Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

     
     Е.В. Серегина,
консультант Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Каков порядок отнесения на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, суммы задолженности в виде начисленных, но не полученных в срок процентов по кредиту?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения прибыли полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде убытки в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва, приравниваются к внереализационным расходам.
     
     Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
     
     Исходя из вышеизложенного организация вправе включить проценты, начисленные и учтенные в налоговой базе по налогу на прибыль в прошлых налоговых периодах, в состав внереализационных расходов в том периоде, в котором задолженность по кредиту признана безнадежной ко взысканию.
     
     Каков порядок включения в состав расходов в целях налогообложения прибыли затрат на участие в тендере, необходимого для заключения контракта в рамках деятельности организации, если тендер был проигран?
     
     Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Тендерные торги могут предусматривать в качестве необходимых условий участия в них обязанность представления участником конкурсного предложения сбора за участие в конкурсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии, выполнение иных требований тендера.
     

     Соответственно в целях налогообложения прибыли необходимо учитывать возможность участия организации в торгах в рамках своей основной деятельности, а также характер расходов, возможность их возвратности при различных исходах тендерных торгов или возмещения подобных расходов в стоимости строительных работ.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам торгов и не возвращаются при проигрыше (в частности, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии). Вышеуказанные подтвержденные документально расходы учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно.
     
     Кроме того, в случае возврата организаторами торгов сумм, внесенных участниками торгов за участие в тендере, подобные суммы у участника включаются в состав внереализационных доходов.
     
     Работник, имеющий высшее образование, по решению руководства направляется для получения второго высшего образования по специальности, необходимой для его текущей и дальнейшей работы. Вправе ли организация уменьшить налоговую базу на вышеуказанные расходы в случае, если договор заключен с физическим лицом и организация компенсирует ему эти расходы?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с такими учреждениями.
     
     Вышеуказанные расходы включаются в состав прочих расходов при условии:
     
     1) если соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
     
     2) если подготовку (переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате, а для эксплуатирующих организаций, в соответствии с законодательством Российской Федерации отвечающих за поддержание квалификации работников ядерных установок, - работники этих установок;
     
     3) если программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.
     
     При этом читателям журнала необходимо учитывать, что не признаются расходами на подготовку (переподготовку) кадров расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования. Эти расходы не принимаются для целей налогообложения.
     
     Таким образом, расходы организации в виде компенсации работнику стоимости получения второго высшего образования, налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают.
     
Т.М. Гуркова
     
     С какого периода возникла обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей у организации, которая была зарегистрирована в ноябре 2005 года?
     
     Статьей 285 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
     
     Отчетными периодами по налогу считаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Согласно ст. 6.1 НК РФ квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.
     
     Пункт 6 ст. 286 НК РФ предусматривает, что организации, созданные после вступления в силу главы 25 Кодекса (то есть после 1 января 2002 года), начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.
     
     Следовательно, если организация зарегистрирована в ноябре 2005 года, то обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей возникла у нее начиная со II квартала 2006 года.
     

Об обложении банков налогом на прибыль

     
     С.А. Яковлева,
советник налоговой службы  Российской Федерации III ранга
     
     Имеет ли банк право относить затраты на изготовление и приобретение рекламных стендов, щитов, электрифицированных рекламных конструкций стоимостью более 10 000 руб. за единицу на расходы в момент их ввода в эксплуатацию единовременно или же он должен учитывать эти конструкции в составе основных средств и списывать их стоимость через амортизацию?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, принимаемым для целей налогообложения прибыли.
     
     При этом согласно п. 1 ст. 256 НК РФ объекты световой рекламы, рекламные стенды и рекламные щиты, находящиеся у налогоплательщика на праве собственности, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб., признаются амортизируемым имуществом.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам согласно сроку его полезного использования, которым признается период, когда объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования объекта основных средств определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
     
     В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, рекламные установки (электрифицированные рекламные конструкции различных форматов) отнесены к пятой амортизационной группе, включающей имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
     
     Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов [по сделкам, длящимся более одного отчетного  (налогового) периода] с учетом положений ст. 318-320 настоящего Кодекса.
     

