Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О работе с обращениями налогоплательщиков


О работе с обращениями налогоплательщиков


В.Н. Воробьева,  
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

1. Общие положения

     
     Обзор практики рассмотрения запросов налогоплательщиков в государственные органы власти позволяет сделать вывод о том, что основной причиной обращения налогоплательщиков в налоговые, а с 2004 года (в связи с проведением административной реформы) - в финансовые органы является различное толкование налоговыми и судебными органами смысла правовых норм вследствие нечеткости и двусмысленности их изложения, противоречивость законодательных актов и несогласованность отдельных положений между собой, нечеткое определение в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах базовых понятий и используемых терминов либо отсутствие таких понятий, как, например, непродолжительный период времени, категория налогоплательщиков и т.д.
     
     В последнее время налогоплательщики излагают в своих обращениях в налоговые органы, как правило, свою точку зрения по конкретному вопросу и соответственно хотят знать, является ли их позиция правомерной и обоснованной.
     

2. Какой государственный орган должен отвечать на запросы налогоплательщиков

     
     В соответствии со ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики имеют право получать:
     
     - от налоговых органов - бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также вправе получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
     
     - от Минфина России - письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и от органов местного самоуправления - по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
     
     Вышеуказанному праву налогоплательщиков корреспондирует предусмотренная ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков по вышеуказанным вопросам, а также обязанность финансовых органов о даче письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренная ст. 34.2 настоящего Кодекса.
     
     На практике часто возникают вопросы о том, что же конкретно должны разъяснять налоговые органы, а что - финансовые?
     
     Исходя из буквального толкования ст. 32 и 34.2 НК РФ можно сделать следующие выводы.
     
     Налоговые органы разъясняют следующее:
     
     - какие взимаются налоги и сборы;
     
     - какие действуют законы о налогах и сборах и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;
     
     - как исчисляются и уплачиваются налоги и сборы (ставки, база, периоды, сроки уплаты, льготы);
     
     - что включают права и обязанности налогоплательщиков;
     
     - какие полномочия имеют налоговые органы и их должностные лица;
     
     - как заполняются формы налоговой отчетности.
     
     Кроме того, налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов и их должностных лиц формы налоговой отчетности.
     
     В отличие от вышеперечисленных вопросов, относящихся к компетенции налоговых органов, Минфином России даются письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, то есть Минфин России разъясняет, как применяются в том или ином случае конкретные нормы законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и положения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
     
     Кроме того, Минфин России утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
     

3. Должностные лица, уполномоченные излагать официальную позицию  Минфина России

     
     После того как функции по ведению разъяснительной работы были переданы Минфину России, у налогоплательщиков стали возникать вопросы о том, какие должностные лица Минфина России уполномочены излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то есть чья подпись должна быть на документе Минфина России для того, чтобы считать данный документ разъяснением именно Минфина России, а изложенное в этом документе - официальной позицией этого ведомства?
     
     В соответствии с письмом Минфина России от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются Министр финансов Российской Федерации, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.
     

4. Работа в налоговых органах с обращениями налогоплательщиков

     
     Следует отметить, что, несмотря на то что в силу ст. 34.2 НК РФ разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах даются Минфином России, налогоплательщики все-таки предпочитают по-прежнему обращаться за информацией в налоговые органы.
     
     Надо полагать, что это связано со следующим:
     
     1) налоговые органы имеют более богатый опыт разъяснительной работы по вопросам налогообложения;
     
     2) налогоплательщик заинтересован получить разъяснение налогового органа по тому либо иному вопросу, поскольку именно налоговые органы осуществляют налоговые проверки и знание налогоплательщиком заранее позиции налоговых органов по отдельным вопросам может предостеречь его от нарушений законодательства о налогах и сборах;
     
     3) в силу подпункта 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или налоговым органом либо их должностными лицами в пределах их компетенции, признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
     
     Следует отметить, что отношение к обращениям налогоплательщиков в налоговых органах различное.
     
