Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об определении налоговой базы и уплате налога на прибыль с процентного (купонного) дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам

   

Об определении налоговой базы и уплате налога на прибыль с процентного (купонного) дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам

В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

1. Общие положения

     Для целей налогообложения у владельцев государственных и муниципальных ценных бумаг возникают в течение периода их обращения два основных вида доходов:
     
     1) доход от владения ценными бумагами в виде инвестиционного (процентного, дисконтного) дохода по долговым обязательствам;
     
     2) доход от реализации и иного выбытия ценных бумаг.
     
     Эти доходы облагаются налогом на прибыль по-разному.
     
     Доходы от реализации и иного выбытия ценных бумаг облагаются налогом на прибыль по ставке 24 %, а доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам - по ставкам 24, 15, 9 и 0 %. Имеет свои особенности и порядок определения налоговой базы по операциям с такими ценными бумагами.
     

2. Виды государственных ценных бумаг

     В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) не содержится определения понятий государственных и муниципальных ценных бумаг. Поэтому обратимся к Федеральному закону от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". В соответствии со ст. 2 этого Закона государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации, государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации - ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации, а муниципальными ценными бумагами - ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования. При этом государственными и муниципальными ценными бумагами могут быть только эмиссионные ценные бумаги (например, облигации), удостоверяющие право их владельца на получение от эмитента денежных средств или (в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг) иного имущества, процентов, установленных от номинальной стоимости ценных бумаг, либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии.
     
     Ценные бумаги, не отвечающие вышеперечисленным требованиям, не признаются государственными или муниципальными ценными бумагами в целях налогообложения прибыли. Порядок налогообложения таких бумаг (например, векселей муниципальных образований или Минфина России) аналогичен порядку налогообложения корпоративных ценных бумаг.
     
     Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации является федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета.
     
     Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий вышеуказанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
     
     Эмитентом ценных бумаг муниципального образования является исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий вышеуказанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.
     
     Генеральные условия эмиссии и обращения государственных облигаций утверждаются постановлением Правительства РФ.
     
     К государственным ценным бумагам относятся:
     
     - краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
     
     - облигации федерального займа (ОФЗ) с постоянным (ОФЗ-ПД), переменным (ОФЗ-ПК), фиксированным (ОФЗ-ФК) купонным доходом, с амортизацией долга (ОФЗ-АД) и другие их разновидности;
     
     - облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ);
     
     - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
     
     - государственные сберегательные облигации (ГСО);
     
     - облигации государственного валютного облигационного займа (ОГВЗ 1999 года);
     
     - государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации (условия выпуска и обращения утверждаются Правительством субъекта Российской Федерации).
     
     ГКО - это именные краткосрочные (до одного года) государственные ценные бумаги, предоставляющие их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении.
     
     ОФЗ - это именные купонные государственные ценные бумаги, предоставляющие их владельцам право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты их выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода (даты погашения). Выплата купонного дохода по ОФЗ производится в сроки, зафиксированные в глобальном сертификате выпуска.
     
     ГКО и ОФЗ выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением в депозитариях. Владельцы таких облигаций не имеют права требовать их выдачи на руки.
     
     Право собственности на ГКО и ОФЗ возникает с момента осуществления приходной записи по счету депо, осуществляемой организацией, заключившей с Минфином России договор и имеющей лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на право осуществления депозитарной деятельности.
     
     ОВГВЗ - это государственные ценные бумаги на предъявителя, номинал которых выражен в иностранной валюте (внешние ценные бумаги). Поэтому в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" ОВГВЗ признаются валютными ценностями и могут обращаться на территории Российской Федерации с учетом требований валютного законодательства. ОВГВЗ предоставляют их владельцу право на получение основной суммы долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, а также дохода в виде процентов, начисляемых к номинальной стоимости облигации.
     
     ОГСЗ - это среднесрочные государственные ценные бумаги на предъявителя, выпускающиеся в документарной форме без обязательного централизованного хранения. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска ОГСЗ, является сертификат. Владелец облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигации.
     
     ГСО - это именные государственные ценные бумаги, выпускающиеся в документарной форме и подлежащие централизованному хранению. Владельцы облигаций имеют право при погашении облигаций на получение их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости облигаций. Владельцами облигаций могут быть следующие юридические лица - резиденты Российской Федерации:
     
     - страховые организации;
     
     - негосударственные пенсионные фонды;
     
     - акционерные инвестиционные фонды.
     
     Эти облигации размещаются путем проведения аукциона организатором торговли на рынке ценных бумаг либо по закрытой подписке. Обращение данных облигаций на вторичном рынке не допускается.
     
     ОГВЗ 1999 года (это те же ценные бумаги, что ОВГВЗ, но только специального выпуска) - это государственные ценные бумаги на предъявителя, номинал которых выражен в иностранной валюте. Размещение ОГВЗ 1999 года осуществляется на территории Российской Федерации исключительно среди держателей облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии путем обмена на добровольной и эквивалентной (по номинальной стоимости) основе.
     

