Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

     
     Н.Н. Белова
     
     С 1 января 2006 года для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения, установлен новый порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации.
     
     Может ли налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения на территории одного субъекта Российской Федерации, не переходить с 1 января 2006 года на новый порядок уплаты налога на прибыль, а производить распределение прибыли по месту нахождения каждого обособленного подразделения?
     
     Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, установлен ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, по месту своего нахождения без распределения вышеуказанных сумм по обособленным подразделениям.
     
     Пунктом 2 ст. 288 НК РФ установлено, что уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
     
     Вышеуказанные удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
     
     При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.
     
     Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо с иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со ст. 255 НК РФ. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения в общих расходах налогоплательщика на оплату труда.
     
     Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.
     
     Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
     
     Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" дополнил п. 2 ст. 288 НК РФ абзацем, которым предусмотрено, что если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации (ответственное обособленное подразделение), уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Таким образом, налогоплательщик имеет право не производить распределение прибыли по каждому обособленному подразделению, находящемуся на территории одного субъекта Российской Федерации. При этом он должен выбрать из нескольких обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, ответственное обособленное подразделение.
     
     Вышеуказанный порядок применяется с 1 января 2006 года.
     
     Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, определяется в данном случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации.
     
     В то же время в п. 2 ст. 288 НК РФ сохранена норма, предусматривающая уплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
     
     Следовательно, исходя из положений ст. 288 НК РФ налогоплательщику, имеющему несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, предоставлено право выбора: производить уплату налога на прибыль организаций в бюджет этого субъекта Российской Федерации по месту нахождения каждого обособленного подразделения или только по месту нахождения ответственного обособленного подразделения.
     
Д.В. Осипов
     
     Вправе ли уполномоченный представитель организации подписать декларацию по налогу на прибыль организаций за руководителя и (или) главного бухгалтера организации для ее представления в налоговый орган?
     
     В соответствии с подпунктом 2.1 п. 2 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585 (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2002, регистр. N 3196), достоверность и полнота сведений, приведенных в декларации по налогу на прибыль организаций (далее - декларация), подтверждается подписями руководителя и главного бухгалтера организации или уполномоченного представителя.
     
     Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, уполномоченный представитель, действующий на основании вышеуказанной доверенности, предусматривающей право подписи декларации за руководителя и главного бухгалтера организации (или одного из них), должен подписать ее по строке "Уполномоченный представитель" в Титульном листе декларации, а также в подразделах Раздела 1, предусмотренных формой декларации. При подписании декларации руководителем и главным бухгалтером организации для ее представления в налоговый орган подпись уполномоченного представителя не требуется.
     
     Как необходимо поступить организации, выплатившей дивиденды, в ситуации, при которой она удержала и уплатила большую, чем полагалось, сумму налога с дивидендов? Организация, распределив дивиденды, выплачивает их частями, в I, а затем в III квартале. Как организация должна в этом случае представлять Лист 03 декларации?
     
     Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
     
     Правила ст. 78 НК РФ применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов в соответствии с п. 11 ст. 78 настоящего Кодекса.
     
     Учитывая вышеизложенное, если выявляется излишне уплаченная сумма налога, подлежащая возврату налогоплательщику, функции по возврату налогоплательщику излишне уплаченных сумм налога возлагаются на налогового агента. При этом налоговый агент обязан представить в налоговый орган уточненную декларацию по форме, утвержденной приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614, где в строках 030, 040, 071, 072 Раздела А Листа 03 налоговой декларации отражаются уточненные суммы дивидендов.
     
     Изменение статуса налогоплательщика на дату распределения дивидендов приводит к изменению налоговой базы по налогу на прибыль с доходов в виде дивидендов и к необходимости уточнения исчисленной к уплате суммы этого налога, то есть к переплате.
     
     При этом сумма налога на прибыль по сроку уплаты, отраженная в подразделе 1.3 Раздела 1 декларации, приводится в Листе 03 декларации, что становится причиной уточнения показателя строки 090 Листа 03 декларации за конкретный налоговый период.
     
