Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение внешнеэкономической деятельности

     

Налогообложение внешнеэкономической деятельности


О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
          

Налогообложение операций между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

     Российская организация (комитент), состоящая на налоговом учете в Калининградской области, приобретает через комиссионера товары белорусского происхождения, которые ввозятся на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области с территории Республики Беларусь через территорию Литовской Республики. Распространяется ли на российскую организацию (комитента) обязанность по уплате НДС в отношении вышеуказанных товаров в соответствии с нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов?
     
     Согласно ст. 3 Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение от 15.09.2004) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь НДС взимается в Российской Федерации, за исключением товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации, перемещаемых транзитом, а также товаров, не подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации налогообложению при ввозе на российскую территорию.
     
     Перечень товаров, не подлежащих обложению НДС при ввозе на территорию Российской Федерации, установлен ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). При этом товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - ОЭЗ), в данный перечень не включены.
     
     Следовательно, белорусские товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с территории Республики Беларусь и не освобождаемые от налогообложения на основании ст. 150 НК РФ, подлежат обложению НДС в порядке, предусмотренном Соглашением от 15.09.2004.
     
     Так, в соответствии с нормами Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение о порядке взимания косвенных налогов), являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004, взимание НДС по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, осуществляется налоговым органом по месту постановки на учет налогоплательщика, приобретающего вышеуказанные товары.
     
     Таким образом, в случае приобретения через комиссионера белорусских товаров, ввозимых на территорию ОЭС с территории Республики Беларусь и не освобождаемых от налогообложения на основании ст. 150 НК РФ, обязанность по уплате НДС возлагается на российскую организацию (комитента).
     
     Российская организация (комитент), применяющая упрощенную систему налогообложения, реализует товары российского происхождения на территорию Республики Беларусь через комиссионера. Обязана ли российская организация (комитент) регистрировать в этом случае счета-фактуры, выставляемые комиссионером белорусскому покупателю, в налоговом органе по месту учета?
     
     Согласно п. 2 Порядка проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах, утвержденного приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н, налогоплательщик, являющийся собственником товара, реализуемого на территорию Республики Беларусь, обращается в налоговый орган по месту учета для проставления отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами для белорусских покупателей. При этом собственник товара представляет в налоговый орган заявление произвольной формы о проставлении отметок на счетах-фактурах и соответствующие счета-фактуры.
     
     Из положений п. 2 вышеуказанного Порядка следует, что при реализации товаров в Республику Беларусь через комиссионера собственник товаров (комитент), в том числе применяющий упрощенную систему налогообложения, который в данном случае не является продавцом товаров для белорусского покупателя, регистрирует в налоговом органе по месту учета счета-фактуры, составленные российским продавцом (комиссионером).
     
     Российская организация имеет зарегистрированный на территории Республики Беларусь филиал, который является плательщиком НДС. Головная организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации, передает белорусскому филиалу товары собственного производства для реализации на территории Республики Беларусь, в связи с чем она вывозит российские товары с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь. Применяются ли в отношении вышеуказанных товаров положения Соглашения от 15.09.2004?
     
     Согласно нормам Соглашения от 15.09.2004 данный нормативный акт распространяется на операции по реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.
     
     При вывозе головной организацией, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, товаров собственного производства с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь и при передаче данных товаров филиалу, расположенному на территории Республики Беларусь, для последующей реализации на территории Республики Беларусь между головной организацией и ее филиалом отсутствует операция по реализации. В связи с этим нормы Соглашения от 15.09.2004 в этом случае применяться не должны.
     
     На основании договора комиссии российская организация поручает представительству другой российской организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, реализовать российские товары, вывозимые с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь. Возможно ли для российской организации в этом случае применение налоговой ставки НДС в размере 0 % в отношении вышеуказанных товаров в порядке, предусмотренном Соглашением от 15.09.2004?
     
     В соответствии с положениями Соглашения от 15.09.2004 при вывозе товаров, реализуемых плательщиками НДС, с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны применяется налоговая ставка НДС в размере 0 % при условии документального подтверждения факта ввоза товаров и уплаты НДС на территории государства другой Стороны.
     
     Таким образом, российская организация, реализующая товары на территорию Республики Беларусь через представительство другой российской организации, зарегистрированное на территории Республики Беларусь, по договору комиссии, вправе применить нормы Соглашения от 15.09.2004, предусматривающие применение налоговой ставки НДС в размере 0 % в отношении операций по реализации российских товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь.
     
