Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоговых аспектах cтратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года

        

О налоговых аспектах cтратегии развития банковского сектора Российской Федерации
на период до 2008 года

Ю.В. Чернова
     

1. Общие положения

     Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, принятая заявлением Правительства РФ N 983п-П13 и Банка России N 01-01/1617 от 05.04.2005, представляет собой программу действий банковского сектора российской экономики по приоритетным направлениям.
     
     Сравним эту Стратегию со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, принятой в заявлении Правительства РФ и Банка России от 30.12.2001.
     
     Для упрощения изложения материала условно обозначим вышеуказанные документы как новая Стратегия и прежняя Стратегия.
     
     Итак, в отличие от прежней Стратегии в новой Стратегии приняты новые структурные подходы: вместо 8 разделов и нумерации подразделов и пунктов внутри разделов новая Стратегия имеет 9 разделов и 90 пунктов по текущей нумерации, а также перечень мероприятий по ее реализации, состоящий из 38 пунктов, сгруппированных в четыре тематических раздела (приложение к документу).
     
     Формулировка отдельных положений и задач сохранена практически без изменений, в то время как по другим положениям и задачам применяются принципиально иные подходы.
     
     Например, период в четыре года (2005-2008 годы) вместо пяти лет в прежней Стратегии рассматривается по аналогии с прежним подходом в качестве среднесрочной перспективы. Осталось без изменения и утверждение об условиях достижения стратегических целей: стабильные макроэкономические условия, эффективное проведение структурных реформ во всех отраслях экономики, принятие необходимых законодательных актов и осуществление мер по обеспечению их исполнения для достижения целей развития банковского сектора.
     

2. Особенности состава новой Стратегии

     Раздел I "Цели и условия развития банковского сектора" новой Стратегии состоит из трех подразделов: "Содержание и стратегические цели развития", "Практические задачи, условия их решения и меры по их реализации" и "Ожидаемые результаты банковского сектора"  (п. 1-18). Из этого следует, что по сравнению с прежней Стратегией второй подраздел раздела I выделен как самостоятельный.
     
     В отличие от прежнего документа в этом разделе новой Стратегии применяются новые подходы и делаются другие выводы. Например, в п. 3 при заявляемом выводе о главной роли банков в системе финансового посредничества, превосходящей остальных финансовых посредников по экономическому потенциалу, приводится перечень нерешенных задач, а именно:
     
     - банковский сектор в Российской Федерации является относительно небольшим и не играет существенной роли в экономическом развитии;
     
     - высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса;
     
     - уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не соответствует международным нормам;
     
     - не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.
     
     Цель развития банковского сектора на среднесрочную перспективу новой Стратегии - повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора. Остальные цели прежней Стратегии переведены в категорию основных задач с изменением их приоритетов. Например, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков с четвертой позиции переместилось на первую, а укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков - с третьей позиции на шестую.
     
     Таким образом, основными задачами банковского сектора российской экономики в настоящее время являются:
     
     - усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
     
     - повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
     
     - повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
     
     - предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
     
     - развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
     
     - укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
     
     Как следует из вышеприведенных положений, в новой Стратегии добавлены две новые задачи, а именно: повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций и развитие конкурентной среды, а также обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций, которые ранее указывались как направления деятельности государства.
     
     Заключительным положением первого подраздела раздела I новой Стратегии о содержании и стратегических целях развития банковского сектора является сформулированная приоритетная задача на следующем этапе (2009-2015 годы) после достижения стратегических целей, предусмотренных настоящим документом, - эффективное позиционирование российского банковского сектора на международных финансовых рынках (п. 6).
     
     Отметим, что название первого подраздела "Содержание и стратегические цели развития" раздела I новой Стратегии не в полной мере соответствует его содержанию, так как в нем определена единственная стратегическая цель, а не цели. Кроме того, здесь приводятся основные задачи развития банковского сектора и приоритетная задача следующего периода, не заявляемые в названии подраздела новой Стратегии.
     
     Во втором подразделе "Практические задачи, условия их решения и меры по их реализации" раздела I новой Стратегии всесторонне отражается тема, заявленная его названием, за исключением указания на рассматриваемые в п. 7 подраздела основные направления деятельности Правительства РФ и Банка России, в качестве которых обозначены:
     
     - совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
     
     - формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве;
     
     - повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора;
     
     - развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
     
     - укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;
     
     - повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях;
     
     - развитие инфраструктуры банковского бизнеса.
     
     Как следует из вышеперечисленных направлений деятельности Правительства РФ и Банка России, по сравнению с прежним перечнем утратило свое самостоятельное значение такое направление, как налогообложение кредитных организаций. Однако статус самостоятельности приобрели следующие направления: развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций; укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством; развитие инфраструктуры банковского бизнеса. Ранее эти направления были отнесены к направлениям непосредственного влияния государства на функционирование банковского сектора.
     
