Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об общих правилах применения законодательства о налогах и сборах


Об общих правилах применения законодательства о налогах и сборах

М.А. Высоцкий,
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

О постановке организации на налоговый учет

     
     Организация, занимающаяся оптовой торговлей лекарственными препаратами, предполагает заключить трудовой договор с работником (патентным поверенным), находящимся в другом городе. В обязанности работника будет входить поиск документов на тематических Интернет-сайтах. При этом для данного работника не оборудуется стационарное рабочее место, поскольку он работает на дому и/или в библиотеке. Он не будет также осуществлять действий, связанных с профильной деятельностью предприятия (поиском клиентов, заключением договоров, распространением и т.д.). Является ли заключение трудового договора с работником (патентным поверенным) созданием обособленного подразделения организации, по месту нахождения которого необходимо встать на налоговый учет?
     
     Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     В связи с тем что понятие "рабочее место" не определено НК РФ, необходимо учитывать положения п. 1 ст. 11 настоящего Кодекса, устанавливающего, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
     
     Понятие "рабочее место" приведено в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), согласно которой под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо либо косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, рабочим местом может признаваться место, где работник выполняет или должен выполнять свою работу в общем процессе труда, прямо или косвенно находящееся под контролем работодателя (включая представителей его администрации или непосредственных руководителей работ).
     
     Как следует из ситуации, организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными препаратами, в целях отслеживания реестров товарных знаков и изобретений, соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности и предотвращения распространения контрафактных лекарственных средств предполагает заключить трудовой договор с работником (патентным поверенным), место осуществления деятельности которого не связано с профильной деятельностью организации и не находится под контролем работодателя.
     
     В соответствии с Положением о патентных поверенных, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.1993 N 122, патентным поверенным считается гражданин, которому в соответствии с Патентным законом Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1, Законом РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и данным Положением предоставлено право на представительство физических и юридических лиц перед Роспатентом и организациями, входящими в единую государственную патентную службу.
     
     Согласно п. 4 Положения о патентных поверенных патентный поверенный может осуществлять свою профессиональную деятельность как самостоятельно в качестве предпринимателя, так и работая по найму. При этом предметом трудовых договоров является регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений работника и работодателя.
     
     На основании п. 1 ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
     
     В этой связи вступление организации в трудовые отношения с физическим лицом, осуществляющим свою деятельность путем поиска документов и/или информации при помощи электронных средств связи (работа на дому по интернет-каналам) либо в библиотеках, и соответственно без оборудования этому лицу стационарного рабочего места не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации независимо от проживания физического лица в другом регионе.
     
     Таким образом, учитывая положения ст. 11, 83 НК РФ, рассматриваемые во взаимосвязи со ст. 209 ТК РФ, а также трудового договора, обязанность организации по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения такого работника (без оборудования стационарного рабочего места) при исполнении им должностных обязанностей, регулируемых трудовым законодательством, отсутствует.
     
     Организация получила свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения, выданное налоговой инспекцией в 1999 году. В 2002 году организация получила свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, выданное межрайонной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам. В связи с переводом в 2005 году на учет на федеральный уровень организация была снята с учета в межрайонной инспекции и поставлена на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. При этом было выдано уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика. После этого межрайонная налоговая инспекция признала выданное ею в 2002 году свидетельство недействительным.
     
     В связи с этим являются ли правомерными действия налоговой инспекции по признанию недействительным выданного в 2002 году свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика и о постановке на налоговый учет по месту нахождения организации в территориальной налоговой инспекции?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
     
     Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 83 НК РФ в отношении крупнейших налогоплательщиков предусмотрена возможность определения особенностей их постановки на учет. Предусмотренное данной нормой НК РФ основание отнесения налогоплательщика к категории крупнейших налогоплательщиков является самостоятельным основанием постановки на учет в налоговом органе, что подтверждено решением ВАС РФ от 25.11.2004 N 7448/04.
     
     Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.11.2005 N 438-О также отметил, что осуществление налогоплательщиком деятельности, позволяющей отнести его к крупнейшим налогоплательщикам, находится в ряду иных специальных оснований, по которым отдельные категории налогоплательщиков подлежат постановке на учет в налоговых органах. При этом закрепленное абзацем третьим п. 1 ст. 83 НК РФ право установления особого порядка учета крупнейших налогоплательщиков (особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков) является дополнительным основанием постановки налогоплательщиков на учет.
     
     На основании приказа Минфина России от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" на межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам возложены полномочия, в частности, по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и иных обязательных платежей крупнейшими налогоплательщиками, а также учет крупнейших налогоплательщиков, подлежащих постановке на учет в межрегиональной инспекции.
     
