Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль

         

О налоге на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     

Списание дебиторской задолженности

     У организации образовалась непогашенная дебиторская задолженность с 1 октября 2001 года в виде перечисленного согласно условиям договора аванса за оборудование, которое так и не поступило. Организация не создавала по вышеуказанной задолженности резерв по сомнительным долгам. В судебном порядке дебиторская задолженность не истребовалась.
     
     В настоящее время срок исковой давности по вышеуказанной дебиторской задолженности истек.
     
     Вправе ли организация списать сумму дебиторской задолженности на внереализационные расходы как убытки от безнадежных долгов?
     
     Организация имеет с 1 октября 2001 года дебиторскую задолженность по выплаченным авансам по договору поставки за оборудование.
     
     Согласно ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" суммы выплаченных авансов по договорам на поставку за товары (работы, услуги) не подлежали включению в налоговую базу переходного периода по налогу на прибыль.
     
     В соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденными приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н соответственно, в целях бухгалтерского учета выплаченные авансы по поставленным товарам (работам, услугам) не признаются доходами (расходами). В аналогичном порядке согласно положениям ст. 251 и 270 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) выданные авансы по договорам поставки товаров (работ, услуг) не признаются в целях налогообложения прибыли доходами (расходами) организации.
     
     Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам в целях налогообложения прибыли приравниваются суммы безнадежных долгов.
     
     Таким образом, по истечении срока исковой давности (то есть 1 октября 2004 года) организация была вправе списать в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль сумму дебиторской задолженности в виде выплаченного аванса по договору поставки оборудования как безнадежный долг, если она предпринимала все необходимые действия для взыскания этого долга.
     

     Согласно ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
     

Учет капитальных вложений

     Организация осуществила капитальные вложения в арендованное имущество и ввела в эксплуатацию помещение в декабре 2005 года. Может ли она принять в 2006 году в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, амортизацию по капитальным вложениям в арендованное имущество?
     
     В соответствии со ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в случае, если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, он имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
     
     Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
     
     В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2006 года амортизируемым имуществом также признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.
     
     Таким образом, с 1 января 2006 года капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя в арендованные основные средства в форме неотделимых улучшений, подлежат амортизации и соответственно признаются расходами арендатора в целях налогообложения.
     
     Капитальные вложения арендатора в арендованное амортизируемое имущество в форме неотделимых улучшений, произведенных до 1 января 2006 года, не подлежат амортизации для целей налогообложения.
     

Учет расходов по договорам подряда

     В связи с производственной необходимостью организация заключила договор подряда с состоящим в штате сотрудником, находящимся в очередном отпуске.
     
     Вправе ли организация учитывать расходы по договорам подряда, заключенным с работниками организации, в целях налогообложения как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании подпункта 49 п. 1 ст. 264 НК РФ?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ для целей налогообложения принимаются расходы организации, если такие расходы экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Главой 25 НК РФ предусмотрено заключение со сторонними организациями гражданско-правовых договоров (в том числе договоров подряда) на выполнение работ.
     
     Так, согласно п. 21 ст. 255 НК РФ в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли учитываются расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями.
     
     В соответствии с подпунктом 41 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации.
     
     При заключении вышеуказанных договоров гражданско-правового характера организация как работодатель может предусмотреть и выплату вознаграждения.
     

Учет безнадежных долгов

     Права ли организация, списавшая безнадежные долги, по которым истек срок исковой давности, на убытки в составе внереализационных расходов независимо от факта ведения претензионной работы?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
     
     Дебиторская задолженность выявляется в результате проводимых организацией инвентаризаций, и ее наличие подтверждается соответствующими первичными документами.
     
     Кроме того, организация должна документально подтвердить факт истечения срока исковой давности по дебиторской задолженности и признания дебиторской задолженности безнадежной.
     
     При наличии соответствующего документального подтверждения организация имеет право признать безнадежные долги, по которым истекли сроки исковой давности, в целях налогообложения убытками и списать в составе внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 265 НК РФ при условии, что данные безнадежные долги не списаны за счет резерва по сомнительным долгам.
     

Налогообложение кредитного потребительского кооператива

     Должна ли некоммерческая организация "Кредитный потребительский кооператив граждан" уплачивать налог на прибыль с сумм процентов по предоставляемым пайщикам кооператива займам, учитывая, что кредитный потребительский кооператив граждан не имеет доходов от предпринимательской деятельности?
     