     Подверглась изменению и формулировка практических задач по заявляемым направлениям.
     
     Так, делая, как и прежде, акцент на первоочередное создание правовых условий функционирования кредитных организаций (п. 8 новой Стратегии) в соответствии с международными нормами, определенными, в частности, в до- кументе Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора", первой из практических задач выдвинута новая задача, заключающаяся в укреплении прав кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченного залогом. Кроме того, определены новые задачи, а именно:
     
     - упростить процедуры слияния и присоединения кредитных организаций;
     
     - создать условия для формирования эффективной системы хранения и использования кредитных историй;
     
     - дополнить законодательство в банковской сфере нормами прямого действия, а также уточнить нормы этого законодательства, касающиеся участия иностранного капитала в банковской сфере.
     
     Существовавшая ранее в качестве самостоятельного направления деятельности Правительства РФ и Банка России работа по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности отнесена в новой Стратегии к категории практических задач в сфере правового обеспечения.
     
     Кроме того, о налогообложении кредитных организаций говорится при рассмотрении вопросов, относящихся к сфере государственных финансов, в п. 15 новой Стратегии, где заявляется, что Правительство РФ дополнительно уделит внимание налогообложению кредитных организаций.
     
     Вышеуказанная тема конкретизируется в п. 21 раздела III "Политика государства в отношении банковского сектора" новой Стратегии при характеристике основных направлений, по которым государство осуществляет обеспечение условий для развития банковского сектора.
     
     Таковыми, в частности, признаются:
     
     - совершенствование законодательства;
     
     - развитие инфрастуктуры банковского бизнеса;
     
     - совершенствование банковского регулирования и надзора;
     
     - совершенствование сферы государственных финансов (налогообложения, государственных расходов, инвестиций).
     
     При этом определяется, что совершенствование налогообложения кредитных организаций будет осуществляться исходя из содержания проводимых ими операций с учетом результатов анализа практики применения российского налогового законодательства и международного опыта (п. 22 новой Стратегии).
     
     Напомним, что в прежней Стратегии заявлялось о продолжении работы по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности с учетом необходимости введения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
     
     Таким образом, основное отличие новой Стратегии от прежней Стратегии состоит в том, что в ней делается акцент на специфику деятельности кредитных организаций, в том числе на необходимость учета проводимых банками операций.
     
     Кроме того, данное положение позволяет проводить работу по совершенствованию налогового законодательства, учитывая приоритеты в банковской деятельности на конкретном этапе, исходя из заявленных целей политики государства в отношении банковского сектора, в частности по стимулированию банковского обслуживания малого и среднего бизнеса, населения, развития новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на предоставление широкого спектра банковских продуктов конечному потребителю, прежде всего розничного потребительского кредитования и ипотеки.
     
     Вместе с тем в результате выполнения задач, обозначенных в прежней Стратегии, за период с 1 января 2002 года по 1 января 2005 года было принято несколько законодательных актов, позволивших в значительной степени усовершенствовать налогообложение кредитных организаций, а также устранить разрыв в ставках налога на прибыль организаций и банков.
     
     Во-первых, на основании Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     В соответствии со ст. 284 НК РФ ставка налога на прибыль для кредитных организаций была снижена с 43 до 24 %, а ст. 290, 291 и 292 настоящего Кодекса установили особенности определения доходов и расходов банков, в том числе расходов на формирование резервов банков. Кроме того, ст. 328 и 331 НК РФ определены особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков, доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
     
     Во-вторых, в связи с вступлением в силу с 1 января 2003 года Федерального закона от 31.12.2002 N 193-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" был отменен налог на покупку иностранных денежных знаков.
     
     Напомним, что этот налог был введен Федеральным законом от 21.07.1997 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" и взимался начиная с августа 1997 года в размере 0,5 % от налогооблагаемой базы, а позднее, практически через год, по основаниям Федерального закона от 16.07.1998 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте”" ставка налога была удвоена и составила 1 % от налогооблагаемой базы. Между тем по оценке независимых экспертов и по мнению некоторых депутатов Государственной Думы Российской Федерации (прежде всего П.А. Медведева), введение данного налога стало причиной ухода "в тень" части оборота валюты. Кроме того, материальные и трудовые затраты кредитных организаций по администрированию этого налога в значительной степени превысили долю налога на покупку иностранных денежных знаков в сумме доходов федерального бюджета.
     
     Перечисленные обстоятельства и послужили основанием для постановки на законодательном уровне вопроса об отмене вышеназванного налога.
     
