Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год"


Федеральный закон

от 26.12.2005 N 189-ФЗ

"О федеральном бюджете на 2006 год"


В.Р. Захарьин,

к.э.н.

     
     Принимаемый ежегодно федеральный закон о федеральном бюджете устанавливает порядок формирования доходной и исполнения расходной части федерального бюджета. Большая часть положений этого федерального закона рассчитана на специалистов органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также на управленческий персонал учреждений, финансируемых за счет федерального бюджета.
     
     Вместе с тем отдельными статьями и нормами данного федерального закона детализируется применение налогового и гражданского законодательства, регулирующего деятельность субъектов предпринимательской деятельности. Подобные нормы представляют несомненный интерес для работников бухгалтерских и иных управленческих служб хозяйствующих субъектов, так как прямо или косвенно влияют на размеры и направления использования денежных потоков и, следовательно, должны учитываться при составлении и уточнении документов бизнес-планирования, а также при анализе фактических результатов деятельности коммерческой организации, организации, находящейся полностью или частично на бюджетном финансировании, либо бюджетного учреждения.
     
     Так, Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (далее - Закон N 189-ФЗ) проиндексировал следующие показатели:
     
     - согласно ст. 18 Закона N 189-ФЗ минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 году, применяются в 2006 году с коэффициентом 1,6;
     
     - в соответствии со ст. 19 Закона N 189-ФЗ нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 году, применяются в 2006 году с коэффициентом 1,3, а нормативы, установленные в 2005 году, - с коэффициентом 1,08;
     
     - статьей 83 Закона N 189-ФЗ установлен в 2006 году размер индексации ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России", - 1,07. Таким образом, суммарная ежегодная выплата вышеуказанным категориям доноров равняется 6420 руб.
     
     Организации, испытывающие временные трудности со свободными денежными средствами, должны учитывать то, что согласно ст. 26 Закона N 189-ФЗ впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления вышеуказанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с вышеуказанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь. Иными словами, фактически определено, что задолженность по налоговым платежам должна списываться после второй очереди.
     

     Здесь же уместно напомнить, что Законом N 189-ФЗ внесены существенные изменения в ст. 64 ГК РФ, которой регулируется порядок удовлетворения требований кредиторов организации при ее ликвидации.
     
     Организациям, использующим заемные средства из федерального бюджета (или предполагающим использовать такие средства в 2006 году), следует учитывать положения ст. 90 Закона N 189-ФЗ, в соответствии с которыми кредиты предоставляются российским заемщикам из федерального бюджета при соблюдении следующих условий:
     
     1) отсутствие у заемщика, а также у его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по гарантиям, предоставленным Российской Федерации;
     
     2) предоставление заемщиком обеспечения исполнения обязательств по возврату кредитов в соответствии с п. 3 ст. 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).
     
     Кроме того, согласно ст. 61 Закона N 189-ФЗ использование бюджетных кредитов, предоставленных российским юридическим лицам, не по целевому назначению влечет наложение штрафа на юридическое лицо (получателя бюджетного кредита) в размере двойной ставки рефинансирования Банка России, действующей на период использования вышеуказанных бюджетных кредитов не по целевому назначению (до 25 декабря 2005 года - 13 %, после этой даты - 12 %). При этом периодом нецелевого использования бюджетных кредитов, предоставленных российским юридическим лицам, признается срок начиная со дня отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями предоставления бюджетного кредита, до дня их возврата в федеральный бюджет или направления для использования по целевому назначению.
     
     Впервые за последние несколько лет все налоговые поступления распределяются в 2006 году между бюджетами различных уровней в соответствии с БК РФ (ст. 6 Закона N 189-ФЗ). Поступления налогов и сборов в виде погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам) производятся по нормативам, утвержденным в отдельном приложении к Закону N 189-ФЗ.
     
     Непосредственно нормами Закона N 189-ФЗ регулируется распределение только отдельных видов иных доходов (см. таблицу ниже).
     

Вид доходов

Бюджет

Внебюджетные



 

феде- ральный

региональ- ный

мест- ный

фонды

Средства, полученные от распоряжения и реализации имущества во исполнение судебных решений об обращении имущества в федеральную собственность
     

100


 


 


 

Средства, полученные от распоряжения и реализации выморочного имущества, за исключением выморочного имущества, передаваемого в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований
     

100


 


 


 

Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации в части бюджетов государственных внебюджетных фондов
     


 


 


 

100


Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации налогах и сборах:

     

суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных ст. 116, 117 и 118, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135 и 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)
     

50


 

50


 

суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных п. 7 ст. 366 НК РФ
     


 

100


 


 

Суммы денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
     

50


 


 


 

Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства в части федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
     

100

100

100

100

Арендная плата за земельные участки до разграничения государственной собственности на землю, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков:

     

за земельные участки, расположенные в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
     


 


 

100


 

за земельные участки, расположенные в границах городских округов и городских поселений
     


 

50

50


 

за земельные участки, расположенные в границах сельских поселений и муниципальных районов по месту нахождения земельных участков на межселенной территории
     


 


 

100


 

Средства от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю:

     

за земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в федеральной собственности
     

100


 


 


 

за земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в собственности субъектов Российской Федерации
     


 

100



 


 

за земельные участки, на которых расположены иные объекты недвижимого имущества в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, поселений, городских округов и на межселенных территориях муниципальных районов
     


 


 

100


 

за иные земельные участки
     

15

35

50


 