     Налогоплательщик представляет заявление о возврате налога, составленное в произвольной форме, в налоговый орган в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 3.1 п. 3 письма Минфина России от 25.02.2005 N 03-03-01-02/65 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 01.03.2005 N ММ-6-02/162@) налоговая база определяется в Листе 03 декларации применительно к каждому решению о распределении доходов от долевого участия. Факт выплаты дивидендов в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов не приводит к изменению расчета (Листа 03 декларации), осуществленного при распределении дивидендов.
     
     Учитывая вышеизложенное, если начисленные дивиденды были выплачены частично и сумма налога на прибыль была удержана при выплате данного дохода в I квартале, во II квартале выплат не производилось, а в III квартале вновь возобновилась выплата ранее начисленных дивидендов, организация заполняет и представляет за I квартал Лист 03 декларации с учетом начисленной и уплаченной суммы налога на прибыль в I квартале, а в декларации за 9 месяцев отражает в Листе 03 сумму начисленного и уплаченного налога на прибыль за III квартал с учетом ранее начисленной и уплаченной суммы налога (за I квартал).
     
     При этом обращаем внимание читателей журнала на то, что организация обязана представлять Лист 03 декларации, в котором зафиксировано распределение дивидендов (определяющее налоговую базу) по итогам тех отчетных (налоговых) периодов, в которых производились выплаты дивидендов акционерам, до полной выплаты дивидендов и удержания налога на прибыль.
     
     Например, уплаченная сумма налога на прибыль (в случае одной выплаты в I квартале) указывается в строках 100 и 110 Раздела А Листа 03, а также в строке 030 подраздела 1.3 Раздела 1 декларации. В свою очередь, при следующей выплате дивидендов в III квартале в Разделе А Листа 03 декларации за 9 месяцев в строке 110 приводится сумма налога, уплаченная в I квартале, в строке 120 - сумма, уплаченная в III квартале, а в строке 100, заполняемой нарастающим итогом, отражается сумма показателей строк 110 и 120. Одновременно в строке 030 подраздела 1.3 Раздела 1 декларации за 9 месяцев отражается сумма налога на прибыль, указанная в строке 120 Раздела А Листа 03 декларации.
     
     Как следует представлять организации в налоговый орган Лист 03 декларации в случае частичной выплаты дивидендов акционерам? Как правильно заполнить стоки 140 и 150 Раздела В Листа 03 декларации по налогу на прибыль?
     
     По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом согласно п. 4 ст. 287 НК РФ.
     
     Расчет налога на прибыль с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории Российской Федерации), процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов), отражается в Листе 03 декларации.
     
     Начисленные суммы дивидендов расшифровываются в Разделе В Листа 03 декларации.
     
     При выплате дивидендов нескольким организациям налоговый агент при представлении Листа 03 за отчетный (налоговый) период отражает в строке 010 Раздела А Листа 03 общую сумму дивидендов, подлежащую выплате (начисленную) всем организациям-акционерам, а в строке 070 Раздела А Листа 03 декларации - начисленную сумму дивидендов российским организациям, расшифровка которой производится по каждому получателю дохода и подлежит отражению в Разделе В Листа 03 декларации.
     
     Налоговый агент отражает в строке 150 Раздела В Листа 03 декларации сумму первой выплаты дивидендов (если дивиденды выплачиваются частями), подлежащую выплате (начисленную) одной организации-акционеру. При второй выплате в строке 150 Раздела В Листа 03 декларации будет отражаться сумма второй выплаты дивидендов, и так будет продолжаться до полной выплаты налоговым агентом дивидендов этой организации-акционеру. На каждую выплату налоговым агентом дивидендов организации-акционеру налоговый агент заполняет Раздел В Листа 03 декларации.
     
     При первой выплате частично выплачиваемых дивидендов налоговым агентом акционеру налоговый агент отражает в строке 140 Раздела В Листа 03 декларации дату первого перечисления (выплаты) дивидендов. Далее при второй и последующих выплатах дивидендов акционеру налоговый агент приводит в строке 140 Раздела В Листа 03 декларации дату второго перечисления (выплаты) дивидендов, и так будет продолжаться до полной выплаты дивидендов акционеру.
     
     Согласно подпункту 3.1 п. 3 письма Минфина России от 25.02.2005 N 03-03-01-02/65 налоговая база определяется в Листе 03 декларации применительно к каждому решению о распределении доходов от долевого участия. Факт выплаты дивидендов в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов не приводит к изменению расчета (Лист 03 декларации), осуществленного при распределении дивидендов.
     
