Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об администрировании акцизов на подакцизные товары в 2006 году


Об администрировании акцизов на подакцизные товары в 2006 году*1

     _____

       *1 Окончание. Начало и продолжение см.: Налоговый вестник. - 2006. - N 8. - С. 46; N 9. - С. 39.
         С 1 января 2007 года в главу 22 НК РФ вносятся изменения согласно Федеральному закону от 26.07.2006 N 134-ФЗ. Подробнее об этих изменениях см.: НВ: комментарии... - 2006. - N 10. - С. 51-62.
     
И.А. Давыдова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

3. Администрирование акцизов на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, в том числе денатурированные

     
     Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 107-ФЗ) внесены существенные изменения в порядок исчисления акцизов на денатурированные этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию.
     
     Следует отметить, что согласно положениям подпунктов 1-2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) денатурированный этиловый спирт и денатурированная спиртосодержащая продукция рассматривались как подакцизные товары и до 1 января 2006 года, но обложению акцизами не подлежали только отдельные операции по реализации организациями этих товаров, осуществлявшиеся в соответствии с условиями, определенными подпунктами 2 и 3 п. 1 ст. 183 НК РФ.
     
     С 1 января 2006 года согласно Закону N 107-ФЗ положения, регламентировавшие условия освобождения от уплаты акцизов операций по реализации этих подакцизных товаров, из ст. 183 НК РФ были исключены.
     
     Отмена предусмотренного в ст. 183 НК РФ освобождения от обложения акцизами операций по реализации организациями денатурированного этилового спирта из всех видов  сырья и денатурированной спиртосодержащей продукции позволит пресечь возможность скрытой формы использования денатуратов для нелегального производства фальсифицированной алкогольной продукции, представляющей потенциальную опасность для здоровья и жизни российских граждан.
     
     Кроме того, действовавший до 1 января 2006 года порядок освобождения денатуратов от обложения акцизами позволял производителям этой продукции использовать в качестве сырья для ее производства высококачественный этиловый спирт. В результате государство не получало акциз не только по денатурированным спирту и спиртосодержащей продукции, но и по этиловому спирту, используемому для денатурации.
     
     Таким образом, отказ от льготирования производства и реализации такой продукции, как денатурированные спирт и спиртосодержащая продукция, обусловлен необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации.
     
     При этом, учитывая, что значительная часть денатурированного этилового спирта применяется в качестве сырья для производства неспиртосодержащей продукции, в целях избежания повышения цен на нее в отношении вышеуказанного спирта используется новая система обложения акцизами операций, совершаемых с этим подакцизным товаром, предусматривающая введение института свидетельств о регистрации организаций, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом.
     

     Так, положениями ст. 179.2, введенной Законом N 107-ФЗ в главу 22 НК РФ, организациям, осуществляющим производство денатурированного этилового спирта, и организациям, производящим с использованием этого спирта неспиртосодержащую продукцию, предусмотрена выдача соответствующих свидетельств: в первом случае - свидетельства на производство денатурированного этилового спирта, а во втором - свидетельства на производство неспиртосодержащей продукции.
     
     При этом в результате изменений, внесенных в ст. 182 НК РФ, с 1 января 2006 года наряду с операциями по реализации на территории Российской Федерации денатурированного этилового спирта организациями, осуществляющими его производство, объектом обложения акцизами также стало получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организациями, имеющими свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. При этом получением вышеуказанного спирта признано его приобретение в собственность.
     
     Таким образом, с 1 января 2006 года организации, производящие неспиртосодержащую продукцию и имеющие соответствующее свидетельство, признаются плательщиками акциза и должны начислять акциз на дату приобретения в собственность денатурированного этилового спирта.
     
     Исходя из вышеизложенного акциз на денатурированный этиловый спирт начисляется:
     
     - организациями - производителями спирта - при его реализации организацией на сторону (в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 182 НК РФ) или при его передаче в структуре этой организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров (согласно подпункту 8 п. 1 ст. 182 Кодекса);
     
     - производителями неспиртосодержащей продукции, имеющими соответствующее свидетельство, - при приобретении этого спирта в собственность.
     
     При этом в соответствии с п. 12 ст. 200 НК РФ организация, имеющая свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, получает право при его реализации организации-покупателю, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, на налоговый вычет суммы акциза, начисленной по операции реализации этого спирта (при представлении согласно п. 12 ст. 201 настоящего Кодекса документов, подтверждающих поставку денатурированного этилового спирта и его получение вышеуказанным покупателем).
     
     В результате данная сумма акциза не предъявляется организации-покупателю, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, организацией-производителем (в соответствии с положениями п. 1 и 9 ст. 198 НК РФ) и соответственно в расчетных документах и счетах-фактурах не выделяется, в связи с чем эта реализация осуществляется вышеуказанным производителем по цене без акциза.
     

     В свою очередь, организация-покупатель, имеющая свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции и начислившая акциз при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта, имеет право согласно п. 11 ст. 200 НК РФ на налоговые вычеты начисленной суммы при передаче этого спирта на производство вышеуказанной продукции (при условии представления соответствующих документов согласно п. 11 ст. 201 Кодекса).
     
     В результате применения вышеуказанных налоговых вычетов стоимость полученного (приобретенного) организацией спирта включается в затраты на производство неспиртосодержащей продукции по цене без акциза.
     
