Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц


С.А. Колобов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

Получение имущественного налогового вычета на приобретение жилья

     
     Каков порядок действий физического лица при получении у работодателя имущественного налогового вычета в части расходов на приобретение жилья?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом.
     
     Исходя из вышеуказанных положений НК РФ работодатель предоставляет физическому лицу имущественный налоговый вычет при получении от него соответствующего заявления, а также подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.
     
     Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета только у одного работодателя в налоговом периоде по своему выбору.
     
     Для подтверждения права на вычет налогоплательщик обращается в налоговый орган по месту жительства с письменным заявлением и документами, подтверждающими расходы на приобретение жилья. Такими документами могут являться:
     
     - при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) или доли (долей) в нем - документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем;
     
     - при приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме, акт о передаче квартиры [доли (долей) в ней] налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней.
     
     К заявлению также прикладываются платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
     
     Налоговый орган подтверждает в течение 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления право налогоплательщика на налоговый вычет либо отказывает ему в таком праве.
     
     Форма уведомления о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет (далее - Уведомление) утверждена приказом ФНС России от 07.12.2004 N САЭ-3-04/147@.
     
     После получения Уведомления налогоплательщик обращается непосредственно к работодателю, который обязан пересчитать налоговую базу за текущий налоговый период с учетом вычета. При этом предельный размер вычета указывается в специальной строке Уведомления. Ответственности за обоснованность предоставления вычета в данном случае работодатель не несет. Все, что необходимо сделать бухгалтеру, - это рассчитать налоговую базу работника с учетом суммы вычета, указанной в Уведомлении. Дополнительно требовать от работника документы, подтверждающие произведенные расходы на строительство (приобретение) недвижимого имущества или право собственности на него, бухгалтерия не имеет права. Эти документы подаются налогоплательщиком в налоговый орган при подтверждении права на получение имущественного налогового вычета.
     
     По окончании налогового периода работодатель обязан представить в налоговый орган Справку о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@ (далее - Справка, форма N 2-НДФЛ), в отношении вышеуказанного сотрудника, а также выдать Справку сотруднику по его заявлению. Данные о предоставленном имущественном налоговом вычете должны быть отражены в разделе 4 "Стандартные и имущественные налоговые вычеты (по видам)" Справки. Информация о праве на имущественный налоговый вычет переносится в п. 4.1 Справки из Уведомления, выданного налогоплательщику. При этом вычет в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, отражается в Справке по коду 311, а в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации, - по коду 312.
     
     Номер и дата Уведомления, а также код налогового органа, выдавшего Уведомление, указываются соответственно в п. 4.2, 4.3 и 4.4 Справки.
     
     Фактическая сумма предоставленного имущественного налогового вычета приводится в п. 4.6 Справки.
     
     Если имущественный налоговый вычет не будет полностью использован в налоговом периоде, его остаток переносится на следующие периоды. Для продолжения пользования вычетом у данного работодателя физическому лицу необходимо получить в налоговом органе новое Уведомление.
     
     Если же налогоплательщик получал в течение года доходы из нескольких источников, он может заявить имущественный налоговый вычет по данным доходам после окончания налогового периода при подаче налоговой декларации. При заполнении налоговой декларации налогоплательщик должен перенести данные о предоставленном работодателем имущественном налоговом вычете из п. 4.6 Справки в п. 2.5 и 2.6 Листа "Л" декларации по налогу на доходы физических лиц. При этом налогоплательщик производит самостоятельно разбивку суммы предоставленного вычета на две части в зависимости от понесенных расходов.
     

Подтверждение права на имущественный налоговый вычет

     
     Физическое лицо приобрело в 2005 году в долевую собственность одну вторую доли трехкомнатной квартиры. В июле 2005 года вышеуказанное лицо получило от организации-работодателя справку о доходах за 2005 год по форме N 2-НДФЛ. К моменту подачи декларации о доходах за 2005 год и заявления на предоставление имущественного налогового вычета форма справки о доходах была изменена. Каким образом физическое лицо может подтвердить в налоговом органе, что оно не пользовалось имущественным налоговым вычетом у работодателя? Может ли быть принято к рассмотрению заявление со справкой о доходах по старой форме, учитывая тот факт, что организация, выдавшая справку, была впоследствии ликвидирована?
     
     Согласно п. 2 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты по суммам, затраченным на приобретение (строительство) жилья, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
     
     Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет в части расходов на приобретение квартиры налогоплательщик представляет договор о приобретении квартиры [доли (долей) в ней] или прав на квартиру в строящемся доме, акт о передаче квартиры [доли (долей) в ней] или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней.
     
     Вышеуказанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления с приложением платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма Справки за 2005 год утверждена приказом ФНС России от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@. Однако, если организация-работодатель выдала физическому лицу Справку по форме, утвержденной приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583, и была впоследствии ликвидирована, налоговый орган не имеет права требовать от налогоплательщика представления Справки по новой форме.
     
     Согласно ст. 88 НК РФ уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны в течение трех месяцев со дня представления физическим лицом декларации по налогу на доходы физических лиц провести ее камеральную проверку для подтверждения правомерности предоставления имущественного налогового вычета.
     