     Исходя из вышеизложенного затраты на изготовление и приобретение банком объектов световой и наружной рекламы (рекламных стендов, щитов), признанных амортизируемым имуществом, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов на рекламу ежемесячно в размере амортизационных отчислений, исчисленных в соответствии со ст. 259 НК РФ, при условии соответствия расходов критериям, предусмотренным ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     Следует также отметить, что согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик имеет право включить в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно).
     
     Таким образом, банк может с 1 января 2006 года при вводе вышеуказанных объектов основных средств в эксплуатацию единовременно включать не более 10 % первоначальной стоимости основных средств в состав расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Многие поставщики при оказании услуг заполняют строки счета-фактуры "Грузоотправитель" и "Грузополучатель", указывая те же данные, что приведены по строкам "Продавец" и "Покупатель". Может ли это послужить отказом в вычете НДС?
     
     Согласно подпункту 3 п. 5 ст. 169 НК РФ в реквизиты счетов-фактур включены наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
     
     Учитывая, что в случае оказания услуг данные понятия отсутствуют, при оказании услуг в выставляемых счетах-фактурах в строках 3 "Грузоотправитель и его адрес" и 4 "Грузополучатель и его адрес" должны проставляться прочерки.
     
     В то же время проставление в вышеприведенных строках счетов-фактур, выставленных при оказании услуг, тех же данных, что и в строках "Продавец" и "Покупатель" не может являться причиной для отказа в вычете сумм НДС, указанных в таких счетах-фактурах.
     
     В строке счета-фактуры "К платежно-расчетному документу N___ от ____" при оплате товаров за наличный расчет проставляется номер приходного кассового ордера, приложенного к кассовому чеку. Можно ли по такому счету-фактуре предъявить к вычету НДС?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
     
     Приложением N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, предусмотрено, что при оплате товаров, приобретенных за наличный расчет, в строке счета-фактуры "К платежно-расчетному документу N___ от ____ " указываются реквизиты кассового чека.
     
     Учитывая вышеизложенное, НДС по счетам-фактурам, которые выставлены при реализации товаров за наличный расчет и в которых отсутствуют данные реквизиты, к вычету не принимается.
     
     В марте 2005 года организация получила от поставщика неверно составленный счет-фактуру (допущены ошибки в юридическом адресе организации), поэтому она не стала отражать этот счет-фактуру в книге покупок и в декларации по НДС за март 2005 года. В мае 2005 года поставщик представил исправленный счет-фактуру, который был отражен в книге покупок за май 2005 года. В налоговой декларации за какой налоговый период следует отражать суммы НДС по исправленному счету-фактуре?
     

     В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
     
     В случае неправильного заполнения счета-фактуры, в том числе при наличии ошибки в юридическом адресе покупателя, покупатель не отражает данный счет-фактуру в книге покупок и в налоговой декларации по НДС. После внесения продавцом в счет-фактуру исправления в порядке, установленном п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, счет-фактура с внесенными исправлениями будет являться документом, служащим основанием для принятия к вычету предъявленных продавцом сумм НДС в том налоговом периоде, в котором этот счет-фактура будет получен покупателем.
     
     Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае сумма НДС, указанная в исправленном счете-фактуре, подлежала отражению в налоговой декларации за май 2005 года.
     
     По какой ставке НДС должно облагаться агентское вознаграждение при закупке агентом для принципала товаров, облагаемых НДС по ставке 10 %, и товаров, не облагаемых НДС?
     
     Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ услуги, оказываемые на основе агентских договоров, подлежат обложению НДС по ставке в размере 18 % независимо от того, по какой ставке этого налога облагаются товары, приобретаемые агентом в рамках агентского договора.
     