3. Процентный доход

     Согласно п. 6 ст. 250 НК РФ доходы в виде процентов, полученные по ценным бумагам, относятся к внереализационным доходам налогоплательщика. Порядок признания внереализационных доходов в виде процентов установлен п. 6 ст. 271 и ст. 328 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
     
     Согласно ст. 281 НК РФ процентным доходом при размещении государственных и муниципальных ценных бумаг признается доход, заявленный (установленный) эмитентом, в виде процентной ставки к номинальной стоимости вышеуказанных ценных бумаг. Если процентная ставка не установлена (например, как у ГКО), процентный доход определяется как разница между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее первичного размещения. Стоимость первичного размещения ценных бумаг устанавливается как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг был признан размещенным в соответствии с установленным порядком.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что по ОФЗ-АД серии 46005RMFS в глобальном сертификате их выпуска заявлена купонная (процентная) ставка в размере 0 %. При этом их продажа Банком России по цене ниже номинала приводит к возникновению доходности. Эта доходность не имеет отношения к понятию "проценты" и соответственно не подлежит наращению и отражению в налоговой базе с применением пониженной ставки налога.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ при методе начисления по долговым обязательствам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным на конец отчетного периода. Эта норма действительна и для процентных доходов по государственным ценным бумагам.
     
     Однако налогоплательщику нет необходимости начислять доход на конец отчетного периода в виде торговой разницы без учета сумм накопленного процентного (купонного) дохода (НКД), например по ОФЗ. Согласно ст. 43  и 281 НК РФ эта разница не является процентным доходом.
     
     Разница между номинальной стоимостью облигаций федерального займа и стоимостью их первичного размещения определяется как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг в соответствии с установленным порядком признается размещенным, но не является процентным доходом по государственной ценной бумаге, а следовательно, не подлежит налогообложению на конец отчетного периода. Стоимость приобретения облигаций федерального займа при размещении признается расходом согласно ст. 329 НК РФ при их реализации или выбытии. Возникающая положительная или отрицательная разница между ценой реализации и ценой приобретения без учета накопленного процентного дохода является прибылью или убытком от реализации ценных бумаг.
     
     По дисконтным государственным ценным бумагам (например, ГКО) также возможно получение двух видов дохода, облагаемых налогом на прибыль по разным налоговым ставкам: один - по льготной, второй - по общеустановленной ставке.
     
     По общеустановленной ставке облагаются так называемые торговые разницы - разницы между средневзвешенной ценой (ценой покупки) и номиналом (ценой продажи). Это объясняется тем, что данный доход не относится в целях налогообложения прибыли к процентному (ст. 43 и 281 НК РФ).
     
     При налогообложении сделок по реализации или иного выбытия ценных бумаг цена эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода (который облагается налогом на прибыль по иной ставке, чем та, которая предусмотрена п. 1 ст. 284 НК РФ), который приходится на время владения налогоплательщиком этими ценными бумагами и выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.
     
     Налогообложение процентов, начисленных за время нахождения государственной и муниципальной ценной бумаги на балансе налогоплательщика, осуществляется в порядке и на условиях, установленных главой 25 НК РФ.
     
     Обращаем внимание читателей на то, что при определении процентного дохода они долж-ны правильно установить, на какой срок заявляется доход по условиям выпуска. Это может быть 365 (366) дней, а может и 360 дней.
     
     По государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, выручка уменьшается на размер накопленного купонного дохода, причитающегося за время владения налогоплательщиком вышеуказанной ценной бумагой.
     
     Налог на доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам полностью перечисляется в федеральный бюджет.
     

4. Определение налоговой базы по доходам в виде процентов

     Согласно п. 5 ст. 286 НК РФ российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, определяют сумму налога на прибыль отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате вышеуказанных доходов:
     
     1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность по удержанию налога на прибыль с доходов налогоплательщика и его перечислению в бюджет возлагается на этот источник доходов.
     
     В таком случае налог на прибыль в виде авансовых платежей удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов.
     
     В данном подпункте раздела 4 настоящей  статьи речь идет о доходах:
     
     - от долевого участия, налоговая база по которым определяется согласно ст. 275 НК РФ [Раздел А Листа 03 декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н (далее - декларация)];
     
     - по государственным и муниципальным ценным бумагам, которые не вошли в Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, утвержденный приказом Минфина России от 05.08.2002 N 80н (далее - Перечень), но налогообложение которых осуществляется по ставкам, предусмотренным п. 4 ст. 284 НК РФ (Раздел Б Листа 03 декларации);
     
     2) при реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик - получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога на прибыль с таких доходов (Лист 04 декларации).
     
     Информация о видах ценных бумаг, по которым применяется вышеуказанный порядок налогообложения, доводится до налогоплательщиков уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2001 N 925 "О дополнительных полномочиях Министерства финансов Российской Федерации" таким уполномоченным органом является Минфин России.
     
     Получатель доходов уплачивает налог на прибыль в случае, если ценные бумаги поименованы в Перечне.
     
