Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Оплата труда - что выгоднее уплачивать: единый социальный налог или налог на прибыль


Оплата труда - что выгоднее уплачивать: единый социальный налог или налог на прибыль


М.А. Климова
     
     В соответствии с п. 3 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. Это означает, что даже если у налогоплательщика в этом периоде сформировался убыток, но он не претендует на признание расходов на оплату труда в виде тех или иных выплат, налоговая база по единому социальному налогу не возникает.
     
     Бытует мнение, что налогоплательщику выгоднее произвести выплаты за счет собственных средств и не платить с них единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование (в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ  "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ).
     
     Пора отказаться от такого мнения, тем более что оно не только экономически не оправдано, но чаще всего приводит к тому, что при применении нормы п. 3 ст. 236 НК РФ налогоплательщик неправильно трактует Кодекс. В действительности при отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по прибыли, следует руководствоваться положениями главы 25 НК РФ, письма МНС России от 04.04.2002 N СА-6-05/415@, а также письма Минфина России от 23.11.2005 N 03-05-02-04/202. В ст. 270 НК РФ приводится перечень выплат, которые не могут быть отнесены к расходам и именно поэтому не подлежат обложению единым социальным налогом:
     
     - расходы в виде взносов на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение работников, кроме взносов, указанных в п. 16 ст. 255 Кодекса;
     
     - расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);
     
     - премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения (в частности, средств, определенных собственниками организаций для выплаты премий) или целевых поступлений;
     
     - суммы материальной помощи работникам [в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности];
     
     - расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;
     
     - выплаты в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства РФ, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо его предоставления по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
     
     - расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
     
     - ценовые разницы при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;
     
     - ценовые разницы при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания;
     
     - расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;
     
     - иные выплаты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
     
     Запрещено также уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и которые заключены с лицами, состоящими в штате налогоплательщика (п. 21 ст. 255 НК РФ, письмо Минфина России от 28.11.2005 N 03-05-02-04/205). Таким образом, выплаты, производимые штатным работникам за выполнение ими работ или оказание услуг по договорам гражданско-правового характера, в состав расходов на оплату труда не включаются и, следовательно, не подлежат обложению единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании п. 3 ст. 236 НК РФ. В то же время если налогоплательщик заботится об интересах своих работников с целью обеспечения их пенсионных прав, организация может заключить с ними трудовые договоры о работе по совместительству, введя соответствующие должности в штатное расписание; в этом случае сумма оплаты будет включаться в состав расходов на оплату труда при формировании налоговой базы по налогу на прибыль и облагаться единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
     
     Идея "ухода" от уплаты единого социального налога благодаря невключению расходов на оплату труда в затраты не оправдывает себя и экономически. Выгоднее признать расходы и заплатить единый социальный налог, как это ни кажется невозможным на первый взгляд.
     
     Пример.
     
     Работодатель начислил выплату работнику в размере 10 у.е. Налоговая база по налогу на прибыль без учета этой суммы за период составила 100 у.е.
     
     1 вариант
     
     Налогоплательщик не включает сумму выплаты в расходы.
     
     Единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются и не уплачиваются.
     
     Сумма налога на прибыль составит 24 у.е. (100 у.е. x 24 %).
     
     2 вариант
     
     Налогоплательщик включает сумму выплаты в расходы, начисляет единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 2,6 у.е. (10 у.е. х 26 %). Налоговая база уменьшается и составит 87,4 у.е. (100 у.е. - 10 у.е. - 2,6 у.е.).
     
     Налог на прибыль составит 21 у.е. (87,4 у.е. х 24 %).
     
     Общая сумма налогов, уплачиваемых по второму варианту, - 23,6 у.е. (21 у.е. + 2,6 у.е.).
     
     Как видим, второй вариант выгоднее.
     
     Таким образом, налогоплательщику следует больше внимания обратить на рациональную организацию оплаты труда и отказаться от привычных приемов минимизации налогового бремени.
     
     Так, например, достаточно произвольно может быть построена система премирования: все премии, названные в положении о премировании или в коллективном договоре (в свою очередь, на эти документы должен ссылаться трудовой договор с каждым сотрудником), можно относить к расходам без ограничений (кроме премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений) (см., например, письма Минфина России от 24.01.2003 N 04-02-06/2/136, от 25.10.2005 N 03-03-04/1/294, от 29.11.2004 N 03-03-01-04/4/26; постановления ФАС Поволжского округа от 07.09.2004 N А65-20830/03-СА1-32, ФАС Московского округа от 13.05.2005, 11.05.2005 N КА-А41/3577-05, ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2005 N А56-17963/04, ФАС Центрального округа от 23.06.2003 N А64-4692/02-17 и др.).
     
     Организация может позволить себе выплачивать любые экономически оправданные надбавки, обеспечивать бесплатное питание сотрудников, выплачивать повышенные выходные пособия и надбавки за условия и характер труда с отнесением на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и т.д.
     
     Интересна также недавно сформулированная ВАС РФ позиция, что вычет суммы взносов на обязательное пенсионное страхование из суммы единого социального налога налогоплательщик может делать не после уплаты взноса, а уже в момент его начисления. Такая трактовка п. 2 ст. 243 НК РФ дана в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2005 N 8736/05.
     
     В то же время отметим, что она не совпадает с мнением налоговых органов и Минфина России. Практика показывает, что если страхователь начислил, но не уплатил в установленном размере или в установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, неуплаченная сумма страховых взносов признается налоговыми органами недоимкой по единому социальному налогу и взыскивается с начислением пеней. Налоговые органы обычно направляют налогоплательщику требование об уплате задолженности по единому социальному налогу  (в размере занижения суммы налога) и соответствующих пеней, начисленных на момент направления требования, с указанием срока его исполнения. В случае неисполнения требования об уплате налога и пеней недоимка по единому социальному налогу и начисленные пени взыскиваются налоговым органом безакцептно. Одновременно с этим органами ПФР осуществляется взыскание недоимки по страховым взносам и пеней. После взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимка по единому социальному налогу, взысканная налоговыми органами с налогоплательщика в связи с неправомерно примененным налоговым вычетом, признается переплатой по единому социальному налогу, к которой будут применяться положения ст. 78 НК РФ. Эта позиция высказана, в частности, в письме Минфина России от 28.10.2005 N 03-05-02-04/192.