Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изменении налогового законодательства с 2007 года


Об изменении налогового законодательства с 2007 года

     
     И.Д. Черник,
государственный советник Российской Федерации 2 класса, член Палаты налоговых консультантов, к.ю.н.
     

1. Общие положения

     
     Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) внесены существенные изменения в основной акт налогового законодательства  - Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), основная часть которых вступит в силу с 1 января 2007 года, а отдельные положения - с 1 января 2008-2010 годов.
     
     Поправки, внесенные в НК РФ Законом N 137-ФЗ, касаются, в основном, части первой НК РФ, в меньшем объеме (но не меньшей значимости) - части второй НК РФ, носят принципиальный характер, и их значение таково, что можно сделать следующий вывод: правовое поле в области налоговых правоотношений кардинально изменилось.
     
     При том, что до наступления 2007 года еще достаточно много времени, изменения налогового законодательства имеют столь значительные налоговые последствия, что налогоплательщики (юридические и физические лица, плательщики сборов, налоговые агенты) должны начать их изучение в настоящее время с целью планирования своей деятельности в 2007 году, что позволит им быть готовыми к изменившимся правилам налогообложения.
     
     В целях удобства читателей в настоящей статье в скобках указаны номера статей НК РФ, в которые внесены основные описываемые изменения или дополнения.
     

2. Изменения, внесенные в часть первую НК РФ, вступающие в действие с 1 января 2007 года
    

2.1. Общие положения

     
     Прежде всего следует отметить, что уточнены участники налоговых отношений.
     
     Законодательно закреплена позиция, при которой Правительство РФ имеет право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением (дополнена ст. 4 НК РФ). Иными словами, ситуация, сложившаяся в настоящее время, получила более четкое правовое регулирование.
     
     При этом исключено право Правительства РФ устанавливать ставки федеральных налогов и размеры сборов (ст. 53 НК РФ).
     
     По нашему мнению, несколько "сужены" полномочия Минфина России в части права давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
     
     Если в настоящее время разъяснения предоставляются по запросам всех заинтересованных лиц и публикуются тем или иным способом, то с 1 января 2007 года Минфин России имеет право давать разъяснения только налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).
     
     Неясно, как эта норма будет сопоставляться с нормой п. 5 ст. 32 НК РФ, который установил, что налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. Иными словами, либо налоговые органы лишены теперь права обращаться в Минфин России за разъяснениями, либо эти разъяснения будут осуществляться, но в порядке служебной переписки, что нарушит права плательщиков.
     
     На Минфин России возложена дополнительная обязанность устанавливать особенности учета иностранных граждан (ст. 83 НК РФ).
     
     В НК РФ внесено изменение, согласно которому действие актов законодательства о налогах и сборах во времени не распространяется более на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (ст. 5 НК РФ).
     
     Из участников налоговых правоотношений исключены органы государственных внебюджетных фондов.
     
     Определено понятие "учетная политика для целей налогообложения", под которым подразумевается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).
     
     Внесено изменение в понятие "объект налогообложения". К нему теперь будет относиться в том числе расход (ст. 38 НК РФ). Поскольку понятие "расход" в НК РФ не установлено, по-видимому, можно ожидать дальнейших изменений в НК РФ, скорее всего, в его части второй.
     
     К индивидуальным предпринимателям приравнены главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
     
     Уточнен правовой статус адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой. Они исключены из числа индивидуальных предпринимателей и выведены в отдельную категорию. При этом услуги, оказываемые адвокатами, по-прежнему не будут облагаться НДС.
     

2.2. Порядок исчисления сроков

     
     Внесены изменения в ст. 6.1 НК РФ, регулирующую исчисление сроков.
     
     Так, если в настоящее время под месяцем понимается календарный месяц, то с 2007 года эта позиция исключена, так же как и исчисление сроков неделями. Если следовать аналогии, то под месяцем будут пониматься 30 календарных дней.
     
     Подробно урегулированы сроки, исчисляемые днями. Особо оговорено, что срок, установленный днями, будет исчисляться строго в рабочих днях, если в тексте статьи НК РФ не оговорено специально, что речь идет о календарных днях.
     
     Включена следующая новелла: в настоящее время предполагается, что действие исполнено, если в последний день срока документы или деньги сданы на почту или на телеграф; в новой же редакции НК РФ просто указано - "в организацию связи". Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" организация связи - это юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, для которых деятельность в области связи является основной, надо понимать так, что допущена возможность сдавать документы и деньги в коммерческие почтовые организации.
     