     В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" в кредитном потребительском кооперативе граждан в обязательном порядке создается фонд финансовой взаимопомощи, который является источником займов, предоставляемых членам этого кооператива.
     
     Часть фонда финансовой взаимопомощи, предназначенная для выдачи займов на предпринимательские цели, не может превышать половину фонда финансовой взаимопомощи. Размер вышеуказанной части фонда финансовой взаимопомощи устанавливается в соответствии с уставом кредитного потребительского кооператива граждан общим собранием членов кооператива.
     
     Таким образом, вышеуказанный Федеральный закон, регулирующий деятельность кредитных потребительских кооперативов граждан, определяет, что передача части фонда финансовой взаимопомощи для выдачи займов является для кредитного потребительского кооператива граждан предпринимательской деятельностью.
     
     В соответствии со ст. 246 НК РФ российские организации, включая некоммерческие организации, к которым относятся кредитные потребительские кооперативы граждан, являются плательщиками налога на прибыль.
     
     Глава 25 НК РФ не содержит положений, устанавливающих особенности налогообложения доходов и расходов кредитных потребительских кооперативов граждан.
     
     Статьей 251 НК РФ определен закрытый перечень доходов налогоплательщика, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (в частности, паевые вклады). Налогоплательщики, получившие целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Целевые поступления при направлении их получателем по целевому назначению (на покрытие расходов на содержание и ведение уставной деятельности) при определении налоговой базы не учитываются.
     
     Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
     

     Кредитный потребительский кооператив граждан выдает займы членам кооператива за плату: взимает за их выдачу проценты, - то есть он получает доходы. Доходы, полученные в виде процентов по договорам займа, являются в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами.
     
     Исходя из этого доходы, полученные кредитным потребительским кооперативом граждан в виде процентов по договорам займа, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ.      
     
А.А. Назаров
     

Cоставление налоговой декларации за последний налоговый период в случае ликвидации организации

     На какую дату составляется налоговая декларация за последний налоговый период в случае ликвидации организации: на дату принятия решения о ликвидации, на дату начала ликвидации или на дату завершения ликвидации?
     
     Пунктом 2 ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также по решению суда.
     
     Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
     
     Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ если организация была ликвидирована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации.
     
     Это означает, что в случае ликвидации организации последний день последнего налогового периода приходится на день прекращения организацией деятельности, учитываемой для целей налогообложения.
     
     Организация прекращает вышеуказанную деятельность в день начала ликвидации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
     
     Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     В связи с вышеизложенным в случае ликвидации организации налоговая декларация за последний налоговый период составляется на дату начала ликвидации.
     

Представление налоговой декларации по налогу на прибыль при проведении реорганизации в форме присоединения

     В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей Кодекса.
     
     При применении данного положения НК РФ часто возникают вопросы, связанные с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль при проведении реорганизации юридического лица.
     
     Рассмотрим следующую ситуацию.
     
     Налогоплательщик, состоящий на учете в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, просит дать разъяснение по вопросу представления налоговой отчетности присоединяющей компанией при проведении реорганизации в форме присоединения. Советом директоров ОАО "Альфа" было принято решение (протокол от 07.10.2004) о реорганизации профильного дочернего бизнеса в форме присоединения к ОАО "Альфа" следующих дочерних компаний, находящихся на территории различных субъектов Российской Федерации: ЗАО "Бета", ООО "Гамма". Дата присоединения - 1 июля 2005 года. При проведении реорганизации в форме присоединения правопреемником (ОАО "Альфа") в централизованном порядке производилась уплата налога на прибыль. Расчет налога на прибыль осуществлялся на основании отчетности по данным бухгалтерского и налогового учета за 1-е полугодие 2005 года. Расчет налога производился по данным заключительной бухгалтерской отчетности каждой из присоединяемых организаций и по данным отчетности ОАО "Альфа". В этой связи какой из нижеследующих (возможных) вариантов составления налоговой декларации по налогу на прибыль является правомерным?
     