     Справка. Согласно приказу Минфина России от 05.08.2002 N 80н к ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, относятся:
     
     - ОФЗ;
     
     - ГКО;
     
     - ОГСЗ;
     
     - ОВГВЗ;
     
     - государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных выше ценных бумаг;
     
     - муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных выше ценных бумаг.
     
     Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) в главу 25 НК РФ внесены дополнения, закрепившие действующий на практике порядок налогообложения процентов при реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода) [то есть при реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, которые не вошли в Перечень и по которым предусмотрено исключение из налогообложения по специальным пониженным ставкам налога на прибыль].
     
     Налогоплательщик - получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога на прибыль с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ (24 %), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. К таким государственным ценным бумагам на сегодняшний день относятся государственные ценные бумаги, размещенные за пределами Российской Федерации (еврооблигации Российской Федерации или субъектов Российской Федерации).
     
     До вступления в силу изменений, внесенных Законом N 58-ФЗ, редакция п. 5 ст. 286 НК РФ формально свидетельствовала о том, что по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налог на прибыль необходимо было удерживать у источника выплаты.
     
     В настоящее время подпункт 1 п. 5 ст. 286 НК РФ предполагает налогообложение у источника только:
     
     - для доходов от долевого участия;
     
     - для процентных доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, не поименованным в Перечне, облагаемых по пониженной ставке налога на прибыль.
     
     В данном случае налогообложение осуществляется российской организацией (платежным агентом), которая является налоговым агентом и должна удержать сумму налога на прибыль.
     
     К таким государственным и муниципальным ценным бумагам относятся, например, облигации нерыночных займов.
     
     Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам установлен ст. 328 НК РФ, где определено, что налогоплательщик самостоятельно отражает в аналитическом учете доходы в сумме причитающихся в соответствии с условиями эмиссии ценных бумаг процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства.
     
     Сумма дохода в виде процентов учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов.
     
     Если налогоплательщик применяет при определении доходов и расходов кассовый метод, то доход в виде процентов признается на дату получения денежных средств.
     
     Если налогоплательщик при определении доходов и расходов применяет метод начисления, то процентный доход признается на наиболее раннюю из следующих дат:
     
     - дату реализации ценных бумаг по договору купли-продажи;
     
     - дату выплаты процентов (погашения купона) в соответствии с условиями эмиссии;
     
     - последний день отчетного (налогового) периода.
     
     Если имеется разрыв во времени между датой выплаты процентов (погашения купона) и датой поступления дохода на счет организации, то датой признания дохода является дата, которая заявлена в условиях эмиссии (выпуска) ценной бумаги.
     
     Проценты отражаются в налоговом учете на основании справки ответственного лица, которое исчисляет прибыль по операциям с ценными бумагами. Согласно п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, - месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
     
     Согласно п. 6 ст. 271 и п. 7 ст. 328 НК РФ, если до истечения отчетного (налогового) периода ценная бумага не реализована, налогоплательщик обязан определить на последний день отчетного (налогового) периода сумму процентного дохода, причитающегося по начислению за этот период.
     
     При этом доходом отчетного (налогового) периода в виде процентов признается разница между суммой накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленной на конец отчетного (налогового) периода в соответствии с условиями эмиссии, и суммой накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленной на конец предыдущего налогового периода, если после окончания предыдущего налогового периода не осуществлялось выплат процентов (погашений купона) эмитентом.
     
     Если в текущем отчетном (налоговом) периоде эмитент производил выплаты процентов (погасил купон), то в дополнение к доходу в виде процентов, исчисленному и учтенному при таких выплатах (погашениях) в соответствии с абзацем четвертым п. 7 ст. 328 НК РФ, он принимает доход в виде процентов равным сумме накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленной на конец вышеуказанного отчетного (налогового) периода.
     
     При первой выплате процентов (погашении купона) в отчетном (налоговом) периоде доход в виде процентов исчисляется как разница между суммой выплачиваемых процентов (погашаемого купона) и суммой накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленной на конец предыдущего налогового периода. При последующих в отчетном (налоговом) периоде выплатах процентов (погашениях купона) доход в виде процентов принимается равным сумме выплачиваемых процентов (погашаемого купона).
     
     Если ценная бумага приобретена в текущем налоговом периоде, доход в виде процентов исчисляется в следующем порядке. Сумма НКД, рассчитанная на конец предыдущего налогового периода, заменяется при вычислениях суммой НКД, уплаченного налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При реализации ценной бумаги сумма НКД, определенная на конец отчетного (налогового) периода, заменяется при вычислениях суммой НКД, рассчитанной на дату реализации.
     
     Приведем алгоритм, который поможет кредитным организациям проверить правильность расчета налоговой базы, которая облагается налогом на прибыль по специальным ставкам. Использование предлагаемого алгоритма в качестве элемента налоговой учетной политики может существенно сократить время расчета налоговой базы.
     