2.3. Права и обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов

     
     Законом N 137-ФЗ уточнены права и обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
     
     Плательщики сборов и налоговые агенты приравнены в области защиты своих прав к налогоплательщикам. Так, например, налоговые органы должны обеспечивать защиту прав плательщиков сборов (ст. 22 НК РФ), а налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел - возмещать налоговым агентам убытки, причиненные действиями своих сотрудников (ст. 35, 37 НК РФ).
     
     И налогоплательщики, и плательщики сборов должны будут сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов в течение не 10, а 7 дней.
     
     Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, по запросу налоговых органов должны будут представлять книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (ст. 23 НК РФ).
     
     Налоговым агентам вменено в обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов и в течение четырех лет обеспечивать их сохранность (ст. 24 НК РФ).
     

2.4. Права и обязанности налоговых органов

     
     Исключены права налоговых органов по контролю соответствия крупных расходов физических лиц их доходам и по созданию налоговых постов.
     
     Дополнительно налоговым органам предоставлено право предъявлять в суд иски о взыскании не только штрафов, но и недоимок и пеней (ст. 31 НК РФ).
     
     С 2007 года в обязанности налоговых органов также будут входить:
     
     - обеспечение сохранения налоговой тайны (в настоящее время - только ее соблюдение);
     
     - предоставление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по их запросам справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса;
     
     - осуществление по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместной сверки сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
     
     - выдача по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента копий решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 32 НК РФ).
     
     Таким образом, налогоплательщики смогут беспрепятственно получать информацию о состоянии своих дел по данным налогового органа, что должно привести к положительным результатам в их деятельности, поскольку в настоящее время, во-первых, налогоплательщикам чрезвычайно трудно получить соответствующие документы из налогового органа, а во-вторых, данные налогоплательщика и официальных органов зачастую расходятся, причем значительно.
     
     Несколько удивляет другая новелла - из обязанностей налоговых органов исключено предусмотренное п. 5 ст. 32 НК РФ положение, обязывающее их осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных либо взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
     
     Если в отношении возврата излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов такое уточнение понятно, поскольку его реально осуществляют органы Федерального казначейства, то в отношении зачета ясности нет. Тем более что ст. 78 НК РФ, регулирующая общие положения о зачете излишне уплаченных сумм, сохранена, хотя и подверглась изменениям, о которых будет сказано ниже.
     

2.5. Исполнение налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов, сборов

     
     Изменениями, внесенными Законом N 137-ФЗ в НК РФ, повышена ответственность налогоплательщиков и расширены права налоговых органов.
     
     Так, решение о взыскании налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя может приниматься налоговым органом в течение одного (!) года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (ст. 47 НК РФ).
     
     Плательщикам стоит учесть, что пени будут начисляться также и в случае нарушения срока уплаты авансовых платежей (ст. 58 НК РФ).
     
     Пени не будут начисляться на сумму недоимки, образовавшейся у плательщика в результате выполнения им письменных разъяснений уполномоченных органов (ст. 75 НК РФ). При этом указано, что это положение не будет применяться, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации. В то же время критерии отнесения информации к недостоверной или неполной НК РФ не установлены.
     
     Определен общий срок для выполнения обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа - один месяц со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период не указан в самом уведомлении (ст. 58 НК РФ).
     
     Подробно описаны обязанности местных администраций и организаций федеральной почтовой связи при приеме денежных средств от налогоплательщиков с целью исключить возможность неперечисления в срок денежных средств, уплаченных налогоплательщиком в бюджетную систему (ст. 58 НК РФ).
     
     Достаточно четко прослеживается тенденция к тому, что штрафы будут взиматься в бесспорном порядке.
     
     С 1 января 2007 года налогоплательщики не смогут рассчитывать на налоговый кредит - из НК РФ исключена ст. 65. Что же касается инвестиционного налогового кредита, то он будет продолжать предоставляться.
     
     Арест имущества будет применяться для исполнения решения о взыскании не только налога, но и пеней и штрафов (ст. 77 НК РФ).
     
     Усилена ответственность банков, которым вменяется в обязанность при невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в установленные сроки в связи с недостаточностью денежных средств на корреспондентском счете банка сообщить о неисполнении поручения налогоплательщику (либо налоговому органу, выставившему поручение) и в налоговый орган по месту нахождения банка (ст. 60 НК РФ).
     