     Таким образом, при новой системе налогообложения операций с денатурированным этиловым спиртом право на реализацию (и, соответственно, на получение) этого спирта по цене без акциза предоставляется в зависимости от наличия соответствующих свидетельств как у производителя этого спирта, так и у его покупателя.
     
     При этом факт наличия свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, имеет значение только при определении объекта налогообложения, а также при получении права на налоговые вычеты.
     
     В то же время читателям журнала следует иметь в виду, что периоды, в которых имеющий свидетельство производитель денатурированного этилового спирта начисляет и принимает к вычету начисленный акциз, могут не совпадать. В таких случаях начисленная сумма акциза сначала уплачивается, а затем принимается к вычету в том налоговом периоде, в котором продавец получит право на вычет, но при этом реализация спирта этим производителем организациям, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, должно осуществляться по цене без акциза.
     
     Если денатурированный этиловый спирт, приобретенный организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, списан в производство не в полном объеме, то эта организация получит вычет только в части спирта, фактически списанного в производство этой неспиртосодержащей продукции. Соответственно, если денатурированный этиловый спирт приобретен организацией, например, в феврале текущего года, а передан в производство в следующем налоговом периоде (то есть в марте текущего года), возникает превышение налоговых вычетов над суммой акциза в связи с отсутствием в этом периоде объекта обложения акцизами.
     
     В подобных случаях у налоговых органов часто возникает следующий вопрос: может ли образовавшееся в марте превышение налоговых вычетов над исчисленной за этот период суммой акциза быть зачтено в счет суммы акциза, подлежащей уплате, например, за февраль, и в случае проведения такого зачета должна ли быть начислена пеня за неуплату суммы акциза, начисленной по операциям, совершенным в феврале?
     

     Как уже указывалось выше, налоговые вычеты, установленные п. 11 ст. 200 НК РФ, производятся при представлении организацией-налогоплательщиком определенных в п. 11 ст. 201 Кодекса документов, подтверждающих факт производства из приобретенного денатурированного этилового спирта неспиртосодержащей продукции.
     
     Как следует из вышеприведенных норм НК РФ, наличие объекта обложения акцизом в том же налоговом периоде, в котором представляются соответствующие документы, не является условием применения налоговых вычетов, установленных п. 11 ст. 200 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 202 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет по итогам налогового периода, определяется как уменьшенная на налоговые вычеты сумма акциза. При этом в соответствии с п. 5 ст. 202 НК РФ если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму акциза, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения согласно главе 22 Кодекса, то налогоплательщик не уплачивает акциз за этот налоговый период, а сумма вышеуказанного превышения подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.
     
     Согласно абзацу первому п. 5 ст. 204 НК РФ с 1 января 2006 года налогоплательщики, имеющие свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, должны представлять налоговую декларацию в налоговый орган в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом в соответствии с п. 3.1 ст. 204 НК РФ уплата акциза по операциям получения (оприходования, приобретения) денатурированного этилового спирта производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Таким образом, операции по приобретению организацией денатурированного этилового спирта в феврале должны быть отражены в декларации по акцизам, представляемой в марте (не позднее 25-го числа), а сумма акциза, начисленная по этим операциям, должна быть уплачена организацией в мае (не позднее 25-го числа).
     
     При этом если в результате отсутствия объекта налогообложения в марте сумма налоговых вычетов в этом налоговом периоде превысит начисленную сумму акциза, то в соответствии с п. 5 ст. 202 НК РФ акциз не уплачивается за данный налоговый период (то есть за март текущего года), а сумма вышеуказанного превышения подлежит зачету в счет предстоящих в мае 2006 года платежей суммы акциза, начисленной по операциям, совершенным в феврале 2006 года.
     

     Таким образом, при соблюдении налогоплательщиком всех предусмотренных п. 11 ст. 201 НК РФ условий в части подтверждения права на налоговые вычеты, установленные п. 11 ст. 200 настоящего Кодекса, оснований для применения налоговых санкций за неуплату суммы акциза, начисленной по операциям, совершенным в феврале 2006 года, не имеется.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что, если реализация денатурированного этилового спирта осуществляется не имеющим свидетельства производителем или этот спирт реализуется организации, не имеющей свидетельства на производство неспиртосодержащей продукции, акциз уплачивается производителем, а спирт реализуется по цене, включающей акциз.
     
     В связи с введением института свидетельств о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, у организаций, производящих денатурированный этиловый спирт и самостоятельно в рамках единого технологического процесса перерабатывающих его в неспиртосодержащую продукцию, возникает следующий вопрос: должны ли они для получения права на налоговые вычеты, установленные п. 11 и 12 ст. 200 НК РФ, получать вышеуказанное свидетельство?
     
     В данной ситуации этим организациям следует иметь в виду, что если произведенный денатурированный этиловый спирт не реализуется стороннему покупателю, а используется в структуре производителя для производства в рамках единого технологического процесса неспиртосодержащей продукции, то передачи на возмездной основе права собственности на этот спирт не происходит и такие объекты обложения акцизами, как реализация организацией произведенного спирта и соответственно получение (приобретение) его в собственность организацией, осуществляющей производство неспиртосодержащей продукции, не возникают.
     
     Следовательно, в данном случае (независимо от наличия у организации того или иного вида свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом) не возникает условий для применения вычетов, установленных п. 11 и 12 ст. 200 НК РФ.
     