     Налоговая база = Исходящий пассив оборотной ведомости аналитических счетов 70102, приходящихся на соответствующие ценные бумаги на конец соответствующего отчетного (налогового) периода по ценным бумагам, реализованным или погашенным (а также по купонам, выплаченным от эмитента), - исходящий актив оборотной ведомости по счетам 50406, приходящимся на соответствующие ценные бумаги на конец соответствующего отчетного (налогового) периода (уплаченный процентный доход при приобретении), + начисленный процентный доход по условиям выпуска ценной бумаги текущего купонного периода, причитающийся к получению на конец отчетного (налогового) периода по ценным бумагам, имеющимся на балансе, - процентный доход, учтенный по начислению на конец предыдущего налогового периода, определенный как разница между размером процентного дохода, установленного по условиям выпуска, приходящегося на количество ценных бумаг, имеющихся по состоянию на конец предыдущего налогового периода, за вычетом исходящего актива по оборотной ведомости по счету 50406 на конец предыдущего налогового периода по имеющимся ценным бумагам в тот период.
     
     Согласно НК РФ государственные и муниципальные ценные бумаги подразделяются:
     
     1) на государственные и муниципальные ценные бумаги, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода;
     
     2) на государственные и муниципальные ценные бумаги, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода);
     
     3) на государственные и муниципальные ценные бумаги, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход,
     
     По нашему мнению, соответственно под такими ценными бумагами понимаются:
     
     1) ценные бумаги, по которым налогообложение НКД осуществляется источником выплаты дохода - эмитентом или банком, уполномоченным на то при осуществлении выплаты НКД по условиям эмиссии, а при осуществлении операции купли-продажи НКД формируется выручка и НКД облагается налогом на прибыль по ставке 24 %, то есть не выделяется из цены сделки;
     
     2) ценные бумаги, которые перечислены в Перечне и в отношении которых с 1993-1995 годов предоставлено право на пониженную ставку при обращении на вторичном рынке;
     
     3) то же, что и в подпункте 2.
     
     Данный вывод основан на действовавшем до 1 января 2002 года порядке налогообложения государственных и муниципальных ценных бумаг и терминологии, использовавшейся в тот период.
     
     Однако некоторые специалисты полагают, что под ценными бумагами, приведенными в вышеуказанных пунктах данного раздела настоящей статьи, следует понимать ценные бумаги, которые приведены в Перечне, при этом к ценным бумагам, указанным в п. 1, относятся государственные и муниципальные ценные бумаги, по которым доход заявлен в виде дисконта (например, ГКО).
     

5. Налоговый учет операций с государственными и муниципальными ценными бумагами, процентный доход по которым исключается (выделяется)

     Позиция автора. Основное отличие государственных ценных бумаг от корпоративных процентных долговых ценных бумаг состоит в том, что процент по государственным и муниципальным ценным бумагам не включается в состав доходов от реализации и соответственно производить все корректировки (такие, как с процентным доходом по корпоративным долговым ценным бумагам) по ним не следует (так как в выручку от реализации этих ценных бумаг в целях налогообложения не включается процентный доход).
     
     Таким образом, процентный доход учитывается в налоговой базе того отчетного периода, по итогам которого процент причитается к получению с эмитента таких ценных бумаг.
     
     Выручка от реализации данных ценных бумаг отражается без учета процентного (купонного) дохода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошел переход права собственности на них.
     
     Процентный доход по не вошедшим в Перечень государственным и муниципальным ценным бумагам, по которым процентный доход выделяется при обращении, для целей налогообложения отражается в составе внереализационных доходов (при применении метода начисления) и облагается по ставке 24 % по аналогии с корпоративными долговыми ценными бумагами. И только если налогоплательщик  дождался погашения процента (купона) от эмитента по таким ценным бумагам, этот процентный доход корректируется по строке 070 Листа 02 декларации в целях избежания двойного налогообложения, так как налоговые агенты (банки - источники выплаты дохода) должны удержать с этих доходов налог по ставке 15 %.
     
     При этом процентный доход по государственным еврооблигациям (евробондам), облагаемый налогом на прибыль по ставке 24 % (ст. 8 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"), также будет учитываться по методу начисления.
     
     Следует обратить внимание читателей журнала на то, что Перечень не менялся с момента выпуска. При этом Минфин России выпустил в обращение государственные ценные бумаги, отличные от поименованных в Перечне. Это не касается государственных ценных бумаг с одноименным названием, но с дополнительной приставкой, например ОФЗ с приставкой АД (или ПД, или ФД). Но ГСО, по мнению автора, - это уже другая ценная бумага. Минфин России и ФНС России официально не высказывались по этому поводу, но вопрос с налогообложением НКД по таким ценным бумагам остается открытым.
     
     Кроме того, неясно, как облагаются налогом на прибыль НКД при обращении на вторичном рынке облигаций с ипотечным покрытием, эмитированных до 1 января 2007 года, и доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года. В соответствии с НК РФ такие ценные бумаги облагаются налогом на прибыль по ставке 9 %.
     
     Автор считает необходимым обратить внимание читателей журнала на следующее. Поскольку вышеуказанные ценные бумаги не имеют статуса государственных и муниципальных и тем более не включены в Перечень, то исходя из действующего порядка налогообложения (ст. 286 и 287 НК РФ) право на применение пониженной ставки имеют налогоплательщики, которые дождутся погашения ценной бумаги эмитента с выплатой от него дохода. Этот доход должен будет облагаться налогом на прибыль по ставке 9 % у источника выплаты, при этом должен будет заполняться Раздел Б Листа 03 декларации.
     