     Что касается услуг агента по приобретению товаров, освобождаемых от обложения НДС, то в соответствии с п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от обложения НДС не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     Так, п. 2 ст. 156 НК РФ предусмотрено, что на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 настоящего Кодекса, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, подпунктах 1 и 8 п. 2 и подпункте 6 п. 3 ст. 149 НК РФ.
     
З.А. Чехарина,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

     ООО приобрело по договору купли-продажи у ОАО вексель коммерческого банка по цене, равной вексельной сумме. Согласно договору ООО уплачивает ОАО проценты за предоставленную отсрочку уплаты цены продажи векселя. Подлежат ли эти проценты обложению НДС?
     
     В соответствии с подпунктом 12 п. 2 ст. 149 НК РФ операции по реализации ценных бумаг освобождаются от обложения НДС.
     
     На основании подпункта 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), если полученные налогоплательщиком денежные средства связаны с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом согласно п. 2 ст. 162 НК РФ вышеуказанное положение п. 1 ст. 162 Кодекса не применяется в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые освобождаются от обложения НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации векселя проценты за отсрочку уплаты цены продажи векселя обложению НДС не подлежат.
     
     По просьбе генподрядчика заказчик перечисляет частичную оплату в счет предстоящего выполнения строительных работ генподрядчиком на счета субподрядчиков. Как будет исчисляться НДС генподрядчиком с частичной оплаты в 2006 году, учитывая требования п. 1 ст. 167 НК РФ, если суммы такой оплаты будут перечисляться от заказчика непосредственно на счета субподрядчиков?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ (в ред. от 22.07.2005 N 119-ФЗ) моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7-11, 13-15 данной статьи Кодекса, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Поэтому оплатой, частичной оплатой в счет предстоящего выполнения строительных работ генподрядчиком признается оплата, частичная оплата, полученная от заказчика генподрядчиком либо его субподрядчиками как в денежной, так и в иной форме.
     


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.В. Прокудина,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация заключила с белорусской фирмой договор на поставку оборудования для производства бетона. Оборудование будет доставлено на строительную площадку, расположенную на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, и будет использоваться только на данной территории. Надо ли при ввозе товара из Республики Беларусь в Калининградскую область платить НДС?
     
     Порядок взимания НДС при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации регулируется нормами Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение) и Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения.
     
     В соответствии со ст. 3 Соглашения при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь НДС взимается в Российской Федерации, за исключением товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации, перемещаемых транзитом, а также товаров, которые в законодательстве Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на территорию Российской Федерации. Перечень таких товаров установлен ст. 150 НК РФ. Товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области, в данный перечень не включены.
     
     Учитывая вышеизложенное, оборудование, ввозимое на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области с территории Республики Беларусь, подлежит обложению НДС в порядке, установленном Положением.
     
     Каков порядок применения НДС при осуществлении операций по реализации на экспорт товаров, оплаченных векселями, до 1 января 2006 года и после этой даты в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС по ставке в размере 0 % производится в том числе при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     

     Согласно п. 1 ст. 165 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года, при реализации товаров на экспорт для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % в налоговые органы было необходимо представить пакет документов, предусмотренных данным пунктом ст. 165 Кодекса, в том числе выписку банка, подтверждавшую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя вышеуказанных товаров на счет налогоплательщика в российском банке. Представление в налоговые органы выписки банка, подтверждающей поступление денежных средств от погашения векселей, полученных в качестве оплаты экспортируемых товаров, как документа, подтверждающего фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя экспортируемых товаров, в целях применения ставки НДС в размере 0 % ст. 165 НК РФ не было предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, при осуществлении расчетов за экспортируемые товары векселями налоговая ставка НДС в размере 0 % не применялась.
     
     Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января 2006 года, предусмотрено применение налоговой ставки НДС в размере 0 % не только в случае поступления выручки от реализации экспортируемых товаров иностранному покупателю, но и в случае поступления выручки от реализации товара на счет налогоплательщика от третьего лица. При этом в налоговые органы наряду с выпиской банка (ее копией) должен представляться договор поручения по оплате за вышеуказанный товар, заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей (осуществившим) платеж.
     