     Кроме того, независимо от наличия вышеуказанного свидетельства налоговые вычеты сумм акциза, начисленных в соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 182 НК РФ по операциям передачи в структуре организации произведенного ею денатурированного этилового спирта для дальнейшего производства неподакцизных товаров (в данном случае неспиртосодержащей продукции), нормами настоящего Кодекса не предусматриваются.
     

     В связи с вышеизложенным получение организацией, производящей денатурированный этиловый спирт исключительно в целях дальнейшей его переработки в рамках единого технологического процесса в неспиртосодержащую продукцию, свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, нецелесообразно.
     
     Одновременно следует отметить, что в соответствии со ст. 179.2 НК РФ получение организациями, осуществляющими деятельность с денатурированным этиловым спиртом, свидетельства является не обязанностью, а правом; в связи с этим организации сами решают (на основаниях, установленных положениями ст. 179.2 настоящего Кодекса), получать свидетельство или нет.
     
     При рассмотрении вопроса о выдаче тому или иному производителю свидетельства на производство денатурированного этилового спирта налоговым органам следует иметь в виду, что в соответствии с определением понятия "денатурированный этиловый спирт", приведенного в ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 21.07.2005 N 102-ФЗ, далее - Закон N 171-ФЗ), этот спирт должен содержать денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной данным Законом.
     
     Согласно п. 1 ст. 10.1 Закона N 171-ФЗ, устанавливающей требования, предъявляемые к производству и обороту денатурированного этилового спирта, этиловый спирт признается денатурированным только при условии содержания в нем денатурирующих веществ, соответствующих установленному вышеуказанной статьей Закона N 171-ФЗ перечню, а именно (в зависимости от выбора производителя):
     
     - керосин или бензин - в концентрации не менее 0,5 % объема этилового спирта;
     
     - денатониум бензоат (битрекс) - в концентрации не менее 0,0015 % массы этилового спирта;
     
     - кротоновый альдегид - в концентрации не менее 0,2 % объема этилового спирта.
     
     Таким образом, поскольку с 1 января 2006 года этиловый спирт с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным Законом N 171-ФЗ перечню и концентрации, не признается денатурированным, организациям, производящим такой этиловый спирт, свидетельство на производство денатурированного этилового спирта не выдается.
     
     Статьей 4 Закона N 107-ФЗ предусмотрены переходные положения по исчислению и уплате акцизов на денатурированный спирт. В частности, на денатурированный этиловый спирт, полученный (оприходованный, приобретенный в собственность) до 1 января 2006 года, распространяются положения главы 22 НК РФ, действовавшие до вышеуказанной даты. Иными словами, учитывая, что в 2005 году реализация производителями денатурированного этилового спирта освобождалась от обложения акцизами, организации, закупившие этот спирт в 2005 году, направляли его на производство неспиртосодержащей продукции по цене без акциза, осуществляющие вышеуказанное производство организации, получившие в 2006 году соответствующее свидетельство, акциз на денатурированный этиловый спирт, приобретенный в 2005 году, не начисляют. В связи с вышеизложенным организации, осуществляющие деятельность с денатурированным этиловым спиртом, должны были произвести инвентаризацию его остатков по состоянию на 1 января 2005 года.
     

     При этом, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" " (далее - Закон N 102-ФЗ) в Закон N 171-ФЗ, в случае, если производитель, получивший свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, реализует образовавшиеся у него по состоянию на 1 января 2006 года остатки денатурированного этилового спирта, при производстве которого в качестве денатурирующей добавки использовались денатурирующие вещества, не предусмотренные Законом N 171-ФЗ, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     Закон N 102-ФЗ не содержит переходных положений по обороту (поставке, реализации и т.д.) образовавшихся по состоянию на 1 января 2006 года остатков денатурированного этилового спирта, произведенного с использованием денатурирующих веществ, не предусмотренных Законом N 171-ФЗ (в редакции, действующей с вышеуказанной даты).
     
     Таким образом, с 1 января 2006 года и производство, и оборот денатурированного этилового спирта должны осуществляться строго в соответствии с установленными ст. 10.1 Закона N 171-ФЗ требованиями.
     
     Читателям журнала также следует иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ поставка денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным этим Законом перечню и концентрации денатурирующих веществ, является основанием для аннулирования в судебном порядке лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
     
     Кроме того, п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ производство денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным вышеуказанным Законом перечню и концентрации, запрещено.
     
     В случае реализации производителем в 2006 году этилового спирта с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленному Законом N 171-ФЗ перечню, обложение такого спирта акцизами должно осуществляться с применением налоговой ставки, установленной на этиловый спирт с 1 января 2006 года ст. 193 НК РФ, то есть в размере 21 руб. 50 коп. за 1 литр безводного спирта этилового (даже при наличии у производителя свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом).
     

     В то же время читателям журнала следует иметь в виду, что предусмотренные п. 4 ст. 4 Закона N 107-ФЗ переходные положения по исчислению и уплате акцизов на денатурированный этиловый спирт распространяются только на спирт, полученный (оприходованный, приобретенный в собственность) до 1 января 2006 года покупателями, а не на числившийся на вышеуказанную дату в остатках у его производителей.
     
