Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге


О земельном налоге

     
     Н.В. Голубева,
Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

    
Об определении налоговой базы по земельному налогу

     
     Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном земельном кадастре. Государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов осуществляет Роснедвижимость, которая также организует ведение государственного земельного кадастра, создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости, осуществляет государственный земельный контроль, предоставляет заинтересованным лицам сведения государственного земельного кадастра.
     
     Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316.
     
     В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база по земельному налогу устанавливается отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, если налогоплательщиками по данным земельным участкам признаются разные лица или по ним установлены различные налоговые ставки.
     
     Самостоятельно налоговую базу определяют организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
     
     При обложении земельным налогом для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму - в размере 10 000 руб., приходящуюся на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. К таким физическим лицам относятся:
     
     - Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
     

     - инвалиды I и II группы, установленной до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности;
     
     - инвалиды с детства;
     
     - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий;
     
     - лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" и от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
     
     - лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, в ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
     
     - лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь либо ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
     
     В этой связи если индивидуальный предприниматель подает налоговую декларацию по земельному налогу в отношении земельного участка, используемого в предпринимательской деятельности, то при определении налоговой базы индивидуальный предприниматель, имеющий право на льготу по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, установленную в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ, из кадастровой стоимости земельного участка вычтет сумму в размере 10 000 руб.
     
     Налогоплательщикам также следует иметь в виду, что ст. 393 НК РФ установлены правила определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в собственности. При этом земельные участки подразделяются на участки, находящиеся в общей долевой и в общей совместной собственности. В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. Что касается земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, то налоговая база устанавливается для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
     
     Если организация приобретает здание, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, и налоговая база будет определяться пропорционально его доле в праве собственности на этот земельный участок. Если несколько лиц покупают здание, то налоговая база определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на это здание.
     

     Налоговая база устанавливается как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом налоговых льгот, и рассчитывается:
     
     - как разность значений кадастровой стоимости земельного участка и не облагаемой налогом суммы при определении налога организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на льготы по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, установленные п. 2 ст. 387 или п. 5 ст. 391 НК РФ;
     
     - как разность значений кадастровой стоимости земельного участка и суммы налоговой льготы при определении налога организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на налоговые льготы по земельному налогу в виде полного освобождения от налогообложения, установленные в соответствии со ст. 395 и п. 2 ст. 387 НК РФ;
     
     - как разность значений кадастровой стоимости земельного участка и произведения значений соответствующей кадастровой стоимости земельного участка, доли не облагаемой налогом площади земельного участка и коэффициента использования налоговой льготы -  в случае исчисления налога организациями и индивидуальными предпринимателями в отношении доли не облагаемой налогом площади земельного участка. В этом случае применяется следующая формула:
          



     где - кадастровая стоимость;
     
     - доля не облагаемой налогом площади земельного участка;
     
     - коэффициент использования налоговой льготы.
     
     Коэффициент использования налоговой льготы устанавливается как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения вышеуказанного права принимаются за полный месяц. Коэффициент использования налоговой льготы рассчитывается по следующей формуле:
          



          где - коэффициент использования налоговой льготы;
     
      - количество месяцев, в течение которых отсутствует право на налоговую льготу в налогом (отчетном)   периоде;
     
      - общее количество календарных месяцев налогового периода.
     
     Если налог исчисляется организациями и индивидуальными предпринимателями в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой, общей совместной собственности, а также если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база определяется:
     
     - как разность произведения значений соответствующей кадастровой стоимости земельного участка и доли налогоплательщика в праве на земельный участок и значения соответствующей не облагаемой налогом суммы (п. 2 ст. 387 и п. 5 ст. 391 НК РФ) по формуле:
          



     - как разность произведения значений соответствующей кадастровой стоимости земельного участка и доли налогоплательщика в праве на земельный участок и значения соответствующей суммы налоговой льготы (п. 2 ст. 387 и ст. 395 НК РФ ) по формуле:
          


     
     - как разность произведений значений соответствующей кадастровой стоимости земельного участка и доли налогоплательщика в праве на земельный участок, а также соответствующей кадастровой стоимости земельного участка, доли налогоплательщика в праве на земельный участок, доли не облагаемой налогом площади земельного участка (п. 2 ст. 387 и п. 8 ст. 395 НК РФ) и коэффициента использования налоговой льготы по формуле:
          


     
     где - кадастровая стоимость земельного участка;
     
      - доля налогоплательщика в праве на земельный   участок;
     
     - коэффициент использования налоговой льготы;
     
     - не облагаемая налогом сумма;
     
     - сумма налоговой льготы;
     
     - доля не облагаемой налогом площади земельного участка.
     
     Сумма налога за налоговый период рассчитывается как произведение налоговой базы, налоговой ставки, соответствующей конкретной категории земельного участка, и коэффициента использования земельного участка, деленное на сто.
     
     При этом следует напомнить читателям журнала, что коэффициент использования земельного участка применяется для исчисления земельного налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода. Этот коэффициент устанавливается как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение (прекращение) у налогоплательщика в течение налогового периода вышеуказанного права на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения права. Если возникновение (прекращение) этих прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения данного права. Значение коэффициента использования земельного участка применяется для исчисления земельного налога в десятичных дробях с точностью до сотых долей. Если земельный участок использовался в течение всего налогового периода (12 месяцев), то для исчисления налога коэффициент использования земельного  участка принимается за единицу.
     

Об уплате земельного налога военнослужащими - членами садоводческих товариществ

     
     Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 66-ФЗ садоводческое товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации.
     
     Согласно п. 4 ст. 14 Закона N 66-ФЗ после государственной регистрации земельный участок предоставляется бесплатно садоводческому товариществу первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого товарищества предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена такого товарищества. Земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.
     
     Вопросы обложения земельным налогом садоводческих товариществ регламентировались до 2006 года Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1  "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1), в соответствии со ст. 15 которого основанием для установления земельного налога являлся документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
     
     До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам садоводческих товариществ плательщиками земельного налога являлись товарищества, которые представляли налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы.
     
     При этом начисление земельного налога производилось со всей площади земельного участка товарищества, в том числе и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии с Законом N 1738-1 были предоставлены льготы. При этом льготы, предусмотренные ст. 12 Закона N 1738-1 для граждан, за земли общего пользования, предоставленные садоводческому товариществу, не применялись.
     
     При получении членами садоводческих товариществ свидетельств на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога производилось в отношении их налоговыми органами.
     
     В соответствии с Законом N 1738-1 военно-служащим предоставлялась льгота по земельному налогу. В этой связи, если они являлись членами садоводческих товариществ, то начисление налога производилось со всей площади земельного участка садоводческого товарищества, в том числе с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за военнослужащими. Однако Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" были внесены изменения в Закон N 1738-1 в части исключения военнослужащих из льготной категории граждан.
     
     С 1 января 2006 года на всей территории Российской Федерации действует глава 31 "Земельный налог" НК РФ, а Закон N 1738-1 (за исключением ст. 25) утратил силу. Земельный налог является местным. В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ он вводится на территории муниципального образования нормативным актом представительного органа власти муниципального образования и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     В этой связи в 2006 году за земельные участки, используемые физическими лицами - членами садоводческих товариществ, в том числе военнослужащими, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки, и документов, их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный налог должен взиматься с вышеуказанных лиц в общеустановленном порядке, то есть посредством направления им налоговых уведомлений на уплату земельного налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами местного самоуправления.
     
     В перечне физических лиц, для которых предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ), военнослужащие не указаны, кроме тех, которые относятся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий.
     

     Льгота военнослужащим может быть предусмотрена в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований (законах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (ст. 387 НК РФ).