     По логике, при осуществлении купли-продажи таких ценных бумаг налогоплательщик-продавец должен будет применить ставку 24 %.
     
     В результате такой порядок налогообложения существенно сократит вторичный рынок ценных бумаг.
     
     Минфин России и ФНС России официально не высказывали свою позицию по этому вопросу, но, по мнению автора, рассмотренная проблема может быть решена только путем внесения изменений в законодательство.
     
     По доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, также применяется ставка 9 %. Словосочетание "до 1 января 2007 года" относится, по мнению автора, к слову "эмитированным", и соответственно если выпуск ценной бумаги со сроком обращения три года будет считаться состоявшимся в декабре 2006 года, то к НКД такой ценной бумаги будет применяться ставка 9 % (конечно, при условии соответствия требованиям Перечня). По муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет после 1 января 2007 года (то есть выпуск по которым будет признан состоявшимся), НКД будет облагаться по ставке 15 % (конечно, при условии соответствия требованиям Перечня).
     
     Предположим, НКД включается в цену реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. В этом случае налогоплательщик самостоятельно на дату реализации ценных бумаг определяет сумму дохода в виде процентов с учетом положений ст. 328 НК РФ.
     
     При реализации ценных бумаг, из цены реализации (погашения) которых процентный (купонный) доход, облагаемый по иной ставке, исключается, налоговая база рассчитывается без процентного (купонного) дохода. Иными словами, в Листе 02 или в Листе 05 декларации (в зависимости от статуса налогоплательщика - профессионального участника рынка или нет, дилера или нет) отражается только чистая сумма дохода от реализации ценных бумаг. При реализации ценных бумаг, в стоимость которых процентный (купонный) доход включается, в Листе 02 (05) декларации отражается вся сумма, полученная от покупателя, по аналогии с корпоративными долговыми ценными бумагами. К таким государственным ценным бумагам относятся ценные бумаги, размещенные за пределами Российской Федерации.
     

6. Дата уплаты налога на прибыль и налоговая ставка

     По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, отражаемым в Разделе Б Листа 03 декларации, налог на прибыль, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.
     
     До 1 января 2006 года в соответствии с п. 4 ст. 287 НК РФ налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых из цены сделки исключался накопленный купонный (процентный) доход, подлежавших налогообложению согласно п. 4 ст. 284 настоящего Кодекса у получателя доходов, уплачивался в бюджет налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход.
     
     Таким образом, датой признания дохода (допустим, отчетными периодами у налогоплательщика были I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) по вышеуказанным государственным и муниципальным ценным бумагам, реализованным в январе 2005 года, являлась дата реализации ценной бумаги на основании договора купли-продажи. Уплата налога на прибыль с доходов, полученных по вышеуказанным ценным бумагам, должна была быть осуществлена не позднее 10 февраля 2005 года.
     
     Если вышеуказанные ценные бумаги, приобретенные в январе 2005 года, не были реализованы по состоянию на конец отчетного периода (допустим, отчетными периодами у налогоплательщика, применявшего метод начисления, были I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года), то налогоплательщик должен был уплатить налог на прибыль по процентным доходам, причитавшимся по состоянию на 31 марта 2005 года по вышеуказанным ценным бумагам, не позднее 10 апреля 2005 года.
     
     В рассмотренном случае декларация по вышеуказанным доходам должна была быть представлена налогоплательщиком не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, в рассмотренном примере - не позднее 28 апреля 2005 года.
     
     С 1 января 2006 года налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), подлежащих налогообложению в соответствии с п. 4 ст. 284 НК РФ у получателя доходов, уплачивается в бюджет налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход, исходя из дат, признаваемых датами получения дохода в соответствии со ст. 271 и 273 НК РФ.
     
     При этом важно отметить, что данная редакция ст. 287 НК РФ не меняет сроков уплаты налога, действовавших до 1 января 2006 года, и сроков подачи декларации.
     
     Согласно п. 4 ст. 287 НК РФ налогоплательщик должен перечислять налог на прибыль по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам в течение 10 дней по окончании месяца, в котором доход был получен. Даты же получения дохода могут быть разными.
     
     Так, если по условиям эмиссии организация получила проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам 20 января 2006 года, и, например, в I квартале, который является для организации отчетным периодом, эмитент больше выплат не производил, то организации придется перечислить налог на прибыль в следующие сроки:
     
     - в течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход, то есть до 10 февраля с суммы выплаты от эмитента по условиям выпуска за минусом уплаченного процентного (купонного) дохода (или процентного дохода, включенного в налоговую базу предыдущего налогового периода в зависимости от организации учетной налоговой политики налогоплательщика);
     
     - в течение 10 дней по окончании первого отчетного периода, то есть до 10 апреля. При этом налог на прибыль должен быть рассчитан исходя из суммы НКД, начисленного с даты выплаты - 20 января до конца отчетного периода - 31 марта (по новому купону).
     