     В связи с изменениями, внесенными в Закон N 171-ФЗ и в главу 22 НК РФ соответственно Законами N 102-ФЗ и N 107-ФЗ, у налоговых органов при решении вопросов о выдаче свидетельства на производство неспиртосодержащей продукции возникли затруднения с отнесением той или иной продукции к спиртосодержащей, например продукции, при производстве которой использован иной (не этиловый) спирт.
     
     В частности, имеет ли право получить свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции организация, осуществляющая производство товаров бытовой химии на основе изопропилового спирта, удельный вес которого в готовой продукции составляет 65 %?
     
     В подобных случаях читателям журнала необходимо исходить из следующего.
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 171-ФЗ к спиртосодержащей продукции отнесена пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции.
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ к подакцизной спиртосодержащей продукции отнесены растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде с объемной долей этилового спирта более 9%.
     
     Согласно определению, данному в п. 1 ст. 2 Закона N 171-ФЗ, под этиловым спиртом понимается спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец.
     
     Исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров Правительством РФ определяется и утверждается Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), в основу которой положена международная номенклатура (система классификации) - Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), установленная Международной конвенцией о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983.
     
     Согласно Основным правилам интерпретации ТН ВЭД России для юридических целей классификация товаров производится на основе текстов товарных позиций в ТН ВЭД и соответствующих примечаний к разделам или группам, если такими текстами не предусмотрено иное.
     

     В Пояснениях к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России) (далее - Пояснения к ТН ВЭД) приведены толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другая информация, необходимая для однозначного отнесения товара к определенной позиции ТН ВЭД.
     
     Так, в соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД этиловый спирт (классифицируемый в товарных позициях 2207 и 2208) получают либо путем сбраживания некоторых видов сахара с использованием дрожжей или других ферментов и последующей дистилляцией, либо путем синтеза.
     
     В то же время, как следует из Пояснений к ТН ВЭД, изопропиловый спирт (пропан-2-ол) классифицируется в товарной позиции 2905 "Спирты ациклические и их галогенированные, сульфированные, нитрованные или нитрозированные производные", которые являются производными ациклических углеводородов, получаемыми замещением одного или более атомов водорода гидроксильной группой и представляют собой кислородсодержащие соединения, которые взаимодействуют с кислотами, давая соединения, известные как сложные эфиры. При этом указано, что в данную товарную позицию этанол (этиловый спирт) не включен.
     
     Следовательно, изопропиловый спирт не может быть отнесен к этиловому спирту с учетом содержащегося в Законе N 171-ФЗ понятия.
     
     Исходя из вышеизложенного продукция, в качестве сырья для которой используется изопропиловый спирт и которая не содержит в своем составе этилового спирта, не отвечает установленным Законом N 171-ФЗ условиям ее отнесения к понятию "спиртосодержащая продукция".
     
     При этом согласно вышеприведенным положениям ст. 181 НК РФ продукция, при производстве которой использован иной (не этиловый) спирт, не рассматривается как подакцизная спиртосодержащая продукция.
     
     Соответственно, учитывая, что в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 179.2 НК РФ свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции выдается организациям, осуществляющим производство неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для которой используется денатурированный этиловый спирт, организация, производящая продукцию, при производстве которой использован иной (не этиловый) спирт, имеет право на получение вышеуказанного свидетельства.
     

     В связи с введением с 1 июля 2004 года нового ГОСТ Р 52201-2004 "Топливо этанольное моторное для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы. Общие технические требования" возникают следующие вопросы: правомерны ли отнесение этих нефтепродуктов к спиртосодержащей продукции и начисление по ней акциза и подлежит ли в этом случае вычету акциз по этиловому спирту, использованному на их производство?
     
     Как следует из ГОСТ Р 52201-2004, регламентирующего производство этанольных моторных топлив (бензанолов), содержание этилового спирта (этанола) в этих товарах составляет 5-10 % (то есть более 1,5%).
     
     В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона N 171-ФЗ под спиртосодержащей непищевой продукцией понимается непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции.
     
     Таким образом, жидкие моторные топлива соответствуют определенному ст. 2 Закона N 171-ФЗ понятию "спиртосодержащая продукция".
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 181 НК РФ спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 %, представляющая собой растворы, эмульсии, суспензии и другие виды этой продукции в жидком виде, признана подакцизным товаром (за исключением определенного в вышеуказанном подпункте п. 1 ст. 181 настоящего Кодекса перечня спиртосодержащей продукции, не рассматриваемой как подакцизный товар).
     
     Следовательно, если в результате испытаний, предусмотренных в приложении А к "Номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация", введенной в действие постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 N 64, объемная доля этилового спирта в моторных топливах определится в размере более 9 %, то они рассматриваются как подакцизный товар и подлежат обложению акцизами по налоговой ставке, установленной на спиртосодержащую продукцию.
     
     Возникают следующие ситуации: отдельные организации производят спиртосодержащую жидкость, не представляющую собой самостоятельный готовый к применению продукт и отражаемую в бухгалтерском учете в составе незавершенного производства, и передают ее своим структурным подразделениям, изготовляющим из этой жидкости готовую спиртосодержащую продукцию (например, товары бытовой химии или парфюмерно-косметическую продукцию).
     

     При этом на основании того, что передаваемая спиртосодержащая жидкость является полуфабрикатом, она не рассматривается данными организациями как подакцизный товар.
     
     Но такой вывод является ошибочным по следующим основаниям.
     
