Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы и ответы


Вопросы и ответы


О налоге на прибыль

     
     Н.Н. Белова
     
     Налогоплательщик представил в 2003 году уточненные расчеты (налоговые декларации) налога от фактической прибыли за 2000 и 2001 годы, увеличив заявленную ранее сумму льготы на покрытие убытка прошлых лет. Правомерны действия налогоплательщика или оставшаяся сумма непогашенного убытка, полученного до 1 января 2002 года, должна быть перенесена на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ?
     
     Порядок переноса убытков на будущее установлен ст. 283 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года, уменьшавшая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действовавшим до 1 января 2002 года законодательством, после вступления в силу главы 25 НК РФ признавалась убытком в целях налогообложения и переносилась на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ.
     
     Убыток, определенный в соответствии с действовавшим в 2001 году законодательством по состоянию на 31 декабря 2001 года в сумме, не превышавшей сумму убытка, числившегося по состоянию на 1 июля 2001 года, признавался убытком в целях налогообложения и переносился на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ (ст. 4 Закона N 110-ФЗ).
     
     Таким образом, п. 3 и 4 ст. 10 Закона N 110-ФЗ установлен порядок определения сумм непогашенного убытка, полученного до 1 января 2002 года, который признавался убытком в целях налогообложения и переносился на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ.
     
     При определении суммы убытка прошлых налоговых периодов, понесенного организацией до 1 января 2002 года, подлежавшего переносу на будущее в соответствии со ст. 283 НК РФ, применялся следующий метод ее определения: отдельно устанавливался убыток прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года и в особом порядке определялся убыток за 2001 год.
     
     В сумме убытка, полученного после 1 января 2002 года, показывались убытки, исчисленные в соответствии со ст. 283 НК РФ.
     
     Предоставление льготы по налогу на прибыль в виде освобождения от уплаты налога части прибыли, направленной на покрытие убытка прошлых лет, до 1 января 2002 года осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (утратил силу с 01.01.2002, за исключением отдельных положений; далее - Закон N 2116-1).
     
     Пунктом 5 ст. 6 Закона N 2116-1 было установлено, что для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток [по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)], от уплаты налога освобождалась часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
     
     При определении размера вышеуказанной льготы в налоговом расчете принимались понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год - также убыток по курсовым разницам, предусмотренный п. 14 ст. 2 Закона N 2116-1. В расчете не учитывались убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормированной величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включавшихся в себестоимость продукции (работ, услуг), учитывавшихся при расчете налогооблагаемой прибыли.
     
     Пунктом 4.5 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (утратила силу с 1 января 2002 года) было установлено, что если убыток от реализации продукции, работ, услуг  (в 1998 году принимался также убыток по курсовым разницам, предусмотренный п. 14 ст. 2 Закона N 2116-1) превышал убыток по балансу предприятия, то к возмещению принимался убыток по балансу. В случае превышения убытка по балансу над убытком от реализации продукции (работ, услуг) к возмещению принимался убыток от реализации продукции (работ, услуг). Если от реализации продукции (работ, услуг) был получен убыток, а в целом по балансу была получена прибыль, то вышеназванная льгота не предоставлялась.
     
     Таким образом, при определении величины убытков, которые могли быть перенесены на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ, принимались понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), отражавшиеся по строке 050 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" соответствующего налогового периода, а за 1998 год - убыток по курсовым разницам, предусмотренный п. 14 ст. 2 Закона N 2116-1.
     
     При этом если убыток от реализации продукции (работ, услуг) превышал убыток по данным годового бухгалтерского отчета, то принимался убыток по данным годового бухгалтерского отчета, и наоборот.
     
     Одним из условий предоставления рассматриваемой льготы являлось ограничение, предусмотренное п. 7 ст. 6 Закона N 2116-1, в соответствии с которым налоговые льготы, установленные п. 1 (за исключением подпунктов "г", "д" и "е") и 5 ст. 6 Закона N 2116-1, не должны были уменьшать в совокупности фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50%.
     