     В-третьих, в настоящее время жилищное кредитование осуществляется ограниченным числом банков за счет кредитных линий и займов, а также за счет предоставления ипотечных кредитов инвесторам. Для оживления рынка ипотечного кредитования банкам необходимо использовать долгосрочные финансовые ресурсы, что в значительной степени связано с заинтересованностью инвесторов в размещении капиталов на цели рефинансирования кредитных организаций. В определенной степени повышению такой заинтересованности инвесторов должны были способствовать изменения и дополнения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 20.08.2004 N 107-ФЗ "О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
     
     По мнению законодателя, Федеральный закон от 20.08.2004 N 107-ФЗ должен был решить следующие основные задачи:
     
     - повысить привлекательность ипотечных ценных бумаг как источника рефинансирования ипотечных жилищных кредитов населению и условия развития первичного рынка ипотечного жилищного кредитования;
     
     - стимулировать вовлечение населения в систему ипотечного жилищного кредитования за счет улучшения условий кредитования (сокращения процентных платежей по ипотечным кредитам за счет снижения требуемой доходности по ипотечным ценным бумагам);
     
     - привлечь средства инвесторов в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги, эмитированные для финансирования коммунальной инфраструктуры.
     
     Для осуществления данных задач положениями вышеуказанного Закона на переходный период формирования рынка ипотечных ценных бумаг были установлены ставки налога на прибыль по доходам инвесторов в ипотечные ценные бумаги, эмитированные до 1 января 2007 года, на уровне 9 %.
     
     В-четвертых, в связи с принятием Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и вступлением в силу с 1 января 2005 года главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ налог на операции с ценными бумагами утратил статус самостоятельного налога. С вышеуказанного срока он является федеральным сбором и относится к одному из видов государственной пошлины, а именно к пошлине за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг.
     
     Напомним, что до вступления в силу главы 25.3 НК РФ порядок исчисления и уплаты вышеназванного федерального налога регулировался положениями Закона РФ от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (в последней редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 183-ФЗ).
     
     При этом статус платежа был определен положениями ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в последней редакции Федерального закона от 11.11.2003 N 148-ФЗ) как федеральный налог.
     
     Непосредственно ставка налогообложения в размере 0,2 % номинальной суммы выпуска, но не более 100 000 руб., установленная ст. 3 Закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами", сохранена нормами ст. 333.33 НК РФ с распространением ее также на дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг и на ценные бумаги, размещаемые по подписке.
     
     До вступления в силу Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ, то есть до 1 января 2005 года, при уступке прав требования по ипотечному кредиту, права кредитора по которому не были удостоверены закладной, за государственную регистрацию договора уступки прав в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 26.02.1998 N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" взималась плата в размере 7500 руб. Конкретная сумма платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним устанавливалась нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (например, в г. Москве размер такой платы был установлен в максимальном размере). С 1 января 2005 года при определении размера государственной пошлины следует руководствоваться ст. 333.33 НК РФ, в соответствии с положениями которой за государственную регистрацию смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, устанавливается государственная пошлина в размере 500 руб.
     
     Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что заявленные в прежней Стратегии задачи в сфере налогообложения кредитных организаций в основном выполнены, а вопросы его дальнейшего совершенствования должны рассматриваться с позиций особенностей банковской деятельности и анализа практики применения вновь вводимых положений налогового законодательства в рамках проводимой налоговой реформы.
     

3. Принятие нормативных документов в целях выполнения новой Стратегии

     Вышеуказанные направления деятельности банковского сектора российской экономики в полной мере находят свое отражение в принятых летом 2005 года законодательных актах и обсуждаемых в настоящее время законопроектах.
     
     1. Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) в главы 23 и 25 НК РФ внесены изменения, касающиеся деятельности кредитных организаций. Например, п. 36 ст. 1 Закона N 58-ФЗ внесено дополнение в п. 2 ст. 288 НК РФ, уточняющее с 1 января 2006 года порядок уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим большую филиальную сеть или несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации. Введенный Законом N 58-ФЗ порядок уплаты налога позволяет налогоплательщикам не распределять прибыль по каждому своему подразделению, а самостоятельно выбрать то обособленное подразделение, через которое он осуществляет уплату налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого это подразделение находится.
     
     Крайне важным для банков является урегулирование вопроса об отнесении к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, оплату договорных услуг, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.
     
     Напомним, что в связи с многочисленными судебными исками налогоплательщиков Президиум ВАС РФ принял постановление от 21.10.2003 N 5953/03, в соответствии с которым средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер, не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст. 41 НК РФ, и соответственно не подлежат обложению налогом на прибыль.
     
