Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении обособленных подразделений


О налогообложении обособленных подразделений

     
     Белова Н.Н.
     

Выбор обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль

     
     Налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения, принял решение о переходе с 1 января 2006 года на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации через одно из обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, за все обособленные подразделения, находящиеся в этом же субъекте Российской Федерации.
     
     Может ли он при переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль выбрать на территории одного субъекта Российской Федерации несколько ответственных обособленных подразделений, через которые он будет производить уплату налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации?
     
     В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то он может не производить распределение прибыли по каждому из этих подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации (далее - ответственное обособленное подразделение), уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     При этом ст. 288 НК РФ не содержит норму, согласно которой уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации может производиться через несколько ответственных обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации.
     
     Таким образом, если налогоплательщик принял решение о переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль, то он вправе выбрать на территории этого субъекта Российской Федерации только одно ответственное обособленное подразделение.
     
     Учитывая вышеизложенное, оснований для уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации через несколько ответственных обособленных подразделений у налогоплательщика не имеется.
     

Налогообложение обслуживающих производств и хозяйств

     
     Организация осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, которая приносит убытки.
     
     По месту нахождения объектов обслуживающих производств и хозяйств нет специализированной организации, занимающейся такими же видами деятельности.
     
     Как следует произвести сравнение со специализированными организациями по условиям, предусмотренным в ст. 275.1 НК РФ, в целях признания убытка от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств? В какой орган должна обратиться организация для получения сведений, необходимых для определения того, соблюдает ли она условия, установленные ст. 275.1 НК РФ?
     
     Особенности определения налоговой базы налогоплательщика, осуществляющего деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, приведены в ст. 275.1 НК РФ, согласно которой к объектам обслуживающих производств и хозяйств для целей главы 25 настоящего Кодекса относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), объекты социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
     
     В ст. 275.1 НК РФ дана расшифровка объектов ЖКХ и социально-культурной сферы.
     
     К объектам ЖКХ относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов ЖКХ и объектов социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
     
     К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
     
     В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     При этом ст. 275.1 НК РФ установлено, что если подразделение налогоплательщика получило убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств и хозяйств, то такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
     
     1) стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, должна соответствовать стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
     
     2) расходы на содержание объектов ЖКХ, объектов социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не должны превышать обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
     
     3) условия оказания услуг налогоплательщиком не должны существенно отличаться от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность основная.
     
     Таким образом, условия, выполнение которых позволит учесть этот убыток в уменьшение налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, определены в ст. 275.1 НК РФ, согласно которым условия деятельности обслуживающих производств и хозяйств должны быть сравнимы с условиями деятельности специализированных организаций.
     
     Если не выполняется хотя бы одно из вышеуказанных условий, то налогоплательщик вправе перенести убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.
     
     Иными словами, убыток, полученный от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, может быть принят для целей налогообложения прибыли только при соблюдении трех вышеуказанных условий.
     
     Все расходы, связанные с реализацией услуг соответствующими подразделениями налогоплательщика, обобщаются и сравниваются с доходами, полученными от реализации этих услуг. При возникновении убытка (отрицательной разницы между подобными доходами и расходами) налогоплательщик должен подтвердить возможность учета этого убытка для уменьшения налоговой базы (увеличения убытка), полученного от основной деятельности. Как уже отмечалось выше, условия, выполнение которых позволит учесть этот убыток в уменьшение налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, должны быть сравнимы с расходами на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемыми специализированными организациями.
     
     Под специализированными организациями понимаются организации, созданные для осуществления деятельности, в том числе предпринимательской, в сфере ЖКХ, в социально-культурной сфере. При этом налогоплательщик не ограничен в возможности выбора организаций, которые являются специализированными и сравнение с которыми он может производить.
     
     Сравнение со специализированными организациями производится по каждой услуге, оказываемой при использовании объектов подсобного хозяйства, ЖКХ, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб.
     
     Если налогоплательщик, в состав которого входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, не может произвести сравнение со специализированными организациями по условиям, предусмотренным в ст. 275.1 НК РФ, то он вправе перенести полученный убыток на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.
     
     При этом прибыль или убыток по объектам обслуживающих производств за отчетный (налоговый) период определяется исходя из данных по всем объектам, а не по каждому объекту отдельно.
     
     Вышеуказанное сравнение может производиться вне зависимости от того, осуществляет специализированная организация предпринимательскую деятельность или нет. При этом читатели журнала должны учитывать, что расходы, осуществляемые организацией, должны соответствовать критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, в соответствии с которым расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы по подразделениям организации, осуществляющим деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, должны учитываться для целей налогообложения прибыли в пределах расходов специализированных хозяйств.
     
     В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации объекта обслуживающих производств и хозяйств, с деятельностью которого можно произвести сравнение, читателям журнала следует иметь в виду, что налоговое законодательство не устанавливает ограничений в отношении размещения специализированной организации.
     