     Кроме того, банки должны будут сообщать в налоговый орган не только об открытии или закрытии счетов налогоплательщика, но и об изменении его реквизитов на бумажном носителе или в электронном виде в течение пяти дней со дня соответствующего действия (ст. 86 НК РФ).
     
     Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган будет наказываться штрафом в размере 10000 руб. (ст. 135.1 НК РФ).
     
     Подверглись существенным изменениям ст. 78 и 79, касающиеся зачета или возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов.
     
     Так, зачет будет производиться после погашения не только задолженности по текущим налогам, но также задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.
     
     При этом сверка расчетов по излишне уплаченным налогам может производиться по инициативе не только налогового органа, но и налогоплательщика.
     
     Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей будет приниматься в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки.
     
     Возврат налога при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по пеням и штрафам с 1 января 2007 года будет производиться только после зачета излишне уплаченных сумм в счет недоимок и задолженностей.
     
     Срок для принятия налоговым органом решения о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафов установлен такой же, как и для принятия решения о зачете, - 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта сверки расчетов.
     
     Общий срок для подачи заявления о возмещении налога путем зачета или возврата сохранен - три года со дня уплаты соответствующей суммы.
     
     Сокращен до пяти дней период, в течение которого налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) или об отказе, причем строго в письменном виде.
     
     На территориальные органы Федерального казначейства возложена обязанность уведомлять налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
     
     Вышеуказанные правила будут применяться к зачету или возврату сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов, а также будут распространяться на налоговых агентов.
     
     Заявление о возврате сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскании, а исковое заявление в суд - в течение трех лет.
     

2.6. Налоговый контроль

     
     Наиболее серьезные изменения внесены Законом N 137-ФЗ в порядок регулирования налогового контроля.
     
     Возможно, претерпят определенные изменения формы налоговых деклараций. Этот вывод напрашивается на основании того, что с 1 января 2007 года налоговая декларация будет представлять собой заявление не только о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, но также и об объектах налогообложения и о налоговой базе.
     
     При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налоговая декларация должна будет представляться по упрощенной форме.
     
     Порядок подачи деклараций (в том числе через представителей) подробно урегулирован в ст. 80 НК РФ.
     
     Давно вошедшее в практику наименование "уточненная декларация" наконец закреплено законодательно. Она должна будет подаваться в налоговый орган по месту учета по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся изменения.
     
     Уточнены положения, касающиеся особенностей учета организаций, имеющих обособленные подразделения.
     
     В частности, введена норма, касающаяся снятия с учета организаций, имеющих обособленные подразделения, при ликвидации последних. Налоговый орган должен принять решение о снятии организации с учета по месту нахождения обособленного подразделения в течение 10 дней со дня подачи соответствующего заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.
     
     Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, будут обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (лишении аккредитации) соответствующих филиалов и представительств в течение 10 дней.
     

2.7. Налоговые проверки

     
     Законом N 137-ФЗ существенно сближены правила проведения выездных и камеральных проверок.
     
     Так, при выявленных в ходе камеральной проверки несоответствиях в поданных документах налогоплательщика налоговый орган выставляет налогоплательщику требование в течение пяти дней представить необходимые пояснения или внести в документы соответствующие исправления в тот же срок.
     
     Налогоплательщик, представляя пояснения, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета либо иные документы, подтверждающие его позицию. Лицо, проводящее проверку, обязано рассмотреть представленные пояснения и документы.
     
     Если после представления налогоплательщиком дополнительных пояснений проверяющий установит факт совершения налогового правонарушения, то он обязан составить акт проверки.
     
     Налоговый орган будет вправе истребовать также документы, подтверждающие правомерность использования налогоплательщиком налоговых льгот.
     
     Из анализа норм следует, что налогоплательщикам, в налоговых декларациях которых заявляется НДС к возмещению, придется быть готовыми представлять документы, подтверждающие правомерность применения вычетов, не только в случае применения ставки 0 % (ст. 88 НК РФ).
     
     В отношении выездной налоговой проверки введено несколько новшеств.
     
     Так, если налогоплательщик не имеет возможности предоставить проверяющим помещение для работы, выездная налоговая проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа. Исходя из смысла термина "помещение" он, по-видимому, означает отдельную комнату, а не просто рабочее место.
     
     Количество выездных проверок ограничено двумя проверками одного налогоплательщика в течение календарного года (п. 5 ст. 89 НК РФ), за исключением случаев принятия руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, решения о необходимости проведения проверки сверх установленного ограничения.
     