     Как уже указывалось выше, в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ вся спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 % и представляющая собой растворы, эмульсии, суспензии и другие виды этой продукции в жидком виде, признается подакцизным товаром.
     
     При этом в подпункте 2 п. 1 ст. 181 НК РФ четко определены перечень спиртосодержащей продукции, не рассматриваемой как подакцизный товар, а также условия освобождения этой продукции от уплаты акциза.
     
     В то же время подпункт 2 п. 1 ст. 181 НК РФ не содержит ни условия о том, что в целях налогообложения спиртосодержащая продукция должна представлять собой самостоятельный готовый к применению товар, ни условия об освобождении от обложения акцизами спиртосодержащей продукции, представляющей собой полуфабрикат.
     
     Таким образом, на основании вышеуказанной нормы НК РФ произведенная спиртосодержащая жидкость, передаваемая организацией своему структурному подразделению в качестве полуфабриката для дальнейшего производства товаров бытовой химии или парфюмерно-косметической продукции, признается на общих основаниях подакцизной.
     
     Подпунктом 8 п. 1 ст. 182 НК РФ операции по передаче в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для дальнейшего производства неподакцизных товаров признаны объектом обложения акцизами.
     
     С 1 января 2006 года согласно подпункту 2 п. 1 ст. 181 НК РФ спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция не рассматривается как подакцизный товар при одновременном соблюдении следующих условий:
     
     1) эта продукция должна пройти государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти;
     
     2) эта продукция разлита в емкости не более 100 мл;
     
     3) объемная доля этилового спирта, содержащаяся в вышеуказанной продукции, не превышает 80%.
     

     Кроме того, с 1 января 2006 года спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке также не признается подакцизным товаром.
     
     Не рассматриваются также как подакцизные спиртосодержащие товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.
     
     Таким образом, если производимые структурным подразделением организации товары бытовой химии или парфюмерно-косметическая продукция отвечают вышеперечисленным требованиям и условиям их признания неподакцизным товаром, то операции по передаче организацией этому структурному подразделению подакцизной спиртосодержащей жидкости для производства вышеуказанных товаров в соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 182 НК РФ являются объектом обложения акцизами.
     
     Следовательно, вышеуказанная организация обязана по этой передаче начислить и уплатить акциз в общеустановленном порядке.
     
     Если товары бытовой химии или парфюмерно-косметическая продукция, производимые подразделением организации (вследствие их несоответствия какому-либо условию, установленному подпунктом 2 п. 1 ст. 182 НК РФ), рассматриваются как подакцизный товар, то в отношении операции по передаче организацией этому подразделению подакцизной спиртосодержащей жидкости применяется норма, установленная подпунктом 1 п. 1 ст. 183 НК РФ, согласно которой передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому структурному подразделению этой организации для производства других подакцизных товаров обложению акцизом не подлежит.
     
     Соответственно в этом случае объект обложения акцизом и обязанность по его уплате возникают при реализации (отгрузке, передаче) структурным подразделением произведенных им товаров бытовой химии или парфюмерно-косметической продукции грузополучателю.
     
     В настоящее время в организациях, производящих лакокрасочные материалы, представляющие собой растворы полимеров, где растворителем является денатурированный этиловый спирт, содержание которого в готовой продукции не регламентируется нормативно-технической документацией, и по которому отсутствует утвержденная методика определения его содержания, возникли следующие вопросы: относятся ли такие лакокрасочные материалы к неспиртосодержащей продукции и могут ли производящие их организации получить свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции?
     
     В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД краски и лаки (включая эмали и политуры), являющиеся растворами полимеров в неводной среде, классифицируются в товарной позиции 3208 и представляют собой многокомпонентные системы, состоящие из пленкообразующего вещества, пигментов, наполнителей, специальных добавок, диспергированных в органических растворителях.
     

     Растворитель - это один из основных компонентов лакокрасочных материалов, представляющий собой одно- или многокомпонентную жидкость, испаряющуюся при определенных условиях сушки.
     
     В качестве растворителей (или разбавителей) используются летучие жидкости, добавляемые для растворения твердого связующего и придания лаку надлежащей текучести и консистенции в целях облегчения его применения.
     
     При этом в Пояснениях к ТН ВЭД (том 2) указано, что этиловый спирт используется в том числе и в качестве растворителя при производстве лакокрасочных материалов.
     
     Из вышеприведенного следует, что лакокрасочные материалы, являющиеся раствором полимеров, могут производиться с использованием в качестве растворителя этилового спирта (в том числе денатурированного).
     
     При этом согласно Пояснениям к ТН ВЭД (п. 4 примечаний к товарной группе 32) в товарную позицию 3208 включаются растворы (кроме коллодиев), состоящие из любых синтетических полимеров или химически модифицированных природных полимеров в летучих органических растворителях, если содержание этого растворителя превышает 50 % массы раствора.
     
     Если масса летучего органического растворителя не превышает 50% от массы раствора, то в соответствии с п. "В" текста к товарной позиции 3208 такие растворы включаются в товарные позиции группы 39 "Пластмассы и изделия из них" ТН ВЭД.
     
     Таким образом, нормами Пояснений к ТН ВЭД установлена необходимость определения в полимерных растворах с целью их классификации по той или иной товарной позиции ТН ВЭД содержания (концентрации, удельного веса) растворителя, использованного при изготовлении этих растворов.
     