     Как следует из вопроса, налогоплательщик представил в 2003 году уточненные расчеты (налоговые декларации) налога от фактической прибыли за 2000 и 2001 годы, увеличив заявленную ранее сумму льготы на покрытие убытка прошлых лет.
     
     В данном случае при соблюдении ограничения по льготированию прибыли, установленного п. 7 ст. 6 Закона N 2116-1, а также других условий предоставления рассматриваемой льготы организация имела право воспользоваться льготой, уточнив расчеты (налоговые декларации) прошлых налоговых периодов (в данном случае за 2000-2001 годы).
     
     Оставшаяся сумма непогашенного убытка, полученного до 1 января 2002 года, должна была определяться в соответствии с п. 3 и 4 ст. 10 Закона N 110-ФЗ и могла быть перенесена на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ.
     
Т.М. Гуркова
     
     Каков порядок признания для целей налогообложения прибыли расходов на оплату услуг банка по изготовлению и обслуживанию банковских карт, используемых для выплаты заработной платы работникам организации?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами, учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) разрешена выплата заработной платы путем ее перечисления на указанные работниками счета в банках. Такой способ получения заработной платы должен быть предусмотрен коллективным и (или) трудовым договором.
     
     Клиентом банка может быть физическое или юридическое лицо, заключившее с кредитной организацией, осуществляющей эмиссию банковских карт (эмитентом), договор, предусматривающий осуществление операций с использованием банковских карт.
     
     При этом физическое лицо, использующее банковскую карту на основании договора с эмитентом, или физическое лицо - уполномоченный представитель клиента эмитента является держателем банковской карты.
     
     Если договор с банком на открытие и обслуживание счета с использованием банковской карты заключается работником организации, то он является клиентом банка и одновременно держателем банковской карты.
     
     Поэтому расходы организации на оплату услуг банка по изготовлению банковских карт для работников при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываться не должны на основании п. 29 ст. 270 НК РФ как расходы на оплату товаров для личного потребления работников.
     
     Не учитывается также при налогообложении комиссионное вознаграждение, уплачиваемое организацией банку-эмитенту за проведение операций по счетам ее работников с использованием банковских карт, поскольку это вознаграждение должно взиматься эмитентом со своих клиентов, то есть с работников организации.
     
     В то же время вознаграждение, уплачиваемое банку за перечисление с расчетного счета организации на банковские счета ее работников денежных средств, предназначенных на выплату заработной платы, учитывается при налогообложении прибыли на основании подпункта 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, предусматривающего включение в состав прочих расходов организаций расходов на оплату услуг банков.
     
Д.В. Осипов
     
     Общество с ограниченной ответственностью направляет нераспределенную прибыль прошлых лет на увеличение своего уставного капитала. За счет этого увеличивается первоначальная стоимость доли участников в уставном капитале общества. Будет ли признаваться доходом для целей налогообложения прибыли увеличение первоначальной стоимости доли участника в уставном капитале общества?
     
     Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества общества, и (или) за счет дополнительных вкладов участников общества, и (или), если это не запрещено уставом общества, за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона N 14-ФЗ при увеличении уставного капитала общества в соответствии с настоящей статьей этого Закона пропорционально увеличивается номинальная стоимость долей всех участников общества без изменения размеров их долей.
     
     Согласно п. 1 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации.
     
     Учитывая вышеизложенное, увеличение первоначальной стоимости доли участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, направленной на увеличение уставного капитала общества, не будет признаваться доходом участника для целей налогообложения прибыли организаций.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.С. Лобачева,  
консультант Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Можно ли применять ставку НДС в размере 10 % при реализации консервов лосося?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 164 НК РФ в перечень продовольственных товаров, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 10%, включены консервы море- и рыбопродуктов (за исключением деликатесных, в том числе лосося балтийского). В связи с этим в отношении консервов лосося дальневосточного возможно применение пониженной ставки НДС.
     
     В то же время в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ перечень кодов видов продукции, облагаемой НДС по ставке в размере 10%, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяется Правительством РФ. Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908. Консервы лосося дальневосточного в вышеуказанный перечень не включены.
     
