Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обложении имущественными налогами


Об обложении имущественными налогами

Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налог на имущество организаций

     
     Подлежат ли в 2006 году обложению налогом на имущество организаций материальные ценности, учтенные лизинговой компанией на счете бухгалтерского учета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" по состоянию на 1 января 2006 года, переданные в лизинг?
     
     В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, имущество, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Поэтому движимое и недвижимое имущество организации признается объектом обложения налогом на имущество организаций с момента его принятия к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" лизингодатель приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. При этом по договору лизинга лизингополучатель обязуется по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено вышеуказанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи.
     
     Таким образом, в отношении имущества, приобретенного лизинговой компанией как лизингодателем в собственность в ходе реализации договора лизинга, одновременно выполняются следующие условия:
     
     а) имущество предназначено для использования в качестве предмета лизинга, то есть для предоставления за плату во временное владение и пользование;
     
     б) имущество предназначено для использования лизинговой компанией в течение определенного времени, длительность которого зависит от предполагаемого срока использования объекта в качестве предмета лизинга, ожидаемого физического износа объекта, нормативно-правовых и других ограничений;
     
     в) лизинговая компания не предполагает последующую перепродажу данного имущества, то есть продажу, следующую за принятием объекта к бухгалтерскому учету, в течение срока, в который данный объект предполагается использовать в качестве предмета лизинга;
     
     г) имущество способно приносить лизинговой компании экономические выгоды (доход лизингодателя) в будущем.
     
     Поскольку в отношении указанного в ситуации имущества одновременно выполняются все вышеназванные условия, то в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, оно подлежит принятию лизинговой компанией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
     
     Поэтому основные средства лизинговой компании, отраженные в бухгалтерской отчетности 2006 года на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (включая принятые к бухгалтерскому учету до 2006 года), подлежат обложению налогом на имущество организаций в 2006 году.
     

Земельный налог

     
     Каков порядок уплаты земельного налога за земельные участки, занятые садоводческими товариществами, в 2003-2005 годах и после вступления в силу с 2006 года нормативного акта муниципального образования в соответствии с главой 31 НК РФ? Права собственности на земельные участки членами товарищества зарегистрированы; права собственности на земли общего пользования также зарегистрированы товариществом - юридическим лицом; свидетельства выданы  органом местного самоуправления в 1992 году.
     
     Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение в том числе садоводческих товариществ, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. При этом определено, что земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого товарищества. Земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.
     
     До принятия органом муниципального образования соответствующего нормативного правового акта в соответствии с главой 31 НК РФ вопросы обложения садоводческих товариществ земельным налогом регламентировались Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и инструкцией МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю" (далее - Инструкция N 56). Основанием для взимания земельного налога являлся документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
     
     Согласно п. 26 Инструкции N 56 до выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками (далее - свидетельство) членам садоводческих товариществ плательщиками земельного налога являлись товарищества. При этом было установлено, что при получении членами садоводческих товариществ свидетельств исчисление земельного налога должно было производиться каждому из них налоговыми органами. В этом случае налогоплательщики - физические лица должны были уплачивать земельный налог на основании налогового уведомления, направленного им в установленные сроки налоговыми органами.
     
     Сведения о земельных участках и землепользователях, которые оформили свои права на земельные участки, представлялись садоводческими товариществами в соответствии со ст. 31 НК РФ по запросу налогового органа либо при представлении ими налоговых деклараций по земельному налогу за соответствующий год. Вышеуказанные сведения должны были также представляться в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в связи с введением в действие части первой НК РФ в соответствии со ст. 85 Кодекса.
     