     Следовательно, при производстве лакокрасочных материалов, представляющих собой растворы полимеров, в целях однозначного отнесения данных товаров к определенной позиции ТН ВЭД необходимо тем или иным способом определить в них объемную долю использованного растворителя.
     
     Соответственно, если производимый организацией с использованием в качестве однокомпонентного растворителя денатурированного этилового спирта полимерный раствор классифицируется как тот или иной лакокрасочный материал и относится к товарной позиции 3208, содержание этого спирта в данном растворе должно составлять более 50%.
     
     Таким образом, вышеуказанные лакокрасочные материалы соответствуют понятию "спиртосодержащая продукция", определенному ст. 2 Закона N 171-ФЗ, и в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ признаются подакцизной спиртосодержащей продукцией, то есть подлежат обложению акцизами в общеустановленном порядке.
     

     Соответственно, исходя из положений подпункта 2 п. 1 ст. 179.2 НК РФ организации, производящие лакокрасочные материалы, представляющие собой спиртосодержащую продукцию, не имеют права на получение свидетельства на производство неспиртосодержащей продукции.
     
     Кроме того, если будет установлено, что в производимых организацией полимерных  растворах, в качестве однокомпонентного растворителя для которых используется этиловый спирт, содержание этого спирта составляет менее 50%, но более 1,5%, то эта продукция, несмотря на ее классификацию по группе 39 ТН ВЭД, также должна рассматриваться как спиртосодержащая. При этом если объемная доля этилового спирта в вышеуказанном растворе составит более 9%, этот раствор должен быть признан подакцизным товаром.
     
     На аналогичных основаниях спиртосодержащей продукцией признаются производимые организацией органорастворимые лакокрасочные материалы, для изготовления которых используются многокомпонентные растворители, включающие в том числе этиловый спирт, если его содержание в готовой продукции составляет более 1,5%.
     
     При этом если объемная доля этилового спирта в данной продукции составляет более 9%, то она в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ признается подакцизной.
     
     Таким образом, организация, производящая лакокрасочные материалы с использованием многокомпонентных растворителей, где одним из компонентов является этиловый спирт, может получить вышеуказанное свидетельство только в случае, если содержание спирта в таких лакокрасочных материалах составит менее 1,5% объема готовой продукции.
     
     В связи с отнесением лакокрасочных материалов к спиртосодержащей продукции возникает следующий вопрос.
     
     Статьей 193 НК РФ ставка акциза на спиртосодержащую продукцию установлена на 1 литр содержащегося в ней безводного спирта этилового, и, следовательно, налоговая база по этой продукции зависит от фактического содержания в ней этилового спирта.
     
     При этом согласно п. 23 Порядка заполнения налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением нефтепродуктов и табачных изделий, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2005 N 168н, процентное содержание спирта в подакцизной спиртосодержащей продукции указывается в соответствии с нормативно-технической документацией, по которой эта продукция изготавливается.
     
     В то же время нормативно-технической документацией, согласно которой производятся лакокрасочные материалы, не регламентируется содержание этилового спирта в этой продукции.
     

     Таким образом, неясно, какими нормативными документами можно руководствоваться при определении в целях обложения акцизами содержания этилового спирта в производимых с его использованием лакокрасочных материалах, а также в прочей спиртосодержащей продукции, при производстве которой этиловый спирт используется в качестве растворителя и требованиями нормативно-технической документации не определяется.
     
     С целью повышения оперативности таможенного контроля за лакокрасочными материалами, потенциально содержащими этиловый спирт, ФТС России издало письмо от 07.07.2005 N 01-06/22824, содержащее Методические рекомендации по определению потенциального содержания этилового спирта в лакокрасочных материалах по информации на упаковках и сопроводительной документации.
     
     Учитывая, что приведенные в вышеуказанных Рекомендациях методы определения этилового спирта в лакокрасочных материалах применяются таможенными органами, в том числе в целях контроля за правильностью исчисления и уплаты акцизов, представляется, что они могут быть использованы и налоговыми органами.
     
     При этом исходя из положений вышеуказанных Рекомендаций если исследования по сопроводительным документам и маркировкам на таре, а также с использованием простейших органолептических и физико-химических методик могут быть произведены непосредственно налоговым органом в процессе осуществления мер налогового контроля, то инструментальные методы исследования должны применяться в специализированных экспертных организациях (лабораториях) на специальном оборудовании силами обученного персонала.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 171-ФЗ организации, производящие спиртосодержащую продукцию, осуществляют закупку этилового спирта только при условии представления в соответствующий налоговый орган уведомления.
     
     Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 857 утверждены Положение о представлении организациями уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, а также формы указанных уведомлений.
     
     Так, форма уведомления, подтверждающего закупку этилового спирта, предусматривает в том числе и указание его объема.
     

     Таким образом, организации, производящие лакокрасочные материалы, должны заполнить в целях закупки этилового спирта вышеуказанную форму и, следовательно, рассчитать потребность в этом спирте.
     
     В то же время в соответствии с положениями утвержденной приказом Госстандарта СССР от 29.12.1988 N 523 Инструкции "Спирт этиловый. Нормирование расхода. РД 50-687-89" мерой потребления материалов в производстве является удельная норма их расхода на единицу продукции или вида выполняемых работ, рассчитанная производителем на основе их фактического расхода, определенного опытным путем.
     