     Одновременно с этим согласно утвержденному вышеназванным приказом Минфина России Положению об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - налоговая инспекция) в рамках осуществления полномочий в установленной сфере деятельности налоговая инспекция должна вести учет налогоплательщиков на подведомственной территории.
     
     С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание положения п. 2 ст. 11 НК РФ в части выдачи документа при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика-организации, свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации должно выдаваться крупнейшему налогоплательщику соответствующей налоговой инспекцией по месту его нахождения.
     
     Таким образом, выдача налогоплательщику вышеназванного свидетельства налоговым органом и признание недействительным ранее выданного межрайонной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются правомерными.
     

О ведении Единого государственного реестра юридических лиц и внесении в него изменений

     
     Организация обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, не связанных с изменениями в учредительных документах, то есть в связи со сменой руководителя. При подаче документов в налоговый орган организации было сообщено, что изменения внесены быть не могут, поскольку подаваемое заявление должно быть подписано прежним руководителем. В результате этого налоговая инспекция приняла решение об отказе внесения изменений.
     
     Имеет ли право налоговая инспекция определять в каждом конкретном случае основания для внесения или невнесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц на основании действующего законодательства?
     
     Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), регламентирован главой 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
     
     Изменение сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ путем представления в регистрирующий (налоговый) орган заявления по форме, утвержденной Правительством РФ (форма N Р14001 утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439).
     
     Согласно ст. 9 Закона N 129-ФЗ заявителем при государственной регистрации юридического лица (в частности, при представлении заявления по форме N Р14001) может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
     
     Исходя из положений п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, согласно которым при несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения государственных реестров считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений, а также для исключения случаев недобросовестности со стороны третьих лиц при смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица налоговые органы сообщают о необходимости представления в регистрирующий орган заявления (по форме N Р14001), подписанного прежним руководителем.
     
     Однако данные требования не учитывали ряд обстоятельств, по которым заявитель не мог реализовать свои права перед регистрирующим (налоговым) органом, поскольку в силу не зависящих от заявителя причин выполнение требования о необходимости представления заявления по форме N Р14001, подписанного прежним руководителем, могло быть объективно невыполнимым.
     

     Вместе с этим следует учитывать, что согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12580/05 с момента прекращения компетентным органом управления полномочий исполнительного органа общества, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, он не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом исполнительном органе (генеральном директоре).
     
     Аналогичные положения содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 14310/05, определившем, что отказ в государственной регистрации изменений только по причине подписания заявления о внесении изменений новым руководителем общества является необоснованным, а также в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12049/05, признавшем недействительным решение налоговой инспекции об отказе во внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом директоре общества с ограниченной ответственностью, поскольку необоснованным отказом регистрирующего органа на общество незаконно возложены обязанности по принятию мер к подписанию заявления о внесении изменений прежним руководителем, прекратившим трудовые отношения с обществом.
     
     Таким образом, юридическое лицо вправе направить в регистрирующий (налоговый) орган обращение о невозможности представления заявления по форме N Р14001, подписанного лицом, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.
     
     Одновременно с этим в целях обеспечения полноты и достоверности сведений ЕГРЮЛ регистрирующий орган осуществляет мероприятия по установлению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. При этом если в регистрирующий орган представлены взаимоисключающие документы, то устанавливается лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности.
     
     С учетом изложенного при подтверждении полномочий лица, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган должен осуществлять внесение соответствующей записи в этот Реестр на основании заявления, подписанного лицом, сведения о котором отсутствуют в государственном реестре.
     
     Администрация муниципального образования обратилась в региональный налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Однако региональное управление ФНС России уведомило администрацию муниципального образования о принятом решении об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений на основании отсутствия случая и порядка бесплатного предоставления сведений из ЕГРЮЛ. Просьба разъяснить правомерность отказа налогового органа в предоставлении названных сведений.
     

     В соответствии с Законом N 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведений о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку данные сведения могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ).
     
     Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов регламентируются ст. 7 Закона N 129-ФЗ, на основании п. 2 которой регистрирующий орган бесплатно предоставляет такие сведения и документы органам местного самоуправления в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 13.12.2005 N 760 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" внесены изменения, в частности, в постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", согласно п. 24 которого сведения о юридических лицах, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке и сроки, установленные ФНС России. При этом предоставление органам местного самоуправления вышеназванных сведений в электронном виде должно осуществляться на бесплатной основе.
     
     Таким образом, принимая во внимая вступление в силу изменений, внесенных в постановления Правительства РФ по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ведения ЕГРЮЛ на основании вышеуказанных нормативных документов, органы местного самоуправления имеют право получать сведения из государственных реестров с учетом Порядка предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@.
     
     Соответствующие разъяснения в адрес управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации были направлены письмом ФНС России от 30.01.2006 N ЧД-6-09/94@ "О применении Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2005 N 760".