     Вариант 1. За 1-е полугодие 2005 года ОАО "Альфа" составляло три самостоятельные налоговые декларации по налогу на прибыль по отдельно взятой реорганизуемой компании (присоединяемые компании и ОАО "Альфа"). Расчет налога в бюджеты субъектов Российской Федерации производился исходя из доли, приходящейся на обособленное подразделение, отдельно по каждой из реорганизуемых организаций (в отдельных декларациях). Расчет авансовых платежей на III квартал в декларациях присоединяемых компаний не осуществлялся. Авансовые платежи на III квартал рассчитывались в декларациях ОАО "Альфа" путем суммирования авансовых платежей присоединяемых компаний и ОАО "Альфа". Расчет авансовых платежей на III квартал в бюджеты субъектов Российской Федерации ОАО "Альфа" осуществляло исходя из доли, приходившейся на обособленные подразделения, с учетом новой структуры. Декларации за 1-е полугодие 2005 года по всем реорганизуемым компаниям представлялись от имени ОАО "Альфа" в межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам за подписью должностных лиц с печатями правопреемника. При этом в декларациях присоединяемых компаний в строке "Полное наименование организации" в скобках дополнительно указывалось название присоединяемой организации.
     
     Вариант 2. Правопреемник составил за 1-е полугодие 2005 года одну сводную налоговую декларацию по ОАО "Альфа". Расчет налога в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществлялся исходя из доли, приходившейся на обособленное подразделение, с учетом новой структуры. Авансовые платежи на III квартал определялись как разница между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам 1-го полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала, в отдельно взятой декларации, то есть рассчитанной присоединяемыми организациями и ОАО "Альфа" до реорганизации по итогам 1-го полугодия и I квартала соответственно. Уплата налога производилась правопреемником в установленном порядке по данным налоговых(вой) деклараций (ции) по налогу на прибыль всех реорганизуемых компаний за 1-е полугодие 2005 года в зависимости от выбранного варианта составления налоговой декларации.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
     
     При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ).
     
     Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ).
     
     Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
     
     Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ).
     
     Пунктом 3 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляется наряду с другими документами передаточный акт.
     
     Таким образом, в вышеуказанном передаточном акте должны содержаться сведения об обязательствах присоединяемой организации, в том числе по уплате налогов.
     
     Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
     
     Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Это означает, что исчисление сумм налога, подлежащих уплате в соответствующие бюджеты, производится в налоговой декларации.
     
     Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации) (п. 3 ст. 55 НК РФ).
     
     Следовательно, вышеуказанный передаточный акт должен содержать сведения по обязательствам присоединяемой организации по уплате налога на прибыль, которые могут быть определены только на основе соответствующей налоговой декларации за последний налоговый период.
     
     Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом вышеуказанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям (п. 2 ст. 50 НК РФ).
     
     Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (п. 3 ст. 50 НК РФ).
     
     При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).
     
     В связи с вышеизложенным налоговые декларации присоединяемых организаций за последний налоговый период должны быть представлены организацией-правопреемником в налоговый орган по месту ее учета, если такие декларации не были представлены присоединяемыми организациями в налоговые органы до их снятия с учета в установленном порядке.
     
     Что касается исчисления ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в квартале, следующем за периодом проведения реорганизации юридического лица, то в рассматриваемом случае необходимо учитывать разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России (письмо от 20.01.2005 N 03-03-01-04/1/14), согласно которым сумма вышеуказанного платежа, подлежащего уплате в III квартале, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала, в декларациях присоединенных организаций и в декларациях присоединившей их организации.
      

Уплата налога на прибыль в региональный бюджет

     Вправе ли организация, находящаяся вместе со своими обособленными подразделениями на территории одного субъекта Российской Федерации, осуществлять уплату в региональный бюджет налога на прибыль за 2006 год по месту нахождения организации (в части прибыли, приходящейся на организацию без обособленных подразделений) и одновременно по месту нахождения одного из обособленных подразделений (в части прибыли, приходящейся на все указанные подразделения)?
     
     Согласно абзацу первому п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
     Таким образом, налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.
     
     При этом абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ предусмотрено, что если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то он может не производить распределение прибыли по каждому из этих подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое он осуществляет уплату налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Это означает, что если организация не производит распределение прибыли от деятельности, осуществляемой через различные подразделения организации в различных местах на территории одного субъекта Российской Федерации (в том числе по месту нахождения организации), то она уплачивает налог в бюджет этого субъекта только в одном месте.
     