     Таким образом, применять пониженную ставку НДС в отношении консервов лосося дальневосточного можно только после внесения соответствующих дополнений в вышеуказанное постановление Правительства РФ.
     
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Предоставляется ли вычет по НДС при приобретении самолета для сдачи в аренду по договору лизинга?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     В соответствии с абзацами первым и вторым п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся плательщиком этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров, работ и услуг, а также на основании документов, подтверждающих уплату сумм налога, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг). При этом абзацем третьим п. 1 ст. 172 НК РФ в отношении основных средств установлен особый порядок вычета сумм НДС, согласно которому вышеуказанные суммы налога подлежат вычету в полном объеме на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации основных средств, после их принятия на учет.
     
     На основании Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в случае принятия к бухгалтерскому учету материально-вещественных ценностей, отвечающих требованиям признания их основными средствами (здания, сооружения, иное имущество), но изначально предназначенных не для использования непосредственно в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, вышеуказанные объекты рассматриваются в качестве доходных вложений в материальные ценности и отражаются на отдельном счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
     
     В связи с вышеизложенным по самолету, предназначенному для сдачи в аренду по договору лизинга, вычет НДС осуществляется после отражения стоимости самолета на счете 03 при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ, и в порядке, установленном абзацами первым и вторым п. 1 ст. 172 настоящего Кодекса.
     
Т.Я. Кобзева,  
советник налоговой службы  Российской Федерации III ранга
     
     Как исчислять НДС индивидуальным предпринимателям при возврате товаров?
     
     Законодательством Российской Федерации установлены единые требования, предъявляемые ко всем категориям налогоплательщиков, участвующих в налоговых отношениях, обеспечивающие равные права в отношении обязанности по уплате НДС в бюджет. Это подтверждается нормами ст. 143 НК РФ, в соответствии с которыми плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели.
     
     При этом согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Пункт 1 ст. 168 НК РФ обязывает налогоплательщика при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг) к оплате соответствующую сумму налога.
     
     Кроме того, п. 3 ст. 168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю счет-фактуру не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (работы, услуги).
     
     НК РФ не предусмотрен особый порядок исчисления НДС для индивидуальных предпринимателей, а следовательно, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации индивидуальный предприниматель обязан исчислять НДС и уплачивать его в бюджет в общеустановленном порядке.
     
     Операции по возврату ранее приобретенного товара должны рассматриваться как операции по реализации товаров, осуществляемые на территории Российской Федерации, которые на основании п. 1 ст. 146 НК РФ признаются объектом налогообложения. Иными словами, при возврате покупателем некачественного товара бывшему продавцу выставляется соответствующий счет-фактура с выделенной в нем суммой НДС, показатели которого регистрируются в книге продаж и отражаются в налоговой декларации по НДС.
     
     Исключением из общих правил являются случаи, при которых индивидуальные предприниматели применяют специальные режимы налогообложения.
     
     В данных случаях действуют нормы п. 4 ст. 346.26 НК РФ, в соответствии с которыми индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не признаются плательщиками НДС. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что этой нормой НК РФ регламентируются операции, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемые в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом; при этом на такие случаи не распространяется обязанность уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Перечень видов предпринимательской деятельности (включающей и розничную торговлю), в отношении которых применяется единый налог на вмененный доход, предусмотрен п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
     
     Таким образом, при осуществлении предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели имеют право не облагать НДС только операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход.
     
     Каков порядок уплаты НДС при расчетах за аренду помещений, принадлежащих федеральным и муниципальным унитарным предприятиям?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС. При этом налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговыми агентами в данном случае являются арендаторы вышеуказанного имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
     
     При аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления.
     
     По договорам аренды федерального и муниципального имущества, заключенным между фирмой-арендатором и балансодержателем - унитарным предприятием (не относящимся к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления), минуя органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления, уплата НДС в бюджет осуществляется балансодержателями - унитарными предприятиями. В таких случаях у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС. Сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендатором за оказанные услуги по предоставлению в аренду имущества арендодателю-балансодержателю, который, являясь налогоплательщиком-арендодателем, производит в общеустановленном порядке исчисление и уплату НДС в бюджет.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.Ф. Цибизова,  
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Можно ли вести две книги покупок - по экспортным операциям и по операциям на внутреннем рынке?
     