     Российская организация (комитент) реализует товары российского происхождения на территорию Республики Беларусь через комиссионера. Какая налоговая ставка НДС указывается в счетах-фактурах, выставляемых комитентом комиссионеру?
     
     Согласно ст. 2 Соглашения от 15.09.2004 при экспорте товаров применяется налоговая ставка НДС в размере 0 % при условии документального подтверждения факта экспорта.
     
     На основании ст. 1 Соглашения от 15.09.2004 под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых плательщиками косвенных налогов, с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.
     
     Следовательно, при реализации российскими налогоплательщиками товаров российского происхождения, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, применяется налоговая ставка НДС в размере 0 % при условии документального подтверждения вышеуказанного фактического вывоза товаров.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае реализации данных товаров российского происхождения через комиссионера российская организация (комитент) выставляет комиссионеру счета-фактуры с указанием налоговой ставки НДС в размере 0 %.
     
     Российская организация (комитент) реализует товары российского происхождения на территорию Республики Беларусь через комиссионера и выставляет комиссионеру счет-фактуру. Следует ли в этом случае передавать данный счет-фактуру белорусскому покупателю одновременно со счетом-фактурой, который выставляется белорусскому покупателю комиссионером?
     
     Нормами Соглашения от 15.09.2004 и Положения о порядке взимания косвенных налогов не предусмотрена передача белорусскому покупателю счетов-фактур, которые российский комитент выставляет российскому комиссионеру, в случае реализации товаров российского происхождения на территорию Республики Беларусь через комиссионера.
     
     Таким образом, счета-фактуры, выставленные российской компанией (комитентом) комиссионеру, белорусскому покупателю не передаются в случае реализации товаров российского происхождения по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров белорусскому покупателю от имени комиссионера.
     
     Российская организация (комитент) реализует товары российского происхождения на территорию Республики Беларусь на основании договора комиссии с российской организацией. Какие данные должен содержать счет-фактура, который российская организация (комитент) выставляет российской организации (комиссионеру)?
     
     Нормами Соглашения от 15.09.2004 и Положения о порядке взимания косвенных налогов не предусмотрен особый порядок выставления счетов-фактур в отношении товаров российского происхождения, реализуемых на территорию Республики Беларусь.
     
     Порядок оформление счетов-фактур, выставляемых российскими налогоплательщиками в отношении вышеуказанных товаров, осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Так, согласно п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, при реализации товаров по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров от имени комиссионера, комитент выставляет комиссионеру счет-фактуру, в котором он отражает показатели счета-фактуры, выставленного комиссионером покупателю.
     
     Таким образом, в случае реализации товаров российского происхождения по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров на территорию Республики Беларусь от имени комиссионера, российская организация (комитент) выставляет российской организации (комиссионеру) счет-фактуру, в котором она отражает показатели счета-фактуры, выставленного российским комиссионером белорусскому покупателю.
     
     Российская организация (комиссионер) ввезла по поручению российской компании (комитента) на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь товар белорусского происхождения и при ввозе уплатила НДС, хотя в соответствии с нормами Соглашения от 15.09.2004 обязанность по уплате НДС возлагается в этом случае на комитента. Каков порядок возврата из бюджета вышеуказанных сумм налога?
     
     Суммы НДС, излишне уплаченные российской организацией (комиссионером) в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь в соответствии с договором комиссии, предусматривающим приобретение товаров белорусского происхождения для российской организации (комитента), подлежат возврату в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
     
     Белорусская организация имеет на территории Российской Федерации свое представительство, зарегистрированное в качестве налогоплательщика. Представительство ввозит на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь товары, произведенные белорусской организацией, для последующей реализации на территории Российской Федерации. Следует ли представительству белорусской организации уплачивать в этом случае НДС по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации?
     
     Согласно нормам Соглашения от 15.09.2004 обязанность по уплате НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, возложена на налогоплательщиков, приобретающих такие товары. В связи с этим в случае ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь представительством белорусской организации, зарегистрированным на территории Российской Федерации в качестве плательщика НДС, действующим в интересах белорусской организации, НДС представительством белорусской организации не уплачивается.
 

Определение места реализации работ (услуг)

     Российская организация по поручению и за счет средств иностранной компании осуществляет работы и услуги по доставке цветов для подарков на территории Российской Федерации и за ее пределами. Применяются ли к таким операциям положения ст. 161 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ, на основании которых место реализации работ (услуг) по доставке, в том числе цветов для подарков, определяется по месту деятельности организации, выполняющей такие работы (услуги).
     