     Инструкцией N 56 было также установлено, что за земельные участки, на которые не получены соответствующие свидетельства, а также за земли общего пользования представлять налоговые декларации и уплачивать земельный налог должны были правления этих товариществ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     В этой связи за земельные участки, используемые гражданами - членами садоводческих товариществ при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования [возникшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ)] и пожизненного наследуемого владения на земельные участки и документов, их удостоверяющих [в том числе выданных до принятия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в установленном порядке], земельный налог должен взиматься с членов садоводческих товариществ на основании направленных им налоговых уведомлений на уплату земельного налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами местного самоуправления в установленном ст. 396 НК РФ порядке.
     
     До выдачи членам садоводческих товариществ свидетельств плательщиками земельного налога являются товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы как за земли общего пользования, так и за земли, права на которые не оформлены членами садоводческих товариществ в установленном законодательством порядке.
     
     Учитывая, что члены товарищества с 1992 года имеют свидетельства на право собственности на принадлежащие им земельные участки, а товарищество также имеет свидетельство на право собственности на земли общего пользования, за 2003-2005 годы, а также за 2006 год члены товарищества - физические лица должны уплачивать земельный налог на основании налоговых уведомлений, направляемых им налоговыми органами. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что, если расчет налоговой базы и суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (ст. 57 НК РФ).
     
     Что касается садоводческого товарищества, то данной организацией должен уплачиваться земельный налог и должна представляться в налоговый орган налоговая декларация только по тем землям, на которые у товарищества имеется свидетельство о праве собственности, то есть в данном случае по землям общего пользования.
     
     Подлежат ли обложению земельным налогом земли, занятые многоквартирными домами? В каком порядке рассчитывается налог для граждан и юридических лиц, имеющих право собственности на жилые и нежилые помещения в жилом доме?
     
     На основании ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
     
     Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     
     Если такой земельный участок не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
     
     С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
     
     Статьей 388 НК РФ установлено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
     
     При этом согласно разъяснениям Минюста России (письмо от 21.04.2006 N 04/3201-ЕЗ) если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации (п. 2 ст. 8, ст. 223 ГК РФ), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, если право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, см. п. 5 ст. 16 Закона N 189-ФЗ), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое либо нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
     
     Отметим также, что Планом основных организационных мероприятий Минюста России на 2006 год предусмотрено издание акта Минюста России по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество, являющееся общим имуществом многоквартирного дома (в том числе на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом), запланирована подготовка проекта постановления Правительства РФ о внесении изменений в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.
     
     Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что на основании ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
     
     Согласно п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
     
     Учитывая вышеизложенное, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ), то плательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При этом налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном ст. 392 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по этому налогу) самостоятельно. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
     
     Сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по этому налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.
     
     Если информация о доле налогоплательщика в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме отсутствует как в налоговых органах, так и у налогоплательщиков, самостоятельно осуществляющих исчисление земельного налога, информация для исчисления этого налога (авансовых платежей по земельному налогу) о размере общего имущества в многоквартирном доме и доле каждого собственника в этом имуществе должна быть получена в органах БТИ и (или) в организации, осуществляющей управление многоквартирным домом в соответствии со ст. 161 ЖК РФ.
     
     При этом с учетом положения п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля налогоплательщика в праве на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, определяется как доля общей площади жилого и (или) нежилого помещения, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в общей площади всех помещений многоквартирного дома.
     Исчисленная сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по этому налогу) доводится до физических лиц - собственников жилых помещений в многоквартирном доме уведомлением, направляемым налоговыми органами.
     
     Должен ли уплачиваться земельный налог за земельные участки, находящиеся в муниципальной казне и переданные в пользование по договору аренды?
     
     В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
     
     На основании ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
     
     Таким образом, за земельные участки, переданные в аренду, земельный налог не взимается. Организации и физические лица, использующие данные земельные участки, уплачивают арендную плату.
     
     Если земельные участки, принадлежащие Российской Федерации, не переданы в постоянное (бессрочное) пользование государственным предприятиям или учреждениям, то данные земельные участки при предоставлении их в аренду остаются в казне Российской Федерации и, следовательно, в отношении их отсутствует плательщик земельного налога.