     Порядок ведения книг покупок установлен Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила N 914). При этом возможность ведения налогоплательщиком двух книг покупок отдельно по операциям реализации товаров на экспорт и на внутреннем рынке Правилами N 914 не предусмотрена.
     
     Когда должны регистрироваться в книге покупок счета-фактуры, полученные от поставщиков товаров (работ, услуг), используемых в производстве и (или) реализации товаров на экспорт: после положительного решения налоговых органов о правомерности применения налоговой ставки в размере 0 % или в момент подачи декларации по НДС по ставке 0 %?
     
     Согласно п. 7 Правил N 914 книги покупок предназначены для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению).
     
     В соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке в размере 0%, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки в размере 0%. При этом вычеты сумм НДС производятся на основании отдельной налоговой декларации.
     
     Учитывая вышеизложенное, счета-фактуры, полученные от поставщиков товаров (работ, услуг), используемых в производстве и (или) реализации товаров на экспорт, облагаемых по налоговой ставке в размере 0%, подлежат регистрации в книге покупок в том налоговом периоде, за который в налоговые органы представляется налоговая декларация по НДС по ставке в размере 0%.
     
А.Н. Лозовая,  
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     В 2004 году индивидуальный предприниматель осуществлял поставки растительного масла собственного производства за рубеж, исчисляя НДС по ставке в размере 0%; при этом он не представлял в налоговый орган налоговые декларации по НДС по ставке 0%. В 2005 году, обнаружив данное нарушение законодательства, индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган все необходимые декларации за прошлый год и документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ.
     
     Правомерны ли действия налогового органа по доначислению НДС по налоговой ставке в размере 10%, пеней и штрафных санкций, несмотря на то что правомерность применения нулевой ставки подтверждена, хотя и с нарушением срока?
     
     Обоснованно ли налоговый орган доначислил суммы НДС, принятые к вычету в налоговых периодах, в которых приобретались товары (работы, услуги), использованные для производства растительного масла, а также указал, что ведение раздельного учета должно было осуществляться в порядке, установленном п. 4 ст. 170 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение НДС производится по налоговой ставке в размере 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. При этом на основании п. 6 ст. 164 и п. 10 ст. 165 НК РФ документы, подтверждающие правомерность применения налоговой ставки в размере 0 %, представляются в налоговый орган одновременно с отдельной налоговой декларацией.
     
     Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ вышеуказанные документы (их копии) представляются налогоплательщиком в срок не позднее 180 дней считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта.
     
     Если по истечении 180 дней считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта налогоплательщик не представил такие документы (их копии), операции по реализации товаров на экспорт подлежат налогообложению по налоговым ставкам в размере 10 (18)%. При этом согласно п. 9 ст. 167 НК РФ в данном случае момент определения налоговой базы для целей применения НДС определяется как день отгрузки товаров.
     
     Таким образом, в случае непредставления в установленный срок документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, и отдельной налоговой декларации по НДС по ставке 0% налогоплательщик должен уплатить НДС в отношении операций по реализации товаров на экспорт по налоговым ставкам в размере 10 (18)%.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, которая исчисляется начиная со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты налога.  В связи с этим при неподтверждении правомерности применения ставки НДС в размере 0% в отношении экспортируемых товаров в течение установленного срока начиная с 21-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором осуществлена отгрузка (передача) данных товаров, начисляется пеня.
     
     Следует также отметить, что за совершение налогового правонарушения, в том числе за непредставление налоговой декларации, устанавливаются и применяются налоговые санкции в соответствии с положениями главы 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ.
     
     Поэтому действия налогового органа по доначислению сумм НДС по ставке в размере 10% по операциям по реализации на экспорт растительного масла, в отношении которых в установленный срок не была подтверждена обоснованность применения налоговой ставки в размере 0%, по начислению пеней, а также по применению налоговых санкций являлись правомерными.
     
