот рассмотрим формы предоставления льгот по НДС, акцизу и таможенным сборам, уплачиваемым при перемещении товаров через таможенную границу.
     
     Существующие льготы по НДС можно представить в следующем виде:
     
     1) освобождение от уплаты НДС;
     
     2) возврат ранее уплаченных сумм НДС.
     
     Вышеуказанные льготы предоставляются в зависимости от категорий ввозимых товаров, целей ввоза товаров, таможенного режима или специальной таможенной процедуры перемещения товаров, стоимости товара.
     
     Льготы по уплате акцизов осуществляются в тех же формах, что и по уплате НДС, но критериев предоставления льготы меньше: таможенный режим или специальная таможенная процедура и стоимость товара.
     
     В соответствии со ст. 357.1 ТК РФ к таможенным сборам относятся:
     
     1) таможенные сборы за таможенное оформление;
     
     2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
     
     3) таможенные сборы за хранение.
     
     В качестве примера льготы по таможенным сборам можно привести льготы в виде освобождения от уплаты таможенного сбора согласно п. 1 ст. 357.9 ТК РФ, предоставляемого в зависимости от целей перемещения товаров, таможенного режима или специальной таможенной процедуры, категории товаров, стоимости ввозимого товара. Согласно подпункту 18 п. 1 ст. 357.9 ТК РФ законодатель оставил перечень случаев освобождения от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление открытым, наделив Правительство РФ правом определять товары, в отношении которых таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются.
     
     Кроме того, случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление могут предусматриваться международными договорами Российской Федерации.
     
     При этом в отличие от прежней модели нормативно-правового регулирования таможенных сборов ФТС России (правопреемница ГТК России) не наделена полномочиями по уменьшению ставок таможенных сборов за таможенное оформление или по освобождению от их уплаты.
     
     Что касается таможенных сборов за хранение товаров, то в ТК РФ установлен только один случай, при котором они не взимаются - при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа. Иные случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за хранение, а также сборов за таможенное сопровождение устанавливаются Правительством РФ. В отношении таможенных сборов применяется также льгота в форме возврата ранее уплаченных платежей. При этом порядок их возврата практически совпадает с порядком, установленным ТК РФ в отношении возврата таможенной пошлины, при следующих ограничениях:
     
     1) если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производится;
     
     2) в случае отзыва таможенной декларации или в случае, если таможенная декларация считается не поданной, возврат таможенных сборов за таможенное оформление не производится.
     
     Итак, таможенно-тарифные и паратарифные льготы имеют общие формы предоставления: освобождение от уплаты и возврат ранее уплаченных платежей. При этом для паратарифных льгот законодательством не предусмотрены такие формы, как снижение ставок, отсрочки и рассрочки платежа и предоставление преференциальных квот.
     
     Итак, мы рассмотрели сложную разветвленную систему льгот по уплате таможенных платежей (см. схему 3). Перейдем к оставшимся видам таможенных льгот.
     

Схема 3

    
Классификация льгот по уплате таможенных платежей




5. Таможенные льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров; комплексные таможенные льготы

     
     Таможенные льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю можно рассматривать как некие преимущества, предоставляемые участникам отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, которые связаны с упрощением таможенных процедур таможенного оформления товаров и таможенного контроля товаров. Упрощение данных процедур может состоять в уменьшении количества требуемых таможенными органами документов и сведений, сокращении времени прохождения всех таможенных формальностей либо в полном освобождении от них. Если обратиться к подразделу 3 раздела II "Таможенные процедуры" ТК РФ, в котором описываются специальные таможенные процедуры, то можно заметить, что они, по сути, представляют собой совокупность таможенных льгот (и по уплате таможенных платежей, и по прохождению таможенного оформления товаров и таможенного контроля), предоставляемых в зависимости от категории перемещаемых через таможенную границу предметов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Например, в соответствии с п. 3 ст. 281 ТК РФ порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования предусматривает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.
     
     Обязательным условием получения преимуществ в данном случае может выступать их использование в совокупности, без возможного неприменения даже одного из них. Подобные "наборы" льгот, по мнению автора, можно отнести к специфическим видам таможенных льгот и обозначить как комплексные таможенные льготы.