     В то же время в условиях иногда противоречивого налогового законодательства обращение (запрос) налогоплательщика можно расценивать как факт того, что налогоплательщик желает правильно исчислить и заплатить налоги, что должно всячески поддерживаться налоговыми органами.
     
     В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей журнала на следующее.
     
     Запрос налогоплательщика в налоговый орган должен быть подписан руководителем организации или в силу ст. 29 НК РФ - уполномоченным представителем организации.
     
     Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации или налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании доверенности.
     
     Если запрос налогоплательщика подписан не руководителем (главным бухгалтером, юрисконсультом) и при этом документы, подтверждающие полномочия вышеуказанного лица на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не представлены, у налогового органа отсутствуют основания для рассмотрения такого запроса, поскольку право на получение от налоговых и финансовых органов письменной информации или письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах возникает у налогоплательщика при документальном подтверждении заявителем полномочий законного либо уполномоченного представителя налогоплательщика.
     
     Довольно часто в налоговые органы за разъяснениями обращаются адвокаты юридических консультаций, различные юридические и аудиторские компании.
     
     При этом если приложен документ, подтверждающий полномочия адвоката по представлению интересов конкретного налогоплательщика, то, принимая во внимание положения ст. 26 НК РФ о том, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через уполномоченного представителя, такой запрос подлежит рассмотрению налоговым органом.
     
     Адвокаты (аудиторы) часто обращаются в налоговый орган и от своего имени.
     
     Как правило, в таких запросах адвокаты (аудиторы) выступают не в качестве налогоплательщиков, а в качестве аудиторов с целью получения консультации для осуществления своей профессионально-коммерческой деятельности по исполнению обязанностей перед клиентом. Учитывая это обстоятельство, а также принимая во внимание, что круг вопросов, по которым налоговые органы обязаны предоставлять информацию (давать консультации), строго ограничен законодательством Российской Федерации, у налоговых органов отсутствует обязанность консультировать адвокатов (аудиторов), аудиторские фирмы по проблемам их клиентов.
     
     В то же время в случае обращения в налоговые органы адвоката (аудитора) как налогоплательщика налоговые органы не имеют оснований для отказа в получении последним информации по конкретным вопросам налогообложения адвокатов.
     
     Кроме того, в соответствии с установленным порядком информировать хозяйствующих субъектов по вопросам налогообложения можно только на основании конкретных документов и материалов.
     
     По этой же причине могут не рассматриваться обращения, содержащие вопросы о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем, поскольку это относится к области теории, а теоретические вопросы применения законодательства о налогах и сборах освещаются, в частности, в специализированных изданиях для налогоплательщиков и налоговых органов.
     
     Ответ налогоплательщику должен быть аргументированным, со ссылками на конкретные нормы и статьи НК РФ, и не должен содержать излишней информации, то есть той, которую налогоплательщик не запрашивает.
     
     При этом ответ налогоплательщику должен быть подписан руководителем налогового органа или его заместителем.
     
     На практике приходится сталкиваться с ошибками налоговых органов в оценке правильности исполнения налоговой обязанности налогоплательщиками и допущенных ими нарушениях налогового законодательства. Анализ таких ошибок показывает, что они объясняются как субъективными, так и объективными причинами, связанными с недостатками в правовом регулировании налоговых отношений, наличием пробелов в налоговом законодательстве, нечеткостью формулировок правовых актов, их противоречивостью, отсутствием во многих случаях единого толкования норм налогового законодательства, его нестабильностью.
     
     В этой связи при подготовке ответа налогоплательщику представитель налогового органа должен помнить о том, что, как уже отмечалось, в силу подпункта 3 п. 1 ст. 111 НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика, является выполнение им письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым или налоговым органом, то есть налогоплательщик, руководствуясь полученным разъяснением налогового или финансового органа, освобождается от штрафных санкций, даже если в дальнейшем выяснится, что полученное разъяснение было ошибочным (неправильным).