     Что касается принятия к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при производстве и (или) реализации экспортируемых товаров, то согласно п. 2 ст. 171 НК РФ (в ред., действовавшей в 2004 году) вычет таких сумм налога производился при соблюдении условий, установленных п. 3 ст. 172 настоящего Кодекса. Так, было установлено, что суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при производстве и (или) реализации товаров, облагаемых по налоговой ставке в размере 0% при реализации товаров на экспорт, принимались к вычету только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, и согласно п. 6 ст. 164 настоящего Кодекса на основании отдельной налоговой декларации.
     
     Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышала общую сумму НДС, исчисленную при реализации товаров (работ, услуг), положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежала возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые были предусмотрены ст. 176 НК РФ. При этом п. 4 данной статьи НК РФ был установлен особый порядок возмещения сумм НДС, применяемый в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке в размере 0% при реализации товаров на экспорт. Так, согласно данному порядку возмещение сумм НДС производилось не позднее трех месяцев считая со дня представления налогоплательщиком вышеназванной отдельной налоговой декларации. В течение этого срока налоговый орган производил проверку обоснованности применения налоговой ставки в размере 0% и принимал решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
     
     Таким образом, возмещение сумм НДС, уплаченного налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), использовавшихся для производства и (или) реализации экспортируемых товаров, производилось только по решению налогового органа на основании отдельной налоговой декларации.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик не имел права самостоятельно уменьшать сумму НДС, исчисленную по операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по налоговой ставке 10 или 18%, на суммы этого налога, подлежавшие вычету в связи с экспортом товаров, операции по реализации которых облагались налогом по налоговой ставке в размере 0%. В связи с этим доначисление налоговым органом сумм НДС, принятых к вычету в налоговом периоде, в котором приобретались товары (работы, услуги), использовавшиеся в дальнейшем для производства и (или) реализации экспортируемых товаров, являлось обоснованным.
     
     Одновременно сообщаем, что в целях соблюдения положений п. 1 и 2 ст. 171 и п. 3 ст. 172 НК РФ, касающихся порядка принятия к вычету сумм НДС в отношении операций по реализации товаров на экспорт, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и (или) реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт. В связи с тем что правила ведения раздельного учета сумм НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) при осуществлении операций по реализации товаров как на экспорт, так и на территории Российской Федерации НК РФ не установлены, налогоплательщик может применить порядок ведения раздельного учета, установленный ст. 170 НК РФ, либо самостоятельно определить порядок ведения раздельного учета, отразив его в приказе об учетной политике организации.
     
     В рамках реализации строительного контракта на территории иностранного государства российская организация открыла филиал, зарегистрированный на территории этого иностранного государства, который является самостоятельным плательщиком налогов в этом государстве. Филиал берет в аренду строительное оборудование как у резидентов государства, в котором он зарегистрирован, так и у резидентов других иностранных государств и уплачивает арендные платежи самостоятельно из поступившей от заказчика выручки за выполненные строительные работы. Облагаются ли НДС в Российской Федерации реализуемые иностранными организациями услуги по сдаче в аренду движимого имущества (строительного оборудования) филиалу российской организации, зарегистрированному за пределами территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ. Так, согласно подпункту 4 п. 1 данной статьи НК РФ местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Поскольку в случае, приведенном в вопросе, покупателем услуг по сдаче в аренду движимого имущества (строительного оборудования), оказываемых иностранными организациями, является филиал российской организации, зарегистрированный и осуществляющий деятельность на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, то местом реализации данных услуг территория Российской Федерации не признается и соответственно такие услуги не облагаются НДС в Российской Федерации.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     С.А. Колобов,  
советник налоговой службы  Российской Федерации III ранга
     
     Находясь в служебной командировке, сотрудники организации, финансируемой за счет средств федерального бюджета, были вынуждены оплачивать наем жилого помещения свыше норм, установленных постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729. Вышеуказанные суммы сверх 550 руб. были возмещены данным сотрудникам за счет экономии средств, предусмотренных по статье "Командировочные расходы". Необходимо ли облагать налогом на доходы физических лиц данные выплаты?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
     
     Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по найму жилого помещения. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" возмещение расходов по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки, а при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 руб. в сутки.
     
     Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 не ограничено право организаций, финансируемых из федерального бюджета, на установление нормы расходов в соответствии со ст. 168 ТК РФ в большем размере, чем предусмотрено вышеуказанным постановлением Правительства РФ, при наличии средств из других источников, полученных от предпринимательской или иной приносящей доходы деятельности, а также за счет экономии выделенных бюджетных средств.
     
     Исходя из вышеизложенного суммы возмещения организацией, финансируемой из федерального бюджета, расходов по найму жилого помещения при служебной командировке работника, оплаченные сверх 550 руб. за счет экономии средств, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Какие документы являются подтверждающими для предоставления стандартного налогового вычета в размере 500 руб. согласно абзацу пятнадцатому подпункта 2 п. 1 ст. 218 НК РФ?
     
     Согласно абзацу пятнадцатому подпункта 2 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Вышеуказанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих и государственных служащих, если они не вступили в повторный брак.
     
     Положениями п. 3 ст. 218 НК РФ предусмотрено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
     
     Подтверждающим документом в данном случае является пенсионное удостоверение, в котором проставлен штамп "Вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. Если вышеуказанные лица не являются пенсионерами, они предъявляют справку о гибели военнослужащего или государственного служащего, выданную соответствующими государственными органами.
     

О едином социальном налоге

     
     Л.А. Брандт,  
советник налоговой службы  Российской Федерации III ранга
     
     Подлежат ли обложению единым социальным налогом суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых физическим лицам - работникам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?
     
     Из положений ст. 237 НК РФ следует, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты физическому лицу - работнику.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
     
     Статьей 3 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) установлено право вышеуказанных граждан на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки.
     
     Согласно п. 5 ст. 14, а также п. 4 ст. 19 Закона N 1244-1 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 14 и 7 дней.
     
     Конституционный Суд Российской Федерации в мотивировочной части постановления от 01.12.1997 N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года  “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указал, что независимо от того, о каких способах возмещения идет речь в Законе N 1244-1 - о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда.
     
     В письме ФНС России от 09.02.2005 N ГВ-6-05/99@ разъяснено, что в соответствии со ст. 5 Закона N 1244-1 возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а не работодателей, и финансирование расходов, связанных с предоставлением дополнительных отпусков вышеуказанным гражданам, осуществляется не за счет средств работодателей, а за счет субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций в размерах, предусмотренных законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
     

     Таким образом, суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых физическим лицам - работникам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению единым социальным налогом.
     

О налоге на имущество организаций

     
     Е.В. Жарикова,  
советник налоговой службы I ранга
     
     На территории области действует закон 2001 года об инвестиционной деятельности, который предусматривает предоставление льготы по налогу на имущество организаций налогоплательщикам, осуществляющим инвестиционную деятельность. Вправе ли налогоплательщик обратиться в налоговый орган за перерасчетом налога на имущество организаций в связи с предоставленной ему льготой по вышеназванному налогу согласно распоряжению Администрации области?
     
     В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие согласно НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
     
     Таким образом, с учетом положений ст. 372 НК РФ льготы для плательщиков налога на имущество организаций должны устанавливаться настоящим Кодексом либо законом о налоге на имущество организаций субъекта Российской Федерации.
     
     При этом ст. 381 НК РФ льгот по уплате налога на имущество организаций для инвесторов и участников инвестиционных проектов не установлено.
     
     Кроме того, как следует из вопроса, законом области о налоге на имущество организаций не предусмотрено освобождение от обложения этим налогом для налогоплательщиков-инвесторов, а также для участников инвестиционных проектов.
     
     Вместе с тем законом субъекта Российской Федерации о налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в области (далее - Закон об инвестиционной деятельности) определено, что одной из форм государственной поддержки инвестиционной деятельности является предоставление инвесторам и участникам инвестиционных проектов налоговых льгот в части налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет области.
     