     Если в этом примере часть бумаг была реализована еще и 25 февраля, то по НКД, приходящемуся на реализованные ценные бумаги, налогоплательщик должен уплачивать налог на прибыль по пониженной ставке в срок до 10 марта. В этом случае на оставшуюся на балансе часть ценных бумаг он должен еще начислить НКД исходя из суммы НКД, начисленного с даты выплаты НКД от эмитента до конца отчетного периода (по новому купону).
     
     Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам облагаются налогом на прибыль по ставкам 24, 15, 9 и 0 %, основание - п. 1 и 4 ст. 284 НК РФ. При этом действие ставок 15, 9 и 0 % распространяется на доходы по ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов. Иными словами, по ставкам 15, 9 и 0 % облагаются налогом на прибыль проценты, начисленные в соответствии с главой 25 НК РФ на конец отчетного периода, на дату реализации или полученные по условиям выпуска от эмитента по ценным бумагам, поименованным в Перечне, а также проценты, полученные по условиям выпуска от эмитента по остальным государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме государственных ценных бумаг, размещенных за пределами Российской Федерации).
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, которые не включены в Перечень, начисленные на конец отчетного периода в соответствии с главой 25 НК РФ и исчисленные при реализации, но не полученные по условиям выпуска, облагаются налогом на прибыль по общей ставке 24 %.
     
     К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:
     
     1) 15 % - по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в подпунктах 2 и 3 п. 4 ст. 284 НК РФ, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном Правительством РФ), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;
     
     2) 9 % - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;
     
     3) 0 % - по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по ОГВЗ 1999 года, эмитированным при осуществлении новации ОВГВЗ серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации. Так, например, на сегодняшний день к вышеуказанным бумагам, находящимся в обращении, можно отнести все серии ОВГВЗ.
     

7. Заполнение Листа 04 декларации

     Налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам уплачивается либо получателем этих доходов, либо налоговым агентом.
     
     Налогоплательщики, исчисляющие налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, поименованным в Перечне, заполняют Лист 04 декларации, а налоговые агенты - Раздел Б Листа 03.
     
     Процент, полученный как от налогового агента, так и непосредственно от покупателя, отражается по строке 020 Листа 02, потом "снимается" по строке 070 Листа 02 из налоговой базы, облагаемой налогом на прибыль по общей ставке (24 % - п. 1 ст. 284 НК РФ). Причем если процентный доход получен не от налогового агента, он подлежит отражению в Листе 04 декларации (строка 010), так как облагается налогом на прибыль по ставке (15, 9 или 0 % - п. 4 ст. 284 НК РФ), отличной от общеустановленной.
     
     Источник выплаты (уполномоченные банки) отражает данные доходы в Листе 03 декларации. Получатель процентного дохода Лист 03 декларации не заполняет.
     
     Иными словами, все проценты, как начисленные, так и полученные по государственным и муниципальным ценным бумагам, отражаются по строке 020 Листа 02 декларации. Здесь же показываются проценты и по государственным еврооблигациям, ГКО, ОФЗ, ОВГВЗ, ГСО и др. Далее сумма процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, поименованным в Перечне, отражается по строке 070 Листа 02 декларации, то есть исключается из расчета налоговой базы, производимого в этом Листе. Эта же сумма указывается по строке 010 Листа 04, что необходимо для дальнейшего расчета налоговой базы.
     
     Убыток может быть перенесен на будущее только в размере, отраженном по строке 050 Листа 02 декларации. Увеличение убытка по общей налоговой базе за счет исключения процентного дохода, облагаемого налогом на прибыль по ставке, отличной от общеустановленной, не соответствует нормам НК РФ (в частности, ст. 274 НК РФ).
     
     Совокупная сумма процентного дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам включается в данные, отражаемые по строке 010 Листа 04 декларации. При этом по доходам, облагаемым налогом на прибыль по разным ставкам (0, 9, 15 %), заполняется отдельный Лист декларации с кодом, соответствующим ставке.
     
     В частности, налоговая база, к которой применяется ставка 15 %, состоит в том числе из НКД по ОФЗ, ОГСЗ и другим купонным государственным и муниципальным ценным бумагам, из дисконта по ГКО, из процентов по российским еврооблигациям, выпущенным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.07.1998 N 843 (строка 070 предназначена для заполнения Сбербанком России, поскольку именно он является получателем ценных бумаг, выпущенных в соответствии с вышеназванным постановлением Правительства РФ).
     
     По строке 020 Листа 04 показывается, в частности, доход, начисленный в соответствии с абзацем первым п. 10 ст. 282 НК РФ (п. 12.3 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н). По строке 030 Листа 04 указывается соответствующая ставка, а по строке 040 - сумма налога.
     
     Организации, которые ежемесячно получали процентный (купонный) доход, при составлении отчета за I квартал должны указать по строке 010 Листа 04 декларации общую сумму дохода, полученного за три месяца: январь, февраль и март.
     

8. Налогообложение процентов по государственным ценным бумагам, переданным в доверительное управление

     Налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам уплачивается учредителем доверительного управления.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 276 НК РФ доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы и представлять учредителю доверительного управления необходимые сведения.
     