     В связи с тем что организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации, местом реализации вышеуказанных работ (услуг) признается территория Российской Федерации и такие работы (услуги) подлежат обложению НДС.
     
     Что касается положений ст. 161 НК РФ, предусматривающих порядок применения НДС при реализации товаров (работ, услуг), осуществляемых иностранными лицами, то положения данной  статьи Кодекса в отношении операций по реализации работ (услуг), осуществляемых российскими налогоплательщиками, не применяются.
     
Т.Я. Кобзева,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

Зачет налога на прибыль, удержанного на территории Республики Беларусь

     Российская организация оказывала услуги на территории Республики Беларусь, не имея в этом государстве постоянного представительства. При оплате за оказанные услуги белорусская организация недоплатила российской организации 15 % суммы причитающегося российской организации дохода, мотивируя свое решение тем, что удержала налог на доходы иностранных юридических лиц на территории Республики Беларусь. Правомерно ли белорусская организация недоплатила 15 % за выполненные российской организацией работы?
     
     В соответствии со ст. 20 Соглашения от 21.04.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение от 21.04.1995), если лицо с постоянным местопребыванием в Российской Федерации получает доход в Республике Беларусь, который согласно положениям Соглашения может облагаться налогом в Республике Беларусь, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в Республике Беларусь, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога в Российской Федерации на такой доход, рассчитанного в соответствии с ее налоговым законодательством и правилами.
     
     Следовательно, сумма налога на прибыль, удержанная источником выплаты доходов в Республике Беларусь, может быть засчитана в Российской Федерации, если доходы налогоплательщика подлежали налогообложению согласно положениям Соглашения от 21.04.1995 в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
     
     В этом случае согласно п. 3 ст. 311 НК РФ российская организация получает право на зачет суммы налога, уплаченной ею с доходов от источника в Республике Беларусь в соответствии с законодательством данного государства, при уплате налога на прибыль в Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы налога, выплаченной за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате этой организацией в Российской Федерации.
     
     При этом зачет налога на прибыль, предусмотренный Соглашением от 21.04.1995, производится на основании представленных российской организацией налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@, и предусмотренного п. 3 ст. 311 НК РФ подтверждения налогового агента, выплачивающего доход.
     
     При этом налогоплательщикам следует также учитывать, что данный зачет может быть предоставлен в отношении налога, уплаченного (удержанного) в Республике Беларусь только с доходов, которые являются доходами от источников в данном государстве. Зачет не может быть предоставлен по налогу, удержанному в Республике Беларусь при выплате доходов, которые относятся к доходам от источников в Российской Федерации и соответственно не являются доходами от источников в Республике Беларусь.
     
     Таким образом, если российская организация оказывала услуги на территории Российской Федерации в пользу резидента Республики Беларусь, то доходы, полученные от реализации таких услуг, являются доходами от источников в Российской Федерации, выплата которых осуществлялась данным резидентом Республики Беларусь, в связи с чем они подлежат налогообложению в Российской Федерации.
     
     В этом случае зачет налога, удержанного резидентом Республики Беларусь с доходов российской организации от оказания услуг, источником которых является Российская Федерация, при определении налоговой базы по налогу на прибыль в Российской Федерации неправомерен, и вышеуказанная российская организация должна обратиться в налоговый орган Республики Беларусь за возвратом неправомерно удержанного в этом государстве налога с документами, подтверждающими получение дохода за услуги, оказанные на территории Российской Федерации.
     

Возможность регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранного гражданина, не имеющего места проживания в Российской Федерации

     Может ли гражданин Республики Беларусь, который не имеет места проживания в Российской Федерации, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя?
     
     Под государственной регистрацией индивидуального предпринимателя понимается внесение в государственный реестр сведений о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также внесение иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
     
     Таким образом, в соответствии с вышеприведенным определением понятие "государственная регистрация индивидуальных предпринимателей" охватывает не один, а три вида административных актов, которые являются индивидуальными правовыми актами, актами применения права, не имеющими нормативного значения и направленными на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного лица и вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. В отличие от нормативных правовых актов, индивидуальные акты не устанавливают, не изменяют и не отменяют общеобязательные долгосрочные правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Данные акты совершаются путем внесения соответствующих сведений о физическом лице в государственный реестр.
     