     Таким образом, порядок применения НДС при осуществлении операций по реализации экспортируемых товаров, оплачиваемых иностранными покупателями векселями, после 1 января 2006 года не изменился.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     И.Н. Ивер,
советник налоговой службы  Российской Федерации III ранга
     
     Организация оплатила своему работнику протезирование зубов, перечислив денежные средства на счет медицинского учреждения. Может ли физическое лицо претендовать на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, при подаче налоговой декларации в налоговый орган?
     
     Социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, предоставляется налогоплательщику в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (согласно перечню лекарственных средств, утверждаемому Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
     
     Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом п. 1 ст. 219 НК РФ, не может превышать 38 000 руб.
     
     Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.
     
     Вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов не была произведена организацией за счет средств работодателей.
     
     Таким образом, социальный налоговый вычет не предоставляется налогоплательщику, если оплата протезирования зубов произведена за счет организации.
     
     Предприниматель без образования юридического лица применяет упрощенную систему налогообложения и соответственно не уплачивает налог на доходы физических лиц. В 2004 году он получил деньги по договору займа от юридического лица под 0,5 % годовых. Срок  действия договора - до 31 декабря 2008 года, а погашение займа вместе с выплатой процентов начинается с июля 2008 года. Однако при проверке налоговый инспектор доначислил предпринимателю налог на доходы физических лиц с материальной выгоды за пользование заемными средствами в 2004-2005 годах и, кроме того, штраф - 20 % от неуплаченной суммы налога, а также штраф за непредставление декларации по налогу на доходы физических лиц за проверяемый период. Правомерно ли это?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода в виде экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
     

     Налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     
     Налоговая база определяется в этом случае налогоплательщиком самостоятельно в сроки, установленные подпунктом 3 п. 1 ст. 223 НК РФ.
     
     Учитывая, что доход, полученный в виде материальной выгоды, не является доходом от осуществления предпринимательской деятельности, у предпринимателя возникает обязанность по уплате налога на доходы физических лиц с сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами, который исчисляется на основании налоговой декларации, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган по месту своего учета (ст. 228 НК РФ). В данном случае налог на доходы физических лиц необходимо было исчислять и уплачивать с 2004 года, то есть с даты получения заемных средств.
     
     Непредставление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере, предусмотренном ст. 119 НК РФ, а за неуплату налога штрафные санкции налагаются в соответствии со ст. 122 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, действия налоговой инспекции являются правомерными.
     
     Дочери налогоплательщика 22 года, она учится в институте по очной форме обучения. За ее обучение в 2005 году налогоплательщик перечислил в институт 45 000 руб., годовой доход налогоплательщика за 2005 год составил 250 000 руб., налог на доходы физических лиц удержан в сумме 30 940 руб. На какую сумму налогоплательщику будет предоставлен социальный налоговый вычет за оплаченное обучение его дочери?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
     
     Вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
     
     В случае, приведенном в вопросе, социальный налоговый вычет рассчитывается следующим образом:
     
     [250 000 руб. - (38 000 руб. + 4800 руб. + + 7200 руб.)] х 13 % = 26 000 руб. (сумма налога, подлежащая уплате по декларации),
     
     где 4800 руб. и 7200 руб. - соответственно стандартный налоговый вычет, предоставленный самому налогоплательщику, и стандартный налоговый вычет на его дочь, 38 000 руб. - социальный налоговый вычет на обучение.
     
     Учитывая, что налог на доходы физических лиц удержан в сумме 30 940 руб., налогоплательщику будет произведен возврат налога в сумме 4940 руб. (30 940 руб. - 26 000 руб.).
     
     Иными словами, доход налогоплательщика уменьшается на 38 000 руб. - сумму социального налогового вычета, с которого и возвращается уплаченный ранее налог на доходы физических лиц.
     