     При этом согласно положениям этой Инструкции необходимость применения этилового спирта по каждому виду работ на предприятии (организации) должна подтверждаться техническими документами (технологическими процессами, техническими условиями на выпускаемую продукцию, паспортами и т.д.).
     
     Исходя из вышеизложенного в целях определения объемного содержания этилового спирта в лакокрасочных материалах и прочих полимерных растворах, производимых с использованием в качестве растворителя этилового спирта, могут быть использованы рассчитанные организацией-производителем удельные нормы расхода этилового спирта на производство лакокрасочных материалов, а в случае их отсутствия - удельные нормы расхода этилового спирта на технологические операции, установленные в вышеуказанной Инструкции.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что Законом N 107-ФЗ из ст. 183 НК РФ исключены в том числе и определения понятий "денатурированный этиловый спирт" и "денатурированная спиртосодержащая продукция".
     
     Это связано с тем, что такие понятия внесены Законом N 102-ФЗ в Закон N 171-ФЗ.
     
     Так, в п. 5 ст. 2 Закона N 171-ФЗ (в ред. Закона N 102-ФЗ) указано, что спиртосодержащая непищевая продукция - это непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции. При этом в п. 6 ст. 2 Закона N 171-ФЗ уточнено, что денатурированная спиртосодержащая продукция - это спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной вышеуказанным Законом.
     
     Таким образом, из данных норм Закона N 171-ФЗ однозначно следует, что спиртосодержащая денатурированная продукция отнесена к понятию спиртосодержащей продукции.
     

     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ спиртосодержащая продукция, с объемной долей этилового спирта более 9 % и представляющая собой растворы, эмульсии, суспензии и другие виды этой продукции в жидком виде, признана подакцизным товаром (за исключением определенного в вышеуказанном подпункте п. 1 ст. 181 настоящего Кодекса перечня спиртосодержащей продукции, не рассматриваемой как подакцизный товар).
     
     Таким образом, поскольку согласно данному определению спиртосодержащей продукции, признанной подакцизным товаром, исключение денатурированной спиртосодержащей продукции из перечня таких товаров не предусмотрено, эта продукция является подакцизным товаром на общих основаниях и подлежит обложению акцизами по налоговой ставке в размере, установленном для такой продукции ст. 193 НК РФ, в том числе с 1 января 2006 года - в размере 159 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в этом товаре.
     
     Следует отметить, что спиртосодержащая денатурированная продукция была включена в круг подакцизных товаров на общих основаниях с 1 января 2001 года.
     
     Не подлежали обложению акцизами только отдельные операции по реализации организациями этой продукции, осуществляемые в соответствии с условиями, определенными подпунктом 3 п. 1 ст. 183 НК РФ.
     
     С 1 января 2006 года НК РФ не предусматривается освобождение от обложения акцизами операций по реализации спиртосодержащей денатурированной продукции, поэтому с вышеуказанной даты производители такой продукции должны исчислять и уплачивать акциз по операциям ее реализации.
     
     При этом поскольку переходные положения, установленные п. 4 ст. 4 Закона N 107-ФЗ, на денатурированную спиртосодержащую продукцию не распространяются, операции, осуществляемые в 2006 году, по реализации такой продукции, произведенной в 2005 году, освобождению от уплаты акцизов не подлежат.
     
     Пунктом 2 ст. 200 НК РФ налогоплательщику предоставлено право уменьшать сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет по подакцизной спиртосодержащей продукции, на налоговые вычеты суммы акциза, уплаченной на территории Российской Федерации по использованному для ее производства приобретенному спирту этиловому (в порядке, установленном ст. 201 настоящего Кодекса).
     
     В то же время в отношении бензанолов читателям журнала следует иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 201 НК РФ налоговым вычетам подлежит акциз, уплаченный по подакцизным товарам, использованным для производства других подакцизных товаров в качестве основного сырья.
     

     Поскольку в этанольных моторных топливах содержание этилового спирта, как уже указывалось выше, составляет не более 10 % и при этом ГОСТ, регламентирующий их производство, не определяет этиловый спирт в качестве основного сырья, то этот спирт не может рассматриваться как основообразующее сырье в производстве бензанолов.
     
     Таким образом, акциз, уплаченный производителем этанольных моторных топлив (бензанолов) по приобретенному спирту этиловому, использованному в дальнейшем для производства вышеуказанных топлив, не подлежит налоговым вычетам, установленным п. 2 ст. 200 НК РФ, при определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по операциям их реализации.
     
     В связи с тем что Законом N 171-ФЗ головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) отнесена с 1 января 2006 года к спирту этиловому, а в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ подлежащие дальнейшей переработке отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, не рассматриваются как подакцизные товары, у организаций, осуществляющих производство спиртосодержащей продукции из закупаемой головной фракции этилового спирта, возникли следующие вопросы: является ли вышеуказанная фракция подакцизным товаром, а также должна ли рассматриваться как подакцизный товар произведенная из вышеуказанной фракции спиртосодержащая продукция?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона N 171-ФЗ данный Закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта в Российской Федерации.
     
     Согласно определению, данному в п. 1 ст. 2 Закона N 171-ФЗ, этиловый спирт - это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец.
     
     Таким образом, вышеуказанной нормой рассматриваемого Закона головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) отнесена с 1 января 2006 года к понятию "этиловый спирт".
     