то же, в Москве и Санкт-Петербурге
     


 

85


 


 

Стоимостный эквивалент от реализации доли прибыльной продукции государства по соглашению о разделе продукции "Сахалин-1"
     

50

50


 


 

Доходы от уплаты разовых и регулярных платежей при пользовании недрами на территории Российской Федерации:
     

разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии:
     

по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения)
     

100


 


 


 

по участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения
     


 

100


 


 

плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных Ископаемых и плата за геологическую информацию о недрах
     

100


 


 


 

сборы за выдачу лицензий на пользование недрами и сборы за участие в конкурсе (аукционе):

     

по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения)
     

100


 


 


 

по участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения
     


 

100


 


 

Доходы от уплаты регулярных платежей за пользование недрами, доходы от платы за договорную акваторию и участки морского дна при пользовании недрами на территории Российской Федерации

40

60



 


 

            
     В определенной мере можно считать льготными условия ст. 98 Закона N 189-ФЗ, действие которой распространяется не только на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, но и на юридических лиц: задолженность по уплате пеней, штрафов и процентов, начисленных за несвоевременное исполнение денежных обязательств перед Российской Федерацией в иностранной валюте, не взыскивается и подлежит списанию в случае полного исполнения других денежных обязательств заемщика, определенных договором (соглашением).
     
     Работникам и управленческому персоналу бюджетных учреждений следует обратить внимание на требования ст. 22 и 23 Закона N 189-ФЗ, которыми регулируется порядок использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, подразделениями Федеральной противопожарной службы, учреждениями аварийно-спасательных формирований противофонтанных военизированных частей, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов. Вышеуказанные организации зачисляют в полном объеме в доходы федерального бюджета суммы доходов после возмещения материальных и иных затрат, обусловленных условиями договоров.
     
     В соответствии со ст. 30 Закона N 189-ФЗ доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям федеральной почтовой связи Федерального агентства связи, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений.
     
     Таким образом, так же как и в 2005 году, средства, полученные перечисленными учреждениями от аренды, учитываются наравне с источниками бюджетного финансирования.
     

     Администрации бюджетных учреждений должны также обратить внимание на нормы ст. 106 и 107 Закона N 189-ФЗ, регулирующих порядок использования полученных средств в иностранной валюте от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступивших во временное распоряжение учреждения. Вышеуказанные средства должны учитываться исключительно на лицевых счетах учреждений, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.
     
     В соответствии со ст. 109 Закона N 189-ФЗ Федеральному казначейству и его территориальным органам предоставлено право приостанавливать операции по лицевым счетам получателей средств федерального бюджета при установлении факта незакрытия федеральными учреждениями счетов в валюте Российской Федерации, открытых им в учреждениях Банка России и кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
     
     Статьей 108 Закона N 189-ФЗ введен запрет на использование средств, полученных федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на создание других организаций. Напомним, что нормами гражданского законодательства (ГК РФ) подобный запрет не установлен.
     
     Наконец, рекомендуем читателям журнала обратить внимание на положения ст. 126 Закона N 189-ФЗ, которой (традиционно для законов о федеральном бюджете) приостанавливается действие некоторых ранее принятых законодательных актов.
     
     В частности, в 2006 году приостановлено действие следующих Федеральных законов (приводятся ссылки только на те законы, которые в той или иной степени касаются деятельности коммерческих организаций):
     
     - п. 6 ст. 36 Закона РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле", которым устанавливалось, что суммы штрафов, взысканные в соответствии с настоящей статьей вышеуказанного Закона, перечисляются в республиканский бюджет Российской Федерации (федеральный бюджет);
     
     - ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", которой установлено, что штрафы за нарушение правил, предусмотренных вышеупомянутым Законом, за исключением штрафов за превышение максимального веса транспортных средств или нагрузки на ось транспортных средств, направляются в равных долях в федеральный бюджет, а также в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого обнаружено такое нарушение. В соответствии со ст. 15 вышеуказанного Закона штрафы за превышение максимального веса транспортных средств или нагрузки на ось транспортных средств должны были направляться в федеральный или территориальный дорожные фонды в зависимости от принадлежности автомобильной дороги общего пользования либо в бюджет города, на территории которого обнаружено такое нарушение;
     
     - абзаца второго части второй ст. 9 Федерального закона от 29.07.1998 N 136-ФЗ  "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (далее - Закон N 136-ФЗ) в части разбивки на бюджет развития и текущий бюджет. Статья 9 Закона N 136-ФЗ, в частности, устанавливает основные условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг. Таким образом, если в вышеуказанных условиях соответствующая разбивка не определена, требования Закона N 136-ФЗ считаются в 2006 году выполненными;
     
     - Федерального закона от 04.02.1999 N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора";
     
     - ст. 12 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", которой регулируется распределение сумм штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг (20 % - в федеральный бюджет; 40 % - в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения регионального отделения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, принявшего решение о наложении штрафа либо составившего протокол об административном правонарушении в случае, если решение о наложении штрафа принято судом; 40 % - в бюджет субъекта Российской Федерации по месту совершения правонарушения);
     
     - абзаца второго п. 2 ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", которым допускается осуществление финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;
     
     - п. 4 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" - в части зачисления сумм поступлений от платы за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности в местные бюджеты;
     
     - п. 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" - в части распределения денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи федерального имущества, а также в части сроков перечисления в федеральный бюджет средств, полученных от покупателей в счет оплаты федерального имущества.