     При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, но за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса, в п. 17 которой и поименованы расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
     
     Исходя из вышеуказанного налогоплательщики при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, руководствуясь п. 17 ст. 270 НК РФ, не имели права учитывать для целей налогообложения расходы в виде средств, перечисленных подразделениям вневедомственной охраны в период с 21 октября 2003 года по 1 января 2005 года.
     
     В настоящее время банки могут руководствоваться п. 16 ст. 1 Закона N 58-ФЗ, внесшим изменения в ст. 264 НК РФ, а именно: в состав прочих расходов включены, в частности, затраты на оплату услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Вышеизложенная позиция отражена в письме Минфина России от 02.08.2005 N 03-03-04/2/37.
     
     Кроме того, для банков крайне важными являются положения п. 20 Закона N 58-ФЗ, внесшего изменения и дополнения в ст. 268 НК РФ, устанавливающие особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав, которые представляют особый интерес применительно к положениям п. 51 новой Стратегии, определяющим ипотеку одним из приоритетных направлений развития банковского сектора, а также прямо указывающим на то, что с принятием Федерального закона от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение установленных требований по защите интересов инвесторов, получили законодательную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска ипотечных ценных бумаг.
     
     Внесенные в ст. 268 НК РФ дополнения и изменения позволяют законодательно начиная с 1 января 2005 года урегулировать отношения, связанные с процедурой формирования расходов при покупке и приобретении прав требования долга банками и ипотечными агентами при продаже пулов ипотечных кредитов и закладных друг другу.
     
     Таким образом, при реализации ипотечного кредита банк вправе уменьшить доходы от таких операций на цену создания либо приобретения данного кредита и на сумму расходов, связанных с его приобретением и реализацией. При этом вышеуказанные расходы носят обязательный в таком случае характер. Принимая во внимание нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в частности ст. 355 и 389, устанавливающие, что договор ипотеки подлежит обязательному нотариальному удостоверению и государственной регистрации, сделка по передаче прав требования по ипотечному кредиту также подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
     
     Кроме того, согласно ст. 36 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" эмитент облигаций с ипотечным покрытием, управляющий ипотечным покрытием, специализированный депозитарий, регистратор вправе застраховать за свой счет свою ответственность перед владельцами ипотечных ценных бумаг (риск ответственности перед владельцами ипотечных ценных бумаг). Однако, как следует из заявлений ответственных представителей ФСФР России, вышеуказанная норма не применяется на практике, что служит основанием для внесения дополнений в вышеназванный Закон. В 2005 году ФСФР России практически завершила разработку пакета нормативных актов, регулирующих рынок ипотечных ценных бумаг. ФСФР России подготовила законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", в частности об уточнении формулировки нормы Закона об обязательном страховании ипотечных кредитов в пользу заемщика, предусмотрев страхование ипотечных кредитов в пользу заемщика или кредитора.
     
     Заметим, что в настоящее время покупка-продажа ипотечных кредитов, так же как и выпуск ипотечных ценных бумаг, являются развивающимися процессами. Однако, по оценкам экспертов, объемы российского рынка ипотечных ценных бумаг могут достигнуть к 2010 году нескольких миллиардов долларов.
     
     Одним из направлений функционального развития банковской деятельности, как заявляется в новой Стратегии (п. 57), является укрепление ресурсной базы кредитных организаций путем сокращения издержек, связанных с выходом на рынок ценных бумаг. В этом направлении особую важность приобретают изменения и дополнения, внесенные в НК РФ Законом N 58-ФЗ, в части уточнения порядка определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (ст. 250, 280, 282-284, 286, 288, 290 Кодекса).
     
     Так, исключена необходимость текущей переоценки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (дополнения, внесенные в п. 11 ст. 250 и ст. 280 НК РФ). Вводится понятие национального законодательства, применяемое при определении критериев признания ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке (дополнение, внесенное в п. 3 ст. 280 НК РФ). Урегулирован вопрос по определению даты совершения сделки при реализации ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке, как через организатора торговли, так и помимо него. Внесенное Законом N 58-ФЗ дополнение в п. 5 ст. 280 НК РФ законодательно закрепляет положение о том, что в случае совершения сделки через организатора торговли под датой совершения сделки понимается дата проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена. В случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора.
     
     Внесены уточнения и в порядок определения расчетной цены акции, в соответствии с которыми должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а именно: для оценки стоимости долговой ценной бумаги может быть использована ставка рефинансирования Банка России (дополнение, внесенное в п. 6 ст. 280 НК РФ).
     
     При этом налогоплательщик при самостоятельном определении расчетной цены акции должен закрепить в своей учетной политике используемый им метод оценки стоимости.
     
     Также Закон N 58-ФЗ устанавливает иной, отличный от действовавшего ранее, порядок налогообложения операций по сделкам РЕПО.
     