9. Налогообложение процентов в иностранной валюте по государственным ценным бумагам (ОВГВЗ, еврооблигации)

     Порядок налогообложения ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, разъяснен в письме Минфина России от 26.10.2005 N 03-03-02/118.
     
     Налогоплательщики отражают в налоговом учете расходы по приобретению ценных бумаг (включая сумму НКД, уплаченного продавцу ценной бумаги при ее приобретении) по курсу на дату принятия ценных бумаг к учету.
     
     При начислении процентного (купонного) дохода в случае, если эмитентом не производились процентные (купонные) выплаты, в налоговую базу, облагаемую по ставке иной, чем та, которая предусмотрена п. 1 ст. 284 НК РФ, включается положительная сумма, равная разнице между накопленным процентным (купонным) доходом на отчетную дату, рассчитанным в иностранной валюте, и уплаченным накопленным процентным (купонным) доходом в иностранной валюте на дату приобретения. Для пересчета вышеуказанной величины в рубли для включения в расчет, предусмотренный Листом 04 декларации, применяется установленный Банком России курс иностранной валюты по отношению к рублю на конец соответствующего отчетного (налогового) периода.
     
     При определении расходов при реализации или при получении процентной (купонной) выплаты от эмитента облигации накопленный процентный (купонный) доход, уплаченный налогоплательщиком продавцу ценной бумаги, должен учитываться в налоговом учете в рублях по курсу Банка России, действовавшему на момент принятия вышеуказанной ценной бумаги к бухгалтерскому учету (дата приобретения).
     
     Таким образом, при начислении процентного (купонного) дохода, рассчитанного в иностранной валюте, в соответствии с требованиями  п. 6, 8 ст. 271, а также ст. 328 НК РФ начисленный процентный (купонный) доход в иностранной валюте согласно условиям выпуска ценной бумаги учитывается также по курсу Банка России, действовавшему на конец отчетного (налогового) периода или на дату выплаты накопленного процентного (купонного) дохода. Начисленный процентный (купонный) доход по облигации с даты приобретения за весь период нахождения ее на балансе рассчитывается в иностранной валюте, определяется как разница между накопленным процентным (купонным) доходом на конец отчетного (налогового) периода и (или) дату выплаты эмитентом процентного (купонного) дохода и накопленным процентным (купонным) доходом, уплаченным продавцу ценной бумаги.
     
     Аналогичный порядок используется и для процентного купонного дохода по государственным ценным бумагам, облагаемого по общей ставке налога на прибыль, отличие состоит в том, что заполняются разные Листы и строки декларации.
     
     Суть заключается в том, что не учитывается при налогообложении как переоценка стоимости ценных бумаг в связи с изменением курса рубля по отношению к иностранным валютам, котируемым Банком России, так и переоценка уплаченного при приобретении накопленного купонного дохода, поскольку на отчетную дату определяется разница между начисленным купонным доходом и уплаченным купонным доходом в иностранной валюте и применяется курс Банка России на последнюю дату отчетного (налогового) периода. Курс Банка России на дату приобретения ценных бумаг при пересчете в рубли уплаченного купонного дохода применяется, подчеркнем, на дату реализации или на дату выплаты процентного купонного дохода.
     

10. НКД по государственным и муниципальным ценным бумагам, являющимся объектом сделок РЕПО

     В соответствии с Законом N 58-ФЗ обязанности по уплате налога на прибыль с доходов в виде процентов по ценным бумагам, являющимся предметом операции РЕПО, в том числе за период между датой исполнения первой части РЕПО и датой исполнения второй части РЕПО, возложены на продавца по первой части РЕПО, за исключением случая, если у продавца по первой части операции РЕПО проданные ценные бумаги приобретены по другой операции РЕПО.
     
     Пункт 2 ст. 282 НК РФ устанавливает право продавца по первой части РЕПО на доходы по ценным бумагам, являющимся предметом РЕПО, выплаченные эмитентом в течение срока РЕПО. Выплаченные доходы не признаются доходами покупателя по первой части РЕПО, а включаются во внереализационные доходы продавца по первой части РЕПО.
     
     Налогоплательщик - продавец по первой части РЕПО, исчисляющий налоговую базу методом начисления, обязан признать сумму процентов, причитающуюся к получению от эмитента, своим внереализационным доходом в виде процентов по ценным бумагам (в том числе государственным и муниципальным) на конец отчетного периода или на дату выплаты купонного (процентного) дохода эмитентом по условиям выпуска ценных бумаг (ст. 328 НК РФ с учетом ст. 282 настоящего Кодекса).
     
     Налог на прибыль, взимаемый с купонного (процентного) дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам, уплачивается в бюджет в соответствии с п. 4 ст. 287 НК РФ.
     
     Продавец по первой части РЕПО формирует только налоговую базу, облагаемую налогом на прибыль по ставке 24 %, в случае если продаваемые им ценные бумаги приобретены по другой операции РЕПО.
     
     Процентный (купонный) доход учитывается при расчете налоговой базы продавца по первой части РЕПО в порядке, установленном ст. 271, 273 и 328 НК РФ, и не учитывается при определении налоговой базы по процентному (купонному) доходу по ценным бумагам, являющимся объектом операции РЕПО, у покупателя по первой части РЕПО.
     