     Согласно Закону об инвестиционной деятельности предоставление инвесторам вышеназванных налоговых льгот осуществляется в соответствии с утвержденным Администрацией области порядком предоставления и контроля использования государственной поддержки при осуществлении инвестиционной деятельности в области, предусматривающим принятие решения о предоставлении государственной поддерж-ки инвесторам комиссией, создаваемой Администрацией области, и оформление распоряжением Администрации области.
     
     Таким образом, Закон об инвестиционной деятельности устанавливает порядок, согласно которому Администрация области определяет налогоплательщиков, а также налоговые льготы для последних при осуществлении ими инвестиционной деятельности, то есть налогоплательщики и налоговые льготы устанавливаются исполнительным органом власти области, а не законодательным органом власти области в Законе области о налоге на имущество организаций.
     
     Следовательно, Закон об инвестиционной деятельности в части предоставления инвесторам и участникам инвестиционных проектов налоговых льгот по налогам, уплачиваемым в бюджет области, в том числе и по налогу на имущество организаций, противоречит действующему законодательству о налогах и сборах, в частности ст. 1, 17, 372 НК РФ.
     
     В этой связи правовых оснований для перерасчета названного налога у налогоплательщика, которому в соответствии с вышеупомянутым порядком была предоставлена льгота по налогу на имущество организаций, не имеется.
     

О специальных налоговых режимах

     
     И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Индивидуальный предприниматель осуществлял предпринимательскую деятельность, связанную с переработкой и заготовкой древесины. В 2005 году он применял упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов).
     
     Вправе ли был индивидуальный предприниматель учесть в составе материальных расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, затраты по уплате лесных податей, платежей за древесину, отпускаемую на корню, а также благотворительных взносов и пожертвований на ведение лесного хозяйства?
     
     В соответствии со ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта обложения единым налогом доходы, уменьшенные на величину расходов, при исчислении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 данной статьи Кодекса.
     
     Иные, не предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, расходы при исчислении налоговой базы по единому налогу налогоплательщиками не учитываются.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы, указанные в подпункте 5 п. 1 данной статьи Кодекса, принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций.
     
     Нормы ст. 254 НК РФ не относят к материальным расходам, учитываемым при исчислении налоговой базы, затраты налогоплательщика по уплате лесных податей, благотворительных взносов и пожертвований на ведение лесного хозяйства, а также платежей за древесину, отпускаемую на корню.
     
     В этой связи вышеуказанные затраты не подлежат включению налогоплательщиками в состав материальных расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     
     Индивидуальный предприниматель осуществлял в 2005 году предпринимательскую деятельность в сфере оказания ветеринарных услуг и применял систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     
     Для осуществления данного вида предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель привлекал на основе договоров гражданско-правового характера наемных работников и других индивидуальных предпринимателей.
     
     Как индивидуальный предприниматель должен был определять величину физического показателя базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя"?
     
     Согласно ст. 346.28 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) налогоплательщиками являлись организации и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие на территории субъекта Российской Федерации, в котором был введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
     
     Как следует из вышеприведенной нормы НК РФ, законодатель связывал возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате единого налога на вмененный доход с видом осуществлявшейся им предпринимательской деятельности.
     
     Учитывая данное обстоятельство, с момента вступления в силу на территории соответствующего субъекта Российской Федерации регионального закона о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности под его действие подпадали все налогоплательщики, осуществлявшие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 346.26 НК РФ, вне зависимости от способа осуществления ими таких видов предпринимательской деятельности - самостоятельно либо с привлечением наемных работников (других субъектов предпринимательской деятельности) на основании заключенных с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.
     
     Согласно ст. 346.29 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в качестве физического показателя базовой доходности, характеризовавшего виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1-3 п. 2 ст. 346.26 настоящего Кодекса, и разносную (развозную) торговлю, использовался физический показатель базовой доходности - "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
     
     В целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход под физическим показателем "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" следовало понимать среднесписочную (среднюю) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих (с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству) в тех сферах предпринимательской деятельности налогоплательщика, по которым им уплачивался единый налог на вмененный доход, определявшуюся применительно к Порядку заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденному постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50.
     