     Организациям, имеющим филиалы и представительства, необходимо принять во внимание, что при определении количества выездных проверок не будет учитываться количество проведенных самостоятельных проверок его подразделений.
     
     Установлены три срока проведения выездной проверки, которые можно классифицировать следующим образом:
     
     - основной - не более двух месяцев;
     
     - продленный - до четырех месяцев;
     
     - исключительный - до шести месяцев.
     
     Срок проверки может приостанавливаться по решению руководителя (его заместителя) налогового органа на срок не более шести месяцев по следующим основаниям: истребование документов, получение информации от иностранных государственных органов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
     
     Но если документы запрашивались в иностранном государстве, а ответ в шестимесячный срок не поступил, то срок проверки может быть продлен еще на три месяца.
     
     Из вышеприведенного следует, что налогоплательщик должен сам позаботиться о сокращении сроков проведения проверки (если он в этом заинтересован), в частности обеспечить перевод иностранных документов.
     
     На период приостановления срока проверки налоговый орган будет обязан вернуть все полученные от налогоплательщика подлинники документов.
     
     Обращает на себя внимание следующий факт.
     
     В действующей в настоящее время редакции ст. 87 НК РФ установлен ограничительный срок для проведения налоговой проверки любого вида - три календарных года, предшествующих году, в котором назначено проведение проверки. Из новой редакции ст. 87 НК РФ это положение исключено и вновь возникает только в п. 5 и во вновь включенном п. 10 ст. 89 НК РФ, который регулирует осуществление повторной выездной налоговой проверки, проводимой по тем же периодам, по тем же налогам.
     
     Повторная выездная налоговая проверка с 2007 года может проводиться по двум основаниям:
     
     - вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа, проводившего проверку;
     
     - налоговым органом, ранее проводившим проверку по решению его руководителя, если налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой указана меньшая сумма налога, чем в первоначальной декларации.
     
     При проведении повторной выездной проверки по первому основанию остается неясным следующий вопрос: сколько повторных проверок может проводиться в отношении одного и того же налогоплательщика, например в городах с районным делением. Ведь для районной налоговой инспекции вышестоящим органом будет городская, для городской - областная (краевая и т.д.), а для них - ФНС России. Напрашивается вывод о возможности неоднократного проведения повторных проверок.
     
     В лучшем положении оказались ликвидируемые организации: их хотя и будут проверять налоговые органы вне зависимости от времени и предмета проведения предыдущей проверки, но зато проверяемый период не будет более трех календарных лет, предшествующих году проведения проверки.
     
     Читателям журнала следует, наверное, задуматься о последствиях включения таких норм в НК РФ: "проблемным" организациям будет легче пройти через процедуру ликвидации один раз и всего только с трехлетним сроком "глубины проверки", а вот реально действующие плательщики рискуют проходить большое количество проверок.
     
     Для проведения самостоятельных выездных налоговых проверок филиалов и представительств определены, в принципе, те же правила, что и для организаций, - не более двух проверок в календарный год, не более одной по одним и тем же налогам за одни и те же периоды, но при этом установлен гораздо меньший срок - не более одного месяца. Возможность продления срока для проведения проверки филиалов не предусмотрена (ст. 89 НК РФ).
     
     Несколько продлен срок представления документов, истребуемых налоговым органом у плательщиков, - с 1 января 2007 года он будет составлять 10 дней, а не пять, как в настоящее время.
     
     НК РФ дополнен ст. 93.1, регулирующей истребование документов (информации) о плательщике или информации о конкретных сделках.
     
     Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, будет вправе истребовать документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого.
     
     Иными словами, в проведение мероприятий налогового контроля может быть вовлечен довольно-таки широкий круг лиц. Причем, поскольку в тексте ст. 93.1 НК РФ везде употребляется термин "налоговая проверка", то норма этой статьи Кодекса будет касаться не только выездных, но также и камеральных проверок.
     
     Урегулирован один технический вопрос, который на практике зачастую вызывал споры (на наш взгляд, необоснованные) между проверяемым налогоплательщиком и налоговым органом при выемке документов, - по поводу того, кто будет составлять опись изымаемого: налогоплательщик или налоговый орган.
     
     С 1 января 2007 года этот вопрос будет решаться просто: изъятые у налогоплательщика документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью проверяемого (ст. 99 НК РФ).
     
     Акт налоговой проверки должен быть составлен:
     
     - по выездной проверке - в течение двух месяцев со дня составления справки о ее окончании;
     
     - по камеральной проверке - в течение 10 дней в случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах.
     