     К актам государственной регистрации индивидуальных предпринимателей относятся:
     
     - правообразующие акты, устанавливающие юридический факт приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя (акты государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей);
     
     - правопрекращающие акты, устанавливающие юридический факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей (акты государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей);
     
     - правоизменяющие акты, которые фиксируют изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в государственном реестре.
     
     Несмотря на то что три вышеназванные вида административных актов не являются нормативными, они все же содержат общеобязательный элемент. Граждане и юридические лица, государственные, муниципальные и иные органы и организации, вступающие в правовые отношения с физическими лицами, в отношении которых совершен акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя, обязаны согласовывать свои действия с содержанием соответствующего административного акта.
     
     Порядок совершения указанных актов определяется общими правилами ст. 1-3 главы I, ст. 4-7 главы II, ст. 8, 9, 11 главы III и специальными нормами ст. 22.1-22.3 главы VII.1 Закона N 129-ФЗ, а также подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение этого Закона.
     
     Моментом государственной регистрации, то есть моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается документом установленной формы, которая зависит от содержания конкретного акта государственной регистрации. Эти формы определены в п. 5 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
     
     Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:
     
     - свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001;
     
     - свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004;
     
     - свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р65001;
     
     - свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., по форме N Р67001.
     
     Регистрирующий орган, совершивший акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю соответствующий документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записи в государственный реестр).
     
     Государственная регистрация осуществляется налоговым органом, который является, по сути, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
     
     За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
     
     Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении ими деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом N 129-ФЗ, вносятся регистрирующими органами в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, который является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Термин "федеральный" указывает на то, что на всей территории Российской Федерации используются единые методы и способы ведения вышеуказанного Реестра, предъявляются единые требования к оформлению записей в нем и к документам, на основе которых вносятся эти записи. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей находится во взаимодействии с другими федеральными информационными ресурсами.
     
     Принципы ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, его содержание, правила и условия предоставления содержащихся в нем сведений и документов определяются в соответствии со ст. 4-7 Закона N 129-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила ведения Единого государственного реестра), в соответствии с которыми ФНС России и ее территориальные органы формируют и ведут вышеназванный Реестр на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
     
     Записи вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в Реестр.
     
     Документы, относящиеся к государственной регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, которое является частью Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
     
     В ст. 8, 9 и 11 Закона N 129-ФЗ установлены общие правила о сроке и месте регистрации, порядке представления документов при государственной регистрации, решении о государственной регистрации. Они имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, и применяются во всех случаях, когда осуществляются акты государственной регистрации индивидуальных предпринимателей согласно правилам ст. 22.1-22.3 Закона N 129-ФЗ.
     
     При этом в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Данная норма сформулирована как императивная, не предполагающая иных вариантов определения места государственной регистрации; толковать ее расширительно недопустимо. Поэтому лица, не имеющие определенного места жительства, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Если вышеуказанные лица намерены заниматься предпринимательской деятельностью, они должны так или иначе решать вопрос с определением места жительства в Российской Федерации. Норма п. 3 ст. 8 Закона N 129-ФЗ направлена на защиту контрагентов индивидуального предпринимателя от возможных недобросовестных действий. Во-первых, место жительства - важный идентифицирующий признак, такой же, как и имя гражданина - индивидуального предпринимателя  (в соответствии с п. 26 Правил ведения Единого государственного реестра сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются по запросу физического лица при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность, в виде выписки из Реестра по форме, установленной в приложении N 6 к Правилам), во-вторых, место жительства гражданина определяет подсудность рассмотрения дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
     
     Отсюда следует, что возможность зарегистрироваться гражданину - резиденту Республики Беларусь, не имеющему места проживания на территории Российской Федерации, исключена.
     
     Других норм и правил в отношении государственной регистрации иностранных граждан, намеревающихся осуществлять деятельность в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей, не предусмотрено.


Налогообложение процентов за пользование денежными средствами

     По решению Арбитражного суда ООО взыскало с организации-поставщика за нарушение договорных обязательств штрафные санкции в виде процентов за пользование денежными средствами. Налоговая инспекция потребовала включить полученные суммы в декларацию по НДС. Правомерно ли требование налоговой инспекции?
     
     Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ налоговая база по НДС определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной форме и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.     


     В рассматриваемом случае получение штрафов, пеней, неустоек хозяйствующим субъектом - налогоплательщиком должно рассматриваться в правовом отношении не как отвлеченное получение средств, а как суммы, поступившие в связи с расчетами по оплате товаров или просрочкой исполнения обязательств согласно заключенным договорам. Поэтому требование налоговой инспекции правомерно.