     В связи с этим при осуществлении индивидуальным предпринимателем вышеуказанных видов предпринимательской деятельности самостоятельно величина данного физического показателя базовой доходности за каждый календарный месяц налогового периода принималась равной единице.
     
     В случае осуществления индивидуальным предпринимателем таких видов предпринимательской деятельности с привлечением на основе гражданско-правовых договоров наемных работников и других субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей) величина данного физического показателя базовой доходности принималась равной средней (среднесписочной) за каждый календарный месяц налогового периода численности всех наемных работников (в том числе других субъектов предпринимательской деятельности), участвовавших в этой деятельности, включая индивидуального предпринимателя.
     
     Субъекты предпринимательской деятельности, заключившие с индивидуальным предпринимателем договоры гражданско-правового характера о выполнении работ (оказании услуг), подпадавших под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (за исключением договоров поручения, а также агентских договоров, в соответствии с условиями которых юридические и иные действия совершались агентами от имени и за счет принципалов), рассматривались для целей налогообложения в качестве самостоятельных плательщиков единого налога на вмененный доход. Исчисление и уплата единого налога осуществлялись такими субъектами предпринимательской деятельности на общих для всех плательщиков единого налога основаниях.
     
     Налогоплательщик осуществлял в 2005 году розничную торговлю промышленными товарами в торговом зале павильона площадью 27 кв. м. При этом для выкладки и демонстрации реализуемых товаров налогоплательщиком использовался также коридор павильона площадью 8 кв. м (установлены витрины). Расчеты с покупателями и выдача им товара осуществлялись налогоплательщиком в торговом зале павильона.
     
     Обязан ли был налогоплательщик учитывать при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход использовавшуюся им для выкладки и демонстрации товаров площадь коридора?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могла применяться в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении розничной торговли, осуществлявшейся через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Согласно ст. 346.29 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход налогоплательщиком, осуществлявшим розничную торговлю через объект стационарной торговой сети, имеющей торговый зал (магазин или павильон), в качестве физического показателя базовой доходности использовался показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)".
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) под площадью торгового зала понималась площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производилось обслуживание посетителей.
     
     В этой связи площади подсобных, административно-бытовых и иных подобных помещений объекта организации розничной торговли не учитывались при определении величины физического показателя базовой доходности "площадь торгового зала" только в случае, если они фактически не использовались налогоплательщиком для ведения розничной торговли и оказания услуг покупателям.
     
     В соответствии со ст. 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.д.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой.
     
     Исходя из этого любые использовавшиеся для осуществления публичной оферты помещения объекта организации розничной торговли в целях главы 26.3 НК РФ признавались торговым залом, и, следовательно, площади таких помещений учитывались при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход.
     
Л.А. Брандт,  
советник налоговой службы  Российской Федерации III ранга
     
     Обязаны ли налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивать единый налог с суммы предоплаты, полученной в счет предстоящей реализации товаров (работ, услуг)?
     
     В соответствии со ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
     
     Доходы от реализации и внереализационные доходы определяются налогоплательщиками в соответствии с положениями ст. 249 и 250 НК РФ. При этом налогоплательщиками не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.
     
     В то же время п. 4 ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций.
     
     Из положений ст. 346.17 НК РФ следует, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, применяют кассовый метод определения доходов, согласно которому датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
     
     В соответствии с порядком исчисления и уплаты единого налога, установленным ст. 346.21 НК РФ, налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов и уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
     
     Следовательно, налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны уплачивать единый налог с суммы предоплаты, полученной в счет предстоящей реализации товаров (работ, услуг).
     

Об ответственности налогового агента

     
     Л.А. Брандт,  
советник налоговой службы  Российской Федерации III ранга
     
     Пунктом 5 ст. 174 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков (налоговых агентов) представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Применяется ли к налоговому агенту за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок ответственность, определе