2.8. Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях

     
     НК РФ дополнен нормами, регулирующими права и обязанности сторон в ходе рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.
     
     При несогласии с результатами проверки налогоплательщик будет вправе, так же как и в настоящее время, представить замечания в течение 15 дней со дня получения акта.
     
     Затем в течение 10 дней материалы проверки со всеми возражениями рассматриваются руководителем налогового органа.
     
     Вышеуказанный срок может быть продлен руководителем налогового органа, но не более чем на один месяц.
     
     В ходе рассмотрения материалов проверки может быть принято решение о проведении в месячный срок дополнительных мероприятий налогового контроля.
     
     Введена новелла, заимствованная, по-видимому, из Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), - руководителю налогового органа предоставлено право применять так называемые обеспечительные меры:
     
     - запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (последовательно в отношении имущества, в том числе не участвующего в производстве, транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений, иного имущества, кроме сырья, готовой продукции и, в последнюю очередь, - готовой продукции, сырья и материалов); либо
     
     - приостановление операций по счетам в банках.
     
     По просьбе лица, в отношении которого применены обеспечительные меры, они могут быть заменены на банковскую гарантию, залог ценных бумаг или иного имущества, поручительство третьего лица.
     
     Обеспечительные меры будут применяться налоговыми органами в случае, если при вынесении решения о взыскании с плательщика дополнительных сумм, по мнению руководителя налогового органа, будут иметься основания подозревать, что данное решение не будет исполнено.
     
     Принятое налоговым органом решение может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
     
     Законодатель позаимствовал из АПК РФ понятие "апелляционная жалоба" и ввел его в НК РФ для наименования документа, подаваемого в вышестоящий налоговый орган налогоплательщиком, несогласным с решением, вынесенным в отношении его налоговым органом.
     
     Жалоба в вышестоящий налоговый орган должна быть подана в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, через тот налоговый орган, решение которого оспаривается (здесь опять прослеживается аналогия с процессуальным законодательством).
     

     Вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть жалобу и принять по ней решение в месячный срок со дня ее получения, и этот срок может быть продлен еще на 15 дней по решению руководителя.
     
     Следует отметить, что подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.
     
     С 1 января 2009 года будет изменен порядок реализации налогоплательщиками права на судебную защиту - подача заявления в суд будет возможна только после рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе.
     
     Сроки давности привлечения к налоговой ответственности могут приостанавливаться, если лицо, привлекаемое за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм подлежащих уплате налогов (ст. 113 НК РФ). Критерии непреодолимого препятствия в НК РФ не приводятся.
     
     Глава 16 НК РФ, регулирующая виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, не претерпела существенных изменений.
     
     Стоит только отметить, что ст. 122 НК РФ устанавливается с 1 января 2007 года ответственность и за неполную уплату сумм сборов, а не только сумм налогов.
     
     Вводится новая ст. 129.1 НК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса либо изменения их количества, - взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, определенной для соответствующего объекта налогообложения, а при повторном нарушении штраф будет взиматься в размере шестикратной ставки налога для соответствующего объекта.
     

3. Изменения, внесенные в часть вторую НК РФ, вступающие в действие с 1 января 2007 года

     
     Изменения, внесенные Законом N 137-ФЗ в часть вторую НК РФ, не столь объемны, как поправки, внесенные в часть первую Кодекса, но имеют не меньшее значение.
     
     Прежде всего в значительном количестве статей части второй НК РФ уточнено понятие "день", под которым с 1 января 2007 года понимается строго календарный день [ст. 152, 153, 165, 167, 168 (НДС), 179.1, 179.2, 198 (акцизы), 228 (налог на доходы физических лиц), 243 (единый социальный налог), 266, 279, 280, 282, 289, 308 (налог на прибыль), 333.32 (государственная пошлина), 346.10 (единый сельскохозяйственный налог), 346.23, 346.25.1 (упрощенная система налогообложения), 346.39 (система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), 386 (налог на имущество организаций)].
     
     Изменится порядок возмещения НДС: налоговый орган будет обязан принять решение о возмещении этого налога в течение семи дней со дня проведения камеральной проверки, если при ее проведении не будет выявлено нарушение законодательства (ст. 176 НК РФ).
     
     При выявлении нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть составлен акт налоговой проверки, далее должна последовать процедура, предусмотренная в главе 14 "Налоговый контроль" части первой НК РФ.
     
     Поручение на возврат сумм НДС при условии отсутствия нарушений направляется в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после принятия налоговым органом соответствующего решения.
     