     Организация оплатила своему работнику стоимость туристической путевки за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль. Включается ли в налогооблагаемый доход работника стоимость туристической путевки?
     
     Согласно п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
     
     - за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;
     
     - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, стоимость туристической путевки, оплаченной организацией за счет прибыли, оставшейся в распоряжении после уплаты налога на прибыль, подлежит включению в налогооблагаемый доход работника организации.
     
А.В. Чибисова
     

     В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", в части предоставления имущественного налогового вычета при реализации доли (ее части) в уставном капитале организации обязана ли организация, выплачивающая доход налогоплательщику при приобретении у него доли (ее части) в уставном капитале организации, выступать в качестве налогового агента и производить удержание и перечисление налога на доходы физических лиц?
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 настоящего Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 208 НК РФ объектом налогообложения признается доход от реализации долей участия в уставном капитале организаций, полученный от источников в Российской Федерации.
     
     Таким образом, при приобретении у физического лица доли (ее части) в уставном капитале организация является источником выплаты дохода физическому лицу от реализации его доли в уставном капитале организации; соответственно на нее возлагается обязанность по исчислению и уплате налога с вышеуказанного дохода в порядке, установленном ст. 226 НК РФ. Кроме того, согласно ст. 230 НК РФ на организацию возлагается обязанность по подаче сведений о выплаченных физическим лицам доходах в налоговую инспекцию по месту своего учета.
     

О специальных налоговых режимах

     
     Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Имеют ли право индивидуальные предприниматели - участники простого товарищества, применявшие в 2005 году упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", изменить в 2006 году объект налогообложения на "доходы, уменьшенные на величину расходов" и являться участниками договора простого товарищества?
     
     Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ) дополнил ст. 346.14 НК РФ п. 3, в соответствии с которым налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
     
     Подпунктом "а" п. 4 ст. 1 Закона N 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.14 НК РФ внесены изменения, согласно которым объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в течение трех лет с начала применения данной системы налогообложения.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона N 101-ФЗ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года и выбравшие объектом налогообложения доходы, были вправе с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 года.
     
     Поскольку не ясно, с какого периода индивидуальные предприниматели начали применять указанный в вопросе специальный налоговой режим, то если они применяли упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" с 1 января 2003 года, они были вправе с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения на "доходы, уменьшенные на величину расходов" и соответственно могли являться участником простого товарищества.
     
     Если индивидуальные предприниматели начали применять упрощенную систему налогообложения и выбрали объект налогообложения "доходы" с 1 января 2004 года либо с 1 января 2005 года, то они не могли изменить объект налогообложения с 1 января 2006 года и соответственно должны были до конца 2005 года выйти из состава участников договора простого товарищества или начиная с 1 января 2006 года обязаны применять общий режим налогообложения.
     

     Имеют ли право применять упрощенную систему налогообложения хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы?
     
     В соответствии с изменениями, внесенными в подпункт 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ Законом N 101-ФЗ, начиная с 1 января 2006 года организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1, могут применять упрощенную систему налогообложения.
     
     Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, должны подать в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление.
     
     Таким образом, организации потребительской кооперации могут применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2006 года при соблюдении прочих условий, оговоренных ст. 346.12 НК РФ, и при подаче заявления в период с 1 октября по 30 ноября 2005 года.
     
     Имеют ли право применять упрощенную систему налогообложения адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты?
     
     Согласно п. 3 ст. 346.12 НК РФ (в ред. Закона N 101-ФЗ) адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не имеют права с 1 января 2006 года применять упрощенную систему налогообложения.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатская деятельность не является предпринимательской. В то же время адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, отнесены согласно п. 2 ст. 11 НК РФ к индивидуальным предпринимателям.
     