     Согласно ОСТ 10-217-98 "Фракция головная этилового спирта. Технические условия" (с изменением N 1, утвержденным Минсельхозом России 22.03.2002 и введенным в действие с 1 апреля 2002 года) головная фракция этилового спирта является видом этилового спирта, произведенного из пищевого сырья методом спиртового брожения с последующей перегонкой. Фракция головная этилового спирта получается при производстве этилового ректификованного спирта на предприятиях, не имеющих дополнительного оборудования, позволяющего выводить из производственного процесса головные примеси этилового спирта в концентрированном виде, и является отходом основного производства для этих предприятий.
     
     В соответствии со ст. 2 НК РФ властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах.
     

     Так, порядок исчисления и уплаты акцизов (размеры их ставок, объекты обложения, круг плательщиков и другие нормы) по подакцизным товарам регулируется нормами главы 22 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ в перечень спиртосодержащей продукции, в целях главы 22 настоящего Кодекса не рассматриваемой как подакцизный товар, включены подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
     
     Поскольку согласно вышеуказанной норме Закона N 171-ФЗ головная фракция этилового спирта классифицируется как отходы спиртового производства, на нее распространяются нормы, установленные подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ.
     
     Таким образом, если головная фракция этилового спирта, направляемая (реализуемая) на дальнейшую переработку и (или) использование для технических целей, отвечает требованиям и условиям, установленным вышеприведенной нормой НК РФ (наличие государственного регистрационного удостоверения и направление этих остатков на дальнейшую переработку или использование для технических целей), она не рассматривается как подакцизный товар.
     
     Соответственно производители спирта этилового из пищевого сырья не уплачивают акциз по реализуемой головной фракции, полученной ими в результате процесса производства этого спирта, в результате чего организации покупают эти спиртосодержащие отходы у вышеуказанных производителей (для дальнейшей переработки или использования на технические цели) по цене без акциза.
     
     В то же время глава 22 НК РФ не содержит норм, освобождающих от обложения акцизами спиртосодержащей продукции, полученной в результате переработки головной фракции этилового спирта (отходов спиртового производства).
     
     В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства.
     

     Исходя из вышеизложенных законодательных норм положения подпункта 2 п. 1 ст. 181 НК РФ в части освобождения от обложения акцизами спиртосодержащих отходов применяются только в отношении лиц, осуществивших процесс производства, в результате которого образовались эти отходы.
     
     Таким образом, организации, закупающие головную фракцию этилового спирта у лиц, осуществляющих производство этого спирта, и использующие ее в технологическом процессе производства другой спиртосодержащей продукции, в случае реализации этой продукции (в том числе и на технические цели) права на применение в ее отношении положений подпункта 2 п. 1 ст. 181 НК РФ не имеют.
     
     Поэтому эти организации должны в установленном НК РФ порядке по операциям реализации вышеуказанной продукции уплачивать акциз, исчисленный по налоговой ставке в размере, установленном для такой продукции ст. 193 НК РФ.
     
     В ряде случае головная фракция этилового спирта передается по договорам о возмездном оказании услуг, заключенным производителями этилового спирта с ТЭЦ, на утилизацию (путем сжигания в котлах-утилизаторах); в связи с этим возникает следующий вопрос: распространяются ли на такую передачу нормы, установленные подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ в отношении спиртосодержащих отходов?
     
     Согласно п. 1 ст. 181 НК РФ, устанавливающему условия освобождения от уплаты акцизов спиртосодержащих отходов, они не признаются подакцизными товарами при одновременном соблюдении следующих условий:
     
     - наличие государственного регистрационного удостоверения (государственная регистрация спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке или использованию для технических целей, проводится Минсельхозом России);
     
     - направление этой продукции на дальнейшую переработку или использование для технических целей.
     
     Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
     
     При этом применение отходов производства и потребления для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии определено как их использование.
     

     Во Временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды России 15.07.1994 и действующих до настоящего времени, также установлено, что вовлечение отходов в хозяйственный оборот в целях получения различных видов продукции (работ) путем их переработки или непосредственно рассматривается как их использование (переработка, утилизация).
     
     Таким образом, нормами вышеуказанных документов процесс утилизации отходов определен как их использование для получения каких-либо товаров или энергии, то есть как их переработка в эти товары или энергию.
     
     Нормами Инструкции по составлению статистической отчетности об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии, а также об образовании и использовании вторичных энергетических ресурсов, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.09.1994 N 154, установлено, что теплоэнергия (пар и горячая вода) на ТЭЦ может быть получена путем утилизации вторичных энергетических ресурсов за счет их сжигания в котлах-утилизаторах. При этом указано, что к горючим (топливным) вторичным энергетическим ресурсам относятся содержащие химически связанную энергию отходы (в том числе и жидкие горючие отходы) технологических процессов, не используемые или не пригодные для дальнейшей технологической переработки, которые могут быть применены в качестве котельно-печного топлива.
     
     Исходя из вышеприведенного, поскольку передаваемые производителями спиртосодержащие отходы (головная фракция этилового спирта) утилизируются ТЭЦ путем их сжигания в котлах-утилизаторах и, следовательно, перерабатываются в тепловую энергию, эти отходы (при условии наличия на них государственного регистрационного удостоверения) должны рассматриваться как неподакцизный товар, а операции по их передаче - как не подлежащие обложению акцизами.