     Таким образом, в случае частичной выплаты налоговым агентом дивидендов организации налоговый агент представляет в налоговые органы Лист 03 декларации, в том числе Раздел В Листа 03, за каждый отчетный (налоговый) период, в котором были осуществлены выплаты дивидендов, до полной выплаты ранее начисленных и отраженных в строке 010 Раздела А Листа 03 декларации дивидендов.
     
     При этом обращаем внимание читателей журнала на то, что налоговый агент обязан представлять Лист 03, в котором зафиксировано распределение дивидендов (определяющее налоговую базу) по итогам тех отчетных (налоговых) периодов, в которых производились выплаты дивидендов акционерам, до полной выплаты дивидендов и удержания налога.
     

Об обложении банков налогом на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина
     
     Правомерно ли включение в налоговую базу с 1 февраля 2002 года по 1 августа 2004 года расходов на формирование и доходов по восстановлению резервов по средствам, размещенным банком на корреспондентских счетах в кредитных организациях, если такие средства не относились к категории стандартной задолженности?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 291 НК РФ к расходам банка относятся суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию в порядке, установленном ст. 292 настоящего Кодекса.
     
     Согласно ст. 292 НК РФ суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Банком России в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Банком России, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.
     
     До 1 августа 2004 года порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам устанавливался инструкцией Банка России от 30.06.1997 N 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам", в которой средства, размещенные на корреспондентских счетах в кредитных организациях, не были поименованы в качестве приравненных к ссудам или ссудной задолженности.
     
     По нашему мнению, учитывая, что средства, размещенные на корреспондентских счетах, не были предназначены для кредитования, поскольку порядок их использования регулируется правилами главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), то и расходы на формирование резерва по средствам, размещенным на корреспондентских счетах, создававшихся в соответствии с Положением Банка России от 12.04.2001 N 137-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (утратило силу с 01.03.2004), не следовало учитывать при расчете налоговой базы банков по налогу на прибыль.
     
     Эта норма продолжает действовать и в настоящее время, поскольку Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" установлено, что при формировании резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности не учитываются:
     
     - отражаемые в бухгалтерском учете по рыночной стоимости финансовые активы, по которым осуществляется переоценка в соответствии с нормативными актами Банка России;
     
     - финансовые активы, являющиеся элементами расчетной базы в соответствии с Положением Банка России от 09.07.2003 N 232-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (введенного в действие взамен утратившего силу Положения Банка России от 12.04.2001 N 137-П).
     

О налоге на добавленную стоимость


О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Облагаются ли НДС денежные средства, безвозмездно полученные российской организацией от иностранного или российского учредителя?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Кроме того, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, если денежные средства, безвозмездно полученные российской организацией от иностранного или российского учредителя, не связаны с оплатой товаров (работ, услуг), реализуемых российской организацией, то они не включаются в налоговую базу по НДС.

Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     При ввозе на территорию Российской Федерации фруктозы для реализации оптом организация неправомерно уплатила таможенным органам НДС по налоговой ставке в размере 10 %. Какая ставка НДС применяется при реализации фруктозы на территории Российской Федерации?
     
     Перечень продовольственных товаров, операции по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 10 %, установлен подпунктом 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. В данный перечень включены продукты диабетического питания.
     
     Конкретный перечень кодов видов продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке в размере 10 %, устанавливается Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.
     
     В вышеуказанный перечень включена фруктоза химическая чистая, предназначенная только для диабетического питания (из кода 1702 50 000 0 "фруктоза химически чистая" Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности).
     
     Согласно п. 5 ст. 164 НК РФ при реализации товаров на территории Российской Федерации применяются ставки НДС в том же размере, что и при ввозе таких товаров на территорию Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, пониженная ставка НДС в размере 10 % применяется как при реализации на территории Российской Федерации фруктозы химически чистой для диабетического питания, так и при ввозе этого товара на территорию Российской Федерации.
     
     Как следует из вопроса, при ввозе на территорию Российской Федерации фруктозы в целях реализации не для диабетического питания (оптом) НДС был уплачен таможенным органам по налоговой ставке в размере 10 %, что неправомерно. В связи с этим при реализации вышеуказанного товара на территории Российской Федерации следует доначислить и уплатить в бюджет соответствующие суммы НДС по налоговой ставке в размере 18 %.

Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Правомерно ли требование налоговых органов об обложении НДС денежных средств, полученных налогоплательщиком на основании решения арбитражного суда за нарушение договорных обязательств в виде процентов за пользование чужими денежными средствами?
     
     Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
     
     На основании п. 8 ст. 154 НК РФ в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155-162 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, установленная в соответствии со ст. 153-158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Если суммы штрафов, пеней, неустоек исчисляются от цены договора и являются дополнительным доходом, полученным организацией в связи с нарушением исполнения обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то с вышеуказанных сумм должен быть исчислен и уплачен в бюджет НДС в общеустановленном порядке.
     
     В данном случае получение штрафов, пеней, неустоек хозяйствующим субъектом - налогоплательщиком должно рассматриваться в правовом отношении не как отвлеченное получение средств, а как суммы, поступающие налогоплательщику, непосредственно связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) в связи с невыполнением или просрочкой исполнения обязательств согласно заключенным договорам. Поскольку эти понятия и расчеты рассматриваются в неразрывном единстве выполнения одного и того же хозяйственного договора, требование налогового органа правомерно.
     
     При передаче товаров между филиалами выписывались счета-фактуры с НДС. Организация поставила в налоговой декларации к вычету НДС по "внутренним" счетам-фактурам. Почему налоговая инспекция не принимает к вычету суммы НДС по документам, выписанным одним филиалом другому? Правомерно ли это?
     
     Согласно п. 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
     
     Пунктом 8 вышеуказанных Правил установлено, что счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
     
     На основании вышеприведенного можно сделать вывод, что принятие к вычету сумм НДС по счетам-фактурам, выписанным филиалами и обособленными подразделениями друг другу по внутризаводской передаче товаров, не предусмотрено.
     
     Из вопроса следует, что налогоплательщик сослался в налоговой декларации не на счета-фактуры, полученные от поставщиков, а принимал к вычету суммы НДС по "внутренним" счетам-фактурам.
     
     Поэтому действия налоговой инспекции, отказавшейся принять к вычету суммы НДС по "внутренним" счетам-фактурам без предъявления счетов-фактур, полученных от поставщиков по приобретенным товарам (работам, услугам), правомерны.
     

Об обложении НДС при переходе налогоплательщиков на общий режим налогообложения

     
     О.А. Балашова
     
     Подлежат ли вычету суммы НДС, предъявленные продавцами по приобретенным для перепродажи товарам, материальным ресурсам и основным средствам, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые до перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения не были отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения?
     
     Порядок определения и признания расходов, уменьшающих налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения (в том числе сумм НДС по приобретенным товарам, работам и услугам), установлен ст. 346.16 и 346.17 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы НДС, предъявленные плательщику этого налога при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.
     
     Суммы НДС, предъявленные продавцами по приобретенным для перепродажи товарам и материальным ресурсам для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые до перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения не были отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения, подлежат вычету после перехода на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 171 и 172 НК РФ, начиная с первого налогового периода.
     
     Однако вычет сумм НДС по основным средствам, перечисленным в подпункте 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, в доле, приходящейся на остаточную стоимость основных средств в налоговом учете, после перехода налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения не производится, так как в соответствии с п. 1 ст. 172 настоящего Кодекса вычеты сумм НДС, предъявленных плательщику НДС при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, производятся в полном объеме после принятия данных основных средств на учет.
     

О налогообложении внешнеэкономической деятельности


С.В. Плужникова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     ЗАО заключило несколько контрактов  (в течение 2,5 лет) с иностранной компанией - резидентом Республики Узбекистан на шеф-монтажные, монтажные и пусконаладочные работы, которые производились на территории Республики Узбекистан с одним и тем же заказчиком. ЗАО обратилось в налоговые органы Республики Узбекистан с заявлением об освобождении от уплаты налога на доходы, получение которых связано с деятельностью на территории Республики Узбекистан, но получило отказ. Правомерны ли действия налоговых органов Республики Узбекистан?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения от 02.03.1994 между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества деятельность организации приводит к образованию постоянного представительства, если строительная площадка, строительный, монтажный либо сборочный объект или деятельность по техническому надзору, связанная с ними, существуют в течение периода, превышающего 12 месяцев.
     