     Процентный (купонный) доход по ценным бумагам, являющимся предметом операции РЕПО, начисляется продавцом по первой части РЕПО, несмотря на то что у него на балансе ценных бумаг нет. При этом покупатель по первой части РЕПО не начисляет процент по полученным ценным бумагам для целей налогообложения.
     
     В случае открытия короткой позиции по ценным бумагам, по которым предусмотрено начисление процентного (купонного) дохода, налогоплательщик, открывающий короткую позицию, производит начисление процентного расхода, определяемого как разница между суммой накопленного процентного (купонного) дохода на дату закрытия короткой позиции (включая суммы процентного дохода, которые были выплачены эмитентом в период между датами открытия и закрытия короткой позиции) и суммой накопленного процентного (купонного) дохода на дату открытия короткой позиции. Начисление процентного (купонного) дохода осуществляется за время открытия короткой позиции с признанием сумм накопленного расхода на дату закрытия короткой позиции или на отчетную дату, если в отчетном периоде не произошло закрытия короткой позиции.
     
     Если налогообложение процентного (купонного) дохода осуществляется по налоговым ставкам, предусмотренным п. 4 ст. 284 НК РФ, суммы начисленного процентного (купонного) дохода относятся в уменьшение суммы процентного (купонного) дохода, облагаемой налогом на прибыль по соответствующей налоговой ставке.
     
     Иными словами, процентный доход может уменьшиться только в пределах доходов. Теоретически возможна ситуация, при которой в начале года при заключении операции обратного РЕПО была открыта позиция и после исполнения второй части РЕПО в течение года налогоплательщик не имел дохода. В этом случае право на учет процентного дохода в составе расходов, уменьшающих базу по облагаемым налогом на прибыль в особом режиме (по пониженным ставкам) доходам, будет потеряно. Это объясняется тем, что налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала года, и рано или поздно в течение года с появлением доходов по любым государственным ценным бумагам, доход по которым облагается в особом налоговом режиме (за исключением ОВГВЗ, так как в отношении этих ценных бумаг действует налоговая ставка в размере 0 %), такие доходы могут быть уменьшены на процентный доход, рассчитанный за время с даты открытия позиции по дату закрытия.
     
     Такое уменьшение отражается по строке 020 Листа 04 декларации.
     
     По операции РЕПО выплаты, осуществляемые эмитентом по ценным бумагам в период между датами исполнения первой части РЕПО и второй части РЕПО, могут приниматься в уменьшение суммы денежных средств, подлежащих уплате продавцом по первой части РЕПО при последующем приобретении ценных бумаг по второй части РЕПО, либо могут перечисляться покупателем по первой части РЕПО продавцу по первой части РЕПО в соответствии с договором. При этом такие выплаты не признаются доходами покупателя по первой части РЕПО и включаются в доходы продавца по первой части РЕПО.
     
     Налоговая база по сделкам РЕПО, заключенным в 2005 году и переходящим на 2006 год (завершающимся в 2006 году), определяется в соответствии со ст. 282 НК РФ в редакции, действовавшей в 2005 году (письмо Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/17).
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что при формировании резервов под обесценение ценных бумаг согласно ст. 300 НК РФ цена приобретения и рыночная цена ценных бумаг учитываются без накопленного процентного (купонного) дохода.
     
     Порядок признания расходов на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность, установлен ст. 300 НК РФ, согласно которой такие резервы создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва). При этом в цену приобретения ценной бумаги в целях главы 25 НК РФ также включаются расходы по ее приобретению.
     
     Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
     
     Иными словами, состав расходов при реализации ценной бумаги включает отдельно цену приобретения и сумму накопленного процентного (купонного) дохода.
     
     Определение рыночной котировки ценной бумаги в целях главы 25 НК РФ предусмотрено п. 4 ст. 280 настоящего Кодекса. Данное определение не содержит оговорки о включении или о невключении в рыночную котировку накопленного купонного (процентного) дохода.
     
     В главе 25 НК РФ различаются государственные ценные бумаги, по которым при обращении в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода (ст. 281 НК РФ), и государственные ценные бумаги, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход (ст. 286 НК РФ). Причем согласно ст. 329 НК РФ в отношении государственных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, если в цену реализации таких бумаг включается часть накопленного купонного дохода, то сумма дохода и расхода по этим ценным бумагам исчисляется без накопленного купонного дохода.
     
     Таким образом, по государственным ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход [государственные ценные бумаги, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода)], а также по государственным ценным бумагам, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, цена приобретения для целей формирования резерва под обесценение ценных бумаг учитывается без накопленного купонного (процентного) дохода. Соответственно рыночная котировка также должна приниматься без учета накопленного купонного (процентного) дохода для целей налогообложения при формировании резерва под обесценение ценных бумаг согласно ст. 300 НК РФ. Так, например, при формировании резерва под обесценение ГКО цена приобретения и рыночная котировка ГКО должны учитываться без накопленного купонного (процентного) дохода.