     Вышеуказанная позиция подтверждается в письме ФНС России от 31.10.2005 N ММ-6-02/916@, согласно которому налогоплательщик может принять решение уплачивать налог на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за все обособленные подразделения, находящиеся на налоговом учете в том же субъекте Российской Федерации.
     
     В связи с вышеизложенным в рассматриваемом случае налогоплательщик не вправе уплачивать налог одновременно в двух местах на территории одного субъекта Российской Федерации.
     
     Таким образом, организация, находящаяся вместе со своими обособленными подразделениями на территории одного субъекта Российской Федерации, не имеет права осуществлять уплату в региональный бюджет налога на прибыль за 2006 год по месту нахождения организации (в части прибыли, приходящейся на организацию без обособленных подразделений) и одновременно по месту нахождения одного из обособленных подразделений (в части прибыли, приходящейся на все вышеуказанные подразделения), выбранного в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ.
     

Исчисление суммы ежемесячных авансовых платежей организацией-правопреемником

     1 января 2006 года организация присоединилась к другой организации. Как в этом случае должна была исчисляться сумма ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль, подлежащих уплате организацией-правопреемником в I квартале 2006 года?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
     
     В рассматриваемом случае отчетными периодами как для организации, к которой присоединилась другая организация, так и для присоединяемой организации признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
     
     Авансовые платежи по налогу на прибыль исчисляются на основании соответствующих налоговых деклараций.
     
     Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
     
     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
     
     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
     
     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала.
     

     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
     
     Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, вышеуказанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
     
     Согласно п. 5 ст. 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
     
     В связи с вышеизложенным в рассматриваемом случае сумма ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль, подлежавшего уплате в I квартале 2006 года организацией-правопреемником, должна была быть равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев 2005 года, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия 2005 года, в декларациях присоединенной организации и в декларациях организации-правопреемника.
     
     Например, если в декларациях присоединенной организации сумма авансового платежа, рассчитанная по итогам девяти месяцев 2005 года, составляла 300 тыс. руб., сумма авансового платежа, рассчитанная по итогам полугодия 2005 года - 200 тыс. руб., а в декларациях организации-правопреемника сумма авансового платежа, рассчитанная по итогам девяти месяцев 2005 года, составляла 500 тыс. руб., сумма авансового платежа, рассчитанная по итогам полугодия 2005 года, - 300 тыс. руб., то сумма ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль, подлежавшего уплате в I квартале 2006 года организацией-правопреемником, должна была быть равной 100 тыс. руб. [(300 тыс. руб. - 200 тыс. руб.) + (500 тыс. руб. - - 300 тыс. руб.) : 3].     
     
Т.М. Гуркова
     

Подача уточненных налоговых деклараций

     Организация переведена в 2005 году на администрирование в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам (г. Москва). После этого организацией была обнаружена ошибка в декларации по налогу на прибыль за отчетный период 2003 года (9 месяцев). В какой налоговый орган организация должна подать уточненные налоговые декларации за 9 месяцев 2003 года и за 2003 год:  в тот орган, в котором на момент сдачи первичной налоговой декларации она стояла на учете, или в межрегиональную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде согласно законодательству Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
     
     В соответствии с предоставленным НК РФ правом Минфину России (ранее - МНС России) определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в той межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н, ранее - приказ МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319).
     
     В связи с вышеизложенным крупнейший налогоплательщик после постановки на учет в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам представляет налоговые декларации по налогу на прибыль организаций (в том числе уточненные) в эту межрегиональную инспекцию.
     
     В то же время, принимая во внимание решение ВАС РФ от 25.11.2004 N 7448/04, крупнейшие налогоплательщики не лишены возможности реализовывать свои права и выполнять обязанности налогоплательщика в том числе и по месту нахождения организации. В частности, применительно к рассматриваемой ситуации такой налогоплательщик вправе представить уточненные декларации по налогу на прибыль в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган по месту нахождения организации должен направить полученные декларации в межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
     

Учет расходов, связанных с затратами по обеспечению одеждой и парфюмерией телеведущих телевизионных компаний

     В соответствии с подпунктом 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов включаются и другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, то есть перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым.
     
     Согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Учитывая вышеизложенное, при соблюдении требований ст. 252 НК РФ расходы по приобретению одежды и парфюмерии для телеведущих эфира телевизионных компаний и агентств учитываются для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном для признания стоимости имущества, приобретенного организацией для производственной деятельности.
     

Учет затрат по договорам лизинга

     Учитываются ли в расходах затраты по договорам лизинга при исчислении налога на прибыль в случае отсутствия государственной регистрации прав?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик может уменьшить полученные доходы только на сумму документально подтвержденных расходов, под которыми понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Установленный п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" порядок оформления первичных учетных документов предусматривает указание на содержание хозяйственной операции, определяемой условиями заключенных между сторонами договоров.
     
     Таким образом, расходы по не заключенным в установленном порядке договорам не могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие условиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Права и обязанности сторон, вступающих в отношения по договору лизинга, определены параграфом 6 главы 34 ГК РФ и Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
     
     Согласно ст. 20 вышеуказанного Федерального закона в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, права на имущество, которое передается в лизинг, и (или) договор лизинга, предметом которого является данное имущество, подлежат государственной регистрации. Специальные требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к собственнику регистрируемого имущества (авиационной техники, морских и других судов, другого имущества), распространяются на лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.
     
     Вышеприведенными законодательными актами, регулирующими отношения по договору лизинга, обязанность регистрации договора лизинга не установлена. Не содержит данного положения и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
     
     Таким образом, отсутствие регистрации договора лизинга не может служить достаточным основанием для признания его недействительным или незаключенным, если только это не следует непосредственно из условий данного договора.
     
     Учитывая вышеизложенное, отсутствие государственной регистрации прав по договорам лизинга в общем случае не влияет на порядок учета сумм лизинговых платежей при исчислении налога на прибыль.
     

Переплата и недоимка по налогу

     Организация имеет по месту нахождения структурного подразделения недоимку по налогу на прибыль. Одновременно по месту учета в налоговом органе головной организации образовалась переплата. Головная организация и ее структурное подразделение расположены в одном субъекте Российской Федерации. Будет ли начисляться пеня налоговыми органами по месту нахождения структурного подразделения?
     
     В соответствии со ст. 288 НК РФ организация, имеющая обособленные подразделения, производит уплату авансовых платежей и налога на прибыль в федеральный бюджет по месту своего нахождения, а в бюджеты субъектов Российской Федерации - по месту нахождения самой организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений. При этом обособленные подразделения могут находиться на территории одного субъекта Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты в бюджет причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки.
     
     В соответствии со ст. 19 и 246 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, а не их обособленные подразделения.
     
     В связи с этим если организация уплатила налог на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения в большей сумме, чем следовало, что привело к образованию переплаты, и одновременно она имеет недоимку по данному налогу в бюджет этого же субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений, то пеня может быть начислена исходя из суммарных данных о начисленных и поступивших суммах налога.
     
     В этом случае организация должна представить в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений документы, подтверждающие факт уплаты налога на прибыль в полной сумме по месту нахождения головной организации, подтвержденные налоговым органом по месту ее налогового учета.
     

Уплата налога ответственным обособленным подразделением

     Необходимо ли при переходе налогоплательщика на уплату налога ответственным обособленным подразделением представлять "нулевые" декларации по налогу на прибыль в налоговые инспекции по месту нахождения обособленных подразделений, которые не будут являться ответственными?
     
     При переходе налогоплательщика на уплату налога на прибыль организаций в порядке, установленном абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ, налогоплательщик вправе не производить распределение прибыли по каждому обособленному подразделению, находящемуся на территории одного субъекта Российской Федерации, выбрав из них одно обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации (далее - ответственное обособленное подразделение).
     
     О принятом решении налогоплательщик должен уведомить налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения с указанием находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации обособленных подразделений, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет, их местонахождения, КПП, указав при этом сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате ответственным обособленным подразделением.
     
     Одновременно налогоплательщик должен уведомить налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений, через которые не будет производиться уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации, о том, что через эти обособленные подразделения уплата налога в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет (с указанием их местонахождения и КПП, обозначив при этом ответственное обособленное подразделение, его местонахождение и КПП).
     
     При переходе налогоплательщика на уплату налога на прибыль в вышеуказанном порядке, по месту нахождения обособленных подразделений, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет, декларации по налогу на прибыль организаций не представляются.