     Строительная площадка может рассматриваться как отдельный субъект, даже если она основана на нескольких контрактах при условии, что она формирует единое коммерческое и географическое целое. В связи с тем что деятельность ЗАО, о котором идет речь в вопросе, осуществляется на одном и том же объекте в течение длительного времени (контракты заключались в течение 2,5 лет на одном и том же объекте), то, по нашему мнению, у налоговых органов Республики Узбекистан имелись основания рассматривать такую деятельность ЗАО на территории Республики Узбекистан как приводящую к образованию постоянного представительства, а доходы, полученные от такой деятельности, - подлежащими налогообложению в соответствии с вышеуказанным Соглашением.
     

О налоге на доходы физических лиц


Е.А. Глазунова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Имеет ли налогоплательщик право на получение социального налогового вычета по расходам на приобретение по направлению медицинского учреждения у торговой организации коронарного стента для проведения бесплатной операции в медицинском учреждении Российской Федерации, имеющем лицензию на осуществление медицинской деятельности? Использование коронарного стента при проведении операции подтверждено выписным эпикризом из истории болезни налогоплательщика.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (согласно перечню лекарственных средств, утверждаемому Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств (не более 38 000 руб.).
     
     По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается Правительством РФ.
     
     Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.
     
     Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 N 447-О "По жалобе гражданина Кокорина Олега Валерьевича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации" отмечено, что механизм социального налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в связи с оплатой медицинских услуг, предполагает, что соответствующая сумма должна быть уплачена, во-первых, самим налогоплательщиком за счет собственных средств, причем в течение налогового периода, за который вычет заявляется, во-вторых, только за медицинские услуги, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
     
     В случае оплаты лечения, в том числе дорогостоящего, при получении социального налогового вычета существенным является условие проведения лечения, а также наличия данной медицинской услуги или вида лечения в перечне, утверждаемом Правительством РФ.
     
     В рассматриваемом в вопросе случае для проведения операции по установке коронарного стента, относящейся к дорогостоящему лечению [согласно п. 9 перечня дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201], налогоплательщик приобрел на собственные средства коронарный стент, что подтверждается платежными документами. Поскольку операция была проведена бесплатно, в Справке об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации медицинским учреждением проставлен только код услуги "2", подтверждающий оказание дорогостоящей медицинской услуги. Вышеуказанное приобретение было сделано по направлению медицинского учреждения у сторонней организации, поскольку медицинское учреждение не располагало необходимыми материалами для проведения операции. Следовательно, налогоплательщику может быть предоставлен социальный налоговый вычет в сумме, направленной на приобретение коронарного стента.
     
     Предоставляется ли социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц налогоплательщику, оплатившему услуги по лечению бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения?
     
     Перечень медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержден постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201.
     
     Вышеуказанным постановлением утвержден также перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета.
     
     Лечение бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения не включено ни в один из вышеуказанных перечней.
     
     Таким образом, налогоплательщик, оплативший услуги по лечению бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения, по данным расходам не имеет права на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.
     
С.А. Колобов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 212 НК РФ не подлежит налогообложению материальная выгода, полученная налогоплательщиком в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты. Какие из следующих операций, проводимых с кредитными картами с использованием беспроцентного периода, можно совершать без исчисления налога на доходы физических лиц: оплата приобретаемого товара, оплата услуг, снятие наличных денежных средств (предоставление кредита)?
     
     В соответствии с п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение N 266-П) кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных карт, кредитных карт и предоплаченных карт.
     
     Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
     
     Согласно п. 2.8 Положения N 266-П кредитные организации при осуществлении эмиссии расчетных карт, кредитных карт могут предусматривать в договоре банковского счета, в кредитном договоре условие об осуществлении клиентом операций с использованием данных карт, сумма которых превышает:
     
     - остаток денежных средств на банковском счете клиента в случае невключения в договор банковского счета условия предоставления овердрафта;
     
     - лимит предоставления овердрафта;
     
     - лимит предоставляемого кредита, определенный в кредитном договоре.
     
     Расчеты по вышеуказанным операциям могут осуществляться путем предоставления клиенту кредита в порядке и на условиях, предусмотренных договором банковского счета или кредитным договором с учетом норм Положения N 266-П.
     