Налогообложение сотрудников организации, направленных в служебную командировку за пределы Российской Федерации

     
     Сотрудник организации неоднократно в течение 2005 года направлялся работодателем в зарубежные командировки для выполнения служебного задания. В результате он пробыл в 2005 году за пределами Российской Федерации более 183 дней. При этом его нахождение в командировках не было непрерывным - срок каждой командировки составлял от одного до двух месяцев. За время нахождения в организации и в командировках сотрудник получал от организации заработную плату в полном размере. По итогам налогового периода бухгалтерией организации был доначислен и удержан налог по ставке 30 %. Правомерны ли действия бухгалтерии?
     
     Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом ст. 167 ТК РФ гарантирует работникам сохранение среднего заработка при направлении их в служебные командировки.
     
     Заработная плата, выплачиваемая работнику за время его нахождения в служебной командировке за границей, относится к доходам от источников в Российской Федерации и соответственно подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с применением ставок 13 % в отношении физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации и 30 % - в отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     В случае направления работника на постоянную работу за границу, во время которой работник все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняет по месту работы в иностранном государстве, получаемое им вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое не относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
     
     В приведенном в ситуации случае сотрудник организации в течение 2005 года неоднократно был командирован за пределы Российской Федерации, в результате чего проработал в Российской Федерации менее 183 дней. Таким образом, его заработная плата, полученная от источников в Российской Федерации, подлежит налогообложению по ставке 30%.
     

Налогообложение направляемых на обучение сотрудников организации

     
     Предприятие заключило с обучающей организацией договор на обучение своих сотрудников с целью повышения их квалификации. Обучение осуществляется в другом субъекте Российской Федерации.
     
     В рамках договора стоимость проезда учащихся от места проживания до места обучения и обратно (покупка билетов, доставка до гостиницы и т.д.), проживание учащихся по месту обучения, выдача суточных учащимся (по нормативам) оплачиваются за счет обучающей организации.
     
     При этом работодатель не несет командировочных расходов.
     
     Являются ли денежные средства, получаемые сотрудниками предприятия от обучающей организации, доходом, подлежащим налогообложению в соответствии с законодательством о налогах и сборах?
     
     Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством, связанных, в частности, с исполнением работником трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Таким образом, компенсация налогоплательщику расходов, связанных с исполнением вышеуказанных обязанностей, не является объектом обложения налогом на доходы физических лиц только при наличии трудовых отношений.
     
     Кроме того, не включается в налогооблагаемый доход лиц, находящихся во властном или административном подчинении организации, произведенная такой организацией оплата расходов на командировки вышеназванных лиц, включая фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения.
     
     Статьями 16 и 20 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора и сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возместить работнику расходы по проезду и найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
     
     В приведенном в ситуации случае возмещение расходов учащихся по оплате проезда и проживания, а также выдача суточных будет производиться за счет принимающей стороны, а не за счет работодателя. В этом случае вышеуказанные суммы, выплачиваемые организацией-исполнителем, в штате которой физические лица не состоят и во властном или административном подчинении которой не находятся, являются доходом, полученным в натуральной форме, и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     

Налогообложение иностранных граждан

     
     Организация приняла на работу в 2005 году граждан иностранных государств. В конце года данные граждане подали в бухгалтерию заявления об изменении своего налогового статуса с нерезидентов на резидентов Российской Федерации. Организация произвела перерасчет налога по ставке 13 % и уплатила его по соответствующему коду бюджетной классификации. Организация возместила иностранным гражданам возникшую при этом разницу за счет собственных средств и представила в налоговый орган сведения по форме N 2-НДФЛ в срок с учетом изменения статуса физических лиц.
     
     Каков в данном случае порядок зачета и возврата налоговым агентом сумм излишне уплаченного налога?
     
     Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога на основании п. 5 ст. 78 НК РФ. Аналогичный порядок применяется и для налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства по коду бюджетной классификации (КБК) 18210102030 01 0000 110 - налог на доходы физических лиц с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, и по КБК 182 1 01 02021 01 0000110- налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), зачисляются по установленным нормативам в бюджет субъекта Российской Федерации и в местный бюджет.
     
     Таким образом, проведение зачета налога на доходы физических лиц, поступившего в бюджет по КБК 182 1 01 02030 01 0000 110 в счет предстоящих платежей по КБК 182 1 01 02021 01 0000110, не противоречит положениям ст. 78 НК РФ.
     
     Из ситуации следует, что в связи с проведенным налоговым агентом перерасчетом налоговой базы суммы исчисленного и удержанного налога работникам, не являвшимся налоговыми резидентами Российской Федерации, но по истечении 183 дней поменявшими свой статус, образовалась переплата налога на доходы физических лиц по КБК 182 1 01 02030 01 0000 110 (налог на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации).
     