     Органы Федерального казначейства обязаны осуществить возврат сумм НДС в течение пяти дней со дня получения поручения налогового органа и уведомить последний об исполнении поручения.
     
     В пятидневный срок со дня принятия решения о возмещении (возврате или зачете) НДС налоговый орган будет обязан уведомить о своем решении налогоплательщика.
     
     Если решение о возмещении НДС будет принято при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между подачей декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, то пени на сумму недоимки не будут начисляться.
     
     При нарушении сроков возврата суммы НДС считая с двенадцатого дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.
     
     С 1 января 2007 года утрачивает силу ст. 197.1 НК РФ о налоговых постах.
     
     В нормах, регулирующих налог на доходы физических лиц, уточнено, кто признается налоговым резидентом (ст. 207 НК РФ).
     
     При этом произошли кардинальные изменения в правовом регулировании этого понятия.
     
     В настоящее время под налоговым резидентом понимается физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     С 1 января 2007 года отсчет для определения соответствующего срока установлен исходя не из календарного года, а исходя из двенадцати следующих подряд месяцев. При этом период нахождения лица на территории Российской Федерации не будет прерываться на период выезда для лечения или обучения, если этот период составит менее шести месяцев.
     
     Нотариусы, занимающиеся частной практикой, будут уплачивать единый социальный налог по ставкам, установленным для адвокатов (п. 4 ст. 241 НК РФ).
     
     Так же как и адвокаты, в случае прекращения своих полномочий нотариусы, занимающиеся частной практикой, будут обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день прекращения своих полномочий.
     
     К плательщикам налога на игорный бизнес перестанут применяться штрафы в случае, если они не зарегистрируют своевременно изменение количества объектов налогообложения (утратит силу п. 7 ст. 366 части второй НК РФ).
     
     На один год - с 1 января 2007 года по 1 января 2008 года - установлена норма о том, что налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 250 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) по всем видам налогов в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
     
     С 1 января 2008 года эта норма будет действовать в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых составит 100 человек.
     
     Соответствующие позиции предусмотрены в ст. 80 НК РФ и в Законе N 137-ФЗ о порядке введения ее в действие.
     

4. Изменения, вступающие в силу с 1 января 2008, 2009, 2010 годов

     
     Закон N 137-ФЗ предусмотрел внесение в НК РФ изменений, вступающих в действие в 2008, 2009, 2010 годах. Основными из них являются следующие.
     
     С 1 января 2008 года налоговый период по НДС устанавливается как квартал.
     
     Несколько ограничены с 1 января 2008 года будут права налогоплательщиков в области зачета и возврата излишне уплаченных налогов (ст. 78, 79 НК РФ): зачет сумм налогов будет производиться только по соответствующим видам налога (то есть без права зачета по другим налогам, зачисляемым в соответствующий бюджет), а возврат - только после погашения сумм задолженностей по иным налогам соответствующего вида, а также сумм пеней и штрафов по ним.
     
     С 1 января 2009 года вступит в действие п. 5 ст. 101.1 НК РФ, устанавливающий, что обжалование решения налогового органа в судебном порядке может быть произведено только после обжалования этого акта в вышестоящем налоговом органе.
     
     С 1 января 2010 года начнет действовать и применяться к правоотношениям, возникшим с этого периода, норма ст. 93 НК РФ о том, что в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.
     
     Вышеуказанное ограничение не будет распространяться на два случая:
     
     1) если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
     
     2) если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
     
     Таковы основные изменения и дополнения, внесенные в НК РФ Законом N 137-ФЗ, которые вступят в действие с 1 января 2007 и в последующие годы.
     

5. Изменения, внесенные в Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"

     
     Законом N 137-ФЗ внесены следующие основные изменения в Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1), которые, на наш взгляд, достаточно серьезны.
     
     Главные задачи налоговых органов будут состоять в контроле:
     
     - за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
     
     - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов;
     
     - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;
     
     - за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
     
     Налоговые органы будут также осуществлять валютный контроль согласно валютному законодательству Российской Федерации и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам органов валютного регулирования и Закону N 943-1.
     
     Налоговые органы будут также иметь право:
     
     - в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами, пенями, штрафами, предусмотренными НК РФ, в бюджетную систему Российской Федерации;
     
     - получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;
     
     - предъявлять в суде и арбитражном суде иски:     
          
     - о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
               
     - о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;     

          
     - о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
     
     - контролировать выполнение кредитными организациями установленных НК РФ обязанностей.