     Иные формы адвокатских образований (коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридические консультации), указанные в п. 1 ст. 20 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ, но не упомянутые в ст. 11 НК РФ, не имеют права применять упрощенную систему налогообложения в настоящее время на основании того, что их деятельность не является предпринимательской.
     
     Поэтому включение адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, в перечень лиц, которые не имеют права применять упрощенную систему налогообложения, связано с необходимостью приведения в соответствие вышеуказанных норм налогового и гражданского законодательства.
     
     Таким образом, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны с 2006 года перейти с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения и уведомить об этом налоговый орган.
     
     Правомерно ли применения упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями, доля участия в которых других организаций составляет более 25 %?
     
     В соответствии с подпунктом 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) не имели права применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляла более 25 %.
     
     Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2004 N 3114/04 определил, что под непосредственным участием других организаций в целях применения подпункта 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом, и, следовательно, запрет некоммерческой организации применять упрощенную систему налогообложения противоречит положениям налогового законодательства.
     
     Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.01.2005 N 8-О также подтвердил, что положение, содержащееся в подпункте 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не может служить основанием для отказа в переводе некоммерческой организации, созданной в форме общественной организации, на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, организация имела право и ранее применять упрощенную систему налогообложения.
     
     Кроме того, Закон N 101-ФЗ внес изменения в подпункт 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, и согласно новой редакции Кодекса ограничение по доле участия в размере 25 % других организаций в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, не распространяется на некоммерческие организации.
     
     Организация применяла в 2005 году общий режим налогообложения и использовала кассовый метод признания доходов и расходов. С 1 января 2006 года организация перешла на уплату единого сельскохозяйственного налога. Оплата за произведенную в 2005 году продукцию получена в 2006 году.
     
     
В каком порядке организация должна учесть полученные доходы и произведенные расходы?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 346.5 НК РФ датой получения доходов при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
     
     Таким образом, организация, реализовавшая продукцию в 2005 году и при этом получившая оплату за реализованную продукцию в 2006 году - в период применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывает данные средства при расчете налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу. При этом налогоплательщик не учитывает доходы, полученные им до перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     
     Согласно п. 7 ст. 346.5 НК РФ расходами у сельскохозяйственных товаропроизводителей признаются затраты после их фактической оплаты, то есть материальные расходы, а также расходы на оплату труда, которые должны учитываться в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.
     
     Таким образом, если расходы, списанные на производство продукции, оплачены организацией в 2006 году, то она может учесть данные затраты в период применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     

О государственной пошлине

     
     А.И. Новиков,
советник налоговой службы  Российской Федерации II ранга
     
     Должен ли вестись учет исчисленных и уплаченных сумм государственной пошлины, администрируемой налоговыми органами, в карточках "Расчеты с бюджетом"?
     
     Нет, не должен. Порядок организации работ по формированию базы данных "Расчеты с бюджетом" местного и регионального уровня (далее - карточка "РСБ") установлен Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденными приказом ФНС России от 12.05.2004 N ШС-3-10/201@.
     
     В соответствии с п. 1 вышеуказанных Рекомендаций карточка "РСБ" местного уровня предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом плательщиков налогов, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности.
     
     Положениями Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" основные источники доходов бюджетов Российской Федерации закреплены за главными распорядителями - администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации, которыми являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
     
     На администраторов поступлений возложены функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
     
     Согласно приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н, на ФНС России возложено администрирование государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, а также государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в их учредительные документы, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц.
     
     Таким образом, ведение карточек "РСБ" по государственной пошлине, не администрируемой налоговыми органами, не предусмотрено.
     

     Уплачивается ли государственная пошлина за государственную регистрацию соглашений об изменении (расторжении) ранее зарегистрированных договоров об отчуждении недвижимого имущества?
     
     Да, уплачивается. Государственная пошлина за государственную регистрацию соглашений об изменении (расторжении) ранее зарегистрированных договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается в тех же размерах, что и за государственную регистрацию самих договоров, то есть в размерах, предусмотренных подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.