     При отсутствии в договоре банковского счета, в кредитном договоре условия предоставления клиенту кредита по вышеуказанным операциям погашение клиентом возникшей задолженности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Оплата приобретаемого товара (услуг), снятие наличных денежных средств, осуществляемые с использованием кредитной карты, не являются операциями (сделками) по предоставлению банковского кредита.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты.
     
     Таким образом, материальная выгода, полученная от вышеперечисленных операций с кредитными картами (в частности, оплата приобретаемого товара, услуг, снятие наличных денежных средств) в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
     
Н.И. Муравьева
     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц выплаты, производимые работнику за использование личного легкового транспорта для служебных поездок?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
     
     В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.
     
     При определении не облагаемых налогом на доходы физических лиц компенсационных выплат за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов для работников организаций, не финансируемых из средств бюджетов всех уровней, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы нормы компенсаций определены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
     
     Выплаты работникам производятся в случае, если их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.
     
     Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя предприятия, организации и учреждения, в котором устанавливаются размеры этой компенсации.
     
     Для получения компенсации работники представляют в бухгалтерию предприятия, учреждения, организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке, и ведут учет служебных поездок в путевых листах. Работнику, использующему личный легковой автомобиль для служебных поездок на основании доверенности собственника автомобиля, компенсация выплачивается в таком же порядке.
     
     Каков порядок предоставления профессиональных налоговых вычетов при вы-плате вознаграждений по авторскому договору и можно ли предоставить такой вычет при выплате вознаграждений за переиздание произведения?
     
     Согласно ст. 30 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон N 5351-1) имущественные права, указанные в ст. 16 этого Закона, могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных ст. 18-26 Закона N 5351-1. Передача имущественных прав может осуществляться на основании авторского договора о передаче исключительных прав или на основании договора о передаче неисключительных авторских прав.
     
     В соответствии со ст. 31 Закона N 5351-1 авторский договор должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и срок его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
     
     Вознаграждение в авторском договоре определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным способом.
     
     Согласно подпункту 3 ст. 221 НК РФ налогоплательщикам, получающим авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, при исчислении налоговой базы налоговым агентом предоставляется профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
     
     Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах установленных нормативов затрат.
     
     Вышеуказанный вычет предоставляется физическому лицу налоговым агентом при подаче письменного заявления.
     
     По договорам, предусматривающим выплату вознаграждений за создание автором научных или литературных произведений и передачу автором прав на издание и переиздание их произведений (без получения автором гонорара за переиздание), норматив затрат принимается в размере 20 % от суммы начисленного дохода. Если выплачивается вознаграждение за переиздание произведения, вычет по этому нормативу не предоставляется.
     

О специальных налоговых режимах


И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Индивидуальный предприниматель применяет с 1 января 2003 года упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы). В течение 2002 года он приобрел нежилое здание для использования в предпринимательской деятельности. До перехода на упрощенную систему налогообложения в возмещении уплаченного в цене здания НДС ему налоговым органом было отказано.
     
     По решению суда возмещение НДС было произведено налоговым органом в 2005 году.
     
     Обязан ли был индивидуальный предприниматель включить в 2005 году в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумму возмещенного ему НДС?
     
     В соответствии c п. 2 ст. 346.15 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачивавшемуся в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывали доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
     
     В целях главы 26.2 НК РФ в состав доходов от предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями включались все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, использовавшегося в процессе осуществления предпринимательской деятельности, стоимость такого имущества, полученного на безвозмездной основе, а также иные доходы от предпринимательской деятельности, аналогичные доходам, установленным ст. 250 настоящего Кодекса, и не включались доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что суммы возмещенного индивидуальному предпринимателю в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по решению суда НДС не относятся в вышеуказанных целях ни к доходам от реализации, ни к внереализационным доходам, они не подлежали включению данным налогоплательщиком в состав доходов, учитывавшихся при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     
     В 2003 году на территории субъекта Российской Федерации предпринимательская деятельность по оказанию автотранспортных услуг не подлежала переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     
     Налогоплательщики, осуществлявшие данный вид предпринимательской деятельности, применяли, в частности, упрощенную систему налогообложения.
     