     С учетом вышеуказанного переплата по налогу на доходы физических лиц, образовавшаяся по коду бюджетной классификации, соответствующему ставке 30%, в результате перерасчета налога в связи с уточнением налогового статуса физического лица, может быть возвращена налоговому агенту либо направлена налоговым агентом в счет предстоящих платежей по налогу на доходы физических лиц согласно его заявлению. Однако при наличии у налогового органа сомнений в правомерности возврата (зачета) налога на доходы физических лиц в отношении данного налогового агента может быть проведена выездная налоговая проверка за соответствующие налоговые периоды.
     

Заполнение справки о доходах физических лиц

     
     В штате организации числятся иностранные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, которые закреплены на морских должностях и зарегистрированы по месту работы на плавучих морских кранах (без адреса), о чем имеется соответствующая запись в паспорте моряка. Каким образом при заполнении на вышеуказанных лиц Справок по форме N 2-НДФЛ необходимо указывать адрес места регистрации в Российской Федерации?
     
     В адресной части действующей в настоящее время справки о доходах (форма N 2-НДФЛ) допускается для физических лиц - иностранных граждан, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, заполнять только п. 2.10 "Адрес в стране проживания", где отражается адрес места жительства физического лица в стране постоянного проживания с указанием кода страны. При выполнении вышеуказанного условия п. 2.9 "Адрес места жительства в Российской Федерации" Справки может не заполняться.
     
     Налогоплательщик получил в отчетном налоговом периоде доход в виде оплаты труда в сумме 10 000 рублей, с которого был исчислен и удержан налог на доходы физических лиц в сумме 1300 руб. Помимо этого, по перерасчету за предыдущий налоговый период с налогоплательщика был доудержан налог в сумме 100 руб. Как правильно заполнить раздел 5 Справки? Необходимо ли отражать доудержанную сумму в п. 5.8 "Задолженность по налогу за налогоплательщиком" Справки?
     
     Раздел 5 Справки заполняется согласно приложению N 1 к форме N 2-НДФЛ "Рекомендации по заполнению сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ “Справка о доходах физического лица за 200_ год".
     
     Согласно вышеуказанным Рекомендациям п. 5.5 "Сумма возврата налога по перерасчету с доходов прошлых лет" Справки заполняется в случае возврата налогов по перерасчету с доходов прошлых лет, и в нем указывается соответствующая сумма.
     
     В п. 5.6 и 5.7 указываются суммы, соответственно зачтенные либо удержанные при уплате налога на доходы физических лиц по перерасчету с доходов прошлых лет.
     
     Если в результате уточнения налоговых обязательств налогоплательщика выявлена задолженность по налогу на доходы физических лиц, то в п. 5.8 "Задолженность по налогу за налогоплательщиком" Справки указывается сумма задолженности. Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом, указывается в п. 5.9 Справки.
     

     Если по итогам налогового периода задолженности по налогу на доходы физических лиц не возникает, п. 5.8 и 5.9 Справки не заполняются.
     
     В приведенном в ситуации примере исчисленная сумма налога на доходы физических лиц была удержана у физического лица в полном объеме. Кроме этого, у данного лица была удержана сумма этого налога в результате перерасчета налоговых обязательств за предыдущий налоговый период. Так как возникшая задолженность по налогу на доходы физических лиц в отчетном налоговом периоде была погашена, п. 5.8 Справки не заполняется.
     
     При этом читателям журнала следует учитывать, что за те налоговые периоды, по которым налоговым агентом были произведены перерасчеты налога на доходы физических лиц в связи с уточнением налоговых обязательств, в налоговый орган должны быть представлены новые сведения взамен ранее представленных.
     

Представление в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам - индивидуальным предпринимателям

     
     Организация приобретала в течение налогового периода в розничной торговле у индивидуальных предпринимателей товары для производственной деятельности.
     
     В данный момент организация располагает ограниченным количеством данных об индивидуальных предпринимателях, указанных в чеках ККТ: фамилия, имя, отчество, ИНН индивидуальных предпринимателей. Но форма Справки предусматривает обязательное заполнение также других реквизитов: серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата рождения, место регистрации.
     
     В каком порядке необходимо представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных организацией физическим лицам - индивидуальным предпринимателям?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Пунктом 2 ст. 224 НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц производятся в соответствии со ст. 226 настоящего Кодекса в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата этого налога осуществляются согласно ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
     
     В соответствии с подпунктами 1 и 2 п. 1 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и частные нотариусы, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из сумм полученных ими доходов.
     
     Таким образом, поскольку положениями главы 23 НК РФ на организации, выплачивающие доходы индивидуальным предпринимателям и частным нотариусам, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, они не признаются налоговыми агентами по данному налогу.
     
     Учитывая, что требования ст. 230 НК РФ, касающиеся ведения учета доходов и представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут.
     
     Следовательно, организация, приобретавшая в течение налогового периода товары у индивидуальных предпринимателей, не обязана представлять в налоговый орган сведения на вышеуказанных физических лиц.
     
     В то же время согласно ст. 87 НК РФ, если при проведении мероприятий налогового контроля у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщиков (плательщиков сборов), связанной с получением доходов от организаций, налоговый орган может истребовать у этих организаций документы, относящиеся к деятельности проверяемых налогоплательщиков (плательщиков сборов).