     При этом читателям журнала необходимо учитывать, что Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) уточнил, что сравнение со специализированными организациями производится по стоимости и условиям не только оказываемых услуг, но и реализованных товаров (работ).
     
     Таким образом, сведения, необходимые для определения того, соблюдаются ли налогоплательщиком условия, изложенные в ст. 275.1 НК РФ, организация должна собрать самостоятельно.
     
     При этом налогоплательщик не ограничен в возможности выбора организаций, которые являются специализированными и сравнение с которыми он может произвести.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что Закон N 58-ФЗ внес существенное дополнение в главу 25 НК РФ в части учета убытка по обслуживающим производствам и хозяйствам в целях налогообложения: с 1 января 2006 года убыток, полученный обслуживающими производствами и хозяйствами, может быть учтен в целях налогообложения в случае, если на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика нет специализированной организации, осуществляющей деятельность, аналогичную деятельности обслуживающих производств и хозяйств.
     
     При этом для целей налогообложения будут приниматься фактически осуществленные расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств в пределах нормативов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика.
     
     В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге нормативы утверждаются органами исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации.
     
     Организация осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.
     
     Как может быть уменьшена налоговая база, полученная при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств: на всю сумму полученного в предыдущем году убытка от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств или не более чем на 30 %, как это предусмотрено ст. 283 НК РФ?
     
     Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлены ст. 275.1 НК РФ.
     
     Согласно нормам ст. 275.1 НК РФ если не выполняется хотя бы одно из трех условий, позволяющих учесть убыток в уменьшение налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении вышеуказанных видов деятельности.
     
     Таким образом, если не выполняется хотя бы одно из определенных ст. 275.1 НК РФ условий, вышеуказанный убыток не может быть признан в целях налогообложения. Иными словами, налогооблагаемая база от основного вида деятельности налогоплательщика не уменьшается на сумму этого убытка. Причем каждое из условий должно быть соблюдено в отношении каждого объекта обслуживающего производства и хозяйства.
     
     Следовательно, на убыток, полученный от осуществления деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, не может быть распространена норма ст. 283 НК РФ, которой предусмотрено, что совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 настоящего Кодекса.
     
     В данном случае налогоплательщик вправе погасить в полной сумме убыток по объектам обслуживающих производств и хозяйств, полученный в предыдущих налоговых периодах, при наличии достаточной прибыли текущего отчетного (налогового) периода, также полученной от осуществления деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.
     

Место уплаты налога на прибыль

     
     Налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения, принял решение об уплате налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации через одно из обособленных подразделений, находящихся на территории этого же субъекта Российской Федерации, за все обособленные подразделения, находящиеся в этом же субъекте Российской Федерации.
     
     При этом налогоплательщик - юридическое лицо находится на территории того же субъекта, что и его обособленные подразделения.
     
     Должен налогоплательщик производить уплату налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации отдельно в части налога, приходящегося на головную организацию, и отдельно в части налога, приходящегося на обособленные подразделения, расположенные на территории этого же субъекта Российской Федерации, через ответственное обособленное подразделение или показатели деятельности головной организации будут учитываться в составе ответственного обособленного подразделения, так же как и по другим обособленным подразделениям, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта производиться не будет?
     
     Согласно ст. 288 НК РФ налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, по месту своего нахождения без распределения вышеуказанных сумм по обособленным подразделениям.
     
     Уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
     
     Согласно дополнениям, внесенным Законом N 58-ФЗ в п. 2 ст. 288 НК РФ, с 1 января 2006 года налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе перейти на исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации, и производить уплату налога на прибыль через ответственное обособленное подразделение, которое он выбирает самостоятельно, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     При этом налогоплательщик может принять решение, что он будет уплачивать налог на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации за все обособленные подразделения, находящиеся на налоговом учете в том же субъекте Российской Федерации. Иными словами, если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик может сам производить уплату налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации.
     
     Вышеуказанное также следует из письма ФНС России от 31.10.2005 N ММ-6-02/916@ "Об уведомлении об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций".
     
     Таким образом, если головная организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации может производиться через ответственное обособленное подразделение или самим налогоплательщиком за все обособленные подразделения, находящиеся в том же субъекте Российской Федерации, что и сам налогоплательщик.
     
     При этом если организация приняла решение об уплате налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации через ответственное обособленное подразделение, сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, должна определяться исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации, включая показатели ответственного обособленного подразделения, а также показатели, относящиеся к головной организации.
     
     Если же организация приняла решение о том, что уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации будет производиться непосредственно ею, то сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, должна определяться исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей всех обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации, включая показатели по головной организации.
     
     Учитывая вышеизложенное, при нахождении головной организации и ее обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации при принятии организацией решения об уплате налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации через ответственное обособленное подразделение оснований для уплаты налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации отдельно в части налога, приходящегося на головную организацию, и отдельно в части налога, приходящегося на ответственное обособленное подразделение, за все обособленные подразделения, расположенные на территории этого же субъекта Российской Федерации, не имеется.