     С 1 января 2004 года законом субъекта Российской Федерации предпринимательская деятельность по оказанию автотранспортных услуг была отнесена к видам предпринимательской деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход. Налогоплательщики, применявшие в 2003 году в отношении данного вида предпринимательской деятельности упрощенную систему налогообложения, были переведены с 1 января 2004 года на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     
     Сохранялось ли в этом случае за данными налогоплательщиками право на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения в отношении видов предпринимательской деятельности, не подпадавших под действие единого налога на вмененный доход, если к осуществлению таких видов предпринимательской деятельности они приступили с 1 января 2005 года и заявление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения с 1 января 2004 года в налоговые органы не подавали?
     
     Согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществлялся организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подавали заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествовавшего году, начиная с которого налогоплательщики переходили на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).
     
     Согласно п. 4 ст. 346.12 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, имели право применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
     
     Как следует из вопроса, в течение 2003 года на территории региона в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не применялась.
     
     Поэтому налогоплательщики, осуществлявшие данный вид предпринимательской деятельности, имели право применять упрощенную систему налогообложения.
     
     С введением с 1 января 2004 года на территории региона в отношении вышеуказанного вида предпринимательской деятельности системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход данные налогоплательщики обязаны были перейти на ее применение.
     
     При этом исходя из норм главы 26.2 НК РФ в сложившейся ситуации налогоплательщики не были обязаны уведомлять налоговые органы об отказе от применения упрощенной системы налогообложения. Следовательно, за ними сохранилось право на дальнейшее применение данного специального налогового режима в отношении видов предпринимательской деятельности, не подпадающих под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, независимо от периода, в котором они приступили к их осуществлению.
     

О государственной пошлине


А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     С какой стоимости (рыночной или инвентаризационной) должна уплачиваться государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество?
     
     В соответствии с подпунктом 22 п. 1 ст. 333.24 НК РФ за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
     
     - за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию:
     
     - детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя - 0,3 % стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 руб.;
     
     - другим наследникам - 0,6 % стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 руб.
     
     В ст. 333.25 НК РФ приведен перечень органов и организаций, уполномоченных осуществлять оценку недвижимого имущества, которая может быть использована при определении размера государственной пошлины за совершение нотариусами государственных нотариальных контор нотариальных действий.
     
     Однако порядок определения стоимости недвижимого имущества (за исключением земельных участков) для целей налогообложения ни НК РФ, ни другими федеральными законами не установлен.
     
     Таким образом, для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество (за исключением земельных участков) может применяться по выбору плательщика государственной пошлины с учетом местных условий как рыночная стоимость недвижимого имущества, определяемая организациями, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление оценочной деятельности (независимыми оценщиками), так и инвентаризационная стоимость, устанавливаемая организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества.
     
     Согласно ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается одобренный Правительством РФ проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", в котором предложено, в частности, дополнить подпункт 6 п. 1 ст. 333.25 НК РФ положением об исчислении государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество исходя из стоимости (инвентаризационной, рыночной или иной стоимости), указанной в документе, выдаваемом плательщику уполномоченными органами, организациями, специалистами-оценщиками (экспертами).
     
     Освобождаются ли налоговые органы в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины при подаче в суды общей юрисдикции кассационных жалоб, связанных с взысканием налогов и сборов?
     
     Нет, не освобождаются. Согласно подпункту 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче кассационной жалобы по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в размере 50 % размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
     
     На основании подпункта 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
     
     Положениями ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) определено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
     
     При этом положениями ГПК РФ регламентировано обращение в суды общей юрисдикции посредством исковых заявлений, заявлений, жалоб, представлений и ходатайств.
     
     Согласно подпункту 16 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции иски (а не обращения в форме жалоб) о взыскании задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом.
     
     Учитывая вышеизложенное, налоговые органы, являющиеся органами государственной власти, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ только в случае, если они обращаются в суды общей юрисдикции в качестве истцов с требованиями о взыскании задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
     
     Аналогичное толкование подпункта 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ дано также в определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2005 N КАС05-068 по частной жалобе представителя Федеральной службы по финансовым рынкам об отмене определения Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2005 о возвращении кассационной жалобы (п. 1 части 1 ст. 342