     2. Был принят Федеральный закон от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 83-ФЗ), положения которого относительно деятельности кредитных организаций представляется целесообразным рассмотреть применительно к положениям Федерального закона от 18.07.2005 N 89-ФЗ "О внесении изменения в статью 859 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 89-ФЗ).
     
     Так, Законом N 83-ФЗ устанавливаются признаки, при одновременном наличии которых юридическое лицо может быть признано недействующим, а именно: непредставление документов отчетности в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету. Наличие у юридического лица вышеуказанных признаков является основанием для принятия решения регистрирующего органа о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц и последующей публикации решения в течение трех дней с момента принятия в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, то есть в "Вестнике государственной регистрации".
     
     Закон N 89-ФЗ устанавливает дополнительное основание для расторжения договора банковского счета помимо воли клиента и решения суда, а именно: если иное не предусмотрено договором, банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету, предупредив клиента об этом в письменной форме. При этом договор банковского счета считается расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.
     
     Положения вышеназванных Законов направлены на ликвидацию так называемых мертвых счетов и в определенной степени призваны способствовать снижению неоправданных дополнительных расходов кредитных организаций, связанных с проведением работ по проверке и регистрации расчетных документов, по обслуживанию картотеки неисполненных расчетных документов, а также по формированию ответов на запросы уполномоченных органов об операциях по вышеуказанным счетам.
     
     Вместе с тем положения Закона N 83-ФЗ и Закона N 89-ФЗ не означают, что числящаяся за организациями, исключенными из Единого государственного реестра юридических лиц, задолженность автоматически приравнивается к безнадежной и подлежит списанию кредиторами такой организации по основаниям подпункта 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.
     
     В разъяснении от 27.07.2005 N 03-01-10/6-347 Минфин России, ссылаясь на положения ст. 266 НК РФ, указал, что исключение организации из Единого государственного реестра юридических лиц не является основанием для отнесения долга такой организации к безнадежным долгам (долгам, нереальным ко взысканию) и в случае исключения недействующего юридического лица из вышеназванного Реестра кредитор не имеет права учитывать его долги во внереализационных расходах как убытки.
     
     При этом в письме ФНС России от 09.08.2005 N ЧД-6-09/668@ "О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в  статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации”" исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра определяется как административная процедура прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по решению регистрирующего (налогового) органа, предусматривающая предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
     
     В то же время на настоящий момент отсутствуют разъяснения как Минфина России, так и Банка России о статусе расчетных (текущих) счетов недействующих организаций, исключенных из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего (налогового) органа, а также о порядке направления кредитными организациями сведений о закрытии счетов вышеуказанных организаций применительно к положениям ст. 86 НК РФ.
     
     3. Федеральным законом от 21.07.2005 N 106-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесено изменение в п. 1 ст. 333.33 НК РФ, отменяющее подпункт 7, которым была предусмотрена уплата государственной пошлины в размере 20 000 руб. за открытие банком филиала.
     
     Путем принятия вышеуказанного Закона N 106-ФЗ обеспечивается выполнение задач по развитию структуры банковского сектора, предусмотренных п. 39 новой Стратегии, в котором заявляется о подготовленных на момент ее принятия со стороны Банка России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти изменениях в нормативные правовые акты, предусматривающие упрощение процедуры открытия и регистрации филиала кредитной организации и отмену государственной пошлины, которую уплачивают кредитные организации за открытие филиала.
     
     4. Федеральным законом от 22.07.2005 N 118-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения, касающиеся особенностей налогообложения реорганизуемых организаций, а именно: осуществление реорганизуемыми организациями операций, связанных с передачей прав и обязанностей в порядке правопреемства, не должно приводить к возникновению необоснованных налоговых обязательств или двойному налогообложению как реорганизуемых, так и вновь создаваемых (возникающих) компаний.
     
     Так же как и предыдущий законодательный акт, вышеназванный Закон N 118-ФЗ обеспечивает выполнение задач в области развития структуры банковского сектора по созданию благоприятных условий для консолидации, слияния и присоединения кредитных организаций, в том числе принятие законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих существенное ускорение и удешевление процедуры реорганизации кредитных организаций путем слияния и присоединения.
     
     5. Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" внес изменения в порядок уплаты НДС, что должно повлиять на изменение подходов кредитных организаций к налоговому планированию в данной области и позволит уменьшить их издержки.
     
     К числу основных изменений, внесенных вышеуказанным Законом N 119-ФЗ, могут быть отнесены:
     
     - увеличение в два раза размера налоговой базы организаций, исчисляемой по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и учитываемой при предоставлении налоговыми органами организациям освобождения от исчисления и уплаты НДС (изменения, внесенные в ст. 145 НК РФ);
     
     - освобождение от налогообложения передачи в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. и т.д.
     
     Напомним, что положениями ст. 149 НК РФ установлен перечень банковских операций (за исключением инкассации), освобожденных от налогообложения, а именно: привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады и их размещение от имени банков и за их счет; открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт; осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; кассовое обслуживание организаций и физических лиц; купля-продажа иностранной валюты (в том числе посреднические услуги); привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, а также осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; выдача банковских гарантий и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; оказание услуг по установке и эксплуатации системы "клиент-банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала.
     
     Кроме того, не подлежат налогообложению услуги, связанные с обслуживанием банковских карт (подпункт 3.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).
     
     Все остальные банковские операции, а это прежде всего реализация услуг в интересах другого лица по договору комиссии или поручения, попадают в разряд операций, облагаемых НДС.
     

4. Задачи, поставленные в сфере банковского регулирования и надзора

     Особого внимания применительно к налоговым аспектам заслуживает измененный в новой Стратегии характер практических задач в сфере банковского регулирования и надзора. Первоочередными из важнейших направлений в вышеуказанной сфере являются определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования исходя прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками, а также обеспечение функционирования системы раннего реагирования и применения комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля и повышение оперативности и эффективности решений, принимаемых в рамках банковского надзора.
     
     В сфере корпоративного управления в кредитных организациях (п. 13 новой Стратегии) в первую очередь выделена задача повышения эффективности управления рисками, возникающими при осуществлении банками своей деятельности, в том числе в части операций со связанными лицами, а также группой технологических рисков и рисков безопасности.
     
     При этом п. 66 новой Стратегии не ограничивается перечислением видов банковских рисков, но предъявляет к банковскому сектору следующее требование: созданные банками системы управления рисками должны не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и носить упреждающий характер, оказывая активное влияние на определение конкретных направлений деятельности кредитных организаций.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что Банк России в письме от 23.06.2004 N 70-Т "О типичных банковских рисках", основанном на понятии банковского риска, приведенном в Положении Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" в качестве присущей банковской деятельности возможности (вероятности) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень классификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.), довел до сведения своих территориальных подразделений классификацию типичных банковских рисков и характерные источники их возникновения.
     
     Так, к числу типичных банковских рисков отнесены кредитный, страновой, рыночный (включая фондовый, валютный и процентный риски), операционный, правовой и стратегический риски, а также риск ликвидности и риск потери деловой репутации.
     
     Кроме того, Банком России разработаны и доведены до сведения кредитных организаций для использования в практике банковского надзора рекомендации по организации управления операционным риском (письмо Банка России от 24.05.2005 N 76-Т), а также правовым риском и риском потери деловой репутации (письмо Банка России от 30.06.2005 N 92-Т).
     
     Между тем в финансовой и экономической печати широко используется применительно к деятельности юридических лиц понятие "налоговый риск", который можно определить как возможность (вероятность) понесения налогоплательщиком убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, либо изменения в условиях реформации нормативной правовой базы и отсутствия согласованной методологической позиции Минфина России и ФНС России, а также судебных органов по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов.
     
     Особенно, по мнению автора, существенен налоговый риск применительно к деятельности кредитной организации как единственного субъекта в налоговом процессе, выполняющего одновременно роль налогоплательщика, налогового агента, посредника при перечислении налоговых платежей в бюджетную систему, а также участника налогового контроля.
     
     По каждому из вышеназванных направлений нормами НК РФ установлен конкретный перечень обязанностей, которые банк обязан исполнить в установленный законодательством срок. За нарушение сроков исполнения или за ненадлежащее исполнение обязанностей банк несет ответственность, предусмотренную НК РФ, а к должностным лицам банка применяется административная форма ответственности, установленная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
     
     Например, для банка как налогоплательщика налоговые обязанности установлены положениями ст. 23, 45, 52, 54, 83, 84 НК РФ, а также нормами части второй настоящего Кодекса применительно к каждому налогу или сбору, плательщиком которых он является. На банк как на налогового агента распространяются положения ст. 24, 83, 84 НК РФ, а также отдельные нормы части второй настоящего Кодекса, в частности ст. 161, 166, 168, 174, 226 НК РФ.
     
     На банк как на проводника (посредника) при перечислении налоговых платежей в бюджетную систему распространяются положения ст. 46, 60 НК РФ о безусловном исполнении в очередности, установленной ГК РФ, поручений налогоплательщиков (налоговых агентов) и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов на перечисление налогов (сборов) в бюджет.
     
     Банк как участник налогового контроля руководствуется положениями ст. 46, 76, 86, 174 НК РФ.
     
     Несмотря на то что Банк России не выделяет налоговый риск как самостоятельный вид применительно к характеристике типичных банковских рисков, присутствие его элементов можно заметить в четырех из них, а именно: в рисках ликвидности и потери деловой репутации, а также в операционном и правовом рисках.
     
     Доказательством данного утверждения может служить напоминание о последствиях публикации в отдельных печатных изданиях так называемых черных списков банков со ссылками на информацию, полученную от налоговых органов либо от их представителей, о кредитных организациях, нарушивших законодательно установленные налоговые обязанности.
     
     В определенной степени необходимость управления налоговым риском следует также из п. 54, отнесенного к разделу V "Функциональное развитие банковской деятельности" новой Стратегии и определяющего необходимость обеспечения четкого распределения рисков, юридической ответственности и налоговых последствий между участниками синдиката в рамках нормативно-правового регулирования синдицированного кредитования.
     

5. Задачи в области банкротства и ликвидации кредитных организаций

     Как определено в п. 31 и 81 новой Стратегии, одной из важнейших задач политики государства в отношении банковского сектора на ближайшую перспективу является совершенствование процедуры ликвидации кредитных организаций, включая создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков.
     
     Правовые нормы и практика ликвидации банков (критерии неплатежеспособности, эффективность и транспарентность процедур ликвидации) должны соответствовать международно признанным нормам.
     
     В свою очередь, повышению эффективности процедуры ликвидации способствует создание института корпоративного ликвидатора. Введение института корпоративного ликвидатора банков и предоставление соответствующих полномочий Агентству по страхованию вкладов (АСВ) обусловлены тем, что это Агентство в качестве органа, осуществляющего функцию страхования вкладов физических лиц, заинтересовано в выявлении признаков банкротства на ранней стадии возникновения проблем у банка. Использование института корпоративного ликвидатора в большей степени позволит сохранить активы ликвидируемых банков и в полной мере обеспечить интересы их кредиторов и вкладчиков.
     
     На первый взгляд, вышеназванная задача относится исключительно к направлениям совершенствования банковского надзора и непосредственно не включает налоговых аспектов.
     
     К аналогичному выводу можно прийти, проводя сравнительный анализ с положениями прежней Стратегии, особенностью которой является направленность на реструктуризацию кредитных организаций через специализированный институт - Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Кроме того, именно через эту специально созданную организацию первоначально предполагалось проводить ликвидацию кредитных организаций, наделяя ее на законодательном уровне функциями корпоративного ликвидатора банков.
     
     Напомним, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" признавалось право кредитной организации и ее кредиторов, в том числе и налоговых органов, заключать мировое соглашение в целях реструктуризации обязательств кредитной организации, что позволило в значительной мере уменьшить размер так называемых зависших налоговых платежей. Кроме того, налоговые органы выработали механизмы сбора и формирования реестров налоговой задолженности, объединили два вида задолженности, а именно:
     
     - по уплате налогов и сборов банка - налогоплательщика или налогового агента;
     
     - по перечислению в бюджетную систему налоговых платежей своих клиентов.
     
     В 2004 году ситуация коренным образом изменилась, так как в связи с принятием Федерального закона от 28.07.2004 N 87-ФЗ Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" был признан утратившим силу, а АРКО было ликвидировано в порядке, определенном гражданским законодательством, что означало, что дальнейшее применение процедуры заключения мировых соглашений между проблемными банками и их кредиторами в целях урегулирования имеющейся задолженности утратило свою правовую основу, а также и то, что АРКО не рассматривалось более в качестве корпоративного ликвидатора кредитных организаций.
     
     Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", а также в связи с произошедшими изменениями в рамках административной реформы ФНС России была наделена полномочиями по представлению в делах и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
     
     При этом в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 121-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" полномочия конкурсного управляющего возложены на АСВ, созданное в целях реализации положений Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ  "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
     
     Вышеназванные положения послужили основанием для определения направлений взаимодействия ФНС России и АСВ при осуществлении процедуры банкротства в отношении банков - участников системы обязательного страхования вкладов физических лиц, которые нашли свое отражение в Положении о порядке представления Федеральной налоговой службой в делах о банкротстве банков прав требования к банку, перешедших к государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам, утвержденном приказом Минфина России от 12.04.2005 N 56н.
     
     В свою очередь, Банк России на основании ст. 7 и 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 50.22 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", ст. 23.4 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России Указанием от 14.07.2005 N 1594-У "О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" установил специальные формы отчетности ликвидируемых кредитных организаций и порядок их составления и представления в Банк России.
     
     Так, в соответствии с вышеназванным Указанием Банка России конкурсный управляющий (ликвидатор), представитель АСВ, ликвидационная комиссия должны составить и представить в территориальное учреждение Банка России отчетность ликвидируемой кредитной организации по форме N 0409360 "Сведения о требованиях кредиторов" со дня истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами, до дня согласования территориальным учреждением Банка России ликвидационного баланса кредитной организации включительно.
     
     Однако отдельно задолженность по обязательным налоговым платежам не выделяется, а учитывается в составе общего показателя требований кредиторов, включенных в реестр требований.
     
     Принимая во внимание, что в данной форме отчетности присутствует показатель процента удовлетворения требований кредиторов, а также отдельно выделяются требования кредиторов первой, второй и третьей очереди, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, можно констатировать, что форма отчетности N 0409360 подтверждает вывод о том, что реального погашения задолженности по налоговым платежам в ходе ликвидации кредитных организаций не происходит.
     
     Объем такой задолженности учитывается налоговыми органами как "зависшие" платежи в кредитных организациях, в отношении которых на протяжении ряда лет налоговое ведомство изыскивает возможность снижения.
     
     Как следует из сообщений ответственных представителей налогового ведомства, по состоянию на 1 января 2004 года сумма денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов составила 32,87 млрд. руб., что на 3,0 млрд. руб. ниже аналогичного показателя по состоянию на 1 января 2003 года. Вышеуказанное снижение достигнуто в основном за счет вступивших в законную силу решений арбитражных судов о признании обязанности налогоплательщиков по уплате налогов неисполненной и в условиях, когда 40 % "зависших" платежей приходилось на ликвидированные банки. При этом проблема "зависших" платежей могла быть решена путем внесения изменений в действовавшее законодательство, которые позволяли бы признать задолженность безнадежной и списать ее.
     
     Несмотря на предложение МНС России, Минфина России и Банка России в рамках проведения работы над проектами федеральных законов "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год", предполагавшей внесение в законопроекты соответствующей статьи о признании задолженности перед федеральным бюджетом по клиентским налоговым платежам кредитных организаций безнадежной к взысканию и о ее списании, данное предложение не нашло своего отражения в бюджетном законодательстве.
     
     Не нашла своего отражения эта проблема и в рамках проводимой Минфином России и Минэкономразвития России работы по подготовке законопроекта о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах в целях совершенствования налогового администрирования.
     
     Вместе с тем одним из возможных вариантов ее решения, по мнению автора, могло бы стать внесение соответствующих изменений и дополнений в ст. 59 НК РФ и в постановление Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", учитывая, что вопросы списания безнадежных долгов по налогам и сборам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, урегулированы вышеуказанными документами.
     
     Применительно к данной ситуации заслуживает внимания и оценки с правовой точки зрения п. 7 Положения о порядке принятия решений о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням и суммам налоговых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по региональным и местным налогам и сборам в части задолженности перед бюджетом города Москвы, а также по арендным платежам за землю и нежилые помещения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16.08.2005 N 622-ПП "О списании безнадежной задолженности".
     
     Как следует из положений п. 7, а также п. 2 вышеуказанного Положения, руководитель Департамента финансов г. Москвы принимает решение о признании безнадежной к взысканию и о списании задолженности, образовавшейся у налогоплательщика по вине кредитных организаций, ликвидированных в порядке банкротства, на основании следующих документов:
     
     - копия решения арбитражного суда о признании банкротом кредитной организации, заверенная арбитражным судом в установленном порядке;
     
     - копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в отношении кредитной организации, заверенная арбитражным судом в установленном порядке;
     
     - копия решения арбитражного суда, вступившего в законную силу, которым установлено обстоятельство, свидетельствующее об исполнении налогоплательщиком надлежащим образом обязанности по уплате налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет  г. Москвы, заверенная арбитражным судом;
     
     - копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации на основании решения суда, заверенная в установленном порядке;
     
     - справка налогового органа, контролирующего внесение платежей в бюджет г. Москвы, по месту нахождения налогоплательщика о сумме налоговых платежей, не перечисленных ликвидированной кредитной организацией по поручению клиента в бюджет г. Москвы (по форме справки, приведенной в приложении к вышеуказанному Положению).
     
     После принятия решения о списании задолженности орган, контролирующий внесение платежей в бюджет г. Москвы, по месту постановки на учет организации вносит соответствующую запись в карточки лицевого счета регионального и местного налога, сбора, арендного платежа.
     
     Кроме того, предусматривается, что в случае пересмотра вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда, вынесенного в пользу налогоплательщика, о признании исполненной обязанности по уплате региональных и местных налогов, сборов, платежей по вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, предусмотренном главой 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ранее принятое решение о признании безнадежной к взысканию и о списании задолженности, образовавшейся у налогоплательщика по вине кредитной организации, ликвидированной в порядке банкротства, отменяется новым решением Департамента финансов г. Москвы на основании информации, представленной налоговым органом по месту постановки на учет налогоплательщика.