Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Определение размера вознаграждения при предоставлении права на использование товарного знака

     
     Российская организация заключила с иностранной организацией, не имеющей на территории Российской Федерации представительства, лицензионное соглашение на использование товарного знака. Поскольку соглашение заключено с нерезидентом Российской Федерации, то данная сделка рассматривается в качестве внешнеторговой операции. Каков порядок определения для целей обложения НДС в этом случае размера вознаграждения иностранной организации?
     
     Согласно ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения принимается рыночная цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, определяемая с учетом положений, предусмотренных данной статьей Кодекса. При этом рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, а рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
     
     Таким образом, вознаграждение продавцу за предоставление покупателю прав на использование товарного знака должно устанавливаться исходя из действительного экономического эффекта от использования лицензии либо исходя из предполагаемой прибыли покупателя.
     

Определение места реализации услуг по сдаче в аренду морского судна

     
     Российская организация приобретает у иностранной компании, не зарегистрированной на территории Российской Федерации, услуги по сдаче в аренду морского судна. Каков порядок определения места реализации таких услуг для целей обложения НДС с учетом изменений, внесенных в главу 21 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ?
     
     Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ) внесены изменения в ст. 148 НК РФ, устанавливающую порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС.
     
     Так, согласно положениям подпункта 5 п. 1 ст. 148 НК РФ (в ред. Закона N 119-ФЗ) местом реализации услуг по сдаче в аренду (фрахтованию) судна признается территория Российской Федерации в случае, если такие услуги оказываются российской организацией.
     
     Таким образом, в случае оказания услуг по сдаче в аренду (фрахтованию) судна иностранной организацией местом реализации таких услуг территория Российской Федерации признаваться не будет.
     

Налогообложение инжиниринговых услуг по проектированию зданий посольств Российской Федерации

     
     Российская организация оказывает инжиниринговые услуги, связанные с проектированием зданий посольств Российской Федерации на основании контрактов с российскими посольствами за рубежом. Каков порядок налогообложения вышеуказанных услуг?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ. Так, согласно подпункту 4 п. 1 данной статьи НК РФ местом реализации инжиниринговых услуг, к которым относятся в том числе предпроектные и проектные услуги, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги, признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя вышеуказанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.
     
     Согласно п. 1 Положения о Посольстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.10.1996 N 1497, Посольство Российской Федерации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания, и входит в систему МИД России. При этом на основании п. 15 вышеуказанного Положения Посольство Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, счета в банках.
     
     Учитывая вышеизложенное, местом реализации инжиниринговых услуг, связанных с проектированием зданий посольств Российской Федерации, признается территория Российской Федерации, и соответственно вышеуказанные услуги подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации.
     

Налогообложение услуг, оказываемых по договору морского агентирования

     
     Российская организация оказывает российским и иностранным организациям услуги на основании договоров морского агентирования. Изменился ли после 1 января 2006 года в связи с вступлением в силу Закона N 119-ФЗ порядок налогообложения вышеуказанных услуг? Подлежат ли эти услуги обложению НДС по налоговой ставке в размере 0 %?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ.
     
     Так, на основании подпункта 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, оказываемых по договору морского агентирования, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 ст. 148 НК РФ установлено, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей эти услуги, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации. В связи с этим местом реализации услуг, оказываемых российскими налогоплательщиками на основании договоров морского агентирования, является территория Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 164 НК РФ налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) производится по ставкам в размере 0, 10 или 18 %.
     
     Кроме того, ст. 149 НК РФ установлен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых на территории Российской Федерации не подлежат обложению НДС. Поэтому в отношении таких операций налог по ставкам в вышеуказанных размерах, в том числе в размере 0 %, не применяется.
     
     В частности, подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.
     
     На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, агентское обслуживание относится к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах.
     
     Таким образом, услуги, оказываемые российскими налогоплательщиками по договорам морского агентирования, освобождаются от налогообложения и соответственно не подлежат обложению НДС по налоговой ставке в размере 0 %.
     
     Учитывая вышеизложенное, после 1 января 2006 года порядок применения НДС в отношении вышеуказанных услуг не изменился.
     

Налогообложение выручки при удержании иностранной организацией денежных средств в оплату штрафных санкций

     
     Российская организация реализует товары на экспорт через комиссионера. Условиями договора комиссии и контракта на поставку товаров предусмотрены штрафные санкции за нарушение сроков поставок товаров. Российская организация нарушила срок поставки товаров, и иностранная организация - покупатель оплатила товар не в полном размере, а за минусом штрафных санкций. Каков в данном случае порядок обложения НДС вышеуказанных операций?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС в размере 0 % применяется при реализации налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Пунктом 2 ст. 165 НК РФ установлен перечень документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС в размере 0 % при реализации товаров на экспорт через комиссионера. В данный перечень включена выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае неполного поступления выручки за товары, реализованные на экспорт через комиссионера, в связи с удержанием иностранным покупателем сумм штрафных санкций за нарушение срока поставки товаров налогоплательщик не утрачивает права на применение налоговой ставки НДС в размере 0 % и может применить данную ставку налога в отношении вышеуказанных операций в пределах суммы выручки, фактически полученной за реализованные товары, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 2 ст. 165 НК РФ.
     

Налогообложение при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

     
     Российская организация ввозит с территории Республики Беларусь товары железнодорожным транспортом. Согласно положениям Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг при ввозе вышеуказанных товаров уплачивается НДС, а в налоговые органы представляются транспортные документы, подтверждающие перевозку товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. Является ли в этом случае дорожная ведомость транспортным документом, подтверждающим перемещение товаров?
     
     Согласно нормам раздела I "Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, обязанность по уплате НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, возложена на налогоплательщиков, приобретающих такие товары, при этом налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документы, предусмотренные п. 6 раздела I Положения.
     
     Вышеуказанными документами предусмотрено представление в налоговые органы транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны конкретным видом транспорта.
     
     В соответствии с положениями Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), участниками которого являются Российская Федерация и Республика Беларусь, перевозки грузов по сети железных дорог государств - участников данного Соглашения, осуществляются по накладным СМГС, которые состоят из оригинала накладной, дорожной ведомости, дубликата накладной, листа выдачи груза и листа уведомления о прибытии груза.
     
     Накладные заполняются в строгом соответствии с приложением 12.5 "Пояснения по заполнению накладной СМГС" к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении. Данными Пояснениями установлено, что оригинал накладной и лист уведомления о прибытии груза выдаются получателю товаров вместе с товаром; дубликат накладной выдается отправителю товаров после заключения договора перевозки; дорожная ведомость и лист выдачи груза остается на дороге назначения. Помимо дороги назначения дорожная ведомость хранится на дороге отправления и транзитной железной дороге, участвующей в перевозке.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик - покупатель товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, в качестве транспортного документа, подтверждающего перемещение вышеуказанных товаров железнодорожным транспортом, обязан представить в налоговый орган оригинал накладной (ее копию), а не дорожную ведомость.
     

Исчисление суммы НДС по экспортным операциям и операциям на внутреннем рынке

     
     Российская организация осуществляет операции по реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт. Законом N 119-ФЗ с 1 января 2007 года будет отменена отдельная декларация по операциям, облагаемым НДС по ставке в размере 0%. Может ли налогоплательщик до 1 января 2007 года самостоятельно без решения налогового органа уменьшать сумму НДС, исчисленную к уплате в бюджет по операциям реализации товаров на внутреннем рынке, на сумму НДС, исчисленную к возмещению по экспортным операциям?
     
     Согласно ст. 174 НК РФ плательщики НДС обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом на основании п. 6 ст. 164 НК РФ по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке в размере 0% и предусмотренных п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, представляется отдельная налоговая декларация.
     
     Таким образом, нормами главы 21 НК РФ предусмотрено представление в налоговые органы двух налоговых деклараций по НДС.
     
     Пунктом 4 ст. 176 НК РФ установлено, что возмещение (зачет, возврат) НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров на экспорт, облагаемых НДС по ставке в размере 0%, производится на основании отдельной налоговой декларации, а также документов, подтверждающих фактическую реализацию товаров на экспорт и предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса. Налоговый орган производит проверку обоснованности применения налогоплательщиком ставки НДС в размере 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении суммы налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы налога, налогоплательщику предоставляется мотивированное заключение о причинах отказа.
     
     Учитывая вышеизложенное, действующим законодательством о налогах и сборах уменьшение суммы НДС, исчисленной к уплате в бюджет по декларации, в которой отражаются операции, осуществляемые на внутреннем рынке, на сумму НДС, исчисленную к возмещению по отдельной декларации по ставке 0%, не предусмотрено. Поэтому уменьшать сумму НДС, исчисленную по операциям реализации товаров на внутреннем рынке и отраженную в декларации, на сумму налога, исчисленную к возмещению в отношении операций по реализации товаров, облагаемых НДС по ставке в размере 0% и отраженную в отдельной декларации по налоговой ставке в размере 0 %, налогоплательщики не имеют права.
     

Место реализации работ, услуг, связанных с недвижимым имуществом

     
     Для целей применения НДС место реализации работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов, а также космических объектов), определяется в соответствии с положениями подпункта 1 п. 1 ст. 148 НК РФ. При этом в данном подпункте п. 1 ст. 148 НК РФ приведен перечень работ (услуг), относящихся к категории работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом. Является ли этот перечень закрытым и исчерпывающим?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), для целей обложения НДС признается территория Российской Федерации, если недвижимое имущество находится на территории Российской Федерации. При этом к работам (услугам), непосредственно связанным с недвижимым имуществом, в частности, отнесены строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.
     
     Следовательно, предусмотренный подпунктом 1 п. 1 ст. 148 НК РФ перечень работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом, не является исчерпывающим и соответственно не может считаться закрытым.
     

Налогообложение услуг иностранных экспертов

     
     Российская организация приобретает у иностранной организации услуги по договору предоставления персонала. В договоре предусмотрена оплата иностранной организации стоимости работы иностранных экспертов, а также компенсация расходов на проезд и проживание экспертов. Каков порядок обложения вышеуказанных услуг на территории Российской Федерации? Включается ли в налоговую базу стоимость проезда и проживания иностранных экспертов?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ.
     
     Так, согласно подпункту 4 п. 1 данной статьи НК РФ местом реализации услуг по предоставлению персонала, работающего в месте деятельности покупателя, признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя вышеуказанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.
     
     Таким образом, местом реализации услуг по предоставлению российской организации иностранных экспертов для работы на территории Российской Федерации, оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, признается территория Российской Федерации, и соответственно данные услуги облагаются НДС на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом НДС.
     
     Учитывая, что российская организация оплачивает иностранной организации стоимость работ, выполняемых иностранными экспертами, с учетом расходов, связанных с проездом и проживанием вышеуказанных экспертов, в налоговую базу по НДС включаются все суммы денежных